Александр Дугин. Четвёртая политическая теория. СПб.: Амфора, 2009.
«Все сто томов партийных книжек» философа Александра Дугина, наверное, не читал никто, но можно предположить, что «Четвёртая политическая теория» — это самый удобочитаемый конспект всего того, что образованный человек должен знать о евразийстве. Впрочем, слишком образованный читатель этой книге противопоказан — не зря же она издана в эмообложке. Человеку, который читал хотя бы половину из того, на что ссылается Дугин (чаще всего это Хайдеггер и Фукуяма), захочется, вероятно, более глубокого анализа.
Сжато, зачастую не обосновывая выводов и не вводя терминов, философ рассказывает о предпосылках рождения четвёртой политической теории, ну и о том, что знает о новорождённой. Что книга собрана из статей — чувствуется. Повтор одних и тех же логических ходов и формулировок в разных главах несколько напрягает, но, надо думать, активистам-евразийцам, которым, как кажется, и предназначена эта книга, сладко и полезно ещё и ещё раз послушать про грядущий конец истории, который они призваны предотвратить.
Итак, конспект конспекта: эпоха модерна была ознаменована борьбой трёх политических теорий: либерализма, фашизма и коммунизма. Либерализм победил, но теперь перерождается в постлиберализм, всемирную империю капитала и мультикультурализма — наступает конец истории, в котором место человека занимает киборг. Предотвратить конец истории можно, но только вовсе отказавшись от ценностей нового времени. Выработать, с позиций консерватизма, новую, четвёртую политическую теорию и на её базе построить новую евразийскую империю. В общем, вспоминая старый, ещё доинтернетовский баян, — «чтобы жопа не стряслась, у нас должна быть собственная жопа».
Действительно, сложно не заметить, что мир вокруг нас стремительно превращается в один большой Макдональдс, и ничуть не легче с этим смириться. И до тех пор пока Дугин рассказывает, как мы дошли до жизни такой, ему горячо сочувствуешь. Нетерпеливо перелистываешь страницы: где программа? что делать? в чём суть четвёртой политической теории? И тут появляется некоторое недоумение.
Представим себе, что Дугину удалось вдруг достучаться до народных масс. Народные массы отставили пиво, отвернули головы от экранов и вопросительно воззрились на автора: что ты нам предложишь? А вот что (одиннадцатая глава, «политическая поэма»): эротический патриотизм, народ — абсолютная категория, дух земли — живая реальность, вечность есть, а времени нет... Народные массы пожимают плечами и тянутся к пиву. Конец войне, землю крестьянам, фабрики рабочим — вот какие формулы работают. Единственное, о чём в «политической поэме» сказано конкретно, — это гетто для роллеров и скейтбордистов. Шутка, конечно, но шутка-то от бессилия. Дугин пытается войти в пророческий экстаз, но темперамент у него не пророка, а аналитика.
Да, и ещё: философия ведь весёлая наука, разве нет? И только пророку можно простить отсутствие иронии по отношению к собственному тексту. В общем, нужен евразийцам пророк. А то жопа всё-таки стрясётся.
* * *
Блогеры:
Кирилл Евлогин (evlogin.blogspot.com):
«Признаюсь, мне книги Дугина, что о национал-большевизме, что о геополитике, всегда напоминали даже не чемодан без ручки (который бросить жалко), но чемодан без дна. Подобные футляры вокзальные жулики раньше применяли для кражи у пассажиров багажа, а Дугин использует для увода здравого смысла. Итак, на перроне вас как бы случайно встречает приятный русский бородач и предлагает рассказать о «четвёртой политической теории». Вы не против. Мелькают имена и понятия — Никиш, Устрялов, Эвола, Генон, Кали-юга... Кое в чём вы с собеседником соглашаетесь, кое-что уже слышали (не от него ли?), о чём-то спорите. Вдруг вас ошарашивают заявлением, что четвертая политическая теория — это евразийство! Вы разочарованы, это уже было... Но тут человек начинает горячечно и нараспев городить что-то про пузико у ёжика, пурпурного архангела, гетто для серфингистов... Пока вы думаете, не позвать ли врача (больной же!), бородач внезапно начинает пронзительно кричать: «Цхинвал! Цхинвал! Цхинвал!» Где, что горит? Пока вы растерянно озираетесь по сторонам, собеседник исчезает с вашим «чемоданом», унося потерянное на чтение время и 6,99 лата за книжку».
Читать @chaskor |