Подписаться на обновления
17 ноябряВоскресенье

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 31 октября 2011 года, 12:08

Владимир Горлинский: «Мелодии Стравинского - химеры, раздираемые изнутри на части…»
Современный композитор об убийстве виртуального слушателя Стравинского


Владимир Горлинский // Фото: Нина Воробьева
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Наверное поэтому поздний Стравинский производит на меня впечатление медленно разворачивающейся на моих глазах катастрофы. Новая информация мало что проясняет, только запутывает еще больше. Прикоснуться к Другому — означает забыть о том, что мы сможем как-то адаптировать это к человеческому восприятию. Непознаваемо — на этом и остановимся.

Второй раз мы обращаемся к творчеству композитора Игоря Стравинского. В прошлый раз о его творчестве размышлял композитор Сергей Невский, теперь пришёл черед его коллеги Владимира Горлинского. В его трактовке самый великий сочинитель ХХ века намеренно убивает своего слушателя, сделав его окончательно виртуальным. Горлинский вспоминает не только Кейджа и Ноно, но и Бальмонта с Пелевиным.

— Когда мы говорили о вашей музыке то одной из главных композиторских задач вы называли обман слушательских ожиданий. Можете привести такие примеры обмана у Стравинского?
— Очень многое после "Русского периода". Стравинский — человек с фигой в кармане, игрок кропленными картами. Слушатель почти всегда что-то не понял и остался в дураках. Исполнитель зачастую тоже.

В прошлом году в «Часкоре» был опубликован цикл бесед с современными композиторами, посвящённых композиторам-классикам. Авангардисты рассказывали о своих предшественниках и учителях, отражаясь в этих классических зеркалах. Несмотря на сложность обсуждаемых материй, цикл этот (судя по отзывам и по посещаемости) стал заметным явлением — всегда интересно взглянуть на привычные нам явления с необычной точки зрения, как бы изнутри. Именно поэтому мы решили возобновить еженедельные собеседования с современниками, думающими о классиках. Первым будеткомпозитор Сергей Невский, специально переслушавший к нашей беседе всего Чайковского.

В этом смысле я просто обожаю "Историю солдата", это весьма показательный пример: музыка на слух очень простая (марш, песня, вальс, регтайм итд), но как это записано в партитуре!

Стравинский записывает это комбинациями сложных размеров — как будто специально, чтобы увеличить количество репетиций для бедных музыкантов.

Эт омо жно лег кос ебепр едс ави ть есл ина чат ьгру ппи роватьбу к вы в слова хн еправтльн о.

"История" играется с дирижером, притом, что в некоторых местах тактирует он против реальных сильных долей, что очень сбивает музыкантов. Я как-то присутствовал на репетиции, в ходе которой музыканты просили дирижера не тактировать некоторые места вообще, а просто ждать, пока они сами сыграют — настолько это неудобно.

Музыкальный результат сдобрен большой долей композиторского сарказма: мы слышим простое "ум-ца ум-па" и при этом видим, как музыканты надувают щеки и пыхтят, пытаясь сосчитать сложные размеры и не выпасть из метра.

Обманом является и то, как Стравинский обращается с музыкальными стилями. Метод Стравинского можно было бы описать, вспомнив отрывок из "Креатиффа о Тесее и Минотавре" Виктора Пелевина:

«[Organizm(-:] Понимаю. Это как на азиатском вокзале. Когда пассажир думает, что его собирается обмануть наперсточник, а кидалы на самом деле все те, кто играет, хоть они постоянно спорят между собой и даже дерутся.

[Nutscracker] Точно. Только в нашем случае кидалы – это вообще все, кто есть на вокзале, включая атлантов над входной дверью…»

— А для чего это нужно?
— Вспомним, в какой исторический период начинает писать Стравинский. Технический уровень композиции к началу XX-го века был уже невероятно высок и молодой автор получает в наследство от Римского-Корсакова вполне обустроенную модель "большого русского стиля", с его модой на национальный колорит, опорой на программность, внешнюю красочность и эффектность.

Для молодого Стравинского этот стиль уже являлся академизмом: "счастливые" решения в основном найдены и клишированы, многие из них уже не более чем общее место. Среди них были и особо популярные: скажем, постоянное обращение русских композиторов к теме Востока.

Эта тема была особенно приятной для композитора, поскольку давала возможность проявить богатство красок и изобретательность в инструментовке, что отлично коррелировало с условностями "большого русского стиля". При этом необходимо отметить, что зачастую это увлечение Востоком носило довольно поверхностный характер, сродни базарному набору халва-пахлава-баклава.

Стравинский довольно успешно находит себя в "большом русском стиле", как бы перенимая эстафету у своего наставника. Очень скоро он сам становится самым техничным, самым продвинутым из молодых, его работы находятся на вполне европейском уровне, ни в чем не уступая и более маститым коллегам. В общем, "композитор, подающий большие надежды".

Эволюция Стравинского произошла очень стремительно: между "Фантастическим скерцо", "Фейерверком" (обе оркестровые пьесы написаны в 1908 году) и сказкой-балетом "Жар-Птица" (закончена в 1910 году). Разница этих сочинений заключается в том, что о последнем уже никак не скажешь: "да, это работа прилежного ученика покойного Николая Андреевича".

Связь с традицией еще очень сильно ощущается, но Стравинскому удается выплавлять ее в нечто новое — пока что просто за счет феноменально развившейся техники.

Продемонстрировать это может один пример: в четырнадцатом такте вступления "Жар-Птицы" мы можем наблюдать интересную тембровую ситуацию — сверхподробно выписанные глиссандо по натуральным флажолетам у струнных (особенно мне нравится партия виолончели, где автор указывает обертоны вплоть до 12-го). С одной стороны, по функции это колористическая отбивка в духе великого наставника, с другой — что-то принципиально иное, слишком уж подробно и специально все выписано. У Римского в таком виде появиться не могло — не зачем было.

При формальном совпадении приемов, есть какое-то нарушение мотивации и условий их употребления.

"Петрушка" ведет Стравинского к еще одному апгрейту "большого русского", довольно парадоксальному: появляется целый букет новых технических идей (все, что связано с приставкой поли: аккорды, метрика итд). Усложнение налицо — при том, что делается все на несколько даже пошловатом "народном" материале.

Следующей ступенью эволюции, как известно, стала "Весна Священная" (1913).

Можно ли было после "Весны" делать следующий апгрейт "большого русского"? Можно ли было сделать еще намного сложнее, еще намного красочнее, еще намного ... ? Наверное, да — и мне было бы невероятно интересно услышать действительное продолжение линии русских балетов Стравинского!

Только вот сама ситуация начала меняться (я имею ввиду невозможность реализации больших проектов из-за начала Первой Мировой Войны), и это, как мне кажется, совпало с внутренней необходимостью изменений, которые и мотивировали дальнейший путь Стравинского.

Формально мы можем видеть колоссальное опрощение музыкального языка и огромный шаг назад. На деле же тот невероятный технический потенциал, который был накоплен Стравинским в течение всего "русского периода" никуда не девается: он переходит на новый, еще более виртуозный уровень.

С этого момента начинается игра со слушателем, которая сопровождает все последующее творчество Стравинского. Игра, в которой расходным материалом становятся мертвые стили и ушедшие музыкальные эпохи.

— Но, с другой стороны, «Большой русский стиль» тоже, ведь является знаком «Ушедшей музыкальной эпохи», и, оттого, существует в игровом приложении. В чём же здесь скачок на принципиально новый уровень?
— В огромной дистанции между автором и стилистической моделью, которую он выбирает.

Дистанция эта может быть естественной (автора и материал отделяет достаточно большой временной промежуток) или искусственно найденной (автор должен искать методы отстранения от материала).

Любой стиль, загружаемый в мясорубку Stravinsky™, тщательно перемалывается и собирается заново уже по другим законам. Сборка всегда узнается по торчащим балкам и плохо спаянным швам: они ни в коем случае не камуфлируются, наоборот — максимально выставляются на показ.

Почти не принципиально, какой при этом используется материал (Перголези, Чайковский или додекафония Шенберга): наблюдать конечный результат — это примерно то же, что наслаждаться "Мона Лизой" после взрыва в Лувре. Истинный ценитель первоисточника должен быть просто вне себя от столь варварского отношения к оригиналу!

Мне кажется большой натяжкой разделение творчества Стравинского на разные периоды после русского (неоклассицизм, додекафония). Слишком большое внимание обращается на конкретный звуковой материал, при этом упускается из виду, что метод композитора, в сущности, никогда и не менялся.

К додекафонии Стравинский обращается уже после смерти Шенберга (если вспомнить их многолетнюю полемику, это позднее обращение кажется не лишенным какого-то сарказма) — мертвый стиль наипервейшей свежести.

По моим наблюдениям, для реализации подхода Стравинского требуется выполнение одного правила: исходный материал не должен быть слишком сложным.

Деконструкция по принципу StravinskyTM вагнеровского "Тристана" или шестой симфонии Чайковского была бы невозможна в силу чрезмерной сложности оригинала.

Это объясняет, почему первоисточником не мог быть "большой русский стиль" в своем исходном виде: последовательное снятие позолоты с куполов скорее всего не входило в планы Стравинского.

— Володя, уточните тогда категорию сложности. Перголези или это не сложно?Чайковский
— Каждая музыкальная эпоха подразумевает наличие некого набора стандартных правил. Каждый композитор, который живет в это время, с этими стандартами контактирует. Даже если автор расценивает существование системы как негативный фактор — это тоже является формой контакта.

Постоянное обращение авторов к этим стандартным моделям ведет к приросту новой информации, обогащающей всю систему в целом. История таких обращений в рамках конкретной эпохи и есть то, что мы называем музыкальным стилем.

Из этого следует, что каждое позднее воплощение стиля так или иначе включает в себя более ранние проявления: мы должны также учитывать и их, если для работы выбираем более позднюю модель.

Получается, что сложность здесь — это количество используемой информации, а применительно к музыке — концентрация информации в единицу времени.

В балете "Поцелуй Феи" Стравинский использует темы Чайковского (а еще очарование их гармонизации и оркестровки). Информационная накачка этого материала (источник: фортепианные пьесы, романсы, темы из балетов Чайковского) значительно проще, чем то, что происходит в его же поздних симфониях.

Стравинский не загружает в свою мясорубку Шестую Чайковского, поскольку есть граница, после которой сложность исходного материала и сложность композиторской работы с ним начинают мешать друг другу.

Чем проще объект, тем больше возможностей для манипуляций.

А по поводу того, насколько актуальными подобные размышления могли быть для самого Стравинского...

Он появился на свет в эпоху нагромождения "поздних" стилей (Вагнер, Малер, Скрябин ...), в дальнейшем это дало Стравинскому что-то вроде иммунитета к превышению информационного порога.

Мне кажется, этот барьер и сработал после "Весны священной".

Тут есть и еще один важный момент.

Это мое очень субъективное мнение, но я думаю, что Стравинский всегда ощущал себя немного недоучкой. Не в том смысле, что он и правда что-то не умел или не знал, а нечто вроде бравады "а мы консерваториев не кончали".

От этого некоторые догмы, которые современниками Стравинского принимались as is, у него самого вызывают вопросы. Он и проверяет их снова и снова, пользуясь подручными средствами.

Иногда это может дать тот же результат, что и учебник по гармонии ("дайте гимназисту карту звездного неба и он вернет вам ее исправленной"), но в редких случаях оказывается, что некоторые правила на самом деле не столь уж общеобязательны и есть еще и другие варианты решения.

Эту "недоученность" музыки Стравинского я ощущаю очень сильно.

— В чем она проявляется?
— Между музыкальной идеей, представленной как концепт на бумаге, и ей же самой во временном изложении есть большая разница. Само наличие слушателя добавляет в эту схему один важный фактор: сопротивление воспринимаемой информации.

Какие-то сложные узловые моменты потребуют от композитора более точной дозировки информации (возможно, что-то даже придется повторить — для лучшей усвояемости). А иногда наоборот: некоторые вещи понятны интуитивно и их можно не "вдалбливать".

Когда композитор работает по какой-то модели (скажем, есть задание сочинить этюд в стиле Стравинского), решение задачи совершенно не обязательно должно включать в себя заботу о слушателе.

То есть время представления информации просто равно времени, за которое экспонируются все основные элементы выбранного стиля. Стравинский как будто и создает учебные модели, раз за разом решая минимумом ходов поставленные задачи.

Виртуальный слушатель Стравинского — уж очень толковый парень, ему не нужно что-то повторять и давать время на пережевывание информации. Этот человек молод, отлично выспался, уже выпил свою порцию крепкого утреннего кофе и весь — сплошное внимание.

Также лаконичность структуры может проявиться по другой причине: если композитор сочиняет исключительно за инструментом. Психологически, как мне кажется, это свидетельствует о некоторой неуверенности композитора в себе (своем внутреннем слухе?) — иначе для чего каждый раз себя столь тщательно проверять?

Композитор пытается виртуально отождествлять себя со слушателем. Но это не очень честная подмена: композитору ведь уже известна та часть информации, которую для слушателя следовало бы еще специально ввести. Такая подмена скорее приводит к обратному эффекту — выключению слушателя.

Как ни парадоксально было бы примерять все эти мысли на "крепкосколоченную" музыку Стравинского...

— Вы говорите о предварительном «концепте на бумаге», но разве следует его учитывать? Разве такая предварительная рассчитанность не унижает конечного результата, который должен быть абсолютом самодостаточности? Или вы ведете речь о каких-то технологических особенностях сочинения музыки.
— Все так: конечный звуковой результат целиком самодостаточен и не нуждается в доказательстве через "идею", "концепцию" или что либо еще.

Речь шла о технологии сочинения: иногда можно проследить весь путь — от постановки автором задачи до ее реализации и, соответственно, пройти по разным траекториям движения мысли композитора.

Задачи (при всех различиях подходов и мотиваций) в основном архетипичны. Я не имею ввиду, что все пишут, скажем, о любви и смерти. Просто есть отчетливые поля пересечения идей (вплоть до общности музыкальных словарей), через которые можно увидеть разность композиторских подходов, а иногда даже понять композиторские комплексы, страхи и скрываемые от слушателя мысли.

— Приведите конкретные примеры комплексов и страхов, а так же разность композиторских подходов на каких-то конкретных примерах – теперь надо Ваши теоретические выкладки дополнить фактурой.
— Основные композиторские просчеты и возникающие вслед за ними страхи проявляются в работе с музыкальным временем. Самый очевидный страх (и главный упрек композитору) – это та ситуация, когда слушателю становится неинтересно.

Вопрос о некрофилии Стравинского рассматривается с трёх точек зрения. Во-первых, думаем над запредельным количеством сочинений-эпитафий, им написанных, во-вторых, думаем об интересе к тем явлениям в культуре, которые состоялись, приобрели завершённость, стали частью архива. В-третьих…

Случиться может что угодно: композитор просчитался с временными пропорциями и пропало натяжение формы (так и говорят: форма провисает), или, скажем, используется такой звуковой материал, у которого есть совсем небольшой лимит слушательского терпения, а композитор не позаботился о выстраивании контекста, в котором можно было бы отыграть дополнительное время у слушателя.

В любом случае, для композитора все эти ситуации патовые, ибо теряется самое главное – возможность коммуникации со слушателем.

Я думаю, что многие композиторы интуитивно чувствуют возникновение таких моментов и пытаются себя столь же интуитивно защитить с помощью "укорачивания" структур.

Этот механизм защиты весьма ограничивает композитора, не дает ему поверить в существование чего-либо вне своего пристального внимания. Мысль здесь простая: если я, композитор, контролирую на сто процентов каждый фрагмент звучания и складываю все в верном порядке, значит я столь же плотно контролирую внимание своего слушателя. На деле, конечно, получается не так.

Довольно обидный результат: композитор, казалось бы, выстроил очень логичную схему восприятия и от слушателя только и требуется, что без лишних вопросов пройти по ней. А тот все время цепляется за ненужные детали, и вообще, всячески норовит выпасть из процесса.

На "укорачивание" структуры есть примеры и, раз уж разговор о Стравинском, буду их приводить из любимой музыки.

Не вдаваясь особо в детали, я хотел бы только указать на то, как Стравинский работает со структурами "дробления-замыкания". Это классическая для композитора схема работы с материалом: нечто рождается ("экспозиция"), развивается ("дробление") и вслед за этим ликвидируется ("замыкание").

Для нас здесь важно, что звуковой материал подобен некому движущемуся механизму: нужна некая "сила" и время, за которое этот механизм можно разогнать или остановить.

У Стравинского эти законы иногда просто игнорируются: в самом начале первой части концерта "Dumbarton Oaks" основной звуковой материал вдалбливается (именно, что вдалбливается) на протяжении двадцати двух метрических долей. Далее следует дробление-ликвидация, для осуществления которых Стравинскому понадобятся всего семь долей.

Для слушателя это означает примерно следующее: только вы начали ощущать размерность звуков (повторюсь, речь идет о самом начале музыки, образцов для сравнения у вас еще не было), как автор неожиданно сворачивает все красоты и начинает новый процесс - дробление.

Хорошо, думаете вы, сейчас еще будет несколько разворотов-раскрутов механизма, во время которых можно сообразить, что было до этого и, самое главное, что ожидается впоследствии. Как бы не так: проходит всего секунды три, и вы понимаете, что все уже состоялось, и состоялось без вас. И вот, вы уже с умилением слушаете трогательную "каденцию" с прекрасно-фальшивым кларнетом.

После этого можно задать себе только один вопрос: "и что это было?"

Еще один пример смещенных пропорций – знаменитое вступление к «Весне священной».

Тут использована схема "ускорения механизма": происходит это с помощью увеличения плотности оркестровой ткани с постепенной накачкой звучания все новыми тембрами.

Для меня всегда было загадкой, что происходит на излете кульминации развивающего раздела — когда уже оркестр набрал необходимую мощь и теперь требуется резко сломать движение и оставить перед слушателем одинокий голос фагота (цифры 9-11 в партитуре).

Движение не останавливается, не схлопывается, не растворяется в тишине. Оно на несколько секунд просто провисает, теряя энергию за счет механики повторов, и в следующий момент выключается.

Происходит это из-за усечения кульминации: будучи только что внедренным в композицию, принцип полифонических наложений повторяемых попевок (десятая цифра партитуры) выключается буквально через секунд десять. Слишком много для "случайного упоминания", слишком мало для полноценного вдалбливания материала.

Есть и другие примеры. Важно, что это ни в коем случае не недочеты техники Стравинского или "брак производства". Для меня очень важно, что все мои подходы к Стравинскому оборачивались ситуациями неловкости, в которых я, как слушатель, раз за разом оказывался.

— Ну, как мне кажется, все эти композиционные и структурные несообразности нужны для «актуализация высказывания», для того, чтобы нарушить мерное восприятие, основанное на стереотипах – и, в этом смысле, наше беседа делает круг. Чтобы вырваться из круга, который делает наша беседа, спрошу – как вам кажется, такой нарочитый «обман» более свойственен раннему Стравинскому или позднему? То есть, эти приёмы в его творчестве со временем нарастают или же сходят на нет (входят в колею)?
— У раннего Стравинского эти приемы возникают более случайно, как неотрефлексированные композитором связи. И в этом смысле они и правда больше похожи на классические ошибки молодого композитора.

Важно то, что происходит дальше: ошибки обнаруживаются через жесткую фильтрацию информации, наступившую вслед за "большим русским". Прекрасный пример такой фильтрации, где работает на сто процентов каждая частица информации — это "Три пьесы для струнного квартета", написанные Стравинским сразу после "Весны", в 1914 году.

Ошибки обнаруживаются, но не исключаются — Стравинский делает из них просто превосходный рабочий материал.

По моим ощущениям, к 40-м годам (с "Dumbarton Oaks" или чуть раньше) многие приемы дают осадку, исчезает подлинный магнетизм игры "композитор-слушатель". За годы сосуществования эти двое уже неплохо изучили повадки друг друга и в общем представляют себе, каких реакций нужно ожидать...

Нечто ужасное свершается с виртуальным слушателем Стравинского уже после "Похождения повесы" (через "Плачи" и к поздним сочинениям) — его убивают.

Убийство виртуального слушателя — это уход от принципов антропоцентричного устройства композиции (опирающегося на модели восприятия человека). Для этого необходим всего лишь любой иной способ организации звуковых пропорций.

Существуют музыкальные системы, использующие очень прочные логические схемы — в значительной мере более ясные, чем, скажем, в академической музыке прошлого (вместо свойственного ей рваного рельефа распределения информации здесь мы получаем равномерную сортировку зон ослабления / напряжения внимания слушателя).

Жестко регламентируя какой-то определенный параметр музыкальной ткани, такие системы полностью (как в сериализме), или частично (как в ортодоксальной додекафонии) игнорируют антропологические законы восприятия.

Играет это, ясное дело, совсем не в пользу желания слушателя хоть что-то понять.

Могу предположить, для чего необходимо подвергать слушателя таким стрессам: сталкиваясь с подобным объектом искусства, слушатель, лишенный привычных ориентиров, по сути имеет дело с чужеродным объектом.

Дальше могут иметь место два варианта развития событий: в первом случае это игнор — объекту искусства просто отказывается в праве называться таковым. Это выключает саму необходимость как-то коммуницировать с чужеродным объектом — на нет и суда нет.

Во втором слушатель может попробовать самостоятельно продираться через коммуникативный барьер. Это провоцирует необходимость раз за разом задавать себе самые элементарные вопросы — о сущности музыки, ее предназначении, и, в конце концов, о нас самих и окружающем мире.

Довольно странно, но такой способ постижения информации, более похожий на беспорядочное блуждание в темной комнате, иногда предоставляет нам альтернативные ответы на, казалось бы, давно решенные вопросы...

Стравинский, обратившийся в поздних сочинениях к додекафонии, делает, на мой взгляд, сознательный шаг в сторону убийства своего виртуального слушателя.

Для меня интересен тот факт, что он не отказывается окончательно от привычных ему моделей организации материала.

Его способ отходит от догм ортодоксальной додекафонии, примером его техники являются "серийные мелодии" — когда из додекафонных рядов (серий неповторяющихся звуковысот, в данном случае — додека — двенадцати, хотя Стравинский работает и с меньшим количеством тонов в серии) выстраиваются мелодические линии.

Я всегда воспринимал серийные мелодии Стравинского как некие химеры, раздираемые изнутри на части. Прошу понять меня правильно, но додекафония — это система автономного существования звуков (так была задумана изначально), а мелодия — нечто, направленное на объединение элементов в целое.

Наверное поэтому поздний Стравинский производит на меня впечатление медленно разворачивающейся на моих глазах катастрофы.

— Зачем сталкивать слушателя с Другим? Чтобы окончательно добить его? Почему невозможно бесконфликтное сосуществование Стравинского и его слушателя?
— Мы ежедневно сталкиваемся с Другим. Все те же вопросы, одни на все времена. Знание прирастает, ответов все нет. Новая информация мало что проясняет, только запутывает еще больше…

Прикоснуться к Другому — означает забыть о том, что мы сможем как-то адаптировать это к человеческому восприятию. Непознаваемо — на этом и остановимся.

Искусство может брать на себя функцию столкновения слушателя с Другим. Что-то вроде психотерапевтической техники погружения, проработка пользовательских фобий и страхов. Но любим мы его не только за это.

Вопросы эти (искусство как медиум Другого) вечны и Стравинский здесь, думаю, не исключение. Конфликт Стравинского со своим слушателем той же природы — просто больше тематизация проблемы.

— Если слушатель (хотя бы и виртуальный) убивается, то музыка звучит в полной пустоте? Для кого она тогда звучит? И приходит ли кто-нибудь на смену антропоцентрическому слушателю?
— Виртуальный слушатель умирает, но реальный-то остается — ему со всем и разбираться. На смену антропоцентрическому слушателю приходит великое ничто. И это, по-моему, одна из самых прекрасных вещей, что может вообще случиться с композитором.

Великое ничто — это смирение. Попытка убрать претензию на то, что мы вообще что-то можем контролировать.

Есть разные ничто: у кого-то бодхи, ведущее к паринирване, а у кого-то – застывший последний вздох, исступленный взгляд в вечность. Как пример — ничто Джона Кейджа и ничто Луиджи Ноно...

А в заключение немного лирики, помните у Бальмонта:

«...Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и небо — свод немого храма.
Я тихо сплю,— я тот же и никто,
Моя душа — воздушность фимиама»
.

Вопросы задавал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



С колючей проволокой на колючую проволоку

Как рок опрокинул стену

Рок-музыка сыграла ключевую роль, когда стены Восточной Европы начали рушиться под давлением бунтарской молодежи в 1960-х годах. Об этом рассказывает высокопоставленный венгерский дипломат Андраш Симони. Вся его жизнь и карьера связана с музыкой, в том числе с русским роком.

29.10.2019 16:00, Поуль Ларсен, inosmi.ru


Точно и тонко

Концерт фестиваля Viola is my life в культурном центре ДОМ

В Москве прошёл пятый альтовый и виольный фестиваль Viola is my life, которым руководит Сергей Полтавский, знаменитый альтист, участник множества проектов, связанных как с академической, так и с новой академической музыкой, и также научный сотрудник Научно-творческого центра электроакустической музыки при Московской консерватории. Первый концерт состоялся в культурном центре ДОМ.

26.10.2019 16:00, Артем Пудов


Допинг контроль #16. «Быстрый и безумный, поэтому его называют…»

Чугунное интервью

Мы живём в мире, в котором для разговора с интересными людьми необходим информационный повод. Такой стиль общения навязали нам средства массовой информации и, увы, это примета нашего времени. Информационный повод для нашей беседы с очень популярной в миллениум российской группой «Чугунный скороход» есть — появление всего их наследия 90-х и нулевых в новом музыкальном сервисе Apple music. Но даже не будь этого ретроспективного цифрового переиздания, я считаю, с такими остроумными собеседниками стоило бы поговорить и без всякого информационного повода. Им есть, о чем рассказать, а мне есть, о чем их спросить.

15.09.2019 16:00, Дмитрий Мишенин


Богатый сэр

Интересная жизнь Вилли Токарева

Цыганка нагадала Вилли Токареву, что он проживёт 120 лет. В свои 39 он махнул из СССР в Америку, чтобы спустя пятнадцать лет вернуться домой знаменитым. Он ушёл тихо, не многие стали вспоминать, что его имя было главным в советской эмигрантской культуре второй половины XX века.

11.08.2019 16:00, Алена Городецкая


Мальчик и дельфин

10 августа в Москве впервые выступит новозеландский музыкант Коннан Мокасин

Наконец-то! Объездив полмира, Коннан Мокасин решил добраться и до России. Ясноглазый блондин, чем-то напоминающий улыбчивого дельфинёнка, приплывёт к нам аж с берегов Новой Зеландии — видимо, по Москве-реке — и 10 августа вынырнет в баре «Стрелка», что на Берсеневской набережной. Enfant terrible современной поп-музыки запоминается не только своей внешностью и высоким голосом, но в первую очередь мелодическим талантом. Его песни I’m the Man That Will Find You, I Wanna Roll With You, Lying Has to Stop, Out of Touch — это редкий для ХХ века вклад в золотую сокровищницу мировых хитов, шедевры уровня 80-х, во всех смыслах.

09.08.2019 19:00, Павел Пересветов


Русское поле экспериментов

В преддверии фестиваля Fields мы взяли интервью у его участников — Фёдора Переверзева, Павла Еремеева, Миши Мищенко, Vtgnike, Алексея Борисова и группы «Виды Рыб».

09.08.2019 16:00, Павел Пересветов


Борис Березовский: «Через искусство я пытаюсь понять жизнь»

Интервью о жизни, искусстве, политике и предстоящем с 10 по 14 июля фестивале «Летние вечера в Елабуге»

Во время интервью пианист Борис Березовский был весел, много шутил, но между шутками всерьёз говорил о Скрябине и Рахманинове, о создании своего оркестра с целью изменить наскучившую репертуарную политику и о своём open-air фестивале «Летние вечера в Елабуге», который пройдёт с 10 по 14 июля на фоне пейзажей волшебной красоты.

29.06.2019 17:00, Лилия Ященко


Ольга Раева: «И здесь Глинка первый!»

Берлинский композитор-авангардист о первом русском композиторе

Глинка жил, Глинка жив и, думаю, будет жить, ибо чувства добрые он лирой пробуждал и пробуждает до сих пор — двести лет, как говорится, вместе. 1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения великого композитора.

01.06.2019 22:00, Дмитрий Бавильский


Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.