Арнхильд Лаувенг. Завтра я всегда бывала львом. Самара: Барах-М, 2009.
Норвежка Арнхильд Лаувенг заболела шизофренией в старших классах. Тихую замкнутую девочку невзлюбили и третировали одноклассники, в результате чего она замкнулась ещё больше. Единственным способом сохранить хоть какое-то самоуважение оказалась учёба — и вот у неё в голове уже начинает звучать голос безжалостного Капитана, постоянно подстёгивающего и критикующего её, а окружающий мир предстаёт то стаей волков, преследующих её повсюду, то крысиными бегами (быстрее, выше, сильнее). Арнхильд госпитализируют. С этого, собственно, и начинается книга.
Будни психиатрической больницы однообразны, и ничего особенно интересного о них не расскажешь. Можно лишь порассуждать о том, что санитары, врачи и сиделки бывают злыми, а бывают добрыми, и добрые помогают, поддерживают больного, в то время как злые только усугубляют его плачевное состояние. Ну да это и так понятно. Куда важнее другое свидетельство: лечить симптомы болезни бессмысленно, если без внимания остаётся её причина. Можно сколько угодно закармливать пациента таблетками, но болезнь от этого не пройдёт, а лишь законсервируется внутри. К счастью, Арнхильд повезло с психотерапевтом: в результате долгих лет работы с ним ей удалось понять, что волки — это враждебный мир, Капитан — она сама, что желание наносить себе телесные повреждения не что иное, как стремление на первых порах убедиться, что она действительно жива, а затем — привлечь к себе внимание. Попытка есть обои, отказ принимать лекарства — всё это находит своё объяснение. Разобравшись с причинами болезни и, по Фрейду, пережив момент её возникновения ещё раз, Арнхильд выздоравливает.
И вот тут в её рассказе зияет пробел. Прямого указания на то, каким же образом произошло выздоровление, в книге нет. Об этом можно только догадываться. Возможно, ныне практикующий психолог Лаувенг побоялась, что излишнее погружение в причины психоза помешает её профессиональной карьере, а может быть, ей просто неприятно об этом вспоминать. В результате рассказ о причинах галлюцинаций останавливается как раз у той черты, за которой, вероятнее всего, скрывается ключ к излечению, который Лаувенг не спешит обнародовать в своей книге. Впрочем, некоторая косвенная подсказка всё же имеется: на протяжении всего текста автор неоднократно говорит о своей религиозности, при этом ни разу не затрагивая тему сексуальности. И если это совпадение неслучайно, то кто осмелится упрекнуть её в недостаточной откровенности?
Подобное умолчание, конечно, мешает составить представление о причинах и ходе болезни в целом, но этот недостаток с лихвой окупается глубоким погружением в мысли и ощущения человека, не просто болевшего шизофренией, но и способного рассказать о своём опыте с точки зрения врача. К тому же отсутствие в книге свидетельства о самом важном — собственно излечении — даёт неожиданный эффект. Читатель обретает возможность почувствовать себя в шкуре больного шизофренией, проникнуться сочувствием к таким больным и — не в последнюю очередь — оценить свои шансы на выздоровление в российских условиях.
* * *
Блогеры:
solyariss (solyariss.livejournal.com):
«Автор в 17 была госпитализирована с острым психозом, ей был поставлен диагноз шизофрения, около 10 лет она болела, в итоге ей удалось выздороветь. Сейчас она не принимает лекарств, получила психологическое образование и работает психологом. Книга описывает её личный опыт, галлюцинации, мироощущение, мировоззрение в период болезни. Она не претендует на рассказ о том, как можно вылечиться или на единую и распространяющуюся на всех историю. Это только одна история заболевания, но читается с большим интересом. Удивило то, что в принципе её проблематика за исключением бреда и галлюцинаций очень понятна, — и ощущение одиночества, и повышенные требования к себе, и трудности сближения, и самообвинения...»
Соня (schlafik.livejournal.com):
«Это производит огромное впечатление: и описанием ситуации, в которой находится заболевший человек, и чудовищным несоответствием того, как больного воспринимают большинство людей, и его потребностей (душевных в смысле)».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вес, музыка и психика.
7 документальных фильмов о здоровье. - Эко-тревожность.
Экология как угроза и терапия социальной депрессии. - Зефирка или самоконтроль.
Зачем проводили маршмеллоу-тест? - Пончики = счастье.
Что такое компульсивное переедание. - Экоактивисты и эмоциональное выгорание.
Как с ним бороться. - Как избежать климатической катастрофы, изменив психологию человека.
Лекция ученого-психолога. - Как реклама делает нас несчастными.
И как с ней подружиться . - Польза обнимашек.
Что такое кожный голод, чем он опасен и как с ним справиться в условиях пандемии. - «Я режу помидор, ощущаю его кожицу и думаю о том, где он рос».
Что такое slow life и зачем люди живут медленно в постоянно ускоряющемся мире. - Уже десятое свидание, а секса все нет .
Почему мужчина не торопится, рассказывает психолог .