Подписаться на обновления
21 августаСреда

usd цб 66.7840

eur цб 73.9766

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Человеческий капитал  Данные НКО 
Владислав Бирюков   понедельник, 26 апреля 2010 года, 17:21

Три ухаба для электромобиля
Почему машины на электрической тяге всё ещё не докатились до наших дорог


// Постер к фильму «Кто убил электромобиль»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В том, что будущее за электромобилями, кажется, уже никого убеждать не нужно. Экологичны, тихи, эффективны, не привязаны к «нефтяной игле»… Единственный вопрос, возникающий у любого нормального человека: почему в час пик всё ещё не продохнуть от выхлопных газов, а массовое пришествие электрических авто всегда обещают «в следующем году».

Сторонники конспирологических теорий склонны во всём винить нефтяное лобби. При внимательном рассмотрении, однако, можно найти и куда более прозаичные аргументы.

Анализируя пресс-релизы автомобильных компаний, нетрудно заметить, что за последний год произошёл существенный сдвиг в отношении большого автопрома к электромобилям, если не на деле, то по крайней мере на словах. В начале 2009 года машины на электрической тяге воспринимались как маргинальная экзотика, будущее послезавтрашнего дня, о котором пока рано беспокоиться всерьёз — вполне достаточно выкатить на очередную выставку парочку нарядных «е-концептов» для поддержания интереса журналистов и падкой на всё блестящее публики. О скором выпуске электромобилей рассуждали в основном компании третьего эшелона вроде китайской BYD или малазийской Proton, тюнинговые ателье, выпускающие штучную продукцию с заоблачными ценниками да энергично-жуликоватые стартапы, о которых раньше никто никогда не слышал.

В начале 2010-го картина публичной активности уже заметно изменилась. Практически все ведущие автопроизводители рассказали, на чём они собираются въезжать в светлое электрическое будущее. При этом часть игроков даже конкретизировала детали вплоть до сроков выпуска и ценников первых моделей. В группе «лидеров электрификации» оказались два франко-японских альянса Renault-Nissan и Mitsubishi вместе с PSA Peugeot Citroen, а также два американских концерна Ford и GM. Все эти компании планируют начать мелкосерийное производство и продажи в течение ближайшего года.

Компания Модель Начало продаж, регион Объём производства, срок Цена базовой версии, долл. (без учёта налоговых льгот) BEV — электромобиль, PHEV — подключаемый гибрид,

ёмкость батареи, кВт*ч

Класс автомобиля

Nissan Leaf Декабрь 2010, Япония

2011, США

6000 до марта 2011 года 41 000

BEV, 24 гольф-класс

Renault Fluence Z.E.

Kangoo Z.E.

Начало 2011, Европа, Израиль

Начало 2011, Европа, Израиль

100000 до 2016 года BEV, 22

BEV, 22

гольф-класс

коммерч.

Mitsubishi i-MiEV Апрель 2010, Япония

Конец 2010, Европа

9000 до марта 2011 года 43500 BEV, 16 супермини

PSA iOn,

C-zero

Конец 2010, Европа

Конец 2010, Европа

BEV, 16

BEV, 16

супермини

супермини

Ford Transit Connect Electric

Focus Electric

Конец 2010, США

Конец 2011

BEV, 28

BEV, 23

коммерч.

гольф-класс

GM Volt

Ampera

Конец 2010, США

Конец 2011, Европа

10000* до конца 2011 года 40000* PHEV, 16

PHEV, 16

гольф-класс

гольф-класс



* Пока не объявлено, значение оценочное

Остальные гранды автомобилестроения занимают более осторожную позицию. Volkswagen Group собирается выпустить в конце 2012 года подключаемый гибрид в классе супермини Audi A1 e-tron, а в 2013-м более солидные электромобили VW e-Up, Golf и Jetta. Daimler рассчитывает к 2012 году запустить в серию уже выпускаемый ограниченным тиражом для тестов Smart fortwo, BMW — Mini E, Fiat Chrysler — Fiat 500 EV. Toyota готовит к производству подключаемый гибрид Prius Plug-in (опять же 2012-й) и чисто электрический FT-EVII. Honda пока молчит, но вводит в этом году в строй фабрику литий-ионных аккумуляторов, а значит, без её участия этот праздник жизни явно не обойдётся.

Следующую ступень эволюции представляют подключаемые гибриды (plug-in), на дорогах присутствующие пока только в виде прототипов или мелкосерийных образцов (как китайский BYD F3DM). Как несложно догадаться из названия, их аккумуляторы можно подзаряжать не только от внутренних ресурсов, но и от внешней электросети. В некоторых подключаемых гибридах бензиновый двигатель не имеет прямой связи с колёсами, а используется лишь для подзарядки аккумуляторов (такая схема называется series hybrid), как, например, в самой ожидаемой новинке 2010 года Chevrolet Volt, детище концерна General Motors.

Если вернуться к сегодняшнему дню, то оказывается, что реальное число уже ездящих по дорогам общего пользования электромобилей (то есть без учёта машинок для передвижения в пределах кампусов и площадок для гольфа) исчисляется первыми тысячами во всём мире. Ядро составляет продукция Tesla Motors, наштамповавшей за пару лет примерно тысячу своих суперкаров. Второй сильный игрок это Mitsubishi, которая с лета прошлого года продавала ограниченным тиражом супермини i-MiEV в Японии корпоративным клиентам (примерно полторы тысячи машин). Ещё пара азиатских фирм формально начали продажи в 2009 году, но реально речь идёт об опытных партиях в сотню-другую авто (Subaru Stella и BYD F3DM). Ну и по несколько сотен электрических машин участвуют в тестовых программах каждого из автограндов в США, Европе и Японии.

В итоге получается, что пиар-шума электромобили производят непропорционально их количеству. Давайте разберёмся, что же мешает выпускать их массовым тиражом прямо сейчас.

Деньги

Главная и пока до конца не решённая проблема электромобилей, конечно, связана с аккумуляторами. Удельная ёмкость их недостаточна, а цена чрезмерно велика.

Реально сейчас существует только один тип аккумуляторных батарей, который более-менее подходит для электромобилей: литий-ионные. Технологически хорошо отработанные свинцово-кислотные и никель-металлогидридные варианты, чтобы обеспечить нужный заряд, должны быть слишком велики и тяжелы (машине придётся перевозить по большей части сами батареи). Перспективные литий-воздушные и литий-серные технологии, обеспечивающие очень хорошую энергоёмкость, пока плохо освоены — такие аккумуляторы очень дороги и быстро деградируют (массовое использование этих технологий маловероятно в течение ближайших 15—20 лет). Красивые в теории суперконденсаторы на практике тоже отдыхают.

Литий-ионные же аккумуляторы представляют вполне приемлемый компромисс. В современных реализациях они достаточно долговечны, чтобы выдержать еженощную перезарядку в течение нескольких лет при уменьшении первоначальной ёмкости в пределах 20%. Их вес для электромобиля гольф-класса с разумной дальностью пробега в 160 км составляет примерно 250 кг. Хотелось бы меньше, но терпимо — батарейный блок можно расположить под полом ближе к задней оси, почти не затрагивая полезный объём и управляемость авто.

А вот цена… Цена пока кусается. Чтобы обеспечить электромобилю примерно 160 км пробега от одной зарядки, нужна батарея примерно в 24 кВт*ч для гольф-класса и 16 кВт*ч для супермини. Один киловатт-час ёмкости обходится сейчас, в зависимости от производителя аккумуляторов, в сумму от 700 до 1500 долларов — в среднем получается где-то тысяча. Умножаем цифры и получаем, что в модели гольф-класса одни только аккумуляторы будут стоить 24 тыс. долларов (обратите внимание, речь здесь идёт о себестоимости, не о цене в магазине).

А теперь вспомним, сколько стоят обычные бензиновые автомобили гольф-класса в США (на этом рынке накрутки продавцов и государства минимальны). Как правило, дешевле двадцати тысяч. Получается, что батареи обходятся дороже всего остального автомобиля. Даже вычитая из цены бензиновой машины стоимость двигателя и автоматической коробки передач (трансмиссия для электромобилей обычно попроще — благодаря высокому крутящему моменту с малых оборотов нет необходимости менять передаточное число) и полагая стоимость электромотора, инвертора и прочей электрики незначительной, получаем на круг как минимум удвоение цены. Косвенно эти расчёты подтверждает объявленный недавно Nissan ценник базовой комплектации Leaf в Японии в 41 тыс. долларов.

Конечно, массовый покупатель в здравом уме не станет платить вдвое дороже за один только экологический престиж и моду, ему нужны весомые экономические аргументы. И в принципе они есть. Вот только работают от региона к региону по-разному.

Первый аргумент — это государственные субсидии для поддержки «экологически чистых авто». Они практикуются в США, Японии, странах Европы и даже Китае — величина налоговых льгот может плавать в зависимости от ситуации, но в среднем составляет заметные 5—10 тыс. долларов. Возвращаясь к тому же японскому Leaf, получаем 33 000 долларов вместо 41 000. Уже легче.

Второй аргумент — разница в цене эксплуатации, которая сводится, по большому счёту, к дельте стоимости бензина/дизтоплива и электроэнергии (теоретически техобслуживание электромобилей тоже должно быть подешевле, но эту величину пока сложно оценить, поскольку недостаточно опыта). Если взять сегодняшние цифры для Токио, то за год при пробеге 12 000 км владелец обычного авто потратит где-то 1200 долларов (расход 6,25 л на 100 км, цена 1,6 доллара за литр). Электромобиль, если заряжать его только по дешёвому ночному тарифу, «съест» за тот же год 154 доллара. Дельта составляет около тысячи долларов в год. То есть за 10—15 лет для конкретно взятой Японии итоговая цена (TCO) электрического Leaf и бензинового авто того же класса должна примерно сравняться. Если, конечно, за это время не умрёт ни ишак (батарея), ни падишах (сам автомобиль).

Если кому-то интересно провести подобные выкладки для нашей страны, то результат получится совсем иной. Исходный ценник в 41 тыс. долларов превратится минимум в 50 тысяч благодаря НДС и аппетиту продавцов. С налоговыми льготами у нас неважно. Годовая разница в цене топлива на те же 12 000 км пробега в год где-то вдвое меньше — около пятисот долларов (и бензин, и электричество у нас дешевле, чем в Японии, но дельту определяет, по большому счёту, бензин). В общем, чтобы сравняться в цене с бензиновым конкурентом, наш несчастный электромобиль должен продержаться на российских дорогах лет так шестьдесят. И это, заметьте, в идеальных условиях «сферического коня в вакууме».

Заводы

Второе серьёзное препятствие на пути распространения электромобилей, это, как ни странно, опять же аккумуляторы. Или, вернее, выпускающие их заводы — их банально не хватает. Сейчас 97% литий-ионных аккумуляторов потребляют производители сотовых телефонов, ноутбуков и прочей портативной электроники, при этом весь рынок оценивается в 3 ГВт*ч в год.

Допустим, мы хотим сделать за год сто тысяч тех же Nissan Leaf — по меркам автопрома это тираж невеликий. Несложные подсчёты показывают, что нам потребуется 2,4 ГВт*ч батарей, то есть нынешние объёмы производства литий-ионных аккумуляторов придётся почти удвоить. Естественно, это нереально сделать мгновенно. Сначала нужно выделить деньги, построить фабрики, потом оснастить и запустить их, и только через несколько лет производство выйдет на проектную мощность.

Собственно, этот процесс сейчас и идёт. Собственными аккумуляторными фабриками или долей в них обзавелись многие крупные автопроизводители. Например, Renault-Nissan готовит сейчас 5 заводов в Японии, Франции, Великобритании, Португалии и США. В 2012 году их совокупная годовая мощность должна составить 6,5 ГВт*ч. Mitsubishi совместно с GS Yuasa к тому же 2012 году должна производить примерно 1,2 ГВт*ч в год (3 фабрики в Японии). Китайская BYD тогда же планирует выйти на уровень 4 ГВт*ч, свои аккумуляторные фабрики в США строят также GM и Ford.

Одним словом, хочешь делать электромобили, будь готов заниматься аккумуляторами — на возможности независимых поставщиков надежда слабая. Хотя и они уже оценили перспективы растущего рынка. В конце прошлого года Sony решила, что будет делать автомобильные батареи, хотя раньше относилась к этому сегменту весьма скептически. Крупные инвестиции в собственные аккумуляторные производства планируют также корейская LG Chem, японская Sanyo Electric, китайская Lishen, американские Johnson Control, A123 Systems и Enerdel. Совокупные мощности всех перечисленных компаний и будут лимитировать реальные объёмы выпуска электромобилей, а также подключаемых гибридов в ближайшие 3—4 года. Собственно они, в изрядной степени, будут определять и падение цены батарей, неизбежно дешевеющих при массовом производстве.

Розетки

Третий ухаб на дороге чистых авто к рынку — инфраструктура станций зарядки и техобслуживания электромобилей.

Да, все эти машины можно подзаряжать от бытовой электросети с напряжением 110—240 вольт, соответствующее зарядное устройство встроено в машину. Но длительность этой зарядки при «бытовых» токах 10—16 ампер обычно составляет от 6 до 14 часов. То есть фактически это вариант на всю ночь, и здесь потребуется или собственный гараж, или кабель из дома, или специальный парковочно-зарядочный автомат.

Для более оперативного восполнения энергии придумана так называемая быстрая зарядка. Речь идёт о специальном устройстве, подающем на батарею ток в десятки ампер при напряжении 320—400 В. В таком режиме аккумулятор можно заполнить на 80—90% ёмкости где-то за полчаса. Но это всё равно слишком долго, бензином заправиться намного быстрее. Да и стоит один подобный пост несколько десятков тысяч долларов, на каждом перекрёстке не поставишь.

Renault-Nissan пропагандирует третий вариант — с использованием съёмных аккумуляторов. Разрядившиеся батареи можно сменить на специальной станции за считанные минуты — так же быстро, как залить бензин. Но тогда батарейные блоки автомобилей от разных производителей должны быть конструктивно близки, что на данный момент, учитывая зоопарк разработок и интерфейсов, выглядит затеей малореальной. Строить же крупную сеть станций под одну-две марки машин может позволить себе лишь очень сильная в данном регионе компания или государство.

Один из самых амбициозных проектов — у Renault. Концерн представил электромобиль Fluence ZE (то есть Zero Emission — «нулевой выхлоп»), который, по словам руководства концерна, станет первым в мире массовым электрокаром. Автомобиль будет полностью электрическим с запасом хода на 160 км. Зарядка батарей будет осуществляться несколькими способами — от обычной электрической сети (примерно за 8 часов), от 400-вольтовой сети на специальных зарядных станциях (за 20—30 минут, как обещает компания) и, наконец, путём замены разряженных батарей на заряженные на станциях обмена. Последние два способа зарядки предполагают развёртывание соответствующей инфраструктуры электрозаправочных станций. Эту задачу возьмёт на себя американская компания Better Place, основанная Шаем Агасси (более известным в России в качестве космического туриста), соглашение с которой Renault уже подписано. В связи с подписанием этого соглашения Агасси даже заявил, что «начинается электрическая эра, а эпоха нефти заканчивается».

Очевидно, что даже при успешном решении всех технологических вопросов (а они пока не решены) электромобили не могут в одночасье заполонить дороги по чисто экономическим причинам. Наверняка значительную часть машин из первых партий купят не частники, а различные организации и службы проката. На Renault Fluence Z.E., скажем, уже положили глаз прокатчики из Avis и Hertz: машина явно найдёт спрос у любопытствующих, а TCO в конечном счёте должно сравняться с бензиновыми аналогами. Кроме того, чтобы не отпугивать покупателей очень высокой ценой, автопроизводители собираются внедрять различные модели аренды (с единовременной оплатой лишь части стоимости машины, с арендой батарей и т.д.).

Распространение электромобилей в любом случае будет плавным (десятки тысяч машин к концу 2011 года, сотни тысяч к 2013-му) и неравномерным: большая часть парка подобных авто сосредоточится в богатых странах — в первую очередь это Япония, США (особенно Калифорния), Израиль, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия и другие европейские государства, — проводящих адекватную политику поощрения чистого транспорта.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Не стройте крепостей, стройте железные дороги»

Штурм сверхскорости на немецкой земле

Раньше я думал, что впервые на железной дороге скорость  двести километров в час была достигнута паровозами, потому что случилось это аж в 1903-ем году. Тогда ведь ничего ещё не было кроме паровозов. Я думал, что был какой-нибудь обтекаемый паровоз вроде «Малларда». И именно на нём была достигнута рекордная скорость. Оказалось, что всё было «немножко» не так.

03.04.2015 17:15, guriny


«Скоростные железные дороги Гитлера» для Европы и России

В сентябре 1941 года рейхсминистр вооружения и боеприпасов д-р Фриц Тодт предложил связать Европу с Россией и Украиной скоростной железной дорогой

Дорога должна была иметь колею 3000 мм. Пассажирские поезда имели бы скорость 250 км/ч, грузовые – 110 км/ч. По плану, дорога Москва-Берлин должна быть готова к 1950 году, путь занимал бы 8 часов.

13.02.2015 11:30


«Правило 90 секунд»

И еще 9 способов выжить в авиакатастрофе

Авиакомпания British Airways открыла обновленные короткие курсы по выживанию в катастрофах, которые могут пригодиться тем, кому приходится часто летать. За полдня и 135 фунтов стерлингов (около 220 долларов) пассажиров обучают особым техникам и навыкам, о которых не рассказывают перед полетом.

24.12.2014 11:30


Транспорт будущего: 5 странных идей из Японии 30-х

Катер-танк, машина на шарах и другие

В 1936 году японский журнал «Клуб Сёнэн» опубликовал иллюстрированный материал под названием «Всемирный конкурс изобретений в области транспорта», в котором рассматривались возможные средства передвижения будущего. Статья охватывает все виды пассажирского транспорта: наземного, воздушного, водного, а также включает одну военную модель.

25.07.2014 14:45, Саша Котлова


Столетняя стройка

20 лет назад, 6 мая 1994 года, Королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран торжественно открыли туннель между Францией и Англией под проливом Ла-Манш

Похоже, что французы и англичане имеют склонность к долгосрочным совместным проектам. Примеров в истории — хоть отбавляй: Cтолетняя война, в которую они вступили в 1337 году, растянулась на 116 лет, проект по созданию сверхзвукового самолёта «Конкорд» занял два десятилетия. Да и одна из самых грандиозных строек ХХ века — тоннель под Ла-Маншем — начата ещё в 1881 году. Тогда дело не двинулось дальше станционных сооружений, зато теперь многим непонятно, как вообще удавалось попадать на Британские острова, когда тоннеля не было.

06.05.2014 10:30, Николай Корзинов


Дископлан Суханова

Истребители периода второй мировой войны

Высоко в небе, на фоне мощного кучевого облака, появился странный предмет. Из-за большой высоты трудно было судить о его размерах. Но форма его, несомненно, была круглой, поверхность отсвечивала красноватыми бликами. "Незнакомец" медленно плыл по краю облака.

02.10.2013 16:15, Дмитрий Карпенко


Цеппелины возвращаются

Проведены испытания первого современного дирижабля

Летательный аппарат разработан американской компанией Aeros Corporation. Это первое действующее воздушное судно подобной конструкции с 1940 года.

18.09.2013 14:15, Артем Лучко


Трамвай построить – не «ешака» купить

В 2015 году Москва обзаведётся скоростным трамваем

О проекте создания сети пассажирского транспорта на базе технологии скоростного трамвая объявила компания «Домодедово Транс Девелопмент». Общая протяжённость линий составит 214 км. Пилотный участок должен быть запущен через четыре года.

26.10.2011 16:07, Константин Болотов


Подавлять быстро, гуманно и эффективно

Американцы представили самокат для противодействия массовым беспорядкам

Американская компания построила «несмертельное транспортное средство для ответных действий» на базе трёхколёсного электроскутера. Он оснащён двумя пушками, которые стреляют нелетальными боеприпасами со скоростью 700 выстрелов в минуту.

21.10.2011 13:40, Константин Болотов


Аккумулятор, который вырастили вирусы

Ученые обещают прорыв в аккумуляторных технологиях

Без емких и мощных батарей любое автономное электрическое устройство будет практически бесполезным. Несмотря на дороговизну топлива и загрязнение природы, автомобили с двигателями внутреннего сгорания, в отличие от электромобилей, до последнего времени обладали очень важным достоинством: чтобы снабдить их энергией, их нужно просто заправить бензином.

23.05.2011 10:00, Максим Леонович, Константин Жвакин






 

Самое читаемое



Новости

«Научный корреспондент» завершил конкурс, посвященный тушению эндогенных пожаров
На конкурс была подана 31 работа. Итоги конкурса будут подведены экспертным жюри не позже конца лета.
Издательство МГУ опубликует все свои журналы в открытом доступе
С этого месяца издательство МГУ будет публиковать все свои журналы в «КиберЛенинке» по лицензии Creative Commons. Среди них — «Вестник МГУ» и другие научные издания, сообщила пресс-служба университета.
В России вступили в силу новые правила идентификации в мессенджерах
В России вступили в силу правила идентификации в мессенджерах через мобильных операторов. С 5 мая администрация мессенджера обязана направлять оператору запрос о новом пользователе, а тот, в свою очередь, должен предоставить ответ в течение 20 минут.
Госдума приняла закон о «суверенном интернете»
Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон о «суверенном интернете». Трансляция велась на сайте нижней палаты.
На IPQuorum объяснили, почему стратегическое мышление станет главным капиталом человека
В рамках Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 в Калининграде прошел круглый стол на тему «Сквозные технологии: формирование новой регуляторной среды как один из инструментов работы с человеческим капиталом».

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.