Подписаться на обновления
6 мартаПятница

usd цб 61.8457

eur цб 68.3086

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Екатерина Сальникова   четверг, 19 ноября 2009 года, 09.34

Уважуха и почот
В контакте с контекстом: «Мульт личности» с Хиллари Клинтон и «Борьба за респект» с ВВП


Премьер-министр РФ в передаче "Битва за респект" // edinros.er.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








От традиционных форм политического вещания телеаудитория устала. Ещё немного — и они ей осточертеют. «Коммерсантъ» опубликовал телерейтинги последнего времени, которые указывают на падение интереса к вечерним информационным программам. Нужны новые формулы и формы.

Мы снова присутствуем при мирной революции — политика ассимилируется в медийности.

Некий майор милиции из провинции косноязычно пожаловался на свою тяжкую судьбину — но в интернете! И тут же занял первую строку во всяких рейтингах и индексах.

Как и предсказывал «Часкор» в первой публикации о майоре Дымовском и его попытках правдоискательства, вопрос «А судьи кто?» может быть легко перевёрнут и в сторону новороссийского карбонария. 16 ноября стало известно, что Дымовского обвиняют в убийстве одного из подследственных…

И даже очень хорошо, что это не вылизанный текст в артистичном исполнении, многие считают, что достоверность сродни заскорузлости и неотёсанности.

Видеообращение взбунтовавшегося майора и широко цитируют, и обильно обсуждают в том числе в «Частном корреспонденте». И вообще теперь как-то неприлично не отреагировать на пущенную кем-то где-то волну, особенно если она по делу. То есть задевает живые и нерешённые проблемы, от которых реально страдают реальные люди.

Ещё недавно интернет игнорировался официальной властью как чужая виртуальность, которая автономна от настоящего общественного пространства и потому не пользуется большим уважением. Там можно было делать всё что угодно, годами не имея на то никаких официальных реакций.

Теперь, похоже, наши первые лица мягко включаются в погоню за интернет-респектом и начинают играть в игры интернет-цитирований.

Виртуальная жизнь ничуть не хуже остальной. Слава хорошо приживается к любым носителям.

А ещё современная слава очень любит приколы, фишки и мулечки. То есть нечто неформатное, стилистически не дегустированное ранее. Официальные телеобращения с трансляцией по центральным каналам данных признаков, как правило, лишены. Поэтому их редковато напрямую цитируют в ЖЖ.

Но приватные блогеры — как галоши счастья для информации. Поэтому с их вкусами теперь будут считаться. Им теперь будут поставлять пищу по новой рецептуре.

Сложно отделаться от иллюзии, что именно ради ускорения переключки с Дымовского обратно на самый центральный центр премьер-министр РФ оказался на Муз-ТВ.

Та гигантская аудитория, которая никогда не смотрит ни Муз-ТВ, ни даже MTV, могла бы никогда не узнать об этом событии, если бы его пропустили блогеры. Но они на то и блогеры, чтобы транслировать явления субкультуры в общедоступное бытие интернета.

Блогеры распространили весть о том, что «Битва за респект» является совместным проектом Муз-ТВ и правительства России.

Они описали и водолазку с толстовкой премьера, которого теперь принято величать ВВП. Очень символическое обозначение. Попробуйте-ка установите, кому что отныне тёзка.

Я бы ещё рекомендовала расшифровывать ВВП как Всемогущую Всемирную Паутину. Её рейтинг точно идёт на повышение. Да и с фамилией харизматического премьер-министра у неё созвучие.

Репортаж НТВ с действа на Муз-ТВ, где Путин берёт микрофон и запросто общается с рэпствующей молодёжью, заставил быстро забыть про одиноко взывающего Дымовского.

Тот, кто вещает на весь интернет, тот и обладает имиджем первоимпульса всей жизни в стране. Обновления веб-страниц происходят чаще некуда. Значит, уплотняется и график хождения в медийность.

Значит, и здесь конкуренция нарастает. Политического лидера скорее послушают, если он медийный лидер, объявлять войну наркотикам надо грамотно, как сделал ВВП.

Просто борьба за выживание и здоровье нации — не цепляет. Нация подсаживается на яркую информацию, будоражащую фантазию и интеллект. Тогда массовые аудитории готовы проглатывать и что-нибудь неразвлекательное.

Поприкалывайтесь по нашим правилам, поразвлекайте нас так, чтобы мы оценили и заценили, и делайте с нами, что вашей душе угодно. Мы вам обеспечим полную уважуху, содействие и даже понимание проблемы. Такой общественный договор намечается.

На Первом канале стартовал новый проект «Мульт личности», опять же все опоздавшие к телеэфиру могут ознакомиться через Паутину. Уже сейчас ясно, что не резкость иронических диалогов и не остроумие в обыгрывании типажей политиков будет доминировать.

Раз Первый канал делает фарсовое анимационное шоу, значит, оно не может быть острее, чем предписано живыми прототипами «мультов личностей».

Однако всё равно приятно глянуть на компьютерного Гуса Хиддинка, колдующего перед матчем, а ещё приятнее — на Хиллари Клинтон с Сергеем Лавровым, заседающих в городском кафе и обсуждающих вопросы разоружения в симбиозе с эротическими аллюзиями.

Новое анимационное шоу сможет вытянуть не столько политическая смелость, всё равно семь раз отмеренная отнюдь не создателями программы, но умение держать атмосферу забавного и непротивного мира.

В среду, 11 ноября, на Самокатной улице напротив офиса «Яндекса» прошёл санкционированный префектурой митинг протеста против закрытия рейтинга самых популярных записей в блогах — топа «Яндекса». Организаторами выступили активисты так называемой инновационно-общественно-политической тоталитарной секты (сокращённо ИОПТС) «17-й вагон».

Вторым гарантом удачи (что не тождественно зрительскому успеху, я сейчас не о рейтинге) будет умение ввести промоушен телеканала хоть в какие-то берега.

Уже среди заявленных эпизодов настораживает избыток медийных персон, так или иначе причастных к Первому и уже сильно надоевших.

Галкин с Пугачёвой, Аршавин с Познером, Волочкова с Собчак — нет, пардон, это банально. Уж лучше Обама с Лукашенко или даже Тимошенко с Ющенко.

Иллюзия допуска к политической кухне может быть приятна вопреки осознанию всей её мнимости. Каким бы ни оказался рейтинг «Мульта личностей», он будет свидетельствовать о потребности как в новых развлекательных формах, так и в новом стиле подачи политики.

Можно точно сказать, что от традиционных форм политического вещания телеаудитория устала. Ещё немного — и они ей осточертеют.

По традиции газета «Коммерсантъ» опубликовала телерейтинги последнего времени, которые указывают на падение интереса к вечерним информационным программам.

«Вести недели» на канале «Россия», оказывается, могут иногда уступить «Битве экстрасенсов», а воскресное «Время» на Первом плетётся, к примеру, за «Кодом да Винчи», который показывает «первый развлекательный» СТС.

Отчаянно низок рейтинг и доля документального фильма «Стена» Владимира Кондратьева, который широко анонсировался на НТВ и был приурочен к 20-летию падения Берлинской стены. По Москве у «Стены» рейтинг всего 3,4% с долей 8%, а по стране 5% с долей 11,6%.

Но хуже всего то, что подобный «негатив» вполне поддаётся рациональным мотивациям.

Новостные программы в последнее время утратили не только политическую остроту, но и элементарную чистоту жанра. Если «Время» может начаться с обсуждения семейных проблем Кристины Орбакайте, то правомерно ли продолжать величать эту программу первой информационной?

Если ведущие «Времени» и всех прочих аналогичных программ занимаются откровенной рекламой передач своего канала, выполняя функции анонсирования…

Если прогноз погоды неизменно снабжается коммерческой рекламой и лекарств, и пищевых продуктов и если рекламные слоганы повторяются метеорологами как автоматами…

Конечно, пиетета перед такими новостями ждать не приходится. Их можно узнавать и другими средствами, не тратя на них вечерних часов досуга.

Тем более что народ поощряют в маниакальной страсти развлекаться. И есть большая телеаудитория, которая предпочтёт плохим новостям плохие развлечения.

В общем, стыдно, конечно, уступить «Битве экстрасенсов» или чрезвычайно примитивному «Коду да Винчи».

Непопулярность же фильма о Берлинской стене есть барометр неактуальности всей темы прогрессивных завоеваний перестройки.

Тогда и мы, и социалистическая Европа находились в фазе эйфорийного разрушения прошлого. Сегодня — во всяком случае, здесь, в России, — тогдашняя радость отречения от старого советского мира не воскрешается. Её можно лишь помянуть со снисхождением к себе — как молоды мы были, как искренне... как верили…

Беды и катастрофы постсоветского капиталистического периода затмили беды и катастрофы советского социалистического. Тогда был краткий и счастливый момент, когда одни беды уже побеждаются, уже отступают, а новые и неизведанные ещё не навалились.

Сейчас человек в России задавлен проблемами, родившимися в процессе того переворота и тех завоеваний. Он ощущает не без злобы, что стену-то сломали, а легче ему лично от этого не стало. И гори она ясным пламенем, эта мировая демократия, если она даётся такой кровью…

Конечно, так думают не все. Но даже тот, кто прекрасно сознаёт ценность сегодняшних общественно-политических преобразований, не горазд вновь радостно окунаться в события, перевернувшие мир в 1989 году.

Силы надо беречь для того, чтобы сегодня и завтра стоически переживать издержки ещё более недавних достижений.

Социоэкономический контекст создаёт или не создаёт популярность телепроектам. В подробном фильме Владимира Кондратьева всё мимо: и раритетные кинокадры, и эксклюзивные интервью, и даже участие в проекте ВВП. Присутствие Путина всем интересно, а напоминание о Берлинской стене — анахронизм и старомодность. Контекст заел «Стену».

Не спас дела даже ускоренный темп, всегда присущий монологам Владимира Кондратьева.

Незаурядный журналист, он уже в советские времена словно рвался вперёд и подгонял ритм времени, делая репортажи из Германии в более деловом и динамичном режиме, нежели его коллеги в других зарубежных столицах.

А вот с фильмом о Берлинской стене Кондратьев опоздал лет на десять-пятнадцать.

Телевидение знает о своих провалах и ищет новые формы, а главное — новые смысловые резервы. И периодически их находит, как в высокорейтинговом документальном фильме о плесени или в новом проекте НТВ, посвящённом ценам. Но просветительское ТВ — это отдельная песня.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Богиня судьбы

65 лет назад, 15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

85 лет назад, 8 апреля 1929 года, родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 
 

Новости

"Весенне обновление" в столичных театрах продолжается
Директором Театра на Таганке назначена Ирина Апексимова.
Оливеру Стоуну предложат снять фильм про Влада Листьева
Картину планируется выпустить 1 марта 2017 года — в 22-ю годовщину гибели журналиста.
В Новосибирске состоялся суд над директором НГАТОиБ по делу о постановке "Тангейзера"
Олег Табаков призвал "остановить травлю", напомнив, что свобода творчества - абсолютная ценность.
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном, чьи чувства оскорбила постановка оперы Вагнера
Борис Мездрич предложил митрополиту сесть за стол переговоров и уладить конфликт после скандальной постановки "Тангейзера", не доводя дело до суда.

 

 

Мнения

Татьяна Щербина

Беклемишевская башня

Или Россия, которую мы опять потеряли

Слово «убийство» затмило остальные. Оно неточное: убивают каждый день — разбой, разборки, перепой, да мало ли. Здесь — казнь.

Павел Руднев

В Алабаме все спокойно

«Кабаре Брехт», режиссер Юрий Бутусов, Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург

Режиссер Юрий Бутусов, сенсационно поставивший в Москве пьесу «Добрый человек из Сезуана» и тем продолживший брехтовский след в русском театре, дал задание своим петербургским студентам: музыкальные этюды по Брехту-Вайлю. Результат оказался ошеломительным: спектакль вошел в репертуар Театра им. Ленсовета, став едва ли не самым ярким событием петербургского, если не всероссийского сезона.

Дмитрий Бавильский

Случай на выставке Пауля Клее

«Странные» художники дают нам возможность прикоснуться к опыту чужой внутренней жизни, устроенной каким-то иным образом, не таким, как у нас

Странный случай был вчера на выставке Клее, куда я пришёл вчера во второй раз, чтобы посмотреть не только временную выставку, но и новую версию развески «импрессионистов», определенных на стены, вновь покрашенные в нейтральный цвет: один посетитель с неожиданным шумом и нервными подергиваниями накинулся на свою спутницу.

Денис Драгунский

Шкафчик и Нарцисс

Денис Драгунский о том, почему влюбленность в себя часто заканчивается одиночеством

На самом деле фанатки фитнеса и жрицы косметики вовсе не собираются быть обаятельными и привлекательными в прямом смысле слова. То есть не хотят никого обаять и привлечь. Они страстно обожают сами себя, как мифологический Нарцисс и прочие нарциссы с маленькой буквы, то есть люди, обуянные нарциссизмом, самолюбованием. Весь этот пилинг и шугаринг, креативная, извините, эпиляция, спа и солярий, накачка плоского живота и круглой попы — все это делается не для кого-то, не для принца на белом Maybach, а для себя самой.

bobuk

Do not be evil

Довольно непростой, но, очевидно, знаменательный день. Яндексу пришлось пойти на шаг, который, как мне всегда хотелось верить, никогда не придётся делать. Мы обратились в регулирующий орган ФАС, чтобы вернуть равноправные отношения на рынке мобильных устройств. Наше обращение — признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в мир, где только одна компания будет решать, кто получит возможность донести сервисы до людей и чем эти люди смогут пользоваться.

Андрей Мирошниченко

Газеты и Print first – держаться до последнего рубля

Средства массовой информации растворяются в среде массовой информации

Интернет размывает представление о средстве массовой информации. Раньше типология СМИ базировалась преимущественно на способе производства и распространения: пресса, радио, телевидение. Теперь такое понимание термина «средство массовой информации» уже не работает. Если телевидение и радио еще более или менее сохраняют свою самость, то пресса, по крайней мере, на федеральном уровне, уже очевидно растворяется в мультимедийности.

Александр Чанцев

Иные границы, время мертвых

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. Триер, Озон, Звягинцев, Бертон и другие — читайте и смотрите.

Игорь Фунт

Записки вятского лоха. Февраль, 2015

«Вы думаете, что у нас, на почте, всё плохо. Вы ошибаетесь. У нас ещё хуже. Ты не представляешь, брат, как плохо. Берём всех подряд: хромых берём, косых, еле шевелящихся, без образования. Хочешь к нам? Прямо завтра приходи – возьмём. Про зарплаты вообще молчу. (От 4-х до 7 тыс. в провинции, – это нижнее звено.) Про условия работы молчу. Про дикие, дичайшие клиентские очереди, ждущие перед закрытыми дверями, потому что оператор взял и не вышел по какой-то причине, молчу. Самое главное, знаешь в чём? В том, что система, и так еле ворочающая ржавыми шестернями, рушится прямо на глазах. И с этим никто ничего не делает. И не сделает. Да и не система это вовсе. А бред»…

Виталий Куренной

Ещё раз о «Левиафане»

Есть два основных жанра Голливуда, по отношению к которым можно прочитать фильм

На зимней школе будущие магистры голосованием выбрали для просмотра «Левиафан». Правда, когда результаты выяснились, попытались переголосовать, так что пришлось настоять на незыблемости демократических процедур. Посмотрели, разобрали. Вот какое сложилось мнение.

Артур Гранд

«Здорово и вечно»

Приглашение к огню

Практически все, кто написал об этом фильме, начинали со своих воспоминаний о «Гражданской обороне». «Здорово и вечно», снятый вдовой лидера Егора Летова и музыкантом Анной Цирлиной, к этому располагает, даже настаивает, поскольку не является чем-то еще, кроме как попыткой фиксации личного прошлого, ставшего неразрывной частью общего настоящего.

dolboeb

«А, может, мы сами что-то сделали не так?»

Ответ Антона Носика украинским «учителям жизни»

Патриоты Украины, видимо, думают, что, приходя в ЖЖ к россиянам с однообразными репликами «сначала свергните Путина, потом поговорим», они как-то помогают решению проблем, накопившихся в их стране за последние 23 года. Потому в ЖЖ комментаторы с жовто-блакитными IP в ответ на абсолютно любой пост предлагают обсудить свержение режима Путина, или постыдное неучастие россиян в этом процессе.

Этери Чаландзия

Старое на новое

Менять привычные маршруты и никогда не сомневаться

До какого-то момента мы крутим свою жизнь, пробуя, рискуя, ошибаясь и выигрывая, но с возрастом мы определяемся по всем статьям и пунктам – карьерным, семейным, душевным, сексуальным, формируются наши вкусы и предпочтения, - и словно в доме закрываются все двери и форточки. Мы еще живы, но программа уже выполнена. Система становится замкнутой, все так или иначе уже было, все предсказуемо и известно наперед, ты видишь людей насквозь и, чтобы по-настоящему удивиться или вздрогнуть, нужны потрясения шекспировских масштабов.

Александр Феденко

Бог и Бездна Андрея Звягинцева

Важно уточнить: это не рецензия на «Левиафан», это взгляд на самого Андрея Звягинцева через его кино. Взгляд субъективный

Из четырех фильмов сложилась единая картина – сложная, интересная, но остающаяся незамеченной. Она висит перед всеми нами и, стоит пристально вглядеться, как она раскроется. И раскроется не только теми смыслами, о которых хотел рассказать режиссер; но и теми, которые он хотел скрыть, которые живут в нем, переживаются им и, может быть, даже не всегда осознаются. В этом полотне я искал ответы на два вопроса: «О чем Звягинцев снимает кино?» и «Что он сам ищет?».

Антон Красовский

Граница Уральских гор в российских головах

Манифест русского европейца

На фоне попыток отмежеваться от бьющего санкциями Евросоюза и все не отпускающей россиян волны патриотизма и национализма слова «Я русский – и я европеец» звучат как что-то давно забытое. Однако они прозвучали: журналист Антон Красовский опубликовал манифест нового русского западника, место которого – в первых рядах на Марше единства всей Европы. Facebook скорее согласен.

Татьяна Щербина

Традиционны ли ценности?

Общественный запрос — хочется вернуть идентичность, вернее, ее образ, и спрятаться туда от будущего

«Традиционных ценностей» — проверенных временем, многовековых, которые ныне пропагандируют в России, — просто не существует. Ни российских/русских, ни французских, ни немецких, хотя набор моральных ценностей в каждую эпоху очевиден: «официальные», декретируемые, всегда поддерживает большинство, а у разных социальных групп и ценности разные. Нет ценностей, которые продержались бы в течение всей истории страны, — есть национальный характер, проявляющий себя разными гранями в разных обстоятельствах, и бытовые привычки.

 

Календарь

День белого медведя

27 февраля - Международный день белого медведя. Эта дата была выбрана международной организацией Polar Bears International с целью привлечь дополнительное внимание к охране самого крупного наземного хищника планеты

В настоящее время в мире обитает 21-25 тыс. белых медведей, из которых на российский сектор Арктики приходится 5-7 тыс. зверей. На западе в районе Баренцева моря Россия делит популяцию с Норвегией, а на востоке - чукотско-аляскинскую - с США. В России охота на белого медведя полностью запрещена с 1957 г., белый медведь занесен в Красную Книгу Российской Федерации.

Михаил Ланцман

История Давида – от Флоренции до Москвы

Ко дню рождения Микеланджело Буонарроти

Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Игорь Фунт

Mortuus est anno Domini*

Анна Ахматова. Воспоминания и случаи

5 марта 1966 года умерла Анна Ахматова. Анна Андреевна высоко ценила юмор, сама любила пошутить, склонна была «к едкой ироничной шутке, к острому слову…» (Чуковский). Она считала юмор очень существенной частью европейской культуры, в отличие от восточной. И могла находить смешные черты во многом, что казалось скучным или даже страшным. В этом тексте собраны веселые сплетни и «невыдуманные» истории об Ахматовой.

Виктория Шохина

Смерть Сталина: поэзия и правда

5 марта 1953 года - закончилось земное бытие советского вождя

В марте 1953-го среди обитателей архипелага ГУЛАГ пронеслось радостное: «Усатый коньки отбросил!» В ответ на призыв начальства почтить память вождя зэки снимали шапки — и шапки летели вверх! Но то было в лагерях, а сидели (к счастью!) не все. Те же, кто оставался на воле, испытывали и неподдельную скорбь, и горечь утраты, и чувство богооставленности.

Михаил Побирский

Пазолини. История смерти

5 марта 1922 года родился итальянский поэт и кинорежиссёр Пьер Паоло Пазолини

Повествуя о некоем абстрактном индивидууме, жившем на свете, в первую очередь упоминают рождение его либо даты, ассоциируемые с теми или иными вехами жизнедеятельности. В случае с Пазолини, напротив, говорят о смерти.

Виктор Тёркин

Четвертая мировая религия

4 марта 1966 года Джон Леннон заявил, что ансамбль «Битлз» стал более популярным, чем Иисус Христос

Слова Леннона повлекли за собой множество громких скандалов и устроенных разгневанными христианами протестных акций, и многие полагают, что убийство экс-битла четырнадцать лет спустя тоже было связано с этой историей. Однако в этом провокационном заявлении куда более глубокий смысл, чем принято полагать.

Игорь Фунт

Маэстро, браво!

4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди

Холодной зимой 1741 года в Вене, близ церкви св. Стефана, часто можно было встретить одинокого старика в ветхой поношенной одежде. Длинные седые волосы его сильно спутались, висели грязными лохмотьями. В руках толстая суковатая палка. Старик с жадностью смотрел на витрины лавок, двери кафе. Он был голоден, но никогда не просил и не собирался просить милостыню. На что он жил, где ютился, никто не знал. Часто останавливался он у ворот императорского дворца, пока его не прогоняла стража… Летом старик умер.

Олег Давыдов

«Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!»

Жизнь Александра Блока сквозь призму поэмы «Двенадцать»

3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма Александра Блока «Двенадцать». «Часкор» публикует эссе из книги Олега Давыдова «Демон сочинительства» («Лимбус Пресс», 2005). Текст о поэме «Двенадцать» и о том, как она связана с остальными важнейшими мотивами его жизни и творчества.

Юрий Олеша: называтель вещей

«Нельзя строить государство, одновременно разрушая общество»

3 марта (по новому стилю) 1899 года родился Юрий Олеша – возможно, самый недооцененный гений советского времени. Он более всего известен как автор «Трех толстяков» и романа «Зависть», а также как персонаж множества анекдотов: мол, сидел такой великий спившийся писатель в столовой Дома литераторов, пил водку и говорил всякие занятные вещи… На «Частном корреспонденте» – дневник Олеши.

Соломон Воложин

Почему не плодовит был Олеша

3 марта (по новому стилю) 1899 года родился советский писатель Юрий Олеша

В России явно начала выкристаллизовываться национальная идея. Чтоб предвидеть будущее, нужно посмотреть на предшествующий соответствующий – начало взлёта – период прошлого. И если он был с изъяном, то можно извлечь уроки из истории. Но полезно взглянуть и на сверх-, так сказать, историю. А там – средневековье/феодализм, новое время/капитализм и… Олеша в 1927 году, во времена НЭП-а написал сногсшибательный роман “Зависть”. В “Зависти” Олеша, сюжетно утверждая коллективизм на пути наибольшего сопротивления этому коллективизму, сделал художественное открытие – так называемый прозаический тип метафоры.

Павел Рыбкин

Последнее амплуа

2 марта исполняется 215 лет со дня рождения поэта Евгения Баратынского

Баратынский — первый и до сих пор чуть ли не единственный поэт, никогда не переводивший проблему поэта и толпы в романтическую плоскость и не метавший громы и молнии в обывателей и филистеров. В том-то всё и дело, что никакого противостояния нет. Поэт уже давно оставлен на самого себя и давно уже бродит совершенно в сумерках, о которых нельзя даже сказать, утренние они или вечерние.

Олег Давыдов

По чужому сценарию

Как начинался закат Горбачёва

2 марта Михаилу Горбачёву исполняется 84 года. «Часкор» предлагает вниманию читателей фрагмент книги Олега Давыдова «Гений карьеры. Схемы, которые привели Горбачёва к власти». Книга представляет собой психоаналитическое исследование судьбы и карьеры Михаила Горбачёва. Опираясь на узловые моменты биографии Горбачёва, автор вскрывает структуру его личности и обнаруживает поведенческие стереотипы, которые обусловили его стремительное возвышение в рамках партийной иерархии.


 

Интервью

«Я не собираюсь быть миллионершей»

История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души

Жизнь Ольги Колпаковой не похожа на глянцевую женскую мечту с огромным домом у моря и любимой работой на пару часов в неделю — она живет и работает в селе Каменка в своем «Теремке» и ежедневно 6 часов проводит на морозе, ухаживая за животными, чьи хозяева отправились к морю. В 45 лет женщина с двумя высшими образованиями не побоялась покинуть теплый офис и заняться любимым делом. Хозяйка зоогостиницы «Теремок» рассказала, зачем ей срочно понадобилась лошадь, и поведала удивительные истории дружбы и любви своих четвероногих постояльцев.

Оскорбление идентичности

Есть ли способ «правильно» шутить на этнические темы? Где проходит грань между шуткой и оскорблением? И как получилось, что слово «оскорбление» за последние годы обрело такую пугающую и насыщенную новую жизнь в русском языке (и не только в нем)? Писатель Линор Горалик расспрашивает Максима Кронгауза — профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка, экс-директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета — о том, какую роль наша языковая чувствительность играет в окружающих нас событиях.

Денис Драгунский: «Пришла пора немного отрезвить читателя»

В середине февраля в продажу поступит семисотстраничный том Дениса Драгунского «Вид с метромоста». Что вошло в эту книгу, почему издатели считают, что рассказы не продаются, и чем полезна желчь — об этом и многом другом рассказал известный автор.

Николай Усков: «Тоталитарному государству глянец не нужен»

К выходу своей книги «Неизвестная Россия» главный редактор проекта «Сноб» (а также историк и президент медиагруппы Михаила Прохорова «Живи!») поговорил с Анной Монгайт о тоталитарном режиме, путинском гламуре и судьбах медиа.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

Райнер Линднер: «Россия теряет привлекательность для немецких инвесторов»

Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер (Rainer Lindner) рассказал о том, какие потери немецкие компании несут из-за обострившегося экономического кризиса в России и конфликта на востоке Украины, а также объяснил, почему 2015 год может стать судьбоносным для компаний из ФРГ, работающих на российском рынке.