Подписаться на обновления
22 апреляПонедельник

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Екатерина Жирицкая   четверг, 6 июня 2013 года, 12:17

Улица против магистрали
Михаил Блинкин: «Социальная конфликтность реконструкции Ленинского проспекта чрезвычайно велика, а ее транспортный эффект исчезающе мал»


http://leninskiy-new.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Москвичам не привыкать биться за свои дома, скверы и микрорайоны. Но впервые жесткое сопротивление общественности встречает реконструкция улицы — Ленинского проспекта. О проблеме рассказал крупнейший специалист по транспортному развитию, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Источник: novayagazeta.ru

— Михаил Яковлевич, коротко для непосвященных: в чем смысл реконструкции Ленинского проспекта?
— Идея перепланировки Ленинского проспекта заключается в том, чтобы кусок проспекта от площади Гагарина до МКАД превратить в «магистральную улицу непрерывного движения». Сейчас все ключевые пересечения на Ленинском, от Университетского проспекта до улицы Миклухо-Маклая, решены в одном уровне. После реконструкции здесь появятся развязки с туннелями или эстакадами. Это по замыслу авторов проекта даст большой выигрыш в пропускной способности проспекта и скорости движения автомобилей по нему.

— Разгрузить Ленинский — вроде бы хорошая идея. Почему же вы и ваши авторитетные коллеги выступили резко против этого проекта?
— Идея реконструкции Ленинского в его нынешнем виде мне не нравится не от нежелания перемен под собственными окнами, у меня-то под окнами как раз ничего не случится. Но я — эксперт, мой профессиональный статус обязывает меня прогнозировать и оценивать последствия тех или иных транспортно-градостроительных решений.

— Под «нежеланием перемен под собственными окнами» вы имели в виду протесты местных жителей?
— С 1960-х годов строителям известен феномен NIMBУ — «Not in my backyard». Он отражает эгоистическую позицию узкого местного сообщества, которую можно было бы выразить словами: «В принципе эта дорога мне нужна, но стройте ее где угодно, только не на моем заднем дворе». Так вот, в случае протеста против строительства дороги эксперт обязан различать, что перед ним: проявление NIMBY или абсолютно справедливое требование общественности отменить объективно плохой проект?

При оценке любого большого транспортного или градостроительного проекта эксперты (и городские власти!) обязаны взвешивать вызванный им макроэффект и одновременно градус спровоцированной строительством социальной конфликтности. Реконструкция Ленинского проспекта — классический пример того, когда социальная конфликтность проекта чрезвычайно велика, а его транспортный эффект исчезающе мал. По моим индивидуальным оценкам, он просто отрицательный.

— Объясните свою позицию. Ведь именно для борьбы с пробками и была задумана реконструкция.
— Где узкое место Ленинского проспекта? Когда едем в центр, это — площадь Гагарина. Там в Ленинский проспект вливаются Профсоюзная улица, улица Косыгина, Третье транспортное кольцо. Все эти плотные транспортные потоки пересекаются, соединяются, перестраиваются, а от дома 32 к центру начинается довоенная часть Ленинского — старая московская улица со светофорами, достигшая предела своего расширения. Это узкое место. И, если мы не собираемся ломать город, — оно неустранимо.

Перед узким местом по всем законам организации дорожного движения поток надо сдерживать. Светофор — не только реле, определяющее, каким машинам стоять, каким ехать. Это еще и дроссельная заслонка. Перед узким местом нужно сдерживать поток, чтобы здесь не собралось слишком много автомобилей. А вот по замыслу реконструкции на протяжении десятка километров эти дроссельные заслонки предполагается снять. Тем самым мы создаем у площади Гагарина большую систематическую пробку. Вместо нескольких упорядоченных очередей, которые мы регулируем светофорным циклом, на этом отрезке создается большое хаотическое скопление машин.

Теперь поедем в противоположную сторону. Тут самое трудное место при движении в область — пересечение с МКАД, где Ленинский проспект переходит в Киевское шоссе. Там роль светофора выполняет хвост автомобильного потока, поворачивающего на внешнюю сторону МКАД. Хвост вылезает на основную трассу, блокируя несколько полос справа, и мы просачиваемся с широченного проспекта на лучшее в городе шоссе через «бутылочное горлышко». В рамках московской строительной программы предусмотрена абсолютно правильная реконструкция этой развязки. Но трагедия в том, что если с развязки автомобиль съезжает на переполненную трассу, то не спасает даже самая лучшая конфигурация этой развязки. Все равно на съезд будет стоять очередь. Это узкое место так же неустранимо, как и на площади Гагарина. Мы тратим огромные деньги, чтобы разогнать поток, а потом закупорить его с двух сторон.

— Смешение понятий «улица» и «скоростная магистраль» — в нарушении аксиом организации этих элементов дорожной сети — едва ли не главная причина вашей резкой критики авторов проекта. Чем опасен для города этот гибрид?
— Западная практика организации дорожного движения очень давно, с конца 1940-х, разделила элементы дорожной сети на две принципиально разные категории — улица и дорога. Улица не может быть дорогой, дорога — улицей. Дорога, скоростная магистраль, фривей — для машин; улица — для людей. Вдоль фривея не может быть домов, на улице — живут люди.

Мэрия Москвы объвила публичные слушания по так называемой «реконструкции» московских проспектов - Ленинского проспекта, Проспекта Вернадского, Мичуринского проспекта.
Если дать мэрии реализовать этот проект, то весь Юго-Запад Москвы превратится в каменное гетто - с дорогами под окнами жилых домов, эстакадами на уровне 3-4 этажа, уничтоженной экологией, ростом заболеваний по экспоненте.

Что такое Ленинский проспект, с точки зрения урбаниста? Это — классическая, к тому же очень хорошо спроектированная, городская улица.

План реконструкции Ленинского проспекта — план превращения улицы в городской фривей. По сути, это план урбанистического убийства живой и красивой улицы. Но ведь и полноценного городского фривея — магистрали непрерывного скоростного движения — из Ленинского тоже не получится. Это технически невозможно. Фривей обязан иметь два свободных выезда из города, тогда по нему действительно можно быстро ездить. Внутри городской застройки (а именно так идет Ленинский) мы рано или поздно упремся туда, где скорости заканчиваются, и весь лихаческий разгон сводится на нет намертво стоящими съездами.

— Уничтожение живой городской улицы — серьезнейший аргумент, который должен был бы сразу закрыть вопрос о строительном вторжении в зону Ленинского. Рекламный ролик по реконструкции Ленинского проспекта, выложенный на сайте Генплана, снят так, будто проходит через пустыню: человека там нет.
— Городская среда Ленинского очень удачна. Эти кварталы — Ленинский, Университетский, Ломоносовский, Вернадского — были спроектированы в лучшую пору советского градостроительства. Поэтому там естественным образом сложилась нормальная городская среда. Я живу на четной стороне, кто-то — на нечетной. Но мы ощущаем себя соседями. Улица объединяла нас. Теперь между нами предлагают проложить федеральную магистраль, условную трассу Москва — Киев.

Реконструкция Ленинского опасна тем, что она членит сложившуюся, живую городскую среду на замкнутые анклавы. Если привычный магазинчик, сберкасса, собес, школа окажутся на другой стороне федеральной магистрали — всё, это уже чужая часть города. Локальные пешеходные связи как вид передвижения просто перестают существовать.

— Какие западные города имели транспортную сеть, подобную той, что хотят построить в Москве, и к каким последствиям это привело?
— Многие американские города обзавелись чрезвычайно обширной дорожной сетью, которая нам и не снилась, и одновременно игнорировали качество городской среды вполне в духе обсуждаемых нами решений.

Вы, наверняка, слышали о расширении трассы шоссе Энтузиастов, которое происходит с нарушением всех норм, попиранием прав человека, его обесцениванием и унижением. Самое печальное состоит в том, что трасса пройдет в ДВУХ метрах от дома! Как это будет выглядеть, вы можете увидеть в репортаже одного из жителей домов первой линии. Мы делаем все возможное, чтобы остановить стройку и чтобы Правительство Москвы услышало нас и пошло на переговоры. А самое главное, это расширение не решит проблемы трассы, т.к. все упрется в съезд на Балашиху, который и нужно расширять в первую очередь. Нам нужна ваша помощь и огласка данного события. Нас пока никто не слышит. Мы только получаем официальные письма с формальными отказами в ответ на все наши просьбы. Надеемся на вашу помощь и интерес! К сожалению, в нашей стране не так много институтов, способных говорить честно и от лица населения. Как мне кажется, вы – одни из них. Заранее спасибо за ваш отклик!»

В 1960-х была лос-анджелесская концепция развития городской транспортной сети. Считалось, что вся активная часть населения города и пригорода будет ездить на автомобилях, в том время как общественный транспорт останется социальным сервисом для бедных, больных и убогих. Соответственно, на своих планах развития власти Лос-Анджелеса треть города отводили под улицы и дороги. До какого-то момента это работало. Однако к началу 1990-х стало понятно, что задача не имеет физического решения. Заставить многомиллионный город беспрепятственно ездить на своих автомобилях, сколько ни построй парковок и дорог, — невозможно. Несмотря на многоуровневые развязки, город стоял в пробках. От этой однобокой концепции пришлось отказаться.

— Лос-анджелесский проект оказался неудачным не столько с точки зрения транспортного, сколько с точки зрения урбанистического решения. Что происходит у нас?
— Сейчас идет активная многоэтажная застройка, абсолютно городского типа, среднего заМКАДья, на рубеже Апрелевки и даже Наро-Фоминска. Там строятся многоэтажные дома московских серий. В Апрелевке рабочих мест для человека, который может купить дома московских серий, не существует в природе. Значит, он поедет в Москву.

Плотная многоэтажная застройка рассчитана на общественный транспорт. Есть тип застройки, рассчитанный на передвижение на личных автомобилях. Так застроены все субурбии США, Канады, Австралии, где люди живут в односемейных домах. Проводить общественный транспорт там бессмысленно: слишком мала плотность населения. А вот плотная многоэтажная застройка может быть ориентирована только на общественный транспорт. Ситуация, когда город дает добро на плотную многоэтажную застройку бывших картофельных полей, заведомо создает транспортный тупик, который не решается никакими деньгами.

— Вы убеждены, что реконструкция Ленинского не решит транспортных проблем и резко ухудшит гуманитарную экологию большого фрагмента города. Но кто-то давал заключения, что все будет наоборот.
— Разработчиком и, соответственно, главным защитником этого проекта является НИиПИ Генплана Москвы. Я полагаю, что мои уважаемые коллеги из этого института в данном случае неправы. Но, к сожалению, в нашем ремесле есть очень маленькое окно возможностей, позволяющее эксперту оставаться независимым. Любой специалист, занимающийся проектированием, градостроительным или объектовым, обязан, увы, ориентироваться на интересы крупных подрядчиков — главных потребителей твоей интеллектуальной продукции.

В итоге никакого профессионального консенсуса в нашей сфере не наблюдается, и на стол руководству города ложатся два принципиально разных заключения; оба написаны профессионалами, но одно — определенно «за», другое — жестко «против». Я ставлю себя на место лица, принимающего решения, и искренне не знаю, как ему поступать в этих условиях…

— Последние 20 лет в Москве есть единственная сила, которая выигрывает от любых градостроительных решений. Это — строительный комплекс.
— Влияние больших транспортно-строительных компаний и при Лужкове было грандиозным, и сейчас едва ли меньше. Почти все московские дороги строят 5 компаний. Их названия вы найдете в любом справочнике, где они перечисляются со своими объемами и фамилиями руководителей. Я не знаю, кто из этой пятерки получит подряд на Ленинский проспект. Но в любом случае речь идет об освоении гигантских бюджетов. И строительное лобби, безусловно, будет жестко продавливать этот проект.

— Неправильно говорить о Москве так, будто она существует вне страны.
— Транспортные проблемы Москвы по большому счету решаются не в Москве. Из совокупных затрат на дорожное строительство на всей территории Российской Федерации примерно две трети тратится в радиусе 50 км от Кремля. Сюда входят московские стройки, стройки бюджета Московской области, стройки федерального бюджета в части головных участков федеральных дорог. Ни в одной стране мира так не делается. У нас есть дорожные проекты, которые ждут своей очереди десятилетиями. О замысле дороги Пермь—Ханты-Мансийск—Томск я впервые узнал в 1970-м, но этой необходимой региону дороги нет до сих пор.

Если мы хотим решить транспортные проблемы столицы, нам надо разводить транзитный трафик. Отодвинуть до рубежа Вышнего Волочка — если речь идет о транзите из балтийских портов, и до Вязьмы — для транзита с западных границ. Специалисты по территориальному планированию говорили еще 40 лет назад, что, если не сделать «транспортную оборону» Москвы, город захлебнется в пробках. То, что едет в Москву — продукты питания, ширпотреб, стройматериалы, — мы не можем выкинуть. Но транзит необходимо отвести от ее рубежей.

— Какой выход из московского транспортного коллапса кажется вам сейчас наиболее грамотным?
— В Москве остался один-единственный резерв для создания контура скоростных дорог. Это резерв чрезвычайно сложный и дорогой, но другого мы себе не оставили. Те землеотводы, которые умные советские градостроители оставляли в 1960—1970-е годы под городские нужды, в том числе и новые улицы, мы со свистом проели, полностью застроив их. Так что единственный резерв — полосы отвода железнодорожных путей. Правда, в большинстве случаев придется строить шоссе прямо над рельсами, вторым этажом.

— Может ли развитие рельсового транспорта стать альтернативой «реконструкции» Ленинского?
— Все, что связано с развитием рельсового транспорта в городе, очень перспективно; я думаю, в Европе в XXI веке он практически вытеснит автомобили. Это иной тип подвижности, с которым не сравнится никакая машина.

Устойчивый западный тренд, идущий от немецкой практики, — интеграция всего рельсового транспорта. Это когда у пассажира есть единый билет и множество удобных пересадочных платформ, где он легко меняет электричку на метро, метро — на трамвай. И совершенно точно: если уж лезть под землю, если тратить миллиарды городского бюджета на туннели — лучше пусть это будут туннели для рельсового транспорта, а не для автомобилей.

— Авторы проекта пытаются убедить горожан, что реконструкция Ленинского проспекта — частная проблема его жителей, и бунтуют они из-за своих мелких эгоистичных интересов.
— Это не частный интерес. Реконструкция Ленинского — своего рода обкатка того, как может развиваться транспортная сеть города, если москвичи «проглотят» этот эксперимент. Если можно превратить старую московскую улицу, называемую Ленинским проспектом, в квазихайвей — значит, в городе можно делать всё. Это не просто новый транспортный проект. Это принципиальный градостроительный поворот. Потому что, когда проект не имеет транспортного смысла, вызывает резкие возражения населения, а его все равно продавливают, — значит, отныне вектор развития Москвы диктуют большие подрядчики. Влияние этого решения на дегуманизацию городской среды будет необратимым. Москва уже катастрофически теряет свою конкурентоспособность. Зарабатывать деньги здесь еще можно. Но жить по-человечески становится все труднее.

Беседовала Екатерина Жирицкая

Геннадий Пересада:
Поражает полное небрежение властей территориями страны за пределами Москвы и Московской области. Это что касается действий федеральной власти. Но не меньшее удивление вызывает стремление московской власти раздувать масштабы города за пределы здравого смысла. Хотел бы я познакомиться с коренным москвичом, которому не удаётся из-за нехватки предложения купить себе нормальную квартиру за доступную для него цену. Не знаю я такого: во-первых, все стройки ведутся не для него; во-вторых, нечего коренному москвичу делать в "калачном" ряду слетевшихся в Москву нуворишей. Несколько лет назад г-н Жириновский, например, обнародовал обладание пятью апартаментами, общей площадью чуть меньше 2500 квадратных метров. На сегодня судьба этих апартаментов покрыта мраком, но можно быть уверенным, что живёт в них не упомянутый мною москвич.

Когда речь идёт о больших деньгах, мозги у власти от возбуждения явно "пересыхают": закупорить на входе и выходе скоростную по определению магистраль можно только при полном неадеквате.

Егор Грысь:
года полтора назад был привлечен в качестве эксперта в местном районном суде (в г. Смоленске) как раз по вопросу реконструкции одной из улиц (not in my backyard).

пытался довести до уважаемого суда и сторон, что недопустимо подходить с мерками загородных автомобильных дорог к городской улице:

первые - транспортные сооружения, предназначенные, главным образмо для автомобильных перевозок грузов и пассажиров,

вторые - элементы городской инфраструктуры, и предназначены, главным образом для жизни людей, в т.ч. удовлетворения нужд горожан вне стен их домов.

увы, довести эту простую мысль (впрочем, как и некоторые другие простые мысли) ни до кого мне так тогда и не удалось

в прошлом году - так случилось - проводили реконструкцию проезжей части улицы уже рядом с моим домом, и не на заднем дворе, а аккурат под окнами, - в 5-6 метрах от моего дивана.

увы, и на этот раз проект был сделан по нормам СНиП "Автомобильные дороги", а поскольку исходные данные о фактической интенсивности движения автотранспорта были занижены в несколько раз, никакие мероприятия против шума, пыли и химического загрязнение предусмотрены проектом не были.

на мои жалобы в разные инстнации мне неизменно отвечали: успокойтесь, гражданин, усё под контролем: проект прошёл госэкспертизу, так что волноваться не о чем. обращения к адвокатам за консультациями убедили меня, что попытки обращения в местные суды по данному вопросу абсолютно бесперспективны.

правда, недавно моё самолюбие было польщено, когда прочёл, что прокуроры, корректно пославшие меня "нафик" в связи с моим "несогласием с фактами" по причине наличия экспертизы, теперь уже имеют претензии к экспертизе (правда, это никак не связано с моими жалобами).

так что, если допустить по умолчанию, что правят нашей жизнью не идиоты, то наши города обустраиваются на основании решений людей совершенно не заинтересованных в улучшении нашей жизни, и не компетентных в вопросах городского благоустройства. в результате наши города, которые были так хороши с полвека назад, превращаются в территории, малопригодные, а то и опасные для проживания людей

лена зорина:
Почему все молчат про щелковское шоссе. Ситуация аналогичная. Только шоссе станет 16 и полосным и будет проходить в 7-8 метрах от подъезда домов. Вовсю идетт строительство, на уровне окон будет проходить эстакада. Эстакада возводится над метро, специалисты говорят , что можем уйти под землю.

Ну и самый главный момент реконструкции !!!!две полосы на съезд на МКАД и две полосы въезд в город на Стромынке. Все тоже что на ленинском. Встанет все шоссе, только теперь 16 полос. Геноцид нации властью.

Уинстон Смит:
Это происходит по всему городу, и т.н. северо-западная хорда - не исключение. 10-12 полос в 3-5 м от окон - в какой еще стране это возможно?

После публикации этого интевью «Новая газета» задала вопросы и.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина.

— В связи с чем был принят план бессветофорной реконструкции Ленинского проспекта?
— В соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным 5 мая 2010 г., № 17 «О Генеральном плане города Москвы», Ленинский проспект является магистральной улицей общегородского значения 1-го класса, по которой предусматривается непрерывное движение транспорта и пересечения с магистральными улицами в разных уровнях (МГСН 1.01-99, табл. 9.1.1.)

— Какая организация проводила экологическую экспертизу проекта? При реконструкции планируется вырубить около 1500 деревьев, а посадить в полтора раза больше, однако очевидно, что это будут посадки разного экологического качества. Основываясь на каких расчетах, авторы экологической экспертизы считают эту замену адекватной?
— Экологическая экспертиза проводится на стадии «Проект» в случае, когда речь идет об особо охраняемых природных территориях.

Согласование природоохранных мероприятий, разрабатываемых в составе проекта строительства транспортной магистрали, выполняется Мосгосэкспертизой. До настоящего времени проект реконструкции Ленинского проспекта не разработан.

— Какова стоимость (общая и в пересчете на 1 кв. м) реконструкции Ленинского проспекта? С себестоимостью дорожного строительства каких мировых столиц она сопоставима?
— Стоимость строительства будет определена на стадии «Проект». Ориентировочная стоимость по укрупненным показателям составит около 26 млрд рублей.



Из пяти заданных редакцией вопросов г-жа Нигматулина ответила на три. За «рамками компетенции ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» остались вопросы об урбанистических рисках проекта и об эффективности общественных слушаний при принятии масштабных градостроительных решений.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Дорога смерти»

Негативное воздействие на окружающую среду снижают вырубкой леса

«Дорога смерти» — так жители подмосковного Клина прозвали строящуюся дорогу, ведущую к полигону твёрдых коммунальных отходов «Алексинский карьер». Бурный протест горожан вызвало строительство новой 4-полосной автомобильной дороги, которая будет проложена к полигону.

07.06.2018 16:00, Александр Гаврилин, activatica.org


ГлупоВатт

Умный свет в Москве: вчерашние технологии ещё послужат

В Москве установят «умные фонари»: «до конца 2018 года почти 49 тысяч уличных фонарей в Москве переведут на дистанционное управление». Однако это лишь частичная автоматизация — огромные расходы бюджета на установку устаревших западных технологий, в то время как по-настоящему «умные фонари» должны работать совершенно по-другому. Об этом рассказывает Олег Слосман — технический директор компании «Неонита», имеющей многолетний опыт освещения населённых пунктов и дорог.

02.04.2018 16:00, Олег Слосман


Сельский космизм в стратегии сохранения и развития сельской местности

Региональные попытки восстановления памяти

С 1990-го по 2010 год в России прекратило свое существование около 20 тысяч сел и деревень. То есть на протяжении последних десятилетий в нашей стране сформировались такие системные предпосылки, при которых в России исчезает около тысячи сельских поселений ежегодно. Очевидно, что без противодействия такой тенденции динамика этого процесса не изменится.

22.01.2018 19:00, Иван Карцев для «Гефтера»


Лево руля!

Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении

Правостороннее движение казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.

04.01.2018 13:00, Маша Веселова для «Вокруг света»


Есть ли будущее у малых территорий?

Обсуждения Экспертного совета по развитию малых территорий

«У нас в сельской местности проживает сегодня, условно, лишних 15 млн человек» — фраза, брошенная мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе дискуссии с председателем совета Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным, быстро ушла в Сеть, став для многих комментаторов символом отношения власти к глубинке и ее населению.

17.12.2017 13:00, «Платформа»


Большие проблемы маленьких дорог

О проблемах транспортной инфраструктуры Новой Москвы

Пять лет назад к Москве присоединились новые территории, и теперь она простирается до Калужской области. В 2012 году площадь города, согласно отчету о результатах деятельности правительства Москвы, увеличилась в два с половиной раза. У многих жителей возникли вопросы: что будет с балансом рабочих мест, с доступностью жилья, с развитием школ, поликлиник, детских садов, а также с транспортом. Последний пункт вызывал наибольшие опасения, и, как оказалось, не зря.

06.11.2017 13:00, Наталья Глухова


Чукотский Сайлент Хилл

Чем выживает самый северный порт России

Жители деревень и маленьких городков постепенно мигрируют в крупные районные центры, оттуда разбегаются по городам области или вообще уезжают в Москву - в поисках лучшей жизни. За собой они оставляют все советское прошлое: искусственно построенные города, полуразваленные здания-коробки и осыпающиеся бюсты вождей.

19.10.2015 16:00, sergeydolya


Для чего существуют парки

Футбольное поле грозит Москве «второй Торфянкой»

С 18 августа в парке «Дружба» на Речном вокзале проходит круглосуточная акция против застройки части парка футбольным полем. Неравнодушные жители района установили палаточный лагерь на строительной площадке практически под колесами бульдозеров, среди борозд, оставленных на поляне строительной техникой.

24.08.2015 14:00, Анна Шулик


Омут Мосводостока

Почему столица будет тонуть с каждым ливнем, и кто получает чистую выгоду из нечистот

Огромный мегаполис, как универсальная машина, должен быть подготовлен к любому капризу стихии, — в теории. На практике, два первых месяца лета обескуражили горожан десятками локальных наводнений, и когда масштаб проблемы стал для москвичей очевиден, они захотели найти виноватых. Аварийные службы отчитывались о своевременном реагировании насосных бригад, но жителям города полуметровые бассейны на улицах и затопленное метро не кажутся «штатной ситуацией». Йод разобрался, как устроенно «дождевое хозяйство» столицы, кто сажает Москву в лужу, и почему «здесь всё не так прозрачно».

10.08.2015 13:00, Кирилл Руков


В Подмосковье готовят социальный взрыв

Между Ильинским и Новорижским шоссе решили построить микрорайон с запредельной плотностью населения, угрожающий водоснабжению столицы

В Красногорском районе Московской области может появиться целый мини-город, строительство которого приведёт к настоящему социальному и экологическому взрыву. Речь идёт о проекте «МортонГрад Ильинское-Усово». Согласно планам ГК «Мортон» на территории в 215 Га должно появиться 1,7 млн. кв. м. жилой недвижимости, где будут проживать 62 тыс. человек! При этом сам проект идёт вразрез с различными градостроительными и экологическими нормами.

03.03.2015 17:00, Сергей Грунюшкин






 

Новости

Евросоюз утвердил директиву о защите авторского права в интернете
Теперь странам ЕС предстоит в двухгодичный срок перенести положения директивы в свои законодательства.
Facebook создаст карту плотности населения земли с помощью искусственного интеллекта
Facebook выпустил карту плотности населения «почти всей» Африки, созданную с помощью искусственного интеллекта. Компания планирует отобразить на картах все население земли, говорится в блоге Facebook.
Путин одобрил выдачу генетических паспортов
Они должны обеспечить «химическую и биологическую безопасность страны».
По реновации больше не обязаны переселять в своем же районе
Поправки были внесены в постановление правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки».
Ректору МГУ Виктору Садовничеву исполнилось 80 лет
В. А. Садовничий является выдающимся ученым в области математики, механики и информатики.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.