Женские сайты наводнили русскоязычный сегмент интернета и наперебой предлагают своим читательницам рецепты красоты, успеха и личного счастья. Раньше с этой задачей успешно справлялись глянцевые журналы, но теперь сетевые порталы обещают полностью заменить их. Причем совершенно бесплатно. Чем привлекают россиянок десятки гламурных сайтов, ориентированных по половому признаку, и как отличить их друг от друга?
Ресурсы для женщин множатся в cети такими темпами, что по количеству скоро смогут соперничать с новостными порталами. Чем дальше – тем больше рекламодателей понимают: львиная доля покупок делается если не самими женщинами, то уж точно при их участии. А поскольку рунет, когда-то наводненный программистами и сисадминами, сейчас пополняется секретаршами и домохозяйками, искать потребительниц нужно именно в Сети. И рекламщики ищут. А создатели интернет-сайтов охотно идут им навстречу, предоставляя место для баннеров и целевую аудиторию.
Тематика большинства интернет-журналов, ориентированных по гендерному признаку, набила оскомину еще со времен офлайновых «Работницы» и «Крестьянки». Советы по хозяйству, рецепты, уход за собой, рекомендации врача, гороскоп, дети... Понимая, что разнообразить содержание возможно лишь отчасти, авторы направляют усилия на поиски новых форм. Как говорят социологи, современным женщинам интересны сайты, «не просто объединяющие различные типы контента, но также совмещающие их с возможностью открытой коммуникации и социальными сервисами». Проще говоря, простой подборки заметок на «типично женские» темы для хорошей посещаемости уже недостаточно. Юзершам подавай форумы, блоги и прочий интерактив.
Среди тех, кто подает – tata.ru. Один из самых молодых дамских порталов позиционирует себя как абсолютно универсальный сервис. Медиахолдинг РБК, запускавший проект полгода назад, амбициозно пообещал создать «главную глянцевую площадку рунета», которая полностью заменит читательницам бумажную прессу. Авторы уверяют, что дизайн, рубрикация и навигация проекта разрабатывались «с учетом анализа поведения женщин в интернете». Неясно, впрочем, учитывалось ли оно при отборе рекламных баннеров. На главной странице их несколько: «Камасутра от Алены Водонаевой», «Семенович/Чехова – у кого больше?» и «Грудь Памелы Андерсон заставляет забыть о работе». Наглядные иллюстрации наводят на мысль, что создатели проекта отнюдь не будут против, если к читательницам примкнут и их мужья.
Несмотря на то что в редакции «Таты» до недавнего времени (пока половину из них не уволили) трудились десятки журналистов, тексты особой глубиной и изяществом слога не отличаются. Зато на них можно оформить RSS-подписку – и читать свежие публикации у себя в ленте.
Еще один универсальный сайт – wday.ru (сокращение от woman's day) был год назад запущен издательским домом «Ашет Филипаки Шкулев». И новость эта обсуждалась весьма широко, поскольку в проект вложили заметную сумму – 3 млн долл. При этом изрядная часть контента достаtтся порталу бесплатно: это архив публикаций женских журналов того же издательского дома, в том числе и журнала Psychologies, почему-то тоже попавшего в эту обойму.
Целевой аудиторией wday.ru считает жительниц мегаполисов в возрасте 20–35 лет с доходом выше среднего. Содержание, однако, этой идее соответствует не во всtм. Раздел «Шопинг», к примеру, пестрит задорными девичьими платьями за полторы тысячи рублей, которые скорее подходят студенткам-первокурсницам. А в разделе «Бижутерия» преобладают пластиковые браслеты, латунные серьги и недорогие металлические подвески.
Среди интерактивных сервисов самым полезным представляется «гуру». Эксперты, в числе коих есть акушер-гинеколог, фитнес-тренер, шеф-повар и семейный психолог, готовы доходчиво отвечать на любые вопросы. Раздел с блогами выглядит довольно пустынно, активных пользователей – единицы. Одна из таких единиц – популярный ведущий Андрей Малахов. Версия, что он забрел на сайт совершенно случайно, звучала бы красиво, но на самом деле Малахов – главред журнала StarHit того же издательского дома и работает за корпоративную идею, а также скорее всего за неплохой гонорар. Да и блоговые записи телезвезды напоминают скорее не дневниковую прозу, а заметки светского хроникера.
Есть свои сайты и у офлайновых глянцев, успевших еще в доинтернетный век застолбить многотысячную аудиторию. Портал Elle.ru, например, помимо прочего предлагает сервис «элль-тв», своего рода видеоблог на актуальные темы. Так, например, в преддверии выхода очередной серии бондианы стилист Наоми Донн (она работала над образами девушек Бонда в нескольких последних фильмах) рассказывает о том, как делала макияж Ольге Куриленко – украинская актриса и модель будет соблазнять Дэниела Крейга в «Кванте милосердия». А сайт Cosmo.ru радует сервисом под названием «космо-с-утра» (читать название следует с ударением на букву «У»). Своего рода «камасутра на новый лад» предлагает десятки сексуальных позиций – от классической миссионерской до экзотических вроде «царя горы» или «эротического аккордеона». Каждый из вариантов иллюстрирует анимированная парочка отлично сложенных обнаженных разнополых персонажей.
Портал с жизнеутверждающим названием behappy.ru встречает посетительниц огромным баннером, на котором друг друга сменяют отнюдь не типично женские и более того – весьма тревожные – вопросы. «Стоит ли покупать недвижимость?», «Какую выбрать валюту?», «Куда вложить деньги?» Это – реклама астрологического портала, который вовремя сориентировался в сложных условиях мирового экономического кризиса и подготовил специальный финансовый календарь на остаток года. Астрологических прогнозов, а также всевозможных толкований примет и снов хватает и на самом портале. В остальном – всё как у всех: мужчины-косметика-шопинг-диеты.
Ветеранами женского интернет-движения могут считаться порталы woman.ru и eva.ru. Первый в этом году отмечает десятилетний юбилей – срок по сетевым меркам рекордный. Несмотря на солидный возраст, сайт не гнушается новинок. Недавно на нем появился блог, среди авторов которого – популярные сетевые писательницы Екатерина Великина (больше известная под ником katechkina) и Марта Кетро. Eva.ru называет себя крупнейшим женским сообществом рунета, а своих читательниц (коих более 150 тысяч) –«еварушницами». В основе портала – система тематических форумов, на которых обсуждают жизнь.
Главное, что известно о другом портале – womanjournal.ru, – за дизайном он обращался к самому Артемию Лебедеву. Вышло симпатично, но не сказать, чтобы очень оригинально. Сам Лебедев на своем сайте пишет о том, что для ресурса был придуман рекламный образ – девушка, читающая в ванне. Однако портал его никак не использовал – вероятно, испугавшись потока судебных исков от читательниц, утопивших в ванной свои лэп-топы.
Один из самых креативных проектов сайта – небанальный онлайн-экзамен на знание ПДД. Тем, кто верно ответит на двадцать из двадцати вопросов, обещано жаркое стрип-шоу от анимированного мачо в форме сотрудника ГИБДД. Раздевающийся дорожный инспектор, как и кукольный набор «одень Пэрис Хилтон», – забава бесплатная, а вот размещенный на сайте магазин мобильного контента – проект вполне себе коммерческий.
Если каждый из вышеозначенных проектов стремится разрекламировать себя, привлекая аудиторию, то еще один популярный женский ресурс действует прямо противоположным образом. Потенциальным читательницам сообщества «Girls_only» в ЖЖ приходится проходить настоящий гендерный тест. Дамское сообщество берет пример с джентльменских клубов: вступить в его ряды можно только после рекомендации одной из участниц. Сложная процедура призвана оградить девичьи секреты, изложенные под виртуальным «замком», от мужских глаз.
«Girls_only» – все тот же глянцевый формат, но среди сотен постов об эпиляции, шопинге, изменах и разводах иногда всплывают поистине экзистенциальные шедевры. Вот, например, пассаж о мужчинах: «Бывает нежный да хороший, а работы нормальной нет. Есть работа, а слова доброго не дождешься. И слова говорит, и работает – а секс так себе. Есть и секс, и деньги, и работа – а понимания нет. Но был один такой, что и работа есть, и слова говорил, и секс хороший, и вроде все есть. А я его взяла и разлюбила».
Перечислять глянцевые сетевые ресурсы можно было бы бесконечно – имя им легион. Но голова иде кругом уже на первом десятке. Непременный розовый цвет в оформлении (авторы, очевидно, считают, что девичий мозг лучше воспринимает информацию именно на фоне этого цвета), одни и те же рекламные баннеры косметических новинок и кочующие с портала на портал звездные фото сливаются в непрерывный поток. Задача прочесть или хотя бы осмысленно пролистать изрядную порцию женских журналов оказывается невыполнимой даже для самых стойких. Впрочем, здесь все – как в оффлайне: все сразу не читает никто, а вот каждое издание в отдельности свою аудиторию находит. И, как показывают тенденции, кризис перепроизводства сетевому глянцу пока не грозит.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Николай Усков: «Тоталитарному государству глянец не нужен».
- Начало и конец светской жизни.
Что значит «быть светским человеком» и что такое «светская жизнь». - Глянцевый симулякр.
Пора схлопнуть пузырь. - Алексей Зимин: «Еда — это форма, через которую общество познаёт себя» .
Главный редактор года по версии GQ в интервью «Часкору». - Глянец ожил.
Первый российский издательский дом, выпускающий только интерактивные журналы. - Эвелина Хромченко .
- Хромченко вернулась на пост главного редактора L`Officiel.
- Мёрдок никогда не сдаётся.
И планирует заработать на iPad, раз не вышло в интернете . - Народная героиня fashion`a.
Как «ушли» Эвелину Хромченко: история в деталях. - Виктор Шкулев: «Не нужно бояться интернета».
Президент ИД HFS о посткризисной ситуации на журнальном рынке.