С ноля часов 16 апреля в Чечне по поручению президента России Дмитрия Медведева отменен режим контртеррористической операции, действовавший в республике последние 10 лет. Завершения операции добивался глава Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, правоохранительные органы республики в состоянии самостоятельно контролировать обстановку и «вести борьбу против малочисленных остатков бандгрупп».
Как сообщил Национальный антитеррористический комитет (НАК), специальный режим, введенный в начале второй чеченской войны, отменен по поручению Дмитрия Медведева.
Завершения операции добивался глава Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, правоохранительные органы республики в состоянии самостоятельно контролировать обстановку и «вести борьбу против малочисленных остатков бандгрупп».
В сообщении НАК говорится, что «председателем комитета, директором ФСБ России Александром Бортниковым с ноля часов 16 апреля отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций».
В комитете пояснили, что теперь мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне «будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны».
С этого момента борьба с терроризмом в Чечне будет вестись в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны. Кроме того, в связи с отменой режима КТО оперативному штабу в Чечне поручено оптимизировать состав сил и средств Объединенной группировки войск на Северном Кавказе.
По словам источника «Ведомостей» в руководстве Чечни, в результате из республики будет выведено около 20 тыс. военнослужащих внутренних войск и прикомандированных сотрудников милиции и в Чечне останется только 46-я бригада внутренних войск. Численность войск Минобороны сократится примерно на 15% в ходе переформирования 42-й мотострелковой дивизии в две общевойсковые бригады. Будут расформированы также батальоны спецназначения «Восток» и «Запад».
Вместе с тем еще 27 марта Дмитрий Медведев заявил, что ФСБ должна продолжать контролировать ситуацию в Чечне.
По словам Медведева, ФСБ должна не только продолжить осуществлять контроль за ситуацией, но и в случае необходимости вводить отдельные элементы режима КТО и проводить необходимые действия по предотвращению терактов в Чечне и других южных республиках. «Эту работу нельзя ни останавливать, ни ослаблять», — сказал Дмитрий Медведев.
Президент отметил, что жизнь в республике входит в нормальное русло, решаются социальные задачи и государству следует стимулировать привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест.
Отмена КТО не означает вывод частей постоянной дислокации. Эти части и при КТО сидят в своих военных городках. В горах периодически воюет с боевиками российский спецназ, но он обычно забрасывается в Чечню из других регионов — для конкретной операции, отмечает газета «Время новостей». Очевидно, что в Москве много кому не нравится нынешний облик чеченской стабильности. Какие, например, могут быть «чеченские силовые структуры», если Чечня — субъект Российской Федерации? Или структуры, или субъект. Что-то, кажется, дало или вот-вот даст сбой в идиллических отношениях центра и региона: «Чечня с Россией вместе навсегда».
Сбой вообще-то был предсказуем. Опорой системы власти в Чечне, без которой не было бы ни мира, ни стройки, ни тысяч замиренных боевиков, оставались личные отношения Рамзана Кадырова с Владимиром Путиным. Президент РФ был таким ресурсом, против которого никто из недовольных ничего не мог сделать.
Теперь, когда президент Путин превратился в премьера, даже если Дмитрий Медведев в итоге выразит желание оставить всё как было, всё равно найдутся силы, желающие в переходный период попробовать качнуть ситуацию. Части силовиков не хочется спрашивать у Грозного разрешения на каждое передвижение войск и оставаться в стороне от идущих в Чечне экономических процессов. Чеченский бизнес помнит, как прежний президент РФ просил их помогать восстанавливать малую родину. Теперь бизнес рассчитывает вернуть себе право решать, помогать или нет. А в лучшем случае и вовсе поменять правила игры на этой самой малой родине.
Два обстоятельства — кризис и отмена КТО — могут и расширить этот список. Сокращение расходов федерального бюджета может привести к отказу первого кадыровского ноу-хау: бюджет может оказаться не в состоянии вовремя погасить свои долги перед строящейся Чечней. В этом случае Грозный наверняка вновь выдвинет старое требование — отдать Чечне право самостоятельно добывать и продавать свою нефть. Несмотря на то что речь идет всего о 2 млн тонн нефти в год, известно, какую неприязнь эта идея вызывает в Москве.
Президент Чечни Рамзан Кадыров поприветствовал отмену режима КТО. «Мы с большим удовлетворением восприняли новость об отмене режима контртеррористической операции», — передает пресс-служба правительства Чечни слова Кадырова. «Самое важное заключается в том, что отмена режима продиктована выполнением задач по борьбе с терроризмом, которые были поставлены 10 лет назад», — отметил он. «Сегодня Чеченская Республика, как это признают тысячи гостей, включая политиков, бизнесменов, журналистов, деятелей культуры, посещающих регион, является мирным, развивающимся краем, и отмена КТО будет только способствовать экономическому росту республики», — говорит Кадыров.
Чечня была объявлена зоной проведения КТО осенью 1999 года указом бывшего президента РФ Бориса Ельцина. Контртеррористической операции, также известной как вторая чеченская война, предшествовали нападения боевиков на Дагестан. Активные боевые действия в Чечне продолжались до 2000 года, после чего конфликт принял затяжной характер.
Точных данных о погибших в республике за две войны нет. В Москве фигурируют цифры 25—40 тысяч. Аппарат чеченского омбудсмена провел мониторинг и установил, что число жертв перевалило за 100 тыс. человек, а местные правозащитники указывают цифру вообще в 300 тысяч.
Специальная рабочая группа при Министерстве юстиции России до 1 июня 2009 года подготовит предложения по законодательному улаживанию вопроса компенсационных выплат пострадавшим в двух чеченских войнах.
Ранее омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой реабилитировать указ Бориса Ельцина от 5 сентября 1995 года «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике» и увеличить размер выплат до общеевропейских. Все эти годы указ Ельцина в республике фактически не работал и деньги в местный бюджет не поступали, утверждают региональные власти.
Между тем в республиканское министерство труда и социального развития поступило более 15 тыс. заявлений от пострадавших в ходе военного конфликта, в том числе около 10 тыс. семей погибших. Заявления подают с момента подписания Борисом Ельциным его указа.
«Под этот указ не выделено ни одного рубля, он так и остался мертвым. К имеющимся 15 226 заявлениям каждый день поступают новые», — заявил корреспонденту «Газеты» первый замглавы Минтруда и соцразвития Чечни Айнди Хусаинов.
Возродить указ 1995 года в декабре прошлого года предлагал и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. В официальном ответе министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой говорится: «Оснований для возобновления выплаты единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, не имеется». Голикова предложила жителям Чечни подтверждать свое право на получение единовременной материальной помощи в судебном порядке.
Читать @chaskor |