Подписаться на обновления
17 октябряЧетверг

usd цб 64.3455

eur цб 71.0503

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Алексей А. Шепелёв   четверг, 11 декабря 2014 года, 15:00

Вместо «письма к Гитлеру»: речь к молодым писателям
C предысторией и рефлексией


Алексей А. Шепелёв
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





После прилепинского «Письма Сталину» я хотел было «Письмо Гитлеру» написать, или всё же за статью заказную о фильме «Сталинград» взяться, с заголовком, правда, «Федя Лысый против Риддика» (и с главкой о саундтреке «Земфира: Мумия-III поколения МУ»), но вовремя засублимировал и переключился на, так сказать, более общественно-полезное дело…

Год назад, в конце октября, на открытии 13-го Форума молодых писателей мною была произнесена речь, которая, судя по всему, имела успех. «По всему» – это я сам могу вспомнить весьма бурный эмоциональный отклик зала (и главное – долгий, несколько всплесков, что вообще-то среди обязаловки приветственно-теоретических речей форумцев большая редкость), и во-вторых, не иссякает поток обращений ко мне обнародовать текст (ТВ на сей раз не было, стенограммы тоже не публикуются).

Была статья о форуме на сайте «Свободная пресса» (В. Пустовой), с толкованием в заголовке («Трёхпроцентное поколение») темы моего выступления: «3% слова – против 97% бейджей», и с заключением вроде «и только старожил среди молодых писателей А. Шепелёв указал путь движения…». (Да, я уж сторожил-сторожил и досторожился!.. Вспоминаю, кстати, некоторых былых лет ораторские опусы, при которых зал чуть ли не спал, но теперь как бы обретшие историческую значимость неких вех, викторий и векторов, после чего их нужно именовать не иначе как знаковыми и программными.) Цитируются мои фразы близко к тексту, но десятый раз ко мне обращаются, что передано так, что совсем непонятно, в чём же суть выступления и над чем, по слухам, «все угорали». Теперь мне наконец-то попала в руки запись, по ней я и восстанавливаю.

«Готовый рассказ!» - зашелестело по залу», - замечает ещё в отчёте Пустовая. Потом мне несколько человек уточнили: не по залу, а это сказала сидящая в президиуме Н. Иванова, а из зала поддакнули. Филатов это запомнил и подошёл поблагодарить, что для меня было неожиданностью (как и многочисленные сочувственные отклики, чуть не поздравления форумцев – от многих тоже, от кого и не ожидал), и тоже потом подхватил: «Напишешь – издадим!». Сходя со сцены, я, конечно, мало что слышал и воспринимал, и поэтому я даже не понял тогда его фразы, тем более, что короткая проза меня не интересует с самого начала 2000-х, и переделывать речь в рассказ (типичный жанр у начинающих) мне и в голову не могло прийти. Я переспросил (внимание ещё отвлекал сидящий рядом в стельку пьяный товарищ!), и Сергей Александрович только махнул рукой, деликатно не замечая очередного расслабленного «героя» только недавно прозвучавшего произведения, не притронувшегося к обеду, но явно требующего немедленной депортации… (см. речь). Когда же готовились очередной сборник «Новые писатели» и сопутствующий ему сборник критики, я было подумал, что, может, и впрямь отдать туда текст, но естественно, понял, что как тут напечатаешь: «Речь А. Шепелёва»?!.

Рассказ, уже написанный

Поэтому вот всё же и дальше из рассказа - так сказать, предыстория. Когда была напечатана в фонде моя книжка «Настоящая любовь», Сергей Александрович Филатов попросил выступить на открытии. «Да это речь надо готовить», - попытался увильнуть я. «Подумаете, напишете – ночами…», - сказал он с улыбкой, отложив раскрытую на самом начале свежеотпечатанную книжку, и, как я понял, намекая на проделки моего персонажа - молодого писателя (когда была написана книга, действительно молодого – 20 лет назад!), действующего, конечно, исключительно ночью.

И вот дурацкий, мешающий жить писательский механизм запустился, и я неделю ровно почти не спал вообще – мне всё разные варианты представлялись. Из них наиболее по душе были два, которые совсем уж на грани фола… Я уж не рад был, что взялся: далась мне эта речь! Потом всё же осторожно обнародовал жене и паре товарищей, о чём я хочу повести речь. «Ты сбрендил вообще!» - единодушно поощрили они. Мне и самому уже не менее явно, чем текст, являлись картины то депортации с форума, то помрачневшие лица Сергея Александровича, редакторов «толстых» журналов, главы избиркома Чурова, министра печати Сеславинского… «Филатов же руководителем Администрации президента работал, его знакомства на самом верху, может, эти люди – кто его брат, а кто сват!» - даже такая конкретика замаячила. Плюс, коль я уж закоренелый писака и даже здесь старожил, нельзя же ударить в грязь лицом пред молодым поколением… да поколение ладно – в кои-то веки мне удалось вытянуть на свет божий своего соратника по группе «Общество Зрелища» О.Фролова – пред ним-то уж точно надо предстать «в качестве насоса»: тут уж, хоть и жанр нам чуждый, планка для всего одна: реакция должна быть, чтоб на лоб глаза лезли, ну, и рукоплескания, конечно, не возбраняются...

Задорно – о серьёзном

После прилепинского «Письма Сталину» я хотел было «Письмо Гитлеру» написать, или всё же за статью заказную о фильме «Сталинград» взяться, с заголовком, правда, «Федя Лысый против Риддика» (и с главкой о саундтреке «Земфира: Мумия-III поколения МУ»), но вовремя засублимировал и переключился на, так сказать, более общественно-полезное дело…

Надо ли говорить, что в списке выступающих я был благополучно забыт… Помог Сергей Чередниченко, с которым мы пили всю ночь накануне: в последний момент, когда уже «речи-речики»1 вовсю лились со сцены, внесли!.. При этом сам Чередниченко, достав откуда-то четвертушку листка и спросив у меня ручку, приладил бумажку на коленке и задумался… Вот как работают профессионалы! А я-то уж настоль «готовился», что у меня даже ручка с собой была - позор! В итоге моё переминание под софитами затянулось на целых 2/3 уорхолловской пятнашки, и Сергей, видимо, облегчённо скомкал свой конспект.

Об успехе речи мне упоминать не стыдно (уж предвижу идиосинкразическую реакцию критиков), хотя слово здесь неподходящее – лучше всё же сказать «эмоциональный отклик» или «понимание»: я не произношу занудно-пустые спичи пачками… Если был бы провал, термины и ощущения сразу бы нашлись однозначные, и об успехе-неуспехе разглагольствовать (в какой-то степени всё же борясь с неловкостью) не пришлось. Пресловутая же реакция зала, которую та же Н. Иванова как олицетворение всевышнего литгенералитета, судя по их тону и хоть и не вулканическому, но недоумению2 при приёме от меня рукописей, отнесла к «случайности»… – может статься, всё же есть больше показатель того, что я далёк от упования на авось, а близок к просчитанности «как на компьютере»; и тогда я был честно рад, что всё получилось. По сути, на все вызовы, на которые в своём хедлайнерско-программном – впрочем, и впрямь небесполезном - докладе Н. Иванова предлагала ответить молодым, я тут же, «не отходя от кассы», и ответил, хотя и не совсем экспромтом. Только странное дело: сами учат на семинарах «просчитывать реакцию читателя», мусоля полуготовые тексты, в которых даже пробелы не отбиты и запятые-тире не расставлены… В другой метафоре: целой батарее писательских вызовов должен противостоять некий «универсальный солдат», увешанный рациями и гаджетами, с тремя видеокамерами на башке – неуклюжий америкэн пингвин, прячущий тело жирное в броне и технологиях, – тогда как в натуре может действовать и летающий шаолиньский монах, и даже Дон-Кихот… Да и вызовы-то они – не сказать, что прямо залпы из Катюши (предвестники салютов в День Победы), а подчас браконьерские капканы да замаскированные западни, устроенные самими же вежливо-этичными и политкоректными литтрегерами. К примеру, не только привычные читательские критерии понравилось-не понравилось отсутствуют, но и самые талантливо-неталантливо, гениально, бездарно – есть только однословная оценка профессионализма, а чаще формат-неформат, к которому мне ещё обычно добавляют «ситуация тяжёлая: новые проекты не открываем и старые сворачиваем». Не трельяж и не грильяж! Кто ж придумал эту дрянь – проект, формат?!. Посему остаётся лишь покаятся, что жанровым образцом для своего дебютного, можно сказать, речетворчества я избрал скетчи М. Задорнова… А вообще, конечно, сложилось так, что мне всё это чуждо: трибуны, съезды, слёты, клубы, спичи… – всё то, к чему я недостаточно рьяно рвался и наконец вклинился с наивной верой в то, что пену и накипь можно превратить в бурю и натиск!.. – впрочем, как и вот такие вот бессмысленные предуведомления.

***

Я не мастер говорить длинные замысловато-теоретизирующие речи о положении дел в литературе. Моё единственное оружие, которым я более-менее владею, - это художественный образ. Но образ не вымышленный, а обобщение - как в учебниках пишут, основанное на фактах. К нему и прибегну.

Из привычных вещей скажу лишь то, что я, как и многие мои коллеги, очень признателен Фонду, и лично С. А. Филатову. Потому что Фонд Филатова занимается делом, которым сейчас практически никто не занимается, и положение писателя сейчас в нашей стране – ниже похороненного за плинтусом.

Но мне особенно запали в душу слова С. Филатова из его предисловия к сборнику «Новые писатели» по итогам прошлого Форума, где он цитирует знаменитые строчки из стихотворения про физиков и лириков: «Значит, что-то не раскрыли / Мы, что следовало нам бы»3. Я солидарен именно с этой мыслью, что молодые писатели – и они в том числе – сами в чём-то «не дотягивают», сами виноваты в пресловутом падении престижа литературы. Вот даже здесь, на Форуме, заметно падение интереса к творчеству друг друга, зачастую чувствуется некая пассивность, эгоцентризм и т.д.

В прошлом году в этом зале выступал В.А. Пьецух. Он с убеждением и даже с некоторым нажимом доказывал, что писатель должен очень много знать. Например, помнить имена всех героев классической литературы. Мало того, имена – даже отчества! Например, отчество Евгения Онегина!

Это уже, может быть, и перебор, но вот какая сценка тут была в прошлом году. Один наш собрат по перу – такой современный Митрофанушка – он постоянно спал – причём днём – отдыхал в номере – такая здоровая привычка (я и ночью-то не могу спать – потому что такое в голове творится!). Тут идут встречи, мероприятия, а он - дрыхнет!.. Мы с товарищем ему говорим: «Пойдёшь на встречу с Ерофеевым?» А он: «А кто такой Ерофеев?» Причём на полном серьёзе. Он даже не переспросил – как тоже обычно, допустим, переспрашивают – какой из двух Ерофеевых

Мы говорим: ну, типа писатель. Конечно, Ерофеева нельзя кому-то порекомендовать к прочтению… Разве только критические статьи… Вот… И он опять стал спать... Такой вот «Мой Онегин»!

Я, конечно, сторонник той точки зрения, что писательству нельзя научиться. Талант даётся от Бога. Но всё равно талант нужно развивать. (Реплика из зала: «Бога нет!») А развивается… нет, Бог есть (смех, овации)4 …развивается в первую очередь интеллект. Помимо каких-то знаний, здесь, на Форумах, молодые писатели могут из первых рук приобрести опыт своих старших коллег, то есть внутрицеховое общение так называемое – оно для представителей всех профессий даёт только положительные результаты: само общение с хоть сколько-нибудь себе подобными – неоценимо.

Второй пример. В своём творчестве я аполитичен. Но пример хочу привести, отчасти связанный с политикой… И связан он, так сказать, с нашими соседями по этому прекрасному зданию. Мы, оказывается, не одиноки во Вселенной - живём не в искусственном раю для писателей и поэтов, а на грешной земле здесь в России.

На прошлом Форуме мы с группой товарищей обнаружили некий артефакт. Это такая же программка, как и наша, - но не наша. И мы вечером за столом в ротонде буквально зачитались. Так, как не зачитывались ни одним, наверное, произведением на семинарах…Такая молодёжная организация, с названием, напоминающим название группы «Гражданская Оборона» (но с противоположным смыслом!), а на самом деле это наша смена – хоть и мы молодые писатели, но и у нас уже есть смена…

Сначала мы очень смеялись, читая, но потом нас охватило странное ощущение – вкрадчивого шока, можно сказать. Ведь всё описанное там – всерьёз. И тут, рядом, оно происходит.

Я ещё свою программку как-то читал и думал, что вот, у нас плотный и чуть не жёсткий график!.. А эти люди – наверное, ещё более молодые, чем мы – сидели за соседними столиками в столовой – на один день, по-моему, мы с ними пересеклись… Мы посмотрели: вроде бы нормальные молодые люди – но какие-то странные…

А вот из этого документа всё стало ясно. Я вот выписал…

«00.00 – 01.00 – подведение итогов дня. Знакомство, постановка задачи по съёмкам инфопродуктов».

Причём в 1.00 – уже «Спокойной ночи»! С припиской: «Где? - У каждого своё место».

А в 8.00 уже – «Танц-Движ-ОК!» - на полчаса. («Заводная танцевальная разминка – в новый день с хорошим настроением!»)

Днём: «М-Ж-берейк: что делать – очевидно. Лучше порознь и не более 10 мин.».

Или: «0.00 – дискотека, а в 0.30 – поведение итогов дня». (Полчаса дискотека – нормально! – и насухую…)

Далее читаем про алкоголь отдельно: «Неформатное веселье и поведение. Алкогольные напитки, пиво и прочие стимуляторы не включаются в официальную (!) программу, их употребление запрещено. Ответственность за процесс и последствия их употребления – депортация с семинара». Для нас – это прям Оруэлл с Замятиным просто нервно курят на задворках! Очень много интересного!..

Есть пункт с красноречивым названием «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ЗАБИТЬ».

«Единственной санкцией за нарушение правил является публичное (подчёркиваю!) исключение нарушителя и отправка его на ближайшую станцию метро или электрички. В дневное и вечернее время экстрадиция происходит незамедлительно. В случае ночных происшествий – утром до завтрака!».

То есть такая корпоративная этика, скрещенная с «Гитлерюгендом» каким-то! Ещё цитата и заканчиваю…

«Личные отношения между участниками семинара складываются исключительно на основе личных чувств и ненаучных (!) аргументаций» - поэтому они тоже попадают под запрет. Есть ещё пункты «Липки. Не плюй в колодец», «Зажги свою звезду», а также загадочное «Вечер, тёмная (!) ночь и утро».

Ну, и плюс система баллов – конкретные люди или команды оцениваются баллами - в качестве поощрения или наказания. Плюс разветвлённейшая система разноцветных бейджей и шнурков, по сочетанию которых (подчёркиваю: по сочетанию!) определяется статус участника. Если у кого жёлтые штаны – перед ним три раза «ку». И т.д. Короче, полная «Кин-дза-дза».

А мы, получается, на этом фоне – спим и не знаем, кто такой Ерофеев!

Мы с товарищами думали, как на это отреагировать, и я предлагаю ударить – если не автопробегом (там у них тоже был такой пункт про их атрибут – у писателей нет автомобилей!), по пьянству и разгильдяйству - собственному, если «не стенка на стенку» (я думаю, мы всё же слабоваты), то художественным словом. Предлагаю каждому, как в школе, написать небольшое сочинение «на тему» в стиле Оруэлла5.



1 Из стихотворения С. Бирюкова.

2 Аллюзия на строчку К. Рябинова и Е. Летова «всевышний генералитет выразил вулканическое недоумение» из композиции «Дрызг и брызг» с альбома «Сто лет одиночества» (1991-1993) группы «Гражданская оборона».

3 Здесь у меня напрашивалось завершение-переделка: «Значит, мало мы летали – /Всё толкли всё в ступе-бамбе!», но я вовремя спохватился, что господа современные молписы вряд ли знают, что такое бамба.

4 В прочих местах реакция публики без реплик не означена.

5 Тщетность подобных воззваний доказывает и то, что О.Фролов профукал свою книгу, на издание которой его номинировал по итогам форума сам Валерий Попов. И он же, мой же сотоварищ, восседал за столом в столовой, пьянищий в стельку в разгар дня. Впрочем, кому-то талант позволяет (и навязывает) некие… вольности, может быть, такой крайний индивидуализм как бы уравновешивает подобные воззвания (?).



«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

Чудо в ленте происходит почти случайно, намекая зрителю, что настоящему обыкновенному чуду волшебные атрибуты не нужны

28 сентября на 86-м году жизни скончался режиссер и художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. Неделю назад Марк Захаров попал в одну из московских клиник в тяжелом состоянии. Режиссер плохо чувствовал себя на протяжении нескольких дней. Народный артист СССР Марк Захаров известен кинозрителям по картинам «Формула любви», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт», «Тот самый Мюнхгаузен». Вспоминаем один из самых известных фильмов режиссера — «Обыкновенное чудо».

29.09.2019 20:58, Мария Молчанова, diletant.media


Из записной книжки Евгения Весника

Записки профессионального актера

Хорошему артисту необходимо быть наблюдательным, подмечать мелочи, которые можно использовать в своем искусстве. Актер Евгений Весник в этом отношении был человеком уникальным. Одних походок у него в арсенале более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать походку для Каренина, Весник предложил ему «иноходца»: это когда одновременно выступают вперед левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева, у администратора ЦДРИ и у одного из артистов цирка. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «иноходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.

29.09.2019 19:00, izbrannoe.com


Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.