Подписаться на обновления
15 октябряВторник

usd цб 64.3652

eur цб 70.9305

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  суббота, 21 августа 2010 года, 09:28

Владимир Новиков: «Трудно быть Блоком…»
После жизнеописания Владимира Высоцкого известный критик выпустил биографию Александра Блока


Владимир Новиков // Фото: Алексей Балакин, gallery.vavilon.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Автор новой книги о Блоке рассказывает, что в блоковской биографии кажется ему самым интересным и что он, работая над книгой, узнал о Блоке нового. В интервью Владимир Новиков объясняет, что общего у Блока с Высоцким, а также признаётся в том, что скоро в его жизни всё изменится.

Владимир Новиков, известный критик и прозаик, между прочим, постоянный автор «Часкора», где опубликовано вот уже шесть «Антиномий», в которых он вместе со своей женой Ольгой Новиковой выдаёт приговор профессиональной поэзии, объясняет, как пробраться в вечность, или советует, как правильно построить свой литературный имидж, написал биографию Александра Блока. Отдельные главы её, опубликованные «Новым миром» ещё в прошлом году, читались легко и увлекательно. Биографические данные здесь чередуются с разбором текстов, проза — со стихами, жизнь — со смертью.

Какой факт, открытый во время изысканий о Толстом, поразил более всего? Растрогал? Рассмешил? Вашей предыдущей книгой было жизнеописание Горького. Почему после него вы взялись за Толстого? Какая в этом есть логика? Почему вы выбрали для исследования и описания именно последние дни жизни Толстого?

Такое ощущение, что демонстрация филологической дотошности для Новикова самодостаточна, ведь перед тем, как засесть за жизнеописание Александра Блока, он издал подобный труд о Владимире Высоцком.

О том, что значат для писателя эти две фигуры, как и о «полной гибели всерьёз», Владимир Новиков рассказывает Дмитрию Бавильскому.

— Что в блоковской биографии кажется самым интересным? Что вы, работая над книгой, узнали нового? На что взглянули иначе?
— Интереснее всего в жизни Блока — эмоциональный драйв. Ни дня без чувства. Тут уже задача биографа — правильно обозначить эти ноты и угадать мелодию.

Новое, что я узнал из совокупности написанного Блоком и о Блоке, — это тот факт, что Александр Александрович был очень умён. Мы поэтов и поэзию ценим за другое, да к тому же Блок не стремился выглядеть интеллектуалом.

«Я человек среднего ума», — сказал он юной Евгении Фёдоровне Книпович, и та даже не рискнула привести эту фразу в своих воспоминаниях, только в устной беседе проговорилась. Но ум на самом деле был могучий, он проявился и в конструировании лирического мира, и в построении биографии: «Кую свою судьбу», — писал он матери в 1908 году.

А иначе взглянул на спутников Блока. К Любови Дмитриевне я и прежде был расположен, считая важнейшим источником художественных открытий поэта семейный «андрогин» Блоков. Теперь же испытываю человеческую симпатию к Андрею Белому и Зинаиде Гиппиус, да и в целом к той эстетической среде, которая Блока окружала и питала. Правильно жили литература и искусство в то время, которое именуется Серебряным веком.

— На каких моментах биографии Блока вы заостряете своё внимание?
— Я рассказываю читателю о самых важных происшествиях в жизни Блока. О любви и влюблённостях; о сближениях и разрывах с людьми; о стихотворениях, поэмах и пьесах, которые тоже есть события. О биографии и поэзии говорю не порознь, но сплетая их в драматическую «косичку». А стремительный «ритм души» поэта стараюсь передать в самой интонации повествования.

Почувствовать материю времени помогала магия дат. Блок очень дорожил всяческими годовщинами: каждый год отмечал 17 августа (день свадьбы в 1903 году), 7 ноября (решительное объяснение с Любовью Дмитриевной в 1902 году). Этим хронологическим фетишизмом поневоле заражается его биограф, тем более что с начала XXI века идут одна за другой столетние годовщины событий блоковской судьбы. Работая над книгой, я их постоянно для себя отмечал: пережил две несостоявшиеся дуэли поэта с А. Белым, переезжал вместе с Блоками на Лахтинскую, а потом и на Галерную. Посещая Питер, бывал в архиве Пушкинского Дома, в музее на Пряжке.

19 февраля 2008 года (6 февраля по старому стилю) вспоминал два легендарных стихотворения, написанных в этот день сто лет назад: «Она пришла с мороза…» и «Когда вы стоите на моём пути…».

Прямо на страницах книги предлагаю объявить эту дату Днём русского верлибра. В 2009 году было столетие блоковской поездки в Италию: увлекательно было проехаться по его маршруту, зайти в старую гостиницу в Сиене, постоять на Ponte dei Sospiri в Венеции. А 2010 год — столетие речи «О современном состоянии русского символизма».

1910 год был ещё и сверхурожайным в лирическом отношении: я не отказал себе в удовольствии выбрать «золотую дюжину» стихотворений этого года и вкратце их истолковать. Книга закончена, а «юбилеи» продолжаются: в начале сентября отметим столетие очередного примирения между Блоком и А. Белым…

— До какого состояния может дойти «желание быть Блоком»? Стихи писать не начали?
— Нет. «Моими» стихами считаю «По городу бегал чёрный человек…», «В кабаках, в переулках, в извивах…», «Май жестокий с белыми ночами…», «Благовещение», «Идут часы, и дни, и годы…», «Унижение», «К Музе», цикл «Жизнь моего приятеля», поэму «Соловьиный сад»… Зачем версифицировать, если за меня это сделал другой, делают другие?

Кстати, поэтом можно быть и в прозе, и даже в критике: играя со словом, прибегая к музыкальным повторам и интонациям, держа композиционный напор, — надеюсь, вы с этим согласитесь. Но то, впрочем, вопрос ремесла, а вот «быть Блоком» в построении собственной жизни и судьбы…

Сохранять независимость и в то же время контактность. Уметь сотрудничать на дистанции — как это получалось у Блока с Брюсовым, Мережковским, Горьким, Леонидом Андреевым, Ремизовым. Сблизиться и вовремя отдалиться — как это было у Блока с Городецким или Вяч. Ивановым. Заполучить на всю жизнь настоящего, преданного друга — Евгения Павловича Иванова, встретиться и беседовать со своими глубокими понимателями и исследователями — Чуковским, Ивановым-Разумником…

Если бы владеть таким искусством жизни хотя бы чуть-чуть! Я уж не говорю о том, что человек, проживший сорок лет и восемь с небольшим месяцев, в общем успел написать всё, что мог и должен был написать. Перефразируя Стругацких, трудно быть Блоком. Но понять и осознать собственное «чувство пути» он помогает и нам, смертным.

— Почему вы принялись за биографию Блока? Со стороны это выглядит как вдруг, а если изнутри, то какие причины вас к ней подтолкнули?
— Жажда гибели. Вот что толкало изнутри. Гёте называл это «stirb und werde» («умри и стань»). Прожив с Блоком его жизнь и смерть, начинаю всё с нуля. Кем, чем стану теперь? «Неизвестность, гибель впереди!..» И, может быть, какое-то новое «вдруг».

— Кажется, Блок позабыт, позаброшен, выставлен из актуального запаса и остался лишь в школьной программе. Думаете, его нужно актуализировать?
— Не совсем забыт: академическое блоковедение не дремлет, вышедшие тома полного собрания сочинений отлично подготовлены. А привычные школьные трактовки и правда отпугивают нормальных людей. Потому я не столько блоковед, сколько блоковод: приближаю поэта к нецеховым читателям. Чтобы каждый из них смог побыть Блоком, идя от его жизни к стихам.

— Чем же Блок может быть интересен сегодня?
— Музыкой. Столь музыкальных стихов в России не было ни до, ни после Блока. В них и гармония звуков, и гармония взаимоисключающих смыслов: «Невозможное было возможно,/ Но возможное — было мечтой».

Увлекает Блок и перипетиями жизни своей, из которых он эту музыку извлекал. Многих людей занимает парадоксальнейшая любовь Александра Александровича и Любови Дмитриевны и «соловьиный» роман поэта с Любовью Александровной Дельмас. А уж глубоко философичный сюжет о том, как поссорились Александр Александрович с Борисом Николаевичем…

Жена, любовница или друг есть у всякого. К музыке тоже восприимчиво большинство людей. К таким читателям я и адресовался. А что, есть люди, которым Блок неинтересен?

«И невозможное возможно,/ дорога долгая легка…» Как же много у Блока про невозможность! А вот мне Блок неинтересен. Его «поэтическая ткань» всегда казалась разреженной, многопись граничила с дурновкусием, точности у Блока меньше, чем у Пастернака или тем более Мандельштама. Просто раньше, при советской власти, он был едва ли не единственным ответственным за Серебряный век. Собрания сочинений Блока, Брюсова и Маяковского должны были удовлетворить интерес к символизму и футуризму. После, когда стала сколь доступной, столь и скучной вся эта музейная россыпь из младосимволистов и акмеистов третьего ряда, кубофутуристов и прочей архивной пыли, ощущение от Блока сдулось ещё сильнее. Заместителем он был хорошим. Членом политбюро из школьной программы.
— Как же «неинтересен», когда он вызывает у вас такой поток темпераментных суждений?! Хуление Блока — это особая субкультура, я её давно изучаю. В «блокохульстве» есть эвристический потенциал. Пойдём по пунктам.

Как в прозе писатели теперь Ксения Собчак и Лена Ленина, так и в поэзии — профессионалы Илья Резник и Лариса Рубальская. Ну и пусть.

«Разреженность» поэтической ткани — это преобладание духа над плотью и вещественностью. «Точность» — не самоцель, а подручное средство. Пастернак её сознательно чурался: «чем случайней, тем вернее» — продолжение блоковского вектора и ветра. Мандельштам избавился от «хищного глазомера», чтобы в итоге «заблудиться в небе», чтобы вслед за Блоком поблуждать в «поле звёзд» и найти там форму кольцеобразного космического восьмистишия, такого как у Блока («Кольцо существованья тесно…», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»).

«Многопись» — славная черта. Она помогла юному Блоку дописаться до шедевров, а потом к 1916 году полностью выстроить свой лирический храм. «Двенадцать» — это уже было сверх плана, а сколько поэтов в ХХ веке себя не достроили или искривили!

«Дурновкусие», оправданное мыслью или эмоцией, лично я в поэзии ценю. Выход за пределы хорошего вкуса — роскошь, доступная лишь великим. Но тут нужна конкретика. Дайте, Дмитрий, пример блоковского «дурновкусия».

Теперь об отношении к Блоку советской власти. Ещё в послевоенные годы он считался «декадентом», «певцом кабаков». Защитником его выступил не кто иной, как Пастернак: «Прославленный не по программе…» и далее по тексту.

В школьную программу Блок вошёл только в 1970-е годы. И место там занимает своё законное. Самый продвинутый школьный учитель подтвердит, что путь к пониманию поэзии Пастернака и Мандельштама лежит через блоковский эстетический трамплин.

Сам я не сторонник вертикальных иерархий. Для меня Блок, Хлебников, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Цветаева — равновеликие миры. Но роль эстетического эталона, музыкального ключа ко всему ХХ веку закономерно досталась Блоку.

Если вы, Дмитрий, мне скажете, кого он на этом высоком посту «замещал», подсидел, то я готов восстановить справедливость и как университетский профессор уделить затёртому Блоком гению повышенное внимание в своём лекционном курсе.

— Замещал разнообразие, Владимир. Цветущую сложность. Вы знатный риторик, я знаю. Ещё бы, превратить (в том числе и для себя) Высоцкого в важную культурную фигуру — это надо уметь. Но если снять преподавательские кружева, показатель очень простой — желание читать или не читать Блока. Хотя, возможно, моя реакция не самая типичная. А с какой самой стереотипной реакцией на Блока вы сталкиваетесь?
— Приятно, что вы вспомнили Высоцкого — героя моей предыдущей книги в «ЖЗЛ». Но в важную культурную фигуру превратил его всё-таки не я, а русский язык: число высоцких выражений в нём превышает лингвистический вклад в родную речь всех нынешних поэтов, вместе взятых. «Потеря для русского языка совершенно невосполнимая», — сказал Бродский по поводу смерти Высоцкого. Так что здесь я, как и в случае с Блоком, не противоречу здравому смыслу и солидарному читательскому мнению.

А вот с литературоведческими стереотипами советского (и постсоветского) блоковедения расхожусь. Блок был насильно повенчан с революцией, и его поначалу амбивалентное, а в итоге весьма критическое отношение к «Деве-революции» было искажено догматической большевистской трактовкой, «Двенадцать» объявлены «первой советской поэмой» и проч.

Прослеживая блоковское индивидуальное «чувство пути», я вижу, что оно было эволюционным, а не революционным по природе. Тут, однако, есть зазор между Блоком-поэтом и Блоком-публицистом. Болезненные идеи статьи «Интеллигенция и революция» за девяносто лет опровергнуты историей, и я об этом пишу открытым текстом.

Другой предрассудок — нормативно-мещанское отношение к личной жизни поэта, к его разнообразным человеческим контактам. Многие литературоведы наивно полагают, что Блоку не хватило «нормального» человеческого счастья, «правильной» семейной жизни, что он слишком часто ссорился с коллегами. А он искал не счастья, а гармонии. И находил её — и в любви, и в дружбах. Не «именины сердца», а драматически-напряжённое взаимодействие человека-артиста с интереснейшими людьми эпохи — вот что питало поэзию, не ведавшую границы между землёй и небом. Феноменология блоковского жизнетворчества была в центре моего внимания.

— Предыдущим вашим героем был Высоцкий. Такое ощущение, что вы его Блоком как бы подпираете. Такое соседство кому идёт в бонус, Высоцкому или Блоку?
— Вспоминаю конец 70-х годов и невероятный по тем временам радиоспектакль «Незнакомка». Постановка Анатолия Эфроса, он же читает текст от автора — сдержанно, без театральности. Музыка Никиты Богословского — модернистская, с мистическим налётом, на грани лиризма и гротеска. Вот в уличном кабачке появляется Поэт: «Вы послушайте только! Бродить по улицам, ловить отрывки незнакомых слов. Потом — прийти вот сюда и рассказать свою душу подставному лицу».

Кто исполнитель? Господи, да это же Высоцкий! Это было нечто. Актёр получил классный бонус, приняв участие в столь эстетном представлении. Но не меньший бонус получил и Блок, персонаж которого был озвучен самым знаменитым в стране голосом. В общем, хорошо они подпёрли друг друга в историческом времени.

Их соседство в моей библиографии отнюдь не случайно. В пятом издании книги «Высоцкий» есть именной указатель, упоминаний о Блоке — четырнадцать. Недавно я написал небольшую статью «Блок и Высоцкий» для солидного академического сборника, а сейчас сочиняю совсем не академическую, а, скорее, лирическую лекцию о них — для студентов российских вузов.

Основа сравнения — легендарность двух поэтов (это вещь реальная и конкретная), а также тот факт, что оба работали для неограниченного читателя.

— Что вы понимаете под «неограниченным читателем»?
— Сейчас поясню. Скажем, мне очень дорог Мандельштам: «Люблю появление ткани…» Но «простому» читателю надо долго объяснять, откуда эта ткань взялась. Трогает меня Есенин: «Мы все в эти годы любили…» Но к этим строкам равнодушны «сложные» читатели. А «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» и «Я из повиновения вышел…» — это воспринимается людьми независимо от образовательного ценза.

Признаюсь, что и сам по мере сил стараюсь писать для неузкого читателя. «Пишем ведь для человека, а не для соседнего учёного», — сказал нам с Ольгой Новиковой в 1982 году В.Б. Шкловский, и мы ему поверили на всю оставшуюся жизнь. Отсюда и выбор героев.

— Следуя этой логике, следующим вашим персонажем будет Виктор Цой или Дима Билан. У Филиппа Киркорова судьба крайне непростая, к тому же он всё время причёски меняет.
— Следуя этой логике (писать о самых легендарных русских поэтах), следующим персонажем стал бы Пушкин. Но над этой темой уже трудится Александр Архангельский, которому я от души желаю успешного осуществления замысла. А под моей работой в биографическом жанре подведена черта. Впереди — совсем иная книга и иная жизнь.

— Как вы думаете, с чем связан нынешний бум жизнеописаний?
— Жизнеописания нужны читателям — это главная причина нынешнего бума. Получаются они у всех по-разному — в меру авторского таланта, ума и компетентности. Убеждён, что для прозаика обращение к биографическому жанру плодотворно: это помогает понять другого человека и скинуть оковы эгоцентризма, делающего современную элитарную прозу практически нечитабельной.

— Вы уже дважды говорили о некоем биографическом рубеже. Что вы имеете в виду?
— Пятнадцать лет назад я написал детский философский роман, но отложил его. Теперь пришло время усилить и закончить.

— Книги — это одно, жизнь — другое, разве не так? Почему то, что мы пишем, кардинально меняет (или должно кардинально менять) то, как мы живём?
«Власть земли» и «Власть тьмы» уселись в широких покрытых ковром санях, а «Воспоминания» приладились на запятках». Непонятно? Перевожу на простой русский язык: Глеб Успенский и Лев Толстой уселись в санях, а на запятках приладился Николай Успенский.

Эта фраза Николая Успенского мне запомнилась с юных лет, страшно понравился такой метонимический приём — именовать людей названиями их книг. Ничего не имею против, если кто-нибудь скажет: «Вот там «Книга о пародии» сидит» или «Вон «Роман с языком» прошёл». А в издательстве «Молодая гвардия» главный редактор Андрей Петров постоянно шутит: «Высоцкий» и «Блок» пришли. Здравствуйте!» Охотно принимаю такую игру.

Я — это мои книги. Прочитавший хотя бы одну — мой друг, он знает меня лучше, чем бытовые знакомые. Так у меня сложилось. А как должно быть — я просто не знаю.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Ловушка для Вирджинии Вулф

Дом стал для нее роковым

В 1919 году писательница купила загородный дом — маленький особняк XVIII века Монкс-хаус, «Монашескую обитель». Сейчас этот дом сделали её музеем. «Сказочное место!» — такие записи оставляют посетители. А вот сама писательница так и не смогла ужиться с этой «сказкой». Почему?

14.10.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Настоящий детектив

Артур Конан Дойль в роли Шерлока Холмса: как писатель расследовал реальное преступление

Конан-Дойль — известный всему свету сочинитель похождений Шерлока Холмса, спустился недавно с высоты фантазии и изобразил лично Шерлока Холмса, чтобы доказать невиновность одного молодого адвоката, Георга Эдальи, осужденного в 1903 году, совершенно несправедливо, к 7 годам тюремного заключения.

13.10.2019 19:00, grandpaper.ru


Непокоренная жена

История музы Евтушенко

В Галину Евтушенко были по уши влюблены все знаменитости 60–70-х: Михаил Луконин, Евгений Евтушенко, Александр Межиров, Василий Аксёнов, Артур Миллер... Но вторую половину жизни она провела в одиночестве, и это был её выбор. Она всегда очень строго судила и неизменно перечила — мужьям, друзьям и властям.

08.10.2019 19:00, Анна Саед-Шах, story.ru


Non multa sed multum: немного, но многое

195 лет назад, 3 октября 1824 года родился Иван Никитин — русский воронежский поэт

За пару прошедших веков мало что изменилось в судьбах творческих людей, писателей, поэтов. Одинаково трудно стать услышанным. Так же обременительно прорваться ввысь, к недостижимым небесам почитания и успеха. Отчего приходится настороженно-сосредоточенно обретаться на острие общественной жизни, в гуще критическо-публицистических наслоений. На высоте современных знаний к тому же. Чтобы ваш художественнический нерв звучал в унисон обывательским надеждам, ощущениям, светлым чаяниям-мечтам. Горькой нелицеприятной правде.

03.10.2019 17:46, Игорь Фунт


«Лев Николаевич счастлив женой»

Истинная история супруги великого писателя

В 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения Софьи Толстой. На протяжении 48 лет она была верной спутницей Льва Толстого, его другом, музой и рабочим ассистентом. Читайте, как Толстая помогала своему супругу и как ей удавалось совмещать роль литературного агента и хранительницы семейного очага.

30.09.2019 19:00, Зинаида Ненаглядкина, culture.ru


Пусть герой страдает

Как заставить читателя сопереживать

Работа зеркальных нейронов в мозге позволяет нам сочувствовать не только окружающим людям, но и героям книг, фильмов или телерепортажей. Как описать персонажа так, чтобы повысить его шансы на читательское сопереживание? Литературовед Сьюзан Кин из нью-йоркского Гамильтон-колледжа много лет изучает явление нарративной эмпатии и в своей книге «Эмпатия и роман» называет условия, при которых автор с большей вероятностью достучится до сердец читателей.

30.09.2019 16:00, Анна Ефремова, theoryandpractice.ru


Никогда не поздно

7 всемирно известных писателей, дебютировавших в зрелом возрасте

Попрекаете себя за то, что вам уже немного за... скажем, за тридцать, а вы до сих пор не написали первую книгу? Успокойтесь и утешьтесь тем, что эти семь известнейших и признанных мастеров начали карьеру романистов, когда им было куда больше.

24.09.2019 19:00, Никита Харчевников, vokrugsveta.ru


Андерсен и Линд

Сказочник для Снежной королевы

Он был старше ее на четырнадцать лет, сутулый, и выглядел нелепо, одевался в костюмы на несколько размеров больше, носил с собой веревку и славился своим на редкость неуживчивым характером. Однако мечтам этим сбыться было не суждено — роль ему доверили одну-единственную, и ту, как сказали бы сейчас, «в массовке». «Слишком уж некрасив!» — говорили ему прямо в глаза. Он и вправду не блистал красотой: маленькие глаза, огромный нос, высокий, худой, длинные руки с большими пальцами...

08.09.2019 19:00, kstolica.ru


Соло для Людмилы Улицкой

О жизни с теплыми воспоминаниями

Бывает, хочешь что-то сделать, бьёшься, мучаешься, а всё равно ничего не выходит — масса препятствий. А потом вдруг что-то меняется, и всё получается. «Значит, ветер подул в спину» — такую формулировку вывела писательница Людмила Улицкая. А в какие моменты жизни она сама ловила это ощущение — ветер в спину?

23.08.2019 19:00, Елена Якович, story.ru


Гражданин актер

Как Маяковский сделал уникальную для русского поэта карьеру киноактера

О карьере Маяковского-актера написано очень мало. Поэт снялся всего в трех картинах (к одной из которых даже «соорудил сценарий»), а сохранилась из них лишь одна — «Барышня и хулиган», снятая и вышедшая в прокат в 1918-м. Играть Маяковскому очень нравилось, но, по словам Лили Брик, он «мог изобразить только себя». Об однообразной мимике поэта, а также его удачных и неудачных ролях — в сокращенной главе «Лицо с экрана» из книги филолога Александра Пронина.

05.08.2019 19:00, Александр Пронин, theoryandpractice.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.