Подписаться на обновления
19 октябряЧетверг

usd цб 57.3392

eur цб 67.4596

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   пятница, 24 апреля 2009 года, 09:05

Улыбнуть или засмурнить?
Мимика без тайн. ТВ между позитивом и негативом


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







По модернизированной логике тот, кто не смеется, тот и виноват в том, что не смешно. Поэтому те, кто смешат, активнее всего и корчатся от смеха — Иван Ургант, Александр Цекало, Юлий Гусман, Гарик Харламов...

Сейчас на нашем телевидении идет борьба двух мимических эстетик. Одна мимика — российская. Другая — западная.

Соседство говорящих голов, имеющих мимику разного происхождения и разного стиля, создает ситуацию выбора. Зритель должен какой-то частью своего организма решать, какие мимико-эмоциональные конструкты он предпочитает. То есть что ему дороже всего в жизни.

Грамотные каналы с утра очень стараются нас улыбнуть. Лица ведущих прямо-таки светятся счастьем. Так надо. Поэтому требуются люди, предрасположенные к хроническому улыбательству. Например, Арина Шарапова со своими кокетливо смеющимися глазами или Ольга Будина со своими лукаво веселящимися глазами прямо созданы для телеутра.

Радушие и нежная забота Елены Прокловой о здоровье всех и каждого на ток-шоу «Малахов +» буквально облучает гостей студий. Они начинают улыбаться и аплодировать так, словно каждому подарят «Оскар» в придачу к очередному чудодейственному рецепту.

Даже ведущие новостных выпусков с утра улыбаются по-особому. Как будто искренне, от себя, от всей души. А серьезность соблюдают, наоборот, как-то формально — мол, это мы по должности, но жизнь-то за пределами новостей прекрасна. И с утра эта жизнь должна быть важнее.

Радость начала жизни объединяется с радостью обновления телеэфира. Так выглядит позитивизм в квадрате.

Тем, кто не может эмоционально прожить утро в унисон с ТВ, противопоказано включать с утра телевизор. Он будет раздражать своей беспричинной радостью и доброжелательностью.

Если человек не считает, что жизнь прекрасна сама по себе, вне зависимости от несовершенства общества и жестокости законов природы... Если человек не согласен с тем, что начало очередного телеэфира должно вызывать прилив бодрости и любви к людям...

Это не утренний телезритель, и, более того, это не слишком социально беспроблемный и лояльный индивид.

Расцвет юмористических программ — «6 кадров», «Слава богу, ты пришел!», «Дальние родственники», «Уппс!», «Убойной ночи», «Убойная лига», «Смех без правил» — легче всего объяснить здоровым желанием нашего общества адаптироваться к себе самому и смириться с собою как с неизбежностью. Если наш вид не весьма хорош, пусть он будет хотя бы смешным.

Ему нужно от жизни и телевидения что-то такое, чего они не могут ему дать. А главное, свое личное недовольство ему важнее, чем изображение удовлетворенности и тотальной благожелательности.

Ему требуется какой-то конкретный и довольно веский повод для того, чтобы улыбнуться, потому что эти поводы есть исключение из общей повседневной практики, не достойной улыбок. Такая установка есть антипозитивизм. Надо ли уточнять, что он является нашей отечественной традицией, а позитивизм, напротив, свойствен западной повседневности?

Здесь их позитивизм многих раздражает. В нем видят прежде всего душевную фальшь. Ну невозможно любить всех встречных и поперечных, невозможно испытывать счастье при встрече с каждым новым клиентом или прохожим. Невозможно всерьез круглосуточно радоваться жизни напоказ.

В России вообще многие считают, что этим можно спугнуть удачу, сглазить счастье, расплескать успех. Слишком бурно, слишком демонстративно выражать положительные эмоции — дурная примета. Потом жди беды.

Подразумевается, что всё хорошее приходит и уходит, оно само себе то ли хозяин, то ли хозяйка. Это некое магическое существо, внеположное индивиду и от него всегда в значительной степени независимое.

Сердцу тоже не прикажешь, оно тоже независимо и стихийно.

Может, ты трижды достоин успеха, а всё равно нечего этот успех дразнить, а то еще сбежит. Лучше уж засмурнить загадочный внешний мир и не провоцировать сердце, а то как бы плакать не пришлось.

Невыражаемая внешне радость, сдерживаемая глубоко внутри эйфория, скупость на проявление позитивных чувств — своего рода дань суеверию. А кроме того, это желание справедливости и равенства от негативного.

Жизнь нам постоянно чего-то недодает, жизнь у нас в долгу — так почему же мы должны раздавать ей какие-то авансы, дарить своими добрыми эмоциями без всяких гарантий на взаимность?

Западный человек тоже движим в своем позитивизме суеверной логикой, только другой. Он тоже пытается воздействовать на жизнь, заговорить ее и не раздражать.

Но западный человек полагает, что надо побольше улыбаться и демонстративно радоваться, чтобы жизнь убедилась, какой он сильный и успешный, и не смела этого переломить.

Чтобы жизнь махнула рукой и сочла, что проще ей плыть по тому течению, которое уже избрал для себя человек.

Западный индивид надевает маску благополучия и довольства миром в надежде, что эта маска к нему прирастет и станет его подлинной натурой. Индивид как бы создает условную пластическую модель успеха и счастья — и очень уповает на то, что эта модель оживет или спровоцирует появление настоящего успеха и счастья.

Так древний охотник, надев шкуру самки какого-нибудь хищника и подражая ее голосу, выманивал из укрытия самого зверя, которого собирался победить и пустить себе в пищу.

Западный человек сознает себя первым инициативным звеном во взаимоотношениях с жизнью. И заставляет себя верить в ее кредитоспособность.

Потому он и готов раздавать ей эмоциональные авансы направо и налево, что надеется на их возврат с процентами.

Российский мир больше верит в иррациональную неуправляемость жизни, а значит, и успеха. Западный мир больше верит в рациональную управляемость всем чем угодно, снаружи и даже внутри. Душе тоже можно приказать, и она послушается.

Потому для них улыбчивость и вся доброжелательность, пишущаяся крупными буквами в традициях «школы представления», не фальшивы, а лишь указывают на то, что у души есть разумный хозяин. Он создает ту картинку на лице, которая при благоприятных условиях должна возникать сама.

Западный человек — это телевизор, который искренне показывает то, что должно быть в идеале. Российский человек — это телевизор, который склонен выдавать в качестве картинки то, что есть.

Российскую традицию взаимоотношений с успехом можно обвинять в пассивности. Но и мудрость признания границ собственных возможностей, и чутье того свободолюбия, которое проявляет успех, в этой позиции тоже имеются.

Телереклама пытается взять потребителя на пушку и управлять не только его видением кризиса, но и его самоидентификацией в кризисе. Однако мне почему-то кажется, что потребитель может обидеться и не захотеть узнавать себя в тех диковатых типажах, которые вдруг начали сновать в телеящике.

Ужас нашей сегодняшней противоречивости в том, что мы уже готовы хотеть и ждать, чтобы нам почаще вокруг улыбались, — но мы еще не готовы дарить свои улыбки и прочий эмоциональный позитив беспричинно, без фильтрации и перерывов. Улыбки посторонних нам нужны, чтобы внутренне выражать им свое недоверие.

Западная традиция подразумевает нахрап от скрытого ужаса — не успеть вовремя заговорить жизнь, не смочь стать успешным сразу и потом бороться с инерцией неудачничества.

Насколько западному миру осточертела обязанность брать успех на пушку, видно по обилию хмурых суперменов, обожающих рукоприкладство.

Ну какой уважающий себя герой голливудского фильма будет улыбаться на все стороны и излучать корректность? Посмотреть на мир с каменной рожей, выругаться и врезать кому-нибудь по физиономии — почти обязанность настоящего хорошего парня, чтобы он мог вызвать в зрителях уважение, доверие и зависть.

Им, по эту сторону экрана, так нельзя, а ему там, в виртуальности, — можно. Он там, в экранном измерении, играет в право индивида быть смурным и ожесточенным.

Российское телевидение отражает те метания между отечественной и западной моделью мимики и эмоциональности, которые претерпевает всё наше общество.

Ощутимо увеличилось количество программ, где основное действие сопровождается закадровым хохотом и аплодисментами зрителей. Создается впечатление, что ТВ хочет заговорить рейтинг, запрограммировать зрительский успех с помощью этой смоделированной реакции.

Нам постоянно предлагают не просто смеяться, но присоединяться к тем, кто уже смеется. Ведущие и участники «Большой разницы», «Прожекторперисхилтон» и прочих программ чуть ли не со стульев падают, так смешны им собственные остроты.

Это совершенно новое правило.

Классический юмор — это юмор с каменным и даже мрачноватым лицом. Сам острящий остается вне воздействия своего смеха, посылая его сразу в аудиторию.

Теперь, похоже, телеюмор нуждается в подстраховке. Надо, чтобы там, в телевизоре, кто-то заразительно смеялся и заражал смехом, а не просто воздействовал остроумием. А то вдруг зрителю не станет сразу смешно, и тогда потом его будет совсем уж не рассмешить.

По модернизированной логике тот, кто не смеется, тот и виноват в том, что не смешно. Поэтому те, кто смешат, активнее всего и корчатся от смеха — Иван Ургант, Александр Цекало, Юлий Гусман, Гарик Харламов...

...После улыбательского утра начинается теледень, который слезы с улыбкою мешает, как апрель. Не слезы, конечно, а скорбные вздохи пополам с невозмутимостью — в новостях.

Чем дальше от телеутра, тем очевиднее, что жизнь сама по себе не так уж и прекрасна. Строгие физиономии судебных ток-шоу являют попытку не просто констатировать антипозитивность действительности, но искать в ней истину, что и будет позитивной реакцией на негатив.

Улыбка — высокий жанр позитива. Смех превращается на ТВ в низкий вариант того же позитива. Нарастает количество ситкомов, юмористических программ и всяких шоу, участники которых отличаются говорящей, живописной мимикой, ярко и незатейливо рисующей их внутреннее состояние.

Вернее, у них нет внутреннего состояния, оно у них всё снаружи — у героев «Дальних родственников» и «6 кадров», «Счастливы вместе» и «Кто в доме хозяин», «Дома кувырком» и «Универа».

Овал лица на экране превращается в блюдо, подающее эмоции так, чтобы зрителю было удобно потреблять в мелкой нарезке. Не потребить эту эмоциональность зритель не сможет даже при отсутствии аппетита. Моргнул в сторону персонажа — и сразу всё про него понял.

В каком бы состоянии ни был персонаж, прозрачность и несложность его душевного нутра должна радовать. Вытаращенные глаза, сдвинутые брови, причудливо сложенные губы превращают человека в гримасу, а гримаса по определению не может быть абсолютно серьезной. Это несерьезный драматизм, игровая дисгармония, ужасы в шутку, игрушечный негатив.

Пережив день как чередование смехового позитива и сдержанного негатива, телевидение наконец добирается до вечера. И тогда обе линии телеэфира взмывают к апофеозу. Улыбательно-смешащий позитив расцветает пышным цветом, особенно в конце недели, на всяческих развлекательных поп-шоу.

Зато в будничные вечера зрителю даруются каникулы от улыбательности, которой в России всё равно немногие верят. Улыбки ведущих новостей становятся жесткими и формальными.

Finita la comedia, жизнь опять не оправдала утреннего доверия и снисхождения. Пора предоставлять кадр другим людям с другими лицами. Криминально-душещипательные сериалы ставят в центр героев с озабоченными физиономиями.

Сергею Селину в «Литейном, 4» даже приделали шрам, чтобы мимика дисгармонии стала скульптурной и вопиющей. Глеб Северов по кличке Слепой (Сергей Маховиков) с волчьей угрюмоватостью взгляда — он ведь слепой только к позитиву, он его не замечает и знать о нем не желает, в этом его слепота.

Самое нездоровое, что могла придумать реклама по отношению к Марии Швецовой (Анна Ковальчук) в «Тайнах следствия», — это рекламировать с придыханием «эти губы», «эти глаза».

Низведение героини-прокурора до рекламной дивы, у которой за выразительность взгляда отвечает тушь с правильной щеточкой, — дурная служба.

Если в этом сериале чуть меньше ходили бы с перекошенными, переживательными лицами, он бы совсем не смотрелся.

Вечер — прайм-тайм эксплуатации жизненного драматизма и его открытого переживания. Время, когда западный некомплиментарный герой существует в телеэфире бок о бок с отечественным некомплиментарным героем — и с отечественным некомплиментарным зрителем, который до сих пор позволяет себе в жизни многое из того, что западный человек позволяет себе только в фильме или сериале.

Рядом с этой триадой антипозитивистов витают в вечернем телеэфире беспокойные ведущие и беспокойные гости — ответственные персоны, эксперты, думающие и нервничающие лица.

Саркастично ухмыляющийся Тигран Кеосаян со своим ток-шоу. Трезво-циничный Владимир Соловьев, вертящий головой то к одному барьеру, то к другому. Совмещающий дежурную щепотку позитивизма со щепоткой неформального замотивированного негативизма Владимир Познер. С вечной тенью обиды на размышляющем лице Николай Сванидзе. Меланхолический Михаил Осокин. Демонстративно формально надевающая улыбку Кира Прошутинская, дотошно выспрашивающая ответчиков от имени народа, который «хочет знать».

Наступает разрядка и отдых от телевизионного позитивизма, от кредитования жизни и надежды на ее управляемость с помощью картинки собственных эмоций.

Российскому человеку дают побыть первозданным собой на тот случай, если ему это всё еще нужно.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.