Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  вторник, 2 августа 2011 года, 14:07

Владимир Энтин: «Мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло все то, что было сделано отечественным кинематографом»


// Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




С любимыми советскими мультгероями произошла абсурдная история. Права на изображения Винни-Пуха с Пятачком, Чебурашку с Крокодилом Геной, Зайца с Волком перешли от авторов к посторонним дядям, которые собирают авторские отчисления…

Художников-мультипликаторы Л.А. Шварцмана, Ю.Б. Норштейна, Э.В. Назарова и другие обратились в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с коллективным обращением, в котором просят разобраться в сложившейся непростой ситуации.

На протяжении последних четырёх десятилетий мировое законодательство закручивало гайки в информационном обмене тем туже, чем больше технических средств для него открывалось. Российским законотворцам в закреплении "интеллектуальных прав" предлагалось быть святее папы римского, дабы в ВТО страна вошла умственно стерилизованной. Этой задаче IV часть Гражданского кодекса вполне удовлетворяет.

Мало того, что права на сами мультфильмы и их показ давно «распилены» странным образом и принадлежат третьим лицам, а вовсе не Союзмультфильму, так еще 8 декабря 2010 г. в Федеральную Таможенную Службу РФ поступило письмо №14-42/59985, из которого следует, что исключительные права на рисунки мультипликационных персонажей принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а не художникам, и теперь все отчисления от сувенирной продукции с изображениями пойдут во ФГУП.

«ЧасКор» встретился с Владимиром Львовичем Энтиным и поговорил о проблемах отечественной мультипликации.

— Насколько я знаю, история с авторскими правами на произведения выдающихся советских художников-мультипликаторов Л.А. Шварцмана, Ю.Б. Норштейна, Э.В. Назарова и других длится давно и изощренности ее сценария позавидует любая голливудская киностудия. Что там на самом деле произошло?
— История, действительно началась давно с того, что когда-то киноколлекция Союзмультфильма была продана в Америку, господину Видову и его супруге. Сделку заключили на странных условиях: г-н Видов занимается тем, что спасает старые ленты от разрушения, взамен чего получает право на переозвучку всех этих лент на английском языке и правом поставить на эти переозвученные ленты свой знак копирайта. Для мирового кинопроката главным является не русский, а английский язык, поэтому когда была произведена озвучка этих мультфильмов хорошими западными артистами, получилось, что эти мультиполикационные фильмы шли и показывались на английском языке и приносили доход г-ну Видову и его жене, а копирайт стоял не Союзмультфильма, а их компании.

В России про эту историю узнали и вспомнили только тогда, когда возникла ситуация, что мы не можем нигде показывать наши мультипликационные фильмы, даже, когда речь идет о российских каналах, которые транслируются за границу, потому что мировые права оказались у этой американской компании.

Есть же суд. Обратились в арбитражный суд, стали судиться и рядиться, а американцы сказали, что они не признают решения наших судов, если они приняты в ущерб американским предпринимателям и американским компаниям. Хорошая принципиальная позиция, сугубо юридическая: что ваше, то ваше, а своего мы не отдадим. Придраться не к чему. Руководствуясь примерно таким же правовым принципом, стал действовать ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Была сделана красивая двухходовка. Было сказано о том, что все наши киностудии рано или поздно для повышения их эффективности должны перейти в частные руки. Но мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло также и все то, что было сделано отечественным кинематографом до 3 августа 1993 года. Поэтому давайте сделаем так: мы заберем всю киноколлекцию у киностудий.

Это означало, что киностудиям, согласно действующему законодательству, сперва в СССР, а потом в России, принадлежат авторские права на снятые там фильмы. На фильмы права одни, на произведения, вошедшие составной частью этих фильмов права у тех авторов, которые над этим работали — у композиторов права на песни, у сценаристов на тексты и так далее.

Итак, права на разные киноколлекции разных киностудий решили собрать под одной крышей «Объединенной государственной киноколлекции». А дальше, как выяснилось на совещании у Путина, так как эта киноколлекция должна эксплуатироваться, было решено сделать так: 25% от доходов всей киноколлекции, то есть всего того, что было создано за все годы советской власти, пойдет в бюджет государству, а 75%, то есть три четверти, пойдет в доход самой этой организации — «Объединенной государственной киноколлекции».

Путин назвал все это дело достаточно броско, сразу задал вопрос, что это за организация «Рога и копыта», которая себе все присваивает? «Коммерсант» забавно отозвался на эту историю, переформулировав наш любимый советский лозунг «Все лучшее детям!» во «Все лучшее дядям!».

Но дело в том, что этим дядям, которые забрали для себя все самое лучшее, им этого показалось мало, и они решили, а почему бы нам не отобрать права у художников? А то они, наверно, не знают, как ими правильно пользоваться и распоряжаться, а мы умные, мы знаем. Но как права отобрать? Авторы — люди пожилые, многим за 70, многим под 90, люди, воспитанные в добрых советских традициях, согласно которым государство не может быть не правым, и если какая-то организация действует от лица государства, значит, ее действия должны быть правомерны.

Сейчас мы перед собой видим чудовищного рейдера, который может прийти в каждую фирму и насчитать ей практически любые штрафы вплоть до её закрытия. РАО превратилось в карающий орган по устранению неугодных бизнесменов и конкурентов.

«ОГК» стали бить себя в грудь и кричать, что мы и есть Союзмультфильм. Сделали они это, присвоив себе товарный знак Союзмультфильма, который стали везде использовать. А раз мы Союзмультфильм, то мы имеем права на все, что имеет отношение к слову Союзмультфильм и мультфильм вообще. Такая нехитрая логика. Дальше больше. Если нам принадлежат права на мультипликационные фильмы, то нам же принадлежат права на персонажей этих мультипликационных фильмов. Звучит громко, но с правовой точки зрения не очень понятно.

И на этом основании они стали направо и налево, в основном налево, конечно же, раздавать права на произведения, созданные другими авторами. Но они связались с не очень добросовестными людьми или просто с теми, кому все равно. В какой-то момент дошло до того, что они обратились к пиратам, которым сказали, пожалуйста, продолжайте нарушать права авторов, только купите у нас лицензию. После чего к ним приходят пираты и говорят: «Знаете, нам авторы мешают, надо бы сделать так, чтобы авторы нам не мешали». Те стали думать, как помочь пиратам и запретить авторам использовать их произведения. А то как мы будем охранять авторское право, если авторы нам мешают?!

И было придумано следующее: они состряпали письмо из Министерства культуры, в котором было написано, что никаких прав у авторов нет, а все права у «Объединенной государственной киноколлекции», и именно эта организация может давать разрешение на использование всего того, что имеет отношение к мультипликации.

Вооружившись этим письмом, они пошли в таможню, где сказали, что у них есть письмо от Министерства культуры, в котором говорится, что мы правообладатели. Их спрашивают: «А чего вы правообладатели?» Они отвечают: «Объектов авторского права». А покажите эти объекты? Они берут рисунки художников и никак их не называя, именуя просто «объектами авторского права» говорят: «Значит так, все, кто ввозит в страну нечто подобное, должны нам платить». А что это может быть? Оказалось, что они подразумевают какие-то тапочки, майки и всякую всячину китайского производства с изображением героев наших мультфильмов.

Особенность нашей экономики и экономики всего мира заключается в том, что идеи наши, а сделано в Китае. Но в этом случае наступил определенный паралич, так как те, кто заключил договора с авторами, столкнулись с тем, что таможня им добро не дает на основании письма из Министерства культуры, в котором сказано, что авторы ни при чем, а главные у нас «ОГК». Принесете договор с ОГК, пройдете таможню.. Пошли договариваться с ОГК, а ОГК говорит: «Нееет, мы организация бюджетная, все соответствующие права мы передали вон тем коммерческим ребятам. Так что вы договаривайтесь с ними. Мы вообще ничего от этого не получаем».

Эти коммерческие ребята стали работать по принципам работников ножа и топора, романтиков с большой дороги, а излишки приносили добрым дядям из «ОГК», а чтобы их не утруждать выпиской всяких счетов, налоговых деклараций, приносили им все наличными. Народ умный, сам решит, что надо декларировать, а что нет. И так как деятельность была разнообразной, то к этому были подключены разного рода оффшорные компании, которые помогали окучивать делянку с тем, чтобы от советской мультипликации на ее исторической родине ничего не осталось.

В целом эта история такова. Деталей здесь очень много и хватит не на один том уголовного дела.

— Чем закончилась встреча мультипликаторов с Путиным?
— Я так понимаю, что люди из «ОГК» непотопляемые, и как говорится, хорошие люди часто всплывают. Я надеюсь, что эта встреча стала трамплином для развития нашей мультипликации. Потому что эти добрые дяди сказали следующее: «Делаете вы тут никому ненужные мультипликационные фильмы, нам это не интересно. Зато у вас есть помещение на Долгопрудной улице, очень хорошее и удобное. Ваши ненужные студии мы выкинем, и получатся чудесные кабинеты, большие и удобные». И они лихорадочно начали переоборудовать студии в кабинеты для себя любимых. А вы можете представить, что происходит, когда все производственные помещения отобраны, при этом говорят, что на ваших студиях ничего не происходит. А причину умалчивают.

— Сложно поверить, что поводом и причиной всего этого послужили мультфильмы…
— Весь этот аномальный цирк еще шел на фоне нашей борьбы за интеллектуальную собственность. Мол, мы будем ее защищать всеми силами, приходите к нам с инновациями. Но как защищать, если не просто расхищают, а люди позволяют себе гробить целые отрасли.

— Кто распоряжается правами сейчас?
— Сейчас «Объединенная государственная киноколлекция» еще жива. Поэтому я бы думал, что она распоряжается, но у меня есть подозрения, что «ОГК» уже давно продали эти права на сторону. Если верить материалам в Интернете, то они уже давно все это дело перепродали коммерческим структурам, подконтрольным всем этим дядям из «ОГК», которых оттуда сковырнули. Единственное, что можно здесь сделать, чтобы довести это дело до конца и завершить все юридические коллизии одновременно – это ликвидация «ОГК».

— И здесь должно сработать положение закона о том, что организация, нарушившая авторские права, подлежит ликвидации?
— Да, есть такая строчка в законе. Для этого должно быть обращение прокуратуры. Думаю, что прокуратура еще сможет сказать свое слово, когда речь пойдет о законности тех сделок, которые были совершены «ОГК».

— Видите ли вы какой-то благополучный, правомерный и учитывающий права авторов исход?
— Представьте себе такую ситуацию: растет береза, на ней осиное гнездо, если это гнездо сковырнуть, оно упадет на землю, но пока с осиным гнездом не разберутся, осы могут летать, жалить и создавать всяческие неприятности. Нужно, чтобы деньги, которые выделяют на мультипликацию все-таки доходили до тех, кто, собственно, эту мультипликацию производит. И второе, нужно сделать так, чтобы было выгодней делать мультфильмы, чем воровать права у авторов. Должен работать закон, который и по духу и по букве будет срабатывать на благо авторов.

Беседовала Ольга Надеждина




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



АЗАПИ хочет навечно заблокировать «Архив интернета»

Организации, которая представляет правообладателей, не понравилось, что в сервисе сохраняются копии аудиокниг Дмитрия Глуховского и Дарьи Донцовой, и поэтому они готовы оставить россиян без уникальной библиотеки истории интернета — портала archive.org

22.08.2019 23:26, roskomsvoboda.org


Вы отдаете бесплатно самое дорогое

Вот какие ваши персональные данные хранятся в интернете

Сколько раз за последнюю неделю вы нажимали «галочку» с надписью «принимаю пользовательское соглашение» или «соглашаюсь с политикой конфиденциальности» — или сдавали в комплекте документов страничку А5, которая называется «соглашение об обработке персональных данных»? Не меньше двух, правда? Rusbase разобрался, что же за цифровой след мы оставляем в истории.

30.07.2019 13:00, Валерия Минчичова, rb.ru


Как мы теряем нашу интернет-историю

Почему наши блоги пропадают?

По мере того, как сайты вроде Tumblr проводят массовые чистки контента, появляется все больше групп архивистов, отчаянно пытающихся сохранить исчезающие части интернета.

21.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


В Госдуму внесли законопроект о праве сжигать историю

Группой депутатов Госдумы РФ внесен законопроект под наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 804132-6).

01.06.2015 09:30, Temych


Праздник весны и блокировок

Правообладатели приготовились заблокировать более 700 ресурсов с кино и музыкой 1 мая

1 мая в силу вступят поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так называемый расширенный антипиратский закон. Если сейчас Мосгорсуд может вносить сайты в черный список Роскомнадзора только из-за пиратских фильмов, то новая версия закона распространяется и на другие виды контента — аудио, книги и софт. Кроме того правообладатели смогут навсегда блокировать ресурсы за неоднократные нарушения. На настоящий момент не ясно, будут ли учитываться нарушения, совершённые до 1 мая.

21.04.2015 12:00


Цензура соцсетей для СМИ может быть пострашнее государственной

Почему Facebook страшнее Роскомнадзора

Когда говорят об угрозах для интернет-СМИ, как правило, имеют в виду угрозы со стороны государства. В первую очередь речь идет о законодательных ограничениях и практике правоприменения - проще сказать, о пресловутых блокировках. Однако есть еще одна серьезная опасность, и исходит она от кое-чего, никак не связанного с государством, вполне с нашей точки зрения прогрессивного и совершенно не воспринимающегося как угроза. Это кое-что, тем не менее, может гораздо быстрее, чем иные власти, незаметно уничтожить интернет-СМИ или существенно их видоизменить.

15.04.2015 09:00, Александр Плющев


Глубже, чем PRISM

Анализ технической реализации «налога на интернет»

«Гипросвязь», крупнейшая отраслевая проектная организация, представила заключение о возможности технической реализации концепции глобального лицензирования на сетях операторов связи, более известному как проект закона о налоге на интернет.

03.03.2015 14:00


Минкомсвязи обнародовало перечень сайтов, доступ к которым будет предоставляться бесплатно

Общественное обсуждение

Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение проект своего приказа под наименованием «Об утверждении Перечня сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым предоставляется бесплатно».

27.02.2015 11:30, Temych


Культурный абонемент не востребован

РСП предлагает налоги, Президент – общественное достояние

Расширение «антипиратского» законодательства не решает проблемы нелегального распространения контента в Сети, что подтверждает и новая инициатива Российского Союза Правообладателей, предлагающего ввести «налог на Интернет». Однако государство готово попробовать иной путь: Владимир Путин уже поручил кабмину обеспечить российским гражданам открытый доступ к советскому кино, а ведь с кино, как известно, и начиналась антипиратская кампания.

09.12.2014 09:00, Наталия Трищенко


Максимилиан Робеспьер: «Свобода печати должна быть полной и безграничной, или она не существует»

Речь о свободе печати

220 лет назад, 28 июля 1794 года, умер Максимилиан Робеспьер. Свою знаменитую речь он произнёс в Обществе друзей Конституции в мае 1791 года. Тогда же она была издана Национальной типографией. На русский язык брошюра Робеспьера была переведена в 1906 году.

05.08.2014 10:00






 

Новости

В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.
АИИ подвела итоги конкурса «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс был нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния. Призовой фонд составил 140 тысяч рублей.
Цифровая платформа «Ноосфера»: новые перспективы открытого доступа
В рамках 26-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» состоялась презентация результатов реализации проекта Цифровая платформа «Ноосфера», а также обсуждение возможных путей дальнейшего развития проектов открытого доступа в России и мире.
В Москве пройдет хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE II
30 июня 2019 года Ассоциация интернет-издателей проведет хакатон по созданию проектов на основе открытых данных HACKNOWLEGE II. Среди участников мы ждем программистов, проектировщиков, дизайнеров и специалистов по работе с профильными сервисами.
В Великобритании запретили использовать гендерные стереотипы в рекламе
С 14 июня в Великобритании вступил в силу запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе, пишет BBC.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.