Подписаться на обновления
20 сентябряЧетверг

usd цб 67.0098

eur цб 78.3613

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Сергей Жданов, knife.media   вторник, 4 сентября 2018 года, 13:00

Ваша память будет жить вечно
Как общество, политика и капитал манипулируют нашим страхом смерти


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Вы умрете. Через год или через 60 лет — рано или поздно праздник жизни для вас закончится. Другие люди останутся, а вы перестанете существовать. Болезнь, несчастный случай, старость, война, убийство — что-то из этого непременно случится, никто из нас не сможет избежать кончины. Престарелый родственник, больной друг, мертвый голубь на асфальте, новости о войнах, терактах и убийствах — смерть окружает нас повсюду. Мы думаем о ней чаще, чем кажется. Разбираемся, как на нас влияет страх смерти и что с ним делать.

Четыре способа борьбы со страхом смерти

В христианском контексте человек узнал смерть, когда со словами «ибо прах ты и в прах возвратишься» Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что те вкусили плод с древа познания. Это вполне может быть метафорой научного факта — развития неокортекса, который у животных присутствует только в зачаточном виде, а у человека составляет основную часть коры мозга.

Именно неокортекс наделил человека самосознанием, способностью к символическому мышлению, из которого выросла наша цивилизация, а также мением помнить прошлое и прогнозировать будущее. Вместе с ними человек получил еще один злой дар — понимание собственной смертности. Как бы то ни было, но с тех пор как люди начали осознавать конечность своей жизни, одной из главных осей всей человеческой цивилизации стала борьба с этим осознанием.

Традиционно человек отвечал на страх смерти 4 способами: фантазиями о буквальном бессмертии, мечтами о воскрешении, концепцией души и идеей культурного наследия.

Буквальное бессмертие — самая простая и инфантильная фантазия, продолжение инстинкта самосохранения, понятное подавляющему большинству человеческих особей. Древнейшее литературное произведение «Эпос о Гильгамеше» (XVIII–XVII века до н. э.) посвящено квесту за цветком вечной молодости. В этом сказании заложен важный символический урок для всех умников, которые рассчитывают отделаться от смерти легким испугом: Гильгамешу после длительных и изнурительных приключений удается раздобыть цветок бессмертия, но перед тем как его употребить, он решает искупаться — тут приползает змея и крадет его лекарство от смерти.

Мечты о воскрешении знакомы древнеегипетским фараонам, бальзамировавшим своих царей; христианам, верующим в воскрешение Иисуса; русскому народу, до сих пор хранящему тело Ленина в Мавзолее, а также некоторым миллиардерам из Кремниевой долины. Людям приятно думать, что наш «кожаный мешок с костями» может не поддаться беспощадному натиску смерти и разложения и содержит в себе зачатки бессмертия.

«Душа была создана в большом взрыве столкновения непреодолимой психологической силы, нашей воли жить вечно — и непоколебимого биологического факта нашей смерти», — писал Отто Ранк, один из ближайших учеников и последователей Фрейда. Это более утонченная концепция, основанная на вере людей в то, что мы не просто физические существа, а внутри нас содержится некая частица вечности, душа, которая существовала до рождения и, скорее всего, будет существовать после смерти.

Идея культурного наследия основывается на вере в значимость собственной жизни, поступков и жертв, которые мы приносим по ходу своего биологического существования. Продолжить себя через своих детей, оставить след в искусстве, в науке, в политике, в жизни страны и человечества в целом — эти мысли помогали бесчисленным поколениям людей находить смысл в жизни и утешение перед лицом смерти.

Что такое теория управления страхом смерти

В 1973 году американский антрополог Эрнест Беккер написал книгу «Отрицание смерти». Он утверждал, что значительная часть человеческой деятельности так или иначе направлена на преодоление страха собственной смерти. Работу над этой книгой Беккер заканчивал, страдая от неизлечимой формы рака, а в 1974 году она получила Пулитцеровскую премию (уже после смерти автора) и приобрела широкую известность в узких кругах. Довольно скоро книга забылась — но не всеми.

В 1986 году, основываясь на идеях Беккера, психологи Джефф Гринберг, Шелдон Соломон и Том Пищински развили его идеи в теорию управления страхом смерти, утверждающую, что универсальные фундаментальные защитные механизмы от осознания смерти — это культурные нормы и ощущение собственной значимости.

Как культура защищает от страха смерти

Человек обращается к вере в свою культуру, так как она рассказывает ему, что хорошо и что плохо и так или иначе обещает преодоление смерти — символическое или буквальное. Так культура наполняет жизнь смыслом, порядком и постоянством. Христианин верит в Иисуса, либерал — в свободу, патриот — в родину. Культурная идентичность — это коллективный пакт защиты от осознания смерти, в реализацию которого каждый из нас вкладывает уйму сил и стараний. Ради него многие рискуют своей свободой и даже жизнью, как бы парадоксально это ни звучало. Мы обращаемся к правительственным, образовательным и религиозным институтам и ритуалам за тем, чтобы они убедили нас, что человеческая жизнь хоть в чем-то уникальна и что-то значит перед лицом суровой бесконечности.

Национализм, коммунизм, либерализм, феминизм — почти все «измы» так или иначе приобщают нас к мыслям о существовании некого абстрактного «большего», под чьим заботливым и временами жестким крылом мы ищем защиты и забвения от мыслей о собственной кончине.

Одним из первых серьезных экспериментов, который доказал это положение, стал эксперимент с судьей и проституткой. Группе судей вручили опросники, в которых их тщательно расспросили о чувствах, которые в них вызывает идея их смерти, а после попросили вынести приговор в деле о проститутке, пойманной во время переговоров с клиентом. Судьи из контрольной группы, которым не напоминали о смерти, выписали проститутке штраф в среднем в 50 долларов. А вот у судей, взбудораженных мыслями о собственной кончине, средний штраф составил все 455 долларов — в девять раз больше. Это в судьях сработал механизм защиты: они сильнее отождествляются со своей ролью носителя правопорядка, чем люди из контрольной группы, и ожесточились против «аморальных беззаконников», угрожающих их картине мира.

Подобные эксперименты раз за разом показывают печальную тенденцию: чем сильнее мы напуганы мыслью о собственной кончине, тем сильнее цепляемся за свою идентичность — за нормы группы, к которой мы себя причисляем.

В таких условиях нет ничего страшнее мысли о том, что у других людей может быть другая правда, свой бог. Ведь если чужой бог — тоже всемогущий, значит, что-то не так с нашим богом: значит, бессмертие, которое он нам обещает за поклонение ему, может оказаться неправдой, значит, мы, возможно… действительно умрем — и на этом всё кончится?!

Наша картина мира, а вместе с ней и идентичность, начинают формироваться с младенчества. Взрослые рассказывают детям, из чего состоит мир, что хорошо, а что плохо, как надо себя вести, чтобы в конце получить вознаграждение, а чего делать нельзя, чтобы не получить наказание. Сначала для получения одобрения нужно совсем мало: младенцу достаточно попасть ложкой с едой в рот, чтобы вызвать бурный восторг у родителей. Но чем старше становится ребенок, тем шире его мир — и тем актуальнее для него становятся культурные ценности со своими требованиями, удовлетворив которые, ребенок может получить одобрение и почувствовать себя в безопасности.

Вместе с полезными знаниями вроде того, что нужно держаться подальше от кипящей воды и не стоит ковыряться в розетке, взрослые передают детям и более абстрактные идеи и ценности: гендерные, национальные, религиозные, возрастные стереотипы, опираясь на которые, дети со временем учатся идентифицировать себя.

В этой идентификации человек получает целую систему координат, ценностей и смыслов, благодаря которым у жизни появляется определенность.

Мысль о смертности начинает посещать детей примерно с трех лет. Они вдруг понимают, что папа и мама рано или поздно умрут, и, что беспокоит их еще сильнее, — они сами когда-нибудь умрут и никто не сможет спасти их от этой напасти. Маленького ребенка просто отвлечь от этой мысли — игрой, вкусной едой или походом в зоопарк. Но со временем в нем крепнет культурная идентичность, и он обретает собственное оружие от мыслей о смерти. Мысли о сильной физической боли, бессмысленности, социальной обособленности, провале на экзаменах или на работе, мысли о будущих проблемах — все эти негативные мысли не влияют на нас так, как мысли о собственной смерти.

Базисные защитные механизмы человека от стресса не особо отличаются от аналогичных механизмов животных. А вот страх смерти — уникальный экзистенциальный бич человечества.

Израильские ученые провели эксперимент с детьми 7 и 11 лет. Половине детей задали 26 вопросов («знает ли мертвый человек о том, что с ним происходит?» или «все ли люди умрут рано или поздно?»). Затем всем детям показали фотографии их сверстников, на которых был указан возраст и место рождения ребенка, и спросили — хотели бы вы поиграть и подружиться с этими детьми? Часть детей на фотографиях была коренными израильтянами, а другая часть родилась в России (в Израиле существует стереотип о том, что русские мигранты — культурные аутсайдеры). Дети из семилетней группы негативно отреагировали на все фотографии, потому что были взбудоражены мыслями о смерти и в целом фрустрированы. Однако дети 11 лет проявили повышенное желание подружиться с израильскими детьми и чаще отказывались дружить с русскими детьми. То есть в 11 лет они уже переняли взрослую модель защиты от страха смерти — культурную идентичность.

Патриотизм и политическая позиция как защита от смерти

Принадлежность к нации, народу и культуре позволяет человеку надежно защититься от бессмысленности собственного бытия и на многих уровнях обещает бессмертие. Пускай я умру, но мои дети, внуки и правнуки будут жить, а значит, будет жить и частица меня — вполне логичная с точки зрения эволюции и передачи генетического материала идея, которая, действует в первую очередь на символическом и психологическом уровне, а не на уровне рассудка.

«Я умру, но наше общее дело продолжить жить, я капля в море своего народа», — эти мысли помогали и помогают миллионам людей находить в себе силы вставать с кроватей по утрам, а другим дают возможность управлять и направлять эти миллионы в нужном им русле. Они же многократно приводили людей к смерти в окопах, траншеях и даже в корпоративных офисах. Римский философ Цицерон писал об этом так: «Никто не смог бы принять смерть во благо своей страны без надежды на бессмертие».

Патриотизм — палка о двух концах: с одной стороны, он помогает людям справиться со страхом небытия, а с другой, страх небытия и напоминание о конечности жизни разжигает в людях патриотизм.

В немецком эксперименте граждане, которых останавливали возле продуктового магазина и спрашивали, какие товары они предпочитают, не выказывали особой любви к отечественным продуктам. А вот немцы, которым те же вопросы задавали рядом с кладбищем, выказывали гораздо большую приверженность немецкой еде, немецким машинам и даже немецким курортам.

Естественное следствие патриотизма и национализма — появление харизматичного лидера, «большего чем жизнь» героя, перед которым благоговеют, за которым следуют и с которым отождествляются сотни тысяч его последователей. Герой, в отличие от обычного человека, способен победить смерть и вселить в людские головы неправдоподобную мысль, что через геройство (то есть фанатичное следование требованиям культурной системы) каждый человек способен превзойти небытие.

В одном из экспериментов участникам раздали предвыборные листовки трех кандидатов в губернаторы. Первый кандидат говорил: «Я могу добиться всех целей, которые я поставил. Я разработал очень подробный и тщательный план того, что необходимо сделать, чтобы не было никаких неоднозначностей». Вторая листовка гласила: «Я призываю всех граждан принять активное участие в улучшении государства. Я знаю, что каждый индивидуум может привести к переменам».

А третий кандидат заявлял: «Вы не просто обычные граждане, вы — часть особого государства, особой нации».

В контрольной группе, которой не напоминали о смерти, только 4 из 95 участников проголосовали за третьего, харизматичного кандидата, остальные голоса распределились приблизительно поровну между двумя другими. Однако в группе, которой перед экспериментом напомнили о смерти, за харизматичного лидера было отдано в 8 раз больше голосов.

Вражда как защита от страха смерти

Мысли о превосходстве собственной культуры и неполноценности чужой успокаивают людей и придают им сил дальше следовать собственным культурным паттернам в надежде на героическое бессмертие. Если человек узнает, что чужаки принимают его точку зрения и убеждения, он чувствует больше уверенности в собственной культуре и в ее обещаниях символического бессмертия — а значит, получает более надежную защиту от страха смерти. Эрнест Беккер, антрополог, от чьих работ оттолкнулись создатели теории управления страхом смерти, писал: «Одна культура всегда выступает потенциальной угрозой для другой, потому что она предоставляет доказательства, что можно жить героической жизнью в совершенно другой, чуждой системе ценностей».

Страх смерти делает людей более агрессивными и готовыми к насилию по отношению к своим культурным и политическим оппонентам: после напоминания о собственной смертности христиане ожесточаются против евреев, консерваторы проклинают либералов, итальянцы презирают немцев, а люди из всех стран глумятся над иммигрантами.

В эксперименте 2006 года американцы, которым напоминали об их смертности или о событиях 11 сентября, с большей охотой поддерживали упреждающие атомные и химические атаки на страны, которые не представляли непосредственной угрозы США. Они также поддерживали потенциальные многотысячные жертвы среди мирных граждан, если это помогло бы поймать Осаму бин Ладена. Точно так же они проявляли большую толерантность к пыткам подозреваемых в терроризме иностранных граждан. В аналогичном эксперименте израильские консерваторы с большим пониманием относились к насилию над палестинцами, а также с большим энтузиазмом воспринимали упреждающую атомную атаку на Иран. В свою очередь, иранские студенты после напоминания о смерти высказывали большую поддержку террористических атак на США и были более заинтересованы идеей самим стать смертниками.

Как ощущение собственной значимости защищает от страха смерти

Быть частью культуры недостаточно: необходимо чувствовать ценность своей роли в какой-то космологического масштаба драме. Самоуважение — наш второй и, пожалуй, самый значимый щит в борьбе против бесконечно напирающей силы смерти. И если культуру не так уж просто потерять, так как нас ею бомбардируют со всех сторон другие участники жизненного спектакля, то самоуважение — очень хрупкая защита и наше личное дело. Ради самоуважения мы готовы проглотить любую дозу самообмана, поверить любому проходимцу, способному повысить нашу самооценку, а также совершить любой подвиг и даже самопожертвование.

«Хороший христианин», «настоящий патриот», «последовательный либерал», «ударник производства», «непримиримый оппозиционер», «примерный отец», «популярная блогерша» — все эти титулы (а также тысячи других), ради которых мы из кожи вон лезем каждый день, помогают нам вцарапаться поглубже в ткань жизни.

В одном из экспериментов ученые предложили пройти участникам тесты, после которых вне зависимости от результатов вынесли им оценки двух видов: нейтральную и позитивную. После этого участникам показали отрывки из фильма «Лики смерти», сборника натуралистичных документальных видео о смерти, а другой части — нейтральное видео. Затем их попросили оценить уровень своего беспокойства и обнаружили, что в группе людей, получивших нейтральную оценку, «Лики смерти» вызвали подъем беспокойства, а обычное видео никак их не обеспокоило. А вот в группе испытуемых, получивших позитивные оценки, реакция на «Лики смерти» и нейтральное видео оказалась одинаковой: повышенная самооценка предоставила им иммунитет против страха кончины.

Так как повышенная самооценка увеличивает нашу сопротивляемость страху смерти, столкнувшись с мыслями о собственной кончине, мы бессознательно активизируемся, чтобы соответствовать более высоким стандартам нашей культуры.

Часто такое стремление приобретает парадоксальные формы, тогда страх смерти повышает вероятности погибнуть. Люди, которые считают себя хорошими водителями и черпают из этого умения уверенность в себе, начинают вести себя более рискованно на дорогах, после того как им напоминают о смерти. Заядлые курильщики, считающие сигарету неотъемлемой частью своего образа, после лекции о смертельном вреде курения делают еще более глубокие и длительные затяжки. Любители секса через несколько минут после упоминания смерти или спида выказывают повышенную готовность к сексу без презерватива и мечтают о большем количестве половых партнеров.

Потребление как защита от страха смерти

В свете мыслей о смерти мы становимся более падкими на предметы роскоши и проявляем повышенную заинтересованность в потреблении в целом. Вскоре после событий 11 сентября 2001 года президент Буш обратился к своим согражданам с призывом: «Мы не можем позволить террористам добиться своей цели и запугать нашу нацию до такой степени, что мы перестанем заниматься бизнесом или ходить по магазинам… Миссис Буш и я хотим призвать американцев на походы по магазинам!»

В следующие два месяца американцы покупали дома и машины в рекордных количествах, а общий объем потребления товаров за три месяца вырос на 6 %.

Они также стали с небывалым энтузиазмом скупать звездно-полосатые флажки и значки, произошел небывалый подъем патриотизма (часто понимаемого в Америке через капитализм и консюмеризм). Чуть позже, когда Франция высказалась против вторжения США в Ирак, американские покупатели стали бойкотировать французскую еду и вино и даже организовали движение за переименование картошки-фри (на англ. «French fries») в картошку свободы («Freedom fries»).

Как фантазии о бессмертии двигают вперед технологию

«Удивительно хорошо бывает, когда ясно не то что поймешь, а почувствуешь, что жизнь не ограничивается этой, а бесконечна», — говаривал Лев Толстой. Люди всегда бредили бессмертием: греки считали, что их боги вкушают амброзию, дающую бессмертие; индусы — что их божества поедают амриту; китайские алхимики пытались приготовить эликсир вечной молодости, а европейские — искали философский камень, побеждающий смерть. По сей день человечество не оставило этих попыток.

Сейчас вопросом бессмертия в числе прочих занимаются самые продвинутые ученые Кремниевой долины. Например, компания Calico, поддерживаемая Google и с капиталом более чем 1,5 миллиарда долларов, занимается вопросами борьбы со старением.

А главный футуролог Google Рэймонд Курцвейл ежедневно принимает свой вариант эликсира бессмертия — 250 витаминов и пищевых добавок.

Он надеется дотянуть свеженьким до 2030 года, когда, по его мнению, технический прогресс позволит человеку стать практически бессмертным с помощью наноботов, которые будут плавать в нашем теле, мониторить физиологические процессы и по ходу устранять все технические неполадки, из-за которых мы стареем и умираем.

Так как Курцвейл не на сто процентов уверен в своих расчетах, он присоединился к некоммерческой организации, занимающейся крионикой — Alcor Life Extension Foundation. Alcor занимается криоконсервацией, то есть заморозкой умерших людей: более дорогой вариант подразумевает заморозку всего тела, а бюджетный — только головы. Особо ценным членам этого сообщества разрешается даже заморозить своих животных, и на данный момент вместе со 106 телами людей в жидком азоте покоится 33 животинки.

Технологи компании поддерживают стабильно низкую температуру в контейнерах с телами в надежде, что вскоре технологии позволят разморозить их и омолодить или просто заменить тело законсервированным участникам криогенного сообщества.

Один из членов общества, предприниматель Сол Кент, так фантазирует о бессмертии: «Вскоре мы будем обладать силами, далеко превосходящими супермена. Мы сможем менять тела, как одежду. В будущем у нас будет больше, чем одно тело. Да и вообще, мозгу необязательно нужно будет тело… К концу XXI века между нами тогда и нами сейчас будет больше разницы, чем между людьми сейчас и обезьянами». Этот господин Кент заморозил голову своей матери и мечтает, что в будущем он встретится с ней, они будут одного возраста и он скажет ей: «Мама, мы в раю, вместе! У нас получилось. У нас действительно получилось». Иными словами, человечество на данном этапе хочет взять рай технологичным штурмом. На вопрос, существует ли Бог, Рэй Курцвейл отвечает: «Пока что нет!»

Можно ли освободиться от иллюзии защиты от страха смерти

Даже если мы поверим футурологам, будем принимать биодобавки и заниматься физкультурой, не будем пить и курить и в результате дождемся технологий, которые позволят нам жить хотя бы на несколько сотен лет дольше, чем сейчас, — страх смерти никуда не уйдет. Возможно, он даже возрастет. Ведь никто не застрахован от случайностей: человечество всё еще заигрывает с тотальной аннигиляцией, наращивая ядерные вооружения; непонятно, чем технологический прогресс обернется для климата планеты; из космоса всегда может прилететь гигантский метеорит — а в ванной можно поскользнуться и расшибиться насмерть. Представьте, как обидно умирать человеку, который может жить вечно. И тогда до какой степени могут возрасти наши страхи? На что мы будем готовы пойти, чтобы нейтрализовать внешнюю угрозу или избежать несчастного случая?

Все, кто читает этот текст, рано или поздно умрут. С этим фактом нужно жить и не позволять ему застилать глаза. Страх смерти способен подтолкнуть нас на самые глупые и абсурдные действия, он укрепляет наши шаблоны и сеет вражду — но только когда он неосознан.

В одном из экспериментов ученые напомнили всем участникам о смерти, но часть людей дополнительно попросили вдумчиво и тщательно описать свои чувства по поводу собственной смерти, а если надо — в подробностях представить, что им диагностировали терминальную стадию рака. После этого всем участникам вручили два эссе: одно восхваляло их страну, а другое критиковало. Люди, которым просто напомнили о их смерти, как обычно, усиленно критиковали критикующих их страну и симпатизировали тем, кто ее хвалит. А вот те, кто хорошенько задумался о собственной смерти, выказали полный нейтралитет и к хвалящим, и к хулителям.

Сократ говорил, что философия — это искусство умирать, а Будда открыл свои четыре Благородных истины о жизни как страдании, лицом к лицу столкнувшись с тремя ипостасями смерти: больным человеком, стариком и мертвецом. Если мы станем чаще размышлять о смерти самостоятельно, стараться осознать и принять ее факт, то станем чуточку свободнее — как от страха, так и от тех, кто им манипулирует.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Пора прощаться

Семейные ценности, которые не прошли проверку временем

Семья в классическом понимании собрала вещи и, помахав нам рукой, отправилась в прошлое на страницы старых фотоальбомов. Как лет пятьдесят назад постепенно стало естественным отсутствие невинности у девушки до замужества, так и семья «М+Ж, вместе и навсегда» сегодня незаметно уступила позиции другим видам отношений.

20.09.2018 03:00, Леся Матвеева для womo.ua


«Живем в аду»

Почему общество беззащитно перед живодерами?

Резонансное дело «мозырского живодера», глубоко потрясшее общественность двух стран – России, куда садист-шизофреник Александр Кацемба слал «отчеты» кровавых пыток и казней котят, и Белоруссии, откуда родом сам маньяк, – вскрыло сразу несколько критических уязвимостей. В законодательстве, в правоприменительной практике, в менталитете. История далека от завершения, но очевидно одно: если эти уязвимости не устранить – и срочно, все дальнейшие действия неравнодушных граждан по защите своих законных интересов, ценностей и прав можно будет уже смело отнести к разряду самообороны. Проще говоря, как бы это печально ни звучало, но общество вплотную подошло к идее самосуда, и оснований для этого более чем достаточно.

19.09.2018 16:00, Муса Кундухов


Почему миром правят Лебеди

Начинается все, как обычно пишут психологи, с детства. Именно в детстве нам внушают две откровенно провальные идеи, одновременно вредные и нежизнеспособные. Первая – нужно слушаться старших, вторая – необходимо постоянно прикладывать усилия. Обе эти схемы в результате приводят к полнейшему разочарованию. Человек вырастает и искренне не может понять: что с его жизнью не так?

19.09.2018 09:00, Михаил Лабковский, "Сноб"


Брак — это уважение

На чём строится семейное счастье

Супружество — взаимное служение. Наливать всегда 2 чашки чая, оставить последний кусок пирога, положить нужное число сахарных кубиков в кофе, принести жене цветочки; дать поспать другому и развлекать в это время ребенка; молча убрать то, что валяется, — все эти "бытовые мелочи", в которых нет места эгоизму, — основа крепкого брака и здоровой психики обоих супругов. И да, если заметили это служение, — не стесняйтесь благодарить.

18.09.2018 16:00, Екатерина Рогачева, facebook.com/rogachevaev


Сохрани свой мозг

Почему нытьё окружающих делает вас глупее?

«Важно понимать, что мозг в чём-то похож на мышцу. Положительная активность тренирует его. Отрицательная — ослабляет» — так Тревор Блэйк подвёл итог своего исследования, показавшего, что нытьё других людей делает нас глупее.

18.09.2018 15:00, aum.news


Без пяти минут пациент

Психиатр Владимир Менделевич – заведующий кафедрой психологии Казанского медуниверситета и директор Института исследований психического здоровья. В интервью Jewish.ru он вспомнил, как работала советская карательная психиатрия, рассказал, зачем в СССР придумали «вялотекущую шизофрению», и объяснил, почему в России никогда не легализуют марихуану и кетамин.

18.09.2018 13:00, Алена Городецкая


Времени в обрез

Зачем знать стоимость каждой вашей минуты

Автор блога A Life of Productivity Крис Бейли настоятельно рекомендует определить цену вашего времени, чтобы не тратить его впустую.

18.09.2018 09:00, ideanomics.ru


Обед по расписанию

Какие блюда любили советские лидеры

О кремлевских застольях ходят легенды. Даже в самые нелегкие для страны годы приемы, устраивавшиеся советскими вождями, поражали гостей. Но сами лидеры предпочитали питаться далеко не столь роскошно. Как готовили сталинские щи, что ел на завтрак Хрущев и какой суп варил Брежнев – далее в обзоре.

17.09.2018 19:00, kulturologia.ru


Улучшатели и достигаторы

Нужен ли вам коуч и как выбрать подходящего

После громкого визита в Россию Тони Роббинса вокруг фигуры коуча возникло много дискуссий — от шуток про «простые истины» в твиттере до судебного иска от девушки, которая заявила, что после его выступления впала в депрессию. Индустрия подобных тренингов в России еще очень молодая и чаще всего ассоциируется с такими персонажами, как Роббинс, или обыкновенными мошенниками. В то же время на Западе коучинг укоренен в разных профессиональных сферах. И Россия, несмотря на все недоверие, неизбежно движется по тому же пути: ведущие вузы уже готовят специалистов по коучингу, а бизнес-среда отсеивает неквалифицированные кадры. T&P разобрались, кому нужны услуги коуча, как не прогадать с выбором и почему в работе с консультантом важно соблюдать личные границы.

17.09.2018 16:00, Наташа Федоренко, theoryandpractice.ru


Зов адюльтера

Почему измены случаются даже в идеальных парах?

Моногамия в действительности есть подавление инстинктов, говорил Фрейд. Но именно это является необходимым условием существования цивилизации. Американский психолог Дэвид Бараш в газете "Эль Мундо" утверждает, что естественной является полигамия, а моногамию он считает мифом. В своих исследованиях он даже обнаружил генетическую предрасположенность к измене.

16.09.2018 09:00, Сара Поло (Sara Polo), inosmi.ru






 

Новости

Сотрудники «Почты России» будут оказывать медпомощь
Российские почтальоны смогут оказывать первичную медпомощь.
Неженатых мужчин в России в 2 раза больше, чем незамужних женщин
К таким выводам можно прийти на основе данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишут РИА «Новости». Опрос показал, что холостяков в стране 16%, тогда как незамужних женщин - всего 7%.
В библиотеке обсудили вопросы открытого доступа к научной информации
6 сентября в Научной библиотеке состоялся семинар «Российские университеты – открытой науке», первый в цикле просветительских семинаров в рамках проекта «Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов» (НОРА) в Красноярске. Он собрал более ста преподавателей, учёных, студентов и представителей библиотек.
Создатели фильма “Ампир V” объявляют о старте ICO
Кинокомпания “Квадрат” проводит первый в России открытый ICO для фильма “Ампир V” по роману Виктора Пелевина.
Подведены итоги проекта Ресурсный центр «Научный корреспондент»
В сборник по итогам вошли все основные документы проекта, включая выводы по итогам исследований и мероприятий, обзорный отчет и ключевые материалы, опубликованные в СМИ.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.