Подписаться на обновления
20 августаВторник

usd цб 66.6082

eur цб 73.9484

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  пятница, 29 января 2010 года, 09:51

«То, чем мы занимаемся, — не искусство, это маленькая проза про искусство»
Алексей Тарханов, руководитель блока культуры газеты «Коммерсантъ»


Алексей Тарханов // Коммерсантъ, Василий Шапошников
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Обычно отдел культуры выполняет функцию подсознания всего издания. Мало кто фурычит в экономике, немногие способны разобраться в хитросплетениях нанотехнологий, однако в культуре, как в воспитании детей, «разбираются» все. Оттого и читают в первую очередь именно её.

Этим интервью «Часкор» открывает мини-сериал о разделах культуры ведущих отечественных СМИ. Раз в две недели по пятницам редакторы будут рассказывать, как они понимают современную культуру, о чём пишут в своих изданиях и на кого ориентируются в своей работе.

Алексей Тарханов пришёл в «Коммерсантъ» в начале 1990-х. До этого он, архитектор по образованию, работал в журнале «Декоративное искусство СССР» и в Институте теории архитектуры, писал статьи о современном искусстве, архитектуре и фотографии. Книга «Stalinist Architecture», написанная им в соавторстве с Сергеем Кавтарадзе, издана в Великобритании, Америке и Германии.

В руководимом Тархановым разделе история искусств складывается из ежедневного тщательного отбора событий и их рецензирования. Ведь каждый день в одной только Москве происходят сотни мероприятий, претендующих на статус культурного события. Во всей стране их уже десятки тысяч, а что ж тогда говорить о целом мире? Поэтому отбор существенного оказывается не менее важным, чем попытки объективного (насколько это возможно, когда дело касается искусства) отражения того, что происходит или же произошло.

Лучшие тексты для «Коммерсанта» пишут: о кино — Андрей Плахов, Михаил Трофименков и Лидия Маслова, о музыке — Борис Барабанов и Сергей Ходнев, о театре — Роман Должанский, Татьяна Кузнецова, Алла Шендерова, об архитектуре — Григорий Ревзин, об аукционах — Татьяна Маркина.

«Часкор» расспросил Алексея о коллегах, выборе тем для статей, отношениях с начальством и о том, каково столько лет работать на одном месте.

— На какого читателя вы ориентируетесь как руководитель блока культуры «Коммерсанта»?
— Мы никогда об этом не задумывались. Есть всякие лженаучные методики по определению читательского интереса, есть, в конце концов, замеры. Но журналистам, которые пишут, это не объяснишь. Можно уволить одних и набрать других, тогда, возможно, результаты чуть изменятся. Когда-то «Коммерсантъ» был известен тем, что формировал своего читателя. Мне кажется, за это время мы с читателем срослись и сроднились. Они — это мы, а мы — они.

— Всегда ли вам интересны материалы своего отдела?
— Далеко не всегда. Но я хотя бы каждый раз знаю, почему так вышло. Иногда не получается сделать так, как хочется: например, я устал и что-то недодумал. К тому же мы должны откликаться и на неинтересные, но важные новости — но, конечно, должны сделать так, чтобы читать про них было интересно. Такая наша работа.

— Должен ли в руководителе отдела быть внутренний цензор?
— Конечно. Мы не можем призывать к свержению государственного строя, пропагандировать порнографию и быть нетерпимыми к социальным группам. Всё остальное можно.

— Независим ли ваш отдел от начальства в выборе тем и их подаче?
— У нас нет предварительной цензуры, и темы мы не согласовываем заранее.

«Я выскажу своё личное мнение. Представление о том, что читатель — дурак, иногда бывает полезным. В том смысле, что читатель не должен трудиться, когда он читает газету. Каким бы умным и сложным ни было то, что ты пишешь, оно должно быть представлено в максимально лёгкой для восприятия форме. А вот если говорить о содержании, то оно не должно ориентироваться на пятиклассника, конечно», — говорит Максим Ковальский.

На редколлегии мы обязаны сказать, какой материал в полосе главный, но это скорее для того, чтобы фотографы сообразили, есть ли у них соответствующая фотография. На следующий день нам могут сказать, что этот текст можно было и не печатать, на что мы можем ответить: «Нет, надо было» или «Да, не надо было».

Очень редко нам говорят: «Пожалуйста, напишите про таких-то». Формулировки предельно честны: «Он мой друг»; «Они наши партнёры». — «С удовольствием, но при условии, что мы напишем про то, что видели, и так, как хотим». При таких условиях вполне можно сохранять независимость.

— Когда в начале 1990-х вы пришли в отдел культуры, были ли у вас ориентиры — отечественные или зарубежные?
— У меня и у моих друзей было отвращение к штампам советской печати, как ангажированной, так и неангажированной, всем хотелось чего-то другого. Мы считали, что есть на свете другие модели, но чисто теоретически. Для того чтобы читать западные газеты в 1992-м, надо было прилагать усилия. За два года до этого у меня появился первый компьютер, а интернета не было и вовсе. В то время руководитель отдела инопрессы выезжал в Шереметьево и собирал газеты у приезжающих — чтобы составить обзор западной прессы.

— Ваша личная траектория развития за этот период менялась или это прямая?
— Я в редакции «Коммерсанта» уже лет сто. До этого учился на архитектора, потом работал в прекрасном журнале «Декоративное искусство СССР». Пришёл в него, когда он, к сожалению, выдыхался, но тем не менее я там многому научился. Потом, сидя без работы, писал статьи для заработка и удовольствия про архитектуру и современное искусство, и однажды меня позвали в «Коммерсантъ». Сделал это Шура Тимофеевский, и я ему до сих пор несказанно благодарен. Как в анекдоте — просто повезло. А дальше — прямая с мелкими загогулинами.

— Когда вы пришли сюда, чему вы уделяли больше внимания? Вы были беспристрастны — или пристрастны — ко всем рубрикам?
— Конечно, я был пристрастен, хотя бы потому, что какие-то вещи знал лучше. Но мне повезло: рядом со мной были люди, которые другие вещи знали лучше меня и очень хотели писать и высказываться. А брал я людей, конечно же, по знакомству. Тогда не было Сети, блогов, вы не видели, как люди пишут. Поэтому я звал сюда тех, кого знал, кто доверял мне и кому доверял я.

— В какой роли вам интереснее, комфортнее: журналиста или редактора отдела?
— Комфортнее — журналистом, а редактором отдела — интереснее.

— Вы ведь пишете и в другие издания.
— Да, люблю писать в другие издания, нам это официально разрешено. Мне нравится, что в других изданиях мне могут отказать, это позволяет держать форму. О чём пишу сейчас? Обо всём, что мне интересно. Про детей, города, секс, часы... Про архитектуру и искусство тоже случается. Рассказываю разные истории, которые накопились у меня по разным поводам за 51 год.

— Вы пишете много и постоянно?
— Обычно статьи четыре в месяц. Можно и больше, но не намного — будет мешать газете.

— Как происходит отбор тем, которые будут освещены в следующем номере «Коммерсанта»?
— Основной отбор даёт лента. Мы, газета, отвечаем на события, такой пинг-понг. Дело не в том, что мы переписываем ленту, новостное сообщение — это только команда автору: твоя тема нужна сегодня. Далее у каждого автора своя манера письма, каждый знает: кроме освещения события, читателя интересует, что он, автор, об этом думает. Ну а из ленты выбираем мы сами.

— Со временем концепция вашего отдела меняется?
— Меняются люди, меняется и концепция, потому что все поют в общем хоре. Таких смен в отделе было четыре, а то и больше.

— Довольны ли вы той, которая сейчас работает?
— Очень. С ними интересно, они знают то, что я не знаю. И знают об этом, что важно.

— Должна ли быть у отдела общая концепция, стиль, игра?
— Конечно. Но это общее сложится из частных пристрастий. Каждый автор уверен, что его стиль будет принят, знает, что он и только он отвечает за то, что выбрал и сделал. Есть несколько простых правил, которым все обязаны следовать: не становиться открыто ни на чью сторону, не передёргивать нагло, сообщать информацию. Когда-то мы выработали схему коммерсантовской «культурной» заметки, которая собиралась не сложнее, чем «Лего». Как только человек овладеет этой техникой, он может делать всё что угодно. А вот навязывать авторам готовые мнения — непродуктивно. Возможно, один из моих недостатков в том, что я не слишком давлю на авторов.

— Какие темы предпочтительнее для освещения, а какие в загоне? Что больше читают — про кино или вино? И зачем нужна балетная критика?
— Вопрос «Зачем нужна балетная критика?» мне давно задавали. Или «Зачем писать про классическую музыку?». Всё зависит от того, как эти темы подать. Чтение балетной критики не заставляет вас высиживать балет. Если балетная критика написана как смешной злой маленький фельетон, вы получите от неё удовольствие. То же самое с классической музыкой. Я терпеть не могу классическую музыку и был убеждён, что никогда не буду про неё читать. Но когда в мой отдел пришёл работать Петя Поспелов, я понял, что мне она страшно нравится. Слушаю я её по-прежнему мало, но статьи Пети или пишущего теперь в «Коммерсанте» о классической музыке Серёжи Ходнева читаю как партитуру. Поймите, то, чем мы занимаемся, — не искусство, это маленькая проза про искусство. Хотя Таня Кузнецова на мою просьбу разжевать читателю, что такое арабеск, говорит: «Выйдем в коридор, и я покажу».

— Есть ли для вас запретные темы и персоналии?
— Категорически запрещены мною все персонажи, которые за наши рецензии обещали набить морду главному редактору. Мы не можем им рисковать. Но таких злодеев немного.

— А темы? Или всё зависит от контекста?
— Написать можно про всё. Но, например, мы осторожно пишем про всякого рода филантропию. Нам часто звонят: «Это очень важно. Мы всю выручку отдадим туда-то». Во-первых, мы не можем проконтролировать, куда они отдадут свою выручку, а во-вторых, всё зависит от того, что они ради этой выручки будут делать. Если это аукцион хорошей живописи, мы обязательно про это напишем, отдадут они куда-то выручку или нет. Если же это продажа дерьма, то выручку делите без нас.

— Перед публикацией вы прочитываете все тексты своего раздела?
— Да, обязательно. Иногда автор специально просит, чтобы его текст отредактировали. Это совершенно нормально. Я со своими статьями поступаю так же. Мы очень стеснены во времени, вдвоём сделать быстрее, а мы не можем опаздывать.

— Ваше архитектурное образование как-то сказывается на том, как вы выстраиваете рубрики, ставите материалы?
— Оно очень помогает, меня учили рисовать, и мне гораздо легче обращаться с вёрсткой и с фотографией. К тому же у архитектора изначально беспринципная профессия, как у адвоката или врача. Нас учат заботиться о вашем удобстве. Это профессия здравого смысла, и многие вещи я воспринимаю проще и циничнее, чем художник или литератор.

— Что бы вы оценили как удачи своего отдела, а что — как неудачи? Или собственные удачи и неудачи за этот период?
— Мы работаем вместе и помогаем друг другу, вместо того чтобы звездить и тянуть одеяло на себя. Это большая наша удача. Человек, который не готов взять комментарий и пол помыть, в отделе не нужен. Я тоже помою, если надо.

Минуте этак на 15-й плавного выступления Горбачёв сказал, что по-прежнему всё читает, в том числе «Коммерсантъ» и «Ведомости», после чего ведущий Колесников рискнул мягко парировать: день рождения у нас, а не у конкурентов. Историческую фигуру эти мелочи не смутили настолько, что зал снова оживился и некоторые даже хлопали Горбачёву привстав.

В нашей стандартной тематике мы очень сильны, сильнее всех на рынке, то ли мы так хороши, то ли остальные плохи, неважно. Но в нестандартной тематике — не соревнуемся, а это неправильно. Нам надо бы писать о телевизоре, программах и сериалах, потому что это смотрят все. О моде, потому что в ней проявляется каждый из нас. О Сети, потому что все в ней сидят. Но это зависит ещё от штата и денег и от неизбывной каторги журналиста выдавать в неделю несколько статей, вместо того чтобы работать над ними по полгода, как в голливудском кино.

Моя же удача в том, что я работаю в лучшей нашей газете, в «Коммерсанте», что среди моих начальников не было дураков, что рядом со мной люди, которых я уважаю и люблю и которые мне интересны. Минус, наверное, в том, что я здесь довольно давно, хорошо бы встряхнуться и начать сначала, как в 1993-м, но это довольно проблематично.

— Если по пятибалльной шкале ставить оценку своему отделу, то какую вы бы поставили ему за текущий год?
— Оценки нам ставит главный редактор, отдел кадров и бухгалтерия. Это не школа.

— Отделы культуры каких отечественных СМИ вам интересны?
— Я читаю всё, но чаще с познавательной целью.

— Вы читаете их с экрана или в бумажном варианте?
— На бумаге перед редколлегией. У меня на это час-полчаса. И на редколлегии иногда.

— По-вашему, отечественные СМИ могут влиять на текущую культурную жизнь?
— Про отечественные не знаю, а мы — можем, потому что не боимся говорить людям в глаза, что о них думаем. Можем их жестоко высмеять, можем поддержать, если они того, на наш взгляд, заслуживают. И они знают, что эту же самую статью сегодня прочтут их начальники, хозяева и соседи по даче. Как ни странно, очень действует.

Есть и прямое материальное влияние — спонсоры требуют обязательного медиапокрытия. А мы обязательно пишем про спонсоров в первых же строках статьи. Мы их не вымарываем, как другие издания, которые боятся «этой грязи». Если ты поддержал культуру, мы про тебя напишем, министерство ты или тамбовская преступная группировка. Другое дело, что на статье-то это не скажется. «Выставка открылась при поддержке таких-то. Очень хорошая». «Выставка открылась при поддержке таких-то. Чудовищная».

И вот вам напоследок история. Моя добрая подруга, литературный обозреватель, опубликовала разгромную рецензию на плохую книгу. Через некоторое время ей позвонил автор: «Мне нужно с вами объясниться». Она поняла, что сейчас её вывезут на Ваганьковское кладбище и там закопают. Но он сказал: «Я прочёл вашу рецензию и уже принял меры: следующую мою книгу будет писать другой человек».

Беседовала Елена Калашникова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как была устроена редакция советской газеты

Кто собирал номер, кто читал «проблемные статьи» и как текст отправляли в ЦК КПСС

До 1991 года в нашей стране 5 мая отмечался «День советской печати», который был приурочен к выходу первого номера большевистской газеты «Правда».
«Действовал принцип коллективной ответственности за каждое печатное слово. Ни один журналист не действовал сам по себе, от своего имени. Но входил в команду, в штат редакции, где не только сам отвечал за свои слова — за него отвечали и многие должностные лица в газете или журнале», — Альберт Плутник, легендарный журналист газеты «Известия».

05.05.2014 13:00


Пик гонений на СМИ пришёлся на 1913 год

Есть с чем сравнивать: по-прежнему с 13-м годом

Патриотическая мысль рисует 1913-й как год наивысшего расцвета и стабильности России за всё время её существования. Этот же год явился пиком гонения на независимые СМИ. Если в 1906 году на печать было наложено 16 штрафов, то в 1913-м – 340, более сорока редакторов были посажены в тюрьму. Сегодня видна та же закономерность: по мере нарастания стабильности гонения на СМИ только усиливаются.

24.12.2013 14:45


Закончились «времена больших волнений»

Немецкие газеты покидают Россию

Немецкие издания Frankfurter Allgemeine и Die Zeit объявили о резком сокращении штата корреспондентов в московских отделениях. Так, например, издание Frankfurter Allgemeine, у которого штат доходил до трех корреспондентов, с осени будет представлен в Москве одним журналистом, а корпункт Die Zeit вовсе будет закрыт. Все дело в том, что, как пояснили представители изданий, в России закончились «времена больших волнений» и качественного освещения событий уже не нужно держать столько сотрудников.

06.02.2013 14:35, Алексей Чернега


Почему хочется, чтобы пресса выжила

Постепенно приходит понимание, что схема «сам себе журналист» не является панацеей

Смерть печатной прессе - всему общественному институту с профессиональными журналистами, редакторами, корректорами, издательствами - за последнюю сотню с небольшим лет предсказывали неоднократно.

09.01.2013 16:30, Виктория Доронина


«Из консервативного журнала либерального толка издание превратилось в откровенный рупор пропаганды для среднеобразованных людей»

Размышления на отдыхе о свежем номере «Economist»

Традиционный отпускной сезон всегда приятно помимо ничего-не-делания использовать для исполнения мелких вещей, до которых никак не доходили руки. Вот и я решил наконец подцепить на свою таблету электронную версию Economist. На бумажную версию был подписан всегда, но с постоянными перелетами вечно подбираю уже устаревшие номера. Вот и решил нагнать прогресс и перестать отставать от любимого издания.

20.08.2012 14:01, Aндрей Дикушин


Пресса под прессом

Какая судьба ждет печатные и отраслевые СМИ в новых законодательных реалиях?

При всех затруднениях, которые тотальный запрет на рекламу алкоголя создал для самых разных площадок, в деле с новой редакцией старого закона есть один едва ли не главный «пострадавший». Речь о печатной прессе, которая и так переживает не лучшие времена в связи с ростом интернета, а теперь имеет все основания ждать для себя еще худших.

08.08.2012 10:04, Наталья Малютина, Евгений Чепурной


«Гардиан» перестаёт быть газетой в привычном смысле слова

«Мы, как апостолы, убеждали всех довериться социальным сетям»

Алан Расбриджер - человек занятой, о чём известно по обе стороны Атлантики. Кажется, что он вездесущ: по эту сторону океана он занимается журналистикой, экспериментирует с «Твиттером», руководит освещением скандала с прослушиванием телефонных разговоров, в результате которого одного за другим увольняют администраторов и редакторов принадлежащего Руперту Мердоку издания «Ньюс интернэшнл». По ту сторону Атлантики он организует филиал «Гардиан» в Нью-Йорке, призванный утвердиться на американском рынке СМИ за счёт активного распространения электронной версии газеты.

03.08.2012 08:30, Джастин Эллис


«Хулиганы» из «Коммерсанта»

Блогеры обсуждают громкие отставки в издательском доме

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов уволил главреда журнала «Коммерсантъ Власть» Максима Ковальского и гендиректора холдинга Андрея Галиева. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян damian Кудрявцев написал заявление об уходе.

13.12.2011 14:30


Нетрудовые будни

Редакция «Известий» выходит на работу, но не выпускает газету. Издатель не уведомил сотрудников о прекращении выхода издания

«Известия» переходят к новому издателю, но далеко не в полном составе. Почти 200 человек из прошлой редакции рискуют остаться без работы и выходного пособия. Однако газета существовать не перестанет — теперь её будет выпускать ООО «Айньюс», возглавляемое Арамом Габреляновым.

06.06.2011 07:40, nata-kochetkova


«Кричать о том, что печать умирает, преждевременно»

Интервью с новым исполнительным директором ГИПП Мариной Давыдовой

Чуть больше месяца назад, 15 марта 2011 года, Гильдия издателей периодической печати избрала нового исполнительного директора — Марину Давыдову, которая семь лет своей карьеры отдала ГИПП. Юлия Казакова, возглавлявшая гильдию с 2002 года, перешла в мэрию Москвы заместителем руководителя департамента СМИ и рекламы.

22.04.2011 08:00, Анастасия Алексеева






 

Самое читаемое


Новости

В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.
АИИ подвела итоги конкурса «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс был нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния. Призовой фонд составил 140 тысяч рублей.
Цифровая платформа «Ноосфера»: новые перспективы открытого доступа
В рамках 26-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» состоялась презентация результатов реализации проекта Цифровая платформа «Ноосфера», а также обсуждение возможных путей дальнейшего развития проектов открытого доступа в России и мире.
В Москве пройдет хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE II
30 июня 2019 года Ассоциация интернет-издателей проведет хакатон по созданию проектов на основе открытых данных HACKNOWLEGE II. Среди участников мы ждем программистов, проектировщиков, дизайнеров и специалистов по работе с профильными сервисами.
В Великобритании запретили использовать гендерные стереотипы в рекламе
С 14 июня в Великобритании вступил в силу запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе, пишет BBC.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.