Александр Шенкер. Медный всадник. Памятник и его творцы / Пер. с англ. Т.В. Бузиной. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2010.
Пятидесятилетний Этьен Морис Фальконе не хотел жениться на восемнадцатилетней Мари-Анн Колло. Потому что считал её талантливее себя. Одно дело, когда она остаётся его ученицей и помощницей, девицей Колло. А в статусе мадам Фальконе она бы, конечно, затмила его. При словах «статуя работы Фальконе» все бы, наверное, имели в виду не его, а её. Этого он очень боялся. Но расстаться с нею не мог и взял с собой в Санкт-Петербург делать памятник великому русскому царю. В русской столице о них все всё знали. Впрочем, екатерининский двор было трудно удивить.
Фальконе выдал её замуж за своего сына. Но их тяжёлая и ревнивая (лучше сказать, соревновательная) связь не прекращалась, когда они вдвоём создавали один из лучших символов России.
«Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» — эти строки не могли быть написаны без Колло и Фальконе. Потому что думу на челе (то есть лицо Петра) изваяла она, а огненного коня — он.
Эта книга — воронка подробностей: письма, деловые и частные, схемы и чертежи, описания придворных интриг и процессов отливки, сметы и бюджеты с точностью до рубля, история конных памятников монархам и технические вопросы их установки… Воронка затягивает. Начав читать, трудно остановиться. Хотя, казалось бы, что мне весь этот производственный роман…
История транспортировки постамента — гром-камня — сопровождается историей капитана по имени Марин Карбури, ответственного за доставку грандиозного валуна из карельских лесов на Сенатскую площадь. Автор подробно исследует авантюрную биографию этого господина, в частности его претензии называться графом Ласкарисом, потомком предпоследней византийской династии. Вообще же транспортировка этого камня была, говоря по-нынешнему, пиаром европейского масштаба и принесла Екатерине «почти столько же славы, сколько запуск первого спутника принёс Хрущёву».
Как хорошо, что живёт в Америке профессор Александр Шенкер, который потратил годы на копание в архивах, на собирание смет, писем, чертежей, гравюр и дневниковых записей и в итоге написал нечто большее, чем историческое исследование, чем любовный роман или искусствоведческий трактат. Он написал подробную жизнь… эх, про нас бы кто так через двести пятьдесят лет.
И как хорошо, что живёт в Москве профессор Татьяна Бузина, которая переводит на русский язык труды зарубежных славистов.
Я советую каждому если не прочитать эту книгу, то хотя бы полистать её. Порассматривать иллюстрации, поглядеть на мелкий шрифт бесконечных примечаний и изумиться. Упрямой воле Екатерины, гению Фальконе и Колло, скрупулёзности автора и самоотверженности переводчика.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Дореволюционная Россия глазами чешского фотографа.
На одном из чешских фото-сайтов неожиданно обнаружилась... Россия 1896 года. Фотографии раскрашены и, тем не менее, довольно интересны. - История Руси без Повести временных лет.
Фрагмент книги «Очерки начальной Руси». - Россия: травмирующий опыт.
Концептуализация «травм» как опыт излечения и реабилитации? Спор о механизмах социальной памяти. - Своеобразие русского национального характера.
Американский писатель и публицист русского происхождения предложил на страницах чешского издания "Literarni noviny" своё видение противоречий между Россей и Европой, основываясь на своеобразном трактовании истории Государства Российского. - «Генерал Брусилов» в Великой Отечественной войне.
31 августа 1853 года в Тифлисе родился будущий военноначальник I мировой войны Алексей Брусилов. Советский писатель Илья Сельвинский объединил I и II мировые войны, написав в 1941 году пьесу «Генерал Брусилов». - «Новые люди» Российской империи.
250 лет назад, в 1764 году, в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. - Воронка Мировой войны.
Поссорить политиков, государства, народы нетрудно – иногда достаточно спичку поднести. И мы уже готовы стрелять. - Память в законе.
Про историю. - Намного проще воздерживаться от ошибок, чем их исправлять.
Профессор Зубов о преодолении системного кризиса в России. - Обращение к историкам — авторам школьных учебников.
Столкновение мнений историков — подлинный выбор исторической науки.