Подписаться на обновления
23 августаПятница

usd цб 65.6196

eur цб 72.8312

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Леонид Файвушкин   пятница, 18 апреля 2014 года, 16:20

В Стокгольме прошел «Кинорюрик»
В Швеции состоялся юбилейный фестиваль российского кино


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Фестиваль русскоязычного кино в Скандинавии прошел в пятнадцатый раз. Ежегодно в рамках фестиваля проходят показы как новых, так и классических картин, приезжают российские кинозвезды. За эти годы фестиваль посетило почти полтора десятка тысяч зрителей. По словам основателя фестиваля Андрея Лакстигаля, это неплохие результаты для русского кинофестиваля.

В течение десяти дней были показаны как классические русские фильмы - «Зеркало», «Они сражались за родину», «Иван Васильевич меняет профессию», так и новинки - «Сокровища Озера Кабан», «Яды или всемирная история отравлений», «Несколько дней из жизни Обломова». Посетили фестиваль известные в киномире личности - Карен Шахназаров, Алексей Воробьев, Евгений Гришковец. В этом году жюри фестиваля составили актер Томас Лаустиола/Tomas Laustiola, известный в России по фильму «Интердевочка», директор упсальского фестиваля короткометражных фильмов Никлас Гильберг/Nicklas Gillberg, программный директор игрового кино минского кинофестиваля «Листопад» Игорь Сукманов.

Кто проводит «Кинорюрик»?

Бренд «Кинорюрик» получил популярность несколько лет назад. Фестиваль постепенно обрел хорошую репутацию. В результате название, изначально принадлежавшее фестивалю, стали копировать и использовать в других целях. «Кинорюрик» делают непрофессионалы. Это любительский проект. Особо раскруткой фестиваля никто не занимается, если не считать помощи волонтеров. Однако «Кинорюрик» преуспел в популяризации русской культуры в Швеции так, как никто другой.

В фильме есть завораживающая своей жестокостью и изобретательностью сцена убийства коньками, любовный эпизод на колесе обозрения и сильный финал с взрывающимися в воздухе петардами, летящими в героев. Однако всего этого недостаточно для «Золотого медведя». Китайский режиссер не открыл новых горизонтов и не рассказал о кинематографе Поднебесной ничего такого, о чем не знала бы продвинутая фестивальная публика.

Фестиваль лучше воспринимать сердцем, а не разумом. Организаторы, в меру сил, демонстрируют серьезный подход, необычно интеллигентные для эмиграции лица и неплохое понимание конъюнктуры. Короче, такой подход, какой прекрасно вписывается и в формат мировых фестивалей, и в формат сельского кинопроката. В определенном смысле «Кинорюрик» плывет против течения, заявляя, что стоит в стороне от политики. По словам устроителей, за всю историю фестиваля организаторы осторожно относились к актуальным политическим дискуссиям и старались не подвергаться влиянию. Хорошее кино способствует положительному восприятию России и становится потрясением для шведской публики, которая часто не верит, что у нас могут снимать кино мирового уровня. Главный партнер «Кинорюрика» - студия Мосфильм, поэтому уже четвертый визит генерального директора Карена Шахназарова был вполне логичен. По словам Шахназарова, за эти годы произошла кардинальная модернизация российской киноиндустрии, хотя мы и могли бы позволить себе снимать больше картин.

Мир-дружба

«Кинорюрик» своим аполитичным подходом возвращает к старинной традиции культурного сотрудничества. Впрочем, именно на такой стиль нынче весьма немалый спрос. Большинство официозных «организаций дружбы» стараются прививать патриотизм по приказу сверху. На этом фоне патриотизм «Кинорюрика», не назначенный, оплаченный и прикормленный псевдо-патриотизм, а патриотизм по побуждению души. Пусть и не идеально, но на самом деле живое: когда хоть что-то - да не написанному сценарию.

Такой настрой не очень соответствует и привычным ожиданиям шведской публики: здесь русскими традиционно пугают детей. Если говорить о фестивале как о культурном мероприятии, то ничего, конечно, сверхъестественного в «Кинорюрике» нет. Для шведов это прежде всего возможность посмотреть в кинотеатрах хорошее русское кино. Любопытство к России здесь не меньше, чем незнание. Фестиваль посещают разноформатные граждане. Почтенных седых киноманов, наверняка фестиваливших еще под Тарковского, здесь просто пруд пруди. Встречаются и школьники, пришедшие всем классом на просмотр.

Кульминацией фестиваля является гала-показ. В этот раз все было масштабно, помпезно, с множеством зрителей. Гомон стоял весёлый. Шоу поставила театральный режиссер Алла Лукс/Alla Luks, вечер вела популярная певица и актриса Терез Андерссон Льюис/Theresе Andersson Lewis. Во дворе устроил фаер шоу цирковой артист Тревор Льюис/Trewor Lewis. Вообще радостно, Стокгольм, фестиваль, весна. А то мы всё нервничаем, того не хватает, этого недостаёт. Так уж получается, что фестиваль из узконаправленного праздника превращается в многонациональную светскую вечеринку.

Вот вроде местные зрители педантичны, занудны, вредны и въедливы к деталям. На гала-показе, однако ж, весь зал в движении и живом бурлении. Рассматривают в фойе выставку художника Шеварёва. По паркету дома кино снуют деловые дядьки в очках в дорогих оправах, известные и не очень представители шведского культурного мира. Отметились светские персонажи, политик Лейф Пагротски/Leif Pagrotsky, музыкальные продюсеры Петер Свартлинг/Peter Svartling, Кишти Томита/Kirsti Tomita, готовившие три года назад Алексея Воробьева к Евровидению.

Главное веселье на церемонии творилось, как обычно, в буфете (как на любой прочей культурной гулянке). Вокруг, побрякивая драгоценностями, расхаживали дамы с мужьями, бабушками и детьми.

Любой фестиваль - это не только гуляния по красной дорожке с шампанским и торжественная раздача призов, кинопоказы, но еще и работа за зрителем, мастер-классы от известных кинематографистов.

Упорнейший работяга, избравший образ секс-символа Алексей Воробьев заставил забесноваться в приступах восторга большинство молодых зрительниц. Делал он это привычно профессионально и легко. Он делает это всегда. Можно догадываться, сколько труда за этой кажущейся легкостью. Все смешалось в кучу. Всем хотелось сфотографироваться с Воробьевым. После кинопоказа Воробьев устроил мастер-класс написания саундтреков. Взгляд с трудом фокусируется: куда смотреть — на Воробьева, играющего за клавишными или на бьющегося в агонии на киноэкране актера.

Настоящим событием стало появление Евгения Гришковца с супругой. Все помнят его по актерским работам, хрипящего на пределе, рвущего на сцене жилы. Удивительной силы и таланта человек. По мнению критиков – «самая успешная карьера в русском театре за последние десятилетия». Гармония светлого и темного. Сочетания западного и восточного. Равновесия таланта и простоты. Общение с Гришковцом заставляет вспомнить детские мечты: закрыть глаза, досчитать до трех и оказаться в другом измерении. В мире, где все сделано из эфира и хрупкого стекла. Это тип русского интеллигента немного не от мира сего с помятым и умным лицом.

Город в огне: в самом центре протестующие жгут машины и выламывают брусчатку, чтобы кидаться ею в военных и стражей порядка. Ситуация накаляется и вот-вот перерастет в гражданскую войну, но никто не хочет отступать. Одни поддерживают протест открыто, другие – молча. Третьи, молодые радикалы, прячут в домах оружие и готовятся вступить в открытое противостояние. Лидеры есть, но те, кто поумнее, им не доверяют: мутные они какие-то и к тому же постоянно ездят друг с другом договариваться.

Фестиваль русского кино - это, по субъективному мнению автора, глоток свежего воздуха на фоне несусветной тягомотины шведского кинематографа. Шведские режиссеры часто берут вымученные темы, им хочется делать глобальное философское кино, но совсем нет глубокой культурной традиции. Шведы после Бергмана не стараются продолжать традиции классического поэтического кинематографа, а подражательство, в том числе и классическому русскому кино, выглядит, естественно, вторичным. Но и Стокгольм никогда не был фаворитом у российских кинематографистов. Знаменитые фильмы, снятые в Швеции, можно посчитать по пальцам одной руки. Ещё сложнее всегда обстояло с русскими фильмами в шведском прокате, тут царит сплошной Голливуд.

По словам Гришковца, «Кинорюрик» уже пятнадцать лет делает очень затратное, сложное дело, которое имеет значение для небольшого количества людей. «Он рыцарски продолжает этим заниматься. Потому что русскую культуру нужно нести и доносить. Можно всю жизнь нести и ничего не донести. А он доносит. Это полезно совсем молодым, которых мы видели на гала-показе, которые слабо знают эту культуру, и они уж адаптированы в этом обществе. Это нужно и людям, которые живут здесь давно, это доносится и до шведов. Пусть это увидит три десятка людей, но этим нужно заниматься».

Подводя итог фестивалю, неизбежно оказавшимся слегка сумбурным, нужно отметить, что реальное достижение Кинорюрика - это то, что за пятнадцать лет в Швеции произошла кардинальная смена отношения к российскому кино — от повального убеждения, что наше искусство в кризисе до реально уважительного.

- «Кинорюрик» делает не благодаря, а вопреки, - говорит Гришковец. - Вопреки тем событиям, которые сейчас происходят на Украине, например. Где Россия выглядит в глазах европейского сообщества и особенно в Швеции, которая очень активно держит сторону Украины, как планета зла. А это не планета зла, а страна большой культуры.

- Буквально на днях вы сказали в интервью, что вы уезжали c Украины и прощались так, как будто навсегда с украинскими коллегами.
- Есть, есть такое ощущение. Тот уровень гнева, которым живет сейчас украинское общество по отношению к России, путая Россию как государство и российское - как культуру, очень высок. Они смешивают все, смешивают российское и русское в одну кучу. А человек, когда он живет гневом, он уже ничего не слышит, он ослеплен. Ненавистью пронизано все, ненависть вызывает не только Путин, но и Пушкин.

Как только художник начинает жить ненавистью, он перестает быть художником. Как только художник вошел в Думу или Верховную Раду, он перестал быть художником, писателем, поэтом, он стал политиком. Политика и искусство - несовместимые вещи.

- На открытии фестиваля выступал режиссер и директор Мосфильма Шахназаров, и он занял очень активную публичную позицию по Крыму, например.
- Шахназарова можно понять. Помимо того, что он когда-то был художником, он госчиновник очень крупного масштаба. И он не может никак мимо этого пройти. Давайте ему это простим. Он очень хороший чиновник и очень хороший организатор. И вообще приличный человек. Но его можно понять. Всех можно понять. Если постараться.

- Как вы считаете, сегодня в России художнику в России нужно дружить с властью?
- Ни в коем случае! Никакому художнику нигде, ни в Швеции, ни в России. Приближение к власти — это всегда соблазн, искушение. Художник должен быть вне. У него должна быть своя гражданская позиция, но он не должен даже иметь возможность советовать власти, не те времена. Это не те времена, когда Шекспир мог посоветовать королю, когда Пушкин мог поговорить с царем Николаем. Сейчас всегда любой контакт с властью будет выглядеть как прошение, как челобитная, как обслуживание власти. Почему я никогда не высказываюсь - у меня есть разные мнения, и они могут не понравиться российской власти, о том какая власть сейчас в России, и кто руководит, - почему я никогда не высказываюсь об этом за границей, - потому, что я не хочу использовать некую иностранную трибуну, чтобы высказаться. Это не очень прилично и не очень смело. Я буду говорить так, как считаю нужным - дома. Это более ответственно, здесь высказываться на эти темы - безответственно. И в этом есть не отсутствие любви к родине - потому что за ее пределами ее нужно любить. Ее любить трудно.

- Да, другой-то нет.
- И не будет, как выясняется.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Звезда на дне бутылки

Она сумела преодолеть алкогольную зависимость и вернуться на экраны

Родители использовали её талант по полной: с шести лет она сутками пропадала на сцене, позировала обнажённой и чуть не была изнасилована. Тяжёлое детство вылилось в бурный алкоголизм, когда Лиллиан Рот стала настоящей звездой Голливуда.

20.08.2019 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Разбор одного из самых кассовых фильмов

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

19.08.2019 19:00, tvkinoradio.ru


Четырнадцать мгновений Ларса фон Триера

Подборка лучших кинокартин

Знаменитый провокатор от кинематографа Ларс фон Триер за долгую и плодотворную творческую жизнь создал множество настолько же противоречивых, насколько талантливых кинокартин. Признанный даже собственными критиками неистовый датчанин всегда был готов экспериментировать с техническими новшествами и раздвигать жанровые рамки.

17.08.2019 19:00, cameralabs.org


Не доживем до понедельника

27-й фестиваль российского кино «Окно в Европу», завершившийся в Выборге, удивил — кого-то приятно, кого-то не очень... — повышенным вниманием к спорным вопросам, рискованным темам, в первую очередь современности, а также новейшей истории.

13.08.2019 19:00, Вячеслав Шадронов


«В этом фильме тема правды занимает особое место»

Подростки — о сериале «Чернобыль»

Взрослые сказали о сериале «Чернобыль» уже, кажется, всё, что могли: правда, вымысел, хорошо или плохо. Поэтому мы попросили рассказать о своих впечатлениях от сериала подростков разного возраста (а родителей спросили, как они вообще детям такое разрешают смотреть).

12.08.2019 16:00, mel.fm


От драмы до комедии

10 занимательных фильмов для холодных вечеров

Хороших фильмов много не бывает. Сколько бы мы их ни смотрели, всё равно не перестаём искать ещё больше. В этой подборке 10 отличных кинокартин, которые многие пропустили, но их точно стоит увидеть. Подборка разножанровая, поэтому каждый сможет найти что-то по своему настроению.

11.08.2019 19:00, cameralabs.org


Захватывающий сюжет

10 лучших фантастических фильмов

В наше время определение фантастического кино выглядит довольно размытым. Сюда можно отнести и многочисленные фильмы по комиксам (одна линейка Marvel чего стоит) и ремейки, ребуты, а также прочие «ре», вроде грядущего «Терминатора» или недавно прошедшей «Алиты». Но всё это в первую очередь высокобюджетное и развлекательное кино. Фантастики более «сложной», исследующей традиционные проблемы гуманизма в эпоху технического прогресса или оперирующей философскими концептами гораздо меньше. При этом, даже те картины, что пытаются отвечать на новые вызовы, неизбежно задвигаются на задний план кассовыми гигантами, чтобы потом, став достоянием горстки ценителей, кануть в полубезвестность.

03.08.2019 19:00, cameralabs.org


Неугодный клоун

История Чарли Чаплина

Чарли Чаплин всю жизнь мечтал о доме-крепости. Как у пороcёнка Наф-Нафа — крепком и прочном, из камней, чтобы Серый Волк не смог пробраться. У него получилось, но со второй попытки...

30.07.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


12 динамичных фильмов Люка Бессона

От этих кинокартин не оторваться

Люк Бессон — один из самых успешных кинорежиссёров и продюсеров современности, работающий в разных жанрах. На его счету 152 фильма, среди которых немало зрелищных и остросюжетных лент. Мы представляем вам список захватывающих кинокартин Люка Бессона, которые смотрятся на одном дыхании.

20.07.2019 19:00, cameralabs.org


Фантастическая реальность

Любимые фильмы Джосса Уидона

Знакомимся со списком любимых фильмов человека, в разных ипостасях приложившего руку к созданию «Истории игрушек», «Баффи — истребительницы вампиров», «Мстителей» и многих других популярнейших проектов.

13.07.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.