Подписаться на обновления
13 августаЧетверг

usd цб 73.2351

eur цб 85.9560

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
Ксения Володина   четверг, 19 марта 2015 года, 15:00

Творим историю сегодня
Школа, кружки, лагерь – формула детства и успешной мировой истории


Фото: White77/pixabay.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Почему важно вкладывать деньги в детское воспитание и образование, зачем приемной комиссии в Британии список посещаемых кружков, куда идти после Хауптшуле и как найти «Страну детства» - место, где инвестирование в человека перевешивает сферу потребления.

Дети, как известно, цветы жизни. Еще Макаренко говорил: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира». Дети вырастают, и от того, какими они будут, зависит то, каким будет наше завтра.

Несмотря на идеологию системы общества потребления, сфера образования и воспитания детей становится все более значимой в жизни современной семьи. Родители инвистируют в своих детей: отправляют ребенка в хорошую школу, обеспечивают репетиторов, записывают в кружки и секции, отвозят в детские лагеря. Когда-то такого рода всесторонне образование было привилегией лишь высших слоев общества, однако сейчас установка на многопрофильность образования стала более актуальной и доступной – по крайней мере, в развитых странах.

Такое комплексное воспитание и образование становится не только предметом повышенного интереса родителей, но и политическим курсом многих стран. В 2014 году 122 государства (62%) начали вести более активную национальную молодежную политику по сравнению с 2013 годом. Россия, например, провела 2009 год как год молодежи под эгидой активной молодежной политики. Форумы «Селигер» и «Прорыв», наделав достаточно шума в кругах молодежных организаций, задали четкий вектор работы с молодым поколением. Именно тогда стало ясно, что это не одноразовая акция, а проекты на перспективу. Гранты для одаренных детей, программы дополнительного и основного образования, создание форумов, молодежных и детских организаций – все это направлено на выработку условий для гармоничного развития детей и подростков. Подобные проекты реализуются не только у нас: В 2014 году в Азербайджане прошел Первый международный молодежный форум (1st Global Forum of Youth Policies), посвященный развитию мировой молодежной политики и сведению к общему знаменателю некоторых слишком разрозненных понятий о том, что же всё-таки нужно подрастающему поколению. Этот форум стал своеобразным верстовым столбом для определения того, насколько серьезно нужно реализовывать политические детские и молодежные программы в 21 веке.

Альма-матер

Система школьного образования, безусловно, играет одну из ведущих ролей в воспитании ребенка. Школа в этом случае является немаловажной ступенью активной социализации человека – то, как преподносится и усваивается материал, то, как идет общение со сверстниками и старшими, становится основополагающим фактором для определения дальнейшей, взрослой жизни.

Начальные этапы образования в разных странах различны: скажем, в Англии существует разделение школ по гендерному признаку, во Вьетнаме уроки физкультуры и религии заменены занятиями йогой, в США первые шесть лет обучения больше походят на детские сады с различными экскурсиями, уроками труда и творческими занятиями. Одной из ведущих стран в области среднего образования считается Германия, где в последние годы основной упор образовательной программы делается на выбор дальнейшего пути обучения и будущей профессии.

Немецкая система образования представляет собой многоуровневую и довольно запутанную, однако действенную схему, на разработку и установку которой ушло немало времени. Покончив с Грундшуле (начальной школой), дети идут по одному из трех направлений: Хауптшуле, Реальшуле и Гимназиум. Хауптшуле дает возможность обучения самым базовым категориям, обеспечивая дальнейшей работой в сферах низкоквалифицированных специальностей. Фактически, это своеобразный аналог российских ПТУ, колледжей и академий. Реальшуле подразумевает 6 лет обучения, после которых можно сразу идти работать. Но, в отличие от Хауптшуле, эта ветвь образовательной программы позволяет одаренным детям закончить 11-12 класс и подготовиться к поступлению в университет. Третья линия, Гимназиум, направлена на то, что в 12-13 классах ученик будет получать высшее образование в одном из университетов Германии или за рубежом. Безусловно, такая система позволяет дифференцировать учеников в соответствии с их планами, возможностями и желаниями. Однако, выбирать будущую специальность приходится слишком рано, когда ребенок еще не может достаточно оценить свои умения и таланты.

По сравнению с остальными странами система начального и среднего образования в России представляет собой смешанный вариант с переплетениями западных и азиатских традиций: зачастую родители отправляют своего ребенка в профильные лицеи и гимназии, понадеявшись на то, что их чадо окажется технарем, даже если ему куда больше нравится читать книжки, а не решать математические задачки. К тому же, в нашей стране очень мало специализированных школ для творческих детей, и почти все они расположены в столице. Из минусов стоит отметить еще и то, что при поступлении в начальную школу отбора среди учеников в большинство государственных учреждений фактически нет, а учеников, какой бы ни была их успеваемость, учителя тянут из года в год. Стоит, однако, сказать и о положительных тенденциях: с каждым годом в России становится все больше предметных олимпиад, что позволяет вычленить особо талантливых детей, а система государственного образования позволяет детям, проучившимся 9 классов и став более-менее взрослыми, самим решать, какую профессию выбрать, поступая в профильные 10-11 классы.

Under the timetable

Но какой бы замечательной ни была школа, ребенок, получивший образование лишь в академической форме, не может ограничиться только им – в мире замков, дверей и запоров человек с одним-единственным ключом беспомощен. Поэтому и государство, и родители в этом вопросе придерживаются одной политики – кружков много не бывает.

В Британии школы предоставляют так называемые extracurricular courses для своих учеников как своего рода дополнение к общему расписанию: спорт, музыка, литература, театр. Более того, при подаче заявок на поступление от абитуриентов некоторые университеты обращают немалое внимание на то, какие дополнительные секции ребенок посещал: extracurricular courses дают приемной комиссии некоторую информацию об абитуриенте и о том, на что похожа его жизнь за пределами класса. Но вот тут российская образовательная политика и британская несколько расходятся: в то время как наши родители берут количеством, британцы делают упор на качество – лучше хорошо играть на флейте, чем посредственно наигрывать «К Элизе» на всех известных инструментах, параллельно пританцовывая и отбивая подачу. В Америке наличие кружков считается чуть ли не обязательным условием: почти каждый подросток играет в сборной школы по футболу, регби или баскетболу, занимается черлидингом, выпускает газету или организовывает школьные праздники, проводя большую часть времени в здании школы. В Японии система кружков практически такая же, как и в США, но к этому добавляется еще и то, что практически каждый ребенок посещает дополнительную школу - "дзюку", где занимается репетиторством. Наверное, основное отличие подобного дополнительного образования в России и за рубежом состоит в том, что у нас секции и кружки зачастую к школе отношения не имеют – это отдельные учреждения, а поэтому в большинстве своем платные.

Честное скаутское

Есть еще один аспект юношеского образования — это детские и подростковые лагеря. По сути, лагерь – это выездная организация, которая обеспечивает некоторый досуг детям. Что чаще всего в них ищут? Родители – возможность отдохнуть от своих детей или, в случае, если у них просто нет времени следить за ними в течение каникул, возможность «сдать» чадо под бдительное око. Дети, в свою очередь, едут за атмосферой, друзьями, за возможностью сбежать из-под надзора родителей и почувствовать себя более самостоятельными.

Но с лагерями всё не так просто. Порой вожатые просто следят, чтобы вечером численность их подопечных осталась неизменной. Из такого рода лагерей, где дети предоставлены сами себе, обычно и рождаются стереотипы: покурить, потусить за территорией на «свободе» и так далее. Условия жизни в них обычно на слабенькую тройку: неухоженная территория, стены с надписями, кровати на скрипучих прогибающихся пружинах. Жить можно, но мысли о куда более уютном родном доме не покидают.

Но есть и другие лагеря, где детьми активно занимаются, вовлекая их в различную деятельность. Они обычно дают ребенку часа два свободного времени – все остальное занято мастер-классами, общественной жизнью отряда, тренингами, походами, конкурсами. Условия жизни в таких лагерях зависят от базы, на которой находится лагерь, и варьируются от той же тройки до вполне себе приличного жилища. Однако даже существование на троечку воспринимается детьми совершенно иначе... Это как раз тот случай, когда дети едут в лагерь ради атмосферы и общения, ради реальной социализации.

Однако чаще всего такие детские учреждения — частные, и находятся в относительной близости крупных городов вроде Санкт-Петербурга или Москвы. И отсюда вытекает самая серьезная проблема для большинства родителей – цена. Конечно, подобные лагеря представляют собой далеко не самое дешевое удовольствие. Родителей в этом случае интересует, стоит ли путевка своих денег. Однако нередко бывает так, что семья просто не может позволить своему ребенку такой отдых в силу финансовых возможностей – а если в семье двое детей, то и подавно. Проблема лагерей в областях и регионах стоит еще более остро: там не всегда есть возможность найти альтернативу в принципе, даже не отталкиваясь от бюджета поездки. Конечно, у нас есть Всероссийские платформы, например, небезызвестный «Орленок», куда съезжаются тысячи детей со всей страны. Но и это не дешевое удовольствие, а попасть туда не так легко: желающих посетить подобные базы больше, чем достаточно. В этом плане за границей дело обстоит немного проще. Безусловно, и там разброс цен на лагеря различен, однако разница в цене не будет разительно отражаться на условиях проживания: пожалуй, даже самый неудачный вариант лагерного общежития в Нью-Йорке выглядит поприятнее некоторых не самых плохих государственных лагерей у нас.

Детская империя отдыха

Одним из первых серьезных шагов к тому, чтобы сломать стереотипы о советских пионерских лагерях и изменить расстановку сил стал проект Леонида Ханукаева «Страна детей». Проект решает остро стоящие сейчас проблемы: дети должны быть заняты, а не предоставлены сами себе, потому что хороший отдых – это в первую очередь интересный отдых, с кучей впечатлений, новых навыков, друзей. Детские лагеря должны быть ничуть не хуже, чем места отдыха для взрослых, и, более того, красивее, удобнее, безопаснее. И самое главное – идеолог проекта акцентирует на этом внимание – детский лагерь должен быть доступен для тех семей, которые не могут себе позволить дорогие заграничные поездки, равно как и для детей-сирот и инвалидов. Хороший лагерь с достойными условиями и программой, с интересными людьми и профессиональными преподавателями не должен превращаться в привилегию высших слоев населения.

Согласно плану, «Страна детей» в будущем – целая империя, состоящая из 25 лагерей, которые разбросаны по всей территории России: от Подмосковья до Алтая, что обеспечивает возможность качественного отдыха детям из разных регионов страны. Сейчас построен один единственный из всей корпорации лагерь – «Село», расположенный в Московской области неподалеку от поселка Бородино. Детский творческий лагерь, рассчитанный на 1260 детей, в скором времени откроет продажи путевок на свои смены. На территории находится всё, что может понадобиться активному и развивающемуся маленькому человеку: музыкальная фабрика, фабрика кино, театральная фабрика, дом науки, фабрика цирка, фабрика современного искусства, танцев и интеллектуальных игр. Вот уж на что, а на скуку у ребенка времени не будет точно. Он позволит занять огромное количество детей, в течение всего года развивая их творческие навыки.

Инвестируя в историю

Сейчас люди начинают понимать, что дети, молодежь – это то, что останется миру в будущем. Хорошее воспитание и образование являет миру образованных, активных, компетентных и респектабельных членов общества, на которых и будущее оставить не жалко. Как ни крути, а от преемственности поколений никуда не деться.

Сегодня, когда вопросы воспитания и образования молодежи становятся одним из приоритетных направлений инвестиций не только родителей, но и государства, появляется много возможностей для выпуска своего чада в «большой мир». Вкладывая деньги в развитие детей и подростков, страна в первую очередь вкладывает деньги в свое будущее, тем самым определяя его ход. Именно сейчас, когда информационная эра предъявляет серьезные требования к каждому ее члену, молодежь становится эпицентром капиталовложений – историю нашего будущего тоже хочется сделать правильной.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как поздний капитализм меняет детство

И почему труд детей в интернете может стать новым витком детской эмансипации

В конце XIX — начале XX века детство окончательно оформилось как институт, исключив детей из системы труда. Сегодня из-за развития интернета дети и подростки стали производить огромные потоки развлекательного контента. Значит ли это, что формируется новый рабочий класс — и что концепция детства будет пересмотрена?

08.02.2019 13:00, Наталья Зайцева, knife.media


Терапия игрой в снежки

Почему нашим детям нужно немного свободы

Диковинные приспособления для лепки снежков, хитроумные салазки для спуска со снежных дворовых горок — в мире современных детей осталось так мало места для обычных зимних дворовых забав. Психолог Екатерина Мурашова — о том, как важно иногда просто поиграть в снежки.

27.01.2019 13:00, Екатерина Мурашова для журнала «Сноб»


Проверка связи

Почему дети не хотят с вами говорить

Многие дети не раскрываются перед родителями, не разговаривают с ними о том, что их беспокоит, и о том, что происходит в их жизни. В результате мамы и папы не знают, чем живут их сыновья и дочки, пытаются исправить ситуацию, но конфликт усугубляется… Как вернуть доверие и близость? На этот вопрос отвечает детский психотерапевт Эрин Леонард.

26.01.2019 09:00, Эрин Леонард, womo.ua


«Такие дети – это крест, но нести его возможно»

О ребёнке с отставанием в развитии

К счастью, сейчас мы часто читаем мотивационные рассказы людей, которые растят детей с отставанием в развитии и по-прежнему имеют личную жизнь. Они стараются воспринимать ребёнка как обычного, привыкают жить немного не так, как остальные семьи, и радуются своему чаду. Но что делать, если сохранять оптимизм не получается, а жить становится всё труднее? Спрашивают и отвечают родители.

27.02.2018 09:00, Елена Есаулова для neinvalid.ru


«Мама, а сколько я стою?»

Как и зачем родители зарабатывают на детях в YouTube

Однажды я прочитала новость о шестилетнем американце, который заработал на видеороликах 11 миллионов долларов. Взглянув на свою двухлетнюю дочь, которая оживлённо разыгрывала с куклами «Репку», я начала прикидывать в уме, как мы построим на эти 11 миллионов дом, расширим участок и купим новую машину. Даже если заработок будет в рублях.

10.02.2018 13:00, Анастасия Миронова для mel.fm


«Приемный ребенок разрушил мою семью»

Три истории о детдомовцах-отказниках

В 2016 году в российских приемных семьях воспитывалось более 148 тысяч детей. По статистике, более 5000 воспитанников ежегодно возвращаются в детдома. Отказавшиеся от приемных детей женщины рассказали «Снобу» о проблемах с психикой, манипуляциях и равнодушии их воспитанников.

18.12.2017 13:00, Анна Алексеева для «Сноба»


«Какие они, даунята?»

Пятеро одинаково любимых детей

Нашей Маше два месяца. Я даже не знаю, «всего два» или «целых два». Оглядываясь назад, я понимаю, сколько всего произошло за это короткое время. Какой огромный путь нам пришлось пройти и насколько он был для нас неожиданным. От чувства, что мир рухнул, до осознания, что жизнь прекрасна, даже если она разная. От слез, страха, злости и нежелания принять — до нежности, от которой щемит в груди, и любви, от которой кружится голова. От отчаяния и ропота до благодарности Богу за то, что, посылая испытания, Он посылает и утешения — людей, события, радость…

16.12.2017 19:00, Елена Кучеренко для Matrony.ru


Двоечники и дворники

Дайте детям 15 современных установок на будущее

«Поступай в университет, а то станешь дворником!» Мы слышали это миллион раз от наших родителей и повторяем это нашим детям. А между тем, в современном мире диплом — не непременный залог успеха, а одна профессия — не ресурс. Мы хотели бы уберечь наших детей от провалов и разочарований, но они будут. В таком случае стоит дать им обновленные установки на будущее.

04.12.2017 09:00, Womo.ua


«Надеюсь только на себя»

О жизни после детского дома

В России полмиллиона сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если верить Диккенсу и Голливуду, у сироты все обязательно сложится хорошо. В реальности проблемы с социализацией могут быть неразрешимы. Бывшие детдомовцы рассказали «Снобу» о голодном детстве, трудной юности и обидах, которые остаются на всю жизнь.

27.11.2017 13:00, Анна Алексеева для журнала «Сноб»


Кризис нипочем

Новые возможности развития российской экономики

Куда вкладывать деньги, чтобы не пожалеть: об образовании, музеях нового времени, «коде нищеты» и «Стране детей» Леонида Ханукаева.

02.04.2015 09:30, Александр Балакин






 
<font size=2>Страна детей</font>

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.