Подписаться на обновления
22 февраляПятница

usd цб 65.5401

eur цб 74.2963

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  вторник, 17 июня 2014 года, 17:30

Валерий Печейкин: «Государство нужно, чтобы ремонтировать дороги и заниматься образованием, а не регулировать сексуальные отношения между людьми»
Беседа с драматургом, сценаристом, журналистом


Валерий Печейкин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Современный театр – это открытая площадка для диалога со зрителем. Но диалог этот вести с каждым днем все тяжелее, особенно когда происходит постепенное ограничение свободы слова во всех сферах жизни. В последнее время национальная нравственность также не дает покоя государственной власти, которая сделала современное искусство зоной своего особого, пристального внимания. О том, что происходит сегодня с театром нам рассказал Валерий Печейкин, один из самых успешных молодых драматургов, которого часто критикуют за провокационность текстов и за использование в них ненормативной лексики. Его пьесы антиутопичны и по-кафкиански абсурдны, но они настолько точно рисуют картину современной российской действительности, что понимаешь: сон разума в стране продолжается. Накануне премьер пьес «Маленький герой» и «Девять» в Гоголь-центре мы поговорили с Валерием Печейкиным о современном театре и его зрителе, о великой русской традиции доносительства, а также о мате в искусстве.

— Расскажите про Вашу пьесу «Маленький герой»
— Идею пьесы предложил мой друг – Александр Каргальцев, живущий в Нью-Йорке. Идею я поддержал и за две недели написал текст,который перевели на английский.

Текст возник как рефлексия на некоторые законодательные инициативы нашего государства. Меня упрекали, что я пишу «социалочку про геев», а не про «вечные вопросы». Я на это отвечал, что как только государство запретит разговаривать с детьми о вечности, я обязательно и об этом напишу. Увы, наши деятели культуры сиюминутные проблемы не решают, боятся. Могут ведь и «по башке дать», театр закрыть, отнять финансирование. Они предпочитают говорить о вечности, ищут в ней «смелые» подтексты. Поэтому я решил написать пьесу «про гомосексуализм», без дурацкого лукавства. Конечно, здесь не обошлось без собственного лукавства – текст получился про многое другое. Например, про нашу подлинную национальную традицию – стукачество. Так возникла пьеса про маленького доносчика, эдакого гайдаровского Тимура, который жалуется на «сквознячок мужеложества», носит при этом анекдотическое имя Вовочка и фамилию классика – Пушкин.

Абсурдно, что государственный орган отдает нам — команде фестиваля — распоряжения, опираясь при этом не на законы Российской Федерации, а на воображаемые министром и его заместителями «традиционные нравственные ценности». Очевидно, что мы принадлежим к разным традициям. Не вижу, какие из этого факта можно было бы сделать выводы, кроме его констатации. Подобные методы регулирования недопустимы, и соглашаться с ними значит рубить опоры подлинной культуры. Участвовать в этом не хотелось бы.

В пьесе Вовочка обращается к государству, призывая его к помощи. Мне-то всегда казалось, что государство нужно, чтобы ремонтировать дороги и заниматься образованием. Но в нашей стране вместо этого оно решило заняться тем, что кажется попроще – регулировать сексуальные отношения между людьми.

Это, заметьте, началось, когда Владимир Владимирович, как феникс, вернулся на свой пост. У Дмитрия Анатольевича была довольно ясная позиция по этому поводу. Он говорил, что не все отношения между людьми должно регулировать государство. А в случае с этим законом (N 135-ФЗ от 29.06.2013 «О внесении изменений в статью 5 Федерального Закона "О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию") государство решило, что точно знает, как правильно заниматься любовью. Для меня очевидно, что возвращения Путина ждали инициативные граждане с готовыми законопроектами. И когда Владимир Владимирович вернулся, их ему подмахнули.

Первую версию закона понять можно. Есть вещи, которые нельзя показывать по телевизору. Например, хирургическую операцию,вскрытие, поэтому в программе Елены Малышевой танцуют и поют части тела. Но скандал возник, когда в текст закона внесли несколько слов о «нетрадиционных отношениях». После этого хрестоматийный выбор «казнить нельзя помиловать» превратился в однозначное – казнить.

— Интересная задумка показывать не спектакль, а эскиз. Для чего это?
— Это ускоряет метаболизм театрального процесса. Например, «Маленького героя», в России сделать репертуарным спектаклем крайне сложно. Поэтому мы подготовили эскиз. А проект «#четырепьесы» – своеобразная выставка черновиков.

— Почему не спектакль?
— Потому что публика сошла с ума. Главная, внятная и серьезная работа «про это у этих» – «Мармелад» Ольги Погодиной-Кузминой,который был в репертуаре театра «Практика». Там было найдено комфортное для аудитории решение, когда все роли исполняли женщины. На это зритель готов был смотреть. Спектакль возник в правильное время, с правильным кастингом. Я сам его видел в «Практике», фантастическое впечатление! Это было 5 лет назад. Тогда люди готовы были об этом говорить, думать, ни у кого не было истерики, никаких протестов – ничего. И вдруг, как по щелчку, сознание людей перевернулось. Меня поражает этот наш «социальный тумблер», когда что-то происходит в один день. В школе на уроке физики мы проходили устройство реостата. Он нужен, например,чтобы в театре перед спектаклем свет гас плавно. Увы, во время спектаклей нашей власти свет появляется и исчезает оглушительно.

— Почему Вы сами решили сыграть роль в спектакле?
— У меня там роль в духе «кушать подано» и это не вполне игра. Играть я бы не стал, потому что артист – отдельная профессия, ей нужно учиться. Но это эскиз. Кроме того, мне проще самому сыграть «педофила», чем работать с актерскими неврозами.

— Поговорим о спектакле «Девять». Он будет представлен в виде открытой репетиции. Чем обусловлен выбор формата?Это настоящая репетиция?
— Нет, это почти спектакль. Он уже практически готов, за исключением видеопроекций. Это спектакль по фильму Ромма «Девять дней одного года». Когда Кирилл Серебренников предложил мне войти в этот проект, я вежливо отказывался. Но Серебренников попросил еще подумать. Я пересмотрел фильм и понял, что я «влип» в него и его тему.

Я вдруг понял, что во мне есть колоссальный образовательный пробел. В моей среде неприлично не знать автора слов «Мой дядя самых честных правил». А, например, закон Ома знать необязательно. Когда я обнаружил в себе эту пустоту, я принялся заполнять ее со страстью неофита.

Вслед за этим я понял, что перенести сюжет в наше время или даже в будущее – невозможно. Чтобы избавиться от легкого флера скучной «пенсионерской» истории я предложил круто изменить жанр – в научную фантастику. Я обнаружил, что именно по границе науки проходит гораздо больший разрыв между Россией и Западом, чем по вопросу секса. Сексом мы занимаемся не меньше, а вот наукой,увы, нет.

Почему стоит думать про эвтаназию, про искусственные роды, вообще – про искусственное в человеке? Потому что это граница, где мы начинаем понимать, что мы считаем человеком, где он заканчивается и где он начинается. Я впервые об этом задумался, когда прочитал книгу Веркора «Люди или животные?». В ней главный герой убивает собственного ребенка, после чего зовет полицейского,чтобы тот зафиксировал смерть. Но выясняется, что ребенок был рожден от существа промежуточного между человеком и обезьяной,поэтому человеком его назвать нельзя. По закону за убийство животного главный герой должен заплатить штраф, а за убийство человека – сесть в тюрьму. Так перед судом Великобритании и всем человечеством встает вопрос: кто такой человек? Ни в одном законе нет его определения. Мне было интересно найти ту границу, где это определение появляется или... исчезает. Скоро, возможно,мы встретим нечто не-антропоморфное, не-человеческое. Мы с людьми-то разобраться не можем, а когда появится новый вид живого существа, что мы с ним будем делать? Наверное, опять казнить.

— Как драматург, насколько вы вмешиваетесь в процесс постановки спектакля?
— Когда просят помочь, объяснить свой текст, что-то переделать – вмешиваюсь. Вмешиваться, когда не просят – риск, который должен быть оправдан. Театр – это ведь коллектив гениев, где с каждым разговаривает бог. И эти боги ревнивы.

— Что-то не смотрелось на сцене?
— В момент произнесения текста обнаруживается странности, несуразности, просто «ляпы», поэтому мы его разбирали и собирали.Должна получиться «живая машина», такой вот оксюморон.

— С момента открытой репетиции до момента премьеры может что-то измениться?
— Да, конечно, это же не кино. Театр не монтируется раз и навсегда и остается искусством которое, как остроумно говорят, нельзя записать на флешку.

— Часто на современных постановках можно наблюдать картину, когда люди возмущаются, уходят посреди спектакля. Как Вы к этому относитесь?
— Человек имеет право уйти, если он возмущен. Да и просто так может. Я, например, удивляюсь, почему люди, которых душит кашель сидят в зале и изводят остальных.

Знаете, есть такие зрители, которым важно прийти, возмутиться, и уйти. Я сам был свидетелем такого зрителя, такого спектакля. Он идет на «Платформе», называется «100% FURIOSO» по «Неистовому Роланду». В спектакле сцена превращена в пляж, молодые артисты, скажем так, почти неодеты, а иногда – совсем раздеты. Так вот, там был замечательный зритель, который просмотрел весь спектакль: раздевались девочки, раздевались мальчики, раздевались мальчики и девочки, вымазывали себя макаронами – он все это терпеливо наблюдал. В конце, когда понял, что больше не разденутся, добрый зритель встал и громко сказал: «Какое безобразие. Надо вызвать полицию!»

На самом деле это все идеально вписывается в концепцию Фрейда. Фрустрация, вытеснение. У нас многие переживания загнаны в подсознание. Сегодняшняя Россия – это сообщество фрустрированных зрителей, которые ходят на спектакли, чтобы посмотреть на «это», возмутиться и уйти. Как посещение кладбища: убедиться, что любимый покойник лежит в земле и не сбежал. Так и наши зрители ходят в театр, чтобы удостовериться, что порок на месте.

а не регулировать сексуальные отношения между людьми

— Теперь и мат не разрешают. Что делать будете?
— Не использовать. В большинстве текстов от него можно избавиться. Хотя, конечно, смешно, ведь этот закон коснется искусства, но не коснется гопников. Закон затронет театр, кино, книги. Те сферы, где это – выразительное средство, а не закуска к пиву.

— Если можно обойтись, зачем тогда использовать? Для красного словца?
— Ни одно слово не является полным синонимом другого. Даже бегемот и гиппопотам – это разные слова, у них разный оттенок, поэтому существующие матерные слова не могут быть заменены другими словами.

Это закон, который в прессе почти не обсуждается, а если и обсуждается, то говорят - "депутаты хотят запретить в фильмах мат.". Во - первых, отнюдь не только в фильмах, а еще и на спектаклях, концертах и вообще любых публичных мероприятиях. Что само по себе весьма спорно, ибо можно ли поставить нормальный спектакль Москва - Петушки Ерофеева без использования русского мата? Можно ли себе представить концерт группы Ленинград без этого? Я ее поклонником не являюсь, но давайте признаем - группу слушают миллионы людей, ходят на ее концерты как на свой специфический праздник и очевидно закон исполнять не будут - если Шнур и промолчит, то весь зал матерное пропущенное слово споет... и кого штрафовать?

Как говорит поговорка, слово из трех букв не похоже на ландыш. Или как у Гоголя: «Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим».

Я сам написал текст («Моя Москва»), где избавиться от мата нельзя. 15 июня, в Гоголь-центре в день «запрещенного театра», надеюсь, будет читка. Это именно тот случай, когда мат – выразительное средство, на котором построена фундаментальная часть пьесы. Теперь постановка этой пьесы попросту невозможна.

— Одно дело, когда литературная основа сама по себе нецензурна. А что дает переделка классики в подобной шокирующей манере? Приближенность к современности?
— Классика сама по себе шокирует. Моей первой работой с Серебренниковым были «Метаморфозы» Овидия. Там такое! Инцест,педофилия, сцены зверских убийств! А это классика. Или «Укрощение строптивой» Шекспира про изощренное бытовое насилие. А в «Братьях Карамазовых» описаны жуткие сцены. Во МХАТе, в постановке Богомолова, они воспроизведены. Я видел двух женщин,которые уходили, возмущенные Достоевским. Классику никто не читал, как не читала Библию православная Россия. Твиттер прекрасно символизирует и пародирует массовое сознание. Анна Каренина – это про женщину и поезд. А братьев Карамазовых, кажется, три как сестры, но их написал кто-то другой. Как в анекдоте: «Му-му» написал Тургенев, а памятник почему-то Чехову.

Современные прочтения – это попытка стереть пыль и показать, какими инструментами автор пользовался, что зашифровал. Ведь раньше было еще больше цензуры. То, что при чтении дается в сносках мелким шрифтом театр должен ввести внутрь коробки сцены.Неправда, что человек не меняется. Меняется и еще как! Иная культура, психологи нуждается в пересказе, в переводе. Если я не знаю какого-то языка, то не смогу на нем читать, мне потребуется переводчик. Вот, собственно, этим современный театр и занимается.

— Биография:
Валерий Печейкин родился в 1984 году в Ташкенте, получил экономическое образование. Работал в театре «Ильхом», где была поставлена его первая работа в качестве драматурга – спектакль «Радение с гранатом». Переехав в Москву, учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, участвовал в фестивале молодой драматургии «Любимовка»,международном семинаре для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Лауреат премии «Дебют» и конкурса «Новая драма» за пьесу «Соколы».

Автор пьесы «Моя Москва», вышедшей в финал конкурса театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина.Совместно с Павлом Лунгиным написал сценарий фильма «Дирижер» (реж. Павел Лунгин, 2012 г.).

Участвовал как драматург в постановке спектаклей «Метаморфозы» по Овидию, «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, «Идиоты» по Ларсу фон Триеру в «Гоголь-центре», а также в спектакле «00:00», показанном на открытии театра (часть «День»).

Беседовали Дарья Тихонова, Наталья Политова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Умер актер Сергей Юрский
В Москве в возрасте 83 лет скончался народный артист России Сергей Юрский, сообщила пресс-служба Театра имени Моссовета.
Умер рэпер Децл
Умер рэпер Кирилл Толмацкий, выступавший под псевдонимом Децл. Об этом в фейсбуке написал его отец Александр Толмацкий. Децлу было 35 лет.
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Культурное наследие и общественное достояние
В исследовании НП «Викимедиа РУ» «Культурное наследие и общественное достояние: Произведения литературы, науки и искусства, переходящие в Российской Федерации в режим общественного достояния с 1 января 2019 года» описаны ключевые статьи законодательства в области авторского права, которые регламентируют переход произведений в общественное достояние, а также указаны особенности, из-за которых значимые произведения советской эпохи до сих пор остаются охраняемыми.
Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.