Если ЕС начинался с вопросов угля и стали, то объединение континентальной Евразии начнётся с объединения энергетики. В течение ближайших 10 лет возникнет материальная основа для создания общей континентальной системы энергобезопасности на базе существующих и строящихся региональных энергосистем: РФ — ЕС, РФ — Китай, РФ — Центральная Азия.
Если Россия всё же станет энергетической сверхдержавой, то в анналах её становления ноябрь этого года можно будет смело приравнять к ноябрю 1942 года. Тогда, перейдя в контрнаступление под Сталинградом, Красная армия замкнула кольцо окружения вокруг армии Паулюса. В ноябре же 2009 года, остановив в начале месяца наступление Виктора Ющенко на украинском энергетическом фронте, «Газпром» перешёл в контрнаступление и замкнул кольцо окружения вокруг Европы. Действительно, как раз 5 ноября, когда председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу позвонил президенту Украины Виктору Ющенко и настоятельно попросил его деблокировать оплату поставок российского газа, проект газопровода «Северный поток» получил санкцию сразу как Швеции, так и Финляндии. А ещё через неделю подписанием соглашений с Австрией и Словенией завершилось согласование «Южного потока». Точку в этом процессе энергетического «окружения» Европы поставил визит российского премьера в Париж: крупнейшие энергомонополии Франции приветствовали десант «Газпрома» почти с таким же восторгом, как некогда французский двор приветствовал здесь русских казаков. «Газпром» их ожидания не обманул: Électricité de France он пообещал 10% акций «Южного потока», а Gaz de France — содействие в приобретении 9% акций «Северного потока» в обмен на пакет её акций в Verbundnetz Gas, крупнейшем газовом дистрибьюторе в Восточной Германии.
«Это новое качество! Фактически мы договорились об обмене активами!» — с нескрываемым удовольствием сказал журналистам российский премьер. Действительно, проникновение на европейский розничный рынок торговли газом было давнишней газпромовской голубой мечтой. И вот мечта становится явью — отныне Старая Европа, вместо того чтобы помогать Америке тянуть трубопроводы в обход России, будет не только помогать Москве тянуть их в обход Польши и Украины, но ещё и разрешит русским проникновение вглубь своих рынков! «Последний российско-украинский конфликт, который оставил прошлой зимой тысячи европейцев без газа и тепла, похоже, повернул общественное мнение в Европе в пользу альтернативных экспортных маршрутов в обход Украины, и администрация Обамы приглушила критику России за эти «сомнительные» проекты», ― прокомментировала неожиданный поворот дел Wall Street Journal. «Мы не хотим чрезмерно политизированных дискуссий типа «мы против них» с русскими. Мы хотим конструктивного взаимодействия с Россией», ― заявил в день приезда Путина в Париж спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар.
Ну что ж, в предусмотрительности г-ну Морнингстару не откажешь. Одна такая дискуссия — и Старая Европа наверняка окажется по ту сторону баррикад, на стороне России. Поскольку аналитик Wall Street Journal не сказал главного: газовые конфликты этого года не только заставили европейцев помёрзнуть, они заставили их ещё и прозреть. Их причиной стала избирательная кампания на Украине, «когда одна власть вредит другой в попытке получить политические очки», предупреждала Европу Москва. Однако ей вряд ли бы поверили, если бы не Юлия Тимошенко — именно украинский премьер, фактически сблокировавшись со своим российским коллегой, наглядно продемонстрировала Евросоюзу как обструкционизм украинского президента по отношению к энергодиалогу с Москвой, так и ту коррупционную составляющую, которую Киев извлекал из него через «Росукрэнерго». Именно это «прозрение» и привело к прорыву — ведь недаром же последние препятствия на пути согласования Евросоюзом обоих наших «потоков» исчезли именно тогда, когда глава ЕС лично убедился в обструкционизме Ющенко. А вот Соединённые Штаты осенило не прозрение, а подозрение — отныне в Вашингтоне создан комитет, который будет заниматься «регулированием кризисных ситуаций между Евросоюзом с Россией». Причём надзирать будут не за Киевом, а за Москвой — комитет будет определять, какие сделки с Россией «должны считаться законными». Похоже, что Вашингтон намеревается контролировать отныне не только все кризисные ситуации с транзитом российского газа, но и покупки «Газпрома» в Европе.
Что означает подписание Старой Европой проектов «Северного» и «Южного потока»? Чисто технически — что если сейчас Россия имеет только одно направление для поставки газа в Европу с общей мощностью порядка 175 млрд куб. м газа в год (80% объёма поступает через Украину, 20% — через Беларусь), то в следующем десятилетии она будет иметь три таких канала с дополнительной мощностью порядка 120 млрд куб. м газа в год. «Газпром» при этом прогнозирует рост годовых потребностей Европы и Турции в импортном газе к 2020 году на 70―100 млрд куб. м. Другими словами, он намерен удовлетворить весь прогнозируемый рост европейского газового рынка сам — места для других конкурентов, в первую очередь для столь лоббируемого американцами проекта Nabucco, просто не остаётся.
В середине ноября в Будапеште прошёл IV энергетический форум, на котором вновь рассматривался вопрос европейской энергобезопасности. Американские эксперты были как на форуме, так и за его кулисами едва ли не самыми заметными участниками. А восточноевропейские политики обыгрывали их прогнозы самым виртуозным образом. США рекомендуют Евросоюзу готовиться к новому газовому кризису: по мнению американских экспертов, предстоящей зимой Россия снова оставит пустыми газопроводы, предупредил участников экс-премьер Чехии Мирек Тополанек. При этом представитель Украины убеждал форум в том, что никаких предпосылок к кризису нет и только внешняя провокация способна стать причиной нового газового конфликта. Предотвратить который могут только США. «Евросоюз не способен принимать стратегические решения по энергобезопасности, поскольку эти решения не исполняются. Продавец диктует условия, а покупатели не способны выработать единую позицию», — говорил экс-премьер Венгрии Виктор Орбан. Именно в ответ на эти слова Ричард Морнингстар и объявил участникам форума о создании в Вашингтоне «ока Большого Брата» для надзора за диалогом России и ЕС. «Мы должны в энергополитике сотрудничать с Россией, но не нарушая наших принципов диверсификации поставок, — пояснил Морнингстар главную задачу на сегодняшний день. — Поэтому Nabucco и другие проекты «Южного коридора» должны быть реализованы как можно скорее».
Российский ответ на стратегический вызов Nabucco изложил на форуме директор Центра комплексных исследований проблем ЕврАзЭС Игорь Круговых. Если ЕС начинался с вопросов угля и стали, то объединение континентальной Евразии начнётся с объединения энергетики. В течение ближайших 10 лет возникнет материальная основа для создания общей континентальной системы энергобезопасности на базе существующих и строящихся региональных энергосистем: РФ — ЕС, РФ — Китай, РФ — Центральная Азия, ― таков был лейтмотив его доклада. Боюсь, однако, что на языке американских экспертов вся эта «континентальная система энергобезопасности» звучит иначе — как «газовая ОПЕК». Понятно, почему Вашингтону и восточноевропейцам так не нравятся эти проекты — они боятся превращения России в некую энергетическую сверхдержаву, которая сможет контролировать Европу. Страхи эти, конечно, сильно и нарочито преувеличиваются: Старая Европа слишком долго жила бок о бок с СССР и на собственном опыте познала, что соседняя «сверхдержава» нуждается в евровалюте ничуть не меньше, чем Европа в её энергоресурсах. И тем не менее Москва, конечно, может при необходимости использовать свои новые трубопроводы как стратегическое оружие. «Южный поток» призван дисциплинировать Украину», ― сказал 11 ноября Владимир Путин, подписав соглашение с Австрией; весьма точная формулировка. Однако она вряд ли понравится Киеву.
Тем не менее тезисы Игоря Круговых замечательным образом перекликаются с политической программой Юлии Тимошенко об урегулировании российско-украинского энергодиалога путём сближения Евросоюза и России: «В 2009 году Европа начнёт осознавать, что Европейский союз сможет продолжать движение по дороге стабильности и процветания, только лишь «расчистив» путь в Европу и для России, и для Украины. Цель ясна: Россия и Украина на пороге превращения в процветающих и дружественных соседей, на манер сегодняшних Франции и Германии». Проблема, однако, упирается в геополитику — вряд ли Франция и Германия смогли бы создать столь перспективное объединение по углю и стали, если бы одна из них была членом НАТО, а другая — нет. Тем не менее начавшееся сейчас, в декабре, рассмотрение в ОБСЕ российских предложений о создании общей неделимой системы европейской безопасности наводит на мысль, что процесс пошёл. К тому же Старая Европа и Москва уже осознали необходимость начать расчистку дороги между ними с «дисциплинирования» транзитных стран. Так что им осталось всего лишь «дисциплинировать» Вашингтон.
Читать @chaskor |