Холодная война, Карибский кризис, чуть не завершившийся ядерной войной, знаменитый стук ботинка в ООН, XX съезд партии и развенчание культа личности Сталина, массовые застройки в попытке решить жилищный вопрос, «оттепель». С чем ещё ассоциируется эпоха Никиты Хрущёва? Ах, да — «царица полей». Мало кто сейчас помнит, но в своём мнении, что именно кукуруза поможет возродить советское сельское хозяйство, генсек был не одинок. Был ещё один человек, который всячески убеждал советского лидера, что нет продукта более неприхотливого и полезного, чем кукуруза. Его имя — Росуэлл Гарст. Обычный фермер из Айовы, который принял непосредственное участие во «всеобщей кукуруризации СССР».
В своё время о поездках Росуэлла Гарста в СССР и переговорах на самом высоком уровне писали на первых полосах советские газеты, в Советском Союзе о его инновационных методах выходили книги, а сам Никита Сергеевич настолько проникся идеями Росуэлла Гарста, что включил посещение его фермы в свою программу визита в США в 1959 г. (это была первая в истории поездка советского лидера в Америку). Теперь, спустя ровно 50 лет после этого визита, родственники самого предприимчивого американского фермера, который умудрялся продавать свой продукт и свои идеи в страну, который каждый порядочный гражданин США считал «врагом», решили вспомнить и о самой поездке, и о дружбе Хрущёва и Гарста.
Впервые Росуэлл Гарст оказался в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1955 г. (уже через четыре года ВСХВ переименовали в ВДНХ, а спустя ещё три десятилетия во Всероссийский выставочный центр — ВВЦ). Гарст, приехавший в составе делегации из 12 фермеров из Айовы по приглашению тогдашнего и.о. министра сельского хозяйства Владимира Мацкевича, долго рассказывал о производстве и переработке кукурузы, удобрении почвы, механизации — и о том, как американский опыт поможет «поднять на новый уровень советское сельское хозяйство». Из Москвы Гарст отправился в Киев, затем в Одессу, оттуда в Крым — на встречу с Хрущвым.
«И вот Гарст с женой Элизабет в Советском Союзе, — пишет сын Никиты Хрущёва, Сергей Хрущёв, в книге «Реформатор. Книга об отце», которая будет представлена издательством «Время» на книжной ярмарке в Доме Художника 2-6 декабря 2009 г. — В общем, обычная программа приёма зарубежной делегации. Посетили Киев, объехали приднепровские колхозы, совхозы, опытные станции. Смотреть особенно оказалось нечего, осень, уборка подходила к концу, но хозяева старались изо всех сил. Гарст внимательно ко всему приглядывался, от комментариев воздерживался. В заключение предусматривалось посещение Одесской селекционной станции, занимавшейся гибридизацией кукурузы. Там во время осмотра переводчик отозвал Гарста в сторону и сообщил, что его приглашают к Хрущёву, сегодня же им предстоит лететь в Крым.
Отец и Гарст понравились друг другу — оба души не чаяли в земле, могли часами обсуждать кукурузу, сою, бобы. Разговорившись, отец поинтересовался, что Гарст думает о нашем сельском хозяйстве. Гарст отбросил дипломатию и выложил напрямую: «Дело в том, что советское сельское хозяйство лет на пятнадцать отстает от потребностей растущего населения СССР, в то время как американским фермерам удается опережать этот рост на те же пятнадцать лет. Отсюда и проблемы в обеих странах: дефицит в СССР и перепроизводство в США».
— И что же Вы нам посоветуете? — поинтересовался отец.
— Покупайте наше зерно, и вам будет хорошо, и нам. Вы избавитесь от дефицита, мы — от излишков, — забросил удочку уже не фермер, а бизнесмен Гарст».
А вот американский биограф Никиты Хрущёва, историк Уильям Таубман в книге «Хрущёв и его эпоха» воспроизводит этот разговор по-другому.
«— Почему вы так мало знаете об американском сельском хозяйстве? Если вам понадобилось лишь три недели, чтобы раздобыть проект нашей ядерной бомбы, то почему не получается «украсть» наши секреты выращивания кукурузы? — начал переговоры Гарст.
— Нет, вы ошибаетесь. Только две недели, — подыграл ему Хрущёв».
С этого разговора началась дружба Гарста и Хрущёва. Гарст ещё несколько раз бывал в СССР, а в 1959 г. Хрущёв настоял, чтобы в его программу визита в США обязательно включили Айову и ферму Гарста. В итоге в сентябре в Кун Рэпидс нагрянула советская делегация, американские сопровождающие и около 600 журналистов. Последние, кстати, даже пострадали от кукурузы Гарста. Росуэлл Гарст отправился вместе с генсеком на поля — показывать, как растёт царица полей, каким образом её следует сажать и какие механизмы при этом использовать. 600 журналистов за ними. Гарст и Хрущёв о чём-то эмоционально спорили, фотографы пытались подобраться поближе. Росуэлл был взбешён — за корреспондентами не видно полей. Не церемонясь с представителями четвёртой власти, он схватил початки, прицелился. И начал швырять их в репортёров. Его фотографии с початками в руках облетели всю страну.
«Помню, как сразу после этого бабушка, ужасно злая на деда из-за этого поступка, посадила нас с братом на крышку пианино в гостиной, — вспоминает внучка Росуэлла Гарста Лиз, — Бабушка строго сказала: «Ваш дед только что бросил кукурузный початок в репортёров. Все засмеялись, думая, что это смешно. Но вот, что я вам скажу: это совсем не смешно. Это невежливо и глупо». Она была просто вне себя от гнева. Ей было ужасно неприятно оттого, что дед c этим початком попал на страницы журнала».
Лиз Гарст по-прежнему живет на семейной ферме — правда, помимо бескрайних кукурузных полей, сейчас у потомков самого знаменитого фермера в СССР есть ещё один источник дохода — сельский туризм. Лиз и её сестра Рэйчел решили, что 50 лет — отличный повод, чтобы вспомнить о визите Хрущёва. И организовали грандиозные празднования — пригласили российского посла Сергея Кисляка, сына Никиты Хрущёва Сергея, который полвека назад сопровождал своего отца во время поездки по США, министра сельского хозяйства США, бывшего губернатора Айовы Тома Вилсака. Пригласили и его российскую коллегу Елену Скрынник. Гостей обещают накормить так же, чем кормили советскую делегацию ровно 50 лет назад — кукурузой.
Читать @chaskor |