Подписаться на обновления
26 мартаВторник

usd цб 64.4993

eur цб 72.9229

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Даниил Дондурей   вторник, 3 июня 2014 года, 14:00

ТВ: без анализа
Российская пропагандистская телемашина — ее леонардов чертеж в представлении Даниила Дондурея


Фото: A7md3mad /deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Все мы были свидетелями беспрецедентно успешной деятельности российского телевидения по проектированию и осуществлению операции общенародного одобрения политики российской власти в Крыму, да и по отношению к Украине в целом. Медийное участие в значительной мере было определяющим в формировании практически консолидированного взгляда жителей России на содержание произошедших событий. Что-то чрезвычайно значимое было, видимо, задействовано в явных и скрытых кодах отечественной культуры, в ее невидимых ментальных предписаниях и системах ориентации, чтобы в столь неожиданной степени объединить практически все слои и субкультуры российского общества. Затронуть некие неведомые, но искомые телепроектантами глубины подсознания и безошибочно актуализировать их. Сделать это удалось чрезвычайно быстро, эффективно и на этом этапе очень экономно.

Подавляющее большинство нашего народа и даже большая часть элиты теперь глубоко за то, что произошло в начале года, и гордится тем, каким образом присоединение Крыма было произведено. А осуществить это можно было только благодаря полному контролю за массовым пониманием происходящего. Для этого были отформатированы — вытащены на поверхность оперативного сознания и наполнены сфокусированным содержанием — ныне действующие системы представлений людей: ценности, мировоззренческие взгляды, модели будущего, а также еще то многое, что отвечает за программирование восприятия действительности многими миллионами. Это был своего рода триумф общенационального изготовления «правильных картин мира». Их наполнения и многих вариантов использования.

Вместе с тем обращает на себя внимание одна поистине уникальная особенность этой сферы деятельности. В силу как раз беспрецедентной собственной мощи, масштаба и последствий воздействия на людей и, конечно же, крайней деликатности этой миссии телевидение всячески уклоняется от знаний о самом себе. Скрывает, микширует, а подчас и направляет по ложному следу любые общественные трактовки этой темы. В частности, граждане не должны сосредоточиваться на том, что ТВ — среди прочего — является институтом гражданского общества. Но еще и средством государственной, рыночной, культурной, психологической политики, обладающим множеством иных функций. Видимо, именно по этим причинам — подальше от своего предназначения — телевидение с точки зрения правительственного попечения передано в инженерное по своей сути Министерство связи, которое занимается в основном вопросами технологической доставки сигнала. А вот телевизионный контент — это, дескать, ответственность только самих каналов.

В связи с отсутствием профессиональной экспертизы такой ответственной работы многие десятилетия принято воспроизводить редуцированные модели объяснения природы телевидения. Во-первых, общепризнано, что это трансляция новостей (важных, объективных, многоаспектных); это политика — отражение интересов власти, влиятельных групп, имеющих особые полномочия лидеров, а также взглядов их критиков. Во-вторых, это экономика: размещение рекламы, а вследствие этого все усилия ТВ служат продаже посредникам востребованного зрителями контента. В-третьих, принято считать, что это журналистика, у которой есть свои специфические обязанности, а значит, все гигантское многожанровое производство смыслов рассматривается исключительно через одну призму — задачи именно этой профессии. В-четвертых, это способность связать воедино разделенную на многие сообщества публику, невидимым образом организовав ее — в присутствии «ящика для глаз» — в определенные группы, которые думают, переживают, любят или ненавидят одно и то же. Сидя порой за тысячи километров друг от друга, люди, не зная этого, представляют собой аморфную массу или, наоборот, сверхсплоченное войско, способное умереть за общие идеалы. В-пятых, сами производители программ уверяют и себя, и власть, и общество: зрители в своих предпочтениях и выборе абсолютно свободны, потому что в любой момент могут выключить телевизор. В культурологическом плане это по сути прекраснодушная профессиональная обманка. Современный, живущий в виртуальном мире человек уже не в состоянии жить без включенных телевизора, Интернета, телефона, смартфона. Если он в какие-то моменты своей жизни не подключен к этим всемирным коммуникациям — значит, он (в глубинном психологическом смысле) выключен из пребывания в имеющей для него какое-либо значение реальности. По своему собственному самоощущению, подсознательно, он — не живой!

После того как профессор штата Аризона Дэвид Элтейд в своей работе «Логика медиа» термином «формат» обозначил то, что является первичным по отношению не только к любому демонстрируемому телевидением событию, но и к любой его эфирной презентации, именно формат стал способом опознания, структурирования реальности. Своего рода окном ее узнавания нами, зрителями. Мы видим то, что уже отформатировано, — то, что нам дают увидеть. И это всегда не сырое событие, а определенным образом обработанное — поданное и истолкованное. Людям довольно трудно самостоятельно различать подлинную и телевизионную версии происходящего. Дистанцироваться от посредников. Их восприятие и оценки строятся по принципу «что показано — то и было на самом деле, остальное — недостоверно». Поэтому авторы, редакторы, режиссеры, продюсеры, конструируя тот или иной формат, всегда держат в голове концепт создаваемого ими телевизионного продукта.

Вот лишь некоторые способы форматирования смыслового пространства на примере информации о событиях, происходящих на Украине, — как они были представлены в последние месяцы российскими телеканалами.

Телевидение в том виде, которое представлено нам сегодня, имеет возможность полностью заглушить любое высказывание, которое его не устраивает. Например, несколько лет назад я давал интервью BBC, в котором высказал примерно такие же взгляды и соображения. Оно никогда не было в эфире, когда мой ассистент звонил и узнавал – ему всегда говорили “будет в следующем месяце”. С тех пор прошли годы. Что произошло? Они отцензурировали мое высказывание. Полностью, целиком – просто не показав его, потому что у них есть более полные цензурные права, чем у кого бы то ни было. Сейчас те же люди возражают мне, утверждая, что предлагаемые мной меры демократического контроля над содержанием и формой телевидения – это цензура. Но невозможно отрицать тот факт, что они осуществили акт цензуры в отношении меня, не распространив мое интервью. Почему я не могу осуществить тогда акт цензуры в их отношении?

Контроль за повесткой дня. Тема Украины стала абсолютно доминирующей на любых информационных платформах нашей страны: во всех ежедневных новостных выпусках на всех затрагивающих эту проблематику каналах, в обзорных ежедневных и еженедельных аналитических передачах, а также в сюжетах бегущей строки — причем независимо от формы собственности данного ресурса. Было проведено радикальное увеличение масштаба представляемого события (количества отводимого на это времени, величины и подробности сюжетов, их жанрового разнообразия). Селекция неукраинских новостей привела к тому, что одни просто изымались из эфира, а те, что оставлялись, казались незначимыми, строились таким образом, чтобы восприниматься в качестве третьесортных. Аспекты рассмотрения украинской темы были дозированы и многократно повторялись. Поэтому когда бы зритель ни включал телевизор, он был тотально ангажирован собственным переживанием только что и одновременно давно им виденного. Круг приглашенных спикеров также практически не менялся. Одни и те же 15–20 человек переходили с канала на канал, становясь общенациональными ораторами по поводу любой детали украинских событий.

Однозначная интерпретация происходящего. В российском эфире полгода присутствует только одна — официальная точка зрения, которая сводится, по сути, к двум основным суждениям. «Западные страны, и в первую очередь США, намеренно с помощью фашистских и экстремистских группировок, разрушая государственность братской страны, передали власть от законно избранного президента хунте». И другая — «русские и русскоговорящие люди подверглись беспрецедентным в наше время преследованиям, а защитить их в этой ситуации может только скорейшая федерализация регионов и Россия». Вся информация об актуальных событиях на Украине фокусировалась под одну версию их описания. То же самое происходило с попаданием в эфир и с монтажом всего демонстрируемого в эфире визуального материала. Зрители не должны увидеть разницы между 500-тысячным митингом в Киеве и 3-хтысячным в Донецке. Как известно, после присоединения к России Крыма и Севастополя в составе Украины остались 24 региона. Но в эфире речь идет только о Донецкой, Луганской области и изредка о Харькове и Одессе.

Запрет на альтернативные точки зрения. Вся информация, поступавшая из разных мест Украины, отбиралась таким образом, чтобы альтернативные взгляды (свидетельства, доказательства, иллюстративный материал) вообще не появлялись. Дискуссии в ежедневных политических ток-шоу (подобной их интенсивности никогда не было за минувшие двадцать лет) кроились таким образом, чтобы спорили между собой лишь разные варианты одной сущностной позиции одного мировоззрения, а высказываемая с экрана оценка, как и само мышление спикеров, никогда не выходили за его пределы. Это позволяло не только имитировать достоверность, но и показать отсутствие или очевидную слабость любого инакомыслия. На контрасте это подчеркивалось жесткими, филологически заостренными репликами ежедневного Владимира Соловьева.

Эмоциональное усиление. Весь материал представленных в эфире сюжетов должен вызывать ответную эмоциональную реакцию зрителей. Призван непременно раздражать, порой шокировать их. Выпадать из нейтрального, обыденного психологического поля, вызывать сильные чувства в качестве ответа на высказываемые с экрана суждения. Полыхающие кадры, черный дым до горизонта, бесконечные покрышки, «коктейль Молотова», особый закадровый голос, сам смысл представленного сюжета должны строиться на усилении эмоционально окрашенного изображения поясняющим его текстом. Используемый язык должен быть на пределе возбуждения. Во всех случаях зритель призван находиться в состоянии, когда он не имеет права оставаться равнодушным, не может повернуться спиной к телевизору, заниматься своими обыденными делами, не реагировать на идущее к нему с экрана послание. Он просто обязан отвечать эмоцией на эмоцию. Протестовать, ненавидеть, одобрять, восхищаться.

Моральное отторжение. Все информационные и аналитические выпуски включены в моральный контекст: кто-то, в сущности наш противник, захватил братскую страну, мучает там простых людей, не дает им жить и работать, совершает святотатство — запрещает говорить и думать по-русски, жить по-русски, преследует всех тех, кто не принимает философию Майдана, кто не согласен с нелегитимным захватом власти в Киеве. Тут срабатывают механизмы моральной мобилизации, особенно сильно действующие, когда речь идет о где-то существующих жертвах, насильниках, о политиках, лишенных совести. Одновременно с этим косвенно ставятся под сомнение нравственные убеждения людей, смотрящих на Запад, готовых продвигать чужой порядок на «родную Украину», устанавливать там чуждые нам, а следовательно, находящиеся вне гуманистических устоев правила жизни.

Имперские архетипы. Одна из глубинных ценностных ориентаций носителей российской культуры связана с их, порой подсознательной, принадлежностью к большой и великой империи. Это чувство, даже когда оно не выходит на поверхность, не верифицируется, является довольно важным основанием для российской ментальной идентификации. Согласно ее предписаниям, «у меня лично могут быть неприятности, неудачи, многие истории моей семьи на протяжении минувшего столетия состояли из трагедий, но зато я горжусь величием моей страны и тем, что враги России ее по-настоящему боятся». Имперский архетип воспитывался веками, передавался от сословия к сословию, он до сих пор пронизывает убеждения самых разных слоев и групп нашего общества. Он в мгновение был актуализирован, вытащен на поверхность и сразу же стал одной из основных платформ одобрения действий российской власти.

Отказ от когнитивного диссонанса. На протяжении двадцати лет российские зрители получали из средств массовой коммуникации самые разные, подчас противоречащие одна другой установки и импульсы. Их учили уважать и, одновременно, ненавидеть бизнес, частную собственность, оставаться к ним равнодушными, думать о поведении во время войны в большей степени, чем о правилах жизни в мирное время. Молодые девушки, основные зрители кино в нашей стране, все-таки не готовятся к тому, чтобы уметь быстро передвигаться в окопах. Они хотят знать, как им вести себя с родителями, работодателями, друзьями. Телевизор во множестве сериалов и неигровых лент учил зрителя восторгаться Сталиным и тут же рассказывал о невероятных злодеяниях в годы его правления. Объяснял причины разрушения социалистической системы и одновременно превозносил советские идеалы. Тут действовал настоящий, давно описанный мировой наукой когнитивный диссонанс, когда один элемент знания противоречит другому, микширует или гасит его. По отношению к украинской проблематике этот механизм трансляции смыслов российским телевидением был полностью отменен. Никаких диссонансов! Никакой борьбы точек зрения. Одна магистральная дорога представленного на экране способа интерпретации событий.

Отказ от концепции двух Россий. Как известно, в нулевые годы нового столетия воспроизводилась идея большого и малого российского народов. «Абсолютное большинство граждан» противопоставлялось так называемому «гражданскому обществу». Если первое составляло две трети населения страны, то второе — не более 15–20 процентов (остальные — неопределившиеся). В начале 2014 года неопределившимся уже нельзя было быть ни при каких условиях. Каждый должен выбрать, с кем он и против кого. Поэтому так быстро стала иссякать социальная аудитория «рассерженного среднего класса». Тех, кто еще недавно неоднократно выходил в Москве на Болотную площадь и проспект Сахарова. Из оппозиционеров они в моральном поле российской общественной жизни были быстро превращены в «национал-предателей». Сосуществование с ними теперь уже не кажется свойством современного гражданского самосознания, а они сами представлены лишь неравноправными сторонами воинствующего конфликта.

Подавление оценки экономических последствий. В отечественном эфире не появлялся серьезный анализ того, во что обойдется государству и гражданам страны, в частности, присоединение Крыма или оппозиционные выступления некоторых групп в Восточной Украине. Основной мотив транслируемой оценки — все это будет недорого, увеличение затрат продолжится недолго, а санкции европейских стран и США совсем не страшны. Каждый зритель, сидящий у телевизора, должен быть уверен: мы без особого напряжения выживем самостоятельно, без Запада, а события последних месяцев сделают нас только сильнее, все дополнительные затраты как следствие процессов последних месяцев на гражданах России никак не отразятся.

Сильной империи всегда необходимо обладающее непререкаемым авторитетом первое лицо. Только президент страны, в отличие от любого другого человека в настоящее время, может быть любым — европейцем и патриотом, жестким и мягким, может гневно обличать США или поддерживать Обаму, может призывать к единению и одновременно свидетельствовать: «Не надо никого шельмовать, у нас не 1937 год». Это лидер, который находится как бы над схваткой, вне критериев разведения на лагеря, над всеми противостояниями. Только он имеет право наказывать и миловать. Лично с ним у десятков миллионов человек должны ассоциироваться стиль и основные принципы устройства нынешней жизни.

Значимое умолчание. Безусловно, важнейшее значение имеет также и управление тем, о чем не говорится в традиционных российских медиа. А не говорится о важнейших для понимания сегодняшней и завтрашней реальности вещах. Нет анализа природы «оранжевой» революции 2004 года, а также исходных факторов формирования философии Майдана декабря 2013-го. Не попадают в эфир социологические данные о том, как граждане Украины относятся к тем или иным поворотам собственной истории, если они противоречат российской официальной доктрине. Никогда не упоминается то обстоятельство, что почти 78 процентов граждан суверенной страны являются этническими украинцами, а следовательно, вольны через свой язык строить свою государственность. Не публикуются какие-либо объективные свидетельства «жестоких притеснений» русскоязычных граждан — они только объявляются. Нет даже попыток ответа на вопрос: отличаются ли молодые украинцы от своих родителей, которые воспитывались в СССР, по своим ценностям, взглядам, ориентирам? Нет информации о лидерах идущей на Украине президентской кампании; их программы в России вообще не презентируются. Нет обсуждения промахов строительства украинской государственности после 1991 года. Отсутствуют какие-либо обсуждения стратегического вопроса: как Россия может помочь братскому народу? Никогда на российском ТВ не возникает тема специфики украинского национального характера, того, чем он отличается от русского.

Думаю, что намеренная недооценка воздействия «ящика для глаз» — важнейшая составляющая его нефиксируемого воздействия на мысли и чувства людей, сопоставимая по своему значению с влиянием Церкви в Средние века. Попадая в лавину виртуального предложения, зритель призван оставаться под его обаянием, не рефлексируя то, что на самом деле с ним происходит. Не только не задумываться об этом, но и ни в коем случае не подозревать о том, что им кто-то искусно манипулирует. Это ведь действительно сверхщепетильная сфера. Считается, что жизнь — это нечто реальное, материальное, всамделишное, а значит, совершенно отдельное от эфемерного, развлекательного — как его ни демонизируй — телевизора. Он способен в той или иной степени лишь отражать какие-то элементы жизни.

Отечественные теледемиурги работают в основном по наитию — как настоящие художники, не нуждающиеся в каких-либо научных исследованиях, в специальной поддержке. При этом их объединяет непреложная профессиональная установка: никогда итоги своей работы и своих конкурентов в публичном пространстве не рассматривать. Не оценивать. Не критиковать. Объявлять только цифры рейтинга. Такая профессиональная конвенция строго выдерживается вот уже двадцать лет. По отношению как к старым, так и к новым медиа. Телевидение никогда не упоминается нашими руководителями и очень редко становится предметом выступления лидеров любых элит. Есть негласный общенациональный договор — говорить о нем можно лишь как о средстве получения информации, типе журналистики, но практически никогда как о самом влиятельном институте формирования человеческого капитала.

Интересно, что ни политологи, ни социологи, ни психологи, ни представители каких-либо других областей знания не призываются государством и гражданским обществом разобраться в особенностях, но главное — в механизмах достижения эффективности и анализа последствий того производства, которое сегодня определяет практически все аспекты нашей жизни. Как измерять создаваемый здесь контент, как объективно его описывать, оценивать, проектировать? Что позволительно с моральной точки зрения здесь делать, а что нет? Какие тут имеются профессиональные табу, тематические или жанровые самозапреты?

Мне кажется, что телевидение чуть ли не одно из самых засекреченных современных производств. Притом что изготовление массовых представлений людей о происходящем находится, казалось бы, на самом виду, доступно абсолютно всем, является чемпионом по величине затрачиваемого на него времени. А еще постоянно модернизируется для того, чтобы оставаться лидером всех видов потребления. В этой ситуации нет никаких убедительных объяснений того, почему отсутствует рефлексия относительно его участия в создании смысловых пространств, коридоров и практик нашего постижения реальности.

Приведу в связи с этим несколько примеров, почерпнутых из исследований конца 2013 года. Благодаря специальным телевизионным усилиям 69 с небольшим процентов наших граждан считают себя сегодня не европейцами, а жителями уникального государства-цивилизации. Трое из каждых четырех соотечественников в разных пропорциях и вариантах не принимают рыночные отношения и частную собственность, в полном противоречии с действующей Конституцией Российской Федерации. Среди всех российских правителей ХХ века к Горбачеву сейчас относятся в два раза хуже, чем к Сталину. Итоги деятельности последнего Президента СССР — по данным социологических опросов — не принимают 64 процента граждан нашей страны, а «отца народа» — всего 38 процентов. Почти 76 процентов нашего населения твердо уверены, что прокуратура должна жестко контролировать НКО, которые она сама определит через категорию «иностранных агентов». Только 20 процентов граждан голосуют за высказывание «правды, какой бы она ни была».

Это лишь несколько штрихов гигантского мировоззренческого айсберга, который никогда не становится темой заседаний, например, Совета национальной безопасности. Есть такое убеждение, что если государство или бизнес-сообщества владеют каким-то медийным активом, то это и есть как бы независимое средство массовой информации. Но все мы прекрасно знаем, что объективность, свобода предъявления разных взглядов на происходящее не связаны ни с формой собственности, ни со способами доставки, ни с отношением с рекламодателями, а также с целым рядом других вещей, которые здесь очень важны.

Совсем не случайно на российском телевидении, например, никогда не было самостоятельных общественных советов. Они там никому не нужны, потому что эти производства действуют с определенной контентной задачей, которая через науку, исследования, аналитику не должна рефлексироваться. Важно подчеркнуть: телевидение — это создание целостных «картин мира» людей, а не только их политических воззрений. Именно поэтому главный в рамках телевизионного контента продукт нашей страны — это, конечно, создание телесериалов. Мы производим в два с половиной раза больше этой продукции, чем в Европе, в полтора раза больше, чем в Латинской Америке или США, догнали и уже обошли по ее объему Китай. Но — и это очень показательно — в нашей стране нет заказа на фундаментальные исследования этого продукта, которого только нового у нас производится 3,5 тысячи часов в год, а с повторами показывается около шестидесяти названий в сутки.

Если бы я не был в Крыму на следующий день после появления «вежливых людей» в здании парламента Крыма, я бы, наверное, не понял, что там произошло. Потому что по факту не было ни одного текста, слова высказывания, которое дало бы объективную картину происшедшего. Ну, тогда еще в Крыму, потому уже в Донбассе – это разные немножко истории, но, по крайней мере, это два сезона одного сериала. Просто я нигде не смог прочитать такого высказывания, в котором сочеталось бы то, что а) Крым был захвачен нагло, бессовестно, цинично и все такое. Б) Крым наш – это справедливо, мы жили 23 года с чувством этой потери. Все-таки я продолжаю на этом настаивать, хотя там многие мои друзья со мной спорят.

Так изготовляются представления людей о прошлом, настоящем, о государстве, семье, жертвенности, терпимости к насилию — о чем угодно. Но нет анализа ни педалируемых в сериалах тем, конфликтов, предлагаемых героев, ни принципов развития сюжетов, ни трансформации жанров — ничего. Мы не знаем, как воздействуют на зрителей все эти истории, каких граждан они формируют. Как участвуют в развитии нашего гражданского общества и других сфер жизни в целом. Это как если бы во время военных действий, в ситуациях, связанных с безопасностью страны, вообще отсутствовали военные эксперты. Или как если бы их не было в экономике — буквально тысяч в сотнях вузов и банков, в корпорациях и офисах. Прекрасные журналисты тут не могут заменить исследователей. Нет социологов, психологов, людей, которые специально занимались бы этим, могли ставить задачи, фиксировать последствия.

У меня есть ощущение, что даже те, кто по «долгу службы» призван этим заниматься, не имеют объективных данных о системном воздействии телевидения или имеют достаточно превратные. Проблема — как выйти из этого замкнутого круга, тупика или хотя бы попытаться обозначить эту проблему? Легче постоянно находиться в пространстве политической интерпретации воздействия ТВ. А вот профессионально — что это такое? Как старые и новые медиа действуют, как они устроены? Какие здесь рычаги, что можно делать? Не по недомыслию же в нашей стране нет серьезного анализа экономики медиа. Что вообще это такое — пресловутые «рейтинг», «доля», «неформат»? Простые измерительные процедуры, мощнейшие цензурные ограничения или способы программирования смыслового пространства нации? Мы до сих пор с этим не разобрались.

Источник: Искусство кино, №4




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Диктаторы, римские папы и одна маленькая девочка

Кого и зачем бальзамировали в XX веке

Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни. Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

25.03.2019 19:00, Никита Харчевников, vokrugsveta.ru


Слава богу, понедельник

Почему молодые люди притворяются, что любят свою работу

Согласно исследованию рекрутингового агентства Hays, 79% россиян сталкивались с профессиональным выгоранием или слышали о нем от знакомых. При этом 37% работодателей признаются, что не пытаются помочь сотрудникам соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Мы постоянно обсуждаем тревожность и стресс, связанные с работой, но культ успеха не теряет своих позиций. Молодые люди хвастаются в социальных сетях недосыпом и воспринимают работу на выходных как норму. Корреспондентка The New York Times Эрин Гриффит разбирается, как культура переработок захватила мир, почему молодые люди ходят в туалет по расписанию и к чему приводят 55-часовые рабочие недели, — T&P опубликовали сокращенный перевод ее колонки.

25.03.2019 13:00, Эля Харрасова, theoryandpractice.ru


Императрица Сисси – несчастная красавица на троне

Она могла бы изменить ход истории

История не знает сослагательного наклонения, однако иногда очень хочется пофантазировать о том, «а что, если...». Кстати, произведения в жанре альтернативной истории в последнее время набирают популярность. Австрийская императрица Елизавета Баварская — одна из тех исторических личностей, которая, несомненно, заслужила хороший конец для своей истории. В многочисленных романах и фильмах, посвященных ей, так чаще всего и бывает, тем более, что история эта начиналась как настоящая сказка про принца и принцессу.

19.03.2019 19:00, kulturologia.ru


Кружок, ещё кружок и карате — лишь бы на улице не шатался

Как семья живёт в «дополнительном образовании»

Музыкальная школа, кружок робототехники, бальные танцы и курсы живописи — вы уверены, что ребёнку это всё надо? Наш блогер делится личными наблюдениями о причинах, по которым родители отдают детей в кружки и секции, напоминает родителям, что у детей свои приоритеты и интересы, и рассказывает, как их разглядеть.

18.03.2019 13:00, mel.fm


Разрешите себе быть красивой

Кому выгодна ваша неуверенность в себе

Кто и зачем внушает вам, что вы некрасивы? Есть множество причин по которым кому-то выгодно, чтобы вы были несчастливы в собственном теле. Но есть и хорошая новость: вы можете игнорировать эти ядовитые посылы.

15.03.2019 13:00, Статья опубликована на портале womo.ua


Ад, пригодный для жизни

Часто мы живем в собственном аду. У этого уютного места есть две характеристики. Первая: кажется – что-то не так, нам плохо и тяжело и мы жутко устали. Силы уходят на то, чтобы выжить. И вторая: не видно выхода. Такая жизнь кажется единственно нормальной и единственно заслуженной. Потом на эти критерии наслаивается еще и еще, но сперва есть только одно и второе.

14.03.2019 09:00, Елена Алчанова


«Временная подработка похожа на наркозависимость»

История курьера, который подсел на заказы

Бывший программист Стив Корди рассказал о том, как начал работать в сервисе доставки еды и как подобные сервисы подработки вызывают у исполнителей зависимость, схожую с наркотической.

13.03.2019 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com


Почему нам нравятся подделки

Время женщин с искусственной грудью и мужчин на пластиковых авто

Вот идет по улице красивый человек. Например, мужчина. У него крепкое мускулистое тело, волевой подбородок, целеустремленный взгляд. Можно подумать, что человек этот способен на большие свершения. Спасти тонущего мальчика, открыть чердак горящего дома и выпустить голубей, и, в конце концов, оказаться героем военно-морского флота. Как плод фантазий поэта Михалкова, дядя Степа. Но я-то знаю, что этот парень не будет размениваться на подобное. Он спешит в спортзал.

13.03.2019 09:00, Татьяна Сулимова, lady.tut.by


Сколько, где и как работают и зарабатывают российские женщины

Статистические данные о зарплатах женщин в России

Несмотря на бурное обсуждение «перегибов» гендерной повестки, женщины продолжают сталкиваться с неравенством — в том числе в образовании и карьере. Они больше учатся и чаще оканчивают университеты, но зарабатывают меньше, реже добиваются высоких должностей и почти не представлены в высших эшелонах власти. Почему женщины «работают меньше» мужчин, какое место в мире занимает Россия по числу предпринимательниц и в каких областях наиболее заметна разница в зарплатах — T&P собрали статистику о положении женщин на рынке труда и в образовании.

12.03.2019 13:00, theoryandpractice.ru


Митинг за интернет вывел москвичей на улицы

Фоторепортаж со столичного протеста

В воскресение в России прошли митинги против законопроекта об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации». Такими благостными названиями законопроектов можно кормить чиновников, но не профессиональное сообщество и обычных людей. Согласовать массовые акции удалось в Москве, Хабаровске и Воронеже. Митинг был организован Либертарианской партией и Обществом защиты интернета, его поддержали Пиратская партия, Роскомсвобода, кампания «Цифровая оборона». По данным полиции, на проспекте Академика Сахарова собрались 6,5 тысяч митингующих. В «Белом счетчике» насчитали 15,3 тысячи.

12.03.2019 01:03, Михаил Селезнев, habr.com






 

Новости

Алина Загитова стала чемпионкой мира по фигурному катанию
Олимпийская чемпионка Алина Загитова завоевала золото на чемпионате мира по фигурному катанию, который проходит в японской Сайтаме.
Умер Вячеслав Красовский
Yа 62-м году жизни скончался доцент кафедры истории русской литературы и журналистики МГУ им. Ломоносова Вячеслав Красовский.
Wiki-забастовка против европейской директивы о копирайте
Немецкая Википедия 21 марта закроется в знак протеста против принятия «налога на ссылки» и «обязательной фильтрации».
В Москве прошел митинг против изоляции Рунета
Акция направлена против законопроекта о «суверенном интернете». По данным полиции, на проспекте Академика Сахарова собрались 6,5 тыс. митингующих, в «Белом счетчике» насчитали 15,3 тыс.
Умер нобелевский лауреат Жорес Алферов
Нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов скончался в Санкт-Петербурге, сообщила РИА Новости его супруга Тамара. Ему было 88 лет.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.