По словам аналитиков, в очередной раз проголосовав за Ивана Гашпаровича, большинство словаков сделали выбор в пользу стабильности и европейского процветания Братиславы. В своей программе Гашпарович подчеркивает, что лично он приложит все усилия, дабы каждый житель страны был обеспечен «достойной работой», мог рассчитывать на качественную медицинскую помощь, а словосочетание «финансовый кризис» — забыть раз и навсегда. Какими бы банальными эти обещания ни казались, на электорат они явно подействовали.
«Будем жить как и раньше, только лучше» — гласил один из предвыборных лозунгов действующего руководителя Словакии, 68-летнего члена центристской партии «Движение за демократию» Ивана Гашпаровича. И в этом заключалась вся суть хорошего пиар-хода кандидата. В своей кампании Гашпарович, отмечая успехи страны, сделал ставку на «консерватизм и стабильность» и фактически призвал избирателей «не сбиваться с заданного курса». Под «заданным курсом» кандидат-президент подразумевает самую широкую интеграцию Словакии в Евросоюз, участие Братиславы в международных миротворческих миссиях и повышение уровня благосостояния граждан — всё то, что он сулил землякам в ходе своей кампании 2004 года. Институт президентства в Словацкой Республике, по словам политологов, исполняет «номинальные функции» — в частности, обладает правом распускать парламент и назначать судей и прокуроров. Реальная же власть находится в руках премьер-министра, пост которого сегодня занимает соратник Гашпаровича Роберт Фицо. Именно Фицо активно поддерживал действующего президента как в первом туре выборов, состоявшемся две недели назад, так и во втором, в минувшую субботу. Премьер отметил, что в настоящее время Словакия наглядно демонстрирует «скачок вперед» и, будучи «равной среди равных в объединенной Европе», благодаря политике Гашпаровича станет «оазисом процветания в регионе».
Трудно сказать, что повлияло на мнение словацкого избирателя — посулы президента или увещевания премьера. Но, как утверждает братиславский Центризбирком, старания и того и другого даром не прошли. По окончательным официальным данным, Гашпарович получил 55,53% голосов, обогнав свою главную конкурентку — лидера оппозиционного Словацкого христианско-демократического союза 52-летнюю Ивету Радичову примерно на 10%. Избирательный парадокс: программа Радичовой практически полностью повторяет программу Гашпаровича. Оппозиционерка пообещала своему народу «будущее в евросемье», «работу и зарплату» и «обеспеченную старость». Бывший министр по вопросам труда и социальной политики, она уже заявила, что победа конкурента не означает ее поражения. В интервью журналистам Радичова заявила, что уходить с политической арены она не собирается, а около миллиона отданных ей голосов избирателей свидетельствуют о «доверии народа». «Я воспринимаю такую поддержку как вызов, как ответственность и как новое начало», — цитируют слова кандидатки международные СМИ. Как будет строиться дальнейшая карьера Радичовой, неизвестно. Предполагается лишь, что бывший министр возглавит новый Фонд поддержки предпринимателей — престижную в Словакии структуру, занимающуюся мониторингом деятельности мелких и средних фирм-производителей. «Будущее же Гашпаровича теперь вырисовывается крайне четко, — утверждает братиславский политолог Мирослав Бердек. — Он будет и далее придерживаться принципов объединенной Европы и пропагандировать «словацкое экономическое чудо».
Кстати, словосочетание «экономическое чудо» в отношении действующего президента Словакии отнюдь не пустой звук. За последние пять лет, пока Гашпарович находился у руля пусть и номинальной, но власти, Братислава достигла серьезных успехов в международной политике и внутренней экономике. Не в последнюю очередь благодаря авторитету своего президента Словакия не только стала активным членом Евросоюза, но и получила право голоса на Парламентской Ассамблее ООН. Средняя зарплата словацкого служащего составляет более 1000 долларов США, пенсионные выплаты увеличиваются каждые два месяца, а в результате глобального экономического коллапса в стране закрылись всего два крупных предприятия. «Но главное даже не в этом, — говорит Мирослав Бердек. — С именем Гашпаровича у рядовых словаков ассоциируется процесс укрепления национальной гордости. Ни для кого не секрет, что долгие годы Словакия, в отличие от своей соседки Чехии, ассоциировалась с задворками империи. Или, если хотите, с сельской местностью социалистического лагеря. Даже в целом ряде голливудских фильмов Братиславу представляли как город-чудовище, состоящий из панельных домов-коробок, во дворах которых стоят дешевые автомобили, а дети вынуждены играть на импровизированных площадках кусками арматуры и бетона. В 2004-м Гашпарович вознамерился изменить имидж столицы своего государства. Его стараниями в стране были открыты десятки фондов и общественных организаций, поставивших целью реставрацию средневековых замков, воссоздание графских поместий и обновление музейных фондов. «Можно смело сказать, что имя президента будет и в дальнейшем ассоциироваться со словацким возрождением, — отмечает историк Братиславского университета Ян Латица. — Словаки всегда были, что называется, национально сентиментальны, и любое обращение к корням для политика — это фактический успех».
Сам Гашпарович пока отказывается от всяческих громких заявлений. В своем единственном на сей час заявлении он сказал буквально следующее: «Я благодарен всему народу и обещаю, что буду работать для него». Впрочем, сторонники Иветы Радичовой сдаваться не намерены. Они уже пригрозили акциями неповиновения и судебными исками. Аналитики в Братиславе говорят, что венгерская карта словацкой оппозиции будет разыграна еще неоднократно. Дело в том, что в первом туре выборов Радичову поддержало местное венгерское меньшинство, выступающее за создание в Словакии собственной автономии. А после известия о победе Гашпаровича словацкие венгры пообещали сделать всё от них зависящее, чтобы выборы были признаны недействительными. Как бы то ни было, а высшие судебные инстанции в Братиславе признали выборы легитимными, и в ближайшие четыре года страна может надеяться на пресловутую стабильность…
Читать @chaskor |