Подписаться на обновления
26 августаПонедельник

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 20 августа 2010 года, 09:00

У каждого ума свой телескоп
Ум и глупость. Дмитрий Бавильский и Игорь Манцов в августовском диалоге


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








И пока голова не потеряна, она выказывает всяческие свойства — социальную зависимость, как у вас, или стремление к дистанцированию на безопасное расстояние от всего, как у меня. Кто более умён — человек с гранитным камушком внутри или же дерзновенный поэт, угробивший себе здоровье проникновенными лирическими строками?

В прошлом месяце два часкоровских обозревателя беседовали о власти. В этом, особенно жарком, месяце пришло время подискутировать о том, что же такое ум и чем, собственно, он отличается от глупости. Является ли глупость бинарной оппозицией ума?

Манцов: Дима, предлагаю рассмотреть категорию «власть» с неожиданной стороны: в терминах «ум/глупость».

Что делать, если власть отвратительна? Как жить под давлением? Насколько продуктивна «внутренняя эмиграция»? Что отстаивает Голливуд и чему учит Маленький Принц? Куда увлекает Тарковский?

Ведь, если культивируешь внимательность, скоро замечаешь, что «ум/глупость» — заветные термины нашего народонаселения, как грамотного, так и неграмотного.

Конечно, всё это безобразие берёт начало в дореволюционных отношениях «грамотный барин — неграмотный холоп». С тех самых пор здесь наивно полагают, что существуют некий универсальный «ум» и некая универсальная «глупость».

И в частной жизни, и особенно в блогосфере, где сосредоточилось тутошнее коллективное бессознательное, то и дело слышишь/читаешь: «Да он же дурак!», «Она катастрофически глупа!» и т.п.

Один раз мне показали полемику, касавшуюся меня. Благожелательно настроенный ко мне блогер защищал Манцова-кинокритика в манере «он неглуп». Я сильно смеялся: что значит неглуп? Нет универсального «ума». В каких-то вещах я катастрофически, чудовищно неумён.

Уехал в 2000-м из Москвы, где вроде бы нормально развивалась карьера, именно потому, что почувствовал свою абсолютную беззащитность в общении и контактах с потомственными москвичами. Я проигрывал им нокаутом в ситуациях элементарных. Ровно то же самое повторилось потом с загадочными людьми из Питера, которые почему-то принимали прямые открытые речи за метафоры и, как выразился мой приятель Касаткин, за эстетство-кокетство.

В то же время совершенно не понимаю, что и зачем пишут о кино 99% наших кинокритиков. Я, впрочем, не спешу называть их дураками. Иной, что называется, габитус, иной жизненный горизонт, иные цели с задачами. К примеру, люди, которые регулярно ездят на фестивали, бессознательно и настойчиво акцентируют своё синефильство, свою насмотренность, причастность к престижному фестивальному брожению. Но в результате их зрение деформируется и они анализируют что угодно, только не фильмическую ткань.

Что вы обо всём этом думаете? Я, хе-хе, дурак, или всё-таки неглуп, или, может быть, нечто третье?

Бавильский: Игорь, начну с одного важного методологического аппендикса, который кажется мне важным мировоззренчески. Если посмотреть по толковому словарю, то «термин» — это слово, имеющее одно жёстко фиксированное значение. То есть когда все называют одно и то же слово, вкладывая в него одинаковый смысл, то это и есть термин. А есть слово «понятие», с которым «термин» всё время путают. Причём все и всегда. Я как редактор сталкиваюсь с этим каждый день.

Мне кажется, это как-то очень точно описывает то, что происходит в российских головах, — мы же живём не по словарям, а по понятиям, вкладывая в одни и те же буквы своё собственное значение.

Россия — это и есть такая Вавилонская башня в развитии, поэтому как судить, кто умён, а кто глуп? Есть ли действительно глупые люди — и в бытовом, и в интеллектуальном смысле? Или, быть может, есть такие, кто предельно умён в профессиональном смысле, но беспомощен в бытовом, как, знаете, чудак-профессор, комический, но очень добрый персонаж из фильма? И кстати, можно ли поставить знак равенства между глупостью и беспомощностью? Ведь есть мнение, что дураку прожить легче — он не вникает в полутона, но прёт по встречке с синим ведёрком на голове…

Знаете, человека, впервые обратившего моё внимание на семантическую разницу между «понятием» и «термином», тоже ведь особо умным не назовёшь. Хотя в профессии своей он и достиг самых что ни на есть заоблачных высот. А ещё я долгое время наблюдал одну девушку, которая (был такой тип — тартуские студентки, ныне навсегда исчезнувший) свободно ботала по-дерриде и носила с собой в сумочке фотографию Лакана, но при этом забывала заправить за собой постель…

Манцов: Известное дело: реакция россиянской женщины на образовательный процесс почему-то именно такова. Я поэтому давно выдвинул в своей тульской среде девиз: «Жениться только на продавщицах!» Эти и готовят, и заправляют, и могут разумно поговорить.

Россия же скорее не Вавилонская башня, а, как сказал, что ли, Победоносцев, ледяная пустыня, по которой бродит странный человек с топором. Горизонталь тут, холодная, безлюбая горизонталь.

Я не случайно сразу связал оппозицию ум — глупость с базовой темой нашей первой беседы, с властью. В России нет никакого общественного договора о словах и значениях. Да и вообще тут общественный договор не в почёте. Чтобы скрыть это, как раз и организована бессмысленная Общественная палата.

Но есть борьба за право назначать некие произвольные значения единственно верными, в этом смысле как раз и используется тоталитарная дубина ум (ха-ха, звучит как уд!); дубина, которой всякая претендующая сволочь норовит молотить собеседников и мимо проходящих по башке.

Всё это пришло мне в голову, когда я размышлял о жанрах, точнее о невозможности жанрового сознания здесь. Бессмысленно ведь говорить «умный актёр» о каком-нибудь (на самом деле любимейшем и заветнейшем) Лесли Нильсене. Но ведь и не дебил же! Просто он в определённой жанровой нише: хочешь — смотри и торжествуй, а хочешь — плюнь один раз и больше к этим голым пистолетам с тому подобной хренью не приближайся.

Но у нас же такую вот роскошь, такую элементарную внутреннюю свободу могут себе позволить немногие. Сколько раз я наблюдал картину: человек, нахохотавшийся на западной комедии, сериале или настонавшийся на западной мелодраме, внезапно обретает серьёзный вид и брезгливо морщится, дескать, какая же позорная глупость.

Ведь это он хватается за дубинку ум, транслирует претензию на всё ту же власть! Я, дескать, съел сердце льва, я причастен к единственно возможной истине. Весь его интеллектуальный багаж при этом — два притопа, три прихлопа. Конечно, говорит он, Россия — родина Достоевского, Наташи Ростовой и слонов, а тут, у америкосов, какое-то непотребство. И потом опять смотреть что-нибудь американское.

Это же 90% населения таким образом себя приподнимает. Культивируют, мля, достоинство! И Совок им не нравится, но и англосаксы им противны. Всё это очень страшно. И вот почему, кстати, невозможно эффективно спрятаться в себя, как вы предлагали в первой беседе: едва вылезаешь оттуда, чтобы подышать воздухом и подзаработать, как тебя встречает очередной чудак-человек с дубиною или даже топором.

И сразу видать — умный. В смысле «ни с кем не согласный, но желающий самоутвердиться».

Короче, я за жанровые ниши, но их тут как не было, так, видимо, и не будет.

Бавильский: Жанровые ниши, как и наличие мейнстрима, книжного ли, киношного, которого у нас нет (и, возможно, не будет), связано со структурированием жизни. Ну или с отсутствием структурности, упорядоченности, разложенности по полочкам. Слишком велика Россия, слишком сложна для обустраивания, наши вечные проблемы — дураки и дороги — связаны с тем, что хтонь непобедима. Слишком широк русский человек. Хотел его Достоевский сузить, да вот не смог, зафиксировал только тотальное размывание нравственных (и каких угодно) границ.

Западный человек, к опыту которого вы постоянно апеллируете, равен самому себе в наборе социальных функций, которые он выполняет. Дома он муж и отец, проверяющий у детей домашнее задание; на работе — продавец гамбургеров, а не проклятый поэт, отверженный небесами и плюющий на мироздание (один раз попробуешь плюнуть — останешься с волчьим билетом, без выходного пособия). По дороге на работу или с работы он аккуратный водитель или пассажир, уважающий законы общежития.

Посмотрите на людей, нас окружающих. На административный восторг в глазах вахтёра, мнящего себя повелителем стихий; на сторожа, являющегося по классификации всё того же Достоевского «подпольным человеком», каждую ночь взрывающего мир. У нас даже в метро ездят не просто так, но с показом: одни демонстрируют, как им обрыдло всё, что вокруг, другие источают такую усталость или сонливость, которых просто не бывает в природе. Наш человек везде и всегда красит своё место. Он всегда больше той ситуации, в которой находится, какой бы бытовой и заурядной она ни была.

В заграницах канализировано всё, даже порок и места выпадания из общественной нормы, у нас же свальный грех тотального неразличения (неразделения, неразлипания) разлит повсюду — от РЕН-ТВ, показывающего вечерами эротику, до президентов, раздающих ордена третьесортным западным группам типа «Скорпионс».

Возможно, главным проявлением русского ума должна быть адекватность времени и месту, уместность самооценки и своего собственного поведения. Мы, Игорь, снова с вами драматургически разделились — вы экстравертно говорите про них, я интровертно ищу причину в себе.

Я не нарочно, меня так учили — говорить про другого означает спекулировать, ведь другого ты знаешь даже ещё хуже самого себя. В зачёт идёт лишь то, что хотя бы отчасти похоже на правду, то есть твоё личное ощущение того, что вокруг.

Ум, направленный на самого себя, — вот что важно! Ты формулируешь свою природу, наводишь порядок на внутренних полочках, раскладываешь информационные сигналы по ячейкам. Ты занят собой и, возможно, поэтому уже не можешь быть глупым.

Глупое — это что-то со стороны; тебя могут назначить неумным, но не ты сам. Такая оценка обязательно подразумевает взгляд со стороны, точно так же как с понятием «неудачник»: только изнутри человек может знать, насколько он удачник, — всё подлинное и незаёмное сложно для оценки внешнего наблюдателя. Просто пересказать «Санта-Барбару», но перескажи свои отношения третьему лицу.

Предположим, некий человек делал карьеру, а на самом пике взял и ушёл в тайгу. В леса. Купил домик без интернета и выращивает картошку. Все говорят — «сорвался», «надорвался», «неудачник», но только этот беглец знает, как плохо ему было в евроремонтном кондиционированном кабинете и насколько хорошо ему сейчас одному в тайге.

Собственную глупость невозможно зафиксировать, как свою собственную смерть. Умирает всегда кто-то другой.

Это я к чему? А, ну да, любые оценки — вопрос оптики.

Манцов: Мне понравилось ваше «у нас даже в метро ездят не просто так, но с показом». Это да! Они, то есть антисоветчики, думали и втолковывали, что показуха заканчивается в 1991-м. Да нет же.

Чуть позже, кстати, нужно будет провести беседу на тему «Добро/зло». Вот я четыре года был нечеловечески добрый, с редчайшими срывами — и фактически сдох. Теперь по воле богов я стал всего чуточку злее, и глядите, у меня прорезалась тривиальная, но зато энергичная жестикуляция…

Что же это за страна, которая вечно трындит о доброте, но вечно воспроизводит противоположное, почему?! Столблю, короче, тему на будущее.

Дима, человека, который ушёл из кабинета начальника в тайгу, нет! Вы его выдумали. Его нет, и никто никогда никуда не ушёл: все тутошние кабинеты забиты под завязку.

А если по теме: проблема в том, что есть же коллективное бессознательное, да и, если угодно, коллективное сознательное. Индивидуально сформироваться, индивидуально поддерживать ум в чистоте может, и то с Божьей помощью, только схимник, монах. Все прочие пачкаются друг о друга. Ну или наоборот, что гораздо реже.

Мне интересны в связи с заявленной темой каналы передачи знания. Когда-то давно у меня была рецензия на кинокартину Константина Мурзенко «Апрель», как мне казалось тогда, удачную кинокартину. И вот одна очень умная, достойная, даже рафинированная, я-то ей неровня, женщина-редактор (да вы её тоже знаете и цените) пеняет мне на то, что я всерьёз воспринял мотив похищения людей «на органы», который был у Мурзенко. Дескать, дурацкая деструктивная страшилка в стиле пионерского чёрного юмора: «Однажды в чёрной-пречёрной комнате…», дескать, спекуляция. Наверное, она полагала, что подобные слухи специально распускают коммуняки, дабы очернить новую Россию.

Я, помнится, очень даже удивился. Достойнейшая и умнейшая собеседница вполне безответственно абсолютизировала свой информационный канал. Я-то, прожив почти всю жизнь в другом измерении, знаю, что там, да и не только там, бывает практически всё что угодно. Однако мы друг другу, похоже, так и не поверили.

Получается, есть и мощнейшие фильтры, через которые в те или иные социальные страты травматическая информация не доходит? Ум — фильтр? Ум хочет комфорта!

Мурзенко, кстати, легко допустил в сюжет то, что допустил, именно потому, что элементарно снял тут кальку с западного материала. Мне и самому «про органы» понравилось в картине менее всего. Жанр — он, кроме прочего, лечит травму, переводя ужас из регистра «правда жизни» в регистр «правда искусства». Но именно этой смены регистров наши люди и не выносят, плюются: «Глупость и неправда. Неправда и глупости».

Бавильский: Ну, правда никому не нужна. Дидро в «Элементах физиологии» выводит особый тип «противоречивых существ», организация которых не гармонирует с остальной частью мира. И там он пишет: «Природа не даёт долго жить недовольным…» И перечисляет типы, относящиеся к недолговечным: «слабая грудь и буйный характер», «меланхоличный и несчастный субъект», «активный, пылкий, проницательный ум и хрупкая организация». Так что быть злым (злой и глупый — одно и то же или нет?) не так уж и клёво. Но мне нравится, кого Дидро определяет как долговечную особь: «люди с сильной организацией, нечувствительные, не наделённые способностями, удачливые, с непритязательными вкусами».

Последнее меня дополнительно умилило. То есть родители, когда отдавали меня в музыкальную школу, мечтая о Лунной сонате, не думали, что таким образом тысячекратно осложняют мне жизнь! Благими намерениями…

Игорь, и это — родители! А вы про коллег говорите. Человек человеку инопланетянин и «противоречивое существо». Но мы от темы нашего диалога не отклонились?

Манцов: Дима, не понял про музыкальную школу и родителей. Вы полагаете, что воспитанная там тонкость натуры сделала вас уязвимым? Сами же не верите!

Бавильский: Конечно сделала! Без вариантов. Благими намерениями, Игорь…

Манцов: Дело не в том, что «правда никому не нужна», — ещё как нужна. Просто в жанровой обёртке правда у нас непонятна подавляющему большинству народонаселения. А жанровая обёртка, повторюсь, — это единственный способ втюхать правду современному обывателю, взыскующему комфорта. Жанр — это способ обмануть не желающего дискомфорта обывателя, метод, позволяющий усыпить его фильтрующий ум.

Но у нас жанр презирается за простоту, принимается за нечто глуповатое, и поэтому правды в России будет всё меньше и меньше, а зато духовности и риторики будет всё больше и больше.

Недавно я познакомился с девушкой, которая не постеснялась признаться мне в том, что любит всяческую эстрадную хрень: Мадонну, Милен Фармер, Кайли Миноуг и много другого подобного «барахла». Смотрит коммерческие сериалы и два часа делает маникюр. Именно с нею мне неожиданно удалось поговорить по душам и о главном, понимаете? Есть в этом какая-то железная логика.

Кстати, у Вуди Аллена была, помнится, зубодробительная пародия на тутошнюю серьёзность-духовность «Любовь и смерть».

Злым и глупым чувствую себя в последнее время я! Писать, например, так, как мне хочется, не могу. Одна из причин, думаю, в том, что всё время маячит перед мордой моего лица образ шибко умного читателя, и хотя я его по определению не люблю, обязан уважать в качестве посетителя сайта. Какое-то такое тут объяснение.

Вот интересная деталь: иногда друзья показывают, вопреки моему желанию, какие-нибудь реплики читателей по поводу моих текстов. И там почти всегда фигурирует слово «статья». Но я-то, ё-моё, размещаю в интернете не статьи, а колонки! Но — понимаете, о чём я — в массе своей наш потребитель всей этой жанровой разницей не интересуется, и поэтому он не считывает мои легкомысленные идейки с жестами, но вчитывает в колонку своё кирпично-бетонное мировоззрение.

И тогда он закономерно оказывается умным, а Манцов иногда оказывается дураком. Но жанровым пространством, как я уже говорил, оппозиция ум — глупость отторгается! Умник, однако же, стирает жанровые границы и самоутверждается, упрощая. Хотя ему самому — вот где подлость — кажется, что он, подтаскивая духовку, восстанавливает сложность.

Бавильский: Ну, у нас в редакции ещё до недавнего времени все тексты заметками назывались, я же не жужжу. Когда важно дело своё делать, на частности можно не обращать внимание. А вы, Игорь, постоянно говорите про какие-то сторонние, привнесённые взгляды и влияния.

Любовница она или мама? Трахать или заботливо целовать её мозолистые руки? Обкладывать трёхэтажным матом или прислушиваться к её советам? Мой личный опыт показывает, что никакого значения все эти вопросы уже не имеют.

Я уже говорил или нет свою мантру «Жить своим умом»? Не знаю, глупо это или умно, но для меня вот что важно — свои, незаёмные реакции, пусть плоские и незрелые, но свои, за которые я никому не буду обязан.

Между тем народная музыка даёт универсальное мерило интеллектуальному уровню — с одной стороны, это «если ты такой умный, то почему такой бедный», а с другой — «дура не дура, но свои пять копеек имею».

Может быть, никто с высокой должности в тайгу и не сбегает (а на яхту если?), но своё внутреннее пространство должно отстраивать любому, кто в разуме. Понимая, скажем, разницу между затратами и выхлопом.

Очень часто в полемиках и флеймах возникает мотив зависти. Когда аргументы иссякают (или же изначально отсутствуют), собеседник может кинуть тебе обвинение в зависти. И дело даже не в том, что на такого оппонента невозможно без слёз взглянуть — не потому, что он заблуждается, а потому, что внешность у него такая, что завидовать грех, но в том, что люди по-разному устроены.

Кому-то нужны апельсины, а кому-то — ящики из-под апельсинов. Чаще всего люди кричат обвинения своим зеркалам, и, чтобы это понять, не нужно штудировать психоаналитические семинары Лакана.

Манцов: Видимо, я любопытный, и мне поэтому интересно, как устроена та или иная сволочь, вот временами и поглядываю по сторонам.

Вы говорите, раньше все тексты в редакции назывались заметками. Но теперь-то, получается, не все? Значит, локальная победа здравого смысла и жанрового сознания? Мы и сейчас поговорили в том же направлении: получается, дело делается, а страна хорошеет и выправляется!

Я полагаю, кстати, власть должна ставить перед гражданами реалистические задачи. Например, заботиться о том, чтобы граждане учились разбираться с жанровыми отличиями и не путали заметку с колонкой, статью с рецензией.

Или чтобы водители пропускали пешеходов. Я, знаете, помню в лицо всех тех российских водителей, а в основном это женщины, которые притормозили, чтобы пропустить меня в соответствующих нерегулируемых местах. Представляете, Дима, всех до единого! Их было, думаю, человек 14—15 за много-много-много лет. Я очень этим людям благодарен, в каком-то, если угодно, метафизическом смысле. Это лучшие люди страны, гражданское общество. А те, которые не пропустили, — быдло на колёсиках.

Вот это — задачи задач! Чтобы их решить, нужен по-настоящему недюжинный ум и, ясное дело, терпение. А модернизировать всё и вся, бравируя абстрактными инновациями, — это, конечно же, очередная кампанейщина.

Хотел перенаправить вам ваш же вопрос: не отклонились ли мы, Дима, от темы диалога? Но, проанализировав сказанное обеими сторонами, решил, что нет.

Тему зависти вы, кстати, правильно подняли, нужно будет её в дальнейшем проработать: это вкусная тема и это предельно энергетичный мотивчик.

Ум, глупость, зависть,
Заметка и колонка,

едва ли не стихи рождаются из нашего речевого сора.

(Даю установку: пускай всех умников в этом самом месте стошнит!)

Бавильский: А мне всякий раз было смешно, когда на летучках упоминалось слово «заметка». Я сразу вспоминал «Каникулы в Простоквашино» с «заметкой про вашего мальчика» и, таким образом, иронизировал над пафосом журналистского миропереустройства. Как бы скучно делать просто интересный журнал, нужно же ещё при этом подвиги совершать!

Тоже ведь есть такое свойство ума — бежать от повседневности. Умелых стартапщиков пруд пруди, да только вот кто будет все эти стартапы до ума доводить? Когда при мне говорят про талант стартапщика, мне смешно так же, как и случае с «заметкой»: эка ж невидаль проект запустить! Отладить его и вывести на проектную мощность — куда более серьёзных талантов требует.

Я не знаю, отклонились ли мы от предложенной вами темы, Игорь, поскольку ум, как язык, он всюду и всё, что мы говорим, думаем или наблюдаем, — свойства ума. Тело, конечно, тоже думает, но Александр Беляев не зря оставил своему профессору Доуэлю именно голову.

И пока голова не потеряна, она выказывает всяческие свойства — социальную зависимость, как у вас, или стремление к дистанцированию на безопасное расстояние от всего, как у меня. Кто более умён — человек с гранитным камушком внутри или же дерзновенный поэт, угробивший себе здоровье проникновенными лирическими строками?

Стоит ли оно того? Несмотря на то что ум каждую минуту взвешивает разницу между потраченными усилиями и конечным результатом, ответа нет. И ум тоже прекрасно это осознаёт, но тем не менее продолжает дёргаться.

Вот вы предлагаете далее говорить о зависти, а мне куда милее тема иллюзий, которые имеют над нами большую власть, нежели зависть. С завистью хотя бы можно бороться…

Манцов: Дима, диалог выдался продуктивным: я неожиданно понял, что в последние пару лет все мои ценности девальвировались-элиминировались. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль в духоподъёмный храм — моя голова и там и тут выполняет одну-единственную функцию: думает о деньгах. Где их взять, как их хранить, кого бы посимпатичнее, поочаровательнее, но и поразвязнее на них купить и так далее.

Умно ли это, глупо ли — не знаю и не интересуюсь. Голова думает и думает о деньгах. Мне кажется, во мне воплотился национальный постсоветский идеал. Не горжусь, не завидую и не парюсь, думаю о деньгах.

Кто бы мне сказал в начале нашей беседы, что логическая цепочка окончится эдаким звеном. Я бы начистил этому проницательному человеку репу. Вот это работа ума, вот это ум-чародей!

Бавильский: Не очень понимаю, Игорь, что продуктивного? Чтоб под конец не впасть, как в ересь, в тотальную бездуховность? А ещё кинокритик называется, тьфу. А главное, свежо так.

Если уж про деньги, то самое поразительное в них то, что они не любят, когда про них думают. Тут же как тараканы разбегаются. Им нельзя быть основой мотивации, вот что. Делать надо то, что хочешь, то, что интересно, ввязываться в приятные себе дела — тогда они сами тебя находят. Неоднократно проверено. Так что давайте лучше, Игорь, может, всё-таки лучше про кино думать?

Манцов: Дима, во-первых, я давно не кинокритик, а (гордо распрямляется) колумнист. Во-вторых, не утверждаю, что мысль о деньгах продуктивна, но просто ум сам по себе, и он этих грёбаных денег требует. Лучшая же часть меня с вами, скорее всего, солидарна. Построю-ка я всё на интересе! Буду ждать-приманивать обещанных вами тараканов!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.