Подписаться на обновления
25 июняВторник

usd цб 62.9095

eur цб 71.5973

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вадим Пономарёв   среда, 22 декабря 2010 года, 09:47

Три эффекта поп-музыки нулевых
Эффект сандвича, эффект псевдовербальности и эффект визуальной доминанты


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Окончательно умер русский рок, потеряла поп-корону Пугачёва, все стали экспериментировать со всем, почти перестали продаваться CD, стали востребованными концерты старых групп, почти ушла мелодия.

Нулевое десятилетие в музыке было временем яростного уворачивания от тотального кризиса, какой не ощущался даже в 90-е. В нулевые просто не осталось надежд на то, что «золотые 80-е» вернутся. И композиторы, музыканты, певцы, продюсеры засучили рукава, взявшись за построение нового мира из того, что было. В чём-то преуспели, в чём-то нет.

Лучший исполнитель и лучшая поп-группа года за свою карьеру не дали ни одного полноценного сольника в столицах. Лучшая исполнительница успела уйти в декретный отпуск. Лучший хип-хоп-проект — не такой уж и хип-хоп, а лучший альбом и лучший саундтрек — не такие уж новые.

Когда говоришь об итогах десятилетия в таком массовом жанре, как популярная музыка, трудно не скатиться во вкусовщину. Эмоции всегда выразительнее сухих идей. У одного под такую-то песню прошло самое важное в жизни свидание, у другого — самая красивая ночь любви — как им отказаться от мысли, что та музыка была прекрасна? Третий пахал в офисе, и некогда ему ничего такого специально слушать, — значит, и не было ничего достойного. Эмоция — сильнейший аргумент.

Музыканты меряют годы выпущенными треками и альбомами, собранными залами и — ярчайшими эмоциональными моментами на концертах и в самом процессе творчества. И тут не поспоришь, всё имеет свой смысл. Даже заядлые меломаны углублены в любимые жанры и всегда выковыривают оттуда какие-то счастливые открытия для себя.

Экстраполяция в музыкальных суждениях всегда парадоксальным образом вызывает интерполяцию: по известным точкам-событиям вычерчивается общий силуэт кривой развития и опрокидывается обратно в прошлое ради поиска аргументов.

Что заметного высветилось? Незачем толочь воду в ступе, тут лучше в телеграфном стиле. Окончательно умер брит-поп, потеряла свою поп-корону Мадонна, живой труп Майкла Джексона обрёл земное пристанище, все стали экспериментировать со всем, почти перестали продаваться CD, концерты старых групп стали настолько востребованными, что пошла волна поголовных реюнионов, из музыки ушла мелодия.

Это в мире. А что в России?

Да всё то же самое. Окончательно умер русский рок, потеряла свою поп-корону Алла Пугачёва, все стали экспериментировать со всем, почти перестали продаваться CD, концерты старых групп стали востребованными (они не распадались, потому что на домик у моря никто не заработал), из музыки почти ушла мелодия.

Сходство поразительное, поскольку в прошлые десятилетия «у нас» и «у них» были ничем не пересекающиеся реальности, и печальное. Плачутся музыканты, плачутся издатели музыки и концертные промоутеры, скучает слушатель.

Зеркальная интегрированность отечественного мейнстрима в мировой контекст дошла до того, что после того, как американский обыватель перестал ходить на новых звёзд и поголовно переключился на кантри и кантри-рок-концерты (не считая десятка рэп-имён типа Эминема), российский обыватель массово накинулся на эквивалент кантри — концерты русского шансона.

Самыми успешными гастролёрами в стране окончательно стали Стас Михайлов и Елена Ваенга, потеснив даже такого концертного зубра, как Филипп Киркоров.

Сакраментальное «отставание» нашего шоу-бизнеса заметно только в жанрах рэпа-r’n’b и электронной танцевальной музыки, но и оно связано только с текущим отсутствием таких харизматиков в этих жанрах, как тот же Эминем или Black Eyed Peas. Если завтра читать рэп или клеить биты начнут Земфира или Шнур, и с этим вопросом у нас будет полный синхрон.

Собственно, всё это лежит на поверхности и очевидно каждому следящему за чартами Billboard или топами скачивания на пиратских сайтах. Гораздо интереснее проанализировать динамику под спудом, понять глубинные причины ряби иллюминации.

Эффект сандвича

Социальное расслоение, или стратификация, — дело привычное для иных стран, но не для России последних ста лет. За последнее путинское десятилетие при помощи таких эффективных инструментов, как коррупция и неравное правоприменение, сегментация общества на страты фактически завершилась. Разница в доходах, фактических правах, уровне доступа к образованию и культуре стала колоссальной даже по мировым меркам.

Получился эффект сандвича: снизу тесто в виде очень бедного многомиллионного населения, сверху тесто в виде таких же бедных и многомиллионных служак из силовых структур, но с оружием. А посередине — слои из самых разных страт, от мелких предпринимателей до крупных чиновников. Отсюда невероятные диспропорции как в доступе к информации (каковой является и музыка), так и в ритуалах потребления.

Доступ — это очень важно. Часто мы в столицах забываем о том, что на большой части территории России из телеканалов доступны только Первый канал и «Россия», музыкального FM-вещания нет вообще и интернет доступен только по весьма неразумным тарифам. Эта ситуация характерна не только для удалённых районов Севера, как многие думают, но и для малых городов и сёл Центральной России, совсем недалеко от Москвы.

Главным музыкальным проводником в мире стал интернет, но даже к исходу десятилетия он есть только у 51% населения городов-миллионников России старше 18 лет, а в сёлах — не более 20% (по данным «Яндекса» на 2010 год). Причём сюда входят даже те, кто раз в месяц открывает почту.

Позволить себе скачать аудиотрек весом 3—4 Мб может от силы половина этого мизерного количества — и из-за скорости, и из-за дороговизны трафика.

Поэтому даже для активно интересующихся музыкой возможности крайне ограниченны, а уж пассивное большинство вполне устраивает музыкальный фон из телевизора и радиоприёмника.

С ритуалами ещё печальнее. Европейской привычки ходить в определённый клуб, не зная афиши и доверяя вкусу промоутера, нет даже у столичной молодёжи.

Искать что-то себе по душе в бескрайнем океане интернета желание есть, поэтому активно продаются и концертируют артисты, успешно промотируемые в интернете (альтернативный рок, урбан, панк-рок и т.д.).

И всё равно в топах продаж и концертных сборов — сплошь раскрученные по ТВ или радио имена плюс «модный» шансон. Единственным за десятилетие исключением стал Пётр Налич, но об этом попозже.

Эффект сандвича в первом десятилетии века привёл к полному распаду советской матрицы потребления музыки. Нет больше скрепа телемузыки — песен Пахмутовой или Паулса, которые с удовольствием пели бы за столом люди разных возрастов и уровней дохода.

И даже им невозможно уже написать такую песню — жизнь раскидала людей по стратам, и найти слова и эмоции, равно трогающие наркомана из Наро-Фоминска или владельца бутика в Екатеринбурге, затруднительно. И нет более монопольной медийной инфраструктуры, каким было советское ТВ.

Последним артистом, запрыгнувшим усилиями Первого канала на скреп телемузыки в самом начале десятилетия, была Земфира. К окончанию десятилетия она добровольно сошла с него. Но всё равно она остаётся главным артистом десятилетия, именно ей удалось совместить стадионный размах пронзительных баллад, трогающий миллионы образ девочки-ромашки и свежесть музыкального мышления, серьёзные композиторские находки.

Эффект сандвича позволяет либо углубиться в тесто, либо шнырять между слоями. Блистательную работу с «тестом» демонстрируют эти годы композитор Константин Меладзе и все его проекты, певицы МакSим и Валерия, поп-роковые идолы группы «Звери» и «Ранетки», певцы Филипп Киркоров и Григорий Лепс.

Свои сандвичевые слои окучивают металлические группы Amatory и «Психея», фанк-джазовые Нино Катамадзе и Nina Karlsson, рок-авангардный дуэт Леонида Фёдорова и Владимира Волкова, инди-поп-артисты Ирина Богушевская и Алина Орлова, поп-роковые «Би-2» и Billy's Band, фолк-роковые «Пелагея» и «Мельница» и ещё множество других угнездившихся в своих закутках и довольно уютно себя там чувствующих.

Эффект псевдовербальности

Период примерно с середины 60-х до конца 90-х прошлого века оказался феноменально богат популярными песнями с концептуально богатым вербальным содержанием. В музыку шли философы, глубокие поэты, непризнанные гении с «идеями» — и находили успех, немыслимый в академических аудиториях.

Как-то незаметно за последние пару лет кардинально изменилось потребление музыки. От прослушивания альбомов среднестатистический слушатель перешёл к прослушиванию хитов. И почти вовсе отказался от покупки даже хитов. Зачем? Ведь есть социальные сети, прежде всего vkontakte.ru, где легко найти и скачать почти любую песню.

Малосодержательные песни про любовь к подруге под луной сменили авангардно-революционные хиты «Битлз» и «Дорз», философские изыскания Боба Дилана и поэтические откровения Леонарда Коэна. В России этот тренд подхватили Александр Градский, «Машина времени» и «Аквариум», вслед за ними — вся когорта рыцарей русского рока.

И вдруг на переломе веков выяснилось, что сказано почти всё.

Попытки переложить на песенный язык постмодернизм Бодрийяра и структурализм Барта потерпели неудачу. Довольно скоро выяснилось, что публика принимает либо атомизацию чувственности («Я знаю все твои трещинки», Земфира), либо криминально-грубые протестные посылы («Fuck you with the free-est of speech this Divided States of Embarassment will allow me to have Fuck you!», Эминем). И тот и другой вариант не несут содержательного посыла и тем более не претендуют на статус философского инструмента познания мира.

К тому же в 90-е годы грянул кризис сугубо музыкальных идей. Последние успешные разработки выигрышной для восприятия слушателя последовательности тоника — субдоминанта — доминанта — тоника пришлись на 80-е годы. Далее пришлось экспериментировать с иными гармоническими принципами, что довольно скоро привело к обесцвечиванию мелодической насыщенности и более плотной работе с тембральным окрасом звуков и аранжировкой как таковой. Популярность рэпа и электронной музыки вовсе добила мелодичность в популярных треках.

К началу нулевого десятилетия в мейнстриме сформировался эффект псевдовербальности, то есть эффектно выглядящие высказывания способами, имитирующими содержательную сторону песни. К ним, в частности, относятся:

— безусловный акцент на тембре, как голоса вокалиста, так и основных инструментальных партий в аранжировке;

— подмена вербального сигнала невербальным (междометия, сленг, подмена заранее определённых референций выражений и отдельных слов и т.д.);

— уничтожение роли классической и эстрадной вокальной школы взамен на примат интонирования.

Эффект псевдовербальности оказался явлением всемирного масштаба. Как раз к его коммуникативным проявлениям относятся так часто высказываемые замечания обычных слушателей про «безголосость артистов», «много электронных звуков», «неестественный голос певца», «беканья и меканья» и т.п.

Именно на нулевое десятилетие пришёлся пик студийной и концертной обработки вокала через вокодер (устройство синтеза речи на основе инструментальной партии) и auto-tune (устройство автоматической коррекции высоты тона). Яркие образцы — T-Pain, Rihanna, Глюкоза и вплоть до последнего альбома Веры Брежневой. Выразительный, слегка металлизированный вокал без придыханий и обертонов привлекает внимание реципиента и вполне является для него самоценным месседжем, безо всякой иной смысловой нагрузки.

Та же история с инструментальными партиями — для того, чтобы стать хитом, песне иной раз достаточно иметь всего-навсего необычный тембр основной мелодической линии, именно тембр является самодостаточным высказыванием в треке. Но ещё более важно это для поющих артистов. Стандарты r’n’b-вокала достаточно сложны в техническом отношении, при этом артисту необходимо быть узнанным с первой же вокальной фразы (что связано со спецификой радиовещания).

В ход идут любые блеяния, хрип, причмокивания и иные средства для опознания и индивидуализации в глазах и ушах слушателя. «Вытаскивать тембр», «работать с призвуками» стало для современного вокалиста более важной технической задачей, чем собственно чистое звукоизвлечение.

В условиях массового отсутствия вокального образования у артистов важное значение приобрело интонирование, от этого зависит восприятие искренности артиста слушателем. На умелом интонировании можно сделать карьеру.

Яркий пример — певица МакSим, умело расчленяющая свои песни на синтагмы (содержательные отрывки) и расставляющая динамические ударения чутко соразмерно эмоциональным коннотациям. В результате складывается лирический месседж, полностью соответствующий психотипу и экспрессивным ожиданиям целевой аудитории проекта. Можно уже и не петь…

Эффект псевдовербальности соответствует, с одной стороны, постмодернистским ожиданиям времени, с другой же стороны, он неизбежно выхолащивает содержание в угоду коммерческой завлекательности формы. Вероятно, следующим логическим этапом станет полный отказ от вербальности как таковой. Уже сейчас в Японии с большим успехом идут концерты компьютерных поп-звёзд в 3D-графике, явно направляющие развлекательную индустрию от песенной формы к созданию тотальных визуально-шумовых действ.

Таким образом, мы подходим к последнему качественному тренду десятилетия.

Эффект визуальной доминанты

Музыканты, для которых весьма важна визуальная сторона действа, были всегда. Достаточно вспомнить Kiss, Sparks, да и едва ли не весь глэм-рок. Однако именно в нулевом десятилетии, когда истощился креатив на мелодии и изобретение новых музыкальных жанров, визуальная сторона стала играть вполне самодовлеющую роль.

Началось, пожалуй, всё с середины 90-х, когда успех Rammstein, поливающих на концертах друг друга огнём, привлёк на их шоу огромное количество зрителей, до того равнодушно относившихся к металлическому року.

Довольно скоро музыканты поняли, что ярко задуманное шоу вполне может заменить многое, в том числе хиты, на исполнение которых были ориентированы такие старые шоу-мастера, как Мадонна и Майкл Джексон.

В 2001 году появился дебютный альбом Gorillaz, шоу которых стало первым опытом почти целиком мультипликационных концертов. Они успели подхватить закат эры музыкального телевидения, и культа MTV в частности, и оседлать успех.

Другим шедшим по этому пути уже не досталось MTV-лавров, однако им повезло с началом эпохи интернет-видео. С массовой популярностью сервиса YouTube для миллионов музыкантов появился шанс прославиться благодаря видеороликам без всяких контрактов с лейблами и телеканалами.

Кроме того, на нулевое десятилетие пришёлся крах продаж физических носителей. Музыканты остались практически без денег за привычно записываемые альбомы и даже без надежд их получить. Единственным реальным источником доходов стали концерты, и очень быстро стало понятно, насколько визуальная интернет-поддержка важна для привлечения зрителей.

Главной мировой звездой, сумевшей воспользоваться ресурсом YouTube, стала Lady Gaga. Количество просмотров её роликов быстро приблизилось к миллиарду и с лёгкостью перескочило эту ранее невероятную для интернета величину. Певица манипулировала именно визуальными эффектами — поклонники гадали, каков её пол, пытались разглядеть в провокативно снятых видео некие особые знаки, певица сознательно подталкивала к внимательному смотрению её видео и разгадыванию тайных ребусов. Хватало и «обычных» приёмов шокирования и провокаций. Эффект визуальной доминанты начал свою тяжёлую поступь по планете.

В России главной и пока единственной звездой десятилетия из YouTube стал Пётр Налич, выложивший 24 апреля 2007 года любительский ролик Guitar (на момент написания этой статьи он набрал более 4,6 млн просмотров, что очень много для российского сегмента. С тех пор Налич собирает довольно большие залы и даже съездил на «Евровидение-2010» (впрочем, заняв там неприличное место).

Визуальная составляющая промокампаний и концертных шоу стала настолько важна, что большие мировые артисты порой отрабатывают каждый номер не только с хореографией, но и с визуальным действом. А в некоторых жанрах, например в электронном авангарде, аудиовизуальное действо стало нормой.

Эффект визуальной доминанты тем сильнее, чем более коммерческий тур затевается. И артисты, и промоутеры понимают, что современные концерты кардинально проигрывают по зрелищности коммерческому 3D-кинематографу и это чревато оттоком публики. Чтобы её не потерять, альтернатив не так много, и самая напрашивающаяся — добиться на концертах такой же притягательной зрелищности. А значит, не за горами всеобщая 3D-визуализация концертного дела.

Музыка так или иначе оттесняется на второй план, но без неё всё равно никуда.

Нулевые только начинаются

Итак, нулевое десятилетие проявило себя тремя глубинными течениями: эффект сандвича, эффект псевдовербальности и эффект визуальной доминанты. Вкупе они образуют триаду из структуры, содержания и оболочки. Музыкальный мейнстрим всегда богат на семантические цепочки, образующие общность символов массовой культуры, неразрывно связанной с образом жизни так называемого обычного человека. Маленького человека, по Чехову. Отсюда такие неразрывные связи с бытом и даже политикой, немыслимые для классического искусства.

Нулевое десятилетие в музыке было временем яростного уворачивания от тотального кризиса, какой не ощущался даже в 90-е. В нулевые просто не осталось надежд на то, что «золотые 80-е» вернутся. И композиторы, музыканты, певцы, продюсеры засучили рукава, взявшись за построение нового мира из того, что было. В чём-то преуспели, в чём-то нет.

Вероятнее всего, нулевые останутся в истории как переходный период от гегемонии легко запоминающейся мелодии и красивого голоса к созданию новой высокотехнологичной популярной музыки, базирующейся на принципах тотального аудиовизуального шоу. Но лучше будет вернуться к этой теме лет через десять-двадцать…




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тонкие запястья

Побеждает любовь или красота?

«Она так и не узнала, как мало я ее ненавидела», — сказала Симона Синьоре, когда ей сообщили о смерти соперницы. «Она» была Мэрилин Монро. Мог ли настоящий француз стать единственным на свете мужчиной, устоявшим против кокетства Мэрилин? Монро умерла намного раньше обоих супругов, так и не заставив Ива Монтана расстаться с женой. Почему непревзойденной разлучнице это сделать не удалось?

14.05.2019 19:00, Ольга Филатова, story.ru


Как стать успешным, несмотря на талант

Сегодняшнему Моцарту одной лишь гениальности всё равно уже будет недостаточно

Чтобы сфотографировать тысячу голых людей на городской площади, недостаточно удачной идеи, нужно сначала уговорить муниципальные власти, затем найти тех, кто согласится позировать обнажёнными, организовать эту толпу; разобраться с теми, кто митингует за нравственность, и ещё с теми, кто протестует против современного искусства, полицией, которая захочет вмешаться, церковью, а по окончании работы ещё и вручить всем участникам обещанные фотографии.

20.04.2019 19:00, Дмитрий Смолев, iskusstvo-info.ru


Незамеченное убийство массовой культуры

О том, почему сегодня деление на массовую и элитарную культуру безнадёжно устарело, и что пришло ему на смену

Идея разделить культуру на массовую и элитарную появилась в первой половине XX века. Тогда концепция хорошо уживалась с новыми явлениями вроде телевидения. Позже, в 60-80-х годах, данная идея эволюционировала в концепцию объединённой массово-элитарной культуры. И это тоже выглядело логично: тогдашние реалии окончательно смешали классы, и бедняк с зарплатой $100 мог покупать ту же туалетную бумагу, что и богач с зарплатой $5000.

03.06.2018 13:00, Антон Седнин, newtonew.com


Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.