Подписаться на обновления
20 августаВторник

usd цб 66.6082

eur цб 73.9484

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  воскресенье, 27 сентября 2009 года, 10:00

Владимир Раннев: «Музыка ни к кому не апеллирует, она вообще способна обходиться без слушателя»
Композитор, родившийся в Москве, но предпочитающий жить в Петербурге, сочинил оперу об уязвимости человека


Владимир Раннев
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Композитор, родившийся в Москве, но предпочитающий жить в Петербурге, рассказывает о своей опере «Синяя Борода. Материалы дела», метаморфозах оперного жанра и объясняет, что происходит с красотой в современной музыке.

«Синяя Борода. Материалы дела» — так называется первая опера известного композитора-авангардиста Владимира Раннева, премьера которой состоится зимой в Петербурге.

Музыка пишется, как правило, в силу частной необходимости как-то разнообразить то, с чем сталкивается её автор. Если автору повезёт, это занятие выводит его на некий новый уровень осмысления реальности, причём у этого выхода тем больше шансов, чем меньше автор задаётся подобной целью. Если ему повезёт ещё больше, это осмысление окажется созвучным опыту слушателя и сможет расширить этот опыт…

До этого серьёзного шага Раннев был замечен за сочинением оркестровой и камерной музыки — затейливой, как «Non contra ambo» (2005) для флейты и контрабаса, или же ещё более затейливой, как «Немое» для голоса и камерного ансамбля на стихи Николая Кононова из цикла «Поля» (2007), и донельзя затейливой, как «К прохожей» для голоса и фортепиано на стихи Шарля Бодлера из «Цветов зла» (2009).

Теперь же он перешёл к более масштабным формам, которые требуют обновления. Иронический лозунг «Долой рутину с оперных подмостков!» превратился в насущное требование выживания и всё чаще композиторы помоложе выступают с реформаторскими для нашей сцены проектами. «Синяя Борода» Раннева — как раз из таких.

Почему так важно слушать музыку, сочинённую нашими современниками? Как полюбить диссонансы и как победить сложность формы? Начав разговор с вопросов о том, как современному художнику следует работать с традицией, мы поговорили так же и о том, какие стратегии поведения куда его заводят.

— Вам не кажется, что в последнее время обострилось внимание к оперному жанру? Почему опера в экспериментальной современной музыке заняла ту ведущую роль, которую раньше занимала симфония?
— Слово «экспериментальная» мне кажется неточным. Позвольте, я немного задержусь на этом. Эксперимент — лабораторный опыт, который в нашем случае реализует себя в импровизационной, ненотируемой музыке.

Всю её почему-то подгоняют под фри-джаз, подразумевая генетику устной традиции у обоих. Но морфологически почти всё современное «фри» уже давно освободилось от джазовой стилистики.

Сегодня эксперимент — это уже не тип музыки, как при первом авангарде, а тип музицирования. В эксперименте всякий раз можно так, а можно этак. Нырнув в поток звучания, музыкант-импровизатор не возводит форму, а как бы «на полкорпуса» забегает вперёд своих слухового опыта, исполнительской инерции, психосоматических импульсов.

Композитор же обязан решить раз и навсегда — так или этак. И этот выбор — самое сложное в его работе. Если эксперимент закован нотацией — это уже продукт, готовый к хранению и воспроизводству. То есть уже не эксперимент.

Композитор может уже постфактум отмахиваться, мол, «я тут поэкспериментировал», но это уже его внутренние разборки. В любом случае, если музыкант-экспериментатор настроен на постоянное обновление, то композитор, напротив, стремится найти свой язык и держаться за него, быть узнаваемым. Вместо слова «эксперимент» я бы предложил «новация».

Возвращаюсь к вашему вопросу. Я не думаю, что на каком-то пьедестале опера сменила симфонию. Это вообще разные виды спорта. Но в чём-то вы правы: симфония давно уже освободилась от нарратива — такого качества, которое в инструментальной музыке было ей более всего присуще. В опере же, при всех её модификациях, нарратив как основа линейной драматургии неискореним.

— С одной стороны, возникают традиционалистские оперы — «Братья Карамазовы» А. Смелкова в «Мариинке», «Царица» Д. Тухманова в «Александринке», которую вы раскритиковали в «Коммерсанте». С другой стороны, есть экспериментальные опусы Д. Курляндского и С. Невского , оперные премьеры «Территории». Возможно, интерес к опере подхлёстывается её коммерческим потенциалом. Скажем, в литературе только жанр «романа» является продаваемым и потому коммерчески потенциально успешным…
— Мне кажется, это не совсем так. Последние громкие оперные премьеры (Смелкова и Тухманова) — это «яйца Фаберже», которые к современному искусству и проблемам, находящимся в его орбите, отношения не имеют.

Они коммерчески успешны настолько, насколько далеки от серьёзной музыки и близки индустрии досуга. Яйцами Фаберже никого не накормишь, вот и продукция Смелкова и Тухманова — не пища для ума.

Два (известных мне) исключения — «Станция» Сюмака (это вообще чудо — дали кучу денег на неизвестно что, под гениальную болтовню Серебрянникова Суркову, ткнули пальцем в небо, и попали) и «Очарованный странник» Щедрина (музыка этой последней мне не близка, но это мастерский труд, деньги здесь вкладывались в имя, во всесоюзно-канонизированного Мастера).

Оба исключения, тем не менее, коммерчески бесперспективные предприятия. Их заметность — в инерции ожиданий от оперы чего-то культурологически значимого. Именно поэтому у оперного жанра есть шанс на большую огласку, нежели, скажем, у фестивалей с новой камерной музыкой. Но при этом у современной оперы незначительный коммерческий потенциал. Во всяком случае, у нас.

— Именно поэтому вы и занялись этим обречённым жанром. Расскажите про свою «Бороду».
— Это первый мой опыт в опере, и у меня не было идеи заняться чем-то подобным. То есть не было потребности высказаться объёмно и иллюстративно, как того требует оперный жанр в своих привычных воплощениях. Всё завязалось невзначай.

Я очень оптимистично смотрю на будущее оперы. Опера ведь — искусство ритуальное, старинное, оно не может просто взять и исчезнуть или выйти из моды. Я скорее сомневаюсь в будущем театра — посмотрите на театр после Гротовского. Люди в театре всё больше поют, а не играют, поэтому мне кажется, что уж чьё-чьё, а будущее оперы не стоит волнений…

Три года назад в Германии мне подарили книжку с пьесами немецкого драматурга Деа Лоэр. Самая её известная вещь на тот момент — «Blaubart — Hoffnung der Frauen» («Синяя Борода — надежда женщин»), её неоднократно ставили в Германии и не только.

Я начал читать с этой пьесы и со временем обнаружил, что читаю не совсем так, как всё остальное. Я непроизвольно читал её «в ритме». Импульс к такому чтению дает сам автор: весь текст у Деа просеян тремя словами курсивом — Schweigen (молчание), Stille (тишина), Pause (пауза).

Обнаружилось, что эти молчание-тишина-паузы у меня разнодолготные, а чтение всего остального текста — как прицепных вагончиков — сжимается или растягивается, отвечая на движение локомотива — тишины. Объём, а также информационный и энергетический вес реплик стали выстраиваться в ритмические структуры.

Не прерывая чтения, я как-то сразу стал «писать оперу». Со временем я уже стал вникать в структуру пьесы, в символику её сюжета (Синяя Борода как субъект-сублимация в европейской культуре и его регулярная востребованность в разные эпохи).

И тогда это внутреннее «писание» начало обретать тело формы. А собственно к работе с нотами я приступил значительно позже, когда идея превратилась в проект.

В отличие от «Франциска» Сергея Невского, здесь либретто (пьеса целиком с незначительными купюрами) — это драма, состоящая из диалогов главного героя — Генриха Блаубарта — со своими alter ego—– жертвами.

Вещь очень театральная, в ней все постоянно говорят друг с другом. Большей частью это пустотелая бытовая речь, которой мы заполняем общение за неимением или избеганием того существа, про которое можно говорить по существу.

Но речь, отфильтрованная и концентрированная таким образом, что из неё сочится прямо-таки возвышеннейший трагизм. В этом смысле Деа Лоэр — гениальный драматург.

— И в какую сторону вы повернули её гениальную драматургию?
— Вся эта история вышла об уязвимости, о превращении человека в автономную, авторефлексирующую систему, в которой коммуникативные функции заменены их симулякрами — предлагаемыми извне моделями социальной адаптации или обманками в духе сентиментального фэнтези.

Пять жертв Генриха Блаубарта — это пять эпизодов расчистки самого себя от завалов лжи. Опыт самоанализа у Генриха — это опыт жертвования, в нём постоянно работает «отдел собственной безопасности», который разоблачает краплёных, прилизавшихся к жизненным обстоятельствам клонов.

Но со временем оказывается, что все Генрихи — краплёные, а настоящий — тот, который способен любить — в нём отсутствует. В общем-то, главная мысль этой пьесы банальна: человек, который не умеет любить (со всеми сопутствующими таким людям сублимациями — агрессией, хамством, равнодушием, жадностью) — слаб, уязвим и несчастен. Ну чем не Герман из «Пиковой дамы»?

— Послушаю, скажу. Кстати, какие у современного композитора должны быть отношения с традицией? С одной стороны, кажется, что современные сочинители музыки похожи на современных философов, вышивающих по краям классических опусов, но, с другой, композиторы, сильно впадающие в зависимость от предшественников (тот же Смелков или недавний Тухманов), превращаются в пародию…
— Отношения композитора с традицией не устанавливаются произвольно (я сейчас не рассматриваю спекуляции, где традиция подхватывается под руку, как «кто на нас с Васей?»).

Они определяются напряжениями между наследственностью и изменчивостью в «геноме самоидентификации» композитора. Это встроенный в него генетический механизм. То, как эти напряжения работают, зависит не только от личностных характеристик автора, но и от текущего состояния культуры.

Собственный опыт неизбежно соотносится с опытом, взрастившим композитора, и обязательно вступает с ним в конфронтацию. Скажем, тот факт, что мы любим своих родителей, не обязывает нас следовать их мнению при наличии своего. И наоборот — упорствование в своем мнении не значит, что мы родителей не любим. Собственно, функция художника (если хотите, его долг перед традицией) заключается в этой конфронтации, точнее, в стремлении к ней.

Это запрограммированный в нём стартер критического отношения ко всему вокруг и в себе. Если вам повезло, и у вас чуткие родители, то провоцируемая изменчивостью конфронтация с ними приведёт вас обратно к ним, только на другом уровне: вы заимствуете у них уже не по праву наследования, а через возвращение, волей осознанного выбора.

Приведу пример, может, не совсем однозначный, но показательный. Это «Курские песни» Георгия Свиридова (1964), вписывающиеся в волну шестидесятнического «деревенщичества».

Тогда обращение к традиционализму «отчалившей Руси» (хоть и специфически мифологизированному) работало как средство самоанализа, и в своих исторических координатах было прогрессивным жестом.

Именно поэтому архаика у Свиридова, ёрзая на модернистских пружинах, так прошибает, и именно поэтому «Курские песни» получились такой сильной вещью.

Теперь обратный случай. Если ваши родители черствы и равнодушны, или ханжи, зацикленные на своих комплексах, конфронтация с ними будет вас от них удалять с удвоенной, невозвратной скоростью.

Вы их, конечно, не перестанете любить, но исключите из вашего референтного круга. Так вот, в том состоянии, в котором сегодня находится российское самосознание, апеллировать к традиции — это черпать из отравленного источника.

Этот источник загажен и требует глубокой очистки перед тем, как к нему припадать. Мне кажется, что сегодня автор, в геноме которого доминирует наследственность и атрофирована изменчивость, обречён рожать слабые, нежизнеспособные детища.

Июльская премьера гламурной «Царицы» Давида Туманова, заявленная авторами проекта как «возрождение русской оперы», и прошлогодние «Братья Карамазовы» Смелкова — тому примеры.

Вообще, я не вижу (и, представьте себе, к сожалению), чтобы в последнее десятилетие появилась качественная талантливая музыка у композиторов-традиционалистов.

Они, даже талантливые, становятся неизбежными жертвами коллективного самоубийства, которым сегодня с таким всенародным воодушевлением занимаются наши соотечественники.

Эти композиторы и сами чуют неладное, но ищут виновных среди коллег, «шакалящих» по зарубежным конкурсам и фестивалям (кстати, вот здесь очень грамотная реплика на сей счёт Мити Курляндского). И в результате их традиционализм наполняется агрессией фундаментализма, что загоняет их ещё дальше в угол.

— Правильно ли я понимаю, что по тем причинам, которые вы перечислили, мы легко можем отличить музыку новаций от самоубийственного традиционализма – такая музыка никогда более не будет благозвучной.
— Между фонизмом того и другого такой константной зависимости нет. Потому что генетика и морфология фонизма между собой в контрапункте.

Я недавно был на концерте Хора московской патриархии, который сначала исполнил архи-традиционалистскую музыку знаменного распева (в частности, демественного многоголосия XVI и XVII веков, про которое современник-никонианец писал «зело бесчинная, и не токмо бесчинная, но зело богохульная и богопрогневательная»), а потом — новаторское для XVII века партесное пение.

Так вот, в первом отделении публика напрягалась от «пендерецкого», а во втором отдыхала на «рахманинове». Так и теперь, скажем, музыка Курляндского бывает куда большим слухоугодием в физиологическом и, если хотите, бытовом смысле, чем «шнитке» у академистов-традиционалистов, которые научились в консерваториях подмешивать перца к своему псевдофольклору.

— Прав ли в своих выкладках Мартынов, закругливший эру композиторов?
— Я не вижу связи между благозвучием и мартыновским «закруглением эры композиторов». Благозвучие для композитора — не родное, а приёмное дитя.

Возможно, в какой-то момент что-то в Мартынове-композиторе потребовало от него написать уже свою «Девятую». А она не пишется. И не может быть написана по независящим от него причинам.

Дмитрий Курляндский — один из столпов нового поколения музыкального авангарда, надежда музыки, которую принято называть «серьёзной» или «академической». В России музыку Курляндского исполняют редко: «Искусство призвано разъединять, а не объединять — в этом его социальная функция, оно обнажает наши предпочтения. А предпочтения эти обуславливаются целым комплексом обстоятельств, часто от нас не зависящих, — от семьи и образования до личного опыта и характера…

Мартынов это понимает и транспонирует эту невозможность на вымирание композитора-автора, хотя на самом деле речь должна идти об отмирании функции «композитора-мироописателя» в тотальном, бетховенско-малеровском смысле.

Таковой уже действительно нет (хотя инерция догонялки в композиторском сообществе продолжается — слабо так написать? гений или нет?). А композитор-автор продолжает функционировать, также по независящим от Мартынова причинам.

Доктрина Мартынова — отказ от формотворчества и отрицание ценности персонифицированного опыта — это реакция на очень локальную (внутрироссийскую) и переходную (истончение постмодернистских идеологем) ситуацию.

— А каким тогда, по вашему мнению, сегодня должно быть «правильное» самоощущение современного композитора?
— Композиторы, получив консерваторский диплом и заныкав его между учебниками Римского-Корсакова и Мазеля-&-Цукермана, задаются вопросом, что же им делать дальше.

Для многих вдруг оказывается, что ставший привычным импульс к творчеству — мнение профессора и арбитров из экзаменационной комиссии — исчерпан с фразой в корочке «присвоена квалификация: композитор».

Чаще всего, если в дальнейшем композитору не удается регулярно исполняться (минимум 4-5 раз за сезон), то он просто теряет квалификацию, элементарные ремесленные навыки.

Но не всякие исполнения способствуют росту. Если ограничиваться «Новинками камерной музыки» в местном Доме композиторов, то нарастишь не мышцу, а жирок.

Очень важно включиться в глобальную ярмарку идей, в конкурентное поле — подавать партитуры на call for scores, посылать их на конкурсы. Причём не так важно, удалось ли полауреатствовать, главное — сориентироваться в этом поле через узнавание и оценку различий. К тому же это хорошая производственная практика, школа качества.

— И именно после такого включения ты начинаешь себя чувствовать профессионалом?
— Если композитору удалось удостовериться в том, что он композитор, стоит дистанцировать своё сокровенное от школы (хотя бы на время) и от легкодоступных музыкальных практик.

Отождествление себя с ними — это конформистский путь, на который, в условиях скудости и ангажированности официальных и практически отсутствия независимых институций у нас, ставят нестойкие творцы.

Один из таких модусов поведения, к примеру — стать мэйнстрим-минималистом. Вступление в это коммьюнити, во-первых, освобождает автора от тягот, составляющих смысл этого слова, а во-вторых, сулит востребованность в самом соблазнительном сегменте рынка — кино, ТВ, рекламе.

Было бы ханжеством сказать, что надо держаться подальше от этих последних. Но при плотном погружении в этот рынок постепенно происходит отождествление себя с той продукцией, которую этот рынок от тебя требует. И поди потом доказывай (в первую очередь себе), что в этой музыке ты такой «искренний».

Ещё один распространенный модус поведения — оправдывать ожидания так называемого широкого слушателя, который, в принципе, ждёт от композитора одного — быть «не хуже чем» и «таким же как». Подразумевается аморфное звуковое облако golden classic.

Вот, скажем, сначала женщина ищет себя. Потом себя в мужчинах — желательно интересных, чем-то необыкновенных, в чём-то единственных. И вот она и тем боком, и этим, а всё у неё как-то с такими не складывается. И тогда женщина говорит: «Всё, заебали эти интеллектуалы, эта богема хуева. Я просто хочу нормального мужика! (тоном, как у Альмодовера) Чтоб из мяса и костей, и чтоб понятный и предсказуемый».

Такой разворот происходит как-то сам собой: счастье самообмана, это же так просто устроить! И тогда композитор начинает писать нечто НОРМАЛЬНОЕ (это я не про одноименный штюк штюк Филановского) — нормальную музыку для нормальных людей.

Среди этих нормальных, само собой, оказываются и исполнители этой самой golden classic, которые сыграют и вашу музыку, но если она, опять же, «не хуже чем» и «такая же как». Типа «silver classic».

Мне кажется, с красотой в музыке происходят такие же процессы, как с красотой в contemporary art. В последнем эта функция отошла на периферию, в ответственность дизайна.

Часто композиторы, нацеленные на так называемую «серьёзную музыку», не замечают, что эта ответственность — создавать комфортную среду обитания — перешла в компетенцию их коллег-смежников, мастеров вегетарианской музыки: песенников, саунд-дизайнеров, спецов по стилизациям и компиляциям. Они умеют делать красиво, знают, как «брать за душу».

Если композитор руководствуется такими же целями — он неизбежно редуцирует свою интенцию до уровня потребительской целесообразности. И выглядит смешным, если с такой продукцией рассуждает о горнем, примеряет её к «высоким образцам классики» прошлого, которым якобы соответствует.

Писать непременно съедобно — это соблазн, который замыкает композитора на явлениях и процессах самого ближнего круга восприятия. Но эти явления и процессы большей частью уродливы, и делать вид, что «социальная ответственность» композитора — облагораживать это уродство патокой сладкозвучия — ложь.

Такой композитор подкармливает самолюбие слушателя бижутерией «позитива» (это словцо у нас теперь вместо почившего «оптимизма») так же, как заглушают амбре подтухшего мяса приправами.

Сегодня композиторы, которым душно в устоявшейся среде обитания, сами её вокруг себя создают. Ради этого приходится осваивать смежные профессии, культуртрэгерствовать.

Едва эти усилия стали себя в последние годы оправдывать (цикл «Автора!» и фестиваль "Другое пространство" в Москве, проекты «Пифийские игры» Про Арте и «Концерт художественной музыки» в Петербурге, конкурсы Юргенсона и «Шаг влево»), как опять повеяло холодком неоконсерватизма.

«Все устали уже от модерна» — это не раз произнесённая фраза в последних интервью с некоторыми солидными, заслуженно-народными музыкантами. Это всё равно что усталостью от колбасы оправдывать отсутствие последней на советских прилавках. Не хочется верить, что это симптом очередной маргинализации современной музыки у нас.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 






Богатый сэр

Интересная жизнь Вилли Токарева

Цыганка нагадала Вилли Токареву, что он проживёт 120 лет. В свои 39 он махнул из СССР в Америку, чтобы спустя пятнадцать лет вернуться домой знаменитым. Он ушёл тихо, не многие стали вспоминать, что его имя было главным в советской эмигрантской культуре второй половины XX века.

11.08.2019 16:00, Алена Городецкая


Мальчик и дельфин

10 августа в Москве впервые выступит новозеландский музыкант Коннан Мокасин

Наконец-то! Объездив полмира, Коннан Мокасин решил добраться и до России. Ясноглазый блондин, чем-то напоминающий улыбчивого дельфинёнка, приплывёт к нам аж с берегов Новой Зеландии — видимо, по Москве-реке — и 10 августа вынырнет в баре «Стрелка», что на Берсеневской набережной. Enfant terrible современной поп-музыки запоминается не только своей внешностью и высоким голосом, но в первую очередь мелодическим талантом. Его песни I’m the Man That Will Find You, I Wanna Roll With You, Lying Has to Stop, Out of Touch — это редкий для ХХ века вклад в золотую сокровищницу мировых хитов, шедевры уровня 80-х, во всех смыслах.

09.08.2019 19:00, Павел Пересветов


Русское поле экспериментов

В преддверии фестиваля Fields мы взяли интервью у его участников — Фёдора Переверзева, Павла Еремеева, Миши Мищенко, Vtgnike, Алексея Борисова и группы «Виды Рыб».

09.08.2019 16:00, Павел Пересветов


Борис Березовский: «Через искусство я пытаюсь понять жизнь»

Интервью о жизни, искусстве, политике и предстоящем с 10 по 14 июля фестивале «Летние вечера в Елабуге»

Во время интервью пианист Борис Березовский был весел, много шутил, но между шутками всерьёз говорил о Скрябине и Рахманинове, о создании своего оркестра с целью изменить наскучившую репертуарную политику и о своём open-air фестивале «Летние вечера в Елабуге», который пройдёт с 10 по 14 июля на фоне пейзажей волшебной красоты.

29.06.2019 17:00, Лилия Ященко


Ольга Раева: «И здесь Глинка первый!»

Берлинский композитор-авангардист о первом русском композиторе

Глинка жил, Глинка жив и, думаю, будет жить, ибо чувства добрые он лирой пробуждал и пробуждает до сих пор — двести лет, как говорится, вместе. 1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения великого композитора.

01.06.2019 22:00, Дмитрий Бавильский


Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.