Подписаться на обновления
24 маяПятница

usd цб 64.4913

eur цб 71.8369

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
cameralabs.org   суббота, 9 марта 2019 года, 18:00

Великая красота и великий обман в фильмах Паоло Соррентино
Подборка прекрасных работ гениального режиссера


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




На сегодня Паоло Соррентино — один из наиболее влиятельных итальянских режиссёров, наряду с Маттео Гарроне, Нанни Моретти и Лукой Гуаданьино. С точки зрения стиля фильмы Соррентино известны тем, что интеллектуально холодны, мрачны, сатиричны и переполнены чувственными и яркими образами. За это его и называют современным Феллини.

Со времени дебюта в кино качество авторского мастерства и стиля Соррентино остались неизменными. Хотя, пожалуй, одно исключение есть. Речь идёт о единственном на сегодня сериале в фильмографии итальянского режиссёра — «Молодой Папа».


Напряжённый драматический 10-серийный сериал повествует о жизни 47-летнего американского кардинала Ленни Белардо, которого блестяще сыграл Джуд Лоу. В результате компромисса между кардиналами и противоборствующими кланами он становится одним из самых молодых в истории папой римским — Пием XIII. Но при этом с первых минут правления заявляет о себе не просто как о самостоятельном, но как о противоречивом и даже революционном руководителе.

Паоло Соррентино стал соавтором сценария и срежиссировал все десять серий «Молодого Папы». Несмотря на то, что сериал получил признание как критиков, так и зрителей, он всё же выделяется в творчестве итальянского режиссёра. Чем же заинтересовал современного Феллини этот проект, какой путь к нему привёл? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти, обратив внимание на семь лучших фильмов Соррентино.

Начало пути

Первый полнометражный режиссёрский дебют Паоло Соррентино состоялся в 2001 году. Драма о несбывшихся надеждах — «Лишний человек» («Зарвавшийся») была показана на 58-м Венецианском международном кинофестивале и принесла Соррентино признание критиков. Ещё более удачными стали последующими работы итальянца — криминальный триллер «Последствия любви» и драма «Друг семьи». Однако настоящий международный прорыв для Соррентино случился в 2008 году, с биографической сатирической картиной «Изумительный», получившей приз жюри на Каннском кинофестивале.

В 2011 году Соррентино дебютировал в американском кинематографе с фильмом «Где бы ты ни был», главную роль в котором сыграл Шонн Пенн. А 2013 год стал знаковым в творчестве Паоло Соррентино. В номинации "Лучший фильм на иностранном языке«.его фильм «Великая красота» получил и «Оскар», и «Золотой Глобус», и награду Британской академии. Через два года итальянский режиссёр представил фильм «Молодость», схожий по тематике с «Великой красотой», но предназначенный уже для американской аудитории.

Современный Феллини


Соррентино часто сравнивают с Феллини, учитывая их сходный стиль и общие темы, из которых выделяются следующие:

образы, которые являются одновременно сюрреалистическими и стимулирующими чувства;

переосмысление общественных институтов и моральных ценностей посредством сатиры;

эксцентричные персонажи со странными особенностями, а также экзистенциальной тоской;

добавление и развитие новых персонажей, часто приводящее к повествовательным отступлениям с целью расширения тематических дихотомий и сопоставлений.

Несмотря на то, что все вышеупомянутые мотивы охватывают его творчество, пожалуй, наиболее отличительной чертой Соррентино является его инстинктивная способность визуализировать свои фильмы глазами художника — ярко-красочные, обогащённые контрастами, тематически абстрактные и наделённые понятием непосредственности. И в то же время для них характерно восприятие и построение повествования через перо романиста.

Великолепная семёрка

Принимая во внимание приверженность итальянского режиссёра как высококачественным, так и нетрадиционным стилизованным фильмам, для целей ранжирования этот список будет определять приоритет реализации и развития тематических и технических особенностей, которые отличают Соррентино как автора. Поэтому, хотя это обсуждение действительно будет учитывать основные кинематографические элементы, такие как повествовательная структура, оно потребует более пристального наблюдения за тематическим и стилистическим ростом социально-политических заявлений итальянского режиссера и повсеместной обеспокоенностью в отношении человеческой природы. В целом, этот список не имеет целью занять определенную позицию, скорее он призывает к дискуссии. Это краткий обзор тематических, стилистических и технических качеств, которые придают фильмам Паоло Соррентино свою индивидуальность и стилистический талант.

Где бы ты ни был / This Must Be the Place (2011)


Поиск души. Рок-н-ролл 80-х. Сказочный юмор и много сценического грима. Благодаря особому очарованию и неловкости фильма восприятие затуманивается, и уже сложно определить, является ли «Где бы ты ни был» самым слабым творением Соррентино или же он является одной из его самых неправильно понятых и недооцененных работ. В этом роуд-муви Шон Пенн играет рок-звезду в отставке. Несмотря на то, что он ведет свою, казалось бы, спокойную жизнь вместе со своей женой, пожарной (Фрэнсис МакДорманд), он по-прежнему носит тот же наряд и грим, что и во времена своей рок-н-рольной славы.

Шонн Пенн дарит зрителю замечательное портретное воплощение образа Шайенна. В большинстве случаев он является невозмутимым комиком, а в самые спокойные моменты он тонко и сочувственно передаёт свои обиды, не попадая в карикатурные шутки. Дэвид Бирн, бывший участник «Talking Heads», проделал отличную работу, воплощая в жизнь своей музыкой главные предпосылки фильма. Он дополнил готическую эстетику главного героя, а также повторил эстетику музыки «Новой волны» 80-х, которые и сопровождают Шайенна на протяжении всего путешествия.

Кинематографист и давний соратник Соррентино, Лука Бигацци, подчёркивает как понятие чуда во внешнем мире, так и косметический гламур в самой картине через насыщенные, яркие цвета и потусторонние импрессионистские рассветы и сумерки. Тем не менее, «Где бы ты ни был» не так успешен в воплощении своих идей, не обладает той же силой убеждения, что и другие фильмы Соррентино. Вместо этого поиск души Шайенна часто разворачивается в виде хрупкой последовательности эпизодов, которой часто не хватает общего направления. Намерения Шайенна найти бывшего нациста, исчезновение Тони и обнаружение героиней Макдорманд ребёнка, отдыхающего на крыльце её дома, — это лишь некоторые из событий и мотивов, которые не удалось оправдать или развить на протяжении фильма.

Тем не менее, картина «Где бы ты ни был» имеет странно притягательное качество в своей структуре: она почти экспериментальна в своём диссонансе между роуд-муви, вдохновлённом Вимом Вендерсом, и серьёзностью истории об ужасах Холокоста. Подобно завершающей сцене, «Где бы ты ни был» является загадочным, часто запутанным и скучным, но эмоционально провокационным, обаятельным и непредсказуемым.

Лишний человек / L’uomo in più (2001)


То, что дебютному фильму Сорретино «Лишний человек» немного не хватает масштабности, компенсируется интересным и убедительным изучением характера. Действие картины происходит в Неаполе в 80-х годах. «Лишний человек» сосредоточен на сопоставлении жизней двух мужчин, причём оба они изначально находились на пике своей карьеры, пока их не отбросило общество, и они не были вынуждены смириться с неблагоприятными обстоятельствами.

Тони Сервилло, первое сотрудничество с которым положило начало удивительному актёрско-режиссёрскому партнёрству, преуспел в исполнении эксцентричного, наркозависимого, похотливого, но вызывающего сочувствие эстрадного певца. Не менее успешной стала и работа его партнёра, Андреа Ренци, исполнившего роль молчаливого, также вызывающего сочувствие футбольного тренера, которому из-за травмы пришлось распроститься с мечтой.

Темп повествования в «Лишнем человеке», может быть, слишком медленный, чтобы требовать терпения от зрителей, но сценарий Соррентино содержит много чёрного юмора и непредсказуемых поворотов сюжета, чтобы поддерживать занятный тон на протяжении всего фильма. К этому моменту Соррентино ещё не разработал фирменный стиль и не позволил себе полностью экспериментировать с абстрактными и гиперстилизованными образами, накоплением повествовательных линий. Всё это он адаптировал позже, добившись таким образом отличительной согласованности в своих более поздних фильмах («Последствия любви», «Молодость»).

В то же время в «Лишнем человеке» есть несколько моментов, например, конец фильма, в котором жизни двух людей совпадают, которые создают диссонанс между сохранением согласованности и художественными мотивами режиссёра. И это приводит к потере доверия и подрыву его драматического воздействия. Тем не менее, тяжёлые социально-политические заявления об итальянской морали, тонкостях отторжения и поддержки искусства, а также упадка добродетелей находятся среди мотивов и тем, которые Соррентино успешно представил, ухватил и поставил под сомнение в картине «Лишний человек», а позже развивал на протяжении всего своего творчества.

Друг семьи / L’amico di famiglia (2006)


Отталкивающий. Жадный. Женоненавистник. Подлый и чрезмерно заботливый. Друг семьи обращается к Джеремие де Джеремеи (Джакомо Риццо), ростовщику, который одержим деньгами и часто влезает в чужие дела ради своей личной выгоды. Риццо демонстрирует одно из лучших выступлений года (2006), воплощая жадного, но эксцентричного и притягательного Джеремию, который стремиться использовать свою силу, чтобы заставить других страдать, а также ради отвращения к себе. Это приводит к печальным событиям.

Если его предыдущие фильмы («Лишний человек», «Последствия любви») были известны своим вдохновением от творчества Антониони, то «Друг семьи» — первый фильм, в котором доминирует уже влияние Феллини. В частности, сюрреалистические и чувственные образы, которые досаждают в окружении Джеремии. Например, волейболисты, которые таращатся в камеру, три центуриона, так же, как и другие пространственно-визуальные композиции.

Кроме того, это феллинивское представление о карнавале присутствует в классической и грандиозной архитектуре, которая служит сатирическим символом для лицемерия, стоящего за порядком, а также для накопления развития персонажей, благодаря их более широкому набору. Всё это придаёт фильму как сильные, так и слабые стороны.

Отступление Соррентино от линейной истории станет уже постоянной привычкой в других его фильмах («Великая красота», «Молодость»). В лучшем случае в «Друге семьи» он расширяет сопоставления в отношении сардонической критики морали и порядка. Однако есть случаи, когда отклонения от повествования мало что добавляют к развитию центрального персонажа. Кроме того, как и в «Лишнем человеке», настойчивость Соррентино в музыке под предлогом драматического улучшения часто подрывает как минимум способность к погружению, если не драматическую силу некоторых из его сцен.

Наряду с Андреотти и Титтой из «Изумительного» и «Последствия любви», выступление Риццо как сардонического героя в «Друге семьи» является одним из лучших произведений Соррентино. В целом, красочные композиции Луки Бигацци и городские пейзажи, умение Соррентино сочинять остроумные замечания и ремарки, а также полужёстокость, полуправда, стоящие за мотивами главного героя, делают «Друга семьи» чрезвычайно убедительным фильмом.

Последствия любви / Le conseguenze dell’amore (2004)


Второй фильм Соррентино, «Последствия любви», не только успешно переосмысливает жанр фильмов об итальянской мафии, но и является его первым фильмом, который демонстрирует стиль и талант итальянского режиссёра во всём его великолепии. «Последствия» следуют за отчуждённой, однообразной и безрадостной жизнью Титта ди Джироламо (Тони Сервилло), когда он проводит время за рутинной деятельностью во время своего неопределённого пребывания в анонимном отеле в каком-то швейцарско-итальянском городе.

По сравнению с «Лишним человеком» Соррентино демонстрирует ничем не примечательный контроль в качестве режиссера — ничем не примечательное построение кадра, звука, монтажа и актёрских выступлений. Так, казалось бы, безобидная драма плавно переходит в мафиозный триллер. Первоначально «Последствия» передают эмоциональное отчуждение, напоминающее творчество Антониони — расстояние объектива от персонажа, тишина в помещении и упор на выражения лица. Это, в сочетании с вниманием оператора Луки Бигацци к включению физических граней и форм, фона и декораций в его композицию, позволяет «Последствиям» быть так же эмоционально отчуждёнными от зрителя, как и визуально гармоничными.

Есть, чем восхищаться и в галлюцинаторном звуковом сопровождении фильма «Последствия любви», оно часто придаёт остроту самым драматичным моментам фильма. Электрическая музыка внезапно включается и выключается, создавая ощущение напряжённости, а также вносит свой вклад в гиперстиллистическое очарование «Последствий». Точно так же Соррентино успешно изолирует и противопоставляет тишину громовым и бритвенным диегетическим звукам в виде выстрелов и шагов.

Можно утверждать, что «Последствия любви» стоят выше в списке. Если обсуждение было сосредоточено исключительно на мастерстве итальянского автора в качестве режиссёра, то и «Последствия», и «Семейный друг» наверняка стояли бы выше в списке. Тем не менее, мафиозный триллер Соррентино немного не дотягивает. Даже не смотря на то, что он столь же блестяще продуман по сравнению с явной тематической величиной, которую Соррентино демонстрирует в большинстве своих более поздних работ.

Прежде всего «Последствия любви» — это убедительное исследование характера, которое глубоко врезается в обычную монотонность среднего класса благодаря его бесчувственному, дисциплинированному герою, который раскрывает только страхи и эмоциональные потребности в перспективе любви и смерти. Исполнение Сервилло в роли Титта элегантно, расчётливо, размерено, как по маслу, но в целом полно сочувствия.

Молодость / Youth (2015)


Во многих отношениях «Молодость» разворачивается как кинематографическое эссе о старении, рассказанное на основе различных индивидуальных опытов. Несмотря на значительную долю недостатков, фильм выделяется своей демонстрацией замкнутого пространства, пузыря в форме роскошного отеля в швейцарских Альпах, в котором люди блуждают, исчезают, а самое главное — выражают свои разочарования и теории об угасании жизни, но только в соответствии со своим собственным опытом.

Как и в «Великой красоте», которая предшествовала «Молодости», Соррентино объединяет различные формы искусства, чтобы не только связывать, но и расширять рассуждения о связи между кратковременностью жизни и эстетическим наполнением. Великолепные картины оператора Луки Бигацци передают золотисто-освёщенные архитектурные проекты, волнующие достопримечательности сельской местности и яркие бирюзовые воды, которые в сочетании с музыкальными композициями Дэвида Ланга превращают декорации в элегантный и заставляющий задуматься пейзаж.

Кроме того, литературные ссылки и хореография, такие как танцующая девушка и левитирующий монах, также вносят свой вклад в индивидуализированный поиск души в «Молодости». Что касается актёрского состава, Майкл Кейн даёт, пожалуй, самое выдающееся представление со времен «Тихого американца» (2002). Несмотря на то, что Рэйчел Вайс несколько недооценили, Харви Кейтель, и Пол Дано получили благодаря фильму известность. Они продемонстрировали умение развивать мощные линии и монологи, которые, наряду с персонажем Кейна, часто являются тем, что объединяет сегменты «Молодости», которые иначе были бы разделены.

Кроме того, шипучее представление, эпизодическая структура и сюрреалистические видения, которые обеспечивает феллинивский цирк в развитии Соррентино (например, Дано, одетый как Гитлер и левитирующий монах), позволяют истории зависать над персонажами, когда они выражают свои эмоции, разочарования, решения и теории о происках жизни. Хотя «Молодость», может быть, не самый представительный фильм Соррентино, это, несомненно, его самая эмоциональная и заботливая картина.

Изумительный / Il divo — La spettacolare vita di Giulio Andreotti (2008)


Вместо биографической драмы, основанной на жизни премьер-министра Италии Джулио Андреотти, «Изумительный» лучше представить как совершенно сухую чёрную комедию и жестокую политическую сатиру о связях Андреотти с мафией во время его пребывания на должности.

Международный прорыв Соррентино, «Изумительный», с восхищением исследует политические махинации и мотивации Андреотти, направленные на сохранение власти. Чтобы подчеркнуть грани своих сатирических замыслов, Соррентино демонстрирует непоколебимую приверженность сосредоточению только на паутине политических операций в фильме, а не на внутренней жизни или эмоциональном статусе своих персонажей, как это часто бывает в других его фильмы, таких, например, как «Молодость».

Благодаря сотрудничеству с Соррентино, Сервилло демонстрирует, пожалуй, самую впечатляющую свою роль в образе мрачного и загадочного Андреотти. Изображение Сервилло напоминает вампира, которое сразу вызывает на ум "Носферату«(1922) и/или Дракулу. Одетый в чёрное, сгорбленные плечи, руки приклеены к телу, уши торчат, как у гоблина, парит, всегда наблюдая, по коридорам и офисам.

«Изумительный» находится среди фильмов итальянского режиссера, в которых его стиль — интеллектуальная сатира, абсурдистские фетиши, карнавальные и плавные экспозиционные движения камеры — чувствуют себя более цельными, созвучными предпосылке и исходному материалу. Лука Бигацци вносит большой вклад в использование запасного освещения, теней и сухих мрачных цветов, маскирующих здания, офисы и коридоры, что в сочетании с резкими и презрительными разговорами, которыми обмениваются Андреотти и его сообщники, создают впечатление мрачного логова, сочащегося тёмными секретами, вымогательством и жаждой власти.

В отличие от этих театральных композиций, монтаж насилия — убийства, заказанные Андреотти, — переполнен плавностью, явной и сенсационной жестокостью, которая позволяет царству дьявольского премьер-министра чувствовать себя ещё более абсурдным и сатирическим. В конечном счетё, «Изумительный» является одной из самых трудных работ Соррентино и, несомненно, на сегодняшний день самым тяжёлым социально-политическим заявлением (наряду с мини-сериалом «Молодой папа») в его фильмографии.

Великая красота / La Grande Bellezza (2013)


Сначала был «Рим, открытый город» Росселлини, затем «Сладкая жизнь» Феллини, а затем «Великая красота» Соррентино. Трагикомедия огромного масштаба тематических сопоставлений — любви и потери, удовольствия и разочарования, силы и неясности — при сохранении единообразия в его аллегорических и тональных конструкциях. Исследование характера, которое ставит одного человека как синекдоху для страны, её культуры и всеобщей озабоченности человеческой порочностью.

«Великая красота» следует за как всегда блистательным Тони Сервилло в роли Джепа Гамбарделлы, светского писателя, разочарованного в жизненном пути и в том, что мир может предложить, чтобы облегчить его экзистенциальную скуку. Начинающий журналист средних лет проводит свой досуг, гуляя по руинам и улицам Рима, устраивая вечеринки и выискивая чувство удовлетворения. Гамбарделла мало заботится о том, чтобы скрыть своё бессилие, и вместо этого преподносит себя с элегантностью, с гримасничаньем и красноречием, а также сентиментальным цинизмом.

Подобно бесконечным группам туристов, которые фотографируют сильно текстурированные, разрушенные стены римских руин и чувственно грандиозные статуи, Гамбарделла воплощает идею прошлой славы, яркий потенциал, потраченный впустую на несущественные удовольствия гедонизма и тщеславия.

В отличие от визуально кинестетического и спорадического качества в современном западном кино, Лука Бигацци использует стилизованные традиционные композиции, низкие углы, экспозиционные и плавные движения и театральное освещение, чтобы подчеркнуть понятие элегантности и платонической красоты. Кроме того, Бигацци использует множество цветовых палитр: синего и оранжевого, красного и чёрно-белого, а также контрастное распределение светотени, чтобы соответствовать разнообразным настроениям и темам, а также подчёркивать течение времени.

Для своего первого сотрудничества с Соррентино итальянский композитор Леле Маркителли написал музыкальные произведения, большинство из которых состоят из струнных инструментов и гармонического ритма. Они передают ощущение веселья, катарсического спокойствия и восприимчивости к драматическому эффекту.

Космополитическая утонченность, карнавальный юмор, социально-политическая сатира и потрясающе чувственная кинематография, которые характерны для «Молодости», «Удивительного», «Друга семьи» и «Последствий любви», в «Великой красоте» действуют на ещё более высоком и остром уровне восприятия.

В конце концов, «Великая красота» охватывает и отвечает на все экзистенциальные вопросы, лежащие в основе предыдущих фильмов Соррентино, благодаря признанию Гамбардерллы, что всё существование — всего лишь происки иллюзии. Хитрость.

Источник: cameralabs.org




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля

Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любопытных и многообещающих новинок мирового авторского кино.

18.05.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Любовь и смерть

7 фильмов о простых людях в Великую Отечественную войну

Фильмы про Великую Отечественную войну — стратегически важный жанр отечественного кино. Десятилетиями советские и российские кинематографисты снимали фильмы-эпопеи, в которых крупными мазками изображали события, проложившие путь к Победе. Однако показать не величие, а трагедию войны лучше всего удается картинам о личных историях обычных людей. Вместе с журналом «Искусство кино» T&P собрали 7 фильмов о том, как война повлияла на судьбу простых советских граждан.

11.05.2019 19:00, theoryandpractice.ru


Дорогу осилят

Уикендовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

06.05.2019 19:00, Александр Чанцев


Новая волна

20 течений, изменивших кинематограф

Любой, кто интересуется кино, наверняка слышал о французской новой волне и может быть даже смотрел что-то из Годара. Но даже те, кто смотрел условного Пак Чхан Ука или Ким Ки Дука зачастую не знают, что и они принадлежат каждый к своей волне, а таких волн кинокритика насчитывает множество и география их весьма широка: от весьма кинематографичных стран вроде Италии и США, до вполне неожиданных в подобном списке Румынии или Ирана. Попробуем разобраться в происхождении этих волн и что «нового» они принесли в мировой кинематограф.

04.05.2019 19:00, cameralabs.org


Юрий Быков: «Я бы талант поменял на смелость»

Режиссер о человечности и принятии своего пути

С Юрием Быковым я познакомилась на съемках сериала «Спящие», где работала ассистентом по работе с актёрами. Каждому, кто следит за творчеством Быкова, известно, что этот режиссер снимает в основном мужское кино, поэтому девчонке поработать с таким мастером — большая удача, но также и проблема. Помимо всего прочего, меня жутко интересовало, насколько честность и человечность, транслируемые в его работах, соответствуют его внутреннему миру и не является ли это обычным пиар-ходом.

27.04.2019 19:00, Анна Шкиль


Неутомимые «Мстители»

Гид по 41-му Московскому международному кинофестивалю

В 2018 году из-за футбольного чемпионата мира ММКФ сдвинули с июня на апрель 2019. Новые даты проведения прижились ── 41-й по счёту фестиваль откроется 18 апреля и продлится ровно неделю. Зрителей ждут предпремьерный показ заключительного эпизода блокбастера «Мстители: Финал», ретроспективы итальянского, венгерского и турецкого кино, программы Одесской киностудии, Ленфильма и ВГИКа, отмечающих 100-летие, а также спецпоказ считавшейся утраченной дебютной ленты Дзиги Вертова «Годовщина революции».

20.04.2019 16:00, Павел Пересветов


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

05.04.2019 19:00, Cameralabs


10 культовых фильмов, которые признали шедеврами мирового кино

Рейтинг неподражаемых картин

Зачастую культовые фильмы ассоциируются с низкосортными полуночными размышлениями эксцентричных режиссёров, работы которых — за очень немногими исключениями — трудно назвать настоящими шедеврами.

30.03.2019 19:00, cameralabs.org


Весенний киногид

5 самых ожидаемых кинопремьер весны

В детстве каждый из нас смотрел захватывающие мультфильмы. А теперь в мультипликационных героев превращаются звезды полнометражного кино. Этой весной нарисованные сказки станут реальностью. Кроме того, зрителей порадуют ремейки знаменитых фильмов. «Частный корреспондент» рассказывает о самых громких премьерах весны.

23.03.2019 19:00, Еркнапешян Марианна


«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.