Подписаться на обновления
20 сентябряСреда

usd цб 58.0993

eur цб 69.6785

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Алексей А. Шепелёв   вторник, 13 декабря 2016 года, 16:10

«Ученик», «Мученик» или «Одержимость»?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




О фильме Кирилла Серебренникова в контексте православной культуры и подросткового кино последних лет рассуждает писатель Алексей А. Шепелёв.

1. Достоевский, Толстой и отрицательный имидж РПЦ

Скажу сразу, что фильм мне понравился, хотя и буду его критиковать. Критиковать, смею надеяться, конструктивно, с позиции здравого смысла и кое-каких деталей, связанных с православием, с религиозным содержанием вообще. На мой взгляд, авторы фильма, если так можно выразиться, наступают на свои же грабли, и это ещё полбеды (преднамеренно ли они это делают или нет), вопрос в том, что вольно или невольно они заставляют наступить на них так называемого массового зрителя, благодаря чему картина автоматически записывается в разряд «антиклерикальных» - так же незаслуженно, как и «Левиафан» Звягинцева. Но всё по порядку.

Как в плане эстетическом, так и в плане смысловом фильм имеет западнический вектор. Думаю, понятно, что не только потому, что поставлен по иностранной пьесе. О самом Майенбурге, а особенно о его пьесе «Мученик» можно найти не так много сведений. Зато без особых усилий отыскивается её первоисточник – роман Поля Бурже «Ученик» (1889). Чтобы приблизительно понять, о чём в нём идёт речь, можно сказать, что Максим Горький, включивший роман в серию «История молодого человека XIX столетия», справедливо отметил, что самая знаменитая книга Бурже имеет и свой первоисточник - «Преступление и наказание» Достоевского.

Кадр из кинофильма «Ученик»


Таким образом, у пьесы и фильма находится концептуальная основа, но с точки зрения реалистичности его проблематика так же надуманна, как, например, в самой скандальной части трилогии У. Зайдля «Рай: Вера» (2012) или в триллере Ф. Озона «В доме» (2012). Название «Ученик», как и название спектакля «Мученик», представляются вполне условными. Здесь нет ни ученика, ни тем более мученика (не называть же таковым убиенного главным героем мальчика, самого Южина или учительницу биологии), и даже классическая тема «учитель и ученик», если разобраться, в фильме Серебренникова никак не выражена. Учиться ученику, как оказывается, не у кого и особо нечему, и именно в этом-то идейно-социальном вакууме и происходит его «сдвиг по фазе» на почве религии, бунт против всего, что «от мира сего», зарождается странная грёза о собственной исключительности. При этом понятно (в том числе и из массы кинофильмов о подростках, к которым мы будем обращаться), что у современных отроков в нынешней глобалистичной вселенной на чём угодно едет крыша, только не на религиозности, а точнее, только не на христианстве. Куда проще было бы снять проблемную картину о чрезмерном увлечении компьютерными игрушками, соцсетями, хакерством (как, например, динамичный немецкий фильм «Кто я?», 2014), айфонами, покемонами, чем угодно. Но именно в таком контексте авторы «Ученика» отталкиваются от голого теоретизирования в стиле «А что если…», а изобретённая ими проблема как бы затискивается в ряд действительно существующих: проблема взросления и вступления в жизнь, образования и воспитания, школьного насилия, подростковой сексуальности и т.п., а с другой стороны – фанатизма, сектантства, терроризма и т.д.

Сразу приходит на ум сопоставление с недавно выпущенной и посвящённой как раз вышеупомянутой триаде социальных недугов лентой «Рядом с нами» (2015), снятой, как это ни странно звучит, православным священником из Новосибирска Александром Новопашиным по заказу соответствующего антитеррористического управления. Герой картины, похожий на Данилу Багрова, на несколько лет старше героя «Ученика», уже работает каким-то юристом, попадает в типичную тоталитарную секту, самого, прямо сказать, низшего пошиба, а затем вовлекает туда и свою девушку. В итоге любовь их рушится, а девушка становится террористкой-смертницей. При всём уважении к труду создателей этого фильма (я был на встрече со съёмочной группой – батюшка действительно вменяемый и харизматичный), перед нами неплохо сделанная и нужная агитка, а не художественное произведение со своим особенным киноязыком, которое хочется не раз смотреть и обдумывать.

В начале «Ученика» режиссёром даётся очевидный намёк, что главный герой Веня Южин – вполне себе нормальный подросток, а отношения его с матерью можно назвать доверительными (он мочится, не закрыв дверь в туалет, продолжая диалог с матерью, она за ним смывает и т.д.). И вдруг бац – и происходит подростковый слом - взрослеющему Вениамину самый близкий для него человек, мать, отказывает в наличии у него религиозных чувств. Неконтролируемая эрекция – пожалуйста, а религиозные чувства – чушь собачья! Ситуация, повторяем, довольно искусственная, гипотетическая, но мы следуем за автором, погружаемся в его талантливое произведение. (Погружение здесь не такое всеобъемлющее и необратимое, как в «Возвращении» А. Звягинцева, до сих пор не превзойдённом образце кино на тему взросления и воспитания, но всё же при первом просмотре довольно сильное.) Фильм как художественное произведение берёт тем, что фактически всю его первую половину (если, допустим, выделить её по хронометражу, или тематически - пока герой не предлагает своему «ученику» прибегнуть к насилию) мы можем вполне солидаризироваться с исканиями бунтующего подростка. Показано всё выпукло и ярко: школьная рутина, людское равнодушие, двойные моральные стандарты, разврат. Кривое зеркало нашей жизни, и тут же - прямой луч христианского этического учения… Юный герой сыплет цитатами из Библии – как будто вбивает обойные гвозди в гроб полуразложившегося от многочисленных пороков нынешнего общества. Причём борьба его, как ни удивительно, довольно успешна – его слушают!..

Думается, любому человеку православной культуры бросается в глаза изображение священника и его действий. Эти вопиющие ошибки вообще своеобразная болезнь нашего кинематографа. Мало кому, например, приходит в голову сэкономить на военном или историческом консультанте, а достоверностью показа священства порой не озабочиваются в фильмах даже высококлассных. Так, например, в сериале Николая Досталя «Штрафбат» (2004) введён колоритный образ воющего с оружием в руках батюшки. «Прокляну!» – пугает он солдатню чем-то для православного священника совсем несусветным. Типичный простонародный поп, такой дородный и проч., он мастерски стреляет из винтовки и орудует прикладом во время рукопашной, при этом объясняя: «Я и десять лет готов быть без причастия!» (это обычные воины по канонам не допускаются до причастия в течение трёх лет, а священник после участия в смертоубийстве вообще не может служить). Затем он вдруг представляется начальству монашеским именем (монах уж тем более не может воевать!) или рассказывает о «Сергее Радонежском» и что в лавре, основанной этим святым, «сейчас молятся» (лавра была в 1919 г. закрыта); офицеры и солдаты обращаются к нему совсем не характерным для русского обихода обращением «святой отец» и т.д.

Со «Штрафбатом», правда, случай особенный: здесь и действительно по воле авторов не было военного консультанта, а режиссёр, как известно, через несколько лет «реабилитировался» масштабным историческим сериалом «Раскол» (в качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества).

Образ священника в «Ученике», важный в смысловом плане, снижен. Действия его в фильме предстают как карикатурно-смехотворные. Вместо того, чтобы говорить с обратившемся к нему за помощью человеком на его языке, вникнуть в суть проблемы, опытный пастырь, как себя рекомендует матери героя отец Всеволод, сразу прибегает к чисто формальным сакральным действиям: «сложи руки», «целуй руку» - вряд ли так поступил бы настоящий священник. В изображении Серебренникова ведущий курс основ православной культуры иерей (кстати, этот курс, насколько я знаю, в основном ведут обычные учителя) - хорошо устроившийся бюрократ, ничем не отличимый от окружающих его школьных педагогов-формалистов. Перемени батюшка подрясник на спортивный костюм – и перед нами тот же физрук Олег Иванович! Выпрастывание брошюрки из шуршащего пакета против цитирования Святого Писания – это, конечно, остроумно, но вообще весь, так сказать, православный антураж картины не выдерживает никакой критики. Чего стоит, например, не раз ставшая центром мизансцены инсталляция: импровизированный алтарь из гимнастического «козла», на который водружается Евангелие (его вообще нельзя класть на подобные предметы, обычно, за отсутствием складного аналоя, его держат в руках; что это – какой-то особый символизм?!), слева - зачем-то! - водружается зажжённая свечка, а справа – зачем-то – крест на ножке! Мало того, что такой, казалось бы, далёкий от физкультуры предмет, как ОПК, преподаётся почему-то в спортзале, тут ещё запечатлено некое странное священнодействие типа освящения этого спортзала и находящегося в нём инвентаря, при коем ёмкостью для святой воды служит не специально предназначенная для этого водосвятная чаша, а таскаемое уборщицей пластиковое ведро, а за спиной священника для чего-то толпятся «православнутые» школьники с иконой в руках и проч. Крест и свечка, окропления всего и вся - видимо, таковы представления о православной церкви создателей фильма и их целевой широкой аудитории… Детали, может быть, не так и важны, но не бросает ли автор фильма кость именно той части аудитории, которая заранее настроена на негативное восприятие веры и верующих, тотальную ругань «продажной РПЦ», огульное отождествление фанатизма с «мракобесием (всех) православнутых»?

Хотелось бы в рамках заявленной темы сказать несколько слов о новом фильме Досталя по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес» (приз за лучший сценарий на фестивале «Киношок»-2016). Здесь ещё чувствуются отголоски мрачного гротеска предыдущей работы сценариста («Фауст», 2011), но по направленности авторских усилий это уже шаг к зрителю, некая попытка «православной комедии». Нужно отметить, что в массовом восприятии неким прообразом этого жанра (кажется, никем не обозначенного) целое десятилетие является фильм П. Лунгина «Остров» (2006, тоже, кстати, изобилующий неточностями и неоднозначностями). Как и «Остров», картина имеет жанровое обозначение «драма», но уже «с элементами комедии». В качестве сюжетной основы используются перенесённые из XII века в XIX мотивы жития святителя Иоанна Новгородского. Посмеяться есть над чем, православное и вообще здравое зерно картины в том, чтобы напомнить «из какого сора» происходит иногда святость (а если это юродство, то и подавно), что лики в золотых рамках тоже когда-то были живыми людьми, такой критически-романтический агиографизм. Но с другой стороны, в пресловутом массовом восприятии, о котором мы уже упоминали, натасканном на расхожее «лёгкое» и «критическое» отношение к религии, это смотрится как очередная, едва ли не в духе «Сказки о попе и работнике его Балде», карикатура на духовенство, чем, на самом деле, смысл фильма не исчерпывается.

Мы уже вспоминали Достоевского, теперь же вспомним, что был ещё один человек – даже целый человечище! – который с такой же практически прямолинейностью и буквальностью, как протагонист «Ученика», отрицал существующий человеческий миропорядок. Это Лев Толстой, если обратиться к его позднему творчеству, называемому философским и антирелигиозным, например, к трактату «В чём моя вера?» (1884). Толстой, несмотря на, так сказать, известную литературную аллюзию краха подобной стратегии – образ князя Льва Мышкина, пытается не только теоретизировать, но и воплощать все обоснованные постулаты в жизнь… В настоящее время острейшая для конца XIX – начала ХХ столетий проблематика эта успешно позабыта, и невольная заслуга нового фильма в её своеобразном воскрешении. (Отличие, скажем в скобках, в том, что тогдашние русские люди, по Толстому, ходили в церковь, называли себя христианами, а заповедей Христа не соблюдали; большинство теперешних же вообще не интересуются никаким вероисповеданием даже формально.) Исследователи утверждают, что Толстой, при всей его самобытности мыслителя, по сути, двигался в общем европейском интеллектуальном русле того времени, то есть воплощал на русской почве то, что на Западе сделал чуть раньше протестантизм. В результате он остался в своей философии заблуждения, отпал от Церкви, что большинство православных деятелей, и современников Льва Николаевича, и теперешних оценивают как трагедию.

Современный «реформатор», старшеклассник Веня Южин, в отличие от испытавшего глубокий внутренний кризис пожилого всемирно знаменитого писателя, не философствует, не изучает древние языки и не занимается каким-то другим самоусовершенствованием. Он нашёл уже готовые ответы на все вопросы – стоит только открыть потрёпанную книжицу карманного формата и процитировать. Казалось бы, чем не истинный (идеальный?) христианин, не мудрствующий лукаво. Но на самом деле такое же порождение массовой культуры, как и считающий себя интеллектуалом мастер разгадывания кроссвордов и сканвордов или фанат телеигры «Поле чудес». В Святом Писании, конечно, важна буква (вспомним историю церковного Раскола русской церкви), оно часто цитируется, но главное в нём всё же понимание сути, не всегда буквальное. Не зря Библия или Евангелие с толкованием текста – книги очень толстые и увесистые.

От всплывающих на экране указателей цитат (а порой и от смысла самих цитат) у малосведущего в священных текстах зрителя создаётся впечатление культурного шока – парадоксальное, гнетущее, а на самом деле ложное и обманчивое. Цитируются вперемешку различные книги и места Святого Писания: Ветхий Завет, Евангелие, Послания и Деяния святых апостолов, Откровение Иоанна Богослова. Все цитаты выдраны из контекста, свалены в кучу, в некое постмодернистко-бесовское калейдоскопическое круженье, в котором нет и намёка на какую-то иерархию смыслов. Для православного человека это прописи, например, что сказанное в Новом Завете (Евангелии) гораздо важнее изложенного в Ветхом (и во многом его перечёркивает и отменяет), или что послания св. апостолов писались к конкретным лицам или раннехристианским общинам, часто по конкретному поводу. Повергающие в ступор слова Христа «И враги человеку – домашние его» или «Не мир пришёл Я принёсти, но меч» невозможно понять в рамках привычной, земной логики. Нужно иметь представление обо всём учении в целом; существует также специальная богословская наука толкования текстов – экзегетика. Человеку в таких материях невежественному, как и герою, сразу становится «всё ясно»: «Вот оно, мракобесие и средневековье!». И вина авторов, на мой взгляд, здесь в том, что и они воленс-ноленс игнорируют феноменологический закон разных регистров зрительского восприятия, не отделяя зёрен от плевел, уподобляются своему юному и недалёкому герою, этим откровенно манипулируют.

Есть и такое: среди библейских цитат вдруг прорывается голос самого героя (а на самом деле автора – скорее всего, автора пьесы немца-лютеранина (?) Майенбурга, которого не захотел отредактировать Серебренников): «У Господа на тебя большие прекрасные планы, - напоминает Вениамин матери, как будто цитирует Св. Писание, - пожалуйста, помни об этом». Такая словесная формула скорее из арсенала протестантских проповедников. Кстати сказать, батюшка приглашает Вениамина «приходите на наши проповеди», но православную проповедь, мягко говоря, не на каждом-то углу и услышишь, даже далеко не в каждом храме (если не считать довольно короткого и формального напутствия, которое бывает после литургии); в современном православии как раз и ощущается нехватка талантливых и грамотных проповедников, из-за чего, в том числе, наверно, и возможны «проповедники» вроде Вениамина.

И уж совсем абсурдными выглядят пассажи «Ученика» об антисемитизме (что опять же можно понять как намёк на наличие его в православии). Всё это на уровне подросткового бреда о том, что отчество Львовна выдаёт еврейское происхождение «свободолюбивой учительницы» (так она названа в аннотации на некоторых сайтах). По слову апостола Павла, в новом человеке (отринувшем человека ветхого, прежнего, и принявшего Христа) «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всех Христос» (Колос. 3:11). Цитата же, которой биологичка якобы побивает Вениамина («спасение от иудеев»), тоже нерелевантна: если не вдаваться в тонкости вышеупомянутой экзегезы, Христос объясняется с женщиной, да ещё иноплеменницей (самарянкой), для неё Он сам и Его ученики – представители иудейского народа и вероучения. Невольную комедийность обретает и момент, когда батюшка предлагает «разрядить обстановку» и приводит ряд бронебойных цитат (причём заранее заготовленных – откуда он знал, что речь пойдёт об антисемитизме?!) в духе «собраний евреев и синагог надо избегать». Надо ли объяснять, что здесь имеются в виду иудеи, даже, по-моему, цитируется неточно (вместо «иудеев» поставлено «евреев»). Звучит, конечно, для сегодняшнего нашего слуха резко (но это вообще-то 386-387 годы н. э., а хвалёная политкорректность есть изобретение «сравнительно» недавнее, и православные святые говорили то, что думали), но суть тут в том, что исповедующие иудаизм не принимают Христа и христиан, так зачем же христианам идти в синагогу?! Не говоря уже о том, что не все евреи иудеи, да и иудаизм имеет массу течений и градаций. То есть, к большому огорчению, опять получается невольное метание бисера или намеренный камень не в тот огород.

2. Свободолюбивая училка – сталинистка с пистолетом?

Более-менее разобравшись с проблематикой веры, её авторским препарированием и зрительской рецепцией, перейдём в несколько иное тематическое русло – к проблемам образования, воспитания и взросления.

Церковь, нам попытались доказать, такой же бесполезный институт, как и школа. Как и всё вокруг в нашем обществе. Но она, получается, ещё более цинична: знания в школе обещают, но всё-таки дают, а обещанную веру «за так» нигде не получишь. И там и там должны ещё воспитывать. Но церковь лишь внешне связана с земным, а воспитывают прежде всего всё же в семье. (Имя главного героя выбрано удачно: Вениамин – «счастливый сын».) Семьи же, как мы видим, нет; вместо Отца Небесного – отец земной (это мастерски показано в фильме), который покинул семью. А в школе в основном женщины…

Как было отмечено, уже в аннотации учитель биологии Елена Львовна противопоставляется главному герою как «свободолюбивая учительница». «Пафос» (надеемся, что К. Серебренников понимает и не отрицает эти кавычки) этого образа не так легко сбить даже абсурдиско-дурацкими изысканиями её в Святом Писании в духе Дэна Брауна или неосведомлённостью о существовании современных научных концепций креационизма. Создаётся иллюзия, что это не только поборница всяческой научности (некоего школьного позитивизма), но натура ищущая; в действительности же она уже ответы на все вопросы нашла – так же, как и ученик Южин. Моральную победу, которую, вполне может показаться, одерживает Елена Львовна в конце картины, это победа ложная, победа вопреки – вопреки своим ошибкам и здравому смыслу, главное – эффектно прибить кроссовки. Поскольку либерализм и позитивизм также глубоко сидят в нынешних головах (особенно в женских головках), как настоящие средневековые заблуждения и суеверия.

Полукомедийная сцена с морковками в презервативах заставляет вспомнить одну из лучших картин о подростках и школьном насилии последних лет – дебютную работу Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» (2014), в которой есть аналогичная сцена, только с бананом. Кстати говоря, фильм снят по мотивам одноимённой повести Е. Мурашовой, при этом книга настолько кардинально перелопачена кинематографистами, что в результате мы имеем, по сути, совсем другое произведение; а одну из главных ролей здесь играет актёр Гоголь-центра Никита Кукушкин, сыгравший Южина в спектакле Серебренникова «[М]ученик». Картина смотрится современно, жёстко, актуально и художественно убедительно. Что же касается упрёков «Ученика» в театральности, во многом, конечно, обоснованных, то не менее театрально смотрится посвящённая той же теме «Училка» Алексея Петрухина (2015). Если в «Ученике» сделаны какие-то попытки разбавить театральность (например, после самой театральной сцены в конце, когда учительница прибивает свои кроссовки к полу, следует сильная кинематографичная сцена финала с лежащим на бетоне под сдуваемым ветром чёрным полиэтиленом трупом мальчика), то у Петрухина на протяжении всёго фильма будто нарочно соблюдено классицистское единство места, времени и действия. Поражает также искусственная мажорная концовка ленты, когда герои – распущенные и равнодушные ко всему и вся ученики, которых престарелая училка вынуждена учить уму-разуму с помощью пистолета в руках, в одночасье «стремительно умнеют» и под занавес душевно поют песни у костра.

Кадр из кинофильма «Училка»


Вениамин же, пока не скатился к насилию и лжи, борется против своей училки самым что ни на есть эффектным и эффективным методом – с помощью перформанса (переодевание в обезьяну, прибивание креста). Здесь уместно провести параллель с очень необычным и выразительным фильмом «Тряпичный союз» (2015). Герой этой истории – отрок совсем заторможенный и туповатый, попав под влияние дурной компании, иначе выражаясь, неких свободных философов-перформансистов, в конце концов и сам обретает творческую мощь и разум, сам становится философом. Невозможно не упомянуть и недавно вышедшую в прокат картину «Хороший мальчик» Оксаны Карас (один из сценаристов – режиссёр «Тряпичного союза» Михаил Местецкий), блестящую комедию, заставляющую вспомнить лучшие образцы советского кино, а также самые талантливые фильмы о юношестве последних лет «Свободное плавание» (2006, реж. Б. Хлебников) и «Шапито-шоу» (2011, реж. С. Лобан). (Из недавних любопытны, при всех недостатках, комедия «Выпускной» В. Бродского и мелодрама «14+» А. Зайцева.) В отличие от «Ученика», где мир взрослых откровенно враждебен, а мир школы непременно связан с насилием (так же, как, например, в работах Валерии Гай Германики), основная идея «Хорошего мальчика» (несмотря весьма откровенное изображение школьного буллинга как бы на бэкграунде), куда как педагогичней: мир взрослых порой просто сложен для понимания вступающего в жизнь подростка, ещё полуребёнка.

Кадр из кинофильма «Хороший мальчик»


Но вернёмся к «Ученику», к его учителям. То, что перед нами произведение большого художника, доказывает эпизод отдыха в кабинете директрисы. Тут, в отличие от многих других киноопусов, показана человечность, их чувство иронии, чувство жизни вообще. Оказывается, не монстры и не автоматы эти злые тётки – директрисы-завучи, а обычные, как у нас водится, довольно преклонного возраста женщины, что называется, на своих плечах всю жизнь несущие тяготы педпроцесса и прочей жисти… Но чувство и человечность эти несколько странные. «Разве ты не видела на руках наручники» - напевают они за коньячком, и в этом задушевном пении через непонятную на первый взгляд блатную эстетику нам как бы раскрывается их бессознательное, в котором, ржавым гвоздём засело не такое уж далёкое в масштабе истории сталинское время. Как ни странно, именно оно ещё расхлёбывается – и может быть, не одними тётками-столпами, а во многом ещё всеми нами, всей нашей страной.

Мать героя, в чём-то напоминающая (если копнуть, то, возможно, и не только внешне) Елену из одноимённого фильма Звягинцева, имеет в руках убойный, по её представлениям (надо сказать, крайне распространённым), козырь: «Я на трёх работах работаю!». Это достоверно; но будет ли обычная мать-одиночка, не на крутом джипе подкатившая к порогу школы, так рьяно «наезжать» на учителей? Это матерей-одиночек таскают в школу за проступки их нелепых чад.

Вообще же и Вениамин Южин, и герои сериала «Школа», и детки из «Училки», мне кажется, вышли из шинели Алексея Иванова (из романа, по которому, с некоторым упрощением оригинала, позже снят фильм «Географ глобус пропил», 2013). Целый класс развязных Митрофанушек – это, может быть сейчас и не редкость, но то, что все они подают голос – этому виной, первичной причиной, наверное, был не совсем настоящий педагог Служкин. Мужик, неудачник, а заодно и тоже философ. Буквально вся драматургия в названных фильмах на этом и держится: что ученики могут бросать реплики с места, а учителя на них реагируют совсем не так, как было в наше время, - выслушивают и собеседуют. Понятно, что любой недоросль тут же во всеуслышанье изречёт: «Да нам нас…ть на вашу историю!» (в фильме «Училка»), а другие подхватят: «на математику!», «на географию!» и т.д. Не могу добиться от знакомых, насколько, так сказать, официально принята в сегодняшних школах эта практика, насколько она тотальна.

«Ненавижу школу» Инны Завалишиной (aka Зинна или Zinna) или «Russian Disneyland» (пардон за моветон отсылки к собственному творчеству) – всё же, наверное, такие книги зря не рождаются. Очень возможно, что именно то, что в наступающем мире либеральных ценностей распоясавшихся недорослей никак нельзя окоротить, как раз и приводит к эксцессам, изображаемым в достаточно большом уже числе современных книг и кинофильмов. Пожилая училка берётся за пистолет, направляя его на «самое дорогое и святое». Либеральная биологичка совсем нелиберально влепляет ученику Южину пощёчину и хватается за ветхозаветную цитату - не либеральных также стилистики и толка, а прямо домостроевских: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт» (И кажется оставшееся за кадром пояснение: «…ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней», Пр. 23:13-14.) Пороть или не пороть, сечь или не сечь, бить или не бить? – тема тоже в русской культуре знаменательная. Вседозволенность порождает насилие, насилие – совсем по Толстому - ответное насилие, как бы невзначай происходит возврат репрессивности, к знакомым историческим методам, всё к тому же «сталинизму».

В «Училке» пистолетом завладевает по очереди почти весь класс, и самое примечательное, что и единственная отличница тоже. Наставив дуло на своих одноклассников, она произносит обличительный монолог примерно в таком духе: «Вы, раздолбаи и уроды, не даёте учиться мне и таким, как я!» Трудно не заметить, что поначалу бунт другого «примерного мальчика» (Вениамина Южина) – в принципе почти того же рода: за что-то хорошее и подлинное, против плохого и злого. Против системы - её формализма, принуждения и лицемерия. Возможно, тут мы имеем дело с некоей социальной метафизикой или ловушкой языка, общим местом, но и реальные школьные проблемы остаются. Советская система образования была заточена под троечника, в 90-е мало что изменилось к лучшему, скорее наоборот, а на что нацелено система сегодняшняя – вообще сказать затруднительно, разве только на «натаскивание на ЕГЭ». («Натаскивание» – какое красивое поэтичное слово, лучше только «педобраз»!)

История о подростках, о вступающих в жизнь молодых людях – это всегда история взросления, инициации, перелома (подчас «пограничной ситуации»), ученичества и эволюции. В фильме Серебренникова эволюции нет, вернее, она схематична, если таковой считать единственный этап приобщения героя ко лжи и насилию. Для мегаполиса механистичность бытия, конечно, не редкость. К примеру, в картине Н. Хомерики «Сердца бумеранг» (2011) герой чуть старше, работает в метро, и мы как будто всюду ежедневно за ним следуем… Вообще картина очень камерная, практически весь фильм, почти как в «Коллекторе», строится на игре Александра Яценко, но вопрос в том, что в фильме как будто ничего не происходит. Вроде бы всё объясняется опасной болезнью героя, но если убрать пару коротких эпизодов, в которых о ней говорится, то повествование на самом деле мало что потеряет. Или пример холодного, художественно немотивированного (характером персонажа, его классовой ненавистью, ещё чем-то?) насилия в фильме «Хардкор-диско» (К. Сконечны, 2014). Другое дело – провинция: это уже всегда Одиссея (например, уже упомянутое нами «Свободное плавание» с тем же Яценко или «Перемирие» С. Проскуриной)…

Но самый интересный и значительный герой – тот, кто не попугайничает цитатами, не движется в русле рутины, а действительно ищет, учится, хочет кем-то стать. Это совсем иная философия, совсем другое кино. Один из самых ярких образцов разработки проблемы ученика и учителя - выдающаяся в художественном отношении психологическая драма Д. Шазелла «Одержимость» (2014). Тут действительно есть и ученик, и учитель, и их напряжённое, проблематичное взаимодействие, целью которого является «преодолеть пределы ожидаемого» - преодоление в искусстве, преодоление посредством искусства. Этот фильм действительно можно было бы назвать «Ученик» или даже «Мученик», а творение Кирилла Серебренникова, скорее, очередная «Одержимость».

Фото: allbestmovies.ru, mosbiz.ru, kinonews.ru.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Главные сериалы этой осени

Провести время с пользой и не впасть в хандру

За что мы любим осень — так это за то, что все каналы открывают свои потайные сундуки, чтобы начать телесезон с премьер сериалов и долгожданных новых серий. Чтобы вы не растерялись, мы составили для вас программу просмотров.

11.09.2017 13:00, tvkinoradio.ru


«Для тебя у неё закрыта дверь, а для других — открыто окно!»

«Человек-амфибия» Казанского и Чеботарева

Перед тем как попасть в руки Владимира Чеботарева, сценарий пылился около 10 лет на полке Ленфильма. Не то чтобы он был не востребован — к нему подступались многие режиссеры, а в 40-е его даже пытались экранизировать в Голливуде, но из-за технических ограничений, связанных с особенностями подводных съемок, сценарий долгое время оставался невостребованным.

08.09.2017 14:00, Мария Молчанова, diletant.media


«Яд в дороге — вещь совершенно необходимая»

«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

Театрализированный киноэпос о несчастной любви обращенного в человека медведя и принцессы вышел на экраны 1 января 1979 года. Фильм показали по центральному телевидению в новогоднюю ночь, однако, в отличие от новогодних сказок, где волшебство творится от одного взмаха волшебной палочки, чудо в ленте происходит почти случайно, как бы намекая зрителю, что настоящему обыкновенному чуду волшебные атрибуты не нужны.

18.08.2017 19:00, Мария Молчанова,diletant.media


«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы

Эпическая драма, ставшая легендой мирового кинематографа

«Никогда не иди против семьи» – одна из ключевых фраз фильма, ставшего культовым во всем мире. Картина, созданная в 1972 году молодым и еще малоизвестным режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой по одноименному роману Марио Пьюзо о борьбе семейных мафиозных кланов в послевоенной Америке, обозначила новый вектор развития эпического кино. Отойдя от канонов гангстерских боевиков, режиссер снял очень проникновенную семейную драму, в лучших традициях «Унесенных ветром».

31.07.2017 18:00, Мария Молчанова, diletant.media


Что смотрят режиссеры

Любимые фильмы Ларса фон Триера

Гениальный режиссер Ларс фон Триер составил список своих любимых фильмов с соответствующими комментариями.

29.07.2017 19:00, tvkinoradio.ru


«Интердевочка» Петра Тодоровского

Фильм — один из главных символов перестройки

Фильм «Интердевочка» Петра Тодоровского по одноименной повести Владимира Кунина является одним из главных кинематографических воплощений перестройки. Смелый остросоциальный сюжет попал в руки уважаемого и серьезного режиссера, который наотрез отказывался вначале браться за этот материал, но благодаря дальновидности его жены, Миры, картина все же увидела свет и попала в кинопрокат.

27.07.2017 20:00, Мария Молчанова, diletant.media


«Унесенные ветром» Виктора Флеминга

История этого мирового шедевра кинематографа началась с одноименного литературного бестселлера Маргаретт Митчелл, за который она в 1937 году получила Пулитцеровскую премию. Экранизация военно-исторического романа была «обречена» на успех – поклонники оккупировали все кинотеатры США в год премьеры в 1939 году, несмотря на заоблачные 200 долларов за билет от перекупщиков.

02.07.2017 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Посмотреть, нельзя пропустить

Лучшие фильмы 21 века по версии The New York Times

Кинокритики Э. О. Скотт и Манола Дардгис, которые работают с The New York Times, составили список из двадцати пяти лучших фильмов этого века. Они опубликовали его с пометкой «на текущий момент», столетие ведь ещё совсем юное. А мы публикуем его для вас, чтобы вы точно не пропустили чего-то достойного вашего внимания.

26.06.2017 13:00, ivi.ru


Последний вальс с Годаром

Гид по 39-му Московскому международному кинофестивалю

Традиционный путеводитель «ЧасКора» по ММКФ – о новых фильмах Софии Копполы, Аки Каурисмяки, Фатиха Акина, Ким Ки Дука и других выбранных нами картинах, которые стоит посмотреть в Москве с 22 по 29 июня.

24.06.2017 15:00, Павел Пересветов


«Кинотавр-2017»: сердцу хочется покоя

На фестивале в Сочи победил фильм, в который невозможно не влюбиться

«Аритмия» Бориса Хлебникова, показанная в предпоследний фестивальный день, не оставила шансов другим участникам «Кинотавра». От «нелюбви», пронизывающей лучшие фильмы программы, было предложено лекарство мгновенного действия – и публика приняла его с восторгом и благодарностью. Жюри, которое в этом году возглавил актер Евгений Миронов, единогласно присудило картине главный приз.

15.06.2017 15:00, Ксения Реутова






 

Новости

В «Сколково» пройдёт джазовый фестиваль
В эту субботу 26 августа «Сколково» второй раз окунётся в мир джаза — здесь пройдёт фестиваль Skolkovo Jazz Science.
"Союзмультфильм" снимет 30 новых серий мультсериала "Трое из Простоквашино"
Длительность серий мультфильма, выполненного в технике 2D и 3D, будет составлять 6,5 минут.
Вокалист группы Linkin Park покончил с собой
41-летний Честер Беннингтон свел счеты с жизнью в личной резиденции в Калифорнии, пишет портал TMZ.
Умер народный художник СССР Илья Глазунов
9 июля на 88-м году жизни умер советский и российский художник Илья Сергеевич Глазунов.
Фонд кино подал иск против создателей фильма «Защитники» на 51 миллион рублей
Государственный Фонд кино, подведомственный Министерству культуры, подал в суд на компанию Enjoy Movies, которая ранее заявила о намерении подать на банкротство. Иск касается супергеройского фильма «Защитники», на производство которого ведомство выделило 50,8 миллионов рублей.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.