Уже год как Израиль решил радикально укрепить туристическую индустрию и ввёл безвизовый режим с Россией. Египет сделал это ещё раньше, так что теперь можно побывать проездом и там, и там. Мы часто бываем в этих местах, и я решила поделиться знаниями с теми, кто ещё не воспользовался этой уникальной возможностью.
Море № 1. Средиземное
По нашим понятиям лето в Израиле практически круглый год. И хотя с октября местные решают, что наступили заморозки (+25) и море слишком холодное (+20), нам на это в общем-то наплевать. А также на то, что побережье Средиземного моря украшают устрашающие надписи «Купаться запрещено», в том числе по-русски. В 99 процентах случаев эта надпись означает, что на берегу нет вышки и спасателей, а под водой — камни, которые и правда представляют серьёзную опасность во второй половине дня, когда ветер волнует море. Вода Средиземного моря по солёности напоминает Чёрное, а на его берегу расположены старинные города (римские и еврейские), а также город Тель-Авив, единственный шанс насладиться городской культурой в Израиле. Здесь — самые крутые вечеринки, которые проходят в бывшем промышленном районе Флорентин, теперь населённом художниками, граффитчиками, музыкантами и маргиналами всех мастей. Морская набережная Тель-Авива застроена устрашающими многоэтажными отелями класса люкс, но если отойти на улицу-другую вглубь города, найдутся отели и попроще (экономкласса).
Впрочем, кроме Тель-Авива есть ещё и Хайфа — город, построенный немцами на склонах гор, спускающихся в порт и залив. Если Тель-Авив — это израильская мини-версия Нью-Йорка, то Хайфа — это израильский же Сан-Франциско с захватывающими дух перепадами высот и метро, которое ходит по диагонали вниз-вверх, а в двух специальных поездах вагоны всегда расположены под углом, а платформы сделаны в виде лесенки. Внизу живёт народ победнее, а вверху — островок европейской цивилизации. Из местных диковинок можно отметить электрическое такси. Правда, в самой Хайфе купаться не рекомендуют — лучше проехать чуть ниже или выше по побережью. Самая чистая вода, конечно, на границе с Ливаном…
Море № 2. Мёртвое
«Мертвяк» называем мы его ласково. Концентрация соли в воде так высока, что там нет ни рыб, ни растений. Вода горькая на вкус, а поверхность моря бороздит единственный корабль. В воду невозможно погрузиться целиком — она выталкивает. Говорят, однажды верующий еврей пошёл купаться. Пошёл прямо в шляпе, лёг на воду и стал читать газету. Поднял глаза, а вокруг — Иордания, куда его снесло течением, а он голый, с пейсами, газетой и в шляпе. Ладно, не голый, в трусах.
Это море — чудо природы, но купаться в нём — всё равно что пить ртуть в алхимических целях. Если всё сделать по правилам: не допустить попадания ни одной капли на глаза и слизистую оболочку и намазаться целиком целебной глиной — невероятный прилив сил и энергии (помогает при дерматитах, псориазе и тому подобных проблемах — проверено не раз). Если вода попала в глаз или разъела недавнюю царапину, значит бегом на берег и под душ.
Кстати, там тоже есть спасатели. Это удивляло меня поначалу, утонуть-то невозможно, но потом я увидела, как они работают: кидают с вышки бутылку с водой жертве соли, которая, размазывая едкую жидкость по лицу, бредёт, спотыкаясь, к душу, пытаясь понять, как жизнь станет более выносимой — с открытыми глазам, когда едко, но видно, куда идёшь, или с закрытыми, когда не так едко, но можно навернуться о камень. После этого купания лучше в душ, целее будешь. Эта необходимость делает Мёртвое море особенным, просто так в него не полезешь. На всем израильском берегу есть одно место для бесплатного общественного купания — оно называется Эйн-Геди. Остальные — за деньги, а местами за большие деньги в совокупности с процедурами: здесь тоже есть кусок побережья, застроенный дорогими отелями. Кстати, местные рассказывают, что есть-таки места для дикого купания там, где в Мертвяк впадают пресноводные ручьи, в которых можно сполоснуться, но эти места нужно знать.
Кстати, в Эйн-Геди есть кибуц (колхоз), в который пускают переночевать за недорого. Как-нибудь обязательно там зависнем, не столько ради Мёртвого моря, сколько для того, чтобы провести день в пустыне — невероятно прекрасном месте, где дух взмывает высоко над землёй и забывается всё. Так что я бы на месте Моисея тоже не очень торопилась оттуда выбраться.
Море № 3. Красное
Да, Красное море есть в Израиле, в Египет перемещаться необязательно: те же рыбки и кораллы. Это вопрос стиля поездки. Переход через границу меняет всё: в Израиле — люксовые отели, европейские цены и праздная толпа, в Египте (или, сказать вернее, на Синайском полуострове) — дёшево, просто и душевно. Конечно, есть и анклавы packaged tourism — вроде Шарм-эш-Шейха или Хургады, но тот, кто побывал только там, можно сказать, на Синай так и не попал. Потому что Синай — это не каменные джунгли отелей, а бедуинская хижина между пустыней и морем, где нет электричества, но есть костерок, на котором закипает чайник, пока мы с хозяином, сидя на коврах под навесом, неспешно обсуждаем новости Большой земли, любуясь восходом луны.
и с Синая дует ветер,
поднимая тучи пыли до небес…
Позади страна родная,
Впереди — пески Синая,
На груди — мой автомат наперевес…
Израильская песня на русском языке
Кратко история Синая выглядит так: эта земля-пустыня принадлежала Египту, но никому особо не была интересна, кроме кочующих по ней бедуинов. В какой-то момент её захватил Израиль, который провёл электричество, построил дороги. Бедуины были совсем не против, они вообще независимый народ и общая политика нелюбви мусульман к Израилю их мало интересует. Потом, чтобы помириться с правительством Египта, Израиль отдал почти весь полуостров, оставив себе маленький кусочек побережья. Но мудрые израильтяне, перед тем как уйти, порезали синайский берег на участки и записали на бедуинов. Так что кочевники все ещё на коне (на верблюде), и хотя теперь, когда пошёл поток туристов, египтяне пытаются откупить землю и выгнать их из этого прибыльного бизнеса, бедуинские семьи крепко держатся за побережье.
На границе мы встретили группу паломников: они уже побывали в Иерусалиме, на Голгофе, где был распят и похоронен Иисус, теперь в программе богомольного тура — Синай, где Моисей увидел неопалимую купину. Здесь, на местности, библейская история выглядит немного по-другому. В пустыне живут только бедуины, которые не пьют вина, но выращивают коноплю. После посиделок с этими друзьями можно увидеть не только говорящий куст… Хотя пустыня и без этого кажется пространством, где можно встретить Бога. Только здесь понимаешь, насколько душа скукоживается в большом городе. В пустыне фибры души расправляются, она наполняет всё внутри и снаружи. Извините за школьную программу, но это точно про Синай: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу. И звезда с звездою говорит…» Главное условие — ни одного электрического фонаря в пределах видимости.
Не могу умолчать о волшебном преображении, которое происходит с более-менее русской женщиной на Синае. В Москве обстановка асексуальная, сами знаете. По прибытии в Израиль обычно чувствуешь себя заморенной авитаминозом Золушкой на фоне местных смуглых амазонок, которые даже летом ходят в сапогах. Наверное, это печать службы в местной армии: здесь любят поставить женщину командовать новобранцами. Тётка издевается как может, а они выкладываются по полной. И хотя страсти кипят в местных загорелых и изрядно волосатых парнях, европейские нравы сдерживают. Другое дело — Синай. Здесь бледная кожа и русые волосы для местных мужчин — что-то вроде валерьянки для котов. Вопрос возникает только один: как добраться до этой женщины? Всегда выясняется статус спутника — муж или друг? Если друг, значит есть шансы. Кстати, наличие мужа тоже не всегда помогает. Томные взгляды следуют за тобой, даже дяди возрастом за полтинник смотрят по-хозяйски: «Вот бы пристроить её сыну!» Это могло бы быть назойливо, если бы не одно обстоятельство: бедуины очень приятные мужчины. Они красивые, статные, мужественные и мягкие одновременно. И они понимают слово «нет». Но это поначалу резкое «нет» постепенно становится застенчивым и ласковым, оставляя в сердце островки тепла, которые вплетаются в слово «Синай».
4. Логистика (туда и обратно)
Есть несколько способов добраться до Израиля и до Египта. В любом случае это самолёт из Москвы. Билеты в Израиль существенно дороже, чем в Египет. В Израиль можно прилететь в Тель-Авив за 800, скажем, долларов, если покупать билеты за месяц или чуть меньше, или за 600, если сильно заранее и не в сезон. В Египет летает чартер, и цены могут быть существенно ниже, хотя отдельно их бывает купить сложнее, чем туры с отелями «всё включено» в Хургаде, Шарм-эш-Шейхе и Дахабе. Так что можно прилететь в Египет и оттуда переместится в Израиль.
Переход границы из Израиля в Египет стоит денег. Вход в Египет тоже стоит денег. В одном случае речь идёт о сумме порядка 80 шекелей, в другом — о примерно таком же количестве египетских фунтов (за 4 шекеля дают условно 5 фунтов). Такси в Египте и автобусы в Израиле стоят разумных денег, долларов за 50 можно проехать куда нужно. Кстати, в Израиле возможен автостоп, местные люди отзывчивы в достаточной мере.
Самое простое — прилететь в Тель-Авив, взять машину в аэропорту (можно зарезервировать практически через любого глобального оператора, например Budget) или сесть на автобус. Машина удобнее, потому что можно не опасаться долгого ожидания на остановке автобуса в Эйн-Геди и купаться в Мёртвом море, не следя за расписанием автобусов. Правда, машину нужно будет бросить на бесплатной стоянке рядом с границей в Табе, уже после Эйлата. Дальше — налоги, такси «с человека» и кораллы.
Читать @chaskor |