Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Сырье  Энергия  Индустрия  Сервис  Торговля  Финансы  Казна  Недвижимость  Социальное
предпринимательство
 
Идеи  География  Сколково 
Ирина Урнова   четверг, 30 января 2014 года, 15:03

Вклад в будущее
Почему инвесторы идут в образование и культуру?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




За последние годы в Москве открылось несколько крупных негосударственных центров, таких как «Винзавод» и «Стрелка», которые видят своей миссией поддержку современного искусства, образования и проектов в области культуры. Они представляют собой крупные институции, играющие важную роль в культурной жизни страны и при этом являющиеся частными инициативами, нацеленными не на получение прибыли, а на решение общественных проблем сегодняшней России. Эти центры – пример успешного социального предпринимательства, явления, о котором говорят все чаще.

О том, что такое социальное предпринимательство, ведутся споры не первое десятилетие. Тем не менее, попытаемся дать общее определение. В первую очередь, это бизнес, главной целью которого является решение социальных проблем, улучшение качества жизни общества и повышении доступности услуг и товаров для населения. При этом важным аспектом социального предпринимательства, в сравнении с просто предпринимательством, является приоритет миссии над прибылью – социальный бизнес не ищет дивидендов от своей деятельности. С другой стороны, в отличие от благотворительности, социальное предпринимательство нуждается в том, чтобы быть самоокупаемым – достаточная для этого прибыль является залогом его существования. Как правило, «излишек» прибыли реинвестируется в проект. Можно сказать, что социальное предпринимательство существует на стыке благотворительности и традиционного бизнеса – от первой он берет цели и социальную направленность, от второго – подход и методики.

Для социальных предпринимателей социальная миссия всегда явно выражена и находится в центре их деятельности. Это очевидным образом влияет на то, как социальные предприниматели воспринимают и оценивают возможности. Воздействие на мир через достижение своей миссии становится для них главным критерием, а отнюдь не приобретение богатства. Богатство является лишь средством для достижения конечной цели.

Сам термин «социальное предпринимательство» (англ. social entrepreneurship) существует относительно давно – он появился в еще 1960-х годах и употреблялся в отношении поиска решений важных социальных проблем «частными силами». Однако широкое распространение он получил 20 лет спустя благодаря основателю компании «Ашока: Инновации для общества» Биллу Дрейтону. Индийский царь Ашока Маурья завоевал в кровопролитной войне большую часть Южной Азии, после чего полностью кардинально поменял свои принципы и главной целью своего правления сделал, как мы сказали бы сегодня, преумножение культуры, улучшение общего уровня жизни и развитие образования (и это в 3 веке до нашей эры!). Вдохновившись его примером, Дрейтон направил свои усилия на поддержку социальных инициатив, малого бизнеса, на помощь молодежи и малозащищенным слоям населения по всему миру.

За последние десятилетия сфера социального предпринимательства получила колоссальное развитие и расширилась. По всему миру существуют сотни примеров – от совсем небольших, локальных проектов до масштабных международных инициатив – положительного решения огромного количества общественных проблем посредством механизмов социального бизнеса. Одним из наиболее известных современных социальных предпринимателей является бангладешский «банкир для бедных» Мухаммад Юннус, получивший за свою активную деятельность Нобелевскую премию в 2006 году. Юннус разработал концепцию микрокредитования, суть которой состоит в том, что под низкий процент выдаются небольшие кредиты без залога для развития малого, как правило, семейного бизнеса.

В США и Европе существует бесчисленное количество проектов, направленных на решение самого широкого спектра проблем современного общества – это и клиники, оказывающие на льготных условия медицинскую помощь малообеспеченным семьям, и образовательные и досуговые центры, и, конечно же, культурные организации, занятые поддержкой творческих инициатив.

В силу различных причин Россия сегодня особенно нуждается в развитии и поддержке социального предпринимательства. Требующая кардинального пересмотра законодательная база и сложные экономические условия и в нашей стране скорее создают проблемы, нежели помогают социальному бизнесу. Сферами общественной жизни, которые часто остаются без активной поддержки, являются культура и образование – сферы, без которых существование общества в современном мире просто невозможно.

В холодный воскресный день на территории центра современного искусства «Винзавод» многолюдно. Старшеклассницы в пёстрых шарфах после взаимного фотографирования на фоне граффити серьёзно заявили, что «на «Винзавод» пришли из-за атмосферы, в первую очередь узнать, приобщиться». Пожилая пара перед посещением выставки «Берлинская стена» находилась под впечатлением от архитектуры бывшей пивоварни: «Вот посмотрите, как здание сделано для производственных целей — полукруглый вход, полукруглые окна, и всё это так красиво и интересно. Мы пришли посмотреть на архитектуру, на старый завод». Реконструкция зданий дореволюционной пивоварни «Московская Бавария» и создание в них центра современного искусства «Винзавод» — один из самых удачных и жизнестойких проектов по перепрофилированию промышленных объектов в бизнес-центры и культурные пространства.

Тем радостнее, что в крупных российских городах все чаще появляются проекты, связанные именно с развитием этих областей, важность которых сложно переоценить. В Москве это крупные культурно-образовательные центры «Винзавод», «Стрелка», Artplay и другие.

Вместе с тем организуются и такие, новые для нас проекты, как коворкинг – площадки, позволяющие рождаться небольшим стартапам в различных направлениях предпринимательства. И далеко не всегда это бизнес-инициативы. Очень часто за дело берутся «обычные» люди, которым, например, некуда отвести после школы своих детей – своими силами они открывают детский досуговый центр. Или в районе плохо с продуктовыми магазинами и активные жители организуют пункты доставки продуктов. Или, в конце концов, вы не хотите всю зиму хранить свой любимый велосипед на балконе – собираетесь с соседями-велолюбителями, арендуете гараж и вуаля! Проблема решена, а вы – социальный предприниматель.

Упомянутые выше «Винзавод» и «Стрелка» являются, конечно, проектами совершенно иного масштаба. Это крупные институции, деятельность которых распространяется на различные сферы культуры, а охват аудитории не ограничивается двором, кварталом и даже городом – они действуют на международном уровне, выводя российскую культуру на мировую арену.

Первым появился Центр современного искусства «Винзавод», открывший свои двери в 2007 году. «Он был создан как институция, основной задачей которой является поддержка и развитие современной российской культуры в различных направлениях – говорит руководитель центра Софья Троценко – Важным аспектом деятельности «Винзавода» является системный подход. Центр имеет свою четко обозначенную программу – несмотря на то, что на территории «Винзавода» находятся и магазины, и частные галереи, и детские студии, и многое другое, все сферы его активности являются частью этой программы, соответствуют ей».


Действительно, ЦСИ «Винзавод» представляет собой единую «территорию творчества» - он объединяет все лучшее, все актуальное, все активное и рождает некую новую для города среду. Помимо выставочных пространств, на которых один за одним реализуются громкие арт-проекты, на территории «завода» действует площадка «Старт», дающая возможность заявить о себе как молодым художникам, так и кураторам, что не менее важно. Здесь же располагаются художественные мастерские, нехватка которых в городе с заоблачными ценами на аренду ощущается особенно остро. Сюда приходят и за современным искусством, и за театром (в 2011 на «Винзаводе» открылся театральный проект Кирилла Серебреникова «Платформа») за книгами, и поглазеть на отреставрированный завод и просто скоротать время за чашкой кофе.

Вторая институция, действующая по похожей схеме, это Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», существующий с 2009 года. В отличие от «Винзавода», «Стрелка» в первую очередь - образовательный проект, который «ставит своей целью воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке». Но, как и «Винзавод», «Стрелка» в первую очередь занята институциональной деятельностью, системной работой в сфере культуры.

Оба проекта решают исключительно важные для современного российского общества задачи – развитие искусства и культуры, поддержка образования, помощь начинающим творческим профессионалам. Широкой аудитории они дают возможность понять и оценить современное искусство, лучше узнать различные субкультуры, глубже понять механизмы развития культуры как таковой. Они организованы людьми, которые обладают всеми ресурсами для создания успешного и прибыльного бизнеса, но при этом видят необходимость именно в создании некоммерческих общественных проектов «для людей», а не для себя.

Есть и еще один важный плюс в этих инициативах, который часто остается «за кадром» - это перепрофилирование под такие проекты исторических, часто индустриальных построек, многие из которых подолгу находились в крайне плачевном состоянии. Те, кто хоть раз рискнул прогуляться по окрестностям Курского вокзала несколько лет назад, наверняка помнят, насколько унылое и гнетущее впечатление производил это полузаброшенный индустриальный район в центре Москвы. Появление в здании бывшего пивного завода «Московская Бавария» (впоследствии ставшего винным комбинатом) Центра современного искусства «Винзавод», а позже и Центра дизайна Artplay на Сыромятнической набережной, запустило механизм постепенного преображения окружающего его района из фабричных трущоб в творческий квартал, находиться в котором не только приятно, но и безопасно.

Тенденция по перепрофилированию и реставрации невостребованных зданий сама по семе не нова, хотя в России она зародилась относительно недавно. Вспомним хотя бы нью-йоркские районы Сохо и Митпэкинг Дистрикт или заброшенные оружейные заводы времен Гражданской войны, разбросанные по Новой Англии. Все они получили новую жизнь, когда в них обосновались многочисленные художественные мастерские, творческие центры, культурные институции и так далее. Причем Сохо, став именно «территорией творчества», впоследствии превратился в ультрамодный район с дорогой недвижимостью, ресторанами и бутиками, при этом не утратив своего исторического облика. Другим примером может служить Ливерпуль –портовый гигант, целые районы которого стояли пустыми и полуразрушенными на протяжении 90-х годов. В начале 2000-х за него основательно взялись именно социальные предприниматели в сфере культуры, которым удалось при поддержке государства к 2008 году сделать из родины «Битлов» культурную столицу Европы.

В Москве огромное количество зданий перепрофилируется в частное жилье и офисные центры, доступные крайне небольшой части общества. Причем делается это без оглядки на историческую и культурную ценность построек. Засилье однообразных «стерильных» конструкций, которые постепенно меняют старинный город, превращая его в одну сплошную ярмарку элитной недвижимости, утомляет, вызывает раздражение у жителей и становится причиной для все более яростных протестов. Наоборот, сохранение исторических построек – в данном случае, прекрасных кирпичных фабричных комплексов, пока еще в обилии сохранившихся в центре столицы – делает из Москвы город, пригодный и приятный для жизни «простых людей», город со своим уникальным обликом, город в котором хочется находиться, в котором «есть куда пойти» любому.

Социальное предпринимательство в сфере культуры на первый взгляд может показаться не самым важным делом в российской действительности – по сравнению со здравоохранением, соц.обеспечением и так далее. Тем не менее, именно культурные инициативы способны сделать из просто массы людей развитое и зрелое общество. Именно такие проекты дают человеку возможность ощутить себя частью этого общества, частью важных международных процессов, частью чего-то большего, чем простой «бытоворот». В конце концов, они просто повышают качество жизни, которая мало кому сегодня дается легко.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Вдохновленные идеей

Needja — помощь, которой нам всем не хватает

Разговор с Романом Кузнецовым, создателем приложения Needja – о проекте, новых ценностях в бизнесе и судьбоносных встречах, способных изменить мир.

05.05.2015 12:30, Александр Балакин


Откуда есть пошла благотворительность на Руси

От "нищелюбия" страна постепенно перешла к сравнительно действенным формам

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют — почти забытые в советское время понятия. Только на исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

12.01.2015 10:05, Юрий Годунский


Добро может быть бизнесом

Социальное предпринимательство: история, теория и самые крупные в мире проекты

Для нашей страны социальное предпринимательство – явление новое и противоречивое. В российском обществе не привыкли воспринимать благотворительность в качестве отрасли экономики и уж тем более в качестве бизнеса. Первые похожие на социальное предпринимательство проекты начинают появляться в XIX веке. Но получать настоящую популярность в Западных странах они начинают лишь в конце XX. Сегодня в России социальное предпринимательство делает если не первые, то вторые неуверенные шаги. Часто из-за незнания и непонимания людьми данного явления на благотворительных фестивалях в адрес социальных предпринимателей можно услышать вопрос: «А разве добро может быть бизнесом?»

18.12.2014 10:00, Татьяна Тугаринова


Социальный бизнес на 3D-принтере

Технологии будущего делают жизнь без ограничений доступной для всех

Протезирование – процесс долгий, сложный, а главное, очень затратный. Однако новейшие компьютерные разработки способны решить и эту проблему: с помощью 3D-принтера социально-ориентированные предприниматели меняют жизни сотен людей, доказывая, что в условиях информационного общества нет ничего невозможного.

17.12.2014 16:00, Юлия Хандожко


Премия мира для Павла Сигала

О социальной роли микрофинансирования и цене благих намерений

Микрофинансирование – отрасль небанковской кредитной деятельности, зародившаяся в 1976 году в Бангладеш. Предоставив бедным слоям населения доступ к финансовым услугам, банк Grameen, основанный экономистом Мухаммедом Юнусом, позволил тысячам бангладешских семей благополучно переступить пресловутую черту бедности, а своему создателю принес (правда, лишь спустя тридцать лет) Нобелевскую премию мира и статус пионера социального предпринимательства. Однако так ли просто определить грань между спасением бедняков и наживой на них?

16.12.2014 15:47, Михаил Епихин


Бизнес и закон

О социальном предпринимательстве и государственном регулировании

Явление социального предпринимательства в России только начинает обретать известность, в то время как европейские государства уже давно поощряют бизнес, готовый взять на себя решение социальных проблем. Понимание того, как выстраиваются отношения ответственных предпринимателей и государства в нашей стране, поможет определить дальнейшие шаги, необходимые для развития сферы социального бизнеса.

15.12.2014 14:13, Дарья Лебедева


Пять мифов о социальном предпринимательстве

Полезное, российское, доходное, конкурентоспособное, для всех

Есть одна буддийская притча о падающем дереве. Если в лесу падает дерево, а вокруг никого нет, то оно падает бесшумно. Социальное предпринимательство России – как это дерево: оно есть, оно растет, расширяется и развивается, но о нем мало кто знает. А незнание рождает легенды и мифы, которые нам предстоит развеять.

14.12.2014 16:00, Ангелина Горбунова


Образование в 21 веке

Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям

Социальное предпринимательство стремится решить общественные проблемы новым, революционным путем. Чтобы создать механизм, способный функционировать в сфере производства и одновременно предоставлять социальные блага, оно объединяет социальные и экономические ресурсы, решая проблемы из самых разных сфер, в том числе и связанных с образованием.

13.12.2014 14:30, Ангелина Горбунова


Инициатива поощряема

Как государство помогает социальному бизнесу

Социальное предпринимательство – как объединение благотворительности и традиционного бизнеса – с самого своего появления оказывало влияние на общественную жизнь. Довольно быстро оно стало одним из ключевых способов решения социальных проблем и поддержки общественно значимых инициатив. Возрастающая роль социальных предпринимателей, их энтузиазм и приносимая польза не остались незамеченными для правительства России.

12.12.2014 15:00, Алексей Лукьянов


Особая среда для доброго дела

Об идеальных условиях для развития социального предпринимательства

Сделать этот мир немного идеальнее, заставить работать деньги на благие цели, решить проблемы не только свои, но и чужие ежедневно в нашей стране пытаются тысячи социальных предпринимателей. О них немного кто слышал, еще меньше тех, кто доверяет, и лишь немногие мечтают заняться социальным бизнесом. Чтобы побудить бизнес работать на решение социальных проблем нужно создать для него особые условия, идеальные, а внутреннее желание сделать мир прекраснее вокруг уже и без того живет в миллионах людей.

10.12.2014 15:00, Екатерина Чарушина






 
<font size=1>Социальное<br>предпринимательство</font>

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.