«Утомлённые солнцем-2», самый ожидаемый отечественный блокбастер сезона, провалился в первую неделю проката. При том что именно первый уик-энд — самый показательный для последующих сборов любого фильма.
Справедливости ради надо заметить, что эксперты приводят и другие «провальные» фильмы, произведённые в России: среди них и коммерческий «Тарас Бульба», и авторский «Морфий», и даже уж совсем рассчитанный на массового зрителя «Антикиллер» (который, бедняга, провалился с ужасающим результатом, собрав всего 340 тыс. долларов при затраченных пяти миллионах). Список длинный и весьма примечательный: получается, что у нас убыточно любое кино — и авторское, и коммерческое. Разница только в том, что коммерческое более убыточно, ибо требует больших затрат.
Вывод напрашивается сам собой: не можем снимать коммерцию, так и Бог с ней. Лучше потерять на авторском кино миллион-другой, чем ухнуть в прорву астрономические суммы, заодно вызвав насмешки со всех сторон.
В свете последних событий — а именно провала «Утомлённых-2» — новейшая кремлёвская инициатива по поддержке восьми крупных студий-производителей, которые якобы вернут в кассу государства затраченные на патриотические блокбастеры денежки, выглядит, мягко говоря, легкомысленно.
Если же выражаться более определённо, то можно сказать, то эта ошибка сродни роковой. Деньги ещё не успели поступить на счета вышеупомянутых восьми «мейджоров», как налицо бесперспективность этой затеи: ибо история с «Утомлёнными» настолько показательна, что поразила в самое сердце даже недоброжелателей г-на Михалкова, которому, при всех его недостатках, авторитарном стиле руководства Союзом кинематографистов и прочем всё же отдавали должное как крупному художнику. Кроме всего прочего, налицо были и сопутствующие обстоятельства: предстоящий юбилей Победы, колоссальная раскрутка картины по ТВ и в прессе, тысяча копий (цифра для нашей страны небывалая!), напечатанных для проката фильма во всех (!) кинотеатрах страны. Даже скандал между «михалковцами» и «антимихалковцами», вспыхнувший с новой силой — вплоть до выхода из Союза кинематографистов некоторых весьма уважаемых режиссёров, — мог бы подогреть интерес к фильму. Не говоря уже о том, что «Утомлённые-2» будут представлять Россию в Каннах…
Зрителю же, как выяснилось, малоинтересны и Канны, и союзные скандалы, и пугающих размеров билборды, с которых в городе Москве на нас смотрит суровый лик главного режиссёра страны: им, видите ли, подавай «Алису» или «Аватар».
И уж если провалился Михалков, что говорить о каком-нибудь там «Слуге государеве» с его пятимиллионными убытками! (все цифры приводятся в долларах США).
Дело дошло до того, что кинокомпания «Централ партнершип», взявшая на себя труд проката «Утомлённых-2» с подзаголовком «Предстояние», отказалась прокатывать вторую часть — с подзаголовком «Цитадель»!
Случай небывалый в истории отечественного кинопроката настолько, что «Утомлённые-2» рискуют снискать титул «самого провального проекта в истории кино». Посудите сами: пока что аналитики прогнозируют сумму в 8 млн долларов, в то время как на производство затрачено 55 (цифры, правда, варьируются — у нас никогда нельзя понять, сколько же затрачено на фильм на самом деле).
Подвела Никиту Сергеевича и провинция, которую он не раз воспевал как заповедник духовности и нравственности в противовес столичной развращённости и цинизму. Провинциальные романтики, как выяснилось, не спешат выложить по 300—500 рублей за «Утомлённых», демонстрируя правоту дурацкого изречения времён застоя, что, мол, «зритель голосует ногами». Нижний Новгород, крупнейший российский город, рапортует, что на премьеру вместо ожидаемых пятисот билетов продано всего… 38; в Курске на первый показ пожаловало ровно 15 (!) человек.
Некоторые лояльные СМИ всё же пишут об этом беспрецедентном провале политкорректно, осторожно: дескать, ещё неизвестно, возможно, мало-помалу те самые 55 миллионов и вернутся в кассу государства. Гм… сомнительно, сомнительно: многоопытные прокатчики и директоры кинотеатров, люди прагматичные, хватаются за голову: залы простаивают, кинотеатры теряют каждый день в прибыли.
Самое страшное может произойти через две-три недели, когда фильм в результате не поднимется выше планки в 8 миллионов, обойдясь казне в 43 миллиона потерянных денег!
Кстати, замечу мимоходом, что это соотношение — 8:55 — в какой-то мере отражает дух самой картины, где амбиции и размах кончаются почти нулевым результатом. Актёрский наигрыш, фальшь, вторичность, самопародийность и огромный замах, дороговизна и склонность в мегаломании. Те, кто помнит «Утомлённых» под номером один, талантливую картину, где сцена прощания арестованного комдива с ребёнком, что называется, берёт за душу и где Олег Меншиков, вскрывший себе вены, бледнеет прямо в кадре, одним планом; так вот, старинные поклонники таланта Михалкова несколько фраппированы тем обстоятельством, что герои прежней эпопеи вдруг ожили. Хотя ясно, что таких военачальников, как Котов, расстреливали сразу после суда, а в титрах предыдущей картины, если я не ошибаюсь, было ясно обозначено, что семья Котова тоже погибнет в лагерях. Смелое допущение, что все живёхоньки-здоровёхоньки, с самого начала вызывает недоверие к картине, и чем дальше, тем больше. В целом это напоминает отрывки из обрывков, где каждый эпизод плохо связан с предыдущим и сделан наспех — настолько, что теряется и плавность повествования и, что хуже всего, его художественная цельность. Настолько, что кое-кто заподозрил, что всё это — чистый стёб, издёвка на манер «Бесславных ублюдков», хотя, ясное дело, Михалков совершенно не предполагал комического эффекта.
И лишь единственная новелла, повествующая о гибели кремлёвских курсантов, необстрелянных юнцов, под гусеницами немецких танков, напоминает о былом таланте режиссёра, о его разнообразных умениях, в том числе, как выяснилось, грамотно мизансценировать батальную сцену. На месте Михалкова я бы ограничилась этим сюжетом — и страшным, и щемящим, и обладающим сильным зарядом антивоенного пафоса, сюжетом, из которого бы мог получиться полнометражный фильм. А Котова и иже с ним — Сталина, Берию, Надю, фашистов, расстрелявших цыганскую семью, мину, с которой разговаривает девушка Надя, и крещение в воде, и прочие нелепицы — оставила бы на долю новоявленного русского Тарантино, который бы сделал своё чёрное дело на потеху молодёжи и к ярости стариков. Тех самых фронтовиков, кто не только не понял бы «Бесславных ублюдков», доведись им увидеть их в Кремлёвском, скажем, дворце, но кто, кстати сказать, остался недоволен и «Утомлёнными». Хотя вся стилистика — неумеренный пафос, банальности и общие места, — казалось бы, как раз из «папиного кино», с его фальшивым пафосом и громогласно декларируемыми «нравственными ценностями».
То ли «нравственные ценности» подверглись серьёзной коррозии, то ли у нас их и вовсе не было, чёрт его знает, но новоявленные «Утомлённые», помимо всего прочего, стали сигналом всеобщей девальвации. Ибо уж если ветераны Великой Отечественной, люди в большинстве своём не слишком искушённые в искусстве, кожей чувствуют, что что-то здесь не так, то куда уж дальше…
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Йоргос Лантимос: фильмы, исследующие границы разума.
Для просмотра на вечер. - Арто и Ги Дебор снова в моде.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - Убить себя государством.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - Иди в кино.
Как работали советские киностудии. - Смертная казнь за любовь к джазу.
- Школьные драмы в советском кино .
От «Весны на заречной улице» до «Большой перемены». - Ламповые 80-90-е.
Кино эпохи перемен без перестрелок и бандитов . - «Пиноккио» можно смотреть в любом возрасте.
Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Миллера. - Надо видеть.
Любимые фильмы Вуди Аллена. - Как развивалась цензура в кинематографе СССР.
Подробно и поэтапно .