Подписаться на обновления
28 октябряЧетверг

usd цб 69.8104

eur цб 81.0289

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России  Зеленый поворот 
Ольга Балла-Гертман   пятница, 22 января 2016 года, 16:00

Творить мир, которого до тебя не было
Кто такие полигранисты и почему поэзия - это тоже исследование


http://6iee.com/380570.html
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Пожалуй, один из самых интересных вопросов, ответов на который никогда не будет достаточно много, это вопрос о том, как устроено мышление и мировосприятие людей, занимающихся разными видами сложной интеллектуальной работы одновременно. Елена Зейферт – из тех, кто знает об этом по собственному опыту.

Она даже знает, как такие люди называются – собственно, сама предложила это название: полигранисты. Это те, у кого много граней - и при этом они полноценно владеют разными видами творческих или интеллектуальных умений.

Если бы доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ Зейферт занималась одной только научной работой, её место на современной отечественной интеллектуальной карте уже было бы особенным.

Кажется, едва ли не всё, что волновало и волнует её как частного человека, Елене удалось превратить в предмет не просто проживания, но рационального, академичного исследования.

Спектр одних только литературоведческих её интересов широк до почти энциклопедичности. К числу предметов её исследовательского внимания относятся психология литературного творчества и читательская рецепция художественных текстов, жанр, стих, метафора, русская литература XIX-ХХI веков, литература стран немецкого мира, а также немцев России и стран бывшего СССР, этническая картина мира в литературе… - и это наверняка ещё не всё. Словесность российских немцев и их картина мира существуют не первое столетие, однако, как ни удивительно, в систематическом их описании и исследовании Елена стала первопроходцем (об этом - её докторская диссертация, изданная в Германии книгой: «Жанровые процессы в поэзии российских немцев первой половины XX – начала XXI в.»). Известный российско-немецкий критик Гуго Вормсбехер назвал её исследование литературы российских немцев «большим научным, национальным и человеческим подвигом». Кандидатская работа Зейферт была посвящена предмету хотя и совсем другому, но тоже – что не так уж и странно – одновременно и давно известному, и мало понятому, - спорному, ускользающему от понимания: русскому стихотворному отрывку эпохи романтизма.

Помимо этого, она преподаёт в РГГУ теорию и историю литературы и латынь. Работает как ведущий специалист по литературе Института этнокультурного образования, сотрудничает в Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (Москва). Ведёт литературный клуб Международного союза немецкой культуры «Мир внутри слова» и литературную мастерскую «На Малой Пироговке».

Но кроме всего прочего (не прежде ли всего прочего?), Зейферт давно и ярко работает в художественной литературе. Она - прозаик, поэт, эссеист, литературный критик, журналист, переводчик – с немецкого на русский и с русского на немецкий. Среди трёх десятков её книг, кроме сборника критических статей «Ловец смыслов» и монографий по литературоведению – сборники стихов «Расставание с хрупкостью», «Детские боги», «Полынный венок (сонетов) Максимилиану Волошину», «Веснег», «Потеря ненужного» (стихи и переводы), русско-немецкая книга-билингва «Namen der Bäume/Имена деревьев», сборник стихов и прозы «Малый изборник», книга прозы «Сизиф & Kº», звуковые книги - «Язык эльфов» и в соавторстве с композитором Юрием Вайханским - «Мюнхенская Золушка» и «Немецкая поэзия в переводах Елены Зейферт» , серии книг для детей.

Дело даже не в первую очередь в том, как - с помощью какой самоорганизации - всё это можно успевать в двадцать четыре доступных ежедневно человеку часа. Гораздо важнее – какому целому принадлежат все эти грани. В какие узлы связываются между собою все эти линии мысли и направления усилий, включая и неназванные? Какова общая логика такой многосторонней работы? Это наш корреспондент Ольга Балла и постаралась выяснить.

Ольга Балла: Из сделанного до сих пор и делаемого вами сейчас в филологии что видится вам самым важным - и для современной мысли в целом, и лично для вас?

Елена Зейферт: Для меня самой важно всё - особенно в момент написания, когда я проникаюсь темой, будь то открытие нового жанра, определение дословесной стадии создания произведения, обзор поэзии города Темиртау (заинтересовалась и сделала его в 2003 году) или анализ одного стихотворения.

О собственном вкладе в научную мысль говорить трудно, если возможно вообще. Но о своих многолетних обстоятельных исследованиях рассказать постараюсь.

Прежде всего: ещё в середине 1990-х мне удалось доказать жанровый статус романтического лирического стихотворного отрывка.

Отрывки – это лирические стихотворения, в названии которых есть указание на фрагментарность: «Невыразимое (Отрывок)» В.А. Жуковского, «Осень (Отрывок)» А.С. Пушкина… Как ни удивительно, в литературоведении они до сих пор изучены не были. Вопрос о статусе литературного явления «отрывок» - жанр ли это? художественная ли форма? или просто часть произведения? – время от времени, конечно, возникал, но всегда вызывал среди литературоведов большие разногласия.

О. Б.: И вы эти споры разрешили?

Е. З.: Во всяком случае, я считаю отрывок особым жанром и аргументирую свою точку зрения. На материале «золотого века» русской поэзии я сделала анализ структуры и содержания жанра отрывка и выявила константные - постоянные, доминантные - главные и факультативные - необязательные признаки жанра. Я рассмотрела отрывок и сквозь призму пародии, и это подтвердило мои выводы о его жанровой природе: пародируется ведь то, что уже состоялось как жанр.

Впрочем, не думаю, что литературоведческая дискуссия тем самым исчерпана - оставляю читателю право стать её участником.

О. Б.: Второе ваше открытие, как я понимаю, - связь жанра и этнической картины мира…

Е. З.: В своей докторской, завершённой в 2007 году, я разработала механизм сопряжения этнической картины мира и жанра. Эти понятия органически сходны: оба умозрительных, исторически сложившихся явления - системные совокупности элементов, оба - образы мира. Это позволяет им гибко сопрягаться и взаимодействовать. На сложных этапах истории черты этнической картины мира углубляются и чётко обозначаются. И между жанром и этнической картиной мира как категориями ментального свойства возникает взаимотяготение.

О. Б.: Покажите, пожалуйста, на примерах.

Е. З.: Картина мира российских немцев притягивает жанровые модели элегии и идиллии. В первом случае - прямое отражение признаков картины мира и жанра друг в друге, во втором – антонимическое. С постоянной уязвимостью, страхом российских немцев связаны элегические мотивы разочарования и грусти, рефлексирующий элегический герой. Но эти же черты картины мира и ещё стремление к автономности притягивают безмятежность, покой, отсутствие социальной проблематики и локальность художественного пространства идиллии.

Этнос может использовать готовые модели мира, предлагаемые разными жанрами, или фрагменты этих моделей. Этносы создают собственные жанры - к примеру, хайку и танка в японской поэзии. «Национальные» жанры заимствуются другими культурами и могут стать мировым достоянием. Возникают национальные жанровые модели: скажем, на русской почве в период романтизма возникают национальная идиллия (Николай Гнедич), русская элегия (Василий Жуковский). Но, конечно, не все жанры этнически активны.

О. Б.: Вы рассматривали литературу российских немцев в целом?

Е. З.: Да, я изучала соотношение этнической картины мира и жанровых процессов на материале российско-немецкой поэзии второй половины XX – начала XXI века, и в ходе исследования мне удалось многое в ней прояснить. Например, установить связь между жанровыми и этническими процессами и признаками. Выявить закономерности взаимодействия этнических и жанровых процессов и элементов. Наконец, реконструировать этническую картину мира российских немцев и их основные национальные ключевые понятия. Кстати, комплексный анализ этой литературы я сделала впервые.

О. Б.: Какова же, в общих чертах, картина мира российских немцев? Чем отличается их мировосприятие от того, что свойственно их европейским соплеменникам?

Е. З.: У российских немцев – потомков эмигрантов из Германии в Россию - иное, чем и у русских, и у немцев, ощущение пространства, времени, иные оппозиции «я/другие», «уникальное/общее», «жизнь/смерть», «отсутствие/бытие», «движение/статика», «индивидуум/коллектив», «автономия/зависимость», «дисциплина/своеволие», «мужское/женское» и др.

Основные элементы их картины мира - осознание окружённости своего чужим, бытование внутри другого, стремление к автономности, приоритет статики над динамикой, ощущение «нигде на родине» или «везде на родине», генетический страх перед изгнанием, состояние постоянной уязвимости, страх быть заметнее других, повышенный интерес к растительной символике (слабые растения, растения без корней), обострённое желание законного отношения к родному этносу, стремление подчеркнуть своеобразие родного этноса, стремление к интеграции внутри своего этноса.

Модель мира для российских немцев – дорога к родному Дому, родине. Это гибридный, русско-немецкий мирообраз: по Георгию Гачеву, модель мира для немцев – Дом, для русских – направление в бесконечность, путь-дорога. У российских немцев – совмещение двух этих моделей. Отличие германской (Дом) и российско-немецкой (стремление к Дому) моделей мира – в наличии Дома и отсутствии его. Мирообраз российских немцев - динамический, но для них характерен приоритет статики над динамикой, возникший в противостоянии вынужденному «кочевью». Тут можно вспомнить роман Герольда Бельгера «Дом скитальца», в котором депортированные братья Эрлихи рассматривают карту Поволжья и по памяти рисуют свой утраченный дом.

Во всех жанрах и во внежанровых произведениях внимание уделяется хрупким растениям, в том числе растениям, потерявшим корни. К примеру, российские немцы изобретают басенный персонаж Перекати-поле, не свойственный другим национальным басням.

Отдельные русские и немецкие черты тоже приобретают у российских немцев своего рода гибридный характер: немецкое трудолюбие+русская лень, немецкая дистантность+русская душевность, фамильярность. Так, лирический герой цикла шансонных песен Сони Янке «Из песенного блокнота» заявляет, с одной стороны: «А мне трудиться что-то неохота, / не для того я ехал за кордон», с другой: «Мы профессии любые здесь готовы выполнять». Некоторые элементы немецкого или русского менталитетов российские немцы вообще не перенимают. Отдельные представители этого этноса, в зависимости от окружения, наследуют отдельные русские и немецкие ключевые идеи в чистом виде. Однако весь этнос владеет совокупностью своеобразных ключевых понятий.

О. Б.: Назовите, пожалуйста, хотя бы некоторые понятия, знаковые для российских немцев.

Е. З.: Основные их национальные ключевые понятия (на двух родных для них языках): «das Heim» / «die Неimat» / «(родной) дом» / «Родина», «die Angst» / «cтpax (из-за уязвимости)», «der Weg» / «путь», «die Verbannung» / «изгнание», «das Recht», «die Gerechtigkeit»/ «право», «справедливость», «die Hoffnung» / «надежда».

Описать их можно с помощью универсальных слов, предложенных Анной Вежбицкой.

Например, определение ключевого понятия «die Verbannung»/ «изгнание» расслаивается на два:

= «die Verbannung»/ «изгнание» как депортация:

Нас двигают куда-то, хотя мы не хотим этого

Это плохо для нас

Мы хотим остаться здесь, нам здесь хорошо

= «die Verbannung»/ «изгнание» как эмиграция:

Нам здесь плохо, мы движемся туда, где хорошо

Но и там нам плохо

Мы хотим, чтобы “там” стало для нас “здесь”, и здесь было хорошо.

О .Б.: Какие авторы литературы российских немцев видятся вам значительными и достойными прочтения за её пределами?

Е. З.: Среди авторов, чьё влияние выходит за пределы национальной литературы, в первую очередь интересен Виктор Гейнц - автор эпической прозы. Интересно трилингвальное поэтическое творчество Виктора Шнитке, писавшего на немецком, русском и английском языках. И российские, и германские читатели знают Вальдемара Вебера.

О. Б.: Как вообще могло получиться, что изучением литературы российских немцев никто до вас не занимался?

Е. З.: Моя родная литература оставалась мало изученной прежде всего потому, что, в силу исторических причин, была практически не изданной. Я же много лет собирала печатные и рукописные источники и, наконец, впервые провела её комплексное исследование.

О. Б.: Вы реально были первой, кто этим занялся? А европейских немцев разве никогда не интересовали их российские соплеменники?

Е. З.: Опираться можно было лишь на немногочисленные работы по локальным темам германских авторов: Аннелоре Энгель-Брауншмидт, Александра Риттера и других. Бесценными были мнения российско-немецких критиков и публицистов: Герольда Бельгера, Гуго Вормсбехера, Иоганна Варкентина, Константина Эрлиха, Нины Паульзен. О российских немцах в мире знали мало, их литература не указывалась в ряду немецких литератур.

Но для литературы российских немцев наступил светлый день. Группа учёных под руководством профессора Карстена Ганзеля на факультете германистики Гиссенского университета имени Юстуса Либиха в 2013 году начала изучение их литературы.

О. Б.: Пора перейти к третьему смысловому блоку вашей работы. Насколько мне известно, вы сейчас развиваете мысль, согласно которой произведение продуктивно исследовать с учётом категорий «дословесное» и «послесловесное»…

Е. З.: Процесс создания художественного произведения неизменно переживает три стадии: молчание (дословесная фаза) – говорение (словесная фаза) – молчание (послесловесная фаза).

На первой стадии молчит, настаивается «дословесное». На второй – словами вычерпывается рождённое на дословесной фазе произведение, на третьей – красноречиво молчит «послесловесное», не сказанное автором и воображаемое читателем. Третья стадия, как и обе другие, принадлежит не только читателю, но и автору, ибо не сказанные слова не менее важны, чем проговорённые. Этапы «молчание – говорение – молчание» линейны в первой паре (дословесное молчание – говорение), а во второй связке (говорение – послесловесное молчание) то линейны, то параллельны. Вся триада одновременно спиралевидна, движется по диалектическому закону отрицания отрицания: тезис – дословесное молчание; антитезис – говорение; синтез – послесловесное молчание.

Подлинные метафизические стихи хранят в себе моменты своего рождения, следы тех вспышек и срастаний, когда слово превращалось в вещь. Эта генная память зрима в стихах, как твёрдые капли воска на свече. Стихи принимают в себя остатки зерна, из которого появились, чтобы сделать их своей новой органикой. Разновременное живёт в стихах как синхронное – и остатки плаценты, и органические элементы будущих восприятий.

Благодаря объёмности произведения и прозрачности его слоёв дословесные элементы становятся зримыми. Ярче всего они освещены авторской находкой. Один из сильнейших индикаторов проявления дословесных элементов в тексте - метафора.

Гибкость поворотов метафоры во многом рождается из дословесных субъектно-объектных подходов автора и потенциального читателя к тексту и взглядов на него при рождении. Субъект и объект исчезают и затем бесконечно расслаиваются в момент рождения и восприятия метафоры. Отвердевшие дословесные элементы внутри неё мерцают – в зависимости от отрезка восприятия они приобретают и теряют материальность. Естественное присутствие в метафоре дословесных элементов делает её сильнее. Дословесные элементы внутри метафоры создают особенный, приближающий к сфере непостижимого диалог субъекта и адресата.

Кстати, сейчас я занимаюсь углублённым изучением метафоры и надеюсь в скором времени представить вниманию читателей статью о её метафизических законах.

Высокохудожественное произведение всегда сохраняет просвет для читательского сотворчества. Одарённый писатель чувствует точку, после которой уже не допускает в произведение слов, заботясь о читателе как о соавторе. Послесловесное молчание важно не только в финале произведения, но на любом его участке. Послесловесное, принадлежащее читателю, ценно, продуктивно, уникально. Послесловесное, принадлежащее автору и выраженное словами, всегда избыточно и снижает художественную ценность произведения. Авторское дословесное может быть явлено в слове и со знаком плюс и со знаком минус. Авторское послесловесное бывает в тексте только со знаком минус.

О. Б.: Как дословесное видно в тексте?

Е. З.: Скажем, автор запечатлевает недостижимый центр. По Эзре Паунду, части идеограммы движутся к центру, но не достигают его. Части идеограммы – элементы словесные, а сам «пустой» центр, к которому они движутся, – дословесный. Паунду можно частично возразить: части идеограммы движутся не к центру, а от центра, рождаясь от него, а приближаются к нему лишь инерционно, возвращаясь к нему. Можно увидеть, как непостижимый центр запечатлён Аркадием Драгомощенко в «точке слияния», куда стекаются части идеограммы «жёлтое», «иней», «лев», «золото», в то время как центр, излучающий части другой идеограммы («пролёт», «ястреб», «лестница», «крыши»), остаётся затекстовым:

Иные, словно раздвинув полог, вспыхивают тенью,

чей полог невесом вполне, – от жёлтого к инею, –

в точке слияния льва с золотом.

Отвесны сети окраин.

Не описать меру усталости весенней земли,

Предчувствия запахов

(пролёт. ястреб. лестница. крыши).

(Аркадий Драгомощенко. «Вдоль всех этих чёрных деревьев…»)

Драгомощенко показывает центр как «точку слияния» излучаемых от него энергий - застаёт самое раннее, первоначальное состояние едва рождающегося произведения.

Дословесен и сопоставительный признак между двумя объектами в метафоре, зарождающийся в то время, когда произведение возникает целиком на дословесной стадии. Этот признак намеренно не вычерпывается словом и обычно остаётся затекстовым в заботе о читательском сотворчестве. Если же он сохраняется в тексте, то именно как плацентарный элемент. Это можно увидеть у Андрея Таврова:

…так красный купол Флоренции год ищет совпасть с собой,

в темноте себя улиткой-лучом уцелев.

<…>

Там же, на пенной розе, охлаждающей площадь –

единственная на округу наяда…

(Андрей Тавров. Проект Данте. Мальчик-с-Пальчик)

Мотив улитки показывает, как можно спрятаться в себе. Слово «пенная» связывает розу и наяду.

Особый случай - когда из сферы дословесного приходит и проявляется в тексте признак, не общий для метафорических объектов, а принадлежащий одному из них и дарованный другому. В этом случае один объект как бы частично проращивается из тканей другого. Он может быть окрашен в цвет другого, как в этом примере:

Долог был этот парк, и свод неба шевелился – рой синих опилок

меж полюсами магнита.

(Андрей Тавров. Бах, или Пространство ручья)

Эпитет «синий», высокочастотный для изображения неба и крайне редкий для опилок, заполняет здесь всё пространство метафоры.

О. Б.: А избыточное послесловесное?

Е. З.: Оно может встретиться и у тонкого виртуозного автора. Так, Лео Бутнару порой излишне проясняет финалы своих стихотворений. Пожалуй, в стихотворении «Чтобы не сглазить» две финальные строки «Не Бог ли произносит это «Тьфу-тьфу-тьфу?» должны были остаться послесловесными и возникнуть в сознании читателя как соавтора. Такое тщательное прочерчивание финалов с помощью вопросов к читателю лишает его радости сотворчества:

Чтобы не сглазить

Редко

с неба падают

несколько мелких капель,

как будто после восклицания:

«Тьфу-тьфу-тьфу!

Чтоб не сглазить!» —

Так мне кажется,

так я понимаю.

Не Бог ли произносит это

«Тьфу-тьфу-тьфу!»?..

О. Б.: Какова метафизическая природа метафоры – и как судить о ней, оставаясь в пределах филологических средств?

Е. З.: Метафора меняет картину мира реципиента. Чтобы воспринять метафору, её надо расщепить в сознании, а затем собрать из осколков в гармоничную целостную картину. Если собрать в гармонию не удаётся, то либо читатель на это неспособен, либо метафора низкохудожественна. Метафора не рождается из частей, а, органично возникнув целиком на дословесной стадии, расслаивается на части ради создания всего произведения.

Метафора способна замедлять время, вызывать блаженное ощущение, создавать целебный эффект. Она сама себя настигает и сама себя бежит, она всегда завершена и всегда остаётся незавершённой. Энергии внутри метафоры не локальны, её создание – лишь одна из их целей. Метафора, как скульптор, изнутри формирует всё стихотворение, её энергии участвуют в создании и изменении его формы. Её существование может быть обеспечено только объёмностью произведения, наличием в нём не менее двух плоскостей (в подавляющем большинстве случаев - более двух). Объёмность произведения обеспечивается за счёт дискретного движения времени рецепции внутри него: читатель воспринимает разные отрезки произведения так, словно они лежат в разных плоскостях. Любая часть метафоры должна быть самодостаточна настолько, чтобы не дополнять другую и не дополняться за её счёт: это создаёт метафорическую паузу, внутри которой звучат новые смыслы. В словах внутри метафоры семантика редуцируется, большая часть её невидима для энергий. Метафорические части всегда отражены и друг в друге, и во всей метафоре.

О. Б.: Всегда ли она метафизична?

Е. З.: Как стало понятно на материале современной русской поэзии, метафора бывает орнаментальная и метафизическая. Первая - элемент узора текста и возникает в произведениях, создаваемых как изделия, даже драгоценной штучной работы. Вторая обращает читателя к дословесному, истинному и живёт в произведениях, рождающихся целиком как зародыш и затем вычерпываемых словами. Произведения, лежащие на высшей границе орнаментальной метафоры, уступают произведениям, находящимся на низшей границе метафоры метафизической. Есть и смешанные случаи, когда произведение рождается из зерна, а затем достраивается как храм.

О. Б.: Как различить эти виды?

Е. З.: Оценка метафор должна формироваться в ходе времени, опираясь на читательскую рецепцию и мнения экспертов.

О. Б.: Бывает ли, что по ходу большой работы возникают локальные теоретические открытия?

Е. З.: Конечно. Например, на материале словесности российских немцев я увидела один из жанровых законов басни. В этом жанре наблюдается либо соблюдение героем природного «способа действия», либо нарушение природной логики. Так возникает два вида басен – естественные и искусственные. В естественной басне автору создаёт басенную ситуацию, опираясь на законы природы. Может ли Волк не пожирать овечек? Противоестественно не «коварство» Волка, а то, что Крестьяне наняли его пасти овец. Искусственная басня основана на искажении законов природы: скажем, Петух хочет высиживать птенцов. Естественный или искусственный ход событий в басне усиливает такую её черту, как двойственность восприятия. Негативный персонаж, ведущий себя естественно, вызывает не только отрицательное, но и положительное отношение; положительный персонаж, идущий против природной логики, – не только симпатию, но и осуждение.

О. Б.: Вы - автор терминов «полигранизм» и «полигранисты». Что добавляют эти термины к привычному понятию многосторонности?

Е. З.: Многосторонние люди могут быть одарены в разной степени в разных видах творчества – к примеру, человек прекрасный романист и при этом немного рисует и увлекается игрой на гитаре. Полигранисты же – люди, уверенно владеющие разными видами литературного творчества (нередко одновременно словесной и другой творческой деятельностью). Они знают законы создания произведений разных видов литературной деятельности, способны переключаться от одного её вида к другому. Читатели могут познакомиться в Интернете с моим манифестом полигранизма1.

Считать ли полигранистом, скажем, поэта, который вымучил кандидатскую по литературе и после её защиты много лет назад не написал ни одной научной статьи? Назвать ли критиком того, кто написал несколько неярких литературно-критических статей лишь для того, чтобы отметиться в «толстых» литературных журналах? Переводчик ли - автор всего нескольких посредственных переводных опытов? Не каждый прозаик, написавший стихи, – поэт. Не каждый поэт, пробующий себя в прозе, становится прозаиком – не зря существует понятие «проза поэта», этот, по Роману Якобсону, «вторично приобретённый язык». Я не согласна с Якобсоном в том, что такова проза Пушкина, Лермонтова, Пастернака. Но такова проза Цветаевой, Мандельштама, Есенина, Ахматовой.

О. Б.: В чём преимущества полигранизма?

Е. З.: Взаимодействуя, разные виды творчества дополняют друг друга. Литературовед и критик, не понаслышке знающие процесс создания произведения, способны к более глубокому осмыслению чужого текста. Литературоведу-полигранисту сам Бог велел разрабатывать теорию творчества. Создавая прозу, поэт глубже понимает ценность слова, не поддержанного метром, рифмой и даже стихотворным ритмом верлибра. Художественный перевод, особенно классического произведения, при котором переводчик вынужден шаг за шагом идти за мыслями и переживаниями автора первого ряда, обращает внимание на точность использования образа. Так обогащается оригинальное творчество поэта-переводчика.

Многожанровость даёт ценное преимущество: не распыляться, создавать только то, что не может не родиться, избегать проходного, экономить время и силы для самого важного. Парадоксально – у некоторых полигранистов больше времени для полноценного творчества, чем у специалистов одного профиля.

У полигранистов есть возможность полноправного общения в разных культурных сообществах: писателей, переводчиков, литературоведов, критиков.

Смена деятельности – вид отдыха. Работая, можно перейти от стихов, к примеру, к художественной прозе или критике, затем вновь вернуться к стихам.

О. Б.: Вы, я знаю, предпринимали попытки налаживать общение между полигранистами, объединять их в сообщества. Насколько успешны были эти попытки и что это дало?

Е. З.: В марте 2014 года при литературном клубе «Мир внутри слова», которым я руковожу, мы создали студию полигранизма и провели первую их встречу. С тех пор к нам часто обращаются полигранисты, мы проводим с ними встречи, приглашаем для участия в мастерской.

В первую очередь, это дало полигранистам возможность обмениваться опытом - и ценный материал для исследования полигранизма.

О. Б.: В какую же цельность соединяются все ваши вполне разнонаправленные исследовательские и неисследовательские интересы? (Впрочем… поэзия – ведь тоже исследование? Или нет? А что она вообще, по-вашему, такое?) Что за логика связывает эти области приложения усилий? (Может быть, в их общем фундаменте есть общие вопросы, которые так – разными средствами – проясняются?)

Е. З.: Поэзия – возможность творить в стихах мир, которого до тебя не было. Её инструменты - не аналитика, не исследование, а интуиция, воображение, просветление. Общее же для всех видов литературной деятельности – разной оптикой увидеть действительность и создать её модель.

1. http://soyuzpisateley.ru/publication.php?id=215




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Недооцененный парниковый газ

В попытках сократить выделения СО2 мы совсем забыли о метановой угрозе

Многие развитые страны не готовы отказаться от промышленных предприятий и экономического благополучия ради чистоты окружающей среды. Технологический прогресс в перспективе, конечно, позволяет заменить ископаемое топливо на более экологичную альтернативу, но на перестройку потребуется очень много времени. К счастью, можно решить часть проблемы и без потерь в уровне комфорта жизни. Помимо CO2 причиной глобального потепления является метан, выбросы которого устранить намного проще и быстрее.

27.10.2021 14:00, Алена Ключникова (перевод)


Ялтинские заметки

Взгляд из Харькова и Ялты. Часть IX

Терренкур по Ялте: Центр — бывший санаторий «Ленво» — парковая зона, ранее принадлежащая Институту им. Н.И. Сеченова — Нижний Массандровский парк — Массандровский пляж — Центр.

26.10.2021 21:46, В.М. Московкин


Sci-Hub: российско-украинские сравнения

В течение пяти лет после запуска в 2011 году пиратского проекта Sci-Hub публикации об этом феномене носили больше эмоциональный характер. Эта тематика вошла в научный дискурс после того, как Джон Боханнон и Александра Элбакян, основательница Sci-Hub, разместили данные по 28 миллионам запросов пользователей в Sci-Hub за период с 1 сентября 2015 года по 29 февраля 2016 года в открытом доступе [1], что позволило всем заинтересованным исследователям из многих стран мира анализировать использование Sci-Hub в своих странах и по отдельным научным областям исследований [2-7]. Мы не будем делать обзор этих работ, а только кратко остановимся на мотивах использования этого ресурса.

26.10.2021 21:31, В.М. Московкин, Н.Н. Гахова


«Бояться надо не древних бактерий и вирусов, а современных»

Михаил Гельфанд о палеогенетике

Почему так сложно секвенировать геном андаманцев? Где в древности происходила самая большая «движуха»? Стоит ли ждать, что учёные выделят ДНК динозавров? Как вырастить мамонта? А неандертальского ребёнка? Каких бактерий и вирусов стоит бояться? Рассказывает доктор биологических наук Михаил Гельфанд.

26.10.2021 19:00, Екатерина Шутова, 22century.ru


В ООН признали неотъемлемым право человека на чистую окружающую среду

После 30 лет требований организаций гражданского общества, ассоциаций коренных народов и экспертов Совет ООН по правам человека одобрил резолюцию о признании права человека на здоровую и устойчивую окружающую среду.

24.10.2021 19:00, Елена Ростовская, bellona.ru



Больше половины россиян готовы меньше пользоваться неэкологичными товарами

Как россияне сохраняют окружающую среду и где готовы сэкономить

64% жителей нашей страны уже чувствуют, что в силах обходиться без неэкологичных товаров. Такие выводы можно сделать по результатам опроса, проведенного ВТБ. В нем приняло участие 1,4 тыс. розничных клиентов банка, которым уже исполнилось 18 лет.

23.10.2021 14:00, Анна Андриевская, recyclemag.ru


Гринпис назвал основные неперерабатываемые отходы, попадающие на полигоны

В Гринпис исследовали мусоросортировочные комплексы российских городов

Главные неперерабатываемые отходы, попадающие на российские мусорные полигоны после сортировки, — одноразовая упаковка и пластик. К такому выводу пришла команда проекта Гринпис «Ноль отходов», побывав на мусоросортировочных комплексах в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Егорьевске (куда поступает мусор из Москвы и Подмосковья), Ижевске и Перми.

22.10.2021 12:00, Анна Андриевская, recyclemag.ru


Рэпер Вася Обломов сообщил об остановке полицией концерта в Петербурге

В Санкт-Петербурге полиция прервала концерт рэпера Васи Обломова (настоящее имя — Василий Гончаров), об этом музыкант сообщил в Twitter.

17.10.2021 14:16, rbc.ru


Проект The Ocean Cleanup успешно испытал новую систему сбора пластика в океане

Что ждет миллионы тонн пластикового мусора в будущем

Нидерландский некоммерческий проект The Ocean Cleanup успешно протестировал новую систему сбора пластика в океане. В 2018 году проект испытал первую версию и потерпел неудачу: сначала система оказалась неэффективной, а вскоре сломалась.

16.10.2021 14:00, Григорий Копиев, nplus1.ru






 

Самое читаемое



Новости

Ливень в Ленобласти затопил Выборг и Сестрорецк

В центре Питера в воде оказались парки и автомобили
Мощный циклон накрыл сегодня Ленобласть и северную столицу. Под водой скрылись ближайшие соседи на Неве, крупные подтопления зафиксированы в Выборге, Сестрорецке, Колпино.

Примите участие в новом образовательном проекте «Школа драфтинга»
Это первый в России образовательный проект по комплексному освоению навыка юридического письма, необходимого для работы в юридическом консалтинге или in-house юристом.
«Викимедиа РУ» при поддержке «Иннопрактики» запускает онлайн-курс по работе с «Википедией»
Использовать материалы курса смогут все желающие, а с сентября начнётся обучение записавшихся на курс при поддержке менторов. Инициаторами создания онлайн-курса выступают НП «Викимедиа РУ» и негосударственный институт развития «Иннопрактика».
Объявлены победители конкурса «Путь в науку»

В «Научном корреспонденте» опубликован список лучших работ
Всего в двух номинациях конкурса «Путь в науку – 2021» награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки, а 10 – по количеству просмотров работы, то есть уровню внимания со стороны читателей. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, еще 16 получили приз за третье место.

Итоги конкурса «Путь в науку» будут объявлены 30 августа
Жюри утвердили список победителей и призеров конкурса квалификационных работ «Путь в науку – 2021» (путьвнауку.рф). Всего в двух номинациях будет награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, а еще 16 получат поощрительную премию. В конкурсе приняли участие более 1,5 тысяч человек.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.