Подписаться на обновления
21 сентябряПятница

usd цб 66.4725

eur цб 77.7529

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Василий К., Евгений Механцев   суббота, 25 февраля 2017 года, 16:00

«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»
Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке


Василий К. Фото: Анна Лис. Источник: vassilyk.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

О войне и её причинах

Еще лет в семь я, мальчик из доброй интеллигентской семьи, обнаружил, что за пределами нашего двора живут пацаны, воспитанные совсем в других этических рамках. Потом были школа, армия, разные приключения с оттенком жести – и я каждый раз видел, что в человеке, как и в любом явлении, можно различить вектор регрессивный и вектор прогрессивный. Если мы посмотрим на нашу вселенную – что является её основным законом? То, что она постоянно усложняется и то, что в ней действуют силы энтропии, которые пытаются все процессы свести к нулю. То, за что мы, люди, любим друг друга – эмпатия, сострадание – совсем недавние изобретения материи во вселенском масштабе, и они являются продуктом этого усложнения. Агрессия, разделение мира на своих и чужих – наоборот. И если в чём-то преобладает вектор регрессивный, то это не моё, я не хочу быть песчинкой в этой куче, пикселем на этой картинке.

Мне кажется, сейчас некоторые темы требуют однозначных оценок и формулировок, эзоповым языком тут не обойдешься, поэтому «Военный храм» может показаться в текстовом смысле более прямолинейным, чем все мои предыдущие работы. Заглавная песня написана на стихотворение русского поэта из Нью-Йорка Григория Марка. Мне оно показалось очень точным, одновременно прямым и аллегоричным, в описании отвратительной связи церкви с государственной милитаристской мифологией и эстетикой, их родства в тоталитарном подчинении личности. Под впечатлением от текущих событий написаны все главные песни альбома, но есть и вещи разных лет, объединённые общей идеей. Например, песню «Новый век» я написал в 1999 году за несколько часов до прихода, собственно, нового века, и сейчас она кажется мне более актуальной – потому что ощущение, что мир меняется, сейчас сильнее. Есть вещь на стихи Киплинга, написанные в 1922 году, есть песня Окуджавы 1983-го. Соприкоснуться с чужим текстом, проработать, прочувствовать его – это удивительное ощущение. Ты как бы протягиваешь руку человеку, которого уже нет в живых, ведёшь его сюда – для себя, для других людей, и таким образом обогащаешь свою связь со всем человечеством.

Так выглядит обложка «Военного храма»


Kак человек, который пытается писать песни, стараюсь показывать жизнь во всём её спектре, насколько хватает кругозора. И поскольку в окружающем мире сейчас стало больше этой инфернальности, само собой, что новый альбом в большей степени, чем предыдущие, касается этой темы. К XXI веку человечество уже, казалось бы, могло додуматься до того, что вопросы можно решать бесконфликтно. Сейчас впервые за всю историю человечества мы можем не воевать за ресурсы, технологии вышли на такой уровень, когда можно снабдить всё население планеты едой, водой, всем необходимым. Слава учёным – категории людей, перед которым я преклоняюсь. Но воевать мы продолжаем – и мне кажется, потому, что есть люди, которым просто нравится это делать. Ведь это удобно: можно ничего не производить, лишь продавать людям страх перед теми, кто «нападёт из-за бугра». Я тебя защищаю, а ты давай меня корми – а от кого защищаю? От такого же защитника, только под другим флагом? Кто мог несколько лет назад представить украинскую войну, кроме как в дурацкой шутке? А сейчас это реальность. Но даже если взять войны, которые в детстве нам преподносились педагогами как справедливые и освободительные – начинаешь копать, изучать другие источники и видишь, насколько все эти дела грязны. Мне кажется, что война – в принципе не есть имманентное человеческое свойство и обязательная практика существования. Я готов ни с кем не драться, многие из тех, кого знаю, тоже – так почему бы не всем. У меня папа был военным до 29 лет, но после всё-таки засомневался в этической легитимности этой профессии и стал театральным режиссёром.

О взаимоотношениях с корнями – в ёмком и очень личном посвящении. Видео снято на окраинах Мурманска


Обычный контраргумент тут – что делать, когда придут убивать твою семью? – видимо, защищать. Но вообще, если рассуждать только с такого ракурса, мы никогда из этого замкнутого круга не вырвемся. А в конкретной ситуации, наверное, буду решать помоментно. Я не знаю ответов на подобные вопросы, которые стоят перед человеком всю его историю, лишь задаю их вместе со всеми. Сомнение даёт стимул развиваться, ведёт к поиску, к тому самому усложнению, это основа науки. И для художника сомнение тоже важнее. Но по крайней мере постараюсь больше не позволить себя затащить в любые милитаристские предприятия. От моей службы в армии основное впечатление – какое же извращённое общество, зачем тратить на это драгоценное время мимолётной жизни.

О Европе и мигрантах

Когда я в 1994 году приехал в Швецию, я был потрясён тем, как ко мне, человеку чужому и во многом дикому в социальном плане, хорошо отнеслись. Я не представлял, что отношения между государством и человеком могут быть настолько доверительными. Как по вертикали, так и по горизонтали люди относятся друг к другу гораздо человечнее. Начал смотреть, думать и пришёл к выводу, что это – именно те самые «гнилые либеральные ценности», которые так не нравятся нашим консерваторам. На самом деле, конечно, это просто о доверии и порядочности. Самое хорошее, что случалось с человечеством, случалось внутри этой системы ценностей, и она должна быть направлением нашего развития. Сужу по себе, ничего лучше не видел, а кое-что посмотреть пришлось. Сейчас из России благодаря госпропаганде людям кажется, что Европа тонет, погрязла в упадке, беженцы, хаос, мрак. А приезжаешь – наблюдаются некие флюктуации, но в основном всё нормально, ничего принципиально не изменилось.

Что касается иммигрантов из мусульманских стран. Какое-то время я существовал на самом рабоче-пролетарском дне шведского общества, которое очень многонационально. Это люди не только из бывших колоний (как бывает с бывшими империями), а вообще со всего земного шара. И я видел реальные результаты шведского подхода – когда ты смотришь не на то, насколько человек чужой, а насколько он тебе свой, откуда бы не приехал. И это может звучать как идеалистическая пропаганда, легко опровергаемая теми или иными новостями или слухами, но таков мой личный опыт, и я не могу его никуда деть. Думаю, что если человечество хочет выжить, то нам некуда идти, кроме как в эту сторону.

На счету Василия – альбом переводов песен Леонарда Коэна. Вольное продолжение пронзительной Everybody Knows на русском языке


О роли звука и авангардной музыке

Атональную музыку я научился понимать лишь пять-шесть лет назад, хотя давно видел, что занимаются этим умные и образованные люди, которым всякий поп и рок большей частью особо не нужен. Атональные вставки в новом альбоме – это мои попытки соединить простую, понятную каждому песенную форму с тем, о чём можно нередко услышать: «Моя кошка так тоже умеет». Нет, не умеет, и у тебя тоже не выйдет, а когда я начинаю издавать «странные» звуки – это не попытка изобразить хаос, мол, всё сломалось. Просто есть какие-то оттенки и глубины настроения, которые невозможно выразить в рамках традиционной гармонии и мелодии. Вообще, не надо бы таких вещей объяснять, конечно. Ничего, научусь.

«Реквием по Вольфгангу» с Сергеем Батовым и Александром Соколовым. Вольфганг – имя почившей ныне игуаны, жившей у Василия


В нашем новом альбоме в этот раз использованы в основном акустические инструменты – кроме электроконтрабаса и электроскрипки, но никаких электрогитар и синтезаторов. Старались делать аранжировки более минималистичными. Наш гитарист вдруг проявил недюжинный пианистический талант, и мы впервые записывали настоящий рояль – у него такой богатый звук, что его не хочется ничем замазывать, заслонять. В этом альбоме основа звуковой драматургии – сосуществование Мишкиного рояля и моих бузуки – или акустической гитары. У цифрового звука всегда есть последняя единичка, последний нолик, а если ты дёрнул струну – колебание ушло во Вселенную и уже невозможно точно определить, где оно заканчивается. Звуки живых инструментов бесконечны, и мы пытались по возможности не мешать им показать свою красоту.

Бузуки, греческая разновидность лютни


Мне не нравится, когда всё звучит очень гладко. В своё время очень порадовали Ник Кейв и Нил Янг своим отношением к записи: слышно, что во многих местах они сдерживают продакшн, сохраняя живое дыхание звука. Грубо говоря, пусть спето слегка криво, но зато с душой (при общем высоком качестве). Последний альбом Янга послушать – там такое ощущение поначалу, что музыканты спросонья зашли в студию, начали играть и лишь в процессе раскачались. Мне это симпатично. Но, опять же, зависит от музыки: когда мы делали наши электронные альбомы, то никаких случайностей в записи не допускали.

Образец электронного звучания песен Василия


О взаимоотношениях независимого музыканта с публикой

Поиск своего слушателя был проблемой для музыканта всегда, и сейчас такая фаза в культурном процессе, что это стало сложным в первую очередь из-за обилия предложения. Степень нашей известности – а скорей, неизвестности – для меня не секрет, конечно, но мне ещё повезло: начал играть в России с начала 2000-х годов, когда ещё можно было найти слушателя, не делая ничего суперсложного для раскрутки. Сейчас мы с друзьями делаем промо в основном через соцсети. Сделали группу «ВКонтакте», куда выкладываем видео о том, как делали этот альбом – из студии, из дома. Собрали таким образом деньги на печать альбома, частично покрыли студийные расходы. Нам такая идея показалась более близкой, нежели размещение поста на краудфандинговых платформах, которые сейчас столь популярны среди коллег по цеху. Есть продвигающие независимую музыку интернет-ресурсы, например, «Своё радио», где мы и много кто еще в ротации, у них по сей день неплохая динамика, потому что Семён Чайка и люди, которые работают с ним – энтузиасты. Играем по клубам, по фестивалям, на которые позовут и чьи лозунги нам симпатичны. Как правило, владельцы таких клубов и организаторы фестивалей мотивированы любовью к музыке, как и должно быть. Наша цель – не только получить какое-то количество «лайков» в виде хлопков, но и чтобы в людей попало что-то из того, что беспокоит нас.

Поэтому, к примеру, мы недавно играли на благотворительном фестивале в поддержку политзаключённых «Рок против пыток». Меня очень волнует, что людей сажают ни за что – соответственно, я должен об этом говорить. И дьявол-то силен, регрессивная сила будет твои попытки высказаться выставлять на посмешище, представлять твою точку зрения слишком идеалистичной, глупой, не основанной на реальном знании. Тебя попытаются разобщить с теми, кто думает схожим образом. Но слишком уж часто власть ведёт себя неуважительно к индивиду – времена, когда это могло считаться нормой, прошли. Хоть я и не готов быть революционером, мне очень не нравится нынешнее положение в России. И хочется быть пикселем на картинке, которая про добро и доверие, а не про насилие и доминирование.

Русскоязычная гитарная музыка традиционно ассоциируется с лобовыми социальными боевиками. Вот как на этом поле играют «Интеллигенты»


О значимости музыки в будущем

Я считаю музыку трансцендентальной вещью в том числе и потому, что нет четких критериев оценки, по которым можно делить ее на плохую или хорошую. Во многом это лотерея, и даже если ты талантлив, посвящаешь любимому делу всё свое время и нашёл отличного спонсора, то нужно быть готовым к тому, что ничего и не выйдет. Мы не можем до конца рассчитать, как наша нота в сердцах отзовётся – это счастливая случайность, и пускай она остаётся случайностью. В то время, когда вся музыка будет просчитана от начала до конца, она перестанет существовать как музыка. Я надеюсь, что этого никогда не произойдёт.

Несмотря на то, что информационная открытость, цифровая революция обрушили интерес к искусству в целом, интернет и есть одно из воплощений мечты об объединении человечества, пускай даже это привело к тому, что на концерты стало ходить меньше народу. Во что это превратится дальше, будем ли мы слушать музыку исключительно через сеть или, быть может, напрямую, что говорится, «из мозга в мозг», предсказать я не берусь. Я знаю только одно: много-много лет назад некий кроманьонец сделал бэм-м-м на своём луке – ему понравилось, он сделал бэм-м-м ещё раз и почувствовал, что вселенная с ним вышла на связь на какой-то новой, ранее неизвестной частоте. По сути, это продолжает происходить с каждым, кто влюбляется в музыку. И другими способами этого ощущения не достичь, так что я не думаю, что музыка куда-то денется из нашего мира.

Предыдущие работы музыкантов выложены в свободном доступе по принципу «заплати, сколько хочешь» на сайте Kroogi.com. Альбом «Военный храм» можно заказать на сайте издательства «Выргород». Афиша ближайших концертов в России и Украине – на официальном сайте Василия К., страничках в Facebook и Вконтакте.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко






 

Новости

Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открывается выставка «Архип Куинджи».
Венская опера запускает онлайн-трансляции с русскими субтитрами
Венская государственная опера сделает русские субтитры к онлайн-трансляциям своих спектаклей, пишет ТАСС со ссылкой на директора театра Доминика Мейер.
Ампир V — первый блокбастер, финансируемый с помощью криптовалюты

Граждане США не смогли принять участие в дегустации баблоса
В рамках ICO было выпущено 2 000 000 Bablos, в открытую продажу поступило 1 700 000 Bablos. Уже на старте продаж ICO-кампания Bablos преодолела Soft Cap (2000 ETH), то есть было продано более 100 000 Bablos.

Миссия – открытый доступ

НП «Викимедиа РУ» подготовило рекомендации по реорганизации работы библиотек в условиях цифровой эпохи
Документ ориентирован в первую очередь на публичные библиотеки, которые работают со всеми категориями населения. Работа предлагает переориентировать деятельность учреждений на сохранение знаний и обеспечение к ним доступа для всех интернет-пользователей. С полным текстом рекомендаций можно ознакомиться здесь. Приводим ключевые положения документа.

Умер Иосиф Кобзон
Скончался народный артист России Иосиф Кобзон.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.