Подписаться на обновления
21 ноябряСреда

usd цб 65.5871

eur цб 75.1825

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 7 октября 2010 года, 18:00

Вивиан дель Рио: «Репортёрам предпочитают очевидцев…»
Известный фотограф считает, что «заваливать горизонт» не страшно


Вивиан дель Рио // viviandelrio.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Что интереснее фотографировать — живое или движущееся? Почему в одних городах постоянно хочешь фотографировать, а в других даже такой мысли не приходит? А может ли какая-то конкретная фотография устареть? Большое количество фотографии и фотографов — это хорошо или плохо?

Вивиан дель Рио — довольно известный фотограф и график, сотрудничающая с рядом ведущих столичных изданий от «Огонька» до Playboy.

Это интервью Сан Саныч дал «Частному корреспонденту» всего месяц назад. Оно было приурочено к открытию его выставки в Пермском музее современного искусства, переехавшей позднее в московский Музей архитектуры. 23 апреля Александра Александровича Слюсарева не стало...

У Вивиан цепкий метафорический взгляд, она объёмно чувствует реальность, улавливая несколько уровней действительности. Будничность и поэзия спокойно уживаются на снимках дель Рио. В этом смысле её творчество близко манере Сан Саныча Слюсарева, корифея московской метафизической фотографии. Только у Слюсарева стены, окна, ветки, тени и отражения спонтанно возникают в кадре, а в построениях Вивиан угадывается влияние художественного образования.

Некоторые её снимки городских стен похожи на клетки голландского абстракциониста Пита Мондриана. Или контрастные цветовые поля американца Марка Ротко. Трудно поверить, что это не настоящая живопись, а просто кусок стены стандартного жилого дома. Приземляет возвышенный настрой скабрёзное слово в одном из полей. Чтобы не расслаблялись — помнили, где живёте.


— Что интереснее фотографировать — живое или движущееся?
— Сложный для меня вопрос, видимо, потому, что я решаю для себя несколько иные задачи, чем просто задокументировать происходящее.

Для меня гораздо важнее ритм, цвет, контраст и всё, что касается композиции. Мне нравится её выстраивать снова и снова, искать гармонию. Это почти как математические задачи для меня. А сюжет уходит на задний план. Хорошо, когда он есть, но не ради него всё затеяно. Вот и получается, что мне равно интересно снимать застывшую натуру, даже натюрморт, и движущуюся — любую, лишь бы задача была решена, гармония найдена.

— Но разве живое и неживое — это про сюжет, а не про фактуру, цвет и ритм?
— У кого как. Последнее время часто выставляют работы, где важны смысл, концепция, литературная сторона, а остальное — фактура, цвет и ритм — не имеет никакого значения. Даже иногда вешают рядом объяснительно-разъяснительную записку типа сочинения «Что вы видите на картинке». Я же считаю, что фотография, как и любой объект визуального искусства, должна работать сама по себе, без дополнительного объяснения, и неважно, что именно снято, в движении или без оного.

— Я имел в виду работы покойного Слюсарева, с которым вы, как мне кажется, образуете странную пару. Как вы считаете, у вас с ним больше общего или разного?
— А какие именно его работы? Я не понимаю, почему нас сравнивают. Я бы согласилась, если бы вы меня сравнили с Франко Фонтаной. Потому что для меня главное — цвет.

Недавно был смешной случай: человек смотрел мои работы и спросил:

— Это масло или акварель?

— Фотографии.

— Фотографии ваших работ?

— Да нет же, это просто фотографии.


— Абстрактно-фактурные, там, где Слюсарев берёт именно цветом. Сложно дать чёткое определение ваших сходств и различий, для меня оба вы относитесь к одному модусу чувствования — метафизически городскому, когда чувствуешь больше, чем видишь.
— Каждый зритель видит и чувствует что-то своё. Это ужасно интересно. Люди настолько разные! И когда встречаешь кого-то, кто тебя понимает, или кажется, что понимает, — это всегда чудо.

— Почему в одних городах постоянно хочешь фотографировать, а в других даже такой мысли не приходит?
— Если ничего не удивляет, то и нечего снимать. А в Москве столько абсурда!

— Неужели складчатость, ну, например, Парижа вас не вдохновляет?
— В Париже очень мало цвета. Даже в серой Москве его больше. Но я, конечно, всё равно нашла. Мало фактуры, обшарпанности, всё очень одинаково благополучное. Остаётся снимать людей, чем я и занималась в основном.

— Вот так и понимаешь, что вы — эксцентрик в фотографии. С одним не соглашусь: малоцветие даёт полутона, нет?
— Малоцветие малоцветию рознь. В Париже даже не малоцветно, а одноцветно. Всё песочное. И если одна такая фотография ещё интересна, то поставить в ряд пять или больше — станет скучно смотреть. Приходится переводить в чёрно-белое.

И ещё о цвете. Дело в том, что я провела детство на Кубе, где много солнца и ярких красок. И как бы я ни хотела ограничить свою палитру, меня всю жизнь всё равно тянет ко всему «вырви глаз».

— Фотография фиксирует мгновение. А может ли какая-то конкретная фотография устареть?
— В фотографии есть такой феномен — она может устареть как произведение искусства, но оставаться при этом документально ценной. Мы уже смотрим не на пойманный момент, не на композицию, нам интересен антураж, материальная культура прошлого. Иногда очень плохие фотографии за счёт этого становятся интересны.


— Интересно, а есть такие артефакты, которые раньше считались искусством, а потом, со временем, лишились этого статуса? И вообще, бывает такое, что вот когда-то было искусством, а теперь нет?
— Скорее всего, такие вещи просто не сохраняются и не доходят до потомков. Например, я никогда не видела украшений из алюминия, хотя много раз слышала о том, что, когда его открыли, он считался драгоценным и ценился дороже золота. Так же и с этими самыми произведениями, которые потеряли ценность. Зачем их хранить?

— Самый распространённый комментарий на любом фотографическом сайте — «горизонт завалил». Есть ли какие-то объективные параметры качества фотографии и нужно ли их соблюдать?
— Думаю, что в фотографии действуют все те же законы и правила, что в любом другом произведении двумерного визуального искусства. И только зная эти законы, мастерски ими владея, можно их нарушать.

Так делали, например, импрессионисты. На них как раз сильно повлияла фотография, и они начали вставлять в свои картины как бы случайно попавшие «в кадр» элементы. Можно и горизонт завалить, но всегда будет видно, сделал это профессионал намеренно или любитель случайно.

— Значит, «заваливать горизонт» и правда нельзя? А что ещё нельзя?
— Это тема для целого мастер-класса на много часов. Но повторюсь: «заваливать горизонт» можно и нужно, если этого требует задумка автора. И это относится ко всем остальным правилам. Правила можно нарушать, если делать это обдуманно.

Что касается меня, я очень законопослушна, и в фотографии тоже. Я не обрезаю ручки, ножки, головы; я тщательно слежу, чтобы в кадр не попало ничего лишнего, отвлекающего; большое внимание уделяю краям.

Когда снимок получился сразу и мне не надо его кадрировать, становится скучно. Я даже иногда специально снимаю с запасом, чтобы было что отрезать.


— Большое количество фотографии и фотографов — это хорошо или плохо?
— Смотря для кого. Ну а если серьёзно, то хороших всё равно мало. Это только иллюзия, что если фотоаппарат стал более доступным, то любой, кто возьмёт его в руки, станет фотографом. Краски и карандаши доступны давно... А вообще чем больше, тем лучше. Когда большой выбор, это ведь хорошо?

— Критерии размываются. А так теперь будет всегда или мода на тотальное фиксирование всего и вся пройдёт?
— Тут надо понять, зачем люди это делают. Был в Париже? Нужны подтверждения, иначе никто не поверит, что был. Эдакое доказательство существования.

Думаю, прогресс шагнёт дальше, фотографию что-то заменит. Не знаю что, можно фантазировать. Уже появились цифровые рамки. Пока мы видим обрамлённые шевелящиеся изображения только в кино. Но очень многое, что придумали фантасты, было позже изобретено. Тем не менее всё равно останутся люди с кистями, красками, фотоаппаратами, как остались любители конных прогулок, например.

— И всё-таки есть ли какие-то объективные показатели, которые могут помочь отличить хороший снимок от неважного?
— Наверное, они у каждого свои. Например, я часто вижу фотографии, где схвачен интересный момент, но в то же время что-то не то, невозможно насладиться сполна.

И я замечаю, что, например, по краям кое-как обрезаны (не попали в кадр целиком) люди, руки, ноги, головы. Мне мешает такая небрежность. Или один человек (объект) перекрывает другого, но не полностью (ни туда ни сюда). Или из головы «растёт» дерево, труба, фонарный столб. Я такое отбраковываю у себя. Когда по цвету неинтересно, лучше было бы в чёрно-белом. Когда много лишнего и основное теряется или когда вообще неясно, ради чего затеяно. Ещё не понимаю, зачем снимать и без того красивое, — как правило, получается пошло.

А вообще я к себе и своим работам отношусь чрезмерно требовательно. Ну и к чужим поэтому тоже.


— А чёрно-белое ведь делает снимок более выразительным практически всегда?
— Думаю, да. Это за счёт контраста и противоположного воздействия белого и чёрного на человеческую психику.

К тому же не надо думать о сочетаниях цветов, всё сглаживается. Автоматически получается графика. А если добавить атмосферу, которую даёт плёнка, её зернистость, то это вообще беспроигрышный вариант. Я иногда халтурю, перевожу в чёрно-белое.

Правда, вижу уже при съёмке, что будет цветным, а что нет. Но я жадная, беру все грибы. Хотя, когда дело доходит до выставок, на стенах в основном оказывается цвет.

— Как сильно фотография, фиксирующая и документализирующая жизнь, отличается от художественной?
— Чем дальше, тем сильнее. Недавно привозили выставку с конкурсными работами World Press Photo, и меня потрясло то, что многие снимки были совсем некачественными, снятыми дрожащей рукой, видимо в трудных условиях, а другие и вовсе непонятны без подписей, третьи — даже с подписями.

В документальной фотографии главное — литературная сторона, новость, событие. В художественной — всё, о чём я уже так много говорила: композиция, ритм, цвет, свет, сочетания и контрасты и т.д.

Но вот когда в снимке есть и документальность, и всё, что характерно для художественного снимка, — это высший пилотаж. Правда, в последнее время в новостных изданиях появилась тенденция отказа от репортёров. Им предпочитают очевидцев — любителей или просто прохожих с мобильниками, которые фиксируют тот самый момент, неважно, в каком качестве.


— Для меня важной и сложной является проблема творчества Бориса Михайлова. Вы мне можете объяснить, в чём его гениальность?
— Фотография, как и любое произведение современного искусства, не должна оставлять никого равнодушным. Если такое происходит, то, значит, она не состоялась. Самый простой способ — шокировать. Собственно, этим занимался Сальвадор Дали и многие потом.

Но не надо забывать, что шёпот тоже раздражает, заставляет прислушиваться, приглядываться. Это я уже о себе, о ком же ещё?

— Что вы имеете в виду?
— Можно кричать, эпатировать публику, как это делал, например, Кулик. Эти действия вызывают сильные эмоции. Неважно какие. Раздражитель запоминается.

А можно тихо делать своё дело. Просто потому, что иначе не представляешь своё существование. А потом удивительным образом вдруг осознаёшь, что тебя, твои работы знают и узнают.

Был такой спектакль в театре Васильева, когда на сцене один актёр очень тихо читал монолог, а зрители ужасно напрягались, чтобы услышать, сидели не шелохнувшись, подавшись вперёд.

Конечно, робость очень плохое качество для фотографа. Но если сравнивать то, что делаю я, и, например, того же Бориса Михайлова, то он обличитель, борец. Я тоже не принимаю мир таким, какой он есть, но выбираю из него те куски, которые мне нравятся, и леплю из них свой собственный.


— Формирование собственного мира — достойнейшая из задач. Какие ещё вы ставите перед собой задачи?
— Задачи возникают сами по мере развития. Сейчас у меня накопилось довольно большое количество готовых серий, некоторые из которых очень хочется показать.

Все выставки, которые у меня были, состояли из работ, снятых в разное время, в разных местах, иначе говоря, избранных. Моя любимая «Бессознательная живопись», например, уже насчитывает больше 50 фотографий, и мне кажется, она созрела для отдельной экспозиции.

Есть несколько мест на земле, куда нестерпимо хочется попасть, поснимать. Хочется свой альбом. Уже однажды всё было готово, но случился кризис.

— Вивиан, а почему нужно снимать (или выставляться) сериями?
— Не знаю. Говорят, одну хорошую фотографию может случайно сделать кто угодно. А вот придумать историю, где каждый кадр будет иметь вес, вроде как не всякий осилит.

— Может быть, важен более явно выраженный контекст и литературность (или музыкальность) подхода с развитием лейтмотивов?
— Мне вообще кажется неправильным модная сейчас тенденция в современном искусстве, когда изображение не работает без объяснительной записки с концепцией.


Бум фотографии продолжается. Выставка «Цвет и свет»: Вивиан дель Рио — известный фотограф и график, сотрудничающая с рядом ведущих столичных изданий от «Огонька» до Playboy. Василий Попов только набирает обороты, но уже нашёл свой стиль. Ему нравится ловить народ на границе света и тени.

Представьте, что вы зашли на такую выставку в Токио. Всё, она вам недоступна без посторонней помощи. «Ах, вон оно что!» — вы уже не произнесёте.

А ещё я думаю, что нас изначально неправильно учат воспринимать произведения искусства. Помните, в учебниках русского языка были плохие репродукции, по которым заставляли писать сочинения? Так вот, для большинства людей «что я вижу на картинке» важнее, чем «что я чувствую».

И самое печальное, что вот эта самая актуальность уже через год перестанет быть таковой, будет другая. Многие пытаются угнаться за модой, за тенденциями, но эту гонку трудно выдержать и морально, и физически.

Я для себя поняла, что буду делать то, что мне хочется и как мне хочется. Я честна сама с собой и получаю удовольствие от процесса. А нужны мои работы ещё кому-то или нет, покажет время.


— В чём соль вашей «Бессознательной живописи»?
— Люди пишут на стенах, а коммунальные службы закрашивают надписи. Как правило, спешат к какому-нибудь празднику, мероприятию.

Я не раз видела, как это происходит. Краску не подбирают — какая есть, такая есть, а хулиганы опять пишут, по свежевыкрашенному. И снова приходится замазывать, но только краска уже другая. Получается эдакая борьба, в процессе которой и возникают разноцветные композиции.

Моя роль — выбрать самое интересное, скомпоновать. Я назвала это бессознательной живописью, потому что те, кто её создают, об искусстве и не задумываются, главное для них — очень быстро выполнить задание, неважно, что цвет не подходит или краска потекла. Моя же серия — показатель того, что искусство существует помимо людской воли, его надо только увидеть самому и показать другим.

— Мне кажется, это и есть самая главная задача: видеть красоту вокруг, вроде как чем больше её видишь, тем больше вокруг её становится.
— Совершенно верно. Чем больше снимаешь, тем больше смотришь, а чем больше смотришь, тем больше видишь. Однажды мне надо было сделать очень много портретов в один день. И я с удивлением обнаружила, что каждый человек оказался необыкновенно красив, и всё потому, что я к каждому присмотрелась со вниманием.

Беседовал Дмитрий Бавильский, вводка - Константин Рылёв




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru






 

Новости

Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.