Подписаться на обновления
28 апреляПятница

usd цб 56.9707

eur цб 62.1664

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
  пятница, 2 апреля 2010 года, 10.39

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»
Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»


// Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

— Вы живёте и работаете в Калининграде. Будете вести курс «Основы религиозных культур и светской этики», для чего приезжали на обучающий семинар в Москву. Как отбирались представители школ? Сколько времени проходили курсы?
— Это были стандартные курсы повышения квалификации, 72 часа. Нас готовили не только вести новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», но и обучать других учителей основам курса.

Отбор был в совещательной форме. Выбирали тех учителей, кто известен в профессиональной среде и способен подойти к курсу как методист, кто имеет опыт общения с учителями в роли тренера и опыт преподавания теоретических дисциплин. Кроме того, тех, кто, так или иначе, занимался этим направлением.

Наш поток (четвёртый), по мнению специалистов из Академии повышения квалификации, был очень сильным. Все получили свидетельства тренеров, ни один не отсеялся.

— Был отсев?
— Конечно, так всегда происходит. В конце курсов сдаётся экзамен. Если человек, мягко говоря, не адекватен, не сможет представить курс должным образом, он не получает допуск. Это естественно. Но в нашем потоке таких людей не было вообще. Да и вернувшись в Калининград, занимаясь с учителями, могу отметить, что все, кого мы обучаем здесь, с большой ответственностью, творчески подходят к делу, работать с ними очень интересно.

— Многие, рассуждая о новом курсе, любят цитировать фразу Фурсенко о том, что курс может вести кто угодно, даже физики. Насколько это соответствует действительности?
— Понятно, почему он так высказался. Курс действительно может вести как гуманитарий, так и естественник. Главное, чтобы учитель был методически искушён, умел работать в интерактиве, организовать диалог с учащимися. А сущность его основного предмета не так важна, противопоставление «физики — лирики» несущественно.

Учитель, который будет вести «Основы религиозных культур и светской этики», должен быть авторитетным для ребят человеком. Авторитетным, но не авторитарным: курс нацелен не на усвоение определённых знаний, а на понуждение к мышлению, высказыванию, поэтому очень важно, чтобы учитель мог, когда это необходимо, стушеваться и предоставить слово своим ученикам.

— Курс подразумевает некий выбор. Учитель должен быть компетентен в каждом из шести модулей?
— Да, и объясню почему. Каким бы ни был выбор ученика, первый и заключающий уроки совместные для всех. И окончание курса недаром выпадает на День согласия и примирения. Праздник этот, по крайней мере для ребят, получит содержательное наполнение, осмыслится (среди взрослых, увы, такого осмысления зачастую нет). Это будет день единства всех граждан нашего отечества, если говорить высокими словами. Объединение всех ребят в совместном проекте, приуроченном к празднику, — первое основание для того, чтобы знать все модули.

С 1 апреля, согласно поручению президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года и распоряжению председателя правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года, в некоторых школах вводится новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент пройдёт в 19 российских регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, а также в Еврейской автономной области.
Ученики и их родители (законные представители) могут выбрать для изучения один из шести модулей:
— Основы православной культуры
— Основы исламской культуры
— Основы буддийской культуры
— Основы иудейской культуры
— Основы мировых религиозных культур
— Основы светской этики
По предварительным данным, 60% родителей выбрали для своих детей светскую этику, 20% — православную культуру и 20% — остальные религии.

Во-вторых, все модули очень крепко связаны между собой философски и этически. На материале иудаизма, христианства, ислама, буддизма всегда решаются одни и те же проблемы: дружба, золотое правило этики (поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой), отношение к другому, отношения в семье. Учитель должен осознавать все нюансы, которые есть в разных модулях, и, самое главное, — видеть общность. Различия дети когда-нибудь (и не без помощи мира взрослых с его нетерпимостью к чужаку) сами поймут, а нам надо показать сходство, ту основу, которая даёт нам возможность жить вместе и осознавать себя гражданами одной страны.

Что кажется мне особенно ценным, так это то, что курс возвращает учителя на сданную без боя позицию — к роли наставника и собеседника. Сейчас учитель, увы, превращён в урокодателя и тестонатаскивателя. Из школы многое уходит, и в первую очередь уходит слово, правильная, красивая, связная речь. К чему удивляться, что дети ни писать, ни говорить не умеют? Но и дома не лучше. По статистике, дети общаются с родителями 15 минут в день. Данный курс вносит изменения в этот печально сложившийся замкнутый круг. Предполагается, что активно будут побуждаться к диалогу с детьми и родители.

— Возникала ли ситуация, когда учитель верующий, хочет вести один из модулей, а остальные не хочет изучать?
— У меня были опасения, что так и будет, но они развеялись в Москве. Я сама православная. Одно из моих опасений, связанных с курсом, — активность неофитов, которые сами ещё мало знают, очень нетерпимы и хотят быть «святее папы римского». В результате — дискредитация религии. Но меня приятно удивила готовность людей к диалогу. Все внимательно слушали представителей разных конфессий. Конфликтных случаев не было и внутреннего конфликта, насколько можно было судить по обсуждению курса в кулуарах, тоже.

Кто может пугаться соприкосновения с основами другой религии? Тот, кто нетвёрд в своей вере («вдруг меня переубедят, и я потеряю то, что нашёл с таким трудом»). Но если человек твёрд в своей вере, то он устоит. Знаю, что православные учителя, сомневающиеся в своих силах, просят благословения у духовника. Возможно, кто-то из них откажется преподавать этот курс. И это тоже правильно. Если человек знает, что по той или иной причине не сможет быть беспристрастным, объективным, что не избежит «пены на губах»,то, естественно, он должен отказаться от этого курса. Это нормально.

— Как представители разных конфессий относятся к курсу? Не возникало ли противоречий между ними во время семинара?

— Все представители конфессий, которые встречались с нами, не случайные люди и входят в совет по подготовке. Мы видели результат их согласованных действий.

Противоречия, наверное, были, но на предыдущем уровне, когда обсуждалась программа, содержание курса, писались учебники, создавались различные редакции их. Естественно, мы, учителя, никаких споров не увидели. Все были открыты, готовы ответить на любой вопрос, разговаривать с любым из нас и на любую тему.

— Происходит ли работа с родителями, где объяснялись бы цели и задачи курса? Согласитесь, самый простой обыватель обладает страхами по отношению к той или иной культуре.
— Работа ведётся. На семинаре мы много обсуждали это. Есть координационный совет, куда входят представители разных конфессий, они встречаются с общественностью. Диалог происходит со всеми, кто хочет в него вступить.

Я наблюдаю за форумами, где высказываются учителя и родители. И вижу, что мало кто из родителей, увы, готов на диалог. Не готовы принимать не только ислам или буддизм, но и православие. Очень частое мнение: верующие-де мало образованы, отстали от жизни, враги науки… Всё это высказывается в категоричной форме. Между тем верующие — очень разные люди. Это не «тёмные забитые бабки» (любимый штамп ещё с дореволюционных времён, но очень живучий!) Кстати, почему это бабки должны быть непременно тёмными и забитыми? Зайдите в любую церковь, там можно увидеть очень разных людей. Состав паствы зависит от того, в каком городе, в каком районе находится церковь, от истории прихода. Есть храмы, где преобладает интеллигенция, есть такие, где много молодёжи.

Такие же агрессивные высказывания можно услышать и от новообращённых людей, которые сами не всегда хорошо знают свою религию. И тем не менее они нападают на тех, кто им кажется атеистами, а то и на тех, кто хочет узнать о религии и задаёт вопросы.

Нетерпимость в обществе велика. Очень хорошо, что наш курс культурологический. Он не миссионерский, он не призван никого тащить в религию или в атеизм. Курс позволяет людям узнать друг о друге, преодолеть предрассудки, пересмотреть мифы и понять друг друга. Каждый модуль — это воссоздание картины мира того, о ком мы говорим. Конечно, очень схематичное, плакатное, но ведь надо с чего-то начинать?

Но вернёмся к работе с родителями. Работа с родителями предполагается и в самом курсе. Выпущены пособия для родителей, где объясняется, как говорить с ребёнком, на какие темы, развеиваются возможные опасения насчёт содержания курса. Смешно сказать, но люди часто не знают, как говорить со своим чадом, а традиция, идущая от бабушек и дедушек, оказалась прервана.

В курсе идут разговоры о родословной, семейных традициях, реликвиях. Много краеведческих моментов. Это всё должно обсуждаться с родителями. Одна из задач курса — разговорить родителей и детей, чтобы эти самые статистические 15 минут переросли хотя бы в ежедневный час общения, и не только на бытовые темы.

Предполагается, что родители будут участвовать в проектах вместе с детьми. Это самый большой плюс нового курса.

Хочу отметить, что учитель, организующий проектную деятельность, должен быть предельно деликатным, чтобы в проектах могла участвовать неполная семья или трудная семья, где не очень-то занимаются ребёнком. Чтобы не травмировать ребёнка пониманием, что его семья не такая, как у Пети или Ани, что он по этой причине лишний, чтобы он мог также включиться в общее дело с родителями, или опекунами, или иными людьми, которые ему близки.

— Учебник один на всех или шесть учебников?
— Пособия есть для каждого курса. Нам задавали вопрос, можно ли посмотреть родителям содержание всех модулей. Всё решаемо, почему же нет? Кстати, если ребёнок захотел поменять модуль, это осуществимо в любой момент. Хотя, конечно, родители должны понимать, что делать это слишком часто не следует. Попросту непродуктивно.

— Оценки за курс выставляться не будут, а как будет возникать понимание, насколько хорошо ребёнок усваивает материал?
— Курс безоценочный, но это не значит, что в нём нет домашних заданий. Школьник может оценить себя сам. Кроме того, есть электронное пособие, и там есть тесты самооценки.

— Почему выбран именно этот возраст (4—5 класс), не рано ли?
— Это обсуждается многими. Психологи часто возражают, считая, что дети не готовы в таком возрасте к восприятию и обсуждению этических вопросов.

Основная цель нововведения — и такую же президент поставил перед потенциальными разработчиками нового курса — «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».

Но лично я за то, чтобы курс вводился как можно раньше. Как практик, могу сказать, что в пятом классе дети готовы к подобному разговору. Это не значит, что они этически созрели, но, положа руку на сердце, а кто из двадцатилетних или даже сорокалетних людей этически зрел? Если не начинать разговор в этом ключе, не расширять круг ассоциаций ребят, а сейчас их ассоциативный круг очень бедный, то это начнут делать другие люди и другие ресурсы. Например, компьютерные игры-стрелялки тоже приучают к определённому этическому выбору: поменьше думай, быстрее реагируй. Жми на курок — и никаких сложностей! Мне кажется, в нашем случае чем раньше начать, тем лучше. Ведь главный литературный источник курса — притча. А это то, с чем можно весьма плодотворно работать с детьми.

К тому же не существует среднего ребёнка, о котором говорит психология начальной школы. Все дети очень разные, а некоторые превосходят многих взрослых в этическом плане. Помните трагедию в аквапарке, когда маленькая девочка держала за ручку годовалого, кажется, ребёнка? Одна она могла вылезти к спасателям, а с малышом не получалось, и она не оставила его и осталась с ним под завалами, провела на холоде, без родителей, в стрессовой ситуации около часа. Причём это был чужой ребёнок, не брат или сестра. Когда её спросили о причинах такого поступка, она удивилась: ей и в голову не пришло, что можно бросить человека.

Ещё момент, который мне кажется очень важным: курс предполагает диалог, в нём часто обращаются к изобразительным материалам, он интерактивен, направлен на ассоциативное мышление. Он может стать этаким скелетообразующим курсом. Ведь в школах сейчас не хватает целостности, это ощущают сами учителя. Идут разговоры об интеграции, когда мы ищем не просто смежные темы и переклички между предметами. Нам нужно ценностное ядро, и этот курс может таковым стать.

И, конечно, то, как курс построен. Этические проблемы становятся основной темой. В европейской традиции, начиная, кажется, со стоиков, философию представляли состоящей из трёх частей. Метафизика (или просто физика) — то, что изучает мир и его устройство. Этика — практическая наука о выборе человека: изучив мир, нужно понять, как мне вести себя в этом мире. И третья часть, диалектика, — искусство диалога, совершенствование умения понять другого правильно, услышать его, а не то, что я ему приписываю, и в то же время — защищать свои принципы, а порой и проверять свои убеждения, быть готовым в чём-то разубедиться. Курс, как мне кажется, очень близок к такому построению.

— Почему вы считаете курс своевременным? Верите ли вы в то, что он сможет вернуть поколение? Мне кажется, что у нас есть некий провал.
— Моё мнение совпадает с вашим. Как оптимистке по жизни, мне хочется верить, что будет лучше, а как практику — использовать для этого улучшения любую возможность. Потому я и взялась за этот курс. Вакуум, ценностная пустота требуют заполнения.

На семинаре в Москве мне понравился один момент. Все мы помним, как много в ХХ веке говорилось о национальной идее. И все мы помним также то, что там, где национальная идея, там всегда начинаются споры. Но, когда речь заходит о национальном идеале, там, как ни странно, больше взаимопонимания. Возможно, потому, что идеал, в отличие от идеи, — это зримый образ. Можно оспаривать высказанное, но гораздо труднее — явленное.

Мы гораздо лучше представляем идеал, чем идею. Образ прекрасного человека, учителя, основателя религии убедительней всякого рода теоретизирования, которое приводит только к расколу. Представления о прекрасном, добром, этичном — это то, что можно увидеть, и они часто совпадают у разных народов. Вот почему не стоит бояться ни одного из модулей. Это культурологический курс, помогающий узнать основы разных культур и ощутить единство, которого в пылу полемики часто не желают видеть и признавать представители самих этих культур.

— Не могу не спросить ваше мнение о сериале «Школа» и о мнении среди учителей.
— Очень разное. Кто-то говорит, что всё так и есть, а кто-то говорит, что акценты поставлены не на том. Я высказаться на эту тему не могу, потому что не смотрела сериал. У меня вообще нет телевизора. Принципиально.

Беседовала Юлия Бурмистрова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Всё как у взрослых

Купить олимпиаду за один клик

«Обеспечим результат на любой олимпиаде», — такое обещание можно увидеть на сайте Olympiads.biz. Всё как у взрослых, и цены не вполне детские… Сейчас в цене олимпиада «Ломоносов», по итогам которой возможны льготы при зачислении в ведущие вузы: стоимость победы на ней на сайте обозначена в 35 тысяч рублей.

17.12.2015 13:00, Мария Хрущева, Галина Цирлина


Учить нельзя гуглить

«Cамое главное, чему нас учат в универе — это складу ума и гуглить. Остальное малополезно».

Призрак бродит по школьным коридорам — это призрак Google. Как страшный сон воспринимают школьные учителя тот факт, что в кармане каждого ученика может лежать волшебная коробочка, соединяющая его с местом, где есть все ответы на все вопросы.

11.08.2015 09:30, Анатолий Шперх


Запомнить все

Салман Хан о концепции полного усвоения материала

Почему нас удовлетворяет 70% правильных ответов на экзамене и то, что наше образование похоже на швейцарский сыр с огромными дырами? В одной из глав своей книги «Весь мир — школа. Преобразованное образование» Салман Хан, основатель Академии Хана, говорит об исторических перипетиях концепции полного усвоения материала и об ответственности за собственные знания.

10.08.2015 16:00, Екатерина Толкачева


Растворимая школа

Процесс учения: источники и связи

В последнее время мне кажется, что школа превращается в растворимый напиток. Как кофе. Сто лет назад кофе был подобен китайской церемонии — турка, аромат свежеобжаренных зерен, терраса утреннего кафе со свежей газетой. Не так сегодня. Пластиковый стаканчик, купленный на ходу из окна автомобиля.

22.06.2015 14:00, Анатолий Шперх


Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

09.06.2015 13:30, Александр Привалов, Дарья Менделеева


Салман Хан: «Школа на развилке, такое случается раз в тысячелетие»

Вы знаете, что школу, в которой вы учились, изобрели... немцы? Впрочем, это не столь уж важно. Есть вопросы поважнее: модель традиционного обучения больше не работает. Она годилась для индустриальной эпохи, для постиндустриальной же она слишком жесткая. А что будет после нее? У Салмана Хана есть ответ.

20.05.2015 16:00, Андрей Семеркин


Воспитывать, а не оказывать

Почему образование не должно быть сферой услуг

Два буксира, семья и школа, тянут баржу-ученика вверх по реке знаний. Один буксир не справится с этой работой, баржу к месту назначения не дотянет, потому что слаб. А уж если буксиры тянут баржу в разные стороны, точно, толку не будет. В том случае, если с одного буксира начнут стрелять по другому – жди беды. Так что модернизировать-реформировать, мирить и согласовывать, т. е. направлять в одну сторону, нужно оба буксира.

27.02.2015 17:02, Михаил Лифшиц


Говард Рейнгольд: «Школы должны не делить информацию на хорошую и плохую, а учить детей грамотно задавать вопросы и определять достоверность полученных ответов»

Американский медиаэксперт, учитель и писатель – об идеях взаимообучения и самообразования в Сети

Говард Рейнгольд – исследователь и футуролог мирового масштаба, специализирующийся на изучении культурных, социальных и политических влияний на медиасферу современности. Его проект Peeragogy объединил лучшие практики эффективного обучения людей с общими интересами. 18 октября он выступит в Москве на конференции про новые образовательные технологии EdCrunch, организованной журналом журналом о будущем образования Edutainme, центром технологического предпринимательства DigitalOctober и НИТУ МИСиС. Перед конференцией Рейнгольд рассказал о том, каким видит настоящее и будущее образования.

16.10.2014 14:00, Наталья Чеботарь, основатель Edutainme.ru


Как относятся к технологиям в школах

Edutainme опросили более 600 родителей и детей в школах и соцсетях о том, каково учиться сейчас и чего бы хотелось в будущем

Поверите ли вы, что родители более готовы к использованию игр в образовании, чем школьники? Или что двоечники на самом деле рады учиться, но вне школьных стен?

04.06.2014 12:00, Алексей Морозов


5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает. Вы проводите в вузе 4-5-6 лет — и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий — в другой.

15.05.2014 15:00, Александр Мельник






 

Новости

«Ведомости»: в России разработали законопроект о блокировке VPN-сервисов и анонимайзеров
Российские власти разработали законопроект, который запретит использовать программы для обхода блокировки сайтов. Как пишут «Ведомости», чиновники хотят обязать анонимайзеры и VPN-сервисы блокировать сайты из реестра запрещённых ресурсов.
В России запустили сервис, помогающий людям с инвалидностью искать волонтеров
Интернет-портал Dislife межрегиональной общественной организации инвалидов «Доступ есть» открыл сервис, который помогает людям с инвалидностью связываться с находящимися поблизости волонтерами, сообщает «Интерфакс».
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
В Петербурге студентов забрали с лекции для проверки на наркотики
Студентов петербургского университета телекоммуникаций забрали с лекции для сдачи теста на наркотики. Об этом сообщает правозащитная организация «Зона права» со ссылкой на одного из студентов, который сдал анализ.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.