Подписаться на обновления
12 декабряСреда

usd цб 66.5022

eur цб 75.6197

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Наталия Трищенко   понедельник, 27 августа 2018 года, 13:00

Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто
Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

— Что такое открытый доступ?

— Открытый доступ — бесплатный, мгновенный доступ, обязательно предполагающий публикацию с лицензией определённого типа. Важно понимать, что если что-то доступно бесплатно, то это ещё не значит, что оно открыто. Если на странице со статьей чётко не прописана лицензия, у нас нет никакой гарантии, что завтра эта статья останется там же и не поменяет свой статус. Одна из особенностей открытых лицензий — их безотзывность. Если издатель декларирует, что публикация находится в открытом доступе на условиях свободной лицензии, то лицензия не может быть отозвана.

За рубежом, как правило, если издание называет себя журналом открытого доступа, то издательство чётко понимает, что значит используемая им лицензия и какая ответственность лежит на этом издательстве. Что касается России и Беларуси (у нас практически одинаковая ситуация), то здесь пока всё несколько по-другому. Например, если мы возьмем сайт elibrary.ru — крупнейшую российскую научную электронную библиотеку, — то увидим, что там есть вкладка «журналы открытого доступа». Однако публикации на сайте доступны только после авторизации, и это противоречит принципам открытости.

Это проблема, в первую очередь, издателей: у них не хватает компетенций, знаний о том, что бесплатный доступ и открытый доступ — это разные вещи. Они просто публикуют на своём сайте статьи, которые можно прочитать без авторизации, и считают, что у них журнал открытого доступа. Лишь когда они предпринимают попытки выйти на международный уровень, когда они хотят привлечь зарубежных авторов или рецензентов, попасть в какие-то базы данных – например, в Директорию журналов открытого доступа (the Directory of Open Access Journals, DOAJ), Web of Science, Scopus, – то сталкиваются с необходимостью указать информацию о лицензии. И лишь декларации статуса будет недостаточно: должна быть ссылка на место на сайте, где указана информация о лицензии, описано, что должен делать автор, какие существуют условия использования произведений. Здесь и начинаются проблемы.

НЭИКОН и Ассоциация интернет-издателей в рамках разных проектов распространяем информацию о концепции открытого доступа. Мы считаем, что одна из наших миссий — просвещение библиотекарей, учёных, издателей, всего научного сообщества. Даже если журнал по своей бизнес-модели находится в закрытом доступе, мы всё равно поднимаем вопрос прав на произведения: да, конечно, у вас такая модель, но у вас всё равно должен быть договор с авторами. Автор должен понимать, какие права у него есть. Если этот журнал находится в постоянном закрытом доступе, автор должен знать, что он может делать с препринтом этой статьи, сможет ли он через какое-то время выложить препринт или постпринт в свой репозиторий либо на какую-то глобальную платформу типа ResearchGate.

Есть ещё один нюанс. При использовании открытого доступа как части бизнес-модели за издание журнала должен кто-то платить. Это может быть само издательство, если, допустим, оно получает какие-то гранты и публикация для авторов бесплатна, это может быть так называемая APC (article processing charge), когда за публикацию в журнале платит сам автор. Сумма колеблется от 500 до 5 000 долларов. Открытая публикация в Elsevier стоит в среднем около 3 000 долларов Хотя исследования показывают, что чаще всего автор платит не напрямую, а за счёт части своего гранта, или ему помогает покрыть расходы университетская библиотека.

Перейдем к вопросу «зелёного» открытого доступа. Если под «золотым» доступом подразумевается публикация именно в журналах открытого доступа, то платформой для «зелёного» являются репозитории, которых, по данным OpenDOAR, сейчас порядка 4 тысяч. Университеты и научные организации уже давным-давно развивают как институциональные репозитории, в которые собирают публикации своих учёных, так и тематические (такие как ArXiv.org), где публикуются статьи по определённым дисциплинам. Недавно была новость о том, что знаменитый репозиторий SSRN, посвящённый социальным наукам, приобрел Elsevier и начал развивать на этой платформе другие тематические отрасли. Скоро SSRN станет междисциплинарным или мультдисциплинарным репозиторием открытого доступа.

Цель создания репозиториев, если мы говорим про институциональный репозиторий, — обеспечение открытого доступа к накопленным знаниям организации. Если авторы публикуют статьи в закрытых журналах, то очень часто издатели разрешают им размещать препринты в институциональных репозиториях. Препринт — это та рукопись, которую автор отправляет на рассмотрение в журнал. Некоторые журналы позволяют размещать препринты с редакционной версткой, а некоторые журналы, например, JAMA (медицинский американский журнал), не приветствуют размещение препринтов. Нужно отметить, что последних осталось совсем немного.

Сети репозиториев в евразийском пространстве развиваются по-разному в зависимости от страны. В Армении около 1-2 университетов имеют собственные платформы, в Киргизии примерно такая же картина, в Казахстане немного лучше — может, около 10.

В Беларуси 24 университета из 52 имеют свои репозитории. Они начали появляться в конце 2009-2010 гг. У нас была государственная программа, которую мы реализовывали по заказу Министерства образования. За счёт выполнения этой программы мы адаптировали программное обеспечение с открытым кодом DSpace под нужды университетов и распространяли его в течение 3-4 лет. В результате стал заметен большой рост репозиториев в белорусских вузах.

Что касается России, то здесь недавно был запущен проект «Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов», одной из целей которого является объединение уже существующих репозиториев, а также продвижение открытого доступа, открытой науки, помощь в создании институциональных репозиториев на местах. Мы с нашими коллегами проводим семинары, разрабатываем методические рекомендации и проводим прочую подготовительную работу.

— Вернёмся к научным журналам. Применима ли модель, при которой автор платит за публикацию, в российских и белорусских научных журналах?

— Существует проблема так называемых «хищнических» журналов. Библиотекарь Джеффри Билл прославился тем, что создал список журналов, которые брали плату за быструю публикацию статей. Цены на публикацию стартовали от ста долларов, при этом такие журналы ничего не рецензировали, они просто публиковали то, что прислал автор, и брали за это деньги. Никто не обращал внимание на качество статей. В России таких хищнических журналов очень много, и в последнее время с ними идёт упорная борьба. Например, в прошлом году 344 журнала были исключены из российского индекса научного цитирования, потому что их заподозрили в продаже мест под статью без рецензирования.

Фактически такие статьи пишутся для отчётности, их никто не читает, они приносят огромный вред науке. Зачастую журналы, зарабатывающие на APC, подозревают в хищничестве. Я даже не могу сказать, существуют ли на сегодняшний момент в России журналы открытого доступа, которые используют модель APC. Мне такие примеры именно среди качественных, хороших журналов неизвестны.

Ведущие российские журналы — это журналы Академии наук. Они пытаются придумать платформу, которая будет работать именно по модели APC, но на сегодняшний момент, насколько я знаю, никаких решительных шагов в этом направлении сделано не было. Хотя в январе этого года, по-моему, порядка 150 журналов издательства «Наука» перешли в бесплатный доступ, включая выпуски за 2018 год. Но они не используют открытые лицензии.

— А применима ли у нас такая модель? Зарубежным авторам всё же проще потратить 2 тысячи долларов на публикацию, чем российским. Журнал в итоге собирает достаточно денег, чтобы оплатить рецензентов, редакторов, верстальщиков и всех остальных. Российские авторы не готовы платить такие суммы.

— Дело в том, что западные фонды закладывают в сумму гранта стоимость публикации статьи в открытом доступе, если они её требуют. У российских и белорусских фондов такой практики нет. Мне кажется, это одна из причин, по которой такая модель у нас не работает — для неё просто не создана инфраструктура. Фонды требуют, чтобы публикация была в открытом доступе, но деньги на это не выдают. Я считаю, что нужно обеспечить одновременно оба эти условия: чтобы фонды требовали публикации результатов в открытом доступе и закладывали в сумму гранта расходы на APC.

В Европе идёт движение к тому, что к 2020 году все, что финансируется Еврокомиссией, должно быть опубликовано в открытом доступе. Причём речь идет не только о само- публикациях, но и об исходных данных (то, что называется research data и raw data). Такая практика будет способствовать развитию открытой науки и обеспечит возможность воспроизводить описанный опыт.

— Как будет выглядеть инфраструктура научной коммуникации в перспективе 5-7 лет?

— Существует большая четверка издателей в мире науки: Elsevier, Wiley, Springer Nature и Taylor & Francis. Там публикуется, наверное, около половины всех качественных, наиболее цитируемых научных статей. Цифра не точна, но я знаю, что в Elsevier публикуется каждая четвертая научная статья в мире. Сейчас также развиваются проекты мегажурналов. Например, один из самых известных — PLOS (Public Library of Science). Кроме того, в 2011 году Nature запустил свой журнал, который называется Scientific Reports. В 2017 году в нем было опубликовано более 25 тысяч статей. Мне кажется, что в ближайшей перспективе будут развиваться и мегажурналы, но надо понимать, что их не может быть много. Допустим, будет 5 журналов в мире, тогда всё будет публиковаться в них? Мне кажется, что это не очень логично.

Журналы в том виде, в котором они существуют сегодня, будут существовать еще много лет. Во-первых, это бизнес, во-вторых, это удобно, в-третьих, люди привыкли так делать, в-четвертых, вокруг специализированного журнала формируется своя аудитория — это рецензенты, редакторы, авторы, исследователи. То есть журнал формирует свою маленькую экосистему.

В мире есть около 25 тысяч хороших (или относительно хороших) научных журналов. Всего их около 100 тысяч. У каждого журнала есть своя аудитория. Сейчас информации настолько много, что просто нельзя прочитать все статьи, которые вышли по твоей тематике. Это огромный поток информации. В концепции мегажурнала, мне кажется, теряется именно эта связь с сообществом. У нас есть круг библиотечных журналов, есть своё комьюнити, которое общается на форумах и конференциях, на Facebook. И оно в среднем читает от 2 до 5 библиотечных журналов. Если это комьюнити уйдет в мультидисциплинарный мегажурнал, то всё это размоется.

— Может быть, так доля объективности в оценках будет больше? Если всё это выйдет за пределы одного конкретного сообщества.

— А вы думаете, что в условном PLOS статью по библиотечному делу будет рецензировать физик или химик? Сообщество расширится, но не за счёт того, что уйдёт в мегажурналы. Оно расширится за счёт объединения двух-трёх журналов. Поэтому, как мне кажется, бизнес-модель журнала будет существовать достаточно долгое время. Естественно, репозитории тоже будут развиваться, но, на мой взгляд, они не заменят журналы.

— Каковы перспективы модели журнала с открытым рецензированием?

— Я не очень верю в то, что учёный найдет время писать какой-то комментарий под статьей. При этом непонятно, кто именно пишет комментарий. Можно подписаться нобелевским лауреатом, а на самом деле быть однофамильцем этого нобелевского лауреата. Отношение к таким комментариям, как в Facebook, несерьёзное.

— Как открытый доступ влияет на распространение информации о результатах научных исследований и цитируемость?

— Я не уверен, что публикация статьи в открытом репозитории повысит ее цитируемость. У нас есть статья, которая вышла год назад в журнале «Интеграция образования», включенном в Scopus. На ReserachGate её прочитало 1600 человек. Статья при этом размещена в открытом доступе. Пока она получила только одну ссылку, и я не могу сказать, что если бы она была в закрытом доступе, то этой ссылки бы не было. Есть такие исследования, которые показывают, что фактически открытый доступ не влияет на цитирование, но влияет на скорость появления ссылок. К примеру, статья в подписном журнале будет процитирована 10 раз за 5 лет, а в открытом доступе — 10 раз за 3 года. При этом за 5 лет количество цитирований будет одинаковым. Несомненно, что открытый доступ повышает видимость материала.

Вероятность цитирования довольно сложно рассчитывать по ряду причин. Есть такое понятие в науке, как «спящая красавица». Это когда какое-то исследование не было замечено при публикации и внимание на него обратили только через 10 лет после того, как кто-то на неё сослался, Статья, которая ее «разбудила»называется «принцем». Если вы посмотрите, как дают нобелевским лауреатам премии, то увидите, что они получают признание через много лет после того, как сделали открытие.

— Насколько альтметрика может свидетельствовать о востребованности научного исследования и его качестве?

— О востребованности — да, о ценности — да, о качестве — нет. Слово «качество» к статье вообще применить сложно. Что такое качество статьи? Может ли плохая статья быть качественной? Разгромная рецензия ведь тоже даёт цитирование — вот и метрика подросла. С престижем тоже сложно. Журнал Nature престижный, но в нём, по-моему, цитируется только 20% статей. Могут быть статьи нобелевских лауреатов, которые наберут 5 тысяч цитирований за 10 лет, могут быть статьи, которые ничего не наберут, а через 20 лет «проснутся» и станут событием. Поэтому словосочетание «качественная статья» я бы вообще не использовал, статья бывает ценной, высокоцитируемой. Но ценность не равна цитируемости.

На мой взгляд, существующих метрик вполне хватает, и многие министерства, многие фонды используют те метрики, которые есть. На сегодняшний день импакт-фактор, который считается по базе данных Journal Citation Reports и метрике CiteScore, — это важнейшая метрика оценки научного журнала. Там указано количество ссылок на статью — это метрика оценки цитируемости, востребованности статьи. Не думаю, что в ближайшее время появится какая-то новая суперметрика, которая ответит на все вопросы.

— Каким будет будущее библиотек в мире открытой науки?

— Оно уже наступило. Есть пример американских библиотек, шведских библиотек. Во-первых, они аккумулируют деньги на открытый доступ, чтобы публиковать статьи учёных. Во-вторых, сейчас в библиотеках развивается такое направление, как library publishing, когда библиотеки начинают заниматься научными журналами, репозиториями, присвоением DOI, ведут работу с индификаторами ORCID и Researcher ID, помогают исследователям создавать профили в Google Scholar. То есть библиотеки сейчас позиционируют себя в качестве маяков для учёных. Библиотекари, как эксперты не в создании самого исследования, а в распространении его результатов, могут объяснить, что нужно сделать с публикацией, чтобы она получила максимальное внимание, была востребована и так далее. Роль библиотеки в том, чтобы обеспечить дальнейшую жизнь публикации: продвижение, правильное хранение данных, правильные метаданные, присвоение DOI, интеграция с ORCID, корректная привязка в Scopus, в Web of Science.

— Что такое открытая наука?

— Открытая наука — это среда, которая позволяет оперативно получить научную информацию, воспроизвести результаты за счёт опубликованных данных, привязанных к статье, и получить какие-то новые данные. Открытая наука — это и ссылки в списках литературы, по которым можно перейти дальше и получить всю информацию в открытом доступе.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru


От образования до развлечений

15 лучших подкастов об образовании и науке

Издание The Mission составило подборку из 15 подкастов о технологиях в образовании, методах обучения, а также интересных взглядах на историю и другие науки.

22.08.2018 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com


Образовательные реформы: Гонконг

Открытое образование в Китае

50 лет назад в Гонконге было только два университета и несколько профессиональных училищ. В начале 90-х правительство взяло курс на превращение города-государства в мировой центр науки и образования. Теперь гонконгские институты по праву считаются одними из самых динамично развивающихся. Edutainme разобрался в азиатских тонкостях и узнал, что можно взять на вооружение.

21.08.2018 13:00, Дарья Сухарчук, edutainme.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.