Подписаться на обновления
23 мартаЧетверг

usd цб 57.6360

eur цб 62.2699

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Дмитрий Бавильский   пятница, 23 мая 2014 года, 16.00

Вишнёвый Ад
«Карамазовы», которых поставил Константин Богомолов в МХТ, набирают силу от спектакля к спектаклю


Сцена из спектакля "Карамазовы". Фото: Екатерина Цветкова //mxat.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Хотя на билетных сайтах «Карамазовы» подаются все ещё как премьера, десять первых представлений уже показаны. Тем не менее, к спектаклю этому ещё не привыкли. Не оценили, как он того заслуживает. Новая постановка К. Богомолова в «Театре Наций» подхлестнула интерес к «Карамазовым», которых стоит разобрать подробно.

«Карамазовы» в МХТ и «Гаргантюа и Пантагрюэль» в «Театре Наций» поставлены Константином Богомоловым по большим, важным для истории мировой культуры, романам. Сближает их и общность сценических приёмов.

Вот и «Карамазовы» в пересказе выглядят глупо, но на сцене оказывается, что вся эта мешанина из стилей и приёмов, разбавленная вставными номерами (с попсовыми песенками, и не очень попсовыми, из Моцарта, например) работает безукоризненно.

Богомолов (а спектакль идёт с подзаголовком «фантазии режиссёра К. Богомолова на тему романа Ф. Достоевского») сохранил почти все линии этой многоголовой книги, хотя главные события её случаются почти всегда за сценой, впроброс, на уровне титров.

Богомолов может себе позволить чередовать заведомый театральный хит с чистым антропологическим исследованием, по ошибке называемым спектаклем. Собственно, это подогревает интерес к самому странному, в хорошем смысле, нашему режиссёру. Исследовательскую форму его спектаклей можно назвать «ставангером», по имени исследования жизни пластмассовых жителей среднеевропейской квартиры, поставленной в латвийском театре, а хитовую – «идеальным мужем», по имени самого кассового спектакля МХТ.

Зато некоторые моменты переписаны (Митю, вместо каторги, убивают, Алёша {мама его жива, просто в дурке лечится} и Лиза кончают с собой, зато Смердякову даётся длинная жизнь – возможно, для того, чтобы расправившись с братьями, он мог полностью насладиться свалившимся на него наследством) или дополнены.

Старца Зосиму и Смердякова, что тщательно подчёркивается, играет один актёр (Виктор Вержбицкий), из-за чего спектакль почти с самого начала склоняется в сторону разговора «о природе зла».

Делая «главным братом» отнюдь не Алёшу, которого демонстративно сдержанно, играет Роза Хайруллина, почти без каких бы то ни было интонаций подающая реплики партнёрам, и не Дмитрия, очевидную жертву обстоятельств и Филиппа Янковского, но Ивана с его предельным рационализмом, приводящим к безоговорочной слабости и разговорам с чёртом.

Зло торжествует, поэтому Смердяков переживёт всех. Достоевский его умертвил, а Богомолов, отменив самоубийство Смердякова, рассчитал за отцеубийцу, что Митю убьют, блаженному Алёше деньги не нужны (а буде нужны, облапошить его не составит труда), поэтому всю мощь своего сатанинского интеллекта следует обвалить на Ивана, дабы свести его с ума - чтобы он тоже не мешал. Не мельтешил под ногами и не мешал наслаждаться вполне заслуженной победой, олицетворяемой танцами двойника Марлен Дитрих.

Я , кстати, всё время ждал, что Вержбицкий сыграет и чёрта, укрупнив, таким образом, тему церковного лицемерия и изощрённости зла, но Богомолов решил иначе, назначив Чёртом воскресшего Отца.

Каждая постановка Константина Богомолова вызывает бешеную полемику, как в СМИ, так и в социальных сетях. Режиссера обвиняют в искажении истории, в оскорблении самых святых ценностей и просто в том, что он ставит нечто непонятное.
Так что же стоит за спектаклями Богомолова? Провокация или авторский взгляд?

В зале тут же запахло не серой, но психоанализом, проблемой «отцов и детей» и социальным экстремизмом (в финале Зло поёт «Я люблю тебя жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала…»), поэтому, подобно тому, как Константин отредактировал книгу, я решил отредактировать его спектакль.

В моих «Карамазовых» Чёрт, Зосима и Смердяков – одно и то же действующее лицо.

В этом спектакле нет ни «Легенды о Великом Инквизиторе», ни Коли Красоткина и прочих русских мальчиков, Алёша оказывается связующим звеном для разных персонажей, а не «местом встречи» только для того, чтобы казалось, что этот спектакль целиком и полностью «лежит во зле».

Ведь всё «хорошее» или хоть сколько-нибудь «оптимистичное» в нём усечено или выведено за скобки, Скотопригоньевск (в котором, как сообщает титр, никогда не бывает солнца) превращён то ли в похоронную контору, то ли в Ад, без какого бы то ни было Рая или даже намёка на Чистилища.

Обычно, при инсценировке Достоевского из «Братьев Карамазовых» выдёргивается та или иная сюжетная линия («Мальчики» Виктора Розова или Сергея Женовача, «Нелепая поэмка» Камы Гинкаса), а, при попытке замахнуться на сохранение романной структуры, действие группируется вокруг Алёши.

Так же, кстати, пытался поступить Немирович-Данченко, вместе со Станиславским активно инсценировавший Достоевского (не только «Братьев Карамазовых», но и «Бесов», а так же «Село Степанчиково») в начале ХХ века.

Именно «Карамазовы» помогли Немировичу понять и сформулировать принципы инсценировки больших массивов прозы, перенося которые на сцену, важно отказываться от линейности содержания (что стало очевидным только после «импрессионизма» и «подтекстов» чеховских пьес).

Данченко считал, что «разумеется, в общем сцена не может дать тонких впечатлений как чтение. А в частности может усилить их. Надо прежде всего отказаться от мысли сохранить фабулу романа, самый сюжет и предположить, что это все известно. И остается дать образы в самых ярких сценах, точно бы проиллюстрировав роман» .

Кажется, Богомолову было важно отказаться от иллюстративности, для чего он и затеял «фантазирование», развивающее дух, а не букву оригинала: на самом деле, его «Карамазовы» - универсальная структура, щедро рассыпающая во все возможные стороны манипуляции и многочисленные ассоциации для того, чтобы подцепить крючком любого.

Кто-то увидит в этом постмодернистском коллаже критику современных российских нравов (старец Зосима протух, потому что «здесь Русью пахнет»). Кто-то пародию на медиообщество: похороны Зосимы обставлены как телерепортаж с прямыми включениями, а история семейства Карамазовых, постоянно снимаемая видеокамерами и выводимая на большие экраны, аранжирована и вовсе как «Дом-2».

Кому-то захочется патентованной "достоевщинки" и психоложества, а кому-то, возможно, покажется существенной актуализация классики и умение театра говорить современным языком, для чего в спектакль впихивается масса аллюзий и реминисценций (вплоть до прямых заимствований, оммажей и пастишей), к чему-то постоянно отсылающих и на что-то, от Ленкома до «старой Таганки» намекающих.

Все со своими версиями будут правы, так как современного спектакля, как «хорошего человека» должно быть много.

Не мытьём, так катаньем, не классикой, так китчем, не детективом, так драмой абсурда, Богомолов рубится с великим романом и, на самом-то деле, максимальное удовольствие получаешь именно от этого процесса.

То есть, наблюдаешь, как режиссёр «фантазировал»: резал и компоновал, строгал и клеил. Поначалу (в первом акте) пугаешься огромных массивов текста, которые произносятся нарочито ровными голосами.

Затем видишь, как песенки, которыми прокладывают действие, как бы иллюстрируют характеры и события, но, на самом деле, отвлекают от него, создавая дополнительное измерение, до поры, до времени, непонятно для чего работающее.

Ведь все ссылки тут, как и положено в образцовом пм-опусе, битые.

Все эти вставные номера и дивертисменты растягивают сцены, которые и без того кажутся проходными и второстепенными (тогда как главные, как я уже написал, вымарываются, сжимаясь до одного титра), точно спектакль не может и не хочет собраться в «пучок смыслов».

Отвлекается на выезжающие из стен экраны, громыхание музыки и иронические титры, явно придуманные не Фёдором Михайловичем Достоевским.

Во-первых, акценты всё время смещаются, пока не сползают окончательно в головной макабр, во-вторых, все же громыхает, искрит и веселится, покрикивая от отчаянья постоянной сменой ритмов и картинок – как и положено в современном видеоклипе, ни на секунду не оставляющего зрителя наедине со своими мыслями.

Постоянно что-то происходит, сверкает, мигает, шумит, кипит и пенится. Ну, или, на худой конец, меняет ракурс видеосъёмки, чтобы театр не отставал от телевидения, но заменял его.

С одной стороны, «Карамазовы» фонтанируют изобретательными вышивками поверх текста, как это принято у Марка Захарова и разыгрыванием «левых» мизансцен, уводящих действие куда-то вбок, а, с другой, по мере продвижения вглубь хронотопа, понимаешь, что структура неимоверно жестка и нужна для чёткой реализации авторского замысла.

Замысел здесь мало связан с содержанием, но, больше с формой, так как, на мой взгляд, Богомолов ставит спектакль про особенности национальной охоты расфокусированного современного мышления.

Того, как мы с вами, посетители МХТ, воспринимаем и оцениваем мiр и о том, какая у нас с вами в голове каша, набитая битыми, никуда не отсылающими ссылками, тем не менее, задающими такое клиповое пространство и создающими такое перенасыщенное информацией поле, что для того, чтобы в нём начал работать классический текст, постановочная часть должна вывернуться наизнанку.

Богомолов ставит Достоевского так, как если бы ставил Сорокина – с его дискурсивными вирусами, изнутри подрывающими текстуальную целостность (однородность).

Кажется, Константин решил поиграть в то, как выглядят «Карамазовы» через современные оптические приборы. Как если, вот, читает нынешний школьник толстую книжку и переводит в своём внутреннем измерении, всё, что происходит с Достоевского языка на нынешний.

Именно поэтому, для того, чтобы тебя услышали, нужно всё время форсировать голос и лупсовать по башке приёмами. "Тарантиной" и "Фасбиндером", «Звёздными войнами» и песенными однодневками.

Потому что, несмотря, на всю мультимедийность, экраны, видео и вкрапления вороха цитат, это (выше я ведь не зря про Немировича-Данченко вспомнил) очень традиционный, по посланию, спектакль. Гуманный и предельно гуманистический, озабоченный поисками Бога и страхом смерти; спектакль, в котором, как с кафедры, проповедуются вечные истины.

Чем парадоксальнее решение, тем проще смысл высказывания. В современном театре нужно максимально дистанцироваться от пафоса, перевернуть всё с ног на голову для того, чтобы донести до человека в зрительном зале прямые и очевидные истины.

Так грубый гиньоль оборачивается тонкой, многослойной интеллектуальной конструкцией. Рефлексией над рефренами.

Театром о театре, ибо «Карамазовы» Константина Богомолова – трактат о театральном кенозисе, который, помимо прочего (а в богословии много вокруг этого всего понаверчено) объясняет, что Бог является человеку в том виде, в каком человек способен его воспринять.

Театр чужой бедой живёт, ему ведь, как нашим политикам, чем хуже – тем лучше. Спокойные времена выхолащивают из театра содержание, превращая его в благостное и необязательное буржуазное времяпрепровождение.

Однако, стоит «историческому маятнику» качнуться влево или вправо, как глаза у театрального люда начинают загораться нездешним светом служения идеалам и высшим истинам. Любое сопротивление накачивает делателей театральной реальности особым энергетическим смыслом, из-за чего всё, что нам показывают расцветает дополнительными красками уже где-то внутри нас.

Вот и сегодня зал внимал известным максимам про «слезу младенца», «луковку» Грушеньки (чья инфернальность была идеально травестирована Александрой Ребёнок) и «я поля влюблённым постелю» (Высоцкого, в самом начале спектакля, слушает худотелый Дмитрий Карамазов) как нечто новое и совершенно свежее.

Наше дикое время помогает этому спектаклю, впрочем, как и всему театральному сообществу. Впрочем, как и всем нам. Лиза-деревяшка (Наталья Кудряшова) не зря говорит в спектакле (там, впрочем, почти каждая вторая фраза просится в эпиграф или в объяснение происходящего), что очень любит болеть, так как именно тогда и только тогда она забывает про собственное инвалидство.

Странное дело, но, кажется, действительно, именно болезнь (как социальная, так и личная) делает, способна сделать, существование наполненным.

Наполненным хотя бы сопротивлением. Хотя бы желанием выжить. Выдюжить. Выждать наступление «нормальных времён».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



О роли двуличности в истории

Взлеты и падения «Тартюфа» Филиппа Григорьяна

Филипп Григорьян не принадлежит к числу простых и лаконичных режиссеров. После оглушающей какофонии «Женитьбы» и фееричного «Заводного апельсина» от него ждешь чего угодно. И попытка прочитать комедию Мольера как историю царской семьи вызывает разве что легкое удивление.

03.03.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Заигрывая с пошлостью

О постановке Тимофея Кулябина«Иванов»

Ряды телекамер, мелькание узнаваемых лиц, приятное оживление и восторженное ожидание. В гардеробе не хватает вешалок; зрительный зал трещит по швам... «Иванов» в Театре Наций, пожалуй, самая громкая и обсуждаемая премьера сезона. И не только благодаря фантастическим ценам на билеты. В «Иванове» объединены главные компоненты блестящего спектакля. Классика драматургии. Яркие и уважаемые актеры: Евгений Миронов (Иванов), Чулпан Хаматова (Анна Петровна), Елизавета Боярская (Саша), Игорь Гордин (Лебедев), Виктор Вержбицкий (Шабельский). Режиссер, известный театральной публике по постановкам Шекспира и Еврипида, опере Доницетти и экспериментальным «Трем сестрам», а более широкой аудитории – по скандалу вокруг «Тангейзера».

19.02.2017 19:00, Татьяна Ратькина


Бездыханная жизнь

Депрессия, забота о климате и родительская любовь

Театр Наций старательно поддерживает репутацию одной из самых современных площадок Москвы. В ход идут не только постановки мэтров мировой режиссуры на основной сцене, но и камерные премьеры сцены малой. Например, «Дыхание» Марата Гацалова.

27.12.2016 19:00, Татьяна Ратькина


Эклектичная трагедия

Спектакль «Царь Эдип» в Театре имени Вахтангова

Миф об Эдипе принадлежит к тем немногим явлениям культуры, в которых веками видят символ человеческого бытия. Античная трагедия рока. Романтический идеал свободной личности, противостоящей воле богов. Набивший оскомину эдипов комплекс… Впрочем, обращаясь к драме Софокла, Римас Туминас предсказуемо не собирался иллюстрировать общепризнанные теории. Премьера Театра имени Вахтангова, по его словам, посвящена «утраченному величию». Ушедшему поколению, способному чувствовать вину и брать на себя ответственность. «Древним титанам», живущим под пристальным взглядом небес.

01.12.2016 20:27, Татьяна Ратькина


Голос без хора

Спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» в Гоголь-центре

Биографами и библиографами, историками и литературоведами, писателями и читателями об Осипе Мандельштаме сказано столько, что любое новое сочетание слов кажется заведомо и безнадежно обреченным на вторичность. Может, поэтому в спектакле Гоголь-центра «Мандельштам. Век-волкодав» не нашлось места для описаний, объяснений или определений. Только музыка, перетекающая то в поэзию, то в раздражающий шум. Кружево пластических образов. И тишина.

14.11.2016 19:00, Татьяна Ратькина


«Дубровский» на Ok

Постановка «Черного русского» Максима Диденко

«Как и положено триллеру, «Черный русский» щекочет нервы. Слоган постановки гласит: «Вы приглашены в дом, где сходят с ума». И особняк Троекурова в Малом Гнездиковском переулке полтора часа силится соответствовать этому зловещему определению. Полумрак, тихое траурное пение, привратники с плетками, девушки-сомнамбулы с черными губами и остановившимся взглядом, пятна крови на стенах и потолке, мнимые опасности, которые влечет за собой нарушение правил: молчать, носить полученные при входе маски, не прикасаться к актерам и т.п. Ничего шокирующего и страшного здесь, разумеется, не произойдет. Но легкое возбуждение почтенной публике обеспечено».

17.10.2016 16:00, Татьяна Ратькина


Мой любимый кролик Эдвард

Начало театрального сезона в РАМТе

У каждого в детстве была любимая игрушка: с ней играли днем, спали ночью, болели и выздоравливали, не расставались ни на минуту. Именно о любимой игрушке спектакль «Кролик Эдвард» – одна из самых ярких премьер прошедшего сезона в РАМТе и во всей театральной Москве. Приключения игрушечного кролика – лишь внешний сюжет, внутри которого – тайны и открытия, завораживающие детей и их родителей.

17.09.2016 16:43, Лилия ЯЩЕНКО


Максим Аверин: «Все начинается с любви»

Анонсы обещали, что «Все начинается с любви» - это моноспектакль Максима Аверина. Но оказалось, это даже не спектакль, а сугубо личное обращение Максима к зрителям. Он и сам его так называет: «спектакль-откровение». В нем собраны важные для него песни, стихи, монологи, а в одном из них есть цитата: «Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков – писать надо начисто, набело. Прошлое… ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь – она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня». С этого отрывка мы и начинаем наш разговор.

16.06.2016 19:00, Данара Курманова


«АлиSа»: принимаешь правила игры?

Когда я училась в театральном институте, мы мечтали сделать спектакль без слов. Не балет, не пантомиму, а драматический спектакль без единого слова! Правда, чтобы создать молчаливый, но захватывающий спектакль, у нас, студентов, тогда не хватило ни ума, ни фантазии, ни образованности... Нашу юношескую мечту осуществила команда Красноярского ТЮЗа. Кстати, драматические спектакли без слов по произведениям, которые каждый образованный человек знает почти наизусть – «Три сестры», «Гамлет», «Алиса в Стране чудес» – стали одним из трендов современного театра.

22.04.2016 18:13, Лилия Ященко


Прошла пора чудес, прошла пора фантазий

"Фантазии Фарятьева" А.Соколовой в Новом Рижском театре, режисер — Гатис Смитс

Несмотря на внешние обстоятельства русскоязычная проза и драматургия не сходят со сцен театров столицы Латвийской республики. Для рижской афиши, где национальным классикам и современным латышским драматургам тоже порой становится тесновато от обильного присутствия Гоголя, Достоевского, Чехова и даже Ильфа с Питровым, появление в репертуаре самого популярного на родине и известного в мире театра Латвии, Нового Рижского, пьесы позднесоветского периода - событие, которое может показаться неожиданным.

12.02.2016 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Скончался американский музыкант Чак Берри
Рок-музыкант‚ певец и гитарист Чак Берри cкончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Би-би-си.
Возрождая традиции
В Большом зале консерватории вновь зазвучит орган.
СМИ: Студия Warner Brothers собралась перезапустить «Матрицу»
Студия Warner Bros. решила перезапустить культовый фильм «Матрица». Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter со ссылкой на анонимные источники. Сёстры Вачовски, написавшие сценарий и снявшие все три части киноэпопеи, в проект не вовлечены.
Названа причина смерти Джейн Остин
Сотрудники Британской библиотеки пришли к выводу, что английская писательница ослепла к концу жизни, вероятно, в результате отравления мышьяком, передает BBC.
Обнаружена первая биография Караваджо, написанная в 1614 году
Итальянский исследователь Риккардо Гандольфи обнаружил первую «биографию» художника Караваджо, написанную в 1614 году, через четыре года после его смерти. 300-страничная рукопись Гаспаре Челио, художника и ровесника Караваджо, содержит рассказы о жизни 220 художников, работавших в Риме в конце XVI — начале XVII веков. Три страницы из них посвящены Караваджо. По словам Гандольфи, в этом жизнеописании есть подтверждения, что Караваджо совершил убийство двух человек — в 1592 и 1606 годах.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.