Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Юлия Панкова   понедельник, 3 октября 2011 года, 12:41

«Ты забыл, во что мы играли» уплыл в Creative Commons
Филипп Казаков: «Если аудитория решит, что нам стоит снимать кино дальше, то мы будем снимать кино»


Кадр из фильма «Ты забыл, во что мы играли»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В 2010 году кинокомпания АРТкино, творческое объединение «Мир искусства» и LookAround Pictures сняли короткометражный фильм «Ты забыл, во что мы играли». После укороченного срока проката, создатели фильма осознанно выпустили его в «свободное плавание» в Интернет. Это значит, что любой может его скачать и посмотреть. Абсолютно бесплатно.

Почему авторы фильма сознательно отказываются от возможной прибыли? Вот какой ответ дают они сами: «Мы откажемся от авторских прав. Сами. По доброй воле. Без нытья об упущенной прибыли. Ведь мы считаем, что информация должна быть свободной».

Все просто – если вы скачали фильм, он вам понравился, вы имеете возможность и желание отблагодарить его создателей, то вы можете перечислить им некую сумму (решать вам – сколько) для того, чтобы в будущем эти люди смогли и дальше снимать кино.

В защите своего авторского права заинтересованы далеко не все авторы. Есть те, кому важнее не деньги, а общественное признание. Однако предоставить право любому желающему на свободное использование произведения на законных основаниях не так-то просто: сложившееся в России авторское право не только не помогает автору, но иногда даже препятствует этому вполне благородному порыву.

А посмотреть фильм действительно стоит. Он напомнит каждому что-то свое, свой «вишневый сад» и свои детские игры. Фильм наполнен щемящей тоской по безнадежно ушедшему детству. Сюжет довольно прост: парень продает дом, где прошло его детство и отрочество. Где за столом собиралась тогда еще большая и дружная семья. Где он играл «во взрослых» со своим братом… Там и тема взросления, и «лихие 90-е», сложности родственных отношений и очень красивая картинка.

На вопросы ответил Филипп Казаков, монтажер и идейный вдохновитель свободного распространения фильма.

— Расскажите о фильме?
— В фильме 48556 кадров, 16 сцен, 291 склейка и 37 цифровых эффектов. Шучу.


Я ужасно не люблю описывать фильмы, делая краткий пересказ сюжета. Такую как-бы заманиловку с рекламного постера. Это отлично работает для детективов и боевиков, но решительно не подходит для нашего фильма. Сюжет в нем, разумеется, есть, и весьма четко и строго выверенный, но лучший способ ознакомиться с ним - посмотреть фильм, он длится всего-то полчаса. Мне гораздо ближе описательные характеристики кино. Так вот наш фильм ближе всего к старой школе еще советского кинопроизводства, когда сюжетная линия фильма развивалась последовательно, в фильме описывались обычные логичные жизненные события, каждое из которых закономерно вытекало из предыдущего. У нас получился очень классический фильм, очень, как мне кажется, простой и близкий к российскому жителю. Тут нет и следа постмодерна, с его сложными экспериментами и заигрываниями со зрителем; а есть сравнительно "обычная" история, которую мы старались максимально ясно и при том художественно донести до зрителя в соответствии с режиссерским замыслом. Мы решали самую базовую задачу Кино - рассказать историю, стараясь придерживаться классических канонов. Ну и да, рассказать историю - это в моем понимании значит изложить последовательность фактов, а уж выводы из этой последовательности должен сделать сам зритель. То есть четкого разделения "кто плохой, а кто хороший" в нашем фильме нет, он оставляет известное поле для свободы интерпретации зрителем.

— А теперь от производственном процессе?
— Дмитрий Майоров - режиссер фильма - три года назад ходил в Киноклуб АРТкино. Там мы и познакомились, поскольку в этом же клубе я вел курс видеомонтажа (и сейчас продолжаю). Мы сделали пару работ вместе и подружились. Через год Майоров написал сценарий фильма и показал его Дмитрию Куповыху (руководителю клуба АРТкино). Куповыху сценарий понравился, и он предложил Майорову финансовую и техническую поддержку, т.е. стал продюсером. Майоров предложил мне поучаствовать в проекте в качестве монтажера. До сих пор помню тот июльский день 2009 года, когда за обедом я пробежался по этому 8-ми страничному документу и вдруг сразу ясно понял - я этот фильм смонтирую. Забавно, как быстро иногда мы принимаем глобальные решения. Можно полдня потратить на выбор нового мобильника или тумбочки на кухню; а решения, существенно влияющие на последующую жизнь, зачастую принимаются мгновенно.


Так вот, Митя Майоров не только мне отправил сценарий, и через некоторое время собрал съемочную группу (преимущественно из энтузиастов), и начал снимать, при поддержке продюсеров. Фильм снимался в два этапа: летом и осенью. В ноябре 2009 мы с грехом пополам приступили к монтажу. А в феврале 2010 года вдвоем с режиссером, где и закончили черновой монтаж . Потом было еще много-много работы (не буду утомлять), потому что последние 20% производства чего-либо требуют 80% усилий, но на третьем кинофестивале АРТкино (в это воскресенье, кстати, закончился четвертый) 24 сентября 2010 года фильм успешно дебютировал. Фильм дебютировал, и отправился по разнообразным фестивалям, часть из которых довелось посетить и мнедовелось посетить и мне. А через год после дебюта фильм отправился в свободное плавание по Интернету. Подробно об этом можно почитать на нашем сайте.

— А почему вы решили раздавать фильм бесплатно? И почему тогда через год, а не сразу? В Интернете уже ходят предположения, что это такой PR-PR-ход провалившего в прокате фильма.
— Тут объяснение очень простое. Вообще, все в реальной жизни проще, чем кажется из Интернета. Как я уже говорил, я сразу понял, что хочу смонтировать этот фильм. Но, увы - у проекта почти не было финансирования. Почти вся съемочная команда работала бесплатно, денег не хватало. Я предполагал, что адекватной оплаты за этот проект точно не получу. И действительно - продюсер предложил оплату, которая составляла некоторую часть реальной стоимости этой работы. Но я не привык работать частично. Я либо делаю, либо нет. И тут без компромиссов. Поэтому к моменту ключевого разговора с продюсером у меня родился план. Я подумал, что раздать фильм бесплатно было бы очень интересным экспериментом. Интересным настолько, что я легко готов пожертвовать тем небольшим потенциальным заработком, чтобы претворить его в жизнь. Я поделился этими планами с режиссером и получил его полную поддержку. Митя Майоров тоже ведь работал бесплатно, и оценил здравость моего предложения. Коли мы почти все тут работаем за так, почему бы и не раздать фильм за так всем вокруг, чтобы его хотя бы посмотрело максимальное количество людей?

Текущая лицензия «Википедии», GNU Free Documentation License (GFDL), всегда была не очень удобна для сетевых вики-проектов, но в 2001 году это был, наверное, единственно возможный вариант, поскольку лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC-BY-SA) еще не существовало. Переход с GFDL на CC-BY-SA, которая упростит внесение и использование содержимого проектов фонда «Викимедиа» (Wikimedia Foundation), стал возможным благодаря выпуску фондом свободного программного обеспечения (Free Software Foundation) новой версии GFDL, разрешающей перелицензирование. Сейчас (с 12 апреля по 3 мая) проводится голосование среди участников по поводу реализации этой возможности. Если большинство выскажется «за», то тексты «Википедии» станут распространяться и под новой лицензией, но при этом будет оставлена GFDL, и в «Википедии» будет двойное лицензирование.

И вот, мы втроем встретились с продюсером и заключили договор (Договор между Режиссером и Продюсером - это необходимая формальная бумажка, чтобы фильм стал фильмом, а не просто любительским творчеством), в котором был необходимый пункт о том, что режиссер через 8 месяцев после начала проката имеет право выложить фильм в Интернет. Ну, как-то так. В итоге фильм вышел под лицензией CC-BY-NC-ND (лицензия Creative Commons - Атрибуция-Некоммерческое использование - Без производных произведений) Восьмимесячный срок заканчивался в мае 2011 г., но в этот момент я был занят другим проектом. Кроме того, сентябрь более "плотный" месяц, всюду начинается "движуха". Поэтому уже ближе к делу в январе 2011 мы решили перенести старт свободной раздачи на сентябрь, заодно придав акции немного иллюзорной округлости "Ровно через 1 год, после..."

Что касается проката, то тут мне нечего сказать. Offline-распространением фильма занимался продюсер. Таким образом, сколько он заработал на прокате, и насколько это окупило его затраты, я не в курсе.


— А не боялись, что фильм уведут и раздадут раньше срока?
— Боялись. Мы регулярно проверяли ведущие трекеры. Кроме того, уже в день премьерного показа год назад мы открыли официальный промо-сайт, что сфокусировало поисковые системы в правильное русло.

Насколько мне известно, продюсер так и не выпустил фильм в виде отдельного диска (т.е. он выходил только на сборниках), сами мы (с режиссером) выпустили небольшой тираж "для друзей", но раздавали его только глядя в глаза и с напутствием "не шарить до релиза". Кроме того, на сайте мы написали (говорят, проникновенную) просьбу не раздавать фильм до официального релиза, рассказав кратко всю эту историю.

— И не увели?
— Увели. Один из участников выложил фильм в Сеть несколько месяцев назад. Но не по злому умыслу. Этот релиз до сих пор можно найти, если постараться. Но публичный релиз - это не такое простое дело, как может показаться. Чтобы как следует отрелизить фильм - это мы теперь знаем по собственному опыту - нужно ой как постараться. Интернет - живая самоорганизующаяся и непредсказуемая сущность, можно выложить абсолютный шедевр, но он будет абсолютно незаметен на просторах Сети. "Выстрелы" некоторых смешных и дурацких любительских роликов в Ютубе - это не более чем случайность. Чтобы получить закономерную популярность даже бесплатного контента, нужно хорошо его представить публике, что требует значительных усилий и незаурядных технических знаний. Таким образом, утекший релиз закономерно погряз в пучине контентного шлака и потерялся.


— Каковы впечатления от первых дней после релиза? Правильное ли это было решение?
— Как я уже говорил выше, главная цель нашего эксперимента - дать посмотреть фильм максимальному количеству людей. Всем желающим. В этом контексте и надо, в первую очередь, оценивать успех мероприятия. Как я уже говорил - Интернет - это практически живая сущность, слабо поддающаяся контролю. Сейчас заканчиваются вторые сутки после релиза, и вот известная нам статистика за чуть более, чем за сутки:

• 652 online-просмотра

• раздающих/качающих по статистике uTorrent в сумме - 346/139

• 5 репостов (копии наших официальных раздач, сделанные энтузиастами)

• более 10 тем на форумах, в том числе есть и на заграничных

Тут надо учесть три специфических момента:

• не все online-просмотры равноценны просмотру фильма целиком. Кто-то выключился на половине.

• не все скачавшие стоят на раздаче. Кто-то выключает компьютер на ночь, кто-то уже удалил фильм, кто-то бережет трафик. Реально скачавших фильм больше.

• мы совершенно никак не можем контролировать статистику скачивания через репосты. Каждый из них - это новый росток просмотров в целевой аудитории ресурса. С появлением репостов фильм уходит в действительно свободное, полностью независимое от нас плавание.

Ну и надо понимать, что фильм вышел в сети в субботу, а выходные не самое активное время пользования сетью. В целом по моему внутреннему ощущению на текущий момент фильм в Интернете посмотрело более тысячи человек. Много это или мало? Лично мне кажется, через несколько дней мы покажем фильм большему количеству людей, чем увидело его за весь прошедший год официального проката. Ну, а что касается финансовой успешности, время покажет. Если аудитория решит, что нам стоит снимать кино дальше, то... мы будем снимать кино.


Вопросы задавала Юлия Панкова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.