Подписаться на обновления
16 декабряСуббота

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 13 сентября 2010 года, 11:38

Владимир Раннев: «Время у Шостаковича — орудие пытки...»
Питерско-московский композитор о питерско-московском Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче


Владимир Раннев
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Шостакович и Прокофьев. Шостакович и Стравинский. Тайнопись. 15 симфоний и 15 квартетов — этапы большого пути? В рамках цикла «Композиторы о композиторах» В. Раннев рассуждает о Д. Шостаковиче. До этого А. Батагов говорил об И.С. Бахе, С. Невский — о Г. Малере, Д. Курляндский — об А. Моцарте.

Родившийся в Москве, современный композитор-экспериментатор Владимир Раннев ныне живёт и работает в Санкт-Петербурге, проделав, таким образом, путь, обратный тому, который в середине прошлого века осуществил один из главных симфонистов советской эпохи. Ведь Шостакович родился в Санкт-Петербурге, вырос и начал сочинять в Ленинграде, затем переехал в столицу СССР. Но говорим мы с Ранневым не о месте жизни, но о месте встречи, которым является великая музыка великого композитора.

— Владимир, из дуальной пары Шостакович и Прокофьев кто для вас более ценен?
— Дима, я категорически против этой «дуальной пары». Таковая имеет смысл лишь в рамках социокультурного пространства, на котором оба тёрлись.

Это пространство уже так затоптано очень компетентными историками, что не дело подъедать их хлеб не очень компетентным.

Но чем дальше тот соцкульт отстоит от нас, тем мнимее признаки этого «дуального сожительства». Прокофьеву в этом смысле везёт больше. Его не так часто поджаривают на заголовках типа «Художник и власть», хотя поводов для такой поджарки он давал не меньше.

Ну а про ценность — оба одинаково безгранично ценны.

— Возможно, рифма между Прокофьевым и Шостаковичем — игры моего собственного разума, возможно, куда интереснее и правильнее сопоставлять Шостаковича, ну, скажем, со Стравинским и с его протяжённостью, размазанной по ХХ веку; в подкладке моего вопроса — попытка установить какое-то основание для постройки логичной системы внутри русской музыки ХХ века. Кажется ли вам такая постройка, на более-менее объективных основаниях, хоть сколько-нибудь возможной?
— Постройка логичной системы внутри русской музыки ХХ века — конечно, она не только возможна, она существует, вернее они, системы, существуют.

Композитор Владимир Раннев рассказывает о разнице между Москвой и Питером. И о том, как молодые сочинители серьёзной музыки обустраивают своё профессиональное и творческое пространство.

Есть огромная литература, и она продолжает пополняться. Есть несколько крупных учёных, которые этим очень компетентно занимаются. Из мною облюбованных — Тарускин, Ковнацкая.

Мне кажется, мало смысла задавать такой слишком общий вопрос мне. Разумеется, я в теме, но в моих руках она — не в первых руках. То есть я хочу избежать роли твердопереплётного историка. Было бы лучше сузить разговор — не о судьбах русской музыки ХХ века вообще, а о каких-то отдельных точках напряжения.

Ну, к примеру. После исполнения «Песни о лесах» я писал в рецензии для «Коммерсанта», что эта вещь — большая фига Шостаковича (в отличие от Прокофьева, который самую постыдную здравицу делал вдохновенно и гениально).

Мол, увековечить в шедевре? Шиш. Вот тебе качественная, на пятёрку с плюсом, соцреалистическая картошина, не более того. Ровно по размеру глотки тов. Жданова. Образцово-показательная до приторности. Сегодня — блестящий артефакт, не более того. Уклонился ДД от своего «Триумфа воли».

Помню, как мы вокруг графина с водкой спорили с Алексеем Гориболем и Петром Мигуновым, которые там какие-то глубины наковыряли, протесты, катарсисы. Нет там таковых. Хотя где ж их нет после второго графина.

Или вот другой случай: Тринадцатая симфония и тандем Шостакович — Евтушенко. Тут у меня с музыковедом Иосифом Райскиным случилась полемика. Он — про ветер перемен, глоток воздуха, я — про хреновую поэзию и как она подрезала весь этот исполненный благородства пафос. Кстати, Борис Тищенко, любимый ученик Шостаковича, сорок лет назад убеждал учителя в том же.

— Ну вот есть поздний Шостакович, а есть ранний. Водораздел проходит, как я понимаю, через Пятую симфонию. Правильно ли я понимаю, что вам более близок ранний, внеидеологизированный? Или, на ваш взгляд, этот водораздел проходит где-то в другом месте?
— Периодизация творчества ДД принята несколько иная: по Четвёртую симфонию, с Пятой по Девятую, с Десятой. И это справедливые границы, потому что внешние обстоятельства отчётливо рифмуются со стилистикой его музыки.

Но почему вы решили, что первый период «внеидеологизированный»? Напротив. В 20-е годы у него много программной музыки, он активен в музтеатре, работает с Мейерхольдом, с пролетарскими поэтами.

Дух времени и текущий политический момент фонтанируют в каждой ноте. А вот после катастрофы с «Леди Макбет» и с Четвёртой симфонией он надолго отказывается от слова, а «идеологизированность», точнее его разборки с окружающей социальной средой принимают форму эзопового иносказания.

Он концентрируется на инструментальной непрограммной музыке — симфония, квартет, квинтет. Даже когда он возвращается к слову и к сюжету, это уже не музыка «прямого действия», как в 20-е.

Я не могу сказать, какой период мне ближе. В любой период у Шостаковича есть какие-то исчерпаемые сочинения (например, II и III части Седьмой симфонии, II часть Восьмой), то есть там всё здорово, мастерски, но мысль слишком очевидна, чтобы таить в себе что-то, переживаемое и разгадываемое при каждом прослушивании по-новому.

А вот в той же Восьмой, в паре III—IV частей столько высот и бездн, что дотянуться до них или заглянуть в них — это всегда работа и даже испытание для слушателя.

Но это всё ахи-охи. А есть ещё вопрос языка. А именно — каким образом происходит мутация его, на нижнем этаже вполне себе советского симфонизма, в автономное циклопическое существо на верхних этажах, пожирающее этот симфонизм в самом его нутре. И тут уже (вне)идеологизированностью ничего не измерить, нужны более тонкие инструменты.

— О каких более тонких инструментах может идти речь?
— Сначала вот о чём. Там у нас осталась приоткрытой форточка в вопросе Шостакович — Стравинский. Но в форточку я не полезу, потому что здесь уже Бродский за меня распахнул окно, хотя и по другому поводу.

В его эссе «Катастрофы в воздухе» читаю: «Слишком много всего происходило во внешнем мире, чтобы употреблять знаменитое Стендалево зеркало для разглядывания извивов собственной души. Гигантские, заваленные трупами и исполненные предательства исторические панорамы, самый воздух которых каменел от воплей вездесущего горя, требовали эпических штрихов, а не каверзных вопросов, — что из того, что такие вопросы могли бы это эпическое зрелище предотвратить!»

Каверзные вопросы — и именно эстетического свойства, — сама постановка которых была средством предотвращения этих кошмарных «исторических панорам», сдвигали рабочий стол Стравинского на Запад, сначала в Европу, потом в Америку, — туда, где эти вопросы выплёскивались из пробирок формотворческих штудий в широкое социальное пространство, заражая его потребностью самоанализа. И уже послевоенный западный мир — это культура победившего «развитого модернизма», где страдание перестало быть фетишем.

Молодой же Шостакович, наигравшись в «революцию как паровоз» (Платонов), оказался вдруг в начале 30-х на кухне уже другого мифотворчества — не по Платонову, а по Оруэллу.

Сменилась основная парадигма советской художественной жизни: от искусства, побуждающего к прямому действию (пролеткульт), к искусству, подменяющему прямое действие ритуальным (соцреализм).

Всякий ритуал — это иносказание, скованное каноном. Всё, что делал ДД начиная с Пятой, — это иносказание, преодолевающее канон.

По счастью, в музыке дидактическая природа выражена не столь явно и, благодаря этому качеству, она удерживает при себе некоторое заповедное пространство для «извивов собственной души», что в техническом плане означает возможность в хорошем смысле паразитировать на стиле. Это пространство — буквально пятачок, но тут важно, как им композитор воспользовался.

Это вопрос даже не таланта, а воли, или «степени человеческой цельности, которой чаще обладают трагические герои, нежели авторы трагедий» (Бродский, оттуда же). Всё, что делал ДД начиная с Пятой, — это, переворачивая Ницше с ног на голову, рождение музыки из духа трагедии.

Проблема Шостаковича после выволочки 1936 года — это невозможность стилистического экстремизма посреди экстремизма социального.

Но соцреализму не пришлось перековывать Шостаковича, потому что сам Шостакович перековывал соцреализм — отказался от текстов и от программной музыки (кроме прикладной) и произвёл в своём письме конструктивную мутацию от Малера к Бетховену — то есть от центробежности нарративного мироописания к гравитации волевого сгустка.

Формально он хоть и писал по чину советского симфонизма, но всё его письмо выходило сплошным бесчинством — он размывал очевидность тональной мажоро-минорной системы ладовыми трансформациями с пониженными (в том числе основными — I, III, V) ступенями, встряхивал логику формы перелицованными до неузнаваемости репризами и вставными эпизодами, выжимал из ресурсов функциональной оркестровки самые радикальные звучности — от назойливой монофонии долгих инструментальных соло до сонорных сгустков titti, выстраивал пересечённый рельеф кульминаций, каждая из которых кажется вершиной напряжения, но оказывается лишь ступенью на подъёме к следующей.

Технологически это процесс поэлементной мутации стиля. А именно — стилеобразующие элементы формализуются, сохраняя лишь косвенные внешние признаки, но вся их внутренняя механика и нормы отношений друг с другом переорганизуются. В основном за счёт формульной, императивной природы тематического материала.

Как и у Бетховена, у Шостаковича этот материал взрывает накатанные стилевые шаблоны и самоорганизуется согласно своим внутренним интенциям.

И этот принцип проявляет себя не только в крупнокалиберной симфонической, но и в камерной — вплоть до циклов прелюдий и прелюдий и фуг — музыке.

Я бы сравнил это со структурой конституционной монархии английского образца, где сохранены формальные признаки сословной иерархии и представительские функции её верхнего этажа, но внутри — сложное институциональное устройство с напряжением оппонирующих или даже конфликтующих сил, с интенсивной динамикой саморазвития.

Пятачок свободы Шостакович упрятал туда, где его сложнее всего обнаружить и разоблачить, — в композиционную кухню. А, так сказать, представительские функции — «музыкальное содержание», «интонационная выразительность» и прочие жупелы марксистско-ленинской эстетики в музыке — оставались вполне лояльными внешним требованиям.

Форма жизнеустройства, господствовавшая в советском обществе, была настолько довлеющей, что зацикливала мысль всякого достойного автора на преодоление её в себе и вокруг себя. Чем Шостаковичу и приходилось заниматься большую часть своей жизни, в том числе и в музыке.

Но вне этой формы жизнеустройства — там, где находился Стравинский, — она рассматривалась лишь как частный случай, причём неприглядный.

Стравинский был свободен от изворотистой конфронтации с «исполненными предательства историческими панорамами», поэтому горизонт его видения мира был шире. Он мог позволить себе заниматься природой вещей, в то время как Шостаковичу приходилось заниматься природой зла.

Это как два бегуна, один в кроссовках, другой в кандалах. Первый выясняет отношения со временем, второй — с кандалами. Кстати, самое принципиальное отличие в конструктивном мышлении обоих — поверх других параметров музыкальной организации — это «жизнь времени», причём на всех уровнях — от вытачивания ритмических рисунков и синтаксических структур до строительства формы.

Эту разницу опознает всякий, даже ненатренированный слух. Стравинский работал со временем как с измерительным инструментом, Шостакович — как с орудием пытки. У Стравинского — овладение временем, у Шостаковича — его преодоление.

— Правильно ли я понимаю, что единственно возможная точка зрения на Шостаковича — как на сокрытого диссидента, который формально соответствовал советскому канону, с фигой в кармане?
— Нет. Я вообще уклоняюсь от темы отношений Шостаковича с властью. Это тема историков, работавших с документами и прочими свидетельствами.

Композитор, родившийся в Москве, но предпочитающий жить в Петербурге, рассказывает о своей опере «Синяя Борода. Материалы дела», метаморфозах оперного жанра и объясняет, что происходит с красотой в современной музыке.

Диссидентство — форма оппонирования власти, то есть форма политической деятельности. Меня не очень занимают какие-то зашифрованные между нот перепалки со Сталиным, которые выуживают из партитур ДД Соломон Волков и другие подсаженные на эту тему музыковеды-беллетристы.

И вообще, это теперь уже неплодотворное занятие — рассуждать на уровне, «советская или антисоветская» музыка у Шостаковича.

Я говорю об отношениях композитора со средой обитания, столь навязчивой и отвратительной, что игнорировать её было невозможно. Во-первых, сама она обязывала композитора определиться в своём отношении к ней, а во-вторых, нужно обладать совсем уж носорожьей кожей, чтобы, как говорили московские концептуалисты в 70-е, «не вляпаться», то есть не отождествлять себя с происходящим и занять позицию снаружи (вернее, позиции), а не внутри действия. Но если не вляпаться невозможно, то становится важен модус отмежёвывания.

Скажем, гениальный композитор Александр Мосолов, один из прорабов пролеткульта, совершил несколько поведенческих ошибок, вступив в пререкания с властью — письмо Сталину, полемика с, выражаясь политкорректно, дальновидными коллегами.

Именно как советский гражданин с советской властью, понимаемой им иначе, чем следовало. После этого он был обречён — хоть и не на мотыгу в ГУЛАГе, но на исправительно-воспитательный Арфовый концерт в глубокой провинции.

Гражданин же Шостакович собственно с властью отношений не выяснял. Даже его бесчисленные письма в защиту репрессированных коллег носили не политический, а сочувственно-человеческий характер.

Фига в кармане — это орудие двойной морали. Шостакович же ничего в карманах не прятал (единственное исключение — та самая «Песня о лесах»), карманы тогда были ненадёжным тайником.

— Симфонии Шостаковича составляют для вас какой-то цельный нарратив или же воспринимаются каждая по отдельности?
— И как каждая по отдельности — в силу конструктивной трафаретности одних (Пятая, Десятая) или же конструктивной уникальности других (Шестая, Четырнадцатая). И как «цельный нарратив» — в силу цельности самого источника высказывания. И как циклы из симфоний, объединённых общностью стиля (Первая — Четвёртая, Пятая — Девятая, Десятая — Пятнадцатая).

Но, несмотря на все стилевые мутации, язык Шостаковича генетически герметичен. Можно быть совершенно тугоухим человеком, но если вы обладаете восприимчивостью к интонации высказывания, то догадаетесь: Первая, Девятая и, скажем, Четырнадцатая симфонии написаны одним автором.

Вообще же, если пользоваться вашей лексикой, весь Шостакович — это цельный, спрессованный до сверхтяжёлой массы нарратив.

Ещё один симптом этой спрессованности — школа Шостаковича, большая, но малоплодовитая на больших композиторов. Таковыми из неё вышли лишь те ученики, что преодолели мощную гравитацию учителя, нашли себя вне её. Единственное исключение — Борис Тищенко, он единственный унаследовал, приумножив.

Многие же (и не только из его класса, а по миру) так и молились в своей музыке вариациями на музыку учителя. То есть гравитация была настолько мощной, что для многих учеников действовала как чёрная дыра, поглощающая собственный свет.

Сегодня если вы учитесь композиции, а вас подсадили на Шостаковича (а этим как раз и занимаются в Петербургской консерватории), то после подсадки требуется слезть, точнее найти в себе силы слезть с этой иглы. Иначе вы так и останетесь «Шостаковичем».

Чего не скажешь о разомкнутых, негерметичных техниках — тот же Прокофьев. Хотя он и не преподавал, но на его музыке полезно учиться без риска в неё провалиться.

— Случайно или нет, но симфоний, как и квартетов, одинаковое количество — 15. Соотносятся ли симфонии и квартеты как планеты и спутники, как мегаполисы и города-спутники, или же это две параллельные дороги?
— Никакой закономерности в 15/15 нет, квартеты писались не параллельно симфониям. Вообще, игра с таинствами нумерологии в музыке разоблачает в игроках неспособность разобраться в других, более уместных в разговорах о музыке таинствах (если вообще разговоры о тайнах способны что-то сделать явным). За исключением случаев, когда нумерологией занимались сами композиторы, например Шёнберг в «Лунном Пьеро».

Симфония и квартет вообще органически разные явления. Не родственные, не контрастные, не противоположные, а просто разные. Это подтверждается хотя бы двумя самыми, казалось бы, узаконенными переложениями квартетов для сочного звука струнного оркестра — бетховенской Grosse Fuge и Восьмого Шостаковича. В обоих случаях — неуклюжие мутанты.

Как-то дирижёр Александра Фухс, которая как раз репетировала в Зальцбурге Камерную симфонию Шостаковича (она же Восьмой квартет в переложении Баршая), объясняла мне что-то про силу звука, экспрессию и разверзающиеся небеса. Я ей предложил, если доведётся дирижировать «Тристаном», не мелочиться и поставить на сцену десятка полтора Изольд и Тристанов. Пусть уж небеса разверзаются.

— Образуют ли квартеты, подобно симфониям, сюжет единого пути, или же все они сами по себе? Можно ли сказать, что квартеты эти (для меня совершенно очевидно, что это законченная, готовая, самодостаточная книга) о чём-то ином, отличающемся от симфоний, или же они продолжают линию, связанную с историческими и биографическими мотивами?
— От исторических и биографических мотивов в известном смысле в любом жанре и составе никуда не денешься. Но дело не в этом. Конечно, квартет — это очень частное высказывание. Детализированное, с нелёгким подбором слов и вообще о нелёгком. Как правило.

Состав очень сложный, требует выдумки, но и оправдания тех ограничителей выдумки, которые накладывает на композитора известная скупость квартетного звука. Нужно отдавать себе отчёт, зачем ты отказываешься от того, что в состав струнного квартета не входит.

Это практика самоограничения, разновидность поста. Пост ведь, как известно, накладывает ограничения не только на вкушение разных радостей, но и на поступки и мысли. И одновременно обязывает к поступкам и мыслям.

— В коммерсантовском тексте, посвящённом первому варианту начала Девятой симфонии (17.03.2010), вы пишете, что «24 нотных страницы — ещё один биографический документ композитора, ещё одно свидетельство того, что он умел оставаться собой в стране победившего конформизма...». И это звучит как ваш собственный манифест. Скажите, а что нужно для того, чтобы остаться собой в нынешней ситуации «победившего конформизма»? И как вам кажется, с точки зрения композитора, сильно ли отличаются две эти ситуации — нынешняя и та, советская?
— В нынешней ситуации от композитора, да и не только композитора, для этого требуется значительно меньше. Сегодня среда себя не навязывает, в худшем случае она просто ускользает от вас, лишая некоторых бонусов — финансовых, медийных и т.д. Но на школьный вопрос «Кем быть? Каким быть?» человек волен отвечать, как ему вздумается, без давления извне. Хочешь — будь Приговым, а хочешь — Михалковым. Это вопрос не выживания, а личной гигиены.

Конформизм сегодня не победил, он просто стал господствующим трендом (в 90-е, например, всё было наоборот). Быть сегодня конформистом — это не значит уцелеть. Скорее наоборот: уцелеть — это значит быть нонконформистом.

— Мне очень нравится Двенадцатая, к которой принято относиться небрежно. А мне нравится. Как вы относитесь к симфонии, посвящённой юбилею Октябрьской революции, и чем вызвано такое негативное отношение к ней? Действительно ли у неё такое посредственное качество материала? Или мне просто вкус изменяет?
— Помните, была такая песня про сигарету, мол, ты одна мне не изменяешь. Нет, не одна. Есть ещё вкус, который более консервативен в своих привязанностях. И если уж он у вас есть, то вам не изменит. И в данном случае тоже. А проблема — и она действительно есть — здесь, на мой взгляд, в другом.

Советская музыка знает километры симфоний, посвящённых этому событию. Большей частью они, понятно, хлам. Меньшей, точнее ничтожной частью — достойные вещи. То есть посвящение тому Октябрю ничего и ни от чего не гарантирует.

Я не слышал небрежных и негативных оценок в отношении Двенадцатой. Важнее, что я не слышал никаких (ну, читал кое-что трафаретно-восторженное у Сабининой, в таких же тонах прошли лекции в музучилище и консерватории). Это симптоматично.

60-е годы — ренессанс романтического большевизма, «восстановление ленинских норм», «комиссары в пыльных шлемах». После десятилетий катастроф — гражданских и военных, частных и государственных — люди стали относиться к когда-то очевидным, но стёртым из естественного течения жизни вещам как к историческим завоеваниям.

Этот разворот побуждал скорее к гражданской, чем к эстетической реакции. В отношении побуждений Шостаковича того времени интересным документом являются письма ДД Борису Тищенко, изданные последним.

Там Шостакович отвечает на критику Тищенко некоторых стилистических черт своих новых сочинений простым, но в тех условиях — это надо представить! — совершенно обезоруживающим аргументом: главное — говорить правду. Словно раньше он её прятал в рабочем столе. Просто теперь правда стала «программной», то есть её, как откровение, требовалось манифестировать.

Удивительно, какую романтическую наивность излучали в этом деле люди, прожившие полжизни в духоте окружавшего их мракобесия. Двенадцатая и Тринадцатая симфонии — это артефакты эпохи, которая нуждалась в артикуляции банальных и базовых вещей. Поэтому эти симфонии, на мой взгляд, — публицистика своего времени, что-то вроде журнальных колонок современных интеллектуалов.

Так, наверно, к ним и нужно относиться. Это, конечно, не умаляет их собственно музыкальных достоинств, но концертная практика и «индекс упоминаемости» показывают, что эти симфонии — как бы актуальное искусство своего времени и одной ногой в нём остались.

А насчёт качества материала — оно у Шостаковича не бывает посредственным. Только в музыке это не всё определяет.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев


Для прогрессивного человечества

Николай Луганский и Михаил Плетнёв исполнили Первый концерт Брамса и Десятую симфонию Шостаковича

Имена Николай Луганский и Михаил Плетнёв на афише — для слушателей верный знак прекрасного концерта, для организаторов — верный способ собрать полный зал. Так и было 15 февраля в Большом зале Консерватории: зал был совершенно полон — на ступеньках сидели не только студенты, но и люди, которые давно покинули студенческую скамью.

23.02.2017 19:00, Надежда Игнатьева


Назад, к природе! Вместе с Бетховеном и Стравинским

Произведениями двух гениев, титанов, апостолов музыки XIX и XX веков – Бетховена и Стравинского Российский национальный оркестр закрыл концертный сезон и подарил нам предчувствие летнего настроения с его неизменным приближением к природе.

16.06.2016 13:46, Лилия Ященко


Звуки весны

Путеводитель по фестивалю Primavera Sound 2016 (Барселона)

В этом году у главного европейского инди-фестиваля Primavera Sound 2016 умопомрачительный, сногсшибательный, фантастический лайнап: Radiohead, Sigur Ros, Air, PJ Harvey, Tame Impala, Animal Collective, Dinosaur Jr, LCD Soundsystem, Suede, Beirut, Explosions in the Sky, Tortoise, Mudhoney, Thee Oh Sees, Lush, Boredoms, Current 93, Psychic TV и многие, многие, многие другие. Поскольку в этом списке много дорогих мне имён, я не мог не отложить все остальные дела и уже в январе купил билет в Барселону. Концерты в столице Каталонии начались уже вчера, продлятся они ровно неделю – до 5 июня. Из более чем 250 артистов, представленных на площадках Primavera Sound, я отобрал 60 заслуживающих вашего внимания – даже если вы не едете на фестиваль, а просто следите за положением дел в современной независимой музыке.

31.05.2016 19:00, Павел Пересветов


«Прощальная» для чернобыльцев

Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС - одна из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества. 30 лет минуло с тех пор. И 20 из них Российский национальный оркестр проводит весеннюю серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству». Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких.

26.04.2016 09:00, Полина Харитонова






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.