2 декабряЧетверг

ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения

Аптекарский огород
Никита Лавренов, nplus1.ru   понедельник, 31 мая 2021 года, 09:00

Уже не те
Почему помидоры потеряли вкус и как его вернуть

«Помидоры у нас круглый год пластиковые на вкус», — сетует обитательница женского форума. Активная участница форума агрономов-любителей жалуется на голландский сорт томатов «Лоджейн»: «Кирпич, а не помидор». Авторитетного консенсуса, какие же томаты выискивать на рынках и прилавках магазинов или какие сорта сажать на своих участках, будто бы нет. В редакции N+1 тоже считают, что купить сочный, вкусный и ароматный помидор — небывалая удача. Разбираемся с потерей помидорного запаха и вкуса, читая научную периодику.

Негодование потребителей не спишешь ни на какие психологические эффекты и когнитивные искажения из серии «раньше было лучше»: ученые подтверждают, что томаты уже не те, что были раньше.

В конце 90-х норвежские маркетологи отобрали все найденные ими в супермаркетах сорта и разновидности томатов, а затем с помощью добровольцев-дегустаторов оценили их вкусовые качества (такие исследования носят звучное имя sensory studies). Потребителям понравились те сорта, что содержали много сахаров. На следующем этапе ученые проанализировали спрос и выяснили, что люди отдают предпочтение твердым плодам — вкус которых далеко от того, который выбирали дегустаторы в первом исследовании. Такие плоды хорошо годятся для фаршировки, засола и прочей обработки.

Затем исследователи предложили производителям томатов и торговым сетям маркировать свой товар, чтобы покупатели понимали, твердые или сахаристые покупают. В результате этого эксперимента потребление томатов в Норвегии увеличилось с примерно пяти до 15-20 килограммов на душу населения в год — оказывается, потребители просто не могли разобраться, какие плоды вкусные.

Томат родом из Латинской Америки. В Европу его привезли испанцы в XVI веке. Слово же «томат» происходит от «томатль», которым астеки обозначали и растение, и его плоды.

Происхождение же русского слова «помидор» имеет несколько версий. По одной из них, это название восходит к итальянскому «pomo d’oro», что означает «золотое яблоко». По другой — к французскому «pomme d’amour» (яблоко любви), которое ссылается на репутацию помидоров, как афродизиаков, в эпоху барокко. В России до XVIII века к помидорам относились настороженно: слишком уж их листья похожи на ядовитую беладонну, европейскую представительницу того же семейства пасленовых, которую в народе называли сонной одурью.

Куда делись вкус и запах

Но пример норвежской реформы не отвечает на вопрос, почему помидоры лишились вкуса. Этим в середине 2010-х занялся крупный международный коллектив, куда вошли научные группы из Китая, США, Испании и Израиля. Дизайн их исследования напоминал сценарий телепередачи «Контрольная закупка»: народная дегустация, лабораторные тесты, сведение данных.

Исследователи выбрали 160 распространенных сортов — как старых сортов, так и недавно выведенных селекционерами — и предоставили их на дегустацию 101 испытуемому. Затем расширили число анализируемых сортов до 398, взяв данные предыдущих исследований. В финальную выборку вошли «реликтовые» помидоры (так называемые heirloom plants: овощи и фрукты, которые выращиваются традиционным, а не промышленным способом, размножаются опылением и так далее — прим. N + 1), а также дикие томаты и их ближайшие некультивируемые родственники.

Другая часть команды в это время занималась химическим анализом плодов. Они выявили более 400 органических соединений, входящих в их состав и измерили концентрации каждого из них в каждом исследуемом сорте.

Дальше они стали искать корреляции между концентрациями соединений в томатах и тем, как их вкус оценили дегустаторы. Выяснилось, что 33 молекулы связаны с оценками вкусовых качеств томатов, 37 — аромата, а еще 28 веществ ассоциированы одновременно со вкусом и запахом. В число особо значимых веществ попали глюкоза, фруктоза, компоненты растворимой клетчатки, лимонная и яблочная кислоты, геранилацетат, сулкатон (6-метил-5-гептен-2-он) и гваякол (ароматическое вещество из класса фенолов с «дымным» запахом; им пахнет, например, пряный ром). Причем их концентрации в старых коллекционных сортах оказалось существенно выше, чем в современных.

Сулкатон, по-видимому, сказывается не только на любви людей к помидорам, но и на любви комаров к людям. Когда ученые пытались обнаружить различия в геномах комаров, кусающих и не кусающих людей, было выявлено 14 генов, ключевой из которых — ген обонятельного рецептора Or4. Эта разновидность рецепторов реагирует больше всего как раз на сулкатон. Правда, заставить комаров с рецепторами Or4 полюбить опрысканных сулкатоном морских свинок у ученых не получилось.

На следующем этапе ученые стали искать гены, ответственные за выработку вкусных и пахучих молекул. Сначала они провели полногеномное секвенирование сортов — то есть считали всю генетическую информацию. Затем с помощью полногеномного поиска ассоциаций выявили конкретные генетические последовательности, связанные этими молекулами, и их положение в геноме.

Оказалось, что гены 13-ти искомых веществ попросту отсутствовали в тех современных сортах, качества которых дегустаторы оценили невысоко. Часть других важных для вкуса и запаха генов в них все же присутствовала, но не в тех локусах (не на тех же местах), что в более привлекательных коллекционных сортах. То есть на вкусовых качествах сказывается не только наличие генов, но и их положение в геноме.

Как так получилось

«Помидоры пластиковые из-за генной модификации», — пишет обитатель форума айтишников под ником Курцвейл. Он отчасти прав: авторы вышеописанного исследования подчеркивают, что вкуса томаты лишились не случайно, а из-за селекции, что, по сути, тоже генная модификация. Только безо всяких манипуляций с геномом при помощи молекулярных инструментов, которые мы освоили к началу XXI века.

Селекционеры, естественно, не ставили перед собой цели получить невкусные помидоры. Просто у них были другие приоритеты: высокая урожайность, устойчивость к холодам и засухам. Или вообще логистические «добродетели»: долгий срок хранения и плоды, которые легче переносят транспортировку.

«После Второй мировой войны компании-производители семян просто беспокоились о том, как накормить как можно больше людей», — отмечает один из авторов статьи, профессор Института молекулярной и клеточной биологии Валенсии Антонио Гранелл в комментарии для The Guardian.

Ко второй половине XX века аграрии поняли, что на коммерческий успех овощей и фруктов влияет их красота — и вплотную занялись тем, чтобы те выглядели симметрично, привлекательно и хорошо сохраняли свою форму. Но при этом им также нужно было сохранить их «транспортабельность», которая намного выше у неспелых плодов. Таким образом, аромат и вкус помидоры потеряли просто потому, что выпали из внимания компаний-производителей. Супермаркеты заполнились сортами, которые хорошо переносят длительную транспортировку и при этом вкусно выглядят. Иными словами, селекция была направлена на то, чтобы плоды становились красными раньше, чем по-настоящему созреют.

Со страниц глянцевых журналов нутрициологи и коуч-диетологи советуют питаться теми овощами и фруктами, что дают в текущем сезоне урожай. Отчасти многие из нас так и делают: мандарины покупаем с ноября по февраль, а арбузы и дыни в июле-августе. Время помидоров, согласно этому подходу, наступает осенью.

В высокорейтинговых научных журналах мы не нашли подтверждений пользы сезонного питания, однако о сезонных различиях в составе томатов в них упоминается. Так, например, ученые из Италии и Новой Зеландии смотрели, как в них изменяется состав антиоксидантов. Научные группы работали совершенно независимо, однако результаты получили схожие: в тепличном урожае середины лета антиоксидантов оказалось меньше всего. Особенно разительная разница в концентрации ликопина (он тоже есть в списке веществ, влияющих на вкус и аромат): в томатах середины лета его на треть меньше, чем в осенних. Из этих данных итальянские исследователи делают вывод, что действительно следует питаться осенними помидорами. Новозеландцы же говорят, что надо просто тщательнее контролировать микроклимат в теплицах, чтобы нивелировать влияние сезонности макроклимата на урожай.

Такие сорта получились, опять же, в результате десятилетий селекции. Сейчас же на смену селекции — весьма грубому способу вмешательства в геном — пришли гораздо более точные методы. С их помощью стало возможным получать плоды с почти любыми качествами без потери других.

Так, например, китайские и испанские биологи выявили молекулярный механизм созревания плодов. Оказалось, что все вкусные и пахучие вещества, равно как и красные пигменты, образуются в результате каскада биохимических реакций в пластидах клеток плода. Этот каскад называется хлоропласт-ассоциированной протеолитической деградацией (chloroplast-associated protein degradation, CHLORAD). Одна из ключевых реакций этого каскада — убиквитинирование белков хлоро- и хромопластов и белков протеосом с помощью фермента убиквитинлигазы Е3 (вариант SP1 или его гомолога SPL2).

Зачем плодам вызревать

Все крупные и мясистые плоды рассчитаны на то, что их съест какое-нибудь животное. За время переваривания это животное уйдет, убежит или вовсе улетит куда-нибудь далеко от материнского растения, а потом с экскрементами освободит семена на волю. Пока плод незрел, семена не готовы еще не готовы к такому приключению: у них могли не сформироваться подобающе прочные покровы, достаточный для старта запас питательный веществ или не до конца развиться зародыш. Поэтому незрелые плоды невкусные, невзрачные или даже ядовитые. Когда семена готовы, растение всячески привлекает к себе внимание потенциальных союзников: ярким ли цветом, вкусным ли ароматом, сочной и вкусной ли плотью — или всем и сразу.

Когда помидоры созревают, их маленькие зеленые плоды краснеют и увеличиваются, становятся сочными, сладкими, ароматными — и при этом мягкими. Включение «генов созревания» и выключение генов «незрелости» в томатах, как и у большинства других растений, в основном вызывает этилен (поэтому иногда перед тем, как выложить еще не созревшие на самом деле томаты на прилавок, их поливают этиленом, чтобы те подрумянились). Гены синтеза этилена (например, ACO1, ACS2, ACS4, NR) активируются, опять же, в плодах при созревании, а этилен затем действует как транскрипционный фактор других генов «созревания», и вся система раскручивается, как маховик.

Убиквитинлигазы Е3 контролируют эти процессы. Они связываются с белками хлоропластов (с которыми связана зеленая окраска плодов), ускоряя их трансформацию в хромопласты (с увеличением числа которых плод «наливается» цветом). Лигазы способствуют преобразованию клеточных стенок и запускают экспрессию генов, «спавших» в зеленых плодах. Они же и раскручивают маховик синтеза этилена. Таким образом, эти ферменты прямо или косвенно регулируют все аспекты созревания плода: покраснение, умягчение, появление привлекательного вкуса и аромата. Поэтому если заставить ген, кодирующий лигазу SP1, считываться чаще, это приведет к увеличению числа этих ферментов — и заставит плод стремительнее созревать. Подавление же генов синтеза SP1 и SPL2 растягивает во времени процесс созревания. Хотя при этом сам плод во вкусе, запахе и цвете зрелых плодов не потеряет — а значит, можно будет отправить еще не созревший плод в долгую дорогу, чтобы он «дошел» как раз к моменту, как окажется на прилавке.

Это значит, что если контролировать эти молекулярные механизмы, можно получить томаты, которые будут одновременно и удобными для тех, кто ими торгует, и вкусными — то есть привлекательными для покупателей.

Вернем томатам былое величие

Два года назад другая же международная команда, куда вошли некоторые авторы исследования связи вкуса томатов с концентрацией в них специфических соединений, сфокусировалась больше на генах, нежели каскадах биохимических реакций. На основе данных о генетических последовательностях 725 разных сортов и ближайших родственников томата они собрали референсный «пангеном», включающий все возможные кодирующие последовательности.

С помощью алгоритма вычисления присутствующих и отсутствующих вариаций (presence-absence variation analysis) ученые выяснили, что современные томаты в ходе одомашнивания и селекции потеряли 4873 гена. Это позволило им прижиться в разном климате и стать устойчивее к вредителям и болезням — но вместе с тем не всегда позитивно повлияло и на их вкус.

Из многотысячной выборки утраченных генов внимание исследователей привлек ген TomLoxC, один из аллелей которого встречался особенно нечасто в современных сортах. Этот ген оказался важным в выработке летучих соединений апокаротиноидов, что придают плодам томата тот самый запах. Причем если у растения присутствовали оба аллеля этого гена, то в вызревающих плодах томата обнаруживалось больше продуктов транскрипции гена, и вызревшие плоды становились еще более ароматными. Если же в геноме присутствовало две копии одного варианта, запах плода был более скромным.

Продолжив эксперименты, ученые получили трансгенные томаты-черри с вкусными и ароматными плодами. Правда, в чисто научных целях. Но авторы работают утверждают, что их результаты могут взять на вооружение производители семян.

С помидорами работали и другие генные инженеры. Например, одна научная группа внедрила в них гены черники — и получила плоды фиолетово-черного цвета. Ещё одна команда исследователей создала другие помидоры с запахом, напоминающим корицу. Его обуславливает наличие фенилпропаноидов. Эти вещества более знамениты свойством снижать риск развития болезни Альцгеймера. Третьи нашли гены, работая с повторностью которых, можно удлинять или укорачивать плоды томата.

Долгие века селекции подарили нам огромное разнообразие помидоров. Одни — мясистые, сладкие и ароматные, но хранятся не дольше недели и не выносят длительной транспортировки. Другие вызревают на вечной мерзлоте, но жестки и безвкусны. Есть третьи, четвертые, пятые, десятые — и все со своими «но». Генная инженерия способна обратить эти «но» в «а еще и». Правда, их создание, выращивание, применение и продажа в большинстве стран строго регламентированы и ограничены. Так что томаты пока ждут своей очереди вместе с картофелем и хлебом.

Источник: nplus1.ru

Пропорции здорового питания

Эта «Тарелка здорового питания», она же «Тарелка ЗОЖНИКА» — это современные рекомендации по правильному сбалансированному питанию на научной основе. Составлена по рекомендациям экспертов Гарвардской школы общественного здравоохранения, рекомендациям USDA и других экспертных организаций.

04.09.2021 09:00, Максим Кудеров, zozhnik.ru

Есть или не есть

Помогает ли голодание сохранить молодость и похудеть

Отказ от еды воспринимается людьми по-разному. Для одних это здоровый образ жизни, для других — пытка. Традиционная медицина не приветствует временный отказ от пищи, в то время как альтернативная считает это эффективным методом лечения заболеваний и очищения организма. И все же: можно ли взломать систему и прожить без еды? И нужно ли это всем? Разбираемся в плюсах и минусах этого способа.

21.08.2021 09:00, Любовь Карась, theoryandpractice.ru

Что мы знаем об LCA, или оценке жизненного цикла продукта

Каждый предмет, который мы берем в свои руки, каждый элемент обстановки нашего дома и любой объект, окружающий нас в повседневной жизни, оказывает экологическое воздействие. Главные вопросы — как и какое — и именно на них пытается ответить процесс, получивший название LCA, life cycle assessment, или оценка жизненного цикла. В рамках научно-просветительского проекта #надоразобраться T&P подготовили нетехнический обзор, который поможет понять, что представляет собой LCA, как это работает на практике, и кому и зачем нужна такая оценка.

05.08.2021 09:00, Анна Веселко, theoryandpractice.ru

Суперфуды: спасение для организма или очередная рекламная уловка?

Разбираем на конкретных примерах

Семена чиа, спирулина, киноа, ягоды асаи — эти некогда экзотические продукты все больше входят в наш рацион и считаются неотъемлемой частью здорового питания. Люди готовы платить огромные деньги за «особо ценные и питательные» деликатесы. Но действительно ли свойства суперфудов оправданы их завышенной ценой? Разбираемся вместе с Тимом Спектором, автором книги «Мифы о диетах».

03.08.2021 09:00, Дарья Гордеева, mann-ivanov-ferber.ru

Растительный рацион

Гид для веганов, вегетарианцев, пескетарианцев и флекситарианцев

Специалисты Precision Nutrition написали руководство для всех «—анцев», рассказав о пользе, подводных камнях и секретах успеха различных вариантов растительной* диеты. Зожник сделал саммари этого гида.

23.05.2021 09:00, Хэй Тир, zozhnik.ru

Питаться химией и оставаться спокойным

Сергей Белков о современной еде

Знаем ли мы, каков химический состав ужина, приготовленного из натуральных компонентов? Химик-технолог, флейворист, автор научно-популярного блога Сергей Белков рассказывает, почему не стоит бояться химии в еде.

10.05.2021 09:00, Сергей Белков, theoryandpractice.ru

Пульс, дыхание, настроение под контролем

Как гаджеты следят за здоровьем

Фитнес-трекеры, умные часы, гаджеты для контроля сна и другие давно стали частью жизни многих: по данным MarketsandMarkets, к 2025 году рынок носимых медицинских гаджетов вырастет на 20%. Благодаря им можно отследить практически все: пульс, сон, давление, дыхание и даже уровень стресса. Однако далеко не все компании при разработке таких устройств применяют научные методы, и даже гаджеты, одобренные медицинскими специалистами, не всегда могут претендовать на точную диагностику. T&P рассказали об основных видах трекеров здоровья и принципах их работы, а также делимся приложениями, которые позволяют узнать особенности своего организма чуть лучше и внедрить полезные привычки, например регулярно пить воду и проходить несколько километров в день.

04.05.2021 09:00, Любовь Карась, theoryandpractice.ru

Пищевые добавки: хорошие, плохие, непреднамеренные

Как влияют на наш организм

Витамины и минералы считают «хорошими» пищевыми добавками, а нитраты и нитриты натрия вместе с тартразином — «плохими». На самом деле, первые далеко не так полезны, а вторые не столь сильно вредны, как кажется. Наиболее же опасными из пищевых добавок следует считать так называемые непрямые. Рассмотрим подробнее: чего лучше избегать, а на что не стоит обращать особого внимания.

19.04.2021 09:00, Александр Березин, naked-science.ru

ABC (Испания): не всякая бутилированная вода одинаково безвредна, и вот почему

Вода — и вправду источник жизни. Рекламировать ее не надо. Однако люди традиционно мало думают о важнейшем моменте — о качестве воды. Автор испанского издания рассказывает о видах бутилированной воды: чем отличается каждый из них и на что стоит обратить внимание перед тем, как купить бутылку воды.

11.04.2021 09:00, Элиса Эскориуэлаель (Elisa Escorihuelael), inosmi.ru

Глутамат не виноват

Почему пищевые добавки перестали нас убивать

«Глутамат! ГМО! Холестерин! Мы все умрем!» — так начинаются бессчетные статьи о «вредной» пище. Сейчас эти мифы-долгожители уходят в прошлое благодаря доказательной медицине и огромным статистическим выборкам: мясо не влияет на развитие онкологии, трансжиры не увеличивают риск заболевания диабетом, а глутамат не является ядом. Но раньше пищевые добавки и правда могли наносить организму немалый вред — рассказываем, как так получилось и почему теперь всё по-другому.

08.04.2021 09:00, Шура Датский, knife.media

Директор Greenpeace International обратилась к президентам России и США

И призвала не упустить шанс спасти климат
Накануне встречи Владимира Путина и Джо Байдена в Швейцарии исполнительный директор Greenpeace International Дженнифер Морган написала письмо с призывом показать миру пример в борьбе с изменением климата.

Nestlé выпустит свой первый веганский шоколад
Nestlé в 2021 году выпустит на рынок свой первый веганский шоколад — батончик KitKat V. На его разработку ушло около двух лет. Молоко в продукте заменит рисовая смесь. Об этом пишет Bloomberg.
Более 60 тысяч коал погибли в результате лесных пожаров в Австралии
Общее число пострадавших животных оценивается по меньшей мере в 3 млрд, отмечается в отчете WWF.
Германия запретит одноразовый пластик с июля 2021 года
Германия запрещает ряд одноразовых предметов из пластика с 3 июля 2021 года.
Сайт дня: послушайте, как звучат леса по всему миру
Бывали когда-нибудь в венгерском лесу? А в панамском или эквадорском? Благодаря проекту Sounds of the Forest появилась возможность попасть туда хотя бы виртуально — просто послушайте отрывки, записанные в чащах и парках по всему миру.

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.