Подписаться на обновления
29 августаПонедельник

usd цб 64.7380

eur цб 73.0892

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  пятница, 9 апреля 2010 года, 09.51

Виктория Коршунова: «Наш ансамбль функционирует как демократический форум»
Директор Московского ансамбля современной музыки о его прошлом, настоящем и будущем


Виктория Коршунова и участники Московского Ансамбля Современной Музыки // mcme.theremin.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Директор Московского ансамбля современной музыки вспоминает славное прошлое и оптимистично настроена на будущее, несмотря на отсутствие постоянного финансирования.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) был создан в 1990 году по образу и подобию парижского Ensemble Intercontemporain, мирового лидера в исполнении новой музыки.

Серей Невский — надежда русского музыкального авангарда, самый что ни на есть передовой край современной композиторской мысли. Широкие массы слышали его работы в спектаклях Кирилла Серебренникова, а также в его же фильме «Юрьев день». Однако музыки Сергей Невский написал много больше, чем мы знаем; музыки более разнообразной, интересной и изощрённой.

Основателем МАСМ стал композитор Юрий Каспаров, руководивший коллективом до 2008 года, непосредственное участие в создании и работе ансамбля принимал и Эдисон Денисов.

Задачей коллектива стала популяризация музыки современных композиторов — зарубежных и отечественных; на счету МАСМ более шестисот мировых и российских премьер.

Одной из первых акций ансамбля стала запись серии CD с музыкой композиторов России и ближнего зарубежья: Виктор Екимовский, Петерис Васкс, Александр Раскатов, Владислав Шуть, Александр Вустин, Мераб Гагнидзе, Вячеслав Артемов и другие.

Для многих сочинений, выпущенных в этой серии, запись осталась единственной. В обширной дискографии МАСМ диски-портреты композиторов от Хиндемита, Прокофьева и Стравинского до Шнитке, Денисова и авторов следующего поколения.

МАСМ принимал участие в международных фестивалях в 23 странах мира. В разные годы в его составе работали солисты лучших оркестров и ансамблей Москвы.

МАСМ постоянный участник спектакля «Трехгрошовая опера» в МХТ имени Чехова (постановщик — Кирилл Серебренников).

Наряду со «Студией новой музыки» Московской консерватории, МАСМ играет первостепенную роль в деле исполнения и пропаганды современной музыки в России.

О том, как коллектив прожил первые 20 лет, о его жизни сегодня и о планах на ближайшие месяцы «Часкору» рассказала Виктория Коршунова, директор ансамбля.

— Позвольте поздравить вас с 20-летием ансамбля. Вы работали в нем с самого начала?
— Не совсем. Мне повезло — я училась в консерватории по инструментовке и чтению партитур у Эдисона Васильевича Денисова. Ценнее всего для его учеников были собрания у Денисова дома по субботам.

Он знакомил нас с записями сочинений зарубежных композиторов, рассказывал о последних событиях в мировой музыке. Всем, кто там бывал, повезло чрезвычайно; многие из них потом составили ядро АСМ (Ассоциации современной музыки).

Когда началась перестройка, возглавлявший Союз композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников пригласил Денисова быть секретарем в Союзе, а референтом Денисов позвал меня.

Жизнь Союза оживилась, в начале 1990 года была создана АСМ во главе с Денисовым. Вскоре возник МАСМ, и через год Юрий Каспаров пригласил меня стать директором ансамбля, где становилось все больше административной работы.

— В чем заключалось участие Денисова в создании ансамбля?
— Денисов помогал нам контактами, знакомил нас со своими европейскими коллегами — благодаря этому ансамбль попадал на зарубежные фестивали, за границей о нем знали и освещали его деятельность.

Подобные связи для организаторской работы необходимы, особенно когда начинаешь что-то новое. Он помогал нам также партитурами, и без его помощи не состоялось бы крупнейшее для нас событие тех лет — визит в Москву Яниса Ксенакиса в 1994 году. Денисов был с ним хорошо знаком и помог устроить его приезд.

— Как строилась работа ансамбля в первые годы, если начинать пришлось с нуля, да еще и в новой стране?
— Как ни странно, именно тогда она строилась замечательно. АСМ объединила композиторов, чьи имена были известны за рубежом, возможно, даже больше, чем у нас.

Однако их музыку там почти не знали, и создание ансамбля стало мощным информационным поводом для наших регулярных гастролей.

В первые три года мы бывали за границей очень часто. У нас быстро появилась международная известность, поскольку прежде за рубеж из исполнителей подобной музыки почти никто не приезжал. А если приезжали, то их репертуар существенно корректировался.

— Именно так — ансамблю солистов Большого театра под управлением Александра Лазарева в начале 1980-х запретили исполнять в Загребе «Солнце инков» Денисова.
— Когда МАСМ возник, это стало возможно; интерес привлекало то, что ансамбль из России исполнял музыку российских композиторов, которую прежде если и играли, то зарубежные музыканты.

Поэтому с 1990 по 1993 год вокруг ансамбля был настоящий бум. Люди были полны оптимизма, связывали с перестройкой колоссальные надежды, ждали через пять-семь лет наступления полного процветания, раз уж избавились от советских оков.

Это было хорошее время для того, чтобы находить спонсоров. Возникали кооперативы, совместные предприятия, которые охотно нам помогали. Три-четыре компании в течение определенного периода регулярно платили нам зарплату. Начиная с середины 90-х стало хуже.

— Были ли особенно безнадежные периоды в истории ансамбля?
— С 1995 по 2000 год: однажды у нас не было ни одного мероприятия в течение одиннадцати месяцев. Во многом это соотносилось и с процессами, проходившими в нашей стране. Но такого впечатления, что ансамбль не выживет, не было.

В новом тысячелетии появилось больше стабильности, хотя нерешенных проблем по-прежнему много; но стратегия нашего существования на ближайшее время все же есть.

Поэтому тот период оказался самым тяжелым, хотя в 1997 году, когда МАСМ позвали на «Варшавскую осень», Юрий Каспаров обратился к Михаилу Швыдкому, тогда заместителю министра культуры, и нашу поездку поддержали. Так что о полном коллапсе говорить нельзя, но спад нашей деятельности был существенный.

— Какие события для ансамбля стали самыми яркими, наряду с приездом Ксенакиса?
— Например, в 1993 году ансамбль участвовал в фестивале Présences of Radio France, где была исполнена (не только нашим коллективом) музыка 50 российских композиторов.

Из них 20 смогли туда приехать, притом Radio France сделало ряд композиторских заказов. Композиторы АСМ, чью музыку мы тогда играли, были в то время молодыми, многим из них было около 40 лет. И исполнять их было не менее важно, чем классиков новой музыки.

Из событий последних лет — наше участие в берлинском фестивале MaerzMusik в марте прошлого года, где впервые выступал российский коллектив.

Сейчас мы готовимся к не менее серьезным фестивалям: Klangspuren в Австрии и Transart в Италии, посвященным в этом году русской музыке.

Мы также активно участвуем в программах года Россия—Франция, нам предстоят пять концертов во Франции, из них два в Cité de la Musique.

Одна из программ посвящена четвертитоновой музыке 1910—1920-х годов, в первую очередь сочинениям Ивана Вышнеградского, яркого экспериментатора в этой области.

Мы также повторим проект «Колыбельная Москве», представленный в 2007 году на Биеннале современных исполнительских искусств: документальный фильм 1927 года «Москва» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина в сопровождении музыки, специально написанной Юрием Каспаровым, Кириллом Уманским, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым.

Плюс три совместные программы с французским ансамблем Aleph, где мы будем играть по очереди, а вместе исполним сочинения Денисова и Апергиса.

Важное место отведено музыке молодых композиторов России и Франции, исполнители также проведут мастер-классы. Осенью эти программы повторятся и в России — в Москве, Перми и Санкт-Петербурге.

— Планируются ли до тех пор концерты ансамбля в Москве?
— Сейчас мы чаще играем в регионах и за рубежом, в российских городах у нас концертов гораздо больше, чем в Москве, где ансамбль выступает раз в два-три месяца.

При этом каждый год мы объезжаем около тридцати российских городов, по три-четыре города ежемесячно. Уже несколько лет при поддержке Министерства культуры проводим всероссийский абонемент «Современная музыка».

Наши медиа отражают в основном московские события, тогда как региональные местной прессой освещаются тоже — и телевидение, и радио, и газеты уделяют нам внимание.

Но всё это не доходит до Москвы — к вопросу о разобщенности нашей деятельности, которая, возможно, никогда не будет преодолена по причине огромных расстояний и относительной самодостаточности каждого города: в Екатеринбурге или Перми больше интересуются местными событиями, чем московскими.

И хотя у нас уже давно нет ни одного спокойного месяца, из Москвы иногда кажется, что мы работаем мало — только потому, что у нас здесь мало концертов.

Впрочем, когда ансамбль проводил абонемент «Автора!» в Московской филармонии, за один только первый год этому было посвящено более 30 публикаций.

— До сентября 2008 года вы также регулярно выступали в Доме музыки.
— Да, но это не был абонемент, хотя иногда мы давали там два-три концерта в сезон. Могли бы делать это и сейчас, тем более что наш концерт 10 марта с музыкой Ксенакиса и Апергиса прошел очень успешно.

Но Камерный зал Дома музыки вмещает 550 человек, а Рахманиновский зал консерватории — 250, и того, что для РЗК — аншлаг, для ММДМ недостаточно.

Кроме того, РЗК — профессиональная площадка, куда ходят музыканты, а ММДМ — более демократичная. На последнем концерте было около 400 слушателей, все они покупали билеты, и это неплохой показатель.

Но чтобы привлечь широкую публику, нужны и необычные, знаковые проекты. Их было бы больше, если бы у ансамбля была зарплата. Поскольку ее нет, для любого проекта надо искать финансирование, особенно для крупного, с участием дирижера.

Мы с Домом музыки разрабатывали абонемент: многолетняя серия концертов новой музыки, по три-четыре в год, причем каждый с известным приглашенным дирижером.

Предварительное согласие дали и Владимир Юровский, и Юрьен Хемпел (Нидерланды), и Роланд Клуттинг (Германия).

Для широкой публики это были бы привлекательные программы, которые охватывали бы самое интересное в музыке последних ста лет, от Прокофьева и Хиндемита до Губайдулиной и Корндорфа.

Для каждой программы предполагалось заказывать одно сочинение российскому молодому композитору. Мы все еще надеемся осуществить эту идею, но пока она отложена из-за отсутствия финансирования.

— Многие ваши проекты поддерживались зарубежными культурными институтами. Эта поддержка для ансамбля по-прежнему существенна?
— Конечно, мы зависим от зарубежных институтов, и наш интерес взаимовыгодный. Ведь мы продвигаем музыку европейских стран в России, для взаимной интеграции это очень важно.

Дмитрий Курляндский — один из столпов нового поколения музыкального авангарда, надежда музыки, которую принято называть серьёзной или академической. В России музыку Курляндского исполняют редко.

Мы также один из немногих коллективов, который привозит музыку европейских стран в регионы. В этом году нас поддержал фонд Эрнста фон Сименса, как и в прошлом: тогда мы делали проект «Россия—Европа: окно в современную музыку», в рамках которого в четырех российских регионах представляли музыку той или иной страны с приглашением композиторов.

Приезжали авторы из Италии, Германии, Финляндии и Нидерландов.

В 2010 году мы продолжаем этот проект, с усилением образовательной составляющей: будет много мастер-классов. Ведь продвижение современной музыки — это не только исполнение, но и объяснение.

Еще долго будут давать о себе знать последствия железного занавеса — новое поколение, родившееся уже в его отсутствие, во многом живет так, будто он есть по-прежнему. И до сих пор не все готовы к тому, чтобы его открыть. Это видно на примере того, что играют наши оркестры.

Сегодня зарубежные и российские институты поддерживают нас примерно поровну. Нам помогает Министерство культуры с проведением всероссийского абонемента и с международными гастролями; так, в Австрию мы едем большим составом из 20 исполнителей.

Но только на деньги Министерства существовать нельзя, и бюджет складывается также из участия российских партнеров, тем более что наша региональная деятельность с 2000 года всё более активна.

— Каков сейчас состав ансамбля, он ведь всегда был достаточно мобильный?
— У ансамблей солистов мобильный состав — норма, в том числе у зарубежных, всё зависит от репертуара, от конкретных программ и от бюджета.

Помню, в 90-е приезжал в составе четырех человек Ensemble Modern, но при других обстоятельствах его состав приближается к симфоническому.

Разумеется, я хотела бы делать не менее 4—5 раз в год такие проекты, как наш мартовский концерт в ММДМ, где участвовали большой состав и дирижер. Но это не всегда возможно.

В целом, и для масштабных, и для камерных программ состав систематизировался достаточно давно. Это опять вопрос зарплат: на ансамбль спрос всё больше, а музыканты заняты еще и на основных местах работы: там не всегда большие деньги, зато стабильные.

— Как стало возможным участие МАСМ в «Трехгрошовой опере» в МХТ?
— Это тоже результат расширения нашей активности. Сотрудничать с Кириллом Серебренниковым мы начали на съемках фильма «Юрьев день», к которому МАСМ записывал музыку.

Ее автор — Сергей Невский, он хорошо знает наш ансамбль. Тогда у нас с Кириллом возникло много интересных идей.

«Трехгрошовая опера» — не единственный пример нашего сотрудничества: в декабре у нас был проект «Машина», где музыка современных композиторов была соединена с фрагментами «Гамлет-машины» Хайнера Мюллера.

Для МАСМ всегда интересен выход за рамки академического концерта — если вы помните, четыре года назад у нас была программа «Цвет -> Символ -> Звук» с видеоартом, годом позже — вышеупомянутая «Колыбельная Москве».

Синтетические жанры — одно из самых перспективных направлений современного музыкального искусства, это очень помогает продвижению новой музыки в нашем обществе.

— Нет ли противоречия в том, что ансамбль, исполняющий музыку «не для всех», появляется в главном театре страны?
— Противоречия тут я не вижу, тем более что в спектакле ансамбль играет не поп-музыку, а Курта Вайля, знакового композитора ХХ века. Стилистический диапазон МАСМ очень широк, такова была принципиальная позиция нашего ансамбля с момента его возникновения по отношению ко всей современной музыке.

— Есть ли в репертуаре ансамбля сочинения, которые исполняются чаще других и особенно любимы?
— Композиторов, которых мы исполняем и любим, вокруг нас все больше. Но когда в Москве есть два ансамбля современной музыки, играть музыку новых авторов в достаточном объеме невозможно.

Любимых сочинений, которые мы часто играем, много; но не меньше сочинений, которые мы любим так же сильно, а исполнить не успеваем: в программе больше шести-семи номеров быть не может.

А ведь хочется играть композиторов московских, российских, зарубежных.

В регионах мы стараемся представлять местных авторов. В апреле ансамбль едет в Екатеринбург и Челябинск, и екатеринбургский композитор Ольга Викторова специально написала квартет, премьеру которого мы исполним в Свердловской филармонии. А в Челябинске сыграем новое сочинение Татьяны Шкербиной.

Планируется это в рамках года Россия—Франция, с нами едет композитор Оскар Страсной. В программе будет «Квартет на конец времени» Мессиана, поедут пианист Михаил Дубов, скрипач Владислав Народицкий, кларнетист Олег Танцов и виолончелист Сергей Асташонок. Вокруг Мессиана и строятся программы.

— В последние полтора года Юрий Каспаров отошел от работы в ансамбле. Приходится ли вам совмещать функции директора и художественного руководителя?
— Должность художественного руководителя всегда занимал Каспаров, наш основатель, но сейчас у нас ее вообще нет. Сегодня наш ансамбль функционирует как демократический форум — по образцу многих зарубежных подобных коллективов, например, Ensemble Modern или Klangforum Wien, у которых нет худруков.

Есть скорее худсовет, куда входят и музыканты, и композиторы разных поколений, и я.

Беседовал Илья Овчинников




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Назад, к природе! Вместе с Бетховеном и Стравинским

Произведениями двух гениев, титанов, апостолов музыки XIX и XX веков – Бетховена и Стравинского Российский национальный оркестр закрыл концертный сезон и подарил нам предчувствие летнего настроения с его неизменным приближением к природе.

16.06.2016 13:46, Лилия Ященко


Звуки весны

Путеводитель по фестивалю Primavera Sound 2016 (Барселона)

В этом году у главного европейского инди-фестиваля Primavera Sound 2016 умопомрачительный, сногсшибательный, фантастический лайнап: Radiohead, Sigur Ros, Air, PJ Harvey, Tame Impala, Animal Collective, Dinosaur Jr, LCD Soundsystem, Suede, Beirut, Explosions in the Sky, Tortoise, Mudhoney, Thee Oh Sees, Lush, Boredoms, Current 93, Psychic TV и многие, многие, многие другие. Поскольку в этом списке много дорогих мне имён, я не мог не отложить все остальные дела и уже в январе купил билет в Барселону. Концерты в столице Каталонии начались уже вчера, продлятся они ровно неделю – до 5 июня. Из более чем 250 артистов, представленных на площадках Primavera Sound, я отобрал 60 заслуживающих вашего внимания – даже если вы не едете на фестиваль, а просто следите за положением дел в современной независимой музыке.

31.05.2016 19:00, Павел Пересветов


«Прощальная» для чернобыльцев

Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС - одна из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества. 30 лет минуло с тех пор. И 20 из них Российский национальный оркестр проводит весеннюю серию благотворительных концертов «Солисты РНО – детям и юношеству». Каждый год в конце апреля во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи собираются жены, дети, а теперь уже и внуки ликвидаторов, чтобы вместе с музыкантами РНО вспомнить родных и близких.

26.04.2016 09:00, Полина Харитонова


Медленно и в основном печально

Почему музыканты учатся так долго, чему они так долго учатся и как это связано с природой музыки. Композитор Борис Филановский рассказывает, чем его ремесло отличается от ремесла писателя или художника.

10.01.2016 17:00, Борис Филановский


«Возвращение» - с миру по нитке, с миру по нотке

Беседа с одним из отцов-основателей фестиваля камерной музыки «Возвращение» скрипачом Романом Минцем

С 6 по 12 января 2016 года в Московской консерватории пройдет очередной, 19-й по счету Фестиваль камерной музыки «Возвращение». В Москву вновь съедутся со всех концов света исполнители, выступающие на лучших сценах мира, лауреаты престижных премий, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов. Стены Малого зала вновь будут с трудом вмещать всех желающих, а программы фестивальных концертов – интриговать и будоражить умы столичных меломанов.

29.12.2015 19:00, Полина Харитонова


Эннио Морриконе: «Я не провидец»

«Всю мою жизнь можно было бы назвать словом "после"»

«Эннио Морриконе. В мире кинематографа вряд ли можно найти композитора известней, чем он. Одно его имя сейчас звучит какой-то непреложной, непререкаемой и «неприкасаемой» мелодической догмой, кино-легендой. Гомеровской протяжной песней странствий».

17.11.2015 19:00, Игорь Фунт


Дело - труба

V Международный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS близится к своей кульминации. В преддверии гала-концерта в Большом зале консерватории, в котором выступят знаменитый трубач из Италии Марко Пьеробон и Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Светланова, мы побеседовали с художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком.

31.10.2015 13:00, Полина Харитонова


«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

28.10.2015 19:30, Мария Братковская


Как сбылись мечты Скрябина

Мистерия, о которой мечтал Александр Николаевич Скрябин, состоялась! Только произошло это не у подножия Гималаев в солнечной Индии, в мистическом храме, существовавшем лишь в воображении композитора, а в другом храме искусства – Концертном зале им. Чайковского в Москве на Большом фестивале РНО.

02.10.2015 20:00, Лилия Ященко


Что такое эта "Скрипка"

Вторая жизнь Вениамина Флейшмана

Талантливый юноша пишет оперу по чеховской «Скрипке Ротшильда», но не успевает закончить — война. Оперу дописывает сам Шостакович, а потом 20 лет добивается ее постановки. Почему — разбирается музыкант (пианист, гобоист и рожкист), писатель и теоретик музыки Владимир Зисман.

05.07.2015 15:00, Владимир Зисман






 
 

Новости

19 августа стартует фестиваль короткометражек "Короче"
В Калининграде 19 августа стартует фестиваль короткометражного кино "Короче"
Третьяковская галерея открывает выставку Айвазовского
Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" открывается для широкого зрителя в Третьяковской галерее 29 июля
Новая книга о Гарри Поттере побила рекорды по предзаказам в США
Новая книга "Гарри Поттер и Проклятое дитя" побило рекорды предыдущей части "Дары Смерти" по количеству предзаказов
Игорь Бриль выступит на Koktebel Jazz Party
Джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party пройдет с 26 по 28 августа в Коктебель, Крым. Игорь Бриль выступит вместе со своими сыновьями, саксофонистами Александром и Дмитрием Брилем
Санта-конгресс в Копенгагене
За 5 месяцев до Рождества в Копенгагене проводится ежегодный конгресс Санта Клаусов

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.