Подписаться на обновления
25 июняПонедельник

usd цб 63.2396

eur цб 73.7247

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Илья Овчинников   понедельник, 28 декабря 2009 года, 09:17

В надежде на новую жизнь
Итоги-2009. Классика как классика: симфонические и камерные концерты


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«Воццек» Берга в Большом. Фестиваль РНО. «Возвращение». Будапештский фестивальный на фестивале симфонических оркестров. Юбилей Шнитке. Дирижёр Лазарев. Классическая музыка жива!

Начавшись ХII фестивалем «Возвращение», уходящий музыкальный год стремительно понёсся вперёд, как будто финансового кризиса нет и в помине. Гастроли лучших оркестров Европы и Большой фестиваль РНО, перемены в жизни коллективов и дирижёров, юбилей Альфреда Шнитке, московская премьера оперы «Воццек» — этим и многим другим запомнится 2009 год. Наиболее важные его события — в семи номинациях нашего обзора.

Событие года: «Воццек» в Большом театре

«Воццек» Альбана Берга вошёл в историю как одна из величайших опер ХХ столетия. Берг вдохновлялся пьесой Георга Бюхнера «Войцек» о жизни и смерти несчастного солдата. Доведённый до безумия, Воццек убивает свою жену Мари и вскоре гибнет; сиротой остаётся их сын. Премьера оперы состоялась в 1925 году, и постановки следовали одна за другой.

Итоги-2009. Театр: гастрольные спектакли. Москва — самый фестивальный российский город: десяток крупных смотров в год. Однако они, увы, заслоняют собственно московскую жизнь.

За 10 лет «Воццек» прошёл более 150 раз, в том числе в Ленинграде. Успех доказал, что трудности, которые «Воццек» доставляет для исполнения и восприятия, сильно преувеличены, а ощущение шока, возникающее при знакомстве с сочинением, быстро проходит.

Берг использовал здесь приёмы речевого пения и элементы додекафонии; музыка «Воццека» демонстрирует небывалую степень свободы от любых оперных канонов, следуя лишь за дыханием персонажей и переменчивостью их чувств.

Опера опрокидывает все представления о гармонии и красоте и неизменно завораживает. Постановка Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса на Новой сцене Большого театра стала московской премьерой «Воццека», хотя говорить о том, что именно Курентзис научил оркестрантов играть Берга, — преувеличение.

Около четырёх лет назад оркестр театра под управлением Александра Ведерникова вполне убедительно исполнял фрагменты «Воццека», не оставив сомнений в том, что рано или поздно осилит и всю оперу целиком.

Оркестр и стал одним из главных героев спектакля; на фоне той музыки, что звучит в большинстве наших концертов и оперных спектаклей, сочинение Берга воспринимается как другая вселенная, хоть и создано без малого столетие назад.

Не факт, что вы найдёте ответ на вопросы «Почему Воццек из солдата стал клерком?» или «С какой стати главный герой остаётся в живых?». И всё же, хотя сам приём переноса действия в наши дни уже явно устарел, решение Чернякова как цельное эстетическое высказывание производит сильное и убедительное впечатление. Вопрос: окажется ли эта работа поворотным пунктом в жизни Большого или останется ярким, но непродолжительным периодом надежды на новую жизнь?

Оркестр года: РНО

Готовясь отметить 20-летие, Российский национальный оркестр (РНО) провёл грандиозный фестиваль, не имеющий аналогов в России.

На Новой сцене Большого театра в течение семи вечеров РНО играл под управлением своего основателя Михаила Плетнёва. РНО был первым частным оркестром в России и единственным коллективом из Москвы, получившим Grammy и включённым журналом Gramophone в рейтинг 20 оркестров мира.

Многие удачи оркестра последних лет связаны с именем Владимира Юровского, работавшего с РНО с 2002 года, возглавляющего Лондонский филармонический оркестр и Глайндборнский оперный фестиваль. Под управлением Юровского РНО стал играть больше музыки ХХ века; в 2006 году маэстро занял пост главного приглашённого дирижёра РНО.

В конце лета коллектив получил статус государственного, в этом качестве заменив собой Симфонический оркестр России, который возглавляла Вероника Дударова.

Едва ли кто-то заметил его исчезновение, кроме оркестрантов, чьи рабочие места были отданы их коллегам из РНО. Так один коллектив вновь выживает за счёт другого, хотя это редкий случай, когда победитель получает всё по заслугам.

Одновременно с новостью о перемене статуса оркестра возникла ещё одна: Юровский больше не главный приглашённый дирижёр РНО. Возможно, речь лишь об окончании контракта, однако дело, судя по всему, и в принципиальной позиции Михаила Плетнёва.

Критически оценивая политическую ситуацию в России, в своём оркестре маэстро выстраивает самую настоящую «вертикаль власти», и сегодня формула «говорим «РНО» — подразумеваем «Плетнёв», говорим «Плетнёв» — подразумеваем «РНО» справедлива как никогда.

Хочется надеяться, что без Юровского РНО не потеряет гибкости, одного из лучших своих качеств: ни один московский оркестр топ-класса не способен одинаково совершенно, как РНО, играть Шестую симфонию Малера, серенаду Gran Partita Моцарта и «Поэму экстаза» Скрябина.

Гастроль года: БФО

Будапештский фестивальный оркестр (БФО) на IV фестивале симфонических оркестров мира произвёл даже более сильное впечатление, нежели выступавший в Москве чуть раньше оркестр Баварского радио (кстати, оба коллектива вошли в упомянутую выше двадцатку журнала Gramophone).

У БФО много общего с нашим Российским национальным, они почти ровесники: РНО — чуть меньше двадцати, БФО — чуть больше четверти века. Кто бы мог подумать, что коллективы, созданные в результате частной инициативы, переживут распад соцлагеря, уверенно войдут в XXI век и станут оркестрами международного уровня?

Итоги-2009. Никогда ещё могущество литературной критики не было столь зримо. Премию для критиков разделю между ветеранами победоносной тереховской кампании. Художественный образ сильнее логики научного исследования, поэтому «Сад» Олега Ермакова стоит знаменитой монографии Хантингтона.

Будапештский фестивальный — коллектив высшего класса, сопоставимый с лучшими европейскими оркестрами, выступавшими в Москве за последние два-три года.

Однако, как выясняется, есть что добавить к их культуре исполнения и высочайшему профессионализму: неподдельное, заразительное удовольствие, которое оркестранты получают от игры и которого иной раз не чувствуешь у их более именитых коллег.

Отдельного восхищения заслуживают отношения артистов БФО и их бессменного руководителя Ивана Фишера: известно немало оркестров, создававшихся на самых что ни на есть демократических началах и постепенно приходивших к единоличной диктатуре главного.

Если такое вообще возможно, то в БФО дирижёр — первый среди равных, такой же участник великолепного ансамбля, как и все остальные.

Невиданное дело — в перерывах между сочинениями Фишер не уходит за кулисы, как все маэстро на свете, а остаётся на сцене, заботливо следя за перестановкой пультов и инструментов. Мало кому из дирижёров высшей лиги удаётся сохранить подобную скромность и демократичность.

И мало какому коллективу удаётся в рамках лишь одной программы показать себя настолько с разных сторон, даже великолепному оркестру Баварского радио.

Разочарование года: «Маэстро, шедевры и безумие»

Книга Нормана Лебрехта «Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки», в центре которой 100 лучших записей за 100 лет, стала бы неплохим путеводителем по классике для начинающих, если бы не творческий метод автора: выдать натяжку за парадокс, украсить её неточностью и сделать вывод, наполовину опровергающий сказанное прежде.

Ошибок и опечаток здесь ещё больше, чем в предыдущих работах Лебрехта «Кто убил классическую музыку» и «Маэстро миф», русские переводы которых не были эталонами точности.

В книге, главный герой которой музыка, неточно приведены многие имена исполнителей, названия коллективов, инструментов и сочинений, а у композитора Франгиз Али-заде перепутан даже пол. Автор не церемонится с поп-музыкой, без всякого повода лягая Билли Джоэла и группу Scorpions.

Лебрехт берёт на себя роль эксперта российской музыки, но не справляется с задачей, путая год распада СССР, дату премьеры 24 прелюдий и фуг Шостаковича и место рождения Валерия Гергиева. К этим неточностям переводчик добавляет новые, называя «платонической» Серенаду Бернстайна, в основу которой лёг «Пир» Платона.

Что касается «позорной смерти классической звукозаписи», этот кризис продолжается уже давно, и тем не менее многие с ним успешно борются. Если Лебрехт, ранее певший осанну независимым фирмам Chandos, СРО, Hyperion, ныне называет их аутсайдерами, достаточно посетить их сайты и увидеть, сколько интересных записей они выпускают.

Непоследователен Лебрехт и по отношению к оркестрам, открывшим в новом тысячелетии собственные лейблы: кто знает, не будут ли через век признаны лучшими и те записи, что делаются сегодня? А пока автор исходит из «кончины классической грамзаписи» как из свершившегося факта, хотя и не доказал его.

В этом книга Лебрехта напоминает работу Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь»: её автор схожим образом строит повествование на легко оспоримой «концепции Шостаковича как современного юродивого» и на так называемых мемуарах Шостаковича («Свидетельство»), подлинность которых едва ли будет когда-либо доказана.

Фестиваль года: «Возвращение»

Два года назад фестиваль «Возвращение» состоялся в десятый раз. Именно тогда он перестал быть «форумом молодых исполнителей, съехавшихся домой на зимние каникулы» — слишком уж очевидно устарела привычная формулировка.

К тому моменту многие звезды «Возвращения» стали частью московской и европейской музыкальной элиты: основатели фестиваля скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, виолончелисты Кристина Блаумане и Борис Андрианов, пианисты Яков Кацнельсон, Екатерина Апекишева и Александр Кобрин, альтист Максим Рысанов, кларнетист Игорь Фёдоров, гитарист Дмитрий Илларионов и другие.

Сегодня у них есть ученики, гастроли, работа в вузах, оркестрах и ансамблях, однако «возвращенцы» по-прежнему находят время для январского форума, где неизменно демонстрируют безграничный репертуар и высший исполнительский класс. XII фестиваль не стал исключением: его участники вновь показали счастливую способность — превращать не самое расхожее сочинение в настоящий исполнительский шедевр, который хочется слушать снова и снова.

В отличие от большинства коллег, участники фестиваля заботятся не о том, чтобы слушателю было легко и приятно, но о том, чтобы ему было интересно.

Интересно открывать неизвестную или редко звучащую музыку, узнавать новое о знакомых композиторах и исполнителях, следить за программой как за единым сюжетом — такие концерты запоминаются на всю жизнь.

Правда, они и от слушателя требуют немалой работы; те, кто её не боится — постоянная аудитория «Возвращения», из года в год переполняющая Рахманиновский зал консерватории. Сегодня фестиваль стал своеобразным интеллектуальным клубом, открытым для всех желающих не только в начале года: построенные по указанным выше канонам концерты «возвращенцев» регулярно проходят в Москве и за рамками форума.

Но даже если бы их не было, традиционные четыре вечера в январе позволяют услышать столько разнообразной музыки в великолепном исполнении, что послевкусия хватает на целый год. Что едва ли можно сказать о других московских фестивалях.

Возвращение года: Александр Лазарев

Для московских меломанов Александр Лазарев — фигура культовая. Слушатели старшего поколения помнят 20 с лишним лет работы Лазарева в Большом театре и шумный уход оттуда.

Публика помладше знает записи музыки российского авангарда, сделанные Лазаревым с ансамблем солистов Большого театра, и внимательно следит за концертами маэстро с тех пор, как в 2001 году он выступил в Москве после шестилетнего перерыва.

Завидуя зарубежной аудитории, мы читали об оперных постановках Лазарева в Лионе, Париже, Женеве. Узнавали, что маэстро стал главным дирижёром Филармонического оркестра Японии, с которым исполняет цикл симфоний Прокофьева.

Сетовали, что Лазарев почти не делает записей, и мечтали о несбыточном — приходе Лазарева в Госоркестр или возвращении в Большой театр.

В уходящем году мечта сбылась: Александр Лазарев стал одним из пяти постоянных приглашённых дирижёров Большого театра, где место главного дирижёра осталось вакантным.

С момента расставания Лазарева и Большого их пути не пересекались, и теперешнее возвращение маэстро в театр — не меньшая сенсация, чем появление Леонида Десятникова на должности художественного руководителя.

Работать на Новой сцене Лазарев по-прежнему не собирается, зато на Основной планирует в 2012 году ставить «Чародейку» Чайковского.

До того будут выступления с оркестром и хором Большого; идут переговоры и о концертном исполнении той или иной оперы. Для возвращения к музыкантам театра маэстро приготовил, как всегда, изысканную и продуманную программу («Прометей» Листа, «Прометей» Скрябина, две сюиты из «Дафниса и Хлои» Равеля).

У оркестра и хора Большого концерт стал самым удачным за последнее время: сравнить с ним можно лишь декабрьский вечер Владимира Юровского, прошедший год назад.

Как и Лазарев, с недавних пор Юровский — постоянный приглашённый дирижёр Большого, и теперь ударных программ с оркестром и хором театра можно ждать от них обоих.

Юбиляр года: Альфред Шнитке

Полукруглый юбилей Шнитке в Москве отметили скромнее, нежели пятью годами раньше 70-летие со дня его рождения: ни одной симфонии, ни одного струнного квартета, ни одного крупного инструментального концерта, не считая фортепианного.

И всё же за полтора месяца состоялось восемь вечеров, частично или целиком посвящённых музыке Шнитке. Из прозвучавших сочинений складывался портрет одного из самых удивительных композиторов второй половины ХХ века.

Вальс для духового оркестра, фрейлахс, регтайм, танго, барочное concerto grosso — всё это и многое другое Шнитке мог сочинить с таким пониманием жанра, что многие его стилизации и сегодня легко принять за подлинники.

Этим не исчерпывается природа его гения — Шнитке был наследником традиций Новой венской школы и Шостаковича, чьё влияние слышно в его «нулевой» симфонии, Первой скрипичной сонате и Первом концерте для скрипки с оркестром.

Если совокупность сочинений этого периода можно принять за тезис гегелевской триады, то антитезис — Вторая скрипичная соната и Первая симфония с характерными подзаголовками «Как бы соната» и «Антисимфония».

Это плач композитора, который достиг высокой степени мастерства и может написать практически всё, однако слышит, что ни классическая соната, ни симфония не звучат убедительно в сегодняшнем дисгармоничном мире.

Период синтеза наступил после Первой симфонии, когда Шнитке удалось объединить владение классическими и современными методами композиции, страх перед крахом европейской культуры и веру в её бессмертие.

Так родилась полистилистика — творческий метод, на основе которого Шнитке создал целый ряд шедевров. И если, слушая Реквием или «Историю доктора Фауста», вы вздрогнете, когда вступят ударные или бас-гитара, не бойтесь: таковы крайние проявления гармонии, которая бесконечна, как учит нас Шнитке.

По крайней мере с каждым юбилеем эта бесконечность всё лучше слышна в его музыке.




ОТПРАВИТЬ:       



 





30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова






 

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).
gs

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.