Что же перед нами? Типичный трюк Пхеньяна, с помощью которого он в прошлом успешно преодолевал любые санкции, своим ядерным шантажом заставляя великие державы прислушиваться к себе и осуществлять жизненно необходимые ему поставки продовольствия и валюты? Неуправляемые эмоции молодого северокорейского "Великого вождя"? Отчаянная попытка переломить политическую ситуацию в свою пользу, используя неопытность южнокорейского лидера, проверить его на прочность? Ответ, скорее всего, ближе к первому утверждению.
Члены Совета безопасности ООН единогласно одобрили проект резолюции по КНДР, которая предусматривает ужесточение санкций против Северной Кореи. Документ вводит ограничительные меры против ряда чиновников, а также организаций северокорейского ВПК. Кроме того, все суда КНДР, проходящие через территорию стран ООН и предположительно перевозящие запрещенные материалы, должны быть досмотрены. Также государства-члены ООН не должны допускать пролета над их территориями самолетов, на которых, возможно, присутствуют запрещенные материалы.
Резолюция вводит запрет на государственную поддержку торговли с КНДР, если такая торговля способствует развитию ядерной программы Пхеньяна. Она также требует, чтобы Северная Корея не проводила ядерных испытаний и запусков баллистических ракет, не совершала любых других провокаций, и разрешает задержание дипломатов в поисках крупных сумм наличности при подозрении, что они направлены на развитие ядерной и ракетной программ КНДР.
Это решение Совбеза ООН было предопределено тем фактом, что в начале февраля Северная Корея провела очередное, уже третье по счету успешное ядерное испытание. Пхеньян игнорировал и продолжает игнорировать позицию мирового сообщества. И в этот раз он ответил весьма резко – Северная Корея объявила о разрыве всех соглашений о ненападении с Южной Кореей, закрытии горячей линии связи с Сеулом и перекрытии пропускного пункта между двумя странами. Также было заявлено о том, что КНДР нанесет по США превентивный ядерный удар, если Вашингтон и далее продолжит свой агрессивный курс и будет поддерживать Сеул, в частности, проводя с ним военные учения.
В ответ на это президент Южной Кореи Пак Кын Хе (недавно избранная дочь бывшего диктатора Пак Чжон Хи) призвала войска своей страны и США ввести повышенную боевую готовность в связи с "провокациями со стороны Северной Кореи". Ранее южнокорейское Министерство обороны выступило с коммюнике, в котором было сказано, что "если Северная Корея нанесет ядерный удар по Южной Корее, режим Ким Чен Ына будет стерт с лица Земли". Также было заявлено, что все намеченные совместные учения проводятся по плану, и отменить их ни одна из сторон не планируют. А один из военных в Сеуле сообщил журналистам, что у армии есть ракеты, которые способны попасть точно в окно кабинета начальника северокорейского Генштаба.
Что же перед нами? Типичный трюк Пхеньяна, с помощью которого он в прошлом успешно преодолевал любые санкции, своим ядерным шантажом заставляя великие державы прислушиваться к себе и осуществлять жизненно необходимые ему поставки продовольствия и валюты? Неуправляемые эмоции молодого северокорейского "Великого вождя"? Отчаянная попытка переломить политическую ситуацию в свою пользу, используя неопытность южнокорейского лидера, проверить его на прочность?
Ответ, скорее всего, ближе к первому утверждению. Северная Корея ничего не совершает просто так или в пылу эмоций. Каждый ее шаг тщательно продуман и многократно взвешен. Молодой Ким отлично знает, что более всего Сеул боится каких-либо потрясений на своей границе, которая проходит в сорока километрах от десятимиллионной столицы Южной Кореи. Жители Юга, давным-давно живущие в достатке и спокойствии, менее всего хотят каких-то проблем, тем более связанных с войной. Поэтому, после очередных обменов колкостями, Сеул всегда исправно платил своего рода "дань" Пхеньяну за свое спокойствие, поставляя рис и другие продукты. Боясь войны, южане никогда не бывают резкими в своих ответных действиях на северокорейские провокации. Они "простили" и обстрел приграничного острова, и потопление военного судна.
Но логика постоянных угроз требует неумолимого нагнетания градуса напряженности. Поэтому КНДР и пошла на "разрыв отношений", а главное – на угрозу ядерного удара по США, к которой она ранее не прибегала. К тому же эта политическая акция носит и сильный пропагандистский эффект для внутреннего потребления: среди северокорейского населения всячески поддерживается миф о собственной неуязвимости и уязвимости врага.
Однако и Сеул тоже не мог публично дрогнуть под нажимом Пхеньяна, а потому держался резко и несгибаемо. Женщине-президенту надо было показать, что она умеет держать удар. Другой вопрос, какие варианты она предлагает по неофициальным каналам. Не исключено, что готовится очередная капитуляция, поскольку Пак Кын Хе не хочет войти в историю как президент, спровоцировавший новую войну между Севером и Югом.
Впрочем, вероятность такого исхода, несмотря на всю грозную риторику обеих сторон, ничтожна мала. Ведь каждой из них есть, что терять. Сеул находится в зоне прямой досягаемости дальнобойной артиллерии. Пхеньян также не защищен ни от ракет, ни от самолетов южан. Современный уровень вооруженных сил таков, что собственно позиционной войны не будет, а будет гибельный обмен взаимными ударами огромной мощи. При этом понятно, что у КНДР нет в наличии эффективных средств доставки ядерной бомбы по назначению, а у южан есть средства по перехвату ракет. Но даже простого попадания нескольких сотен снарядов по Сеулу достаточно, чтобы произвести колоссальный психологический шок.
На Корейском полуострове идет война нервов. Случилось так, что в обеих его частях произошла смена лидеров, и теперь каждому из них необходимо утвердиться. Поэтому противостояние, длящееся уже более полувека, переходит в новую стадию. Те, кто считал, что молодой Ким будет проводить более миролюбивую политику, жестоко ошибались. Он не может, по крайней мере, на этом этапе заявить о себе, как о мягком и уступчивом лидере. Ему необходимы ощутимые победы на дипломатическом фронте, а в нынешних условиях он может их достигнуть только путем военного шантажа. Ведь ничего иного нищий Север предложить не может.
Также крайне важен фактор Китая, который является главным "опекуном" Пхеньяна и имеет рычаги влияния на него. Но Пекин не желает давить на КНДР, принуждая ее сесть за стол переговоров. Ему, как это ни парадоксально, скорее, удобнее иметь именно такого непредсказуемого и агрессивного соседа, потому что только так он может подороже продавать свои услуги в качестве эксклюзивного посредника. К тому же Пхеньян хотя и зависит от Пекина, но не является его марионеткой. С начала 60-х годов, выскользнув из-под влияния как СССР, так и КНР, Северная Корея проводит независимую политику, умело играя на их противоречиях, а после распада Советского Союза играя на страхе Китая то перед вооруженным конфликтом у своих границ, то перед объединением Северной и Южной Кореи и возникновением региональной державы, способной бросить ему вызов. Последнее соображение – еще одна причина, по которой Пекин не будет требовать от Пхеньяна каких-либо уступок.
Таким образом, мировому сообществу еще долго предстоит наблюдать "шоу одного актера" в исполнении Северной Кореи, в рамках которого она будет одновременно грозить войной и Сеулу, и Вашингтону, и Токио, проводить космические запуски и ядерные испытания, и только благодаря этому – выживать.
Источник: Новая политика
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Пробой международной изоляции.
Что плохого или хорошего в броске России в Северную Корею? - «Режим, возможно, пытается запугать любого человека с независимыми идеями или амбициями» .
В Северной Корее казнен дядя Ким Чен Ына. - Репрессии и чистки в кругах номенклатуры .
Северная Корея: дядя вождя пропал, его приближенные казнены. - Заглянуть за занавес тревожной КНДР.
Что таят в себе северокорейские реалии . - Теория «полезного врага».
Северная Корея: двойная игра США? - Ким Третий играет в Горбачева?
«Внедрять любые годные к применению экономические методы – будь то опыт Китая, России или Японии». - Ещё раз про чики-вики.
Небольшой сеанс саморекламы. - Азиатчина.
О войне классической и сетецентрической. - Микроагрессия. Дубль 2.
КНДР ещё раз напомнила, что хочет есть. - Азиатская лунная гонка.
Китайцы с индусами встретятся на Луне.