Cecilia Ahern. The Book of Tomorrow. London: Harper Collins Publshers, 2009.
У шестнадцатилетней Тамары Гудвин есть всё, чего только можно пожелать. Дорогие подарки, поездки в Париж на выходные, частная школа, тусовки с друзьями на пляже рядом с домом — шикарной виллой, будто сошедшей с обложки глянцевого журнала. Но неожиданно всё меняется. Отец Тамары кончает жизнь самоубийством, дом конфискуют за долги, а Тамара с матерью вынуждены отправиться жить к тёте Розалин и дяде Артуру в такое захолустье, откуда не доберёшься ни до одного приличного города.
Сесилию Ахерн принято считать новой звездой европейской любовной прозы, однако в действительности ни один из семи романов, написанных дочкой бывшего премьер-министра Ирландии, нельзя назвать в полной мере любовным. Все они больше напоминают затейливые и приятные на вкус коктейли, густо замешанные на мистике и психологизме с элементами триллера и лишь небольшими вкраплениями любви как таковой.
В этом смысле «Книга завтрашнего дня» (The Book of Tomorrow) — вещь для Ахерн вполне типовая. Вынужденный отказ от шикарного антуража прежней жизни и тяжёлое психическое состояние матери становятся для Тамары поводом переосмыслить жизненные ценности. Звучат ожидаемые в этих обстоятельствах инвективы в адрес общества тотального потребления, порицается меркантильность и душевная нечуткость молодёжи, выросшей на распродажах, и вот уже бывшая представительница золотой молодёжи на всех парах несётся к осознанию чистых радостей простого и вместе с тем высокодуховного бытия.
Однако внезапно то, что умело прикидывалось типичным романом воспитания, начинает обретать черты мистического триллера. Неподалёку от нового дома Тамары расположены руины замка, с которыми явно не всё чисто, настолько, что буквально на каждой странице героине начинает мерещиться потустороннее. Однако стоит читателю настроиться на готический лад, как повествование делает новый неожиданный выверт и оборачивается детективом: тётя Розалин что-то скрывает, и Тамара намерена выяснить, что именно… И лишь последние несколько глав оказываются посвящены собственно любовной интриге.
В целом все эти коллизии, изложенные донельзя простым языком, не лишены увлекательности, особенно если не предъявлять завышенных интеллектуальных претензий. Однако на этот раз многократно отработанная Сесилией Ахерн схема изготовления литературного коктейля даёт сбой. В роман зачем-то вклинивается непонятная история с книгой, которую Тамара берёт в библиотеке и в которой с удивлением обнаруживает свой собственный дневник, но с опережением на один день (именно этот приём, кстати, и дал название книге в целом). Однако назвать его оригинальным или тем паче новым язык не повернётся. И уж тем более невозможно объяснить, зачем он нужен: сюжетных трюков тут и без того вроде бы хватает с избытком.
«Книга завтрашнего дня» — это, видимо, тот случай, когда новая идея (а идея создать любовный роман на базе не любовной интриги ещё пять лет назад была, несомненно, нова), миновав пору краткого расцвета, резко и практически без перехода переместилась в категорию отработанного материала. Жила найдена, успешно разработана и, похоже, вычерпана до дна. Всё остальное — не то чтобы плохо, но как-то абсолютно необязательно. И хотя новый роман Ахерн — не худший способ скоротать время, допустим, в ожидании отложенного авиарейса, сложно не признать, что к завтрашнему дню он имеет отношение весьма условное. Скорее уж ко вчерашнему.
* * *
Критика:
Михаил Слободинский (Booknik.ru):
«Автор удивительным образом чувствует меру. Раскачивает эмоции читателя то смешным, то трагичным. Узнавая свои истории, оглядываясь — никто ли не видит намокающие мои глаза, — на подкравшейся смешной сцене я вдруг чувствовал, как пробивается улыбка. Как в детстве, когда, стукнувшись коленкой, я уже рыдаю, но мне смешно от рожиц, которыми меня утешает бабушка. Чувственное расшатывание текста — ты тем сильнее смеёшься, чем грустнее была предыдущая сцена. Тем сильнее готов плакать, когда смешное вдруг оборачивается трагичным. Эмоциональные качели. Браво!»
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Десять страшных легенд и проклятых мест Петербурга.
Ротонда с сатаной, мельница по перемалыванию тел и русалки на Марсовом поле. - Существует ли мистическая Индия?
Александр Сенкевич: о мистической Индии, внимании европейцев и своей жизни. - Слова на бумаге.
Рассказ о любви и о том, как стало одним писателем больше. - Екатерина Дайс: «Новейшее время закончилось…».
Беседа с культурологом о тайных культурных культах, мистериальной традиции в современной культуре, «рифмах френдленты» и половой принадлежности Бога. - Трещины несовершенства.
Евгения Мелемина. Осколки под стеклом. М.: АСТ, М.: Астрель, 2011. - Пар руки.
Книга Маргариты Олари оказалась среди финалистов премии «Рукопись года» в номинации «Язык». - Дождь считать недействительным?
Удивительная история настоящего «продавца дождя», спасшего Калифорнию от засухи и угодившего за это в суд. - Некто Пётр.
Камень в мандале Москвы. - Маги авторитетнее психотерапевтов.
Россияне доверяют экстрасенсам больше, чем медикам. - Ауробиндо, аватар с подвохом.
15 августа 1872 года родился Шри Ауробиндо Гош — выдающийся индийский йогин, поэт, философ и революционер.