Подписаться на обновления
26 маяВоскресенье

usd цб 64.6106

eur цб 72.3186

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ксения Володина   четверг, 19 марта 2015 года, 15:00

Творим историю сегодня
Школа, кружки, лагерь – формула детства и успешной мировой истории


Фото: White77/pixabay.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Почему важно вкладывать деньги в детское воспитание и образование, зачем приемной комиссии в Британии список посещаемых кружков, куда идти после Хауптшуле и как найти «Страну детства» - место, где инвестирование в человека перевешивает сферу потребления.

Дети, как известно, цветы жизни. Еще Макаренко говорил: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира». Дети вырастают, и от того, какими они будут, зависит то, каким будет наше завтра.

Несмотря на идеологию системы общества потребления, сфера образования и воспитания детей становится все более значимой в жизни современной семьи. Родители инвистируют в своих детей: отправляют ребенка в хорошую школу, обеспечивают репетиторов, записывают в кружки и секции, отвозят в детские лагеря. Когда-то такого рода всесторонне образование было привилегией лишь высших слоев общества, однако сейчас установка на многопрофильность образования стала более актуальной и доступной – по крайней мере, в развитых странах.

Такое комплексное воспитание и образование становится не только предметом повышенного интереса родителей, но и политическим курсом многих стран. В 2014 году 122 государства (62%) начали вести более активную национальную молодежную политику по сравнению с 2013 годом. Россия, например, провела 2009 год как год молодежи под эгидой активной молодежной политики. Форумы «Селигер» и «Прорыв», наделав достаточно шума в кругах молодежных организаций, задали четкий вектор работы с молодым поколением. Именно тогда стало ясно, что это не одноразовая акция, а проекты на перспективу. Гранты для одаренных детей, программы дополнительного и основного образования, создание форумов, молодежных и детских организаций – все это направлено на выработку условий для гармоничного развития детей и подростков. Подобные проекты реализуются не только у нас: В 2014 году в Азербайджане прошел Первый международный молодежный форум (1st Global Forum of Youth Policies), посвященный развитию мировой молодежной политики и сведению к общему знаменателю некоторых слишком разрозненных понятий о том, что же всё-таки нужно подрастающему поколению. Этот форум стал своеобразным верстовым столбом для определения того, насколько серьезно нужно реализовывать политические детские и молодежные программы в 21 веке.

Альма-матер

Система школьного образования, безусловно, играет одну из ведущих ролей в воспитании ребенка. Школа в этом случае является немаловажной ступенью активной социализации человека – то, как преподносится и усваивается материал, то, как идет общение со сверстниками и старшими, становится основополагающим фактором для определения дальнейшей, взрослой жизни.

Начальные этапы образования в разных странах различны: скажем, в Англии существует разделение школ по гендерному признаку, во Вьетнаме уроки физкультуры и религии заменены занятиями йогой, в США первые шесть лет обучения больше походят на детские сады с различными экскурсиями, уроками труда и творческими занятиями. Одной из ведущих стран в области среднего образования считается Германия, где в последние годы основной упор образовательной программы делается на выбор дальнейшего пути обучения и будущей профессии.

Немецкая система образования представляет собой многоуровневую и довольно запутанную, однако действенную схему, на разработку и установку которой ушло немало времени. Покончив с Грундшуле (начальной школой), дети идут по одному из трех направлений: Хауптшуле, Реальшуле и Гимназиум. Хауптшуле дает возможность обучения самым базовым категориям, обеспечивая дальнейшей работой в сферах низкоквалифицированных специальностей. Фактически, это своеобразный аналог российских ПТУ, колледжей и академий. Реальшуле подразумевает 6 лет обучения, после которых можно сразу идти работать. Но, в отличие от Хауптшуле, эта ветвь образовательной программы позволяет одаренным детям закончить 11-12 класс и подготовиться к поступлению в университет. Третья линия, Гимназиум, направлена на то, что в 12-13 классах ученик будет получать высшее образование в одном из университетов Германии или за рубежом. Безусловно, такая система позволяет дифференцировать учеников в соответствии с их планами, возможностями и желаниями. Однако, выбирать будущую специальность приходится слишком рано, когда ребенок еще не может достаточно оценить свои умения и таланты.

По сравнению с остальными странами система начального и среднего образования в России представляет собой смешанный вариант с переплетениями западных и азиатских традиций: зачастую родители отправляют своего ребенка в профильные лицеи и гимназии, понадеявшись на то, что их чадо окажется технарем, даже если ему куда больше нравится читать книжки, а не решать математические задачки. К тому же, в нашей стране очень мало специализированных школ для творческих детей, и почти все они расположены в столице. Из минусов стоит отметить еще и то, что при поступлении в начальную школу отбора среди учеников в большинство государственных учреждений фактически нет, а учеников, какой бы ни была их успеваемость, учителя тянут из года в год. Стоит, однако, сказать и о положительных тенденциях: с каждым годом в России становится все больше предметных олимпиад, что позволяет вычленить особо талантливых детей, а система государственного образования позволяет детям, проучившимся 9 классов и став более-менее взрослыми, самим решать, какую профессию выбрать, поступая в профильные 10-11 классы.

Under the timetable

Но какой бы замечательной ни была школа, ребенок, получивший образование лишь в академической форме, не может ограничиться только им – в мире замков, дверей и запоров человек с одним-единственным ключом беспомощен. Поэтому и государство, и родители в этом вопросе придерживаются одной политики – кружков много не бывает.

В Британии школы предоставляют так называемые extracurricular courses для своих учеников как своего рода дополнение к общему расписанию: спорт, музыка, литература, театр. Более того, при подаче заявок на поступление от абитуриентов некоторые университеты обращают немалое внимание на то, какие дополнительные секции ребенок посещал: extracurricular courses дают приемной комиссии некоторую информацию об абитуриенте и о том, на что похожа его жизнь за пределами класса. Но вот тут российская образовательная политика и британская несколько расходятся: в то время как наши родители берут количеством, британцы делают упор на качество – лучше хорошо играть на флейте, чем посредственно наигрывать «К Элизе» на всех известных инструментах, параллельно пританцовывая и отбивая подачу. В Америке наличие кружков считается чуть ли не обязательным условием: почти каждый подросток играет в сборной школы по футболу, регби или баскетболу, занимается черлидингом, выпускает газету или организовывает школьные праздники, проводя большую часть времени в здании школы. В Японии система кружков практически такая же, как и в США, но к этому добавляется еще и то, что практически каждый ребенок посещает дополнительную школу - "дзюку", где занимается репетиторством. Наверное, основное отличие подобного дополнительного образования в России и за рубежом состоит в том, что у нас секции и кружки зачастую к школе отношения не имеют – это отдельные учреждения, а поэтому в большинстве своем платные.

Честное скаутское

Есть еще один аспект юношеского образования — это детские и подростковые лагеря. По сути, лагерь – это выездная организация, которая обеспечивает некоторый досуг детям. Что чаще всего в них ищут? Родители – возможность отдохнуть от своих детей или, в случае, если у них просто нет времени следить за ними в течение каникул, возможность «сдать» чадо под бдительное око. Дети, в свою очередь, едут за атмосферой, друзьями, за возможностью сбежать из-под надзора родителей и почувствовать себя более самостоятельными.

Но с лагерями всё не так просто. Порой вожатые просто следят, чтобы вечером численность их подопечных осталась неизменной. Из такого рода лагерей, где дети предоставлены сами себе, обычно и рождаются стереотипы: покурить, потусить за территорией на «свободе» и так далее. Условия жизни в них обычно на слабенькую тройку: неухоженная территория, стены с надписями, кровати на скрипучих прогибающихся пружинах. Жить можно, но мысли о куда более уютном родном доме не покидают.

Но есть и другие лагеря, где детьми активно занимаются, вовлекая их в различную деятельность. Они обычно дают ребенку часа два свободного времени – все остальное занято мастер-классами, общественной жизнью отряда, тренингами, походами, конкурсами. Условия жизни в таких лагерях зависят от базы, на которой находится лагерь, и варьируются от той же тройки до вполне себе приличного жилища. Однако даже существование на троечку воспринимается детьми совершенно иначе... Это как раз тот случай, когда дети едут в лагерь ради атмосферы и общения, ради реальной социализации.

Однако чаще всего такие детские учреждения — частные, и находятся в относительной близости крупных городов вроде Санкт-Петербурга или Москвы. И отсюда вытекает самая серьезная проблема для большинства родителей – цена. Конечно, подобные лагеря представляют собой далеко не самое дешевое удовольствие. Родителей в этом случае интересует, стоит ли путевка своих денег. Однако нередко бывает так, что семья просто не может позволить своему ребенку такой отдых в силу финансовых возможностей – а если в семье двое детей, то и подавно. Проблема лагерей в областях и регионах стоит еще более остро: там не всегда есть возможность найти альтернативу в принципе, даже не отталкиваясь от бюджета поездки. Конечно, у нас есть Всероссийские платформы, например, небезызвестный «Орленок», куда съезжаются тысячи детей со всей страны. Но и это не дешевое удовольствие, а попасть туда не так легко: желающих посетить подобные базы больше, чем достаточно. В этом плане за границей дело обстоит немного проще. Безусловно, и там разброс цен на лагеря различен, однако разница в цене не будет разительно отражаться на условиях проживания: пожалуй, даже самый неудачный вариант лагерного общежития в Нью-Йорке выглядит поприятнее некоторых не самых плохих государственных лагерей у нас.

Детская империя отдыха

Одним из первых серьезных шагов к тому, чтобы сломать стереотипы о советских пионерских лагерях и изменить расстановку сил стал проект Леонида Ханукаева «Страна детей». Проект решает остро стоящие сейчас проблемы: дети должны быть заняты, а не предоставлены сами себе, потому что хороший отдых – это в первую очередь интересный отдых, с кучей впечатлений, новых навыков, друзей. Детские лагеря должны быть ничуть не хуже, чем места отдыха для взрослых, и, более того, красивее, удобнее, безопаснее. И самое главное – идеолог проекта акцентирует на этом внимание – детский лагерь должен быть доступен для тех семей, которые не могут себе позволить дорогие заграничные поездки, равно как и для детей-сирот и инвалидов. Хороший лагерь с достойными условиями и программой, с интересными людьми и профессиональными преподавателями не должен превращаться в привилегию высших слоев населения.

Согласно плану, «Страна детей» в будущем – целая империя, состоящая из 25 лагерей, которые разбросаны по всей территории России: от Подмосковья до Алтая, что обеспечивает возможность качественного отдыха детям из разных регионов страны. Сейчас построен один единственный из всей корпорации лагерь – «Село», расположенный в Московской области неподалеку от поселка Бородино. Детский творческий лагерь, рассчитанный на 1260 детей, в скором времени откроет продажи путевок на свои смены. На территории находится всё, что может понадобиться активному и развивающемуся маленькому человеку: музыкальная фабрика, фабрика кино, театральная фабрика, дом науки, фабрика цирка, фабрика современного искусства, танцев и интеллектуальных игр. Вот уж на что, а на скуку у ребенка времени не будет точно. Он позволит занять огромное количество детей, в течение всего года развивая их творческие навыки.

Инвестируя в историю

Сейчас люди начинают понимать, что дети, молодежь – это то, что останется миру в будущем. Хорошее воспитание и образование являет миру образованных, активных, компетентных и респектабельных членов общества, на которых и будущее оставить не жалко. Как ни крути, а от преемственности поколений никуда не деться.

Сегодня, когда вопросы воспитания и образования молодежи становятся одним из приоритетных направлений инвестиций не только родителей, но и государства, появляется много возможностей для выпуска своего чада в «большой мир». Вкладывая деньги в развитие детей и подростков, страна в первую очередь вкладывает деньги в свое будущее, тем самым определяя его ход. Именно сейчас, когда информационная эра предъявляет серьезные требования к каждому ее члену, молодежь становится эпицентром капиталовложений – историю нашего будущего тоже хочется сделать правильной.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как поздний капитализм меняет детство

И почему труд детей в интернете может стать новым витком детской эмансипации

В конце XIX — начале XX века детство окончательно оформилось как институт, исключив детей из системы труда. Сегодня из-за развития интернета дети и подростки стали производить огромные потоки развлекательного контента. Значит ли это, что формируется новый рабочий класс — и что концепция детства будет пересмотрена?

08.02.2019 13:00, Наталья Зайцева, knife.media


Терапия игрой в снежки

Почему нашим детям нужно немного свободы

Диковинные приспособления для лепки снежков, хитроумные салазки для спуска со снежных дворовых горок — в мире современных детей осталось так мало места для обычных зимних дворовых забав. Психолог Екатерина Мурашова — о том, как важно иногда просто поиграть в снежки.

27.01.2019 13:00, Екатерина Мурашова для журнала «Сноб»


Проверка связи

Почему дети не хотят с вами говорить

Многие дети не раскрываются перед родителями, не разговаривают с ними о том, что их беспокоит, и о том, что происходит в их жизни. В результате мамы и папы не знают, чем живут их сыновья и дочки, пытаются исправить ситуацию, но конфликт усугубляется… Как вернуть доверие и близость? На этот вопрос отвечает детский психотерапевт Эрин Леонард.

26.01.2019 09:00, Эрин Леонард, womo.ua


«Такие дети – это крест, но нести его возможно»

О ребёнке с отставанием в развитии

К счастью, сейчас мы часто читаем мотивационные рассказы людей, которые растят детей с отставанием в развитии и по-прежнему имеют личную жизнь. Они стараются воспринимать ребёнка как обычного, привыкают жить немного не так, как остальные семьи, и радуются своему чаду. Но что делать, если сохранять оптимизм не получается, а жить становится всё труднее? Спрашивают и отвечают родители.

27.02.2018 09:00, Елена Есаулова для neinvalid.ru


«Мама, а сколько я стою?»

Как и зачем родители зарабатывают на детях в YouTube

Однажды я прочитала новость о шестилетнем американце, который заработал на видеороликах 11 миллионов долларов. Взглянув на свою двухлетнюю дочь, которая оживлённо разыгрывала с куклами «Репку», я начала прикидывать в уме, как мы построим на эти 11 миллионов дом, расширим участок и купим новую машину. Даже если заработок будет в рублях.

10.02.2018 13:00, Анастасия Миронова для mel.fm


«Приемный ребенок разрушил мою семью»

Три истории о детдомовцах-отказниках

В 2016 году в российских приемных семьях воспитывалось более 148 тысяч детей. По статистике, более 5000 воспитанников ежегодно возвращаются в детдома. Отказавшиеся от приемных детей женщины рассказали «Снобу» о проблемах с психикой, манипуляциях и равнодушии их воспитанников.

18.12.2017 13:00, Анна Алексеева для «Сноба»


«Какие они, даунята?»

Пятеро одинаково любимых детей

Нашей Маше два месяца. Я даже не знаю, «всего два» или «целых два». Оглядываясь назад, я понимаю, сколько всего произошло за это короткое время. Какой огромный путь нам пришлось пройти и насколько он был для нас неожиданным. От чувства, что мир рухнул, до осознания, что жизнь прекрасна, даже если она разная. От слез, страха, злости и нежелания принять — до нежности, от которой щемит в груди, и любви, от которой кружится голова. От отчаяния и ропота до благодарности Богу за то, что, посылая испытания, Он посылает и утешения — людей, события, радость…

16.12.2017 19:00, Елена Кучеренко для Matrony.ru


Двоечники и дворники

Дайте детям 15 современных установок на будущее

«Поступай в университет, а то станешь дворником!» Мы слышали это миллион раз от наших родителей и повторяем это нашим детям. А между тем, в современном мире диплом — не непременный залог успеха, а одна профессия — не ресурс. Мы хотели бы уберечь наших детей от провалов и разочарований, но они будут. В таком случае стоит дать им обновленные установки на будущее.

04.12.2017 09:00, Womo.ua


«Надеюсь только на себя»

О жизни после детского дома

В России полмиллиона сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если верить Диккенсу и Голливуду, у сироты все обязательно сложится хорошо. В реальности проблемы с социализацией могут быть неразрешимы. Бывшие детдомовцы рассказали «Снобу» о голодном детстве, трудной юности и обидах, которые остаются на всю жизнь.

27.11.2017 13:00, Анна Алексеева для журнала «Сноб»


Кризис нипочем

Новые возможности развития российской экономики

Куда вкладывать деньги, чтобы не пожалеть: об образовании, музеях нового времени, «коде нищеты» и «Стране детей» Леонида Ханукаева.

02.04.2015 09:30, Александр Балакин






 
<font size=2>Страна детей</font>

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.