Подписаться на обновления
25 апреляВторник

usd цб 56.0794

eur цб 60.8461

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Екатерина Сальникова   четверг, 4 ноября 2010 года, 09.00

Видно, в понедельник их...
«Бриллиантовая рука» сегодня раскручивает на НТВ тех, кого не стоит раскручивать


Кадр из фильма «Бриллиантовая рука - 2» // ntv.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Видимо, поняв неизбежность фиаско, решили, что, раз не получается нормально сделать ни одну сцену по мотивам «Бриллиантовой руки», надо делать фильм из хроники творческого процесса.

НТВ очень долго анонсировало свой очередной суперпроект «Бриллиантовая рука — 2». Сергей Светлаков производил мановения загипсованной рукой. Бархатный занавес распахивался и запахивался, демонстрируя слоган «Русский Голливуд». Обещали, что ужо будет…

И вот наконец показали.

Когда успех сериала выращивается в пробирках, он не радует. У сериалов-долгожителей «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Убойная сила» поначалу был, как мне кажется, стихийный, дикорастущий успех. Он дороже, чем искусственно конструируемый. В нынешнем сезоне Первый канал решил опробовать американский вариант сетки сериалов. То есть вертикальный. То есть когда с понедельника по четверг идут серии сразу четырёх сериалов — каждый сериал в свой день недели.

На телевидении неизбежно выходит изрядное количество программ ниже всякого допустимого уровня. Реагировать на всё это — не нареагируешься.

Однако бывают случаи, когда становится обидно за то искусство, которым неумело попользовались при создании нового проекта.

«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая — это один из лучших комедийных фильмов нашей страны. Это очень хорошее искусство. Когда ему пытаются подражать и одновременно о нём высказываться, притом и то и другое делают хуже некуда, становится обидно.

С подражанием получается жалкая картина. Все хотят играть роль Андрея Миронова. Артём Михалков влезает в серебристый костюм. Гоша Куценко разговаривает по телефону в духе «я тебе даже Светличную сыграю».

Марат Башаров делает физиономию, которая должна свидетельствовать о том, что актёр пытался воспроизвести гениальную мимику Миронова, но не получилось.

Видимо, долго не получалось и таки не получилось у всех троих. Поэтому ни одной внятной сцены с Гешей нам так и не показали, как, впрочем, и со всеми остальными.

Видимо, поняв неизбежность фиаско, режиссёр проекта Сергей Иванов вместе с режиссёром фрагментов ремейка Михаилом Хлебородовым и прочими коллегами решили, что, раз не получается нормально сделать ни одну сцену по мотивам «Бриллиантовой руки», надо делать фильм из хроники творческого процесса.

Из того, как Гоша Куценко опаздывает на съёмки. Из того, как певица Слава волнуется и играть не способна, а Светлана Светличная даёт ей полезные, но невыполнимые для Славы советы.

Из того, как кто-то ходит, курит, переступает через какие-то провода, открывает какие-то двери, поворачивается спиной к камере. Это же так здорово, так натурально, живо!

И беспомощно.

Попытались создать телевизионный ремейк сцены на пароходе, когда Андрей Миронов поёт «Люди-дикари». Хорошая сцена, смешная и обаятельная, адвокатски списывающая простаку-злодею все грехи. Только есть одно маленькое но.

В этой сцене главный её герой-исполнитель должен не только быть в соответствующем костюме, но вдобавок петь и феерически танцевать.

Гайдай снимает этот эпизод на общих планах, поскольку Миронов сногсшибательно двигается. Его неподражаемый танец, да ещё с игровой попыткой выброситься за борт от имени невезучих дикарей, можно причислить к самым виртуозным проявлениям артистизма в кино.

Что происходит в «Бриллиантовой руке — 2»? Артём Михалков петь не может. Гоша Куценко до такой степени петь и играть роль Миронова не может, что ему всё-таки приходится всучить роль Лёлика, сыгранную тоже замечательным актёром, Анатолием Папановым.

Но эта роль хотя бы не содержит музыкальных фрагментов. О возможностях Башарова речи вообще нет. Речь идёт о том, что у него с Гошей Куценко около трёх реплик.

Выручает умница Пенкин, который всё-таки умеет петь. Он, конечно, не претендует на уровень Миронова. И сначала по возрасту ему дают изображать Лёлика, на которого он, впрочем, похож ещё меньше, чем на Гешу и Миронова вместе.

Но когда доходит дело до музыкального номера, Пенкина срочно превращают в Гешу. И он честно поёт «Люди-дикари», облачённый в пронзительно-синий пиджак.

Ведь надо же как-то обозначить, что авторы нового проекта не претендуют на совпадение с художественным уровнем и почерком фильма Гайдая. Синий пиджак вместо серебристого — это типа отмазка. Типа мы совсем другие, у нас свой стиль.

Возможно, всё было совсем по-другому. Возможно, авторы проекта были заняты высокими соображениями, которые недоступны моему ограниченному сознанию.

Но по эту сторону экрана всё смотрится именно так, как смотрится.

Где все были раньше? Почему нельзя было сразу освободить Москву от такого мэра? Если он всех наверху так долго устраивал, то что это за мораль у нашего государства? А если не устраивал, но и сместить его не могли, тогда что это за сила власти у нашей власти? Давно уже отставка крупного чиновника так не вдохновляла российское телевидение. Смещённого Лужкова хочется представить в виде музы телеэфира последних дней — в тоге, в кепочке, с крылышками за спиной, с мобильником в одной руке и лирой в другой.

Пенкин поёт. Но как обстоят дела с танцем? Плохо обстоят. Поэтому поющего Пенкина стараются снимать строго от макушки до шейки, а потом сразу от носика ботинка до края брючины.

На подмогу ему бросают целый кордебалет, размещая его на заднем плане. Однако кордебалет тоже, вероятно, двигается не слишком замечательно. Или команда операторов злостно игнорирует танцоров.

Во всяком случае, даже когда их снимают сверху, в центре оказывается пустая палуба, а где-то по краям мелькают юбки и ноги, танец которых невозможно считать глазом и оценить.

На первый план выталкиваются всё новые и новые лица. Появляется Глюкоза, поющая про свою «самую красивую попу». Появляется Илья Лагутенко, которому вообще-то негоже светиться в таких проектах. Негоже, но надо, и он светится.

Сергей Светлаков бормочет что-то невразумительное в сцене в гостиничном номере. А певица Слава, пытаясь изобразить девушку, аналогичную героине Светличной, колышет своим бюстом и долго двигает той «самой красивой» частью тела, о которой пела Глюкоза. Вероятно, это называется в данном проекте лейтмотивом.

В процессе мучительного отсмотра сего продукта у меня, как и у многих других зрителей, мог возникнуть законный вопрос.

Неужели всё так плохо в современной режиссуре, актёрской профессии, на эстраде и вообще везде?

Глянешь «Бриллиантовую руку — 2» — ну, можно подумать, кранты. Перевелись у нас актёры, в том числе синтетические, перевелись режиссёры, сценаристы.

Но ведь это не так. Талантливых людей во всех означенных профессиях полно. Только в данный проект НТВ они почему-то не попали.

А попали те, кто либо нужен на НТВ как потенциальное медийное лицо канала, либо имеет какие-то личные отношения с лицами, работающими на НТВ.

Такое впечатление, что кто-то на НТВ что-то должен певице Славе, певице Глюкозе, Пьеру Нарциссу, Артёму Михалкову и далее по списку.

Не видно творческих мотиваций для приглашения всех этих персон (с разным уровнем отсутствия способностей) в проект, имеющий отношение к фильму Гайдая.

Если бы на НТВ честно провалились, делая полноценный телепродукт по мотивам «Бриллиантовой руки», это было бы закономерно, но не противно.

Нельзя запретить снимать ремейки и нельзя обязать делать это хорошо. Однако остаётся неприятное чувство, что любимую аудиторией «Бриллиантовую руку» просто взяли и примитивно использовали для того, чтобы крутануть «своих», — и никаких иных сверхзадач.

Варварски утилизовали художественное кино.

Попутно репортёр НТВ Алексей Кудашов объяснил нам, что «Бриллиантовую руку» все так любили за то, что узнавали в её героях себя.

Потому что, когда выезжали за границу, вели себя там дурно, о чём потом писали в своих отчётах представители КГБ, приставленные к советским туристам.

Объяснение банальное, ложное и даже вредное. Не за похожесть на себя и тем более на свои дурные качества народ любит фильмы. «Калину красную» любят не потому, что у нас каждый четвёртый сидел.

«Операцию «Ы»…» любят не потому, что вся страна состоит из алкоголиков. Смотрят эти фильмы с удовольствием люди законопослушные, с высшим образованием, непьющие.

Потому что искусство берёт не примитивным внешним сходством с жизнью.

Что касается узнавания себя — это полный бред, поскольку вплоть до самого конца советского периода даже выезд в самую социалистическую страну был делом немассовым, редким. Людей, никогда не бывавших за границей, оставалось в сотни раз больше тех, кто доезжал хотя бы до Болгарии.

Абсолютной неправдой можно счесть саму зарубежную поездку Семёна Семёновича. В 1960-е годы такой человек, с таким характером, даже не решился бы заикнуться об оформлении необходимых документов.

Гениальность Гайдая в том, что он переводит всю историю в жанр сказки и авантюры, где социальная и психологическая достоверность не обязательны.

Выезд за рубеж советского бухгалтера, но в лице Юрия Никулина — доброго клоуна и сказочного простофили — позволяет столкнуть приватного человека с институтами идеологии, законности и антизаконности.

Герой попадает в эпицентр борьбы «двух миров, двух моралей». И что же происходит после знакомства с иностранными проститутками и контрабандистами?

Выясняется, что точно такой же мир, с теми же теневыми профессиями, прекрасно существует на территории Советского Союза. Мира два, но они зеркальны и мораль у них примерно одна.

Мотив модной индустрии очень важен. Фильм акцентирует, что советские проститутки и контрабандисты — это отнюдь не всякие «недобитыши», не дети и внуки контрреволюционеров, а вполне современные люди. Модники.

Что происходит с добрым простаком Семёном Семёновичем? За него хватаются все миры, представители морали и аморальности. Его все хотят использовать.

Но пользы от него немного, а он всё равно нужен — как нужен всякий человек бесу и ангелу в средневековом моралите. Душа такого человека представляет ценность во все времена, при всех идеологиях.

Ну а ему-то что, этому всякому советскому человеку?

У него тоже есть своя выгода.

В процессе сотрудничества с шаржированной милицией и общения с шаржированными преступниками застенчивый и даже слегка затюканный Семён Семёнович раскрепощается. Он начинает верить в себя.

Музыкальный номер второй половины фильма принадлежит Семёну Семёновичу, рифмуясь с аналогичным номером Геши на корабле.

Герой Никулина поёт свой «гимн». «Песня про зайцев» — это песня про него, так же как невезучие люди-дикари — это Геша с Лёликом.

Добрый, честный человек в любых ситуациях продолжает косить свою «трын-траву», то есть противостоять миру сильных, хищных и злых.

Но добрый человек перестаёт делать это молча, втихую, он вылезает на сцену к микрофону. Это большое достижение для простого советского человека, даже обещание его перерождения в «просто человека».

Вот за сочетание утопии о Западе и правды о советском обществе и любят комедию Гайдая. За сказочного героя в несказочном социуме. За веру режиссёра в такого героя и за многообещающие намёки на внутреннее освобождение приватной личности. За сложное содержание, живущее в сложной эстетике, имеющей незатейливый вид.

Проекты вроде «Бриллиантовой руки — 2» демонстрируют то, что наше телевидение не только не в состоянии хотя бы частично приблизиться к уровню комедии высокого класса. Наше ТВ сегодня не может понимать настоящего полноценного искусства. И эти свои «немощи» телевидение без всякого стеснения демонстрирует, насаждает как формат и предлагает в качестве развлечения.

Телевидение перестаёт быть другом человека.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Лу Рид на пляже

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

18.04.2017 17:00, Александр Чанцев


5 фильмов о борьбе женщин за свои права

Лучшие фильмы о суфражизме, эмансипации и женском движении рекомендует философ Александр Павлов

Мы знаем немало фильмов про сильных женщин, которые проходят многие испытания и доказывают миру, насколько представления о «слабости» женщин не соответствуют действительности. Однако в настоящей подборке фильмов раскрываются не столько рассказы о личной борьбе, сколько истории о том, как женщины завоевывали себе политические, социальные, экономические и символически культурные права. Хотя пара кейсов все же присутствует. Фильмы о героических женщинах строятся в соответствии с хронологией изображаемых в них событий — от суфражисток и до постапокалипсиса, а не в соответствии с датой выхода на экран.

15.04.2017 15:30, Александр Павлов, postnauka.ru


Братья-гении

12 фильмов братьев Коэн, которые точно стоит посмотреть

Едва ли найдётся человек, не смотревший ни одного фильма братьев Коэн. Джоэл и Итан вошли в число самых авторитетных кинорежиссёров современного кино. Кроме того, Коэны, как правило, сами пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Братья работают совместно на протяжении последних 32 лет и за это время удостоились 4 премий «Оскар», Золотой пальмовой ветви и ещё свыше 70 ведущих кинематографических наград.

14.04.2017 17:00, cameralabs.org


Очаровательная «Ла Лолло»

Как-то она сказала: «Я изучала живопись и скульптуру, а актрисой стала по ошибке» Тем не менее, она вошла в историю мирового кинематографа и стала легендой итальянского кино.

03.04.2017 19:00


«В искусстве мне нравится абсолютное отсутствие границ. Остальное — вопрос опыта и чувств»

Интервью с величайшей актрисой века Моникой Белуччи

Моника Беллуччи, ведущая церемонии открытия и закрытия 70-го Каннского кинофестиваля, делится впечатлениями о работе с Кустурицей, рассказывает, какие языки выучила ради ролей, а также советует, как правильно воспринимать возраст.

02.04.2017 14:00, Пауло-Ариуна Португал


12 фильмов о женщинах, которые стали легендами

Те, кто творил и творит историю

О женщинах-политиках, королевах, актрисах и певицах создано немало чудесных фильмов. И мы писали о них и не раз. Поэтому не удивляйтесь, если в сегодняшней нашей подборки вы не увидите картин «Королева», «Железная леди» или «Жизнь в розовом цвете». В этот раз мы собрали для вас фильмы, которые не были столь популярны, как упомянутые выше байопики. Но они заслуживают не меньшего внимания, ведь их главными героинями также являются женщины, — каждая со своей удивительной историей, талантом и поступками, повлиявшими на жизни и умы миллионов людей. С праздником вас и приятного просмотра!

08.03.2017 03:00, Таня Касьян, womo.ua


Майор Гром. Время разбрасывать… деньги

«Лезгинки не хватает!»

Сразу же пробежался по коментам – в принципе, в них и надо искать суть, настроение отзывов о фильме. Как всё яркое и неординарное, короткометражка «Майор Гром» вызвала шквал эмоций в сети (за несколько дней – 3,5 млн. просмотров!). Отсюда и будем шагать. Потому что отклики официальной прессы, при всём уважении, попахивают, уж извините, тухлятинкой: слишком чувствуется преднамеренность, предопределённость, предвзятость, загнанные в рамки «наклона» соответствующей редакции.

28.02.2017 16:00, Игорь Фунт


Сербский Санчо Панса поет песни мертвым

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

17.02.2017 16:00, Александр Чанцев


Страдания по «Матильде»

Российские кинематографисты выступили в защиту «Матильды» и против цензуры

Кинематографисты России выступили против цензуры в кино в связи с давлением на режиссера Алексея Учителя из-за его фильма «Матильда». В открытом письме, опубликованном от имени Киносоюза, говорится, что ситуация с фильмом вписывается в один ряд с нападением на выставку Вадима Сидура в Манеже, запретом оперы «Тангейзер» и критикой в адрес выставочной политики Эрмитажа. Приводим полный текст письма и разбираемся в ситуации.

07.02.2017 15:00, currenttime.tv


Как это снято: «Бешеные псы»

25 лет назад Квентин Тарантино начал революцию в кинематографе фильмом «Бешеные псы». Прослеживаем цепочку случайностей и совпадений, приведших к созданию картины, и разбираемся, в чем ее новаторство.

03.02.2017 19:00, tvkinoradio.ru






 

Новости

В память о трагедиях

В конце апреля Российский национальный оркестр даст концерты в память о жертвах двух великих трагедий XX века
22 апреля в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян. 27 апреля Российский национальный оркестр выступит в память о погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В США умер российский поэт Евгений Евтушенко
В США на 85 году жизни умер поэт Евгений Евтушенко. Об этом сообщил его близкий друг и почётный консул Белоруссии в Соединённых Штатах Михаил Моргулис.
В сети появилась литературная карта мира
На сайте Reddit появилась литературная карта мира, где каждая страна представлена своей самой известной книгой местного автора.
Скончался американский музыкант Чак Берри
Рок-музыкант‚ певец и гитарист Чак Берри cкончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Би-би-си.
Возрождая традиции
В Большом зале консерватории вновь зазвучит орган.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.