Подписаться на обновления
17 январяЧетверг

usd цб 66.7617

eur цб 76.1350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения
 
Аптекарский огород 
Дэниел Браун, Иен МакНэй
Перевод: Евгений Пустошкин
 
пятница, 27 марта 2015 года, 12:00

Великий путь
Интервью с Дэниелом Брауном о махамудре


Фото: geralt/pixabay.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Наш ум подобен дикому животному, например дикому слону. А слон — это очень пугливое животное, так что в заповедниках, если вы испугаете слона, им овладевает страх, и он создаёт очень много разрушений. С другой стороны, слон — очень умное животное и очень сильное, поэтому, если вы его натренируете, то он сможет выполнять очень полезную работу.

Перевод интервью осуществлён с разрешения Conscious​.TV и по согласованию с телеканалом «ПСИХОЛОГИЯ 21» специально для журнала «Эрос и Космос», в котором впервые опубликован на русском языке. В оригинале этот транскрипт был включён в книгу «Беседы о недвойственности: двадцать шесть пробуждений» (Conversations on Non-Duality: 26 Awakenings), опубликованную издательством «Cherry Red Books».

Об участниках беседы

Дэниел П. БраунДэниел П. Браун (Daniel P. Brown) — директор Центра интегративной психотерапии (Ньютон, штат Массачуссетс, США); адъюнкт-профессор клинической психологии Гарвардской школы медицины, проработал в Гарвардской школе медицины более 25 лет. Автор четырнадцати книг, включая «Трансформации сознания» (Transformations of Consciousness, написанную в соавт. с Кеном Уилбером и Джеком Энглером) и новую книгу, посвящённую махамудре, — «Указывая Великий путь: Традиция махамудры и тибетские стадии медитации» (Pointing Out the Great Way: The Mahamudra Tradition of Tibetan Meditation-Stages), а также две книги публичных диалогов с Далай-ламой.

Изучал тибетский, санскрит, буддийский санскрит и пали. Посвятил десять лет переводу текстов по медитации для своей докторской диссертации по тибетско-буддийской традиции махамудры. Изучал практику медитации около сорока лет; начинал с изучения принципов «Йога-сутр» Патанджали (под руководством Мирча Элиаде); проходил обучение практике внимательности в рамках бирманской традиции буддизма тхеравады у Махаси Саядо, Джека Корнфилда и др. Бо́льшую часть своего медитативно-созерцательного пути провёл в рамках индо-тибетской традиции буддизма махаяны. Провёл около десяти лет в обучении у своего тибетского коренного учителя преподобного Геше Вангьяла. Махамудре обучался у различных тибетских лам преимущественно в рамках традиции Тилопы и Марпы. Также обучался различным другим практикам ваджраяны (в том числе и дзогчен) у различных буддийских учителей. Опыт преподавания медитативных ретритов более 20 лет.

Иен МакНэйИен МакНэй (Iain McNay) — основатель программы «Conscious TV», интервьюировавший множество известных исследователей духовности, трансперсональной психологии и движения за развития человеческого потенциала (таких как Мантэк Чиа, Пим ван Ломмель, Анита Мурджани, Амит Госвами, Хелен Палмер, Клаудио Наранхо и др.).



Великий путь

Все видео сопровождены русскими субтитрами. Если они не включаются автоматически, их необходимо включить вручную в окошке YouTube.

Pointing Out The Great WayИен: Мы будем говорить о новой книге Дэниела «Указывая Великий путь», посвящённой медитативной традиции махамудры. Мы могли бы затронуть великое множество областей, но мы собираемся сохранить интервью настолько доступным, насколько возможно. Итак, Дэниел, давайте начнём с того, что вас изначально подвигло на то, чтобы заинтересоваться медитацией. Сколько вам было лет, когда вас впервые повлекло в этот мир?

Дэниел: Что ж, я рос в 1950-е, так что я являюсь продуктом пятидесятых. Это значит, что наука была основным видением мира. И я начинал как молекулярный биолог, а затем в колледже нам пришлось пройти курсы по социальным наукам, которые мне показались весьма скучными; но они были обязательными. В итоге всё закончилось тем, что я выбрал курс по восточным религиям, и одним из изучаемых текстов там был старый перевод Эванса-Вентца «Тибетская йога и тайные учения». И я… я прочитал книгу и был сражён.

Иен: Не похоже на лёгкое чтение, эта книга.

Дэниел: Но в книге было что-то примечательным образом знакомое мне, и я знал, что именно этим и буду заниматься. В итоге я поменял свою профессию, получил образование психолога и начал изучать историю религии. В конечном счёте, я пришёл к тому, что защитил докторскую диссертацию по этому самому тексту на оригинальном — тибетском — языке. На базе первоначального текста по махамудре, который был переведён в 1927, если не ошибаюсь, Эвансом Вентцом.

Иен: Когда вы впервые начали медитировать, было ли вам легко это делать?

Дэниел: Вначале было нелегко: мой ум был очень рассеянный. Я обнаружил, что это требовало значительной дисциплины. Впрочем, мне показалось, что обучение медитации было не слишком хорошим на Западе в то время.

Иен: Верно. Был ли у тебя учитель, или же ты работал в основном с книгой и другими книгами?

Дэниел: Ну, когда я был аспирантом Чикагского университета и захотел работать с тибетским языком, в тот период тибетский не был особо популярен. Дело в том, что западная академическая наука разделила Восток на дальневосточные и южно-азиатские исследования, — каким-то образом Тибет не попал ни в ту, ни в другую группу. Посему в те дни было очень и очень мало мест, где вы могли бы учиться тибетскому. В Чикагском университете, где я учился, я изучал санскрит, но тибетский был не очень популярен. Была программа в Университете Висконсина, который находился в нескольких часах пути от Чикаго, и я думал, что смогу туда ездить и учиться тибетскому. Но, поскольку он не был очень популярен, то единственным выбором был курс тибетского для изучавших его уже второй год, так что мне нужно было найти какое-то место летом, где я мог бы пройти курс-интенсив по началам тибетского.

THURMAN Robert 1Я порасспрашивал вокруг, у кого я мог бы этому научиться, и в результате нашёл дорогу к Роберту Турману, который является великолепным лингвистом. И Боб сказал: «Что ж, может я могу организовать для тебя возможность учиться у моего учителя», — что он в дальнейшем и сделал. Это был тибетский учитель, точнее монгольский, который жил в США в районе долины реки Дэлавер. И я туда поехал, и в первый день мы начали изучать алфавит, на второй день — фактически читать, а затем, несколько недель спустя, мне стало ясно, что мы не будем только лишь изучать тибетский. Он был замечательным учителем, и я проводил с ним время в летние периоды между колледжом и аспирантурой в течение следующего десятилетия, пока он не умер.

Иен: Чему же он вас научил?

Дэниел: Способу быть в мире; способу присутствовать в мире.

Иен: И что это значит, говоря простым языком?

Линг РинпочеДэниел: Это значит, что в каждое мгновение вы привносите свежее сознавание, так что всё поистине видится чудесным. Он был моим основным учителем. Он, и Далай-лама, и ещё один человек, которого звали Денма Лочо Ринпоче, вместе учились у знаменитого мастера Линга Ринпоче. Так что это была хорошая линия преемственности. И затем Денма Лочо и я вместе учили медитации в течение двадцати лет. Посему я очень благодарен тому, что у меня была замечательная возможность работать с великими учителями.

Иен: Вы упомянули, что каждое мгновение по-настоящему чудесно: сколько вам потребовалось, чтобы действительно обнаружить это пространство и получить к нему доступ?

Дэниел: Что ж, обычно в практике медитации вам необходимо заложить основу. Практика медитации начинается с того, что я называю предварительными практиками — предваряющими медитацию. И причина существования предварительных практик состоит в том, что если вы просто попытаетесь медитировать, то возникает тенденция приносить с собой на медитативную подушку все проблемы, которые вы отыгрываете в повседневной жизни. Стало быть, предварительные практики созданы для того, чтобы подтянуть тонус ума, как говорится, дабы помочь вам отработать сложные моменты.

Есть три фундаментальных принципа в предварительных практиках. Если вы проследите за умом по мере того, как он разворачивается в повседневной жизни, в нём присутствуют преимущественно больше негативных состояний ума, чем позитивных; это будет влиять на медитативную практику негативным образом. Одно из важных предназначений предварительных практик состоит в том, чтобы перевести баланс спонтанно разворачивающихся состояний ума таким образом, чтобы больше было позитивных состояний, чем негативных. Так чтобы вместо погружения в состояния самообвинения и всевозможных нескончаемых негативных порицаний, которые мы говорим сами себе, и вместо погружения в сомнения разворачивались такие позитивные состояния, как доверие, терпение, добросердечность, сбалансированная энергия. Это будут добродетели ума, и часть предварительной тренировки состоит в том, чтобы культивировать эти добродетели ума и минимизировать негативные состояния ума, которые, в противном случае, будут мешать практике медитации.

Иен: Стало быть, это нечто вроде изменения установок ума?

Геше Вангьял, учитель Дэниела БраунаДэниел: Изменение установок ума и изменение самих ментальных состояний, которые возникают в нашем уме; предварительные практики созданы именно для этого. Они обычно выполняются в отношениях [с учителем] в течение десятилетнего периода. Вы попросту не начинаете с медитации. И если вы приводите ум в хорошую форму, — так чтобы разворачивались главным образом позитивные состояния ума, а не негативные, — и если вы имеете отчётливое видение, куда вас приведёт эта практика, тогда, когда вы приступаете к медитации, вам она даётся намного проще: возникает мало мешающих влияний.

Иен: Итак, вы упомянули, что предварительные практики выполняются в отношениях.

Дэниел: Верно. Я жил с учителем в течение значительной части десятилетия (приезжая и уезжая), и бо́льшая часть работы производилась в отношениях. Полагаю, что западным эквивалентом предварительных практик будет психотерапия [улыбается]; это наш взгляд на то, как готовятся к хорошей практике медитации.

Иен: Чтобы по-настоящему понимать, как в значительной степени работает ваш ум?

Дэниел: Да. И изменить его, — не просто понять, но изменить.

Иен: Я понимаю, да.

Дэниел: Стало быть, вы обустраиваете все правильные компоненты, которые будут поддерживать медитативную практику перед тем, как вы начнёте саму медитацию.

Иен: Да.

Дэниел: Итак, как только вы начинаете медитацию… Большинство этих традиций начинают с установления хорошей основы в концентрации. Тибетское слово, которым обозначают концентрацию, это chi ne’ — составной термин: ne’ буквально означает «оставаться». Это означает, что в нашей повседневной жизни, когда мы на чём-то фокусируемся, когда мы намерены на чём-то сфокусироваться, вскоре после этого, может несколькими миллисекундами спустя наш ум перепрыгивает на что-то другое.

Иен: Это мне очень хорошо знакомо.

Дэниел: Он не остаётся. Так что термин для концентрации в тибетском языке буквально означает «оставаться», и мы обучаем ум непрерывно оставаться в течение некоторого времени — быть может, двадцати минут или даже часа; а далее — всецело оставаться в любой отдельно взятый момент времени. Так, чтобы мы не оставались на десять процентов в том, на чём мы фокусируемся, тогда как девяносто процентов нашего ума в отдельно взятый момент времени всё ещё сфокусировано на фоновом шуме: мы всецело и полностью остаёмся, — полностью в любой отдельно взятый момент времени и непрерывно в течение долгого времени. Именно для этого и существует тренировка концентрации: она позволяет уму оставаться более полным и непрерывным образом.

Иен: Интересно, что для этого мы используем ум, поскольку в каком-то смысле медитация, — как я её понимаю, — это способ выйти за пределы ума. Но похоже, что на предварительной стадии мы используем ум в качестве некоего рода помощника.

Дэниел: Да, в целом, вам нужно его тренировать. В индо-тибетской традиции мы называем это «делать ум способным служить». Наш ум уподобляется дикому животному, например дикому слону. А слон — это очень пугливое животное, так что в заповедниках, если вы испугаете слона, им овладевает страх, и он создаёт очень много разрушений. С другой стороны, слон — очень умное животное и очень сильное, поэтому, если вы его натренируете, то он может выполнять очень полезную работу.

И ум подобен этому. В нашем обыденном бодрствующем состоянии, когда бы мы ни намеревались направить на что-то свой ум, он всё время перепрыгивает с места на место, не остаётся на месте… Мы переживаем множество мгновений, когда не осознаём, что же происходит; у нас возникают пробелы в осознавании, мы отключаемся. Когда вы тренируете ум, то он остаётся. Нет никаких разрывов в вашем осознавании: вы полностью присутствуете в том, что делаете; вы всегда присутствуете. И ваш ум сфокусирован лишь на том, на что вы намеренно его направляете, и нет всего этого фонового шума.

Роберт Турман, коллега Дэна Брауна, и Далай-лама

Я вспоминаю, как несколько лет назад мы участвовали в одном из публичных диалогов, которые у нас были — в рамках съёмок фильма — с Его Святейшеством Далай-ламой. И во время диалога один из западных участников упомянул этот феномен негативного внутреннего диалога о себе, а Его Святейшество начал что-то обсуждать на тибетском со своими переводчиками. Итак, он очень хорошо говорит на английском, но потратил много времени на обсуждение всего этого со своими переводчиками на тибетском языке. Потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что было не так. И проблема была в том, что ни Его Святейшество, ни его переводчики не имели опытного базиса для понимания, что же значит негативные мысли о себе, ведь им неизвестны такие переживания; это западная болезнь. И он с озабоченностью и невинностью на лице повернулся к нам и спросил: «Зачем же вы позволяете своему уму так себя вести?»

Иен: [смеётся]

Дэниел: Мы принимаем это за данность, но это следствие недисциплинированности ума, его нетренированности. Когда вы тренируете ум, он продолжает оставаться непрерывно, и вы всецело присутствуете во всём, что делаете.

Это очень практично. Я имею в виду, что в западной психологии у нас придуманы изощрённые теории, чтобы объяснить, как развивается интеллект, как развивается наше самоощущение, как развиваются эмоции. Но у нас нет никакой стадийной модели развития внимания на Западе, и у нас даже не разработано прикладной психологии для развития внимания. Мы просто полагаем, что люди знают, как направлять своё внимание, и не тренируем их. Мы не тренируем детей удерживать внимание, мы не тренируем взрослых удерживать внимание, — и никто не умеет его удерживать.

И не случайно, что метафора времени обретает биологическое звучание, как в случае с расстройством дефицита внимания, словно все страдают от какого-то минимального поражения мозга. Это проблема всей нашей культуры! Мы не считаем своим приоритетом тренировать ум и обучать людей тому, как дисциплинировать ум и делать такие простые вещи, как удерживать своё внимание, что… влияет на всё, что мы делаем в нашей жизни. Если вы не научитесь удерживать внимание, тогда ум рассеян: он подобен дикому слону. Когда мы тренируем концентрацию, мы учим слона успокаиваться. Чтобы у вас была вся полнота ресурсов ума для всего, что вы делаете в настоящий момент, во всём, чем вы занимаетесь.

Иен: И это также означает, что нами не управляют наши эмоции, ведь если мы сохраняем внимательность, то осознаём, что эмоции начинают подниматься или что-то в этом роде, так что мы не попадаем в их ловушку.

Дэниел: Да. Вы перестаёте быть реактивным.

Иен: Совершенно точно, да.

Дэниел: Это даже дело чего-то ещё более базового, чем эмоции вроде злости или грусти. Первая благородная истина в буддизме на пали обозначается термином дуккха, часто переводимым как «страдание». Это не очень удачный перевод. Что он в действительности означает, это следующее: если вы проследите за своим опытом из мгновения в мгновение, если уму что-то нравится, он движется к этому, чтобы получить больше этого; если же уму что-то не нравится, он движется прочь от этого, чтобы уменьшить это. Стало быть, непрерывно ум движется по направлению к вещам и от вещей; он реактивен. Первая благородная истина — это «реактивность». Она встроена в то, как мы перерабатываем события из мгновения в мгновение. И данные медитативные практики делают следующее: они минимизируют и, в конечном счёте, искореняют данную реактивность. И если вы будете искоренять эту реактивность из мгновения в мгновение так, что она перестаёт возникать, тогда для страдания не останется основы.

Иен: По себе я знаю, что мой ум, если я его отслеживаю, непрерывно пытается двигаться к тому, что, как он думает, сделает меня счастливым, и непрерывно пытается отодвинуться от того, что, как он думает, сделает меня несчастным. И это такой… такой процесс. Я должен быть очень внимательным, чтобы… реально это ухватить.

Дэниел: И тот факт, что вы можете осознавать этот процесс, является начальной точкой, потому что в дополнение к его осознаванию, если вы взглянете ещё глубже, вы можете начать осознавать его таким образом, что реактивность начинает сама себя успокаивать…

Иен: Да, я могу себе это представить.

Дэниел: …и, в конечном счёте, вся реактивность исчезает.

Иен: Я считаю, что одной из интересных особенностей вашей книги, которая мне бросилась в глаза, является то, что вы потратили столько времени на перевод древних тибетских текстов. И большинство ситуаций, за исключением негативных мыслей о себе… большинство ситуаций, с которыми мы сталкиваемся на Западе, и наши проблемы с медитацией, препятствиями на пути, на самом деле задокументированы в этих древних текстах. И это интересно: это культура, которой много сотен лет или даже пара тысячелетий, и всё же они сталкивались с теми же трудностями, с которыми мы сейчас сталкиваемся на Западе.

Дэниел: Да. Там было несколько поколений обучения медитации. Если вы взглянете на великий ренессанс медитации в Индии, он на самом деле происходил в период примерно с шестого века н. э. до приблизительно одиннадцатого века. И было очень популярное движение в Уддияне (являющейся примерным эквивалентом местности, где сейчас находится Бангладеш); в этой области развились традиции Сущности. Там была традиция восьмидесяти четырёх бродячих мастеров, которые учили одной из трёх разных традиций — практикам махамудры («Великой печати»), тому, что называется дзогчен («Великое совершенство»), а также ранним практикам тантры. Учителя обычно путешествовали из места в место, обменивались практиками, так что те, кто знал махамудру, также знали практики дзогчен и тантры. И уникальной особенностью этих традиций было то, что все они касались сущности ума — того, как по-настоящему смотреть на сущность ума. Это был быстрый путь по пробуждению ума.

И что было уникально для этих традиций, это то, что им обучали в отношениях. Все инструкции давались таким образом, чтобы познакомить вас с подлинной природой вашего ума; они назывались «указующими инструкциями». Мастер напрямую указывал подлинную природу ума. И иногда вещи, которые говорились, были примечательно просты — но не очевидны, если на них вам не указал кто-то другой.

Мне нравится думать об указующих инструкциях как о том, что мы находим с помощью гида-экскурсовода. Помню, как однажды я поехал в Италию, в Помпеи, в автобусном туре. Будучи ешё на автобусе, перед тем, как мы добрались до руин, экскурсовод сказал: «Когда вы будете выходить из автобуса, там будет лежать большой плоский камень, и вы увидите в нём бороздки; эти бороздки оставлены множеством проезжавших колесниц». Итак, если бы я сам туда пошёл, то я увидел бы плоский камень, но как только экскурсовод указал на то, что эти бороздки были сделаны колесницами, я посмотрел на него иначе, и увидел следы, оставленные колесницами. И что делает мастер в отношениях с учеником, это указывает на нечто, указывает на вещи, которые могут быть совершенно очевидными, как только на них указали, но без этих специальных инструкций вы будете видеть лишь камни.

Иен: Хорошо.

Дэниел: Вот так медитация изначально и преподавалась. На самом деле в махамудре, являющейся традицией, которой я обучаю, людей проводили к пробуждению песнями — при помощи небольших поэтических песен, называемых доха. Среднее время составляло от двадцати минут до нескольких дней.

Иен: Стало быть, людей можно при помощи песен провести к пробуждению?

Дэниел: Вот именно! А затем произошло следующее… примерно в одиннадцатом веке, когда медитация обрела большую популярность, появились большие монастыри. Иными словами, здесь мы говорим об институционализации медитации. Большие группы людей — может триста человек, может пять тысяч, — и все сидят в медитации. И за ними более пристально не следят; за ними перестали пристально следить.

И затем в тринадцатом и четырнадцатом веках мы наблюдаем сотни и сотни книг, написанных в Тибете о проблемах медитации, и все эти книги были написаны из-за институционализации медитации. Она более не проводилась под тщательным руководством. Понимаете, к сожалению, именно эти традиции и были перенесены на Запад. Так что когда люди посещают ретриты в современных западных странах, что происходит, так это то, что они, быть может, сидят-медитируют в течение десяти дней или трёх месяцев, и каждые три дня они идут на групповое интервью с шестью, восемью или десятью другими людьми, и им задают один или два вопроса о практике. И обычно говорят: «Продолжайте». Но никто не следит за вами тщательно, никто тщательно не прислушивается и не говорит: «А теперь сфокусируйтесь на этом вот так», — или: «Вот это проблема, а решается она вот так-то».

А в базирующемся на отношениях способе обучения вы всегда используете отношения для того, чтобы вести через медитацию, чтобы указывать на то, что вы хотите, чтобы человек мог увидеть, дабы породить эту реализацию. И, опираясь на даваемые вами описания можно сказать достаточно обоснованно, в чём заключаются проблемы, а вы уже можете их исправить.

Таков старый способ обучения медитации; именно такого рода медитацию мы и пытаемся вернуть. Ведь в случае институционализированных форм медитации опасность состоит в том, что люди сидят-медитируют в течение долгого времени, — а мы видели множество западных студентов, которые практиковали медитацию по двадцать или тридцать лет, и их практика достигала «самого дна». Поскольку есть множество точек, где можно застрять, а студенты даже не понимают, что они застряли, потому что ум кажется успокоенным. Но он никогда не движется никуда далее этого, и они, совершенно точно, не пробуждены. Есть старая суфийская история с такими словами: «Бревно лежит на поленнице многие месяцы и годы, но так никогда и не постигает Бога». Так что не сидите как бревно! [смеётся]

Иен: [тоже смеётся]

Дэниел: Сидите умным образом. Используйте свой разум для того, чтобы отслеживать, верно ли движется ваша медитации, и работайте в отношениях для того, чтобы сохранять её на верном пути, дабы взять лучшее из медитации. Медитация не про то, чтобы неподвижно сидеть, она не про то, чтобы расслабляться. Это тяжёлая работа. Она посвящена пробуждению.

Иен: Так что же такое пробуждение?

Дэниел: Хороший вопрос. Это зависит от традиции. Например, в рамках самого буддизма существует два ответа на этот вопрос в зависимости от того, берём ли мы старый буддизм тхеравады или более новый буддизм махаяны.

В старом буддизме тхеравады много акцента делается на вопросе реактивности: как ум непрерывно стремится к вещам, которые ему нравятся, и избегает вещей, которые ему не нравятся. Каждое мгновение в нашей бодрствующей жизни ум действует с такой реактивностью. В старом буддизме в практике медитации есть момент, когда всё отпускается — тело, содержимое ума — и появляется безбрежный океан чистого сознавания. Всего лишь на мгновение. Затем, после этого, когда содержимое ума возвращается, оказывается, что вся реактивность ушла. Как только вы вкусили океан сознавания — являющийся основой бытия, — он искореняет всю эту реактивность.

Иен: Это словно новая точка отсчёта, теперь доступная?

Дэниел: Это новая точка отсчёта, новый… мне нравится называть это «новым базисом оперирования».

Иен: Хорошо.

Дэниел: Вы не обитаете в рамках своей личной идентичности, своего индивидуального сознания. Ваша точка отсчёта, не имеющая точки отсчёта, это сам океан сознавания, понимаете? Это ваш новый базис оперирования. Более старый язык для описания этого, как правило, использует пространственные метафоры: «добраться до другого берега». Но это не место, до которого вы добираетесь, это не что-то вроде состояния, в которое вы входите, — это просто постижение того, что всегда здесь есть, того, что есть ваша подлинная природа. И вы оперируете на базе этого.

Иен: Но когда мы утрачиваем… почему мы утрачиваем океан сознавания после того, как нашли его?

Дэниел: Ах. Итак, проблема состоит в том, что старые привычки ума вновь поднимаются и затуманивают это постижение. Некоторые люди считают, что если вы вкусите пробуждение, то ничто никогда не будет таким, как прежде. И, в каком-то смысле, это правда: как только вы вкусите этой основы вашего бытия, более нечего искать. Иногда утверждается, что «это путь, который завершает все пути», ведь даже небольшой момент его вкуса, пусть даже нестабильный, искореняет все сомнения в отношении того, чего же вы искали. Даже если это нестабильный опыт.

Итак, почему же люди это теряют: это связано с привычками ума, или обыденным ощущением самости, или личной идентичности. Ощущение мира, находящегося вовне, снова отвердевает. Мы вновь возвращаемся к этим привычкам, и утрачиваем постижение. Мы начинаем обитать в рамках нашего старого базиса оперирования, и он вновь становится тем, с чем мы отождествляемся; наша идентичность становится нашим индивидуальным сознанием, а не основой нашего бытия — сознаванием дхармакаи. Так что, понимаете, это называется рецидивом в литературе по профилактике рецидивов, существующей в индо-тибетском буддизме. Некоторые люди испытывают язычки пламени, и утрачивают его. И затем целью становится то, каким образом вы можете разжечь эти небольшие язычки пламени пробуждения в лесной пожар, чтобы пробуждение всегда оставалось с вами.

Иен: И в своей книге вы говорите о двух путях к просветлению, как бы мы ни называли их; и один путь — это постепенный путь, а также есть более внезапный путь… Или не столько путь, сколько внезапное постижение (реализация).

Дэниел: Да, и я хочу ещё вернуться к предыдущему вопросу о различии между пробуждением в тхераваде и буддизме махаяны…

Иен: Верно.

Дэниел: В махаяне это отличается. Наверное, я всё же отвечу сначала на этот вопрос, а потом вернусь к вопросу о двух путях.

Иен: Хорошо.

Дэниел: Поскольку в старом буддизме — буддизме тхеравады — вы можете найти хороший пример этого в стадиях практики, которые назывались «путём очищения», или висуддхимагга. Это великое описание стадий медитации в буддизме тхеравады. И в нём есть особенный уровень глубокой концентрации, или самадхи, в котором всё пульсирует, подобно свету стробоскопа. И если вы продолжаете его созерцать [открывает и закрывает пальцы правой руки, показывая пульсацию], то есть тенденция смотреть скорее на исчезновение, а не на возникновение каждой из этих пульсаций, или мгновений ума. И спустя некоторое время всё начинает распадаться. Все базовые элементы ума растворяются и распадаются. Это называется бунганьяна, или «переживание растворения». Это не очень приятное переживание.

Иен: Могу себе представить, что оно может быть очень страшным, на самом деле.

Дэниел: Иногда оно сопровождается огромным страхом или отвращением. Но одна из вещей, которые происходят, заключается в следующем: в этом опыте вы начинаете видеть, что есть сознавание, которое не связано со всеми активными проявлениями ума. Сознавание как бы пронизывает и насыщает всё это. И это становится моментом, когда можно по-настоящему всмотреться в природу самого сознавания как такового.

Что, в свою очередь, откроет разновидность постижения этого великого океана сознавания, в которое каким-то образом более не вмешиваются всевозможные формы активности, которые распадаются. Это позволяет проще его увидеть.

Итак, некоторое время спустя пришёл Нагарджуна, один из ранних сторонников школы мудрости в буддизме махаяны, и сказал: «Постойте-ка! Когда мы смотрим на эту пульсацию — да, справедливо, что обычно, если вы продолжаете смотреть на неё, то вы будете замечать больше прекращение существования каждого из этих движений ума, а не возникновение. Но это предполагает под собой время, а быть может, само время есть всего лишь ещё одна конструкция ума». Так что Нагарджуна сказал нечто вроде следующего: «Если вы начнёте смотреть на это… когда вещи начинают своё существование, они в действительности не начинают существовать по той причине, что они уже здесь. И когда они, как кажется, прекращают своё существование, они, на самом деле, не прекращают существование, потому что они остаются здесь. Тогда, если вы на это посмотрите таким забавным образом, начинает происходить то, что вы начинаете видеть, что идея, что вещи приходят и уходят во времени, есть всего лишь ещё одна идея. Это ещё одна конструкция ума».

nagarjuna-qpИ это тогда открывает целый новый иной уровень опыта, находящийся за пределами условностей обыденного времени. Вы открываетесь для уровня сознавания, который я люблю переводить как «непреходящее сознавание». Оно не может приходить, не может оно и уходить, потому что в него не вмешивается время; оно всегда прямо здесь; и оно безбрежно. И тогда вы видите, что получаемые вами постижения более не зацементированы в условности обыденного времени, так что постижение (реализация) перестаёт иметь какие-либо стадии. И вы обнаруживаете совершенно иное состояние сознания, к которому вы открываетесь, которое является чем-то вроде… его трудно описать, но тибетское слово для его обозначения — это kunji, оно часто переводится как «сознание-хранилище», но в действительности оно означает…

Иен: Хранилище…?

Дэниел: Сознание-хранилище. Оно означает… оно означает «всеодномоментность» (all-at-onceness).

Иен: Хорошо.

Дэниел: Иными словами, что вы делаете, это переходите от «последовательной переработки информации» (если воспользоваться западным языком) к «одномоментной переработке». Всё есть здесь одномоментно и взаимосвязанным образом. Как говорится: «Все миры и все времена суть здесь одномоментно». И в результате вы получаете «всеодномоментность».

Затем, когда вы открываетесь для пробуждения, это совершенно иной вид пробуждения, поскольку, понимаете, это пробуждение погружено в сознавание того, что всё потенциально возможное в этом «поддающемся переживанию» мире — и во всех мирах — присутствует здесь одномоментно.

Так что, как видите, дело обстоит не так, словно когда вы пробуждаетесь — в понимании махаяны, — то всё… все в этом море взаимосвязанного человечества пробуждаются вместе с нами. Но, если вы пробуждаете свой ум, — поскольку из этого уровня постижения всё и вся взаимосвязано, — это, как говорится, имеет большее влияние. Стало быть, когда вы пробуждаете ум, свой ум, своё индивидуальное сознание, с этой перспективы оно посылает вокруг себя волны; влияние волнообразно раскатывается по морю взаимосвязанных существ и сажает зёрна для пробуждения их всех. Это считается «возвышенным воззрением» махаяны. Это прямое постижение уровня одномоментного сознания, в котором, что бы вы ни делали в вашей практике, всё будет оказывать эффект на все сознания. Это очень отличающийся тип реализации.

Итак, в конечном счёте, когда вы пробуждаетесь в махаяне, вы тоже искореняете всю реактивность. Это называется «освобождающим компонентом пробуждения». Он избавляет от всей реактивности, всего страдания, но в дополнение к этому то, что вы получаете в махаяне, — чего вы не найдёте в более ранней литературе по буддизму тхеравады, — это ещё один компонент, который называется «всеведущим компонентом пробуждения». Вы имеете безбрежную «всеодномоментность» в качестве прямого переживания и открываетесь к тому, что я называю телами Будды.

Тела Будды — это… Ваш базис оперирования более не находится внутри индивидуального сознания. Ваш базис оперирования теперь сознавание дхармакаи, этот безбрежный океан сознавания, являющийся основой нашего бытия. Одномоментно с этим энергия проявления всего в состояние существования по любому спектру потенциалов бытия присутствует здесь в это же мгновение. И одномоментно с этим присутствуют и ваше индивидуальное сознание, и содержимое вашего индивидуального сознания, и ваша личная идентичность, и материал вашего обыденного ума. Это квадрофония представленности всех уровней одномоментно.

При доступе к телам Будды ваш базис оперирования более не находится внутри индивидуального сознания: вашим базисом теперь является сознавание дхармакаи — этот безбрежный океан сознавания.

Иен: Всё здесь; каждая вещь здесь. И каково оперировать в сегодняшнем мире, будучи в таком состоянии?

Дэниел: Нет никакого противоречия. Вы просто одномоментно открываете другие уровни.

Иен: Так что здесь есть всё, чему требуется здесь быть.

Дэниел: И содержимое того, о чём мы говорим, фокус того, о чём мы прямо сейчас говорим, сосредоточен на этом уровне: то, о чём мы говорим. Дело просто в том, что и все другие уровни одномоментно открыты для этого. Это тот уровень пробуждения, который вы находите в махаяне, и это… это пробуждение одномоментно является и океаном сознавания, и ещё океаном любящей доброты. Это базис сострадания. И тогда все движения ума действуют во имя того, чтобы попытаться помочь всем нам в нашей основополагающей человечности стать лучше, породить причину процветания всех положительных качеств, которые неотъемлемо свойственны природе любого человека и искоренить все отрицательные качества, которые мешают тому, чтобы это видеть. Таково великое пробуждение в махаяне.

Иен: Одна из вещей, которые мы часто просим сделать в программе «Conscious TV», это исследовать тему недвойственности, и мы немного об этом говорили, перед тем как начать записывать передачу. Какое место это занимает в большей картине, описываемой вами?

Дэниел: Это не то же самое. Это предварительная необходимость. Позвольте мне заложить некоторые основы для этого.

Иен: Хорошо, давайте.

Дэниел: В буддизме махаяны ключевой момент, или основа практики, касается пустотности1. И пустотность означает видеть всё как конструкцию. Это не означает, что видимое не существует, но вы его видите таким, каким оно является — как всего лишь конструкцию. Моя «дэниеловость» или ваша «иеновость» — то, что мы называем личной идентичностью — суть полезная конструкция ума, хорошая точка отсчёта для повседневной жизни. Но мы, как правило, забываем, что это всего лишь конструкция. И в результате неспособности увидеть её как конструкцию, мы её цементируем2, мы проявляем склонность принимать её слишком всерьёз, мы делаем её слишком отвердевшей. И этому сопутствует то, что называется zinpa — «схватывание», то есть цепляние; именно это и создаёт страдание в махаяне.

В медитации на пустотность самости, вы не пытаетесь избавиться от самости. Скорее, вы стремитесь увидеть, что самость является конструкцией ума — полезной в повседневной реальности, но всего лишь конструкцией.

Стало быть, когда вы практикуете пустотность самости, вы не пытаетесь избавиться от самости. Скорее, вы стремитесь увидеть, что «дэниеловость» попросту является конструкцией, разновидностью идеи, понимаете? Полезной для жизни в повседневной реальности, но, в конечном счёте, всего лишь конструкцией ума. И когда вы видите её таким и сохраняете такое видение, то, когда вы медитируете, ваш базис оперирования в медитации… когда я концентрируюсь, это не будет «дэниеловость»: это будет сознавание, ведь сознавание отличается от «дэниеловости». И сознавание теперь будет руководить вашей медитацией, а не Дэниел, наблюдающий и занимающийся медитацией. Сознавание знает, как заниматься медитацией, лучше, чем Дэниел, так что я оперирую из сознавания как такового в качестве базиса моего оперирования в медитациях. Мы называем это «пустотностью „я“».

Следующее — это «пустотность явлений», и это имеет отношение к тому, что на Западе мы называем «конструированием реальности», понимаете? Буддийская школа «только сознания»… является самым простым способом это понять.

И что это означает, так это то, что, если я окину взором всё, что вокруг, и вы окинете взором всё, что вокруг, мы сделаем то, что сторонники школы «только сознания» называют привычками «проецирования вовне» (out-there-ness). Мы склонны считать, будто мир находится вовне. Вторая вещь, которую мы делаем, это тенденция принимать мир как нечто самосуществующее отдельно от нас. Так, мы делаем допущение, что если мы покинем эту комнату, комната продолжит существовать. В подходе читтаматры, или «только сознания», вы делаете следующее: вы пытаетесь скорректировать эту привычку. А что если вы посмотрите вокруг и примете то, что называется «внутренней ориентацией»? В это мгновение вы видите всё, как если бы оно находилось не вовне, а в сознании (или уме), — это во-первых…

Иен: Хорошо.

Дэниел: …а во-вторых, вы начинаете видеть всё так, словно оно порождено сознанием, понимаете? Ведь то, что мы в действительности видим, это не мир «вовне», — то, что мы в действительности видим, это способность ума (сознания) порождать, или конструировать, что-то. То, что мы в действительности видим, есть конструкция сознания. Другими словами, человеческое восприятие — это восприятие голографическое.

Если вы пойдёте в Музей науки посмотреть на трёхмерное изображение и попытаетесь его схватить, то вы не испытаете проблем с тем, чтобы увидеть, что это виртуальный образ; вы его не цементируете, не делаете твёрдым. Здесь всё то же самое, ведь мозг работает так, что он берёт паттерны энергии и конструирует репрезентации (представления) на базе этих энергетических паттернов. Это и есть голограмма [держит руки перед собой], но мы забываем, что это голограмма.

Стало быть, то, что происходит в медитации «только сознания», это очень просто: вы продолжаете принимать внутреннюю ориентацию. Вы думаете: «Всё это в сознании, всё это порождено сознанием, всё это только сознание». И если вы продолжите это делать вновь и вновь, то некоторое время спустя это изменит ваше восприятие. Вы перестанете видеть мир как нечто отвердевшее вовне; вы увидите, что то, на что вы смотрите, есть лишь конструкция. Вы смотрите на конструирующий процесс ума — или, говоря точнее, вы смотрите на сознавание в его конструирующем или освещающем аспекте… Мы называем это «самоосвещающим аспектом сознавания».

Это первое, или основание. Если же, на более продвинутом уровне, вы по-настоящему в совершенстве освоили эту практику, тогда «проекция вовне» перестаёт проявляться настолько кардинально, что более нет никакого ощущения чего-либо «вовне»; всё, что есть, суть сознавание [держит руки перед собой]. И если вы посмотрите на это сознавание с позиции ума, то оно имеет способностью сияюще знать. И если вы посмотрите на это сознавание с позиции видимых событий, то оно является самоосвещающим; это просто выражение сознавания в его самоосвещающем аспекте. Это и есть недвойственность, понимаете?

Итак, если вы дополните это ещё и медитацией на «пустотность времени», которую мы упомянули ранее, тогда происходит следующее: вы начинаете оперировать исходя из перспективы ума, опирающегося на этот безбрежный океан непреходящего сознавания; и всё, что происходит, будет восприниматься как волны в этом океане — всё вообще. Это просто ещё одна… каждое движение ума есть ещё одна волна, ещё одна пустотная конструкция сознания: нет совершенно никакой двойственности между тем, что ум сознаёт, и тем, что проявляется в уме. Точно так же, как океан и его волны недвойственны, так и сознавание ума и то, что, как кажется, проявляется в этом уме, суть не-два.

Это глубочайшее состояние, но ещё не пробуждение, а его предвестник. И Майтрейя как-то сказал в одной из своих сутр: «Абсолютное прямое переживание недвойственности является одной из дверей, открывающих путь к пробуждению». Но это ещё не само пробуждение. Нам не следует путать здесь даже самые глубокие изменённые состояния сознания с пробуждением. Недвойственность — это очень глубокое состояние, нечто крайне отличающееся от обыденного сознания, но это не пробуждение, и причина в следующем.

Когда у вас есть это чувство непреходящего сознавания, находящегося вне времени, и это сопровождается абсолютным ощущением недвойственности всего, что возникает каждое мгновение в вашем сознавании, это всё ещё упаковано в индивидуальном сознании, не так ли? Это всё ещё… у нас всё ещё обыденный аппарат восприятия в том смысле, как работает индивидуальное сознание: оно всегда пытается делать вещи, выделять то или иное, понимаете? Оно выделяет индивидуальные вещи; и, покуда оно выделяет отдельные вещи (это является простейшей операцией индивидуального сознания) тенденция ума выделять отдельные вещи затмевает всё в целом. Когда вы зажжены пламенем пробуждения, вы… ваш базис оперирования — это всё в целом, видите? Так что недвойственность ещё не означает, что вы открылись к тотальности этой основы — сознавания. Это просто означает, что вы переживаете опыт недвойственности. Но, если вы достаточно сильно обоснуетесь в нём, это станет хорошим базисом, открывающим более высокую вероятность пробуждения.

Есть целый иной набор инструкций, которые необходимо выполнить, чтобы перейти от недвойственности к пробуждению, а затем от недвойственности к пробуждению и телам Будды — полному просветлению, когда вы открываетесь для квадрофонии всего. Существует множество различных практик для каждого из этих шагов на всём протяжении пути, и инструкции эти очень точны, понимаете?

Иен: Очень многие люди, пребывающие в недвойственном состоянии, утверждают, что далее уже некому и некуда идти. Они утверждают отсутствие самости (или «я»).

Дэниел: Это может быть и так, — что они поняли что-то в отношении пустотности «я», а также у них, возможно, есть недвойственность. Но всё равно остаются операции сознания, с которыми необходимо работать при помощи определённого типа инструкций, которые приведут к пробуждению. Именно здесь отношения и учителя играют свою роль.

Иен: Но откуда возникает мотивация, чтобы это делать?

Дэниел: А-а. Видите ли, если эти люди практикуют в контексте махаяны, то, когда они открываются для непреходящего сознавания в недвойственности, то безбрежность этого сознавания, с одной перспективы, есть собственно безбрежное сознавание, а с другой — это океан любящей доброты. Это и есть мотивация: вы делаете это для всех существ.

Когда в махаяне практикующие открываются для непреходящего сознавания в недвойственности, то безбрежность этого сознавания проявляется не только как собственно безбрежное сознавание, но и как океан любящей доброты.

Иен: Хорошо.

Дэниел: А если они не заложили фундамент в сострадании, тогда они не откроют двери к телам Будды, квадрофоническому звучанию, полному пробуждению. Ключом является глубокое понимание сострадания; это и есть мотивация. Это необходимо требование перед открытием к пробуждению, полному просветлению, телам Будды, как мы их называем. Невозможно получить доступ к телам Будды без надёжной основы в сострадании.

Иен: Почему вы считаете…

Дэниел: В этих практиках есть встроенные предохранители, так что их нельзя практиковать из корыстных побуждений.

Иен: Хорошо. Я тогда изменю свой вопрос. Я подумал о чём-то ещё, что хотел бы с вами вкратце исследовать. В последней главе вашей книги говорится о практиках для периода «после просветления», и я забыл, какой термин вы использовали; вы же там какой-то специальный термин используете?

Дэниел: Следование пути.

Иен: Следование пути, вот именно. И я посчитал это интригующим, ведь вы рекомендовали людям… или предлагали в качестве варианта следования пути — это идти и пребывать в ситуации, которая по-настоящему для вас страшна.

Дэниел: Да, идея состоит в том, что пробуждение — это не состояние; оно всегда здесь [показывает рукой в районе сердца]; это подлинная природа любого. Если вы откроетесь этому, тогда вы оперируете из этого всё время. Итак, послепробуждение, или даже если вы имеете то, что называется небольшими язычками пламени пробуждения, — остаётся привычка возвращаться и оперировать из обыденного режима личности. Привычка вашей личной идентичности вновь слишком цементируется. Привычка видеть мир как внешнее тоже слишком цементируется; привычка условного времени тоже слишком цементируется. И мы возвращаемся к оперированию в рамках обыденных структур ума.

Посему инструкции следования пути… Или иногда это слово — lumcar — переводится как «инструкция расширения»: нечто, что расширит или улучшит вероятность того, что вы сохраните это пробуждение. Идея в том, чтобы привносить природу своего постижения (своей реализации) свежим образом каждое мгновение в самые трудные повседневные переживания — в самые грубые уровни ума. И некоторые учителя дают рекомендацию, что намеренное вхождение в самые сложные жизненные ситуации является хорошей практикой для сохранения свежести своего пробуждения [улыбается]. Другие дают рекомендацию, что сострадание и деятельность являются хорошим способом сохранять её свежесть. Лично я, в своей профессиональной жизни, являюсь клиницистом — я эксперт по травмам, провожу экспертизу случаев психотравмирующего насилия. Я много провожу судебную экспертизу, так что… когда тебе устраивают перекрёстный допрос как эксперту, это хороший момент для следования пути [смеётся]. Хорошая причина для практики.

Иен: [смеётся] Да уж.

Дэниел: Так что нет реактивности, нет хватания — просто сохраняешь присутствие. Тогда легче проследить стратегии адвокатов и сохранять понимание происходящего.

Иен: Как вы рассказывали мне по телефону, вы были экспертом в довольно известных делах, таких как взрывы в Оклахоме, США; вы там участвовали. Это, должно быть, большой стресс, ведь это также и очень резонансное событие с точки зрения PR, разве не так?

Дэниел: …а также в трибунале по военным преступлениям в Гааге.

Иен: Да. Так что вы, должно быть, очень много времени уделяете подготовке к этим судебным слушаниям, что, по-видимому, требует значительной способности фокусировать внимание на деталях?

Дэниел: Что ж, здесь я извлекаю пользу из тренировки концентрации.

Иен: Да, я понимаю это.

Дэниел: Ведь если вы выступаете в суде, есть огромное количество фактов, которые вам необходимо запомнить за короткое время и иметь возможность к ним обращаться; так что нет никакой возможности хранить много мусора в своей голове. Вам необходимо быть подобным обученному слону: фокусироваться при помощи всей силы и всех ресурсов ума, чтобы иметь ко всему доступ без какой-либо реактивности.

Иен: Да.

Дэниел: Так что всё это… дело не в состояниях, а в способе бытия в мире: привносить в каждое мгновение лучшее из того, кто мы есть. И основная идея в буддизме — это идея природы Будды, что возвращает нас к тому вопросу, который вы задали ранее, о быстром пути к просветлению.

Понимаете, с одной перспективы, мы должны развить в себе эти качества: мы должны медленно искоренить спонтанное возникновение негативных состояний ума; мы должны культивировать позитивные, или добродетельные, состояния ума; мы должны тренировать концентрацию. Мы должны тренировать себя, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, посредством медитаций на пустотности, затем мы должны усовершенствовать данное осознавание настолько тщательно, чтобы суметь пробудиться. В сущности это и есть смысл пути.

С одной точки зрения, мы развиваем в себе эти навыки медленно, с течением времени. Но с другой — нам не нужно их вообще развивать, ведь в глубине своей природы наша природа изначально положительна. Есть около восьмидесяти положительных качеств, связываемых с пробуждением, — и все из них мы имеем: каждый человек их имеет, однако всевозможные привычки ума в процессе нашей жизни заслонили это всё, и мы оказываемся неспособны увидеть это. Так что подходы быстрого пути указывают вам, как увидеть то, что всегда уже есть.

Я расскажу вам историю об этом. Однажды я поехал со своими детьми на каникулы, мы ехали на юг. Я живу в Бостоне, тогда в самом разгаре была зима, и мы приехали в аэропорт. Там был сильный снегопад, так что отменили все рейсы. И из-за всего этого хаоса, связанного с изменениями расписания в связи с отменой рейсов, самое лучшее, что они могли нам предоставить, было рейсом через четыре дня, что является не очень хорошим вариантом для детей во время школьных каникул. Поскольку у меня двое сыновей, я посчитал, что это будет катастрофой, так что я взялся за телефон и быстро попытался найти, если есть какой-либо рейс, который всё ещё должен был состояться по плану, чтобы довезти нас туда, куда нам было нужно.

И нам удалось найти рейс, который всё ещё не отменили. Мы забрались в самолёт, и им пришлось дважды или трижды проводить очистку от льда в этом снегопаде, когда ни зги не видно. И у меня появились всевозможные сомнения в отношении способности самолёта взлететь в такой снегопад, потому что он и вправду был очень сильным. Затем пилот неожиданно говорит: «Мы взлетаем». Самолёт разгоняется и взлетает прямо через стену снега, а затем, три минуты спустя, мы видим сияющее солнце над снежными тучами. И оно всё время там было.

Фрагмент из картины: Alex Grey, Nature of Mind

Иен: [смеётся]

Дэниел: Лучезарное солнце, сияющее нам. Оно сияло всегда, но, понимаете, с моей перспективы, когда я находился на земле, всё, что я мог увидеть, это сильный снегопад. Я не видел, что солнце всегда сияло, пока не увидел его проблеск. Здесь то же самое — указующие инструкции быстрых путей, таких как махамудра, дзогчен, великие практики завершения ранних переводов тантр. Целью является указать то очевидное, что вы всё ещё не видите, и отсечь всё, что затмевает это видение. И тогда вам не нужно ничего практиковать, не нужно ничего развивать, потому что всё уже есть.

Это всего лишь иная точка зрения на одни и те же практики. Ни одна из них не верна или не верна; и то, и другое работает. Но если у вас есть преимущество, что вам указали на всё это таким образом, что вы можете видеть, что глубокое лучезарное сияние — то внутреннее сияние, которое мы имеем внутри нас, — всегда есть уже прямо здесь, тогда вам не нужно выполнять все эти практики, понимаете. Именно это вы и находите в традициях передачи, где эти сокровенные инструкции — в определённых условиях — вам даются. Так что это облегчает путь…

Иен: Хорошо, нам пора заканчивать, Дэн. Спасибо тебе большое за то, что пришёл, — это был чудесный разговор. И я по-настоящему хочу порекомендовать книгу Дэниела — «Указывая Великий путь» (Pointing Out the Great Way). Ещё одна удивительная книга.

Примечания

  1. Термин шуньята можно переводить и как «пустота», и как «пустотность»; часто последний вариант перевода предпочитается из-за отсутствия у него бытовых коннотаций. — Прим. пер.
  2. Браун в оригинале использует термин «реификация» («мы её — то есть конструкцию — реифицируем»). Он происходит от слов reification и глагола to reify; реификация означает процесс цементирования или «отвердевания» конструктов как реальности, когда мы забываем, что нечто является, скажем, конструкцией ума, и начинаем считать, что наша концепция (забывая, что это концепция) есть нечто объективно существующее и полностью описывающее реальность. Реификация может проявляться в фразах «все женщины должны…», «все мужчины должны…», «естественно то, что…», «я никогда не достигну…» и т. д. (и может принимать более тонкие формы, когда мы реифицируем какие-то нелингвистические, но всё равно сконструированные восприятия). Согласно теории развития эго Сюзанны Кук-Гройтер, на конструкт-сознающей стадии развития индивиды особенно чувствительны к вопросам реификации; Кен Уилбер уделяет этой теме значительное внимание в разделах про «миф о данном» и постметафизику в книге «Интегральная духовность». — Прим. пер.

Источник: eroskosmos.org




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Указатели Истины

Парамаханса Йогананда

Парамаханса Йогананда, урожденный Мукунда Лал Гхош, появился на свет в 1893 году в семье старшего управляющего Бенгало-Нагпурской железной дороги. С детства он стремился познать Бога и любил проводить время в обществе святых, которые уже тогда распознали в нем необычные задатки. После окончания средней школы он встретил своего гуру, Свами Шри Юктешвара. Всего за шесть месяцев, находясь в присутствии мастера, Мукунда обрел состояние самадхи, постоянного единства с Богом. После чего еще девять с половиной лет жил в ашраме, готовясь к миссии распространения йоги на Западе. Его гуру говорил так: «Запад пришел к высоким материальным достижениям, но ему не хватает духовного понимания. По воле Бога тебе предназначено сыграть роль в обучении человечества равновесию между материальной и внутренней, духовной жизнью».

15.01.2019 16:00, peremeny.ru


Миг между прошлым и будущим

Почему не стоит откладывать важное на потом

Почти все звонки из горящих башен-близнецов в Нью-Йорке содержали признания в любви. Люди звонили своим близким, оставляли записи на автоответчиках. «Я. Люблю. Тебя» — сказать это оказалось самым важным, что надо было успеть сделать на Земле.

12.11.2017 09:00, Наталья Радулова


Очистительное «спасибо»

Благодарность останавливает тяжелую карму

Будда говорил о том, что нет пути к счастью, потому что счастье и есть наш путь. И этот путь нужно принимать с благодарностью.

24.06.2015 13:10, Дмитрий Дмитриев


Патриарх йоги

20 августа в городе Пуна в Индии умер основатель айенгар-йоги Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар

Айенгар преподавал и практиковал йогу более 75 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире. В 2009 году, в возрасте 90 лет, Учитель приезжал в Москву. Его приезд был уникальным событием — Айенгар редко путешествовал. «Частный корреспондент» побеседовал тогда с Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром и сейчас мы снова публикуем это интервью в память об Учителе.

21.08.2014 11:00, Иван Засурский


Ночь на Ивана Купалу

Прыгаем через костёр, ищем клады и бережёмся от чертей

Иван Купала, или Иванов день, — один из главных языческих русских праздников, который отмечали в день летнего солнцестояния. С принятием в Киевской Руси христианства, к этому дню был приурочен христианский праздник Иоанна Крестителя, и датой празднования стало 24 июня.

24.06.2014 00:00, Мария Русакова


Чудо Благодатного огня

Почему праздник Пасхи так важен для христиан, в частности для православных? Потому что именно в воскресении и заключается суть православной веры — когда сам Бог стал человеком, умер за людей и, воскреснув, избавил их от власти смерти и греха. Накануне пасхального воскресенья, в Великую субботу в храме Гроба Господня происходит чудо — сам собой зажигается огонь. Чудесным образом появляется в Иерусалиме в храме Гроба Господня, свидетельствуя о победе Иисуса над грехом и смертью.

19.04.2014 23:00, Мария Русакова


Пасхальные ритуалы и обычаи

Что значат эти куличи и яйца?

В магазинах появляются куличи, работники торговли приготовились к повышенному спросу на яйца, страницы журналов пестрят различными праздничными рецептами, а на улицах появились плакаты с надписями «Христос Воскресе!».

19.04.2014 16:00, Мария Русакова



Пост International

Воздержание от пищи в мировых религиях

Посты есть во многих религиях, в связи с чем мусульманам иногда запрещается даже жевать жвачку, евреям предписывается отправить в пустыню «козла отпущения», а поклонникам Господа Вишну — избегать встречи с пьяницами, ткачами и прачками.

11.03.2014 08:00, Мария Русакова


«Здесь и сейчас», но не всегда и везде

Погружаться в грезы и не быть «здесь и сейчас» - наша природная особенность. Не обязательно, что мы можем преодолеть эту склонность полностью, как бы того ни желали

Попытка находиться «здесь и сейчас», осознанно присутствовать, а не витать в сожалениях о прошлом и пребывать в страхе за свое будущее - важная и правильная идея, о которой говорят многие духовные традиции. В последнее время она стала особенно популярной благодаря книге Экхарта Толле "The Power of Now" (В русском переводе «Сила Настоящего» или «Сила момента сейчас»). В таком состоянии успокоенный ум, не вовлеченный в бесконечную череду ассоциаций, перестает проецировать на мир собственные проблемы, а отражает его непосредственно, таким, каков он есть, - словно поверхность воды, отражающая деревья.

18.09.2013 17:30, Леонид Тираспольский






 

Новости

Гита Айенгар скончалась на 74-ом году жизни
Гита Айенгар (Geeta Iyengar), дочь основателя айенгар-йоги Б. К. С. Айенгара, умерла в воскресение утром на 74-ом году жизни. Гита Айенгар была известным преподавателем йоги и директором Института йоги Ramamani Iyengar Memorial.
Евросоюз запретил одноразовую пластиковую посуду, соломки и многое другое
В Европе всерьез озаботились загрязнением окружающей среды пластиковыми отходами и начали принимать меры.
Эмоции или вещи?
Исследование показало, кто больше радуется материальным подаркам.
Ученые выяснили, что объединяет психопатов, нарциссов и садистов
Исследователи из университета Копенгагена нашли связь между нарциссами, эгоистами, психопатами и садистами — их объединяет психическое «темное ядро». Результаты исследования публикует Science Daily.
Созданы противозачаточные таблетки для мужчин
В США разработали гормональные контрацептивы для мужчин, сообщает Science Daily. Как и противозачаточные таблетки для женщин, экспериментальный препарат «диметандролон» сочетает тестостерон и прогестин и принимается раз в день во время еды.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.