Подписаться на обновления
20 сентябряПятница

usd цб 64.2199

eur цб 70.9373

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Никита Подгорнов для журнала «Сноб»   среда, 3 июля 2019 года, 13:21

Традиционный брак — мертв!
Что дальше?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мертв? Хм. Кажется, что это совсем не про Россию. У нас вроде все в порядке с традиционными ценностями и браком. Наше общество постоянно накачивают установками про «истинные семейные ценности», «скрепы» и прочее. В нас постоянно проецируют традиционные представления о семье и браке. Очень-очень многие в нашей стране до сих пор хотят выйти замуж или жениться.

Свадьба – это наше всё. Это часть нашего культурного кода. Гендерные роли мужа и жены. Дети и родительство. Быт, дом, семья. Всё это определяет в нас очень многое. Мы, как нация, как российское общество, сильно тяготеем к традиционным установкам. Они кажутся нам неким фундаментом для нашей жизни. Основой основ. Чем-то обязательным и априори правильным. И во многом поэтому мы так сильно рефлексируем, когда что-то идет не так.

А не так сейчас идет очень многое. Никогда прежде традиционный брак и традиционные ценности не находились в таком глубоком кризисе, как сейчас. Согласно данным Росстата количество заключенных браков сейчас на уровне Великой отечественной войны. А по разводам, хоть и произошел отскок после пиковых значений начала нулевых, но все равно цифры весьма значительные. "Мало браков – много разводов": такие тренды.

Вот, например, данные за 2016 год: 985 тысяч браков и 608 тысяч разводов. Значительно больше половины браков заканчиваются разводом. И это совсем не традиционно. Это то, что пугает и заставляет в панике кричать на каждом углу об упадке морали, разложении общества и деградации институтов семьи.

Особенно пугают разводы. Это главный фактор, на который рефлексирует российское общество. Как жить в мире, в котором каждый третий брак распадается? Вот были же благословенные времена СССР, когда статистика разводов приближалась к нулевой отметке, а потом пошло-поехало. Что-то с нами не так…

Не с нами, можно расслабиться. Мы в этом вопросе совсем не одиноки. Да, у нас есть свои особенности и мы еще о них поговорим, но в общем и целом: «меньше браков - больше разводов» – это мировой тренд. Общецивилизационный. Норвегия, Германия - больше 40% разводов. А это между прочим высочайший уровень жизни. Наиболее развитые и преуспевающие страны мира. Так что не в нашем низком уровне жизни дело.

И даже не в падении морали и утрате высших семейных ценностей. Испания, Португалия, Чехия – это страны, где до сих пор актуально влияние католичества и обрядов венчания. Тем не менее, здесь самые высокие показатели разводимости для Европы: до 60 и больше процентов браков заканчиваются разводом.

Что-то не так с нами со всеми. Мы все в глобальном кризисе институтов семьи. Каждая третья семья распадается – это нужно научиться признаваться. Традиционные ценности больше не актуальны. И это не страшно! Туда им и дорога. Семья и брак не деградировали в 21 веке. Все ровно наоборот.

Семья и брак – эволюционировали. Уход от традиционности и даже уход от нуклеарности – это движение вперед! Растущее количество разводов – это адекватный тренд. Феномен развода – это нормально и правильно. Нам нечего бояться, мы живем в лучшем мире, чем жили еще два-три поколения тому назад.

Да, у нас есть масса проблем переходного периода. Мы многое должны скорректировать и подстроиться под новые реалии, но всё это, в любом случае, лучше застоя. Прогресс и перемены – это непросто, факт. Новые вызовы часто сбивают с ног и рушат судьбы. Но мы обязательно справимся. Мы каждый раз справлялись и справимся в этот раз.

А чтобы понять, почему нынешний кризис семейных ценностей – это правильное развитие. Почему развод – это нормально и правильно. Нам следует рассмотреть процесс эволюции семьи. То, каким образом мы оказались в этой точке, где браков все меньше, а разводов все больше. Откуда в нас эти установки, которые так негативно влияют на нас и заставляют нас чувствовать неуверенность в завтрашнем дне. И что же нам делать дальше?

Для этого мы рассмотрим три этапа эволюции семьи. Они поочередно сменяли друг друга. Взаимопроникали друг в друга. И сейчас мы находимся в своеобразной гибридной переходной фазе, сочетающей в себе надстройки всех этих типов.

Первый этап – это традиционная многодетная семья. Далее идет нуклеарная многодетная семья. И, наконец, наша стадия из 2019-ого года – постиндустриальная семья. И каждому этапу эволюции семьи соответствует свой этап развития общества. Традиционная семья – это аграрное общество. Нуклеарная формируется, когда на смену аграрному типу приходит индустриальное общество. Затем наш 21 век. Век постиндустриальный. Постмодернистский. И тому подобное. Определений много, потому что это не конечная фаза, мы находимся в динамичном развитии.

И вот, благодаря такой, простенькой на первой взгляд периодизации, мы сможем понять то, что влияет, и что формирует современную российскую семью. И то куда, и за счет чего ей двигаться дальше.

Начнем с традиционной многодетной семьи. Она же патриархальная. Она же широкая. Она же семья аграрного типа. Много определений. Эта семья имеет огромное историческое значение. Большую часть обозримого прошлого именно этот тип семьи был фундаментальным и единственно функционирующим.

Глобально. Любое аграрное общество, а любое общество до индустриализации и промышленного переворота было аграрным, так вот оно формировало традиционную семью по патриархальному типу. И ключевой особенностью этого типа было то, что традиционная семья – это прежде всего экономическая ячейка.

Это же аграрное общество. Натуральное хозяйство. Все, что семья производила своими руками и составляло их экономику. Это была своеобразная фирма, где все было подчинено экономической составляющей. Ведь эта экономика выживания. Пища, кров, одежда – все это производилось внутри семьи или обменивалось на то, что было произведено. Только собственный труд определял возможность выжить. Поэтому, все прочие характеристики семьи вытекали из этих изначальных условий и потребностей.

Традиционная семья была единоначальная. У неё была четкая иерархия с доминантой главы семьи. Того самого патриарха, который, как директор фирмы или начальник производства, руководил всеми процессами внутри семьи. И это была абсолютно вынужденная мера: поддержание эффективности за счет жесткого контроля, это то, что в производственной экономике и весь двадцатый век и иногда и в двадцать первом до сих пор практикуется. Опять же, когда это касается необходимости четкого регулирования производственных процессов.

Еще одна характеристика: распределение ролей было жестким и традиционным. Что также факторы вынужденного контроля и взаимозаменяемости. Когда у всех членов семьи должна быть своя отведенная роль. Кто-то работник в поле. Кто-то работник по дому. Кто-то и там, и там. Кто-то главный, кто-то подчиняется. Один сменяет второго. И всё это должно работать как слаженный механизм с четкими, переходящими от поколения к поколению, ролями.

Третий пункт: «широкая» семья, когда три поколения и более живут под одной крышей. Необходимость в такой широкой семье была опять же вынужденной. Тут начинал срабатывать фактор микродемографии. Такой семье, где много членов из разных поколений – ей проще выжить в условиях высокой смертности, рисков для здоровья или потери трудоспособности. Семье же нужно как-то распределять скудные ресурсы и поэтому факторы овдовения, осиротения, инвалидности, или кого-нибудь из сыновей заберут на войну, или эпидемия, голод от природных факторов, или войны совсем рядом: все это возможно пережить, если есть хоть какой-то родственный контакт, и тот самый микродемографический фактор, когда побольше вариантов, кто может выживет и сможет прокормить семью.

И еще один, последний, пункт: устойчивость ролей и статусов. Никакие чувства влюбленности, никакие проявления индивидуальных желаний не являлись факторами для смены ролей и статусов. У женщины свое место, у мужчины свое. Четко закрепленный статут мужа или жены. Пока ты младший сын – у тебя один статус. Пока ты ребенок – у тебя другой статус. И никаких вариантов, чтобы самому что-то определить или что-то сменить не было.

И тут мы вновь отталкиваемся от факторов выживаемости и эффективности в изначальных условиях. Конечно же, были индивидуальные послабления. Конечно, кто-то там влюблялся и переходил в другие семьи. Кто-то проявлял свою индивидуальность и пытался жить иначе. Но в изначальных условиях аграрного общества такие вольности были неэффективны и не приживались. Например, «малая» семья: муж+жена+ребенок, да, они могли жить обособленно, но чуть голод, чуть болезнь и всё. В буквальном смысле смерть для всей семьи. От голода, холода и разрухи.

Только эта жесткая патриархальная конструкция, основанная на контроле, на четких ролях и статусах, на многочленстве – только она была эффективной. Все остальные формы просто не работали. Мы критикуем патриархальность, нам она кажется чрезмерно жестокой, темной, негуманной, но в тех условиях экономики и демографии, развития науки – это была естественная форма и единственная жизнеспособная форма. Широкая семья входила в общину. Община в волость. И такие патриархальные конструкции формировали фундамент нашей российской цивилизации на протяжении веков. Аграрный тип общества мог функционировать и выживать только так. И давать хоть какую-то платформу для государственности нашей родины.

Отдельно хотелось бы поговорить о детях в условиях патриархальной традиционной семьи. Отношение к ним было совсем не таким, какое есть сейчас. Оно было крайне утилитарным. Мелкая рабочая сила, которая, если дорастет до более-менее взрослого возраста, то становится основной рабочей силой.

И всё.

Никакого воспитания, особого ухода, родительских привязанностей - всего этого не было. Ребенок рождался, если выживал при родах, то подвешивали люльку где-то в центре дома, и у кого были свободные руки и время, то поочередно что-то там немного качали и ухаживали. Никто ради плача ребенка от дел не отрывался. Все дела не бросал, как это происходит сейчас. Вокруг новорожденного семья и родственники не плясали. Современная привязанность и центричность семьи на детях – это совсем не приветствовалось.

Воспитывали детей разве что передавая какие-то навыки для того, чтобы дальше формировать их профессию и рабочую роль. А так воспитанием и уходом занимались либо совсем старшие поколения, которые уже были недееспособные (а такое было редкостью ведь средняя продолжительность жизни за тридцать не всегда переваливала). Либо подросшие дети, в основном сестры, которых еще не определили в другие семьи. Подросшие мальчики уже все-же трудились, а не лоботрясничали с младшими.

Почему же формировалось такое отстранение от детей?

Во-первых, этот тот самый труд. Семья должна была постоянно трудиться. Каждый день. Иначе вечером нечего будет поесть и негде будет жить. Занятость 24/7, причем буквально. Во-вторых, детская смертность. Из десяти детей до подросткового возраста доживали двое-трое. Значительная часть умирала в младенчестве. Первые год-два. И даже не от факторов ухода, ведь умирали также и у королей, и у высших сословий. Тут просто дети болеют часто и много. Приобретаемый иммунитет только формируется. А никаких прививок и антибиотиков естественно не было, поэтому любой сложный диагноз, любая обширная инфекция, любая эпидемия и голод – дети умирали в первую очередь.

А с такой смертностью либо у каждого родителя будет ПТС и «синдром потери ребенка». А это бесконечная психологическая яма и депрессия. И тогда просто человечество сразу вымирает. Потому что, кто пойдет в поле работать, все будут только реветь о смерти очередного ребенка. Либо же идет адаптация, отстранение. Формирование запроса на доминанту внешних факторов. Высшей силы. «Бог послал, бог прибрал» - вот это всё. Когда индивид психологически разгружает себя от потери ребенка и как бы снимает ответственность, что позволяет хоть как-то жить дальше. Но это отдельная большая тема: зачем, почему и как сформировались религии.

Вот так, например, описывает жизнь в русской деревне один писатель.

«Незамужняя женщина … рожала каждый год и, как это обычно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося, не нужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода»

Это роман «Воскресение». Лев Николаевич Толстой.

Еще один показательный пример есть во врачебных записках Вересаева Викентия Викентиевича. Это врач, писатель, переводчик, литературовед. Его рассказ конца 19 века: «Лизар».  

«– Прежде, барин мой жалобный, лучше было. Жили смирно, бога помнили, а господь-батюшка заботился о людях, назначал всему меру. Мера была, порядок! Война объявится, а либо голод, – и почистит народ, глядишь – жить слободнее стало; бобушки придут, – что народу поклюют! Знай, домовины готовь! Сокращал господь человека, жалел народ. А таперичка нету этого. Ни войны не слыхать, везде тихо, фершалих наставили. Вот и тужит народ землею. Что сталось-то, и не гляди!

...Если чей бог хороший, то прибирает к себе, – значит, сокращает семейство. Слыхал, как говорится? Дай, господи, скотинку с приплодом, а деток с приморцем. Вот как говорится у нас!»

Жутковато из 21 века такое читать, да? Для нас дети вроде как главное. Гуманизм, когда человеческая жизнь превыше всего. А тут «голод почистит народ». Скотинку с приплодом, а детей с приморцем. Приморец – это мор, то есть болезнь какая-то.

Но мы должны осознать, что жуткие условия, в которых жили крестьяне на протяжении веков – это была реальность, к которой нужно было адаптироваться. И много детей – это было непросто. Кормить, содержать их в условиях постоянной нехватки ресурсов, огромное испытание.

Отсюда и статус женщины определялся. Её греховность – это всё, в том числе, и из-за нежеланных детей. Раз в год, после любой случайной сексуальной связи был риск беременности, а значит нагрузки на семью или общину. Поэтому, было порицание блуда. Поэтому, особый контроль за сексуальной жизнью. В общем, тут почти чистая экономика.

Вот еще цитата про статус женщины в российской деревне.

«В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего, как на семейную работницу, способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. «Женский труд в крестьянской семье и хозяйстве ужасен, поистине ужасен, — писал Глеб Успенский. — Глубокого уважения достойна всякая крестьянская женщина, потому что эпитет «мученица», право, не преувеличение почти ко всякой крестьянской женщине». Мученицей делали женщину не только труд, но и бесправие, зависимость ее от мужа, отца, свекpови и то, что ее pоль pаботницы находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. «В большой семье ни сила, ни ум, ни характер, — ничто не спасет женщину от подчинения и связанных с ним притеснений…» (А. Вишневский)

Еще один важный фактор дискриминации женщин, о котором не очень любят говорить – это, так называемое, снохачество. Сексуальная эксплуатация младших женщин в широких патриархальных семьях. И это была почти норма. Женщина, кроме тяжкого труда и жесткой зависимости от мужа, еще и терпела сексуальные нападки со стороны старших членов патриархальных семей. Причем сын-муж не имел права возмущаться и ревновать. Родительская доминанта и зависимость от старших поколений была настолько сильна, что вполне себе норма, что «малая» семья могла растить не собственного ребенка, а ребенка от отца мужа.

И теперь общие выводы по патриархальной семье.

Главенствующий фактор – это естественный отбор. Жесткая семейная конструкция, направленная на выживание. Все что не помогало выжить – уходило. Важнейшим фактором была устойчивость семьи в изначальных условиях. Будь то голод, война, эпидемии. Было тяжело и внутри этой патриархальной конструкции была масса проблем, но иначе было не выжить. Нужны были какие-то перемены внешних факторов, чтобы скорректировать эту патриархальную конструкцию. И это произойдет только с приходом индустриализации.

______

Но прежде чем двигаться дальше, у вас, наверное, возникает вопрос. А что мы тут с этой деревней возимся? Почему мы делаем акцент на крестьянской семье и её устоях, а не на каких-нибудь там мещанах или там дворянах.

А потому что, мы – крестьяне. Россия – это крестьяне. По переписи конца 19 века из 1000 человек только 15 дворян, 6 купцов и 106 мещан. И 841 крестьянин для Европейской России!

И ведь поэтому мы до сих пор в третьем-четвёртом поколении выходцы из деревень и крестьянства. Наши бабушки и прабабушки из этих самых патриархальных общин и широких семей по десять человек. И мы до сих пор в чем-то носители этой культуры и этой патриархальной надстройки.

И нет ничего страшного в том, чтобы признаться в этом. Да, мы нация крестьян. Да у нас интеллигенция, буржуазная прослойка – это минимальное представительство. Исторически дворян - 1 процент, а после революции и вовсе ближе к нулю. Крестьянство, патриархальность – это наш фундамент. Наша основа основ, которая оказывает на нас колоссальное влияние и в 2019-ом.

Это не хорошо или плохо. Это просто Россия. Наша страна и другой у нас нет. А когда думаем, что есть, и что у нас тут что-то другое в качестве фундамента. Когда тяготеем только к высшем слоям, к чему-то обязательно просвещенному, и стало быть перескакиваем ступеньки, убирая из уравнения то, что нам не нравится – тогда сразу большие проблемы. Каждый защищает что-то свое. Все сидят по своим углам. Никто никого не слушает. Каждый противопоставляет себя другому. Сразу у каждого «своя Россия, в которой желательно бы не было оппонентов».

Нет. Такое больше не нужно. У нас тут симбиоз. И эти, и те, и крестьяне, и дворяне, и мещане. И интеллигенция и не очень. И рабочие, и ученые. И еще разные национальные особенности. И разные культуры. И вероисповедания. И на примере семьи это будет очень хорошо видно. Мы разные и в этом наше преимущество. Если будем слушать и слышать друг друга – многому научимся. И корректировать что-то надо не насаждая сверху, а эволюционируя снизу, когда более продвинутые просто помогают, а не унижают и дискриминируют.

Вот теперь можно двигаться дальше. В индустриальное общество и то, как оно изменило патриархальную семью и аграрный уклад жизнь.

Источник: snob.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«На Эверест не поднимался, с близняшками не спал»

О том, почему после 40 мужчины бросаются во все тяжкие

Если смотреть на мужчину достаточно долго, можно увидеть, как его накрывает кризис среднего возраста. О первых звоночках и неизбежных последствиях этой спускающейся на вас лавины — в новой колонке Александра Зантовича.

19.09.2019 09:00, Александр Зантович


Буги-вуги и рок-н-ролл

Развлечения во время «оттепели»

Стиляги в широких штанах и с начесами, танцующие свинг, — советские модники могли дать фору западной молодежи.

17.09.2019 19:00, Екатерина Астафьева, diletant.media


«Бабы стали неуправляемые»

Психолог о том, почему мужчины оправдывают свое хамство «равноправием»

Слово «равноправие» продолжает оставаться красной тряпкой для многих мужчин. О том, почему их так бесит сам факт, что женщины подают голос и говорят о своих желаниях, рассуждает психолог.

16.09.2019 09:00, Юлия Костюк, lady.tut.by


Больше, чем море

Почему преждевременно говорить о токсичности Байкала

«Вода в Байкале оказалась токсичной», «В Байкале нашли токсины, пить воду из него уже нельзя», «в Байкале до предельных значений выросли концентрации бактерий, продуцирующих ядовитые вещества» — эти и подобные им сенсационные сообщения заполнили российскую прессу после Всероссийского водного конгресса. Редакция N+1 попросила директора НИИ биологии Иркутского госуниверситета Максима Тимофеева объяснить, действительно ли байкальская вода стала опасной, что угрожает озеру на самом деле и можем ли мы справиться с этими угрозами.

14.09.2019 16:00, Максим Тимофеев, nplus1.ru


Потребляй ответственно

Что такое осознанное потребление и при чем здесь полотенца

На Etsy, онлайн-площадке для продажи изделий ручной работы и разных безделушек, можно купить диковинный продукт — небумажные полотенца (unpaper towels). Это обычные полотенца из «небумаги», то есть просто из хлопка и других тканей, — да, миллениалы (экологически сознательные) изобрели тряпку, которая должна заменить ставшие привычными на западной кухне рулоны одноразовых бумажных полотенец.

14.09.2019 13:00, Ольга Добровидова, nplus1.ru


Подвиги русского Марса

13 (24) сентября 1739 года родился Григорий Потёмкин

Жизнь Потёмкина проходила на грани. Он всегда балансировал — между шутовством и величием, между авантюризмом и рассудительностью, уродством и красотой. 13 сентября исполняется 280 лет со дня рождения Григория Александровича.

13.09.2019 21:20, Глеб Давыдов


«С ребенком все было хорошо. Или я — или он»

Жизнь матери после потери ребенка

Есть темы, на которые общество предпочитает наложить табу. Потому что страшно. Потому что не знаешь, какие слова подобрать в ответ. Потому что больно. Но о них нужно говорить. Потому что со страхом нужно бороться. Потому что людям нужна поддержка. Потому что иногда один разговор, одна история может просто тебя спасти. Сегодня своей историей делится Виктория Савина.

12.09.2019 09:00, womo.ua


Возвращение коммуналок

Почему молодые люди полюбили коливинги

Коливинги — новая форма проживания для людей, которые за сумму, сравнимую со стоимостью аренды приличной однокомнатной квартиры, выбирают спать и есть рядом с единомышленниками. Обычно в коливингах живут молодые люди, тоскующие по живому общению, желающие повысить личную и профессиональную продуктивность и не стремящиеся привязываться к одному месту. T&P разобрались, почему коллективный быт снова вошел в моду, что коливинги говорят о переменах в человеческих отношениях и почему это все же не коммуналки.

11.09.2019 16:00, theoryandpractice.ru


Режимы романтики

Чем любовь на Западе отличается от любви в России

Любовь на Западе потребительская — мы выбираем партнера, чтобы он дал нам то, в чем, как нам кажется, мы нуждаемся. Но у русских все по-другому.

11.09.2019 09:00, Полина Аронсон (Polina Aronson)


Долгожданное меньшинство

Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии

По итогам выборов в Мосгордуму 20 из 45 депутатских кресел займут оппозиционные кандидаты. КПРФ в седьмом созыве городского парламента будут представлять 13 депутатов, по три — партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Еще один мандат достался самовыдвиженке Дарье Бесединой. «Сноб» спросил у экспертов, что они думают об итогах московской кампании, чего ждать от прошедшей в думу оппозиции и как сильно на результаты повлияло «Умное голосование» Алексея Навального.

10.09.2019 13:00, Никита Павлюк-Павлюченко, Дмитрий Белковский для журнала «Сноб»






 

Новости

Биолог оценил возможность исчезновения привычных продуктов из-за изменения климата
По словам эксперта, климат окажет влияние на производство продуктов, однако такая проблема, скорее всего, будет кратковременной.
11 сентября побило температурный рекорд за 70 лет
Среда в Москве стала самым теплым 11 сентября за последние 70 лет.
Женщины начнут водить поезда московского метро с 2021 года

Впервые после Великой Отечественной войны
В марте 2020 года метрополитен Москвы начнет обучать женщин профессии машиниста, а с 2021 года женщины уже смогут управлять поездами столичной подземки, сообщает ТАСС со ссылкой на заммэра Москвы Максима Ликсутова.

Кандидаты от оппозиции займут 20 из 45 депутатских мест в Мосгордуме
По данным обработки 99,47% протоколов участковых избирательных комиссий в состав Мосгордумы седьмого созыва проходят 20 кандидатов, выдвинутых и поддержанных оппозиционными парламентскими партиями.
Состоялся обмен заключенными между Россией и Украиной
Самолеты с российскими и украинскими заключенными в рамках обмена прибыли в Москву и Киев.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.