Подписаться на обновления
15 ноябряПятница

usd цб 64.2101

eur цб 70.6761

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Манцов   пятница, 13 ноября 2009 года, 09:36

Тень негра
Конец фильма. Событие, обещанное названием, в саму ленту не помещается. Превращаясь в событие загадочное


Кадр из фильма "Смерть господина Лазареску"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В постсоветской России Бога понизили до «ответственного за нравственность». К Богу взывают, когда хотят прижучить олигархов, устроивших танцы красоток в Куршевеле и на «Авроре», прикупивших спортивные бренды международного уровня.

Посмотрел по кабелю нашумевшее румынское кино «Смерть господина Лазареску» и стремительно написал эту колонку.

Правые и левые, сионисты и черносотенцы, оппортунисты и онанисты — все заняты поддержанием равновесия. Выработаны ритуалы: предупредительный щелчок по носу, дозированный удар в пах условного противника…

Первый час экранного времени старичок из панельной многоэтажки недомогает при поддержке соседей. Последующие полтора часа его возят по больницам и диагностируют, обещая скорую погибель.

Обычно кино строится на совпадении зрителя и протагониста. Здесь нечто противоположное: моя внутренняя задача состояла в том, чтобы от обречённого старичка отстраниться.

Наблюдать за собой было любопытно. Сначала говорил себе, что в постсоветской России мужчины, хе-хе, столько не живут.

После убеждал, что к моменту, когда навалятся болезни, я буду умеренно богатым и, значит, сумею купить человеческое к себе отношение.

Тем более что у нас продаётся практически всё: рынок-с.

Если всё-таки не разбогатею («Хрен разбогатеешь», — глумился и глумился голос в подкорке), тогда рядом непременно окажется кто-то из родных.

Дочка румынского господина укатила в Америку (голос: «Проклятые румыны совсем уже зажрались»), но мои-то бедные родственники никуда от меня не денутся (?).

Время шло, старичок мочился под себя и капризничал, режиссёр умело и незаметно двигал вперёд персонажей второго плана.

Между тем и он, и я осознаём, что тут по-прежнему доминирует неприятный господин Лазареску, смерть которого обещана, смерть которого что-то значит.

Мне смертельно не хочется про него помнить, поэтому я благодарно цепляюсь за героев с одухотворённым лицом и нормальными человеческими проявлениями.

Я наверняка знаю, что и в шестьдесят, и в семьдесят лет от роду всё ещё буду садиться на поперечный шпагат; снова научусь делать сальто, и не хуже господина Айенгара.

(Мне всегда нравилась формула, кажется, Маяковского: «Смерть, не сметь».)

Время неумолимо идёт, старичок перестаёт ко всем цепляться и затихает. Ночь на исходе, операция откладывается, у меня появляется уверенность в том, что диагнозы неверны.

Внезапно и зрителю, и медсестре покажется, что обещанное всё-таки сбылось и что старичок умер на кушетке. Словно бы протестуя, он начинает шевелиться. Кажется, на этот раз откачают.

Финальный титр, сигнализирующий об окончании фильма, выбрасывает зрителя к титру начальному, напоминает про то, что пока не сбылось, — про смерть господина Лазареску (недаром я так часто говорю про основополагающую роль названия).

Всего-навсего отсрочка.

В тот момент, когда я окончательно расплевался с протагонистом и вновь обрёл собственное гибкое тело в комплекте с так называемой индивидуальностью («я вновь повстречался с надеждой: приятная встреча»), меня властно поставили на место, намертво склеив с неопрятным человеком румынского происхождения.

Как это было у Балабанова в недооценённом фарсе «Брат-2»: «Почему же Киркоров румын? Киркоров — болгарин». — «Да какая разница!»

Вот именно.

В некотором — базовом — смысле каждый из нас румын.

Никакой разницы.

Моя предыдущая колонка вызвала отклики приятелей. Обидевшись за родной город, один коренной москвич не без злорадства сообщил, что в интернете меня поименовали «воинствующим провинциалом», и разъяснил: за десять лет Москва изменилась в лучшую сторону, приезжай и работай.

Чем чёрт не шутит? Собирался недолго. Наметил отъезд на вторник. А в понедельник ночью взялся посмотреть очередную «Школу злословия».

Там встречали карикатуриста Михаила Златковского. Так вот, включаюсь ровно в тот момент, когда Златковский отвечает на вопрос Дуни Смирновой про лучшего из лучших: «Конечно, это работавший в Нью-Йорке Сол Стейнберг, румынский еврей».

Образцовый синхронизм в духе Юнга! Ангел-хранитель следит за мной и не то чтобы подсказывает — принуждает. Читатель той самой, предыдущей, моей колонки, конечно же, понимает, о чём я.

Вопрос решился сам собою: ни в какую Москву не поехал. Поехал к друзьям в местечко Скуратово попариться. Выбегал из бани на подмороженную землю, громко орал на всю одноэтажную округу: «Москва, Москва (дважды зачёркнуто «люблю тебя как сын, как русский: сильно, пламенно и нежно»), ты нисколько не изменилась; всё те же речи, то же групповое сознание».

Возвращаюсь в предбанник, там ещё один синхронизм по Юнгу. Лев Лещенко нудит: «До свиданья, Москва, до свида-а-анья, олимпийская сказка, прощай…»

Принципиально отказался от свежей воблы, в знак благодарности утешался прошлогодним лещом.

Отчётная румынская картина поразила своей скромностью, но я не о выразительных средствах, я о структуре. Тривиальное событие, обещанное названием, в картину не помещается. По причине чего превращается в событие загадочное.

Казалось бы, кино и литература ловко разбираются со смертью. Два с половиной часа мы как бы скучаем в ожидании того, что и эти румынские мастера искусств окажутся всего-навсего ловкими ребятами (цыганами?).

Но они, наперекор ожиданиям, оказываются ребятами честными. Смерть сварливого и даже вонючего господина Лазареску этим честным румынским парням не по зубам (а кому по зубам?), и они основывают на этом соображении свою пораженческую эстетику, своё упражнение в смирении.

Есть в этой картине одна сногсшибательная (смыслообразующая) деталь. Я давно хотел снять или хотя бы посмотреть кино, где делался бы акцент на астропсихологии, то есть поведение героя ставилось бы в соответствие его зодиакальному знаку.

Так вот, склонные к мистике румыны ненавязчиво, но и недвусмысленно мой наказ выполнили. В одной из клиник медсестра зачитывает вслух: «Пациент Лазареску родился 19 ноября. То есть Скорпион? Прямо как моя тётка!»

Конечно, эта реплика не проходная. Авторы знают, что делают. Таким образом актуализируется неуёмная агрессивность героя, получает обоснование его стиль общения.

Внимательный зритель считывает следующее: этот стиль и эта манера не есть индивидуальная характеристика, не есть приобретённый «характер». Наоборот, тут нечто врождённое и, если угодно, кармическое.

Уже через минуту после вышеприведённой реплики медсестры — минуту оцепенения — у меня в голове замкнуло, и фильм перешёл в иную весовую категорию. Хотя и до этого момента он представлялся вполне себе выдающимся.

Господин Лазареску превращается в носителя надличностных качеств, в человека, подчиняющегося не своим капризам, но космическим законам. Один из этих законов — смертность, биологическая конечность.

Повторюсь, авторы знают, что делают: сразу после реплики, указывающей на скорпионью природу господина Лазареску, они дают несколько эпизодов, эту самую природу показывающих (господин язвит и ко всем цепляется).

Теперь у фильма появляется новое измерение: причудливая зодиакальная образность, основанная по большей части на древнегреческой мифологии.

Образность навязчиво мерцает, конфликтуя со стёртым изображением, с панельным убожеством, с унифицированным больничным дизайном.

Выписываю из книжки одного шибко умного сербского астролога: «Все звёзды из созвездия Скорпиона непосредственно указывают на наёмное убийство, оживляя рассказ, в котором Гея посылает убить Ориона…

Звёзды из хвоста и жала Скорпиона через положительный планетарный канал дают целителей, людей, знающих, как силу яда использовать для лечения».

Кстати, вот «мы» научили сербов и румын коммунизму, и они будто бы нам поддакивали. Поддакивали, изображали из себя дурачков, кланялись до земли тиранам Тито и Чаушеску, но, выходит, не сдали ни одной стратегической зоны, ни одного священного камня; уважаю.

Итак, на самом поверхностном уровне знак Скорпиона указывает на склонность к язвительности, но по сути этот знак отвечает за смерть.

Понятно, моей целью не является демонстрация астропсихологического навыка: в этой области я непрофессионал (впрочем, как и в любой другой).

Я хотел всего-навсего указать на глубину культурного слоя, которая различима даже в самых заурядных забугорных произведениях, а значит, как я, экстраполируя, догадываюсь, характерна и для забугорной повседневности.

Сегодняшняя колонка в некотором роде заключительная. На протяжении примерно трёх лет мной — от тоски и мстительной безнадёжности — осуществлялся скромный, но всё-таки тайный проект «Тень негра», суть которого будет раскрыта с минуты на минуту. Начиная со следующей колонки формат несколько поменяется.

Проект был спровоцирован двумя американскими книжками, которые я прочитал почти одновременно и которые, что называется, легли на душу: «Долорес Клейборн» Стивена Кинга, «Бенито Серено» Германа Мелвилла.

Сам по себе роман Кинга не настолько хорош, на мой вкус, это «Кинг ниже собственного среднего уровня». Однако он исключительно важен с точки зрения идеологии.

Кинг жёстко полемизирует с самим Фёдором Достоевским. Имеются в виду «Братья Карамазовы», конкретно линия «брат Иван — Смердяков».

Исключительное значение имеет дата написания: октябрь 1989 — февраль 1992.

В СССР свирепствует перестройка, и Кинг, похоже, внимательно отслеживает тутошние смысловые мутации. В своём романе он ставит под сомнение тот тенденциозный приговор, который Достоевский выносит подзаборному плебею Смердякову, приговор, который был золотыми буквами вышит на боевом перестроечном знамени.

В качестве первопричины, в качестве исходного зла Кинг сохраняет образ «сладострастного папаши». При этом он меняет Смердякова и брата Ивана на женщин, на соответственно безродную служанку Долорес Клейборн и её хозяйку миллионершу Веру Донован.

На собственном примере Вера Донован учит Долорес Клейборн, как безнаказанно истребить порочного мужа; Долорес действует точно зомби.

Однако дальше Кинг совершает натуральный нравственный подвиг: он безжалостно казнит учительницу, но полностью оправдывает неразумную плебейку.

То есть проводит Долорес через муки совести, через нравственную борьбу и тому подобное, но оставляет ей и любовь, и прощение её собственных детей.

В другой, автобиографической книге Кинг без стеснения причисляет себя к «рабочему классу».

Постсоветские интеллектуалы думают, что издеваются над народом (в сериале «Любовь на районе»), а на самом деле — уничтожают самих себя…

Я прочитал «Долорес Клейборн» как раз в тот момент, когда в России стало модным делом высмеивать американские демократические традиции.

Кивали на Ирак, на президента Буша, на финансовый пузырь, который не сегодня-завтра лопнет, на тому подобные гнусности с недоразумениями.

Причём смеялись, издевались не одни только борзописцы, но даже и вчерашние демократы!

Именно тогда я стал усиленно использовать термин «барство» и термин «грамотные», имея в виду тутошних людей, одинаково не доверяющих «простому человеку», «человеку с улицы».

В этом смысле не играла никакой роли партийная принадлежность: барами в равной степени могли быть и приветствующие распад 1991 года единороссы, и оголтелые коммунисты-реваншисты, и националисты, вынуждающие нас упасть на колени перед балалайкой, самоваром и Достоевским.

Все они последними словами бомбили историю собственной страны начиная с 1917 года, различаясь только в целях, но не в средствах; неизменно попадая в сегодняшнее живое. Все обожествляли давно отмершее, неактуальное.

Учёные люди приохотили нас употреблять понятие «догоняющая модернизация». Так вот, понятие это особенно уместно по отношению к социальной образности, которая как раз дороже всего достаётся.

Именно за неё чаще всего льётся кровь, именно она определяет последующее экономическое развитие. Европа с Америкой прошли путь от скотства к более-менее нормальному человеческому общежитию по-своему. Россия по-своему.

Достижением советского периода стало внедрение понятия «товарищ». В гениальной картине Алексея Коренева «Большая перемена» есть эпизод, который, к сожалению, даже не снился духовидцу Достоевскому.

Герой Евгения Леонова приходит на стройку мирить героя Ролана Быкова с женою, однако слишком задиристо употребляет формулу «товарищеский суд». Сначала мужики меряются кулаками, потом осознают, что делить-то им, в сущности, нечего.

Быков: «Но почему, почему суд?»

Леонов: «Так ведь суд — товарищеский. Мы же все тут товарищи!»

Это абсолютный прорыв. Это то, что не снилось «великой русской литературе» золотого и Серебряного веков. То, за что борется сегодня прогрессивное человечество, включая знаменитого Стивена Кинга и мало кому известного меня.

Возможно, в гримёрке и до, и после съёмок Леонов и Быков ругали ходульный, по их мнению, сценарий последними словами.

Кажется, во «Взгляде» было интервью с драматургом Георгием Садовниковым, который, по его словам, слегка стеснялся собственного текста.

Но — смотри мою предыдущую колонку — столичная богема мечтает только о том, чтобы знатно выглядеть, а потому культивирует старинные аристократические ритуалы, выродившиеся в антидемократический скепсис и откровенный цинизм.

Живая жизнь сильнее богемы! Смотрите же, они смеялись, они кривлялись, но на экране-то остались святая простота и, если угодно, евангельская чистота. Образ победил и цинизм, и богему.

Помнится, удачно перепел советского происхождения песню про слово «товарищ» в целом неинтересный мне Егор Летов.

(И мы ещё посмотрим, не окажутся ли через четверть века в одной весовой категории «Карамазовы» и «Перемена»! А в том, что агрессивных антисоветчиков будут через семь-восемь лет пороть на конюшне, я не сомневаюсь нисколько. Я, кстати же, не приветствую, но таков вектор развития.)

Коротко говоря, наш страшный двадцатый век — это неизбежная плата за образное отставание от доминантного Запада.

Когда мне в миллионный раз говорят, что «всё было неправильно, всё напрасно», или о «преступлениях сталинизма», я моментально опознаю барина, которому на самом деле наплевать и на человеческую кровь, и на человеческую душу. Который хочет властвовать, и только. Долго, однако, не получится.

Всё было не зря. Вот уже и Стивен Кинг в наших рядах, и вся непотопляемая (да потому что по-настоящему демократическая!) американская культура за нас.

Какой-то урод, явно намекая на меня, написал в «Живом журнале», что ему неприятны «павианьи схватки разночинцев за статус». Это правильная реакция; реакция, которой я добивался.

Целью проекта были как раз люди, которые ни в чём со мной не согласны, но которые почему-то всё равно дочитывают мои безразмерные, неформатные, топчущиеся на одном месте и на одной теме колонки до конца.

Повесть Германа Мелвилла «Бенито Серено» написана в 1855 году, а дело происходит у южных берегов Чили и вовсе в 1799-м.

Два прекрасных белых человека, капитан Делано и капитан Серено, нравственно противостоят шайке негров-головорезов, которых возглавляет некий «малорослый Бабо».

Коварству и жестокости негритосов нет предела: те перебили большую часть белого экипажа, сняли шкуру с живых и ввели в заблуждение наблюдателей!

Мелвилл строит повествование так, что мы, читатели, буквально захлёбываемся справедливым гневом и сочувствием. Гнев — злокозненным неграм, сочувствие, естественно, — благородным белым (зачёркнуто «белякам»).

В конечном счёте людей с чёрной душой уничтожают, а людей с прекрасной белой душой освобождают и, видимо, награждают. Что-то, однако, омрачает радость.

Что-то мешает честному читателю беззаветно полюбить прекрасных белых капитанов, с точки зрения которых изложены трагические события (в этом смысле капитаны — образцовые хозяева дискурса). Мерцают тревожные огоньки, колышутся загадочные тени.

Эти огоньки и эти тени — несмелые напоминания о том, что негры были невольниками и что белые люди с нежными душами везли их на перепродажу.

Жестокие люди с чёрными душами всего-навсего хотели на родину: «Негр Бабо осведомился, нет ли где-нибудь в морях негритянских стран, где они могли бы пристать к берегу…»

Едва выясняется, что поблизости никаких негритянских стран нет, малорослый уродливый Бабо приказывает доставить их в Сенегал (почему-то со словом «Сенегал» у меня срифмовался эпизод из «Чапаева»: «Брат Митька помирает, ухи просит…»).

В финале Мелвилл разводит двух белых капитанов. Один, Делано, остаётся жить-процветать в режиме невменяемого благородства. Другой же, Серено, никак не может избавиться от загадочной тоски и умирает вскоре после справедливого суда над кошмарными неграми.

Делано: «Прошлое прошло — к чему выводить из него мораль? Забудем о нём. Разве не задушевны эти тёплые пассаты? Дон Серено, вы спасены! Откуда же падает на вас эта тень?»

Серено: «От негра».

Осталось ли в этой стране местечко, где неграмотный может весело реализоваться, попутно заработав пятнадцать копеек на пропитание? Или комиссары уже везде?

Я уверен, если бы русская культура XIX столетия сумела прорваться к подобной проблематике и к подобной ясности мышления, никаких революций в веке двадцатом не случилось бы.

Однако у неё элементарно не хватило силёнок, что поделаешь. Российская история пошла по причудливо-кровавому пути для того, чтобы научить будущие поколения россиян ясности мышления и вменяемости. Но нет, не получается до сего дня.

Приходится полуграмотному мне заниматься сочинительством, разъясняя шибко грамотным очевидные вещи: тень негра неотчуждаема.

Её можно загнать глубоко в подкорку, её, серенькую, можно зачернить, загримировать под будто бы безнадёжного Смердякова. От неё невозможно избавиться.

«Любимая, уже написан «Вертер» (исправлено на «Бенито Серено» ).

Дворянская литература научила нашего человека понятию «суверенная личность». Отсюда нескончаемая тяжба с давно умершими или всё ещё живущими людьми, будь то Николай II, Ленин, Троцкий, Сталин, Ельцин или Чубайс.

Роль личности преувеличивается, все — от миллионеров до домохозяек — имеют собственное мнение по любому поводу (кажется, была в советское время знаменитая пьеска с таким названием).

В телевизоре известная Наталья Нарочницкая с пафосом восклицает, думаю, озвучивая как официальную, так и общенародную точки зрения: «Да любой наш слесарь глубже так называемого среднего американца!»

Ситуацию прекрасно иллюстрирует русскоязычный «Живой журнал», которому, кажется, нет аналогов в мире: миллион мыслящих тростников надувает щёки, а следом выдувает общеупотребительное собственное мнение.

Весь этот детский сад нестерпим. Даже рядовые румынские киношники (я, например, никак не запомню имя человека, поставившего «Смерть господина Лазареску») вовсю работают с метафизикой и даже, извиняюсь, с космическими энергиями.

Розанов, которого наши мыслящие тростники ценят, как правило, за кокетство, противостоял гордой дворянской самостийности в чём-то самом главном.

«Звёзды — жалеют ли? Мать жалеет, и да будет она выше звёзд» — не отвлечённая поэзия. Будучи мистиком и знатоком эзотерических традиций, Розанов и трезвее, и проницательнее своих коллег.

«Смерть господина Лазареску» — как раз кино о безжалостных звёздах, которые почти непобедимы, ибо сильнее звёзд один только Бог. Однако в постсоветской России Бога понизили до «ответственного за нравственность».

К Богу взывают, когда хотят прижучить олигархов, устроивших танцы красоток в Куршевеле и на «Авроре», прикупивших спортивные бренды международного уровня.

На мой же взгляд, Куршевель, «Аврора» и разного рода «Челси» дают нам примечательные образцы истинно мужского поведения.

Летом посмотрел на канале «Россия» повтор нашумевшей прошлогодней документалки «Византия».

Там, как известно, была сделана попытка рассказать о проблемах сегодняшней России эзоповым языком: в кадре критиковались византийские нравы и порядки. Византия, таким образом, использовалась в качестве некоего культурного образца.

Результат, однако, меня ужаснул. Каждые три минуты сообщалось про очередную гнусность из византийской жизни, каковая гнусность тут же списывалась на… происки Запада!

Всё это было сделано в убогом жанре «говорящая голова» и, к великому сожалению, с участием духовной особы.

Сегодня в телевизоре — сотни блестящих просветительских картин из Великобритании, Германии, США. Не оторваться, есть с чем сравнивать.

Раньше нам объясняли: у страны нет денег на грамотные культурные, да и пропагандистские проекты. Теперь денег завались. Ещё больше, уверен, было доброй воли и светлых помыслов.

Почему же настолько чудовищен результат?

Даже большевики не позволяли себе такого глумления над Византией. Я слышал, они заморозили активные исследования, но и только. Сделать беспомощную агитку против Запада, но и против своей Византии одновременно — как это им вообще удалось?

На столе у меня как раз завалялась книжка Джона Апдайка «Гертруда и Клавдий» — своего рода приквел «Гамлета».

Так вот, там средневековые недоброжелатели Византии с севера Европы рассказывают про неё ровно те же самые жуткие гнусности, которые я впервые услышал из нашего телевизора!

«Византийцев отличает большая любовь к чесноку, баням и кастрации…» — и это, пожалуй, самое безобидное.

Не умеют. Ничегошеньки не умеют. Раздолбать Запад — не умеют. Воспеть Византию — не умеют тоже. Наладить конструктивную критику современной России — не умеют подавно.

Жуткие проблемы с системной речью. Непонимание того, как работает массовая культура. Не умеют обратиться к человеку толпы, ибо совершенно не чувствуют его.

А не чувствуют потому, что в глубине души презирают.

Думаю, авторы до сих пор уверены, что работа удалась. Я же теперь не подойду к теме «Византия» на пушечный выстрел: напугали и отвратили. Уж лучше Апдайк: факты те же самые, но плюс художественность.

Невероятная самонадеянность, спровоцированная верой во всемогущее сознание суверенной личности.

О эти белые капитаны, не замечающие тень негра, радикально влияющую на их поведение!

После означенной телевизионной картины я как раз и решил остановить свой маленький интернет-проект. Мне очень нравится сегодняшнее время! Посыпались и речь, и логика, которые двадцать лет представлялись мне ущербными и порочными.

Три года я предъявлял внутренний опыт негра, у которого никогда-никогда не было родины. Разве что неосязаемая Небесная.

У меня, надеюсь, случится какая-нибудь новая жизнь.

У вас пускай тоже получится измениться.




ОТПРАВИТЬ:       



 






«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

Чудо в ленте происходит почти случайно, намекая зрителю, что настоящему обыкновенному чуду волшебные атрибуты не нужны

28 сентября на 86-м году жизни скончался режиссер и художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. Неделю назад Марк Захаров попал в одну из московских клиник в тяжелом состоянии. Режиссер плохо чувствовал себя на протяжении нескольких дней. Народный артист СССР Марк Захаров известен кинозрителям по картинам «Формула любви», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт», «Тот самый Мюнхгаузен». Вспоминаем один из самых известных фильмов режиссера — «Обыкновенное чудо».

29.09.2019 20:58, Мария Молчанова, diletant.media


Из записной книжки Евгения Весника

Записки профессионального актера

Хорошему артисту необходимо быть наблюдательным, подмечать мелочи, которые можно использовать в своем искусстве. Актер Евгений Весник в этом отношении был человеком уникальным. Одних походок у него в арсенале более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать походку для Каренина, Весник предложил ему «иноходца»: это когда одновременно выступают вперед левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева, у администратора ЦДРИ и у одного из артистов цирка. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «иноходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.

29.09.2019 19:00, izbrannoe.com


Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.