Подписаться на обновления
9 декабряПонедельник

usd цб 63.7185

eur цб 70.7594

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 1 мая 2009 года, 09:14

Валерий Полянский: «Чтобы микрофон не мешал…»
Худрук Симфонической капеллы: «Шнитке — не та музыка, которую можно просто послушать, — ее надо пережить, это тяжелая работа ума, души, сердца»


Валерий Полянский // Шарль Стоянов, Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Худрук Симфонической капеллы России Валерий Полянский о Бетховене и Шнитке, «Сорочинской ярмарке» Мусоргского и Рахманинове, летних концертах на открытом воздухе и своей преподавательской деятельности.

Валерий Полянский — один из наиболее ярких и активных российских дирижеров. В Московской консерватории обучался на двух факультетах — дирижерско-хоровом и оперно-симфонического дирижирования. В 1977 году участвовал в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» в Большом театре, где дирижировал и другими спектаклями. Возглавляя с 1971 года Государственный камерный хор, работал также с симфоническими оркестрами в России и за рубежом.

С 1992 года — главный дирижер и художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России, включающей симфонический оркестр и хор (свыше 200 артистов).

С участием капеллы состоялись такие масштабные проекты, как исполнение оперы «Джезуальдо» Шнитке (2000) и «Песен Гурре» Шенберга (2003).

С капеллой ежегодно сотрудничает выдающийся маэстро Геннадий Рождественский, который считает «этот коллектив одним из лучших (а может быть, и лучшим) в Москве». Валерий Полянский — народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, отмечающий в апреле 60-летие.

— Валерий Кузьмич, позвольте поздравить вас с 60-летием. Чем для вас был примечателен юбилейный сезон?
— В этом сезоне мы сыграли Третью симфонию Малера в Концертном зале Чайковского, Торжественную мессу Бетховена в Доме музыки — большая, интересная, трудная работа.

Вообще Бетховен — трудный. И чем больше я занимаюсь профессией, тем больше убеждаюсь в том, что легкой музыки вообще нет. И даже в сочинениях, которыми дирижировал десятки раз, всегда находишь что-то новое, что приходится преодолевать. В этом, наверное, и есть счастье музыканта.

Восьмой Пасхальный исчерпал симфоническую программу Валерия Гергиева в Москве Вагнером и Римским-Корсаковым. Ему на смену пришел Александр Лазарев, пожалуй, с лучшим на сегодня коллективом — Российским национальным оркестром.

Мы сделали также несколько опер. Особенно интересной была работа над «Сказками Гофмана» и «Сорочинской ярмаркой», которую мы исполняли несколько лет назад и теперь повторили. Мы обратились к редакции Николая Черепнина — в одной из рецензий я прочитал, будто это редакция с купюрами, хотя купюр там никаких нет.

Действительно, сцена шабаша туда по определенным причинам не вошла, но это полноценная редакция оперы безо всяких купюр, как она первоначально была задумана Мусоргским.

Об этой редакции «Сорочинской ярмарки» мы прежде ничего не знали. Ко мне попала партитура случайно, а ведь она сильно отличается от редакции Ламма и Шебалина, которую все знают и которая более тяжеловесна. Не хуже и не лучше, но другая совсем.

Они обе имеют право на жизнь, каждая по-своему замечательна. Мы подготовили исполнение к юбилею Гоголя, как и «Черевички» Чайковского, хотя начали готовиться к нему заранее и еще в прошлом сезоне сделали «Ночь перед Рождеством».

— Еще один тематический цикл, подобный гоголевскому, вы провели в 2003 году под названием «Рахманинов. Коллекция шедевров». Есть ли у вас новые планы подобных монографических программ?
— Да, это был очень интересный проект, не имевший продолжения: сложно получить зал на несколько вечеров подряд.

Что касается Рахманинова, то в этом сезоне мы играли его Вторую симфонию и Третий концерт. И еще исполняем «Алеко» — в Измайлове на открытом воздухе в июне.

Летом вообще много концертов — будет еще Литургия Рахманинова, но уже в Коломенском. Предстоят также два концерта итальянской и русской оперной музыки. Главное, чтобы музыка была интересной, а я стараюсь, чтобы это всегда было так.

— Когда-то основу капеллы составил оркестр министерства культуры, которым руководил Геннадий Рождественский. Можно ли сказать, что оркестр до сих пор сохранил отпечаток его школы?
— Когда я возглавил капеллу, то со времен Рождественского там оставалось около 20% музыкантов. Сейчас состав уже абсолютно новый.

Но традиции отношения к музыке и отношений друг с другом, которым учил меня Геннадий Николаевич, мы стараемся сохранять и приумножать. А Рождественский каждый год проводит с капеллой свой абонемент.

Это уже стало традицией, и приятно, что большую часть концертов в России он дает именно с нашими музыкантами. Для любого коллектива, перед которым появляется гениальный дирижер, имеющий столь громадный репертуар и опыт работы, такие глубокие знания музыки и профессии, это счастье.

— Какую часть вашей музыкальной жизни занимает преподавание?
— Сейчас я пришел в консерваторию уже второй раз, а начинал преподавать еще в 1977 году и затем ушел. Потом возник момент, когда преподавать было особенно некому, и меня попросили вернуться.

Я стараюсь делать всё что могу, сейчас у меня семь студентов, не считая стажеров. Недавно пришел ко мне стажер — капитан второго ранга: выходит в отставку и хочет продолжить образование как симфонический дирижер, он прежде работал в военном ансамбле на флоте. Заслуженный артист, кстати.

Приезжают отовсюду — из Нижнего Новгорода, с Дальнего Востока... Бывают и аспиранты, так что работы хватает, а времени — не всегда. Они ходят и на репетиции ко мне, мы потом обсуждаем их в классе. Очень ответственная работа, которую я стараюсь добросовестно выполнять, призывая на помощь весь свой опыт.

Нашу кафедру возглавляет Геннадий Николаевич Рождественский и руководит очень активно, дай Бог ему здоровья. Кафедра сильная, дружная, талантливых людей много.

К счастью, у нас появился опять «производственный» оркестр, которым руководит Анатолий Абрамович Левин — опытный дирижер, педагог и воспитатель.

Рождественский много делает для кафедры — проводит семинары для студентов и аспирантов, устраивает совместные концерты... это очень большая работа. А кроме того, само общение с Рождественским для тех, кто учится профессии дирижера, необыкновенно важно.

— Планируете ли вы продолжать практику концертного исполнения опер? Насколько трудна их подготовка?
— Да, мы будем продолжать и на следующий сезон повторяем «Сказки Гофмана» в Зале Чайковского, причем элемент театрализованности, думаю, будет усилен.

А в Доме музыки запланирован абонемент опер Верди — «Травиата», «Трубадур», «Луиза Миллер». Думаю, будут и другие. Одни оперы мы учим быстро, другие долго, но больше всего времени уходит на работу с певцами. Для оперного дирижера это главное — если это сделано, то оперу можно слушать.

— В 2000 году вы дирижировали российской премьерой оперы Шнитке «Джезуальдо» и собирались несколько лет спустя выпустить запись. Она так и не вышла?
— Нет, из-за проблем с издателями наследия Шнитке. Запись существует, она отредактирована и производит очень сильное впечатление. Однако издатели просят огромных денег за выпуск записи, не понимая того, что они обкрадывают сами себя. Равно как и всю мировую культуру, но это не приходит им в голову.

Это похоже на начинающийся бум. До конца сезона еще два месяца, а уже более 45 тыс. абонементов продано — на 8 тыс. больше, чем год назад в это же время. Из 159 циклов 30 раскуплены полностью. Что будут давать осенью и зимой? Как ориентироваться в классике? Советы специалиста.

В следующем сезоне отмечается 75-летие Шнитке и мы собираемся сыграть его Вторую симфонию. Это очень интересное, необычное сочинение с оркестром и хором, кроме нашего коллектива, его в Москве никто не исполнял — буду рад к нему вернуться.

А, скажем, исполнять Восьмую симфонию — необыкновенно тяжело эмоционально, после этого надо очень долго приходить в себя и восстанавливать силы.

Это вообще к большинству поздних сочинений Шнитке относится. В том числе к опере «Джезуальдо», которую я хотел было повторить, но потом от этой идеи отказался; для певцов это крайне трудно технически и физически, да и сюжет психологически очень давит.

Шнитке, особенно поздний, не та музыка, которую можно просто послушать, — ее надо пережить, это тяжелая работа ума, души, сердца.

— Вы также регулярно дирижируете симфоническими программами фестиваля «Московская осень». Попадаются ли там сочинения, которые вам хотелось бы повторить?
— Мне на «Московской осени» везет, неинтересных сочинений практически не бывает. Вероятно, это в первую очередь заслуга Олега Борисовича Галахова, который формирует фестивальные программы.

Я почти никогда не корректирую его предложения, разве что с точки зрения хронометража и некоторого разнообразия. Но Союз композиторов, как правило, продумывает это заранее, нам остается лишь сделать всё, что в наших силах, чтобы донести до слушателей замысел композитора.

Правда, есть моменты, с которыми я не согласен, — в первую очередь то, что фестиваль замкнут на современной музыке.

Гораздо лучше воспринимаются концерты, где наряду с сегодняшними авторами звучит классика. Тогда совсем по-другому воспринимается новая музыка и публика реагирует по-другому.

Допустим, кто-то придет на Шостаковича, услышит нового автора и в следующий раз пойдет уже на него. А сейчас, когда сторонний слушатель не видит ни одной знакомой фамилии, на кого же ему идти?

Делать такие переклички эпох необходимо, и я могу только поддержать программы, в которых наряду с нынешними композиторами звучат произведения ушедших из жизни мастеров ХХ века.

В 2003 году мы играли Реквием Шнитке и «Романсеро о любви и смерти» Сидельникова, в 2006 году — Реквием Сергея Беринского, сочинение с очень интересной идеей. Открывать такие сочинения, как и совсем новые, — трудная, но благородная задача.

— Однако из того, что вы играете на «Московской осени», практически ничего в вашем репертуаре не остается.
— Что-то осталось из сочинений Шнитке, Денисова — правда, сейчас они уже стали классикой. Может быть, когда-нибудь классикой станет и то, что мы играем теперь.

Но сейчас времена поменялись очень сильно. Изменилась вся система отношений между филармонией, исполнителями, публикой и Союзом композиторов. Лучше ли, хуже ли стало, но изменилось всё. До недавнего времени у нас также было много записей, теперь их существенно меньше: мировой кризис затронул и рынок классической музыки.

Но запись — это вообще особая часть творчества, для любого коллектива и исполнителя. Работа над записью очень отличается от работы на сцене, хотя задача записи — как раз максимально приблизиться к живому исполнению. А это трудно, нужно долго себя воспитывать.

У многих великих исполнителей это получалось с трудом, микрофон им мешал. Например, Святослав Рихтер при включенном микрофоне замыкался, зажимался, а если ему говорили, что микрофон выключен, он был абсолютно свободен и делал чудеса. Похожие вещи случались и с Ойстрахом, в студии ему не хватало публики, не хватало дыхания зала. Но всё это поправимо.

— Что интересного ждет ваш коллектив в следующем сезоне?
— На следующий год хор и оркестр должны выступать в Хорватии и Италии, там будут «Колокола» Рахманинова и Симфония псалмов Стравинского. Затем оркестр поедет в Германию, а у хора будут еще концерты в Хорватии. Мы давно не бывали в тех краях, с тех пор как только-только перестала существовать Югославия.

Еще я с большим удовольствием вспоминаю времена, когда для нас выделялись три вагона, прицеплялись к поезду, мы приезжали в город, давали концерт и в тех же вагонах ехали дальше. И так объезжали 7—8 городов.

Сейчас устроить подобное непросто и недешево. Хотя многое зависит от спонсоров и от желания региональных властей. Уверен, что даже в самые сложные времена деньги на культуру найти можно. Просто потому, что человек без духовной пищи жить не может.

Беседовал Илья Овчинников




ОТПРАВИТЬ:       



 






С колючей проволокой на колючую проволоку

Как рок опрокинул стену

Рок-музыка сыграла ключевую роль, когда стены Восточной Европы начали рушиться под давлением бунтарской молодежи в 1960-х годах. Об этом рассказывает высокопоставленный венгерский дипломат Андраш Симони. Вся его жизнь и карьера связана с музыкой, в том числе с русским роком.

29.10.2019 16:00, Поуль Ларсен, inosmi.ru


Точно и тонко

Концерт фестиваля Viola is my life в культурном центре ДОМ

В Москве прошёл пятый альтовый и виольный фестиваль Viola is my life, которым руководит Сергей Полтавский, знаменитый альтист, участник множества проектов, связанных как с академической, так и с новой академической музыкой, и также научный сотрудник Научно-творческого центра электроакустической музыки при Московской консерватории. Первый концерт состоялся в культурном центре ДОМ.

26.10.2019 16:00, Артем Пудов


Допинг контроль #16. «Быстрый и безумный, поэтому его называют…»

Чугунное интервью

Мы живём в мире, в котором для разговора с интересными людьми необходим информационный повод. Такой стиль общения навязали нам средства массовой информации и, увы, это примета нашего времени. Информационный повод для нашей беседы с очень популярной в миллениум российской группой «Чугунный скороход» есть — появление всего их наследия 90-х и нулевых в новом музыкальном сервисе Apple music. Но даже не будь этого ретроспективного цифрового переиздания, я считаю, с такими остроумными собеседниками стоило бы поговорить и без всякого информационного повода. Им есть, о чем рассказать, а мне есть, о чем их спросить.

15.09.2019 16:00, Дмитрий Мишенин


Богатый сэр

Интересная жизнь Вилли Токарева

Цыганка нагадала Вилли Токареву, что он проживёт 120 лет. В свои 39 он махнул из СССР в Америку, чтобы спустя пятнадцать лет вернуться домой знаменитым. Он ушёл тихо, не многие стали вспоминать, что его имя было главным в советской эмигрантской культуре второй половины XX века.

11.08.2019 16:00, Алена Городецкая


Мальчик и дельфин

10 августа в Москве впервые выступит новозеландский музыкант Коннан Мокасин

Наконец-то! Объездив полмира, Коннан Мокасин решил добраться и до России. Ясноглазый блондин, чем-то напоминающий улыбчивого дельфинёнка, приплывёт к нам аж с берегов Новой Зеландии — видимо, по Москве-реке — и 10 августа вынырнет в баре «Стрелка», что на Берсеневской набережной. Enfant terrible современной поп-музыки запоминается не только своей внешностью и высоким голосом, но в первую очередь мелодическим талантом. Его песни I’m the Man That Will Find You, I Wanna Roll With You, Lying Has to Stop, Out of Touch — это редкий для ХХ века вклад в золотую сокровищницу мировых хитов, шедевры уровня 80-х, во всех смыслах.

09.08.2019 19:00, Павел Пересветов


Русское поле экспериментов

В преддверии фестиваля Fields мы взяли интервью у его участников — Фёдора Переверзева, Павла Еремеева, Миши Мищенко, Vtgnike, Алексея Борисова и группы «Виды Рыб».

09.08.2019 16:00, Павел Пересветов


Борис Березовский: «Через искусство я пытаюсь понять жизнь»

Интервью о жизни, искусстве, политике и предстоящем с 10 по 14 июля фестивале «Летние вечера в Елабуге»

Во время интервью пианист Борис Березовский был весел, много шутил, но между шутками всерьёз говорил о Скрябине и Рахманинове, о создании своего оркестра с целью изменить наскучившую репертуарную политику и о своём open-air фестивале «Летние вечера в Елабуге», который пройдёт с 10 по 14 июля на фоне пейзажей волшебной красоты.

29.06.2019 17:00, Лилия Ященко


Ольга Раева: «И здесь Глинка первый!»

Берлинский композитор-авангардист о первом русском композиторе

Глинка жил, Глинка жив и, думаю, будет жить, ибо чувства добрые он лирой пробуждал и пробуждает до сих пор — двести лет, как говорится, вместе. 1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения великого композитора.

01.06.2019 22:00, Дмитрий Бавильский


Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.