Правительство Италии выделяет 1,3 млрд евро на строительство автомобильного моста между островом Сицилия и материковой частью страны. Общая стоимость проекта — 6,1 млрд евро, которые должны предоставить частные инвесторы. Критики опасаются, что значительная часть этих средств окажется в карманах мафиозных кланов, которые, по сути, контролируют общественные работы и распределение бюджетных средств на юге Италии.
Оппозиция считает, что строительство моста не должно быть приоритетом в кризис. Но министр инфраструктуры и транспорта Альтеро Маттеоли заявил, что строительство моста над Мессинским проливом должно начаться в декабре этого года: «Мне надоело слышать в миллионный раз, что на юге существует организованная преступность. Я очень верю в государство, наше государство сильно и сможет противостоять мафии… Потому что с момента начала работ до 2016 года на строительстве моста будет занято 40 тыс. человек».
Мессинский мост включён в правительственную программу создания рабочих мест и стимулирования экономики, общая стоимость которой 17,8 млрд евро. Она была обнародована в марте после одобрения Кабинетом министров и различными государственными ведомствами и будет финансироваться как из государственных, так и из частных средств. Кроме Мессинского моста в программу входит развитие железнодорожных сетей, автомобильных шоссе, строительство и ремонт школ, тюрем, а также возведение дамбы для защиты от наводнений в Венеции.
История строительства моста между Сицилией и материком, конечно, не такая давняя, как легенда о девушках Сцилле и Харибде, своим пением завлекавших морехода Ясона с разных берегов Мессинского пролива. Попыткам улучшить транспортную инфраструктуру Сицилии как минимум лет сорок. Проект гигантского моста впервые появился в 1968 году, но на протяжении сорока с лишним лет не реализовывался из-за частой смены правительств, сопротивления мафиозных структур, вероятного долгостроя — на строительство требуется от 7 до 9 лет, возражений экологов и многого другого.
Сицилийские коллеги-журналисты объясняли мне проще: местные и федеральные чиновники не могли «правильно» распилить бюджет. Как бы там ни было, Калабрию с Сицилией до сих пор связывает лишь паромная переправа, которую поневоле используют не только отдельные пешие граждане, но также автомобили и даже скоростные поезда.
Проект предполагал строительство самого длинного в мире висячего моста над Мессинским проливом, моста без поддерживающих опор. Длина его центрального пролёта должна была составить около 3,3 км. Нынешний рекорд принадлежит мосту Akashi-Kaikyo в Японии, длина центрального пролёта которого составляет 1,9 км. Ширина сооружения превысит 60 метров. Шестиполосный мост будет покоиться на двух опорах, высота каждой из которых будет сопоставима с высотой Empire State Building в Нью-Йорке. Ежедневная пропускная способность моста составит 200 поездов.
Завершение строительства моста и подводящих к нему современных автострад на Сицилии было намечено на 2012—2013 годы в предыдущее правление Сильвио Берлускони, когда предполагалось, что работы начнутся в 2006 году. Тогда же и было подсчитано, что нынешняя система переправки автомашин и железнодорожных составов морскими паромами к этому времени уже не будет справляться с потоком транспорта. Теперь придётся ждать до 2016 года, и то если опять не произойдёт какой-нибудь политической неожиданности.
Проект уникального моста на протяжении длительного времени оставался невостребованным. Воплощать его итальянские власти собрались только в начале 2000-х годов. Сильвио Берлускони во время своего прежнего пребывания у власти с 2001 по 2006 год всячески благоволил этому плану. При этом вокруг проекта разразилась большая политическая и экономическая полемика, из-за которой работу над ним то приостанавливали, то опять возобновляли.
По мнению экологов, мост может принести большой вред окружающей среде, ведь по нему ежедневно будет проходить нескончаемый поток автомобилей и железнодорожного транспорта. Ещё одна причина критики заключается в том, что Мессинский пролив представляет собой оживлённый морской маршрут. Возведение такого масштабного сооружения может создать проблемы с безопасностью как для кораблей, так и для автомобилей и поездов, которые пустят по мосту. Кроме того, в этом районе очень сильные ветра и есть ряд инженерных соображений, которые могут сделать проект существенно дороже. А уж насколько дороже может сделать его всё та же сицилийская мафия…
В 2004 году даже Европарламент отказался участвовать в финансировании проекта, приняв решение не включать мост в список общеевропейских проектов после того, как зелёные, социалисты и коммунисты потребовали провести дополнительный экономический и экологический анализ идеи века. Правда, это не поколебало твёрдого намерения премьера Берлускони, заявившего, что решение Европейского парламента не изменит решимости итальянского правительства построить мост.
Но в 2006 году прагматичное левоцентристское правительство Романо Проди всё-таки отказалось от амбициозной идеи. Тогдашний министр транспорта Алессандро Бьянки назвал мост «самым бесполезным и вредным проектом за последние сто лет», хотя в Риме даже состоялась демонстрация, на которой 5 тыс. жителей Сицилии и Калабрии требовали построить мост между берегами Мессинского пролива.
Однако когда премьер Берлускони в прошлом году вернулся к власти, стройку века решили всё-таки начать. В общей сложности на развитие транспортной сети Италии премьер-министр пообещал выделить более 4 млрд евро. И строительство хорошо забытого старого, но опять же нового моста мгновенно стало первоочередной задачей. Воплощать её, по информации агентства Reuters, будет крупнейший застройщик Италии — компания Impreglio, возглавляющая консорциум по строительству уникального сооружения.
Из «любимого проекта Берлускони» наибольшую выгоду извлечёт северо-восток Сицилии, он обеспечит по-настоящему непрерывную связь острова с материком. Ведь сейчас до Рима «только самолётом можно долететь». Ну и разумеется, практически сразу после принятия решения о начале работ компания Overseas Property Professional (OPP) обнародовала данные о новом строительстве жилья и о спросе на рынке недвижимости на Сицилии. Эксперт Jeremy Smith из Sicilypropertyco.com заявил, что мост через Мессинский пролив будет крайне выгоден инвесторам в рынок недвижимости Сицилии.
Существует логика в утверждениях оппозиции, считающей безумием направлять почти полтора миллиарда евро средств налогоплательщиков на финансирование стройки века на Сицилию, в край мафиозных кланов и обрезанных ружей, «лупар». Но существует и объективная потребность жителей материковой Италии и Сицилии в соединяющей оба берега транспортной артерии. Премьеру Берлускони 18 января 2010 года предстоит предстать перед судом. И кто знает, не придётся ли оппозиции взять на себя ответственность за строительство злополучного моста через Мессинский пролив? Путешествие по мосту занимало бы всего 10 минут. Сейчас путешественников из Сциллы в Харибду за 40 минут доставляет паром под названием «Харон турист».
Читать @chaskor |