Подписаться на обновления
22 октябряЧетверг

usd цб 77.0322

eur цб 91.3448

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
Наталья Доброва   пятница, 22 мая 2020 года, 13:00

Университет без границ
Какую роль вики-проекты играют в современном образовании


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Wikimedia Foundation уже давно связан с образованием, причем не только на локальном уровне, но и на мировом. О том, какие форматы образования задействует программа Wikimedia Education в условиях современной реальности, кто является инициатором использования новых технологий и как меняется учебный процесс в университетах и школах разных стран — в нашем материале.

Глобальная программа

Глобальными задачами образовательной программы «Викимедиа» является взаимодействие с учебными заведениями в рамках существующих вики-проектов, а также совместная подготовка образовательных материалов со студентами и преподавателями. Цель одна — собрать как можно больше знаний в одном месте и сделать их доступными всем без исключения.

Образовательная программа имеет три основные задачи, которые сейчас успешно реализовываются:

1.Улучшение внутренней и внешней коммуникации пользователей, так как это способствует развитию самих ресурсов фонда и достижению глобальных целей в сфере образования. «Викимедиа» ищет различные возможности для обмена результатами и опытом среди различных специалистов.

2.Эволюция проекта сообразно запросам времени. Чтобы взаимодействие ресурсов с различными университетами было более эффективным, необходимо взаимовыгодное сотрудничество и привлечение новых партнеров к проекту: цели должны быть общие, чтобы была возможность формировать новые стратегии их достижения в условиях современного мира.

3.Разработка коммуникационных материалов, которые удобны и актуальны как для опытных пользователей, так и для новичков.

На данном этапе во всем мире осуществляется почти 80 образовательных инициатив. Например, студенты могут зарегистрироваться на курсы, которые им интересны; их вклад в любой из проектов «Викимедиа» фиксируется на странице этого курса. Преподаватели зачастую поручают студентам вносить личный вклад в проекты «Викимедиа» по темам, связанным с их курсами. Участники программы совершенствуют навыки научного исследования, критического мышления, перевода, коммуникации, приобретают информационную и правовую грамотность.

Материалы студентов могут быть размещены на нескольких вики-сайтах и объединены на одной странице. Если студент загружает на ресурс собственные медиафайлы, это тоже будет считаться личным вкладом в проект. Учителя также в рамках своей профессиональной переподготовки могут открывать новые способы интеграции проектов «Викимедиа» в процесс на конференциях EduWiki.

На портале education.wikimedia.org публикуют материалы для волонтеров и педагогов: онлайн-тренинги, полезные пособия, технические инструменты, тематические исследования и ежемесячный информационный бюллетень с обновлениями новостей о новых образовательных вики-программах по всему миру.

Проект Wikimedia Education пилотируется с помощью местных филиалов в трех разных странах — Марокко, Боливии и Филиппинах. Его интеграция в образовательную систему зависит от нескольких показателей: квалификация преподавателей, учебная программа и общий уровень информационной грамотности. Польза проекта заключается в знакомстве преподавателей с сообществами и практиками, лежащими в основе «Википедии» как системы сбора и транслирования знаний. Кроме того, студентам проект помогает обрести медиаинформационную грамотность, которая в будущем станет важной составляющей их профессиональной деятельности.

Международный опыт

Такие страны, как Польша, Германия, Сербия, Мексика, уже приняли участие в проекте Фонда «Викимедиа» и внедрили ресурсы и стратегии программы в системы среднего и высшего образования.

В феврале 2020 года 30 студентов переводческого факультета государственного университета имени Брюсова прошли месячную стажировку в офисе компании «Викимедиа Армения». Они создали 153 статьи, еще 7 — дополнили информацией. Теперь эти материалы доступны в армянской «Википедии».

Задачей этой программы стажировки было переосмысление полученных в университете знаний и приобретение новых практических навыков в профессии. Так, в процессе работы студенты выяснили, что «письменный перевод» — это только механическая работа с предоставленным контентом, воспроизведение уже существующего материала на другом языке. На практике для материалов «Википедии» этого, конечно, недостаточно. Помимо простых навыков перевода специалисту необходимы специальные навыки для работы со свободной энциклопедией. Студенты не только переводили, но и вычитывали статьи, переведенные их коллегами, проверяли логику повествования и стилистическое соответствие стандартам «Википедии». Таким образом, они научились грамотно и последовательно редактировать текст, работать с самим изложением.

В Польше в марте 2020 года стартовал проект Wiki-school, целью которого является внедрение ресурсов «Википедии» в учебный школьный процесс. На участие подали заявки сразу 13 учебных заведений. Главными инициаторами нововведений в настоящее время являются учителя литературы. В основные цели проекта входило: внедрение новых экспериментальных методов в образовательный процесс с использованием ресурсов «Википедии», повышение уровня знаний и компетентности преподавателей в области ключевых цифровых навыков для развития стратегий среднего образования, а также укрепление отношений в ученических сообществах, общение в онлайн-формате и новые знакомства.

Помимо навыков создания цифрового контента (разработки текстов, поиска аудиозаписей, подбора фотографии) опыт вики-образования помогает узнать больше об информационной безопасности в интернете. Так, даже при самостоятельной загрузке фотографии, ученики и студенты увидят, где и когда был сделан снимок, с какого устройства произвели эту загрузку. Эти прикладные знания необходимы каждому современному пользователю свободных ресурсов, тем более если этот пользователь также является производителем новых знаний.

Новые горизонты

Из-за пандемии Covid-19 сектор образования столкнулся с серьезной проблемой: для учеников и учителей обучение в настоящее время может проходить только в онлайн-режиме. В такой кризис важность цифрового образования стала более чем очевидной. На повестке дня новая задача — сделать современное преподавание и обучение в цифровом пространстве чем-то большим, чем обычные видео-звонки и изучение учебников.

Например, в конце апреля в Германии при поддержке Wikimedia Deutschland и edu-sharing.net была запущена открытая образовательная платформа Wir lernen online («Мы учимся онлайн»). Платформа предлагает различные учебные материалы, помощь и рекомендации для работы с программными средствами обучения. Такая образовательная поисковая система предоставляет доступ к нужным источникам и веб-сайтам, систематизирует образовательный контент и распределяет его в соответствии с целевой аудиторией и ее учебной программой.

Поскольку перед преподавателями тоже стоит задача создания новых учебных моделей и проектирования занятий в условиях цифрового пространства, для них, в свою очередь, предлагаются открытые образовательные ресурсы. Они позволяют подготовить учебный контент из существующих баз данных и предоставляют поисковую систему, которая может справиться с высоким трафиком. Одновременно начнется организация партнерских проектов: все заинтересованные стороны сектора, такие, как «Wikimedia Deutschland» и edu-sharing.net, должны иметь возможность участвовать в совершенствовании и дальнейшем развитии системы онлайн-образования.

Наравне с Германией Wikimedia Mexico предложили провести два вебинара по вопросам образования, которые основываются на конкретных перспективах страны в этой сфере. Цель первого вебинара состояла в том, чтобы отразить важность онлайн-образования и открытых учебных ресурсов в условиях пандемии и положительное влияние, которое могут иметь образовательные проекты «Википедии» сегодня. Второй вебинар был озаглавлен как «Образовательные проекты “Викимедиа” в Латинской Америке». В рамках этого мероприятия организаторы разобрали один из проектов фонда — «чтение Википедии на уроке», цель которого — развитие информационной грамотности.

Сегодня команда Wikimedia Foundation ищет новые инновационные идеи, которые помогли бы вовлечь существующие проекты в сферу образования. Так, был проведен опрос участников образовательной программы, которые рассказали, насколько оправдались их ожидания в процессе участия и в каком направлении Wikimedia Education стоит развиваться дальше. По результатам опроса оказалось, пути для дальнейшего развития включают повышение цифровой грамотности преподавателей и организации образовательных ресурсов на разных языках. Однако нет сомнений в том, что уже сейчас Wikimedia Foundation проделала большую работу над установлением равенства знаний.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Викитека — библиотека Википедии

Что из себя представляет проект свободной энциклопедии

Викитека — это электронная библиотека произведений, находящихся в общественном достоянии, то есть не отягощенных авторскими правами тех или иных лиц. Иными словами, — свободная электронная библиотека. В этом материале рассказываем о том, как она работает, как загрузить произведение и как пользоваться.

03.10.2020 16:00, Открытая_библиотека


Подробно о Википедии

Тезисно об основании, структуре и финансировании

Википе́дия — общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным доступом к созданию и редактированию контента; то есть абсолютно каждый желающий может создать свои и редактировать чужие тексты, графическую и звуковую информацию.

26.09.2020 16:00, wikiwand.com


Информационная вселенная Wikiverse

Француз визуализировал Википедию в виде вселенной

Авторы нового проекта Wikiverse решили наглядно показать связи между разделами, подразделами и отдельными статьями Википедии. Для этого была создана визуальная модель информационной вселенной Википедии.

21.09.2020 16:00, Антон Конрад, quibbll.com


Как вернуть науку в университеты

Университеты не успевают за жизнью: пока пишется учебник, его содержимое успевает устареть. Как найти баланс между фундаментальным образованием и преподаванием насущных прикладных навыков? О новой модели технического образования рассуждает Виктор Никитин, директор научно-образовательных программ Parallels.

15.09.2020 16:00, Виктор Никитин, edutainme.ru


Что общего у самодельного самолета и Википедии

Или плюсы и минусы народной энциклопедии

Наверное, нет человека, который не обращался бы к Википедии или хотя бы не слышал о ней. Об особенностях этого огромного хранилища информации говорит автор книги «Организованный ум» нейробиолог Дэниел Левитин. Для начала — история о самодельном самолете.

14.09.2020 16:00, Антон Бахарев, blog.mann-ivanov-ferber.ru


Почему Википедия превосходит остальные энциклопедии

История, факты и статьи

«Википедия» — это Интернет-энциклопедия, статьи для которой может написать любой человек, имеющий доступ к Сети. Сегодня эта энциклопедия, появившаяся благодаря коллективному труду добровольных энциклопедистов-любителей, насчитывает более черырех миллионов статей более чем на 130 языках, включая такие экзотические, как эсперанто или латынь. «Википедия» является общедоступной и свободно распространяемой энциклопедией. Днем рождения «Википедии» считается 15 января 2001 года — именно в этот день начал работать первый вариант сайта Интернет-энциклопедии.

13.09.2020 16:00, yandex.ru


Как обычные люди помогают науке (и вы тоже можете)

Просто найдём галактику

Знаете, что вы — да, вы, я и другие самые обычные люди — можем делать для человечества в свободную минуту? Развивать науку. Да, именно так: сегодня науке нужны добровольцы-любители, чтобы классифицировать галактики, искать планеты и сверхновые, участвовать в нейробиологических исследованиях, массовых наблюдениях за птицами, животными, растениями, климатом.

12.09.2020 16:00, Лада Бакал, mel.fm


Феномен Википедии

В чем ее сила и полезность

В современном мире люди привыкли искать информацию на просторах Интернета, не обращаясь к печатным изданиям в библиотеке. Одним из самых распространённых электронных источников информации является Википедия. Об этом и пойдет речь в данной статье.

08.09.2020 16:00, Инна Разумова, vc.ru


Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями

Онлайн энциклопедия занимается проверкой фактов в интернете уже более 15 лет. Теперь она хочет открыть свое скептическое видение массам.

07.09.2020 16:00, Джаред Келлер , rb.ru


Университет в изгнании

Как советская наука оказалась в эмиграции

Хотя после революции из России уехали миллионы, самая большая волна эмиграции пришлась все-таки на 1895–1915 годы, отмечает в предисловии к книге «Люди мира. Русское научное зарубежье» ее редактор Дмитрий Баюк. Поэтому он не исключает, что власть большевиков могла быть не причиной, а только следствием вытеснения интеллектуальной элиты из страны. В сборник издательства «Альпина нон-фикшн» вошли истории известных на Западе российских ученых и инженеров, которых в России часто пытались забыть. T&P опубликовали главу об эмиграции до, во время и сразу после Второй мировой войны: как спасались от «настигающей родины», если государственные границы постоянно менялись, откуда были первые гранты и где появлялись первые российские академические диаспоры.

05.09.2020 19:00, theoryandpractice.ru






 
Выпускники и наставники России

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.